Меню

Как сохранить здоровье учителя памятка

Как сохранить здоровье педагога в условиях школы. Памятка для учителей
материал (психология) по теме

Рекомендации педагогам по профилактике синдрома эмоционального выгорания

Скачать:

Вложение Размер
памятка 530.5 КБ

Предварительный просмотр:

На современном этапе развития общества и образования педагог испытывает большие перегрузки, подчас превышающие ресурсы организма: физиологические, психологические, когнитивные, энергетические. В связи с этим появляется переутомление, нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к возникновению синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). Одним из компонентов компетентности педагога по вопросам сохранения здоровья является умение поддерживать свое здоровье и противодействовать СЭВ, эффективно применять способы сохранения здоровья и создавать здоровьесберегающую среду для своих учеников.

Важными условиями, способствующими реализации здоровьесберегающей технологии обучения, являются два обстоятельства:

во-первых, внимательное отношение педагога к своему собственному здоровью и соблюдение тех правил поведения, которые называются здоровым образом жизни;

во-вторых, общий настрой школы на создание рационального режима работы и благоприятных условий для воспитания и обучения детей.

Главная причина возникновения СЭВ

Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (физическими и психологическими), у человека нарушается состояние равновесия, что неизбежно приводит к возникновению СЭВ.

Стадии синдрома эмоционального выгорания:

1. Истощение (формируется в течение 3–5 лет)

(формируется в течение 5–10 лет)

3. Ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки в рамках выгорания

(формируется в течение 10-20 лет)

КАК ИЗБЕЖАТЬ ВСТРЕЧИ С СИНДРОМОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.

Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.

Подбирайте дело по себе, сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.

Перестаньте искать в работе счастья или спасения. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.

Перестаньте жить за других. Живите, пожалуйста, своей жизнью. Не вместо людей, а вместе с ними.

Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.

Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.

Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за кого-то его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИК ЕВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

— Определение краткосрочных и долгосрочных целей

— Уход от ненужной конкуренции

— Поддержание хорошей физической формы

— Использование «тайм-аутов» (отдых от работы)

— Овладение навыками саморегуляции

— Профессиональное развитие и самосовершенствование

— Стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки

— Учиться переключаться с одного вида деятельности на другой

— Проще относиться к конфликтам на работе

— Не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

— Иметь в виду, что управление своими эмоциями основывается на сознательном контроле.

— Сказать себе: «Я понимаю, почему так переживаю. Раз я понимаю причину, то я должна прекратить нервничать и спокойно решать вопрос (или спокойно ждать, когда время изменит ход ситуации)».

— Не занимайтесь постоянной самокритикой, это приводит еще к большему «самобичеванию».

— Лучшее спасение от тревоги – уверенность в себе!

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА

1. Утренняя гимнастика:

— Массаж кистей и стоп

— Гимнастика для суставов

2. В течение дня упражнения для снятия усталости, напряжения:

— «Владей собой среди толпы смятенной»

— Упражнение на снятие физического напряжения

— Массаж точек на лице

3. При стрессе и в конце рабочего дня:

Настрои-утверждения: «Я справлюсь! Я молодец! Я владею ситуацией! Я уже чувствую себя лучше!»

4. Улыбка в течение всего дня.

Упражнение
«Владей собой среди толпы смятенной…»

.1. Сложите руки в «замок» за спиной. напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей.

2. Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти.

Во время потягивания в организм поступает «гормон счастья» — эндорфин.

4. Зафиксируйте улыбку на лице на 10–15 секунд. Почувствуйте, как расслабляется ваше тело от улыбки!

Техника расслабления
1. Попытайтесь сконцентрировать свое внимание на неестественно напряженной группе мышц, стиснутых зубах, сильно наморщенном лбе и т.п.

2. Далее постарайтесь еще сильнее напрячь эти мышцы (сильнее стисните зубы, наморщите лоб и т.д.).

3. Затем начинайте медленно снимать напряжение. Почувствуйте, как расслабляются ваши мышцы, вплоть до полного расслабления. Получите от этого удовольствие.

Массаж точек на лице

1-я т. – область лба «третий глаз»; 2-я т. – у крыльев носа;

3-я т. – область подбородка;

4-я т. – область висков;

5-я т. – нижнечелюстной сустав (около козелка уха);

6-я т. – в области затылка (2 точки);

7-я т. – 1-й шейный позвонок.

Массируем плавными круговыми движениями по и против часовой стрелки – 8 раз.

Используемая и рекомендуемая литература:

1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996.

2. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя. – М.: Флинта, 2001.

3. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2001. – Сентябрь.

4. Трунов Д.Г. Синдром «сгорания»: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. – 1998. – №

5 . Форманюк Т.В. «Синдром эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя //. Вопросы психологии. – 1994. – № 6.

Психологическое здоровье учителя

в учебном процессе

является центральным звеном,

и в условиях школы

нужно не только знать и уметь,

как сохранить свое здоровье и здоровье учащихся, но желать это сделать.

Желаю творческих успехов в обучении

и воспитании детей!

«Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто».

Источник

Рекомендации по сохранению здоровья педагогов и советы по предупреждению профессионального «выгорания»

Рекомендации по сохранению здоровья педагогов и советы по предупреждению профессионального «выгорания»

Наиболее распространенные заболевания педагогов
Профессию педагога смело можно отнести к группе риска по серьезности протекающих заболеваний и частоте нарушений здоровья. Согласно статистическим данным наиболее распространенными заболеваниями этой группы людей являются:
• желудочно-кишечные;
• сердечно-сосудистые;
• заболевания крови;
• болезни опорно-двигательного аппарата;
• различные нарушения функции щитовидной железы;
• нарушения зрения.
К сожалению, сложилось так, что педагоги, которые учат нас тому, что нужно обязательно вести правильный образ жизни, сами даже не соблюдают простейший режим. А в сочетании с неправильным питанием и постоянными перегрузками, как результат мы получает довольно внушительный букет заболеваний.
Одной из наиболее серьезных проблем педагогов является остеохондроз. Корни этой проблемы лежат в нарушении упругости межпозвоночных хрящей, которая является прямым следствием неправильного образа жизни. Заболевания крови – следствие нервных срывов и стрессов. Изменение состава крови происходит из-за поступления большого количества адреналина.
Еще две причины, разрушающие здоровье педагогов, их можно разделить на две группы – мировоззренческая и психическая. К мировоззренческим проблемам можно отнести следующие: неумение найти место в жизни и жить без критики, наличие слишком высоких притязаний, неумение воспринимать свой статус. Среди психологически причин нарушения здоровья лидируют неумение противостоять стрессам и управлять своими эмоциями и превышение психических возможностей.
Советы по сохранению здоровья педагога
Конечно, советы, которые мы дадим – не новы, но именно соблюдая предлагаемые простые правила, вы сможете сохранить свое здоровье. В первую очередь нужно подобрать комплекс упражнений для позвоночника и для осанки. Это можно сделать совместно с тренером или же самостоятельно.
Обязательно следите за своим физическим здоровьем – соблюдайте режим питания и следите, чтобы рацион был разнообразным и обеспечивал все потребности организма. Очень важным является и полноценный сон – для того, чтобы хорошо работать, нужно хорошо отдыхать.
Очень важным компонентом здоровья педагога является соблюдение психоэмоционального равновесия. Его компонентами являются – оптимизм, позитивное мышление, доброжелательное отношение к окружающим, любовь к себе.
Согласитесь, выполнять все эти рекомендации очень просто. При этом результат вы заметите практически сразу. И всегда помните о том, что здоровье педагога – ваше здоровье – это величайшая ценность!

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Как можно учесть и нивелировать влияние стрессогенных факторов, специфических для педагогической деятельности?
Профессиональная деятельность педагога являет¬ся одним из наиболее напряженных (в психологи¬ческом плане) видов социальной деятельности: труд учителя входит в группу профессий с большим числом стресс-факторов, что, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к такой ее интегральной ха¬рактеристике, как стрессоустойчивость. Более того, изучение стрессоустойчивости в этом виде деятель¬ности приобретает в настоящее время особую значи¬мость в связи с ее всевозрастающим стрессогенным характером, обусловленным ломкой социальных сте¬реотипов, социальным заказом на воспитание моло¬дого поколения с учетом новых стратегий развития об¬щества, возрастающей конкуренции, усиливающимся расслоением общества и т. д. Важно учитывать в пол¬ной мере это обстоятельство, поскольку именно учи¬тель в первую очередь отвечает за организацию ком¬фортной образовательной среды, делает на практике эту среду благоприятной для обучения школьников. По данным НИИ медицины труда, к неврозам, связан¬ным с их профессиональной деятельностью, склонны около 60% учителей.
Стрессогенные факторы можно условно объеди¬нить в несколько групп. Стрессогенные факторы, за¬висящие от условий труда:
 перегрузки работой в целом;
 различные финансовые затруднения;
 загруженность работой и отсутствие свободного времени;
 быстрое переключение на работу по- новому;
 отсутствие стимулов для качественной работы;
 перегрузка деятельностью вне сферы прямых обязанностей.
Практически все факторы данной группы присут¬ствуют в педагогической деятельности. Планирование деятельности, освоение путей оптимизации рабочего времени руководителей и подчиненных, внедрение си¬стемы мотивации и стимулирования профессиональ¬ной деятельности педагога снижают действие стрес¬согенных факторов данной группы.
Стрессогенные факторы, зависящие от личных ка¬честв работника:
 боязнь администрации;
 чувство чрезмерно высокой ответственности за результаты труда;
 ошибки в общении с коллегами и администраци¬ей;
 возбудимость как доминирующая черта характе¬ра;
 изолированная позиция в коллективе;
 нехватка знаний по технологии профессиональ¬ной деятельности;
 нехватка времени в следствие плохой самоор¬ганизации.
Страх лишь до определенной степени и в тече¬ние некоторого времени выступает в роли стимула. Выстраивание отношений в коллективе по типу «со¬трудничества» требует определенных временных, ор-ганизационных и эмоциональных затрат со стороны администрации, но вместе с тем это наиболее эффек¬тивный путь предупреждения «боязни администра¬ции». Нехватка знаний по технологиям профессиональ¬ной деятельности легко устранима через обучение. На сегодняшний день педагоги и руководители имеют возможность повышать квалификацию, как в очной, так и в заочной, дистанционной форме. Рынок обра-зовательных услуг предлагает множество семинаров, тренингов, лекций по отдельным темам. Через обуче¬ние преодолеваются и ошибки в общении с коллегами, и как следствие изолированная позиция в коллективе.
Чувство чрезмерно высокой ответственности и воз¬будимость являются приобретаемыми чертами харак¬тера, в том числе могут рассматриваться и как про¬фессиональные деформации педагога. Осознание этого и освоение приемов саморегуляции способствуют снижению влияния данных стрессогенных факторов.
Стрессогенные факторы, обусловленные управлен¬ческими причинами:
 конфликты с администрацией по причинам ее низкой управленческой культуры;
 неадекватная оценка администрацией профес¬сионального труда работников;
 унижение перед коллективом;
 недоверие руководителя к возможностям и спо¬собностям работника;
 оскорбления со стороны администрации отдель¬ных работников;
 проблемы, связанные с аттестацией профессио¬нализма работников;
 слабые знания руководителем индивидуальных особенностей работника.
Многие факторы данной группы преодолеваются при соблюдении принципов гласности и справедливо¬сти в организации профессиональной деятельности пе¬дагога, наличии четких, измеримых критериев оценки результатов труда, повышении уровня управленческой культуры. Кроме того, индивидуальный подход во вза¬имодействии руководителя с педагогами способствует снижению уровня стрессогенности ситуации на рабо¬чем месте.
Стрессогенные факторы, обусловленные межлич¬ностным общением с коллегами
 оскорбления со стороны коллег;
 негативные проявления в оценке деятельности и личностных качеств со стороны партнеров по работе;
 позиция «отвергаемых» в коллективе;
 наличие группировок в коллективе;
 психофизиологическая несовместимость, безот¬четность неприязнь.
Проведение мероприятий, направленных на спло¬чение коллектива (корпоративное обучение, корпора¬тивные праздники, сохранение традиций в коллективе, тренинги на сплочение коллектива) способствуют эф¬фективному преодолению стресса в ситуациях меж¬личностного общения.
Дополнительные, специфические стрессфакторы ха¬рактеризующие именно педагогическую деятельность:
 конфликтные ситуации педагога с обучающимися;
 подготовка к показательным мероприятиям;
 неудачи в работе;
 плохое поведение учащихся на уроке;
 конфликтные ситуации педагога с родителями;
 безответственное отношение учащихся к учебе;
 плохая подготовка домашнего задания;
 нецензурная брань и лень учащихся;
 некомфортные условия труда;
 смена видов деятельности.
Большинство факторов данной группы относятся к ситуациям взаимодействия педагога с учащимися. Повышения уровня профессионального мастерства, гуманизация отношений – вот возможные пути преодо¬ления стресса в этом случае. Достаточно субъективной является позиция «неудачи в работе». При склонно¬сти педагогов к чрезмерному чувству ответственности за результаты труда, высоких требованиях к себе и дру¬гим, отсутствии четких, относительно стабильных кри¬териев оценки результатов труда, переживание неуда¬чи в работе может стать не только фактором стресса, но и фактором развития эмоционального выгорания. Развитие уверенности в себе, ситуации успеха позво¬ляют предупреждать эмоциональное неблагополучие педагога и как следствие, способствуют повышению эффективности профессиональной деятельности.
По данным опроса, руководители образовательных учреждений в качестве стрессогенных факторов выде¬ляют: перегрузки (93%), конфликтные ситуации (89%), частые проверки вышестоящих организаций (87%), предъявление противоречивых требований (67%), но¬вовведения и частые изменения в образовательных программах (53%), неудовлетворенность социальным статусом (52%).
Стресс – это не напряжение, а перенапряжение ре¬гуляторных систем организма. Это в первую очередь снижение контроля над собой и ситуацией. В стрессо¬вой ситуации важную роль играют навыки волевой пси¬хофизиологической саморегуляции человека, которые позволяют добиваться оптимального состояния для управления резервными возможностями организма.
Можно выделить следующие способы ситуативной саморегуляции:
• Самоубеждение, самоприказы, вызывающие спо¬койное состояние, самовнушение спокойствия и вы¬держки, необходимо для работы настроения: «Сегодня я совершенно спокоен» и т. д.
• Самоконтроль эмоционального состояния по внешним выражениям эмоций: мимике, пантоми¬мике, соматике, характеру речи, наличию мышечного напряжения, повышенной частоты дыхания. Контроли¬ровать внешнее выражение эмоций можно с помощью «запуска» вопросов самоконтроля: «Как выглядит мое лицо?», «Не скован ли я?», «Не сжаты ли мои зубы?», «Как я сижу (стою)?», «Как я дышу?». В случае выявле¬ния признаков напряженности необходимо произволь¬но расслабить мышцы, удобно сесть (стать), устано¬вить спокойный ритм дыхания: сделать 2–3 глубоких вдоха и выдоха, чтобы сбить учащенное дыхание.
• Дыхательные упражнения успокаивающей на¬правленности (успокаивающее дыхание, глубокое ды¬хание). Можно использовать следующее дыхательное упражнение: сделать глубокий вдох, направляя воз¬душный поток в низ живота, задержать дыхание на пару секунд, а потом медленно выпустить воздух через рот ровной струей. Повторить упражнение 3–5 раз. Таким образом, снимается напряжение тела и мозга, созда¬ется уравновешенное состояние.
• Использование образов концентрации и визуа¬лизации -сосредоточение внимания и воображения на определенном объекте (зрительных, звуковых, теле¬сных и других ощущениях).
• Счет до 10, прежде чем совершить ответное дей¬ствие.
• Активизация чувства юмора – попытаться увидеть комическое даже в сложной, серьезной ситуации: мыс¬ленно представить агрессивного партнера в комиче¬ской ситуации (как бы он выглядел в этом состоянии на пляже, в клетке зоопарка, в детской шапочке и т. д.), простить партнеру его ошибку, несообразительность, эмоциональность.
• Отвлечение – постараться как можно ярче пред¬ставить ситуацию, в которой вы обычно чувствуете себя наиболее спокойно и уютно, поставить себя в эту ситуацию.
Если в стрессовой ситуации не удалось справить¬ся с эмоциями, то для эффективного преодоления отрицательных последствий стресса и стабилизации эмоционального состояния используем приемы эмоци-ональной саморегуляции после действия стрессовых факторов:
• Использовать любой шанс, чтобы смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой.
• Медленно осмотреться по сторонам даже в том случае, если помещение знакомо. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывать их внешний вид. Мысленно говорить себе: «Коричневый письменный стол, белые занавески». Сосредоточение на каждом отдельном предмете поможет отвлечься от внутреннего стрессового напряжения, переключить внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки.
• Произвести общую переоценку значимости ситу¬ации по типу: «не очень-то и хотелось» или суметь из¬влечь что-то положительное даже из неудачи, исполь¬зуя прием «зато».
• Применить способ успокоения по принципу «зелен виноград». Сказать себе: «То, к чему я только что без¬успешно стремился, не так уж хорошо, как казалось».
• Спокойно проанализировать ситуацию, постарать¬ся четко осознать возможные негативные последствия и примириться с самыми худшими из них. Осознав худ¬ший исход и примирившись с ним, спокойно обдумать решение ситуации.
• Возникающее чувство раздражения, агрессии мож¬но снять с помощью физической разрядки: несколько раз ударить ногой по воображаемому предмету, побок¬сировать подушку, «выпустить пар».
• Разрядить эмоции – выговориться до конца кому-либо. Когда человек выговориться, его возбуждение снижается, он может осознать свои ошибки и принять правильное решение;
• Чтобы быстрее нормализовать состояние после неприятностей, необходимо дать себе усиленную фи¬зическую нагрузку (20–30 приседаний, бег на месте, подняться пешком на 3–5 й этаж).
• Найти место, где можно вслух проговорить, про¬кричать то, что возмущает, обижает, выплакаться. Пусть это будет пустая комната. По мере того как эти действия будут выполняться, раздражение, гнев, обида уйдут.
• Другой способ – «пустой стул». Представить, что на нем сидит человек, который обидел вас, излить чув¬ства. Ему сейчас можно сказать все, что хочется.
Для профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний можно использовать следующие приемы:
• Экономно расходовать свои эмоционально-энерге¬тические ресурсы. Сила разума способна нейтрализо¬вать отрицательное влияние многих событий и фактов. Будьте оптимистом.
• Жить под девизом «В целом все хорошо, а то, что делается – делается к лучшему».
• Воспринимать неудовлетворительные обстоя¬тельства жизни как временные и пытаться изменить их к лучшему.
• Подмечать свои достижения, успехи и хвалить себя за них.
• Не «пережевывать» в уме случившиеся конфлик¬ты и допущенные ошибки. Осознать их причину, сде¬лать выводы и найти выход.
• Если возникла проблема, конфликт, решать их сво¬евременно и обдуманно.
• Взять за правило: дольше и чаще общаться с приятными людьми. С теми же, кто неприятен, мягко и незаметно ограничивать общение. Если взаимодей¬ствие с малоприятным человеком неизбежно, убедить себя, что происходящее не стоит того, чтобы реагиро¬вать эмоционально.
• Признавать за любым человеком право на свобод¬ное проявление его индивидуальности.
Очевидными являются те общие основания, ко¬торые позволяют сделать педагогический процесс школьного обучения более комфортным и благоприят¬ным. Это: целенаправленное профессиональное вли¬яние каждого участника на формирование комфорт¬ной образовательной среды школы, на гуманизацию отношений самих участников образовательного про¬цесса; адресная помощь ребенку в решении актуаль¬ных задач обучения и развития, а также социализации в условиях школы (собственно учебные затруднения, личностные и межличностные проблемы, проблемы социально-эмоционального характера, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута и т. д.); активное предупреждение возник¬новения острых, деструктивных проблем развития ре¬бенка в процессе обучения; эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стресса; повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, психологов, управленцев, родителей, а также самих детей, включая овладение ими технологиями индивидуальной и групповой рабо¬ты в условиях стресса.

Источник

Читайте также:  Перманентный макияж век вредно ли для здоровья
Adblock
detector