Как сохранить здоровье и остаться хорошим учеником?
статья на тему
Школьная программа обширна и сложна. Как сохранить здоровье и остаться хорошим учеником?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_sokhranit_zdorove_i_ostatsya_khoroshim.doc | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАК СОХРАНИТЬ ЗДОРОВЬЕ И ОСТАТЬСЯ ХОРОШИМ
УЧЕНИКОМ?
Школьная программа обширна и сложна. Каждому подростку приходится значительное время проводить за учебниками и тетрадками. При этом глаза выполняют значительную зрительную работу. После уроков, вопреки рекомендации врачей, большинство учащихся не гуляют на свежем воздухе, а проводят все свое свободное время у телевизора или компьютера. В результате все больше ребят вынуждены надевать очки.
Ученые связывают нарушение зрения и с общим состоянием организма, поэтому занятия физической культурой крайне необходимы всем нам. Дети со слабым зрением могут сдавать нормы ГТО, посещать уроки физкультуры, заниматься в спортивных секциях, участвовать в соревнованиях, что имеет не только оздоровительное, но и психологическое значение. Разумеется, физические нагрузки должны дозироваться с учетом возраста и подготовленности каждого ученика
Существует и специальная гимнастика для глаз. Вот два несложных упражнения, которые помогут снять зрительное напряжение.
1. При исходной позиции ноги на ширине плеч, руки в стороны выполнять круговые движения руками вперед и назад и следить за кончиком большого пальца. Повторить 3–4 раза.
2. Исходная позиция: сидя на стуле, скамейке, зажмурить и открыть глаза. Выполняется в среднем темпе, повторить 3–4 раза.
Каждый учащийся еще с начальной школы должен овладеть рядом важных навыков. Из них самый трудный для усвоения: соблюдение необходимого расстояния от глаз до рабочей поверхности (тетради, книги, дисплея компьютера).
Овладение правилами самоконтроля и применение их.
Каждый учащийся должен знать, что надо:
заниматься при достаточном и правильном освещении;
соблюдать ритм зрительной работы, гигиену просмотра телевизионных передач и работы на компьютере;
выполнять гимнастику для глаз и уметь давать глазам отдых.
Гигиенические исследования показывают, что некоторые школьники просиживают перед телевизором или дисплеем до 14 и даже до 30 и более часов в неделю. Проведенный опрос в одной из московских школ ошеломил своим результатом: самым популярным ответом на вопрос «Когда и сколько вы гуляете?» был ответ: «Гуляю по дороге в школу и из школы».
Учеными замечено, что у жителей сельской местности зрение лучше, чем у горожан. Это связано с тем, что в сельской местности больше простора для глаз, а глаз горожанина постоянно «натыкается» на стены. К тому же для глаз вредны геометрически правильные формы и полезны всевозможные природные «завитушки», на них глаз отдыхает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сохраняя здоровье учащихся в школе Вся система образования ориентирована на то, чтобы сохранить и укрепить здоровье ребёнка – одной из уязвимых групп населения, не только потому.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа данного курса разработана для осуществления предпрофильной подготовки учащихся 9 классов гимназий и лицеев. Цель курса:создание благоприятных условий дл.
В данном материале предоставлено родительское собрание на тему «Как сохранить здоровье ребенка». Так как эта тема стала еще актуальней в наше время.
Для формирования у воспитанников понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни.
Презентация для классного часа в 7-8 классах.
Когда на улице сильный мороз, врачи рекомендуют:Одеваться многослойно. Лучше надеть несколько легких кофт вместо одной теплой. Если станет жарко, один слой одежды можно снять. Это предупредит потливос.
Практическое значение работы обусловлено тем, что в ней разработаны задачи по математике, направленный на формирование у учащихся культуры здорового образа жизни. Данные разработки могут найти широкое.
Источник
Классный час на тему: «Я здоровье сберегу» для учащихся 7 класса
классный час (7 класс) по теме
В целях формирования мировоззрения о здоровом образе жизни среди учащихся 7 классов коррекционной школы 3-4 вида был проведен классный час на тему: «Я здоровье сберегу». Основными задачами которого являлись: освоение понятия ЗОЖ; воспитание ответственного отношения учащихся к своему здоровью; развитие творческих способностей, памяти, внимания, познавательного интереса.
В ходе проведения классного часа были использованы воздушные шарики, листы бумаги, иллюстрации лекарственных растений, плакаты с названиями болезней, которые можно лечить с помощью лекарственных растений, аудиозапись, оборудование мультимедиа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материалы к классному часу на тему: «Я здоровье сберегу» для учащихся 7 класса, автор Дудченко А.М. | 747.24 КБ |
Предварительный просмотр:
учителя трудового обучения ГБС(К)ОУ № 91 III-IV вида г. Краснодара в 7 классе
«Я здоровье сберегу!»
Цель: способствовать формированию здорового образа жизни.
Образовательная – освоить основные понятия здоровья, здорового образа жизни (ЗОЖ);
Воспитательная – воспитывать ответственное отношение уч-ся к своему здоровью;
Развивающая – способствовать развитию творческих способностей, память, внимание, познавательный интерес.
Оборудование: воздушный шарик, листы бумаги, иллюстрации лекарственных растений, плакат с названиями болезней, которые можно лечить с помощью лекарственных растений, аудиозапись, оборудование мультимедиа.
Приветствие. Создание благоприятной психоэмоциональной обстановки – Слайд 1
Обсуждение проблемы . Учитель: каждый из нас знает, какой бесценный клад – здоровье. Но почему-то мы начинаем вспоминать об этом, только заболев. Мы не будем проводить сегодня нудных лекций, мы поиграем! Правила игры просты: каждый играет сам за себя, набравший больше всего баллов – победитель. Самая высокая оценка за каждый конкурс – 10 баллов.
Мотивация. При помощи воздушного шарика, который перекидывают друг другу уч-ся, я хотела бы выяснить, что является главным в жизни каждого в данном классе. ( Варианты ответов)
Учитель: без чего человек не может достичь вышеназванных ценностей? (Варианты ответов) Слайд-3
Учитель: без здоровья очень трудно достичь чего-либо, поэтому оно является одним из главных жизненных ценностей человека.
Изучение нового материала:
Учитель: сегодня мы выясним, из чего же складывается здоровье людей
Викторина « Хитрые вопросы – мудрые советы»- Слайды 4-12
- Какое вещество необходимо человеку в количестве 2,5 кг для нормального функционирования организма? (Вода)
- Такая вода содержит в своем составе комплекс солей, макро и микроэлементов. Не зря ее называют «живой водой»? (Талая вода)
- Нужно ли проветривать комнату зимой. Почему? (Необходимо. При температуре 1-2 С 0 болезнетворные бактерии погибают)
- Назовите витамин, который вырабатывается в организме человека под воздействием солнечных лучей. ( Витамин Д )
- В этом состоянии люди проводят треть своей жизни. Оно полезно и необходимо. (Сон).
- Почему яблоки весной не так полезны, как осенью? ( Витамины разрушаются к весне).
- Что нужно сделать усталому путнику после долгой ходьбы? ( Немного полежать, приняв положение, при котором ноги были бы немного выше головы )
- Можно ли сразу после кросса сесть отдыхать? ( Нет. Нужно походить, чтобы кровь не застоялась в венах)
- Это занятие представляет собой естественный массаж, повышает тонус мышц, улучшает работу сердца. Что это за занятие? (Плавание)
Учитель: Древнегреческая пословица гласит: «Нет друга, равного здоровью; нет врага, равного болезни». Давайте подумаем, с чего начинается здоровье?
Ученик: С гигиены, спорта, воды, воздуха и здоровой пищи.
Учитель: Правильно сказано. Начнем с гигиены.
Сейчас я раздам вам листы с одинаковыми для всех вопросами. Вы должны правильно и быстро на них ответить. Слайд — 13
- Что необходимо принимать перед сном обязательно, а в жаркую погоду – утром и вечером? (Душ)
- Как часто необходимо мыть голову? (По мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю )
- Для предупреждения заболевания зубов рекомендуется использовать зубные пасты, содержащие этот элемент. Какой? (Фтор)
- Какие предметы используются для дополнительной чистки зубов. ( Зубочистки, зубная нить).
Учитель: все вы отлично справились.
Что такое физкультура?
Тренировка и игра.
Что такое физкультура?
Физ, и – куль, и – ту, и – ра.
Руки вверх, руки вниз –
Крутим шею, словно руль, —
Ловко прыгай в высоту –
Бегай полчаса с утра –
Занимаясь этим делом, станешь ловким, сильным, смелым.
Плюс – хорошая фигура.
ФИЗ – КУЛЬ — ТУ – РА!
Физкультурная пауза (индивидуальная работа )
Гимнастика для глаз – Слайд 14
Учитель: скажите, когда случается, что вы заболели, какое лекарственное средство вам дает мама или бабушка? Наверное, кроме таблеток вам приходится пить и травяные отвары: они и безвреднее, и эффективнее. Давайте попробуем сейчас заняться народной медициной.
На доске иллюстрации, изображающие лекарственные растения, а рядом в столбик выписаны слова – названия болезней, которые они лечат. Давайте выясним, какую лекарственную траву следует употреблять от той или иной болезни. Слайд 7
Иллюстрации. Названия болезней. Слайд 15
- Ромашка – от боли в горле.
- Подорожник – от внешних ран
- Лопух – от ушибов
- Лист малины – от температуры
- Ноготок или календула – от ангины
- Цветок липы – от простуды
Конкурс «Здоровый обед»
Звучит песня «Если хочешь быть здоров»
Уч-ся должны составить рецепт блюда из полезных продуктов и обосновать свой ответ.
Блиц – турнир «Здоровье не купишь» Отгадай загадки. Слайд 16 — 20
- Весной растет, летом цветет.
Осенью осыпается, зимой отсыпается.
А цветок – на медок,
Лечит от гриппа, кашля и хрипа. ( ЛИПА)
Она и враг и друг.
Как иглы волоски
Покрыли все листки.
Сломи хоть волосок,-
И капнет едкий сок.
На кожу – хоть ори!
Но если дружишь с ней,
Ты многих здоровей:
В ней витаминов – клад,
Весной ее едят. (КРАПИВА)
- Есть корень кривой и рогатый
Целебною силой богатый,
И может два века он ждать человека,
В чащобе лесной под кедровой сосной. (Женьшень)
Далеко не отхожу?
Если ты поранил ноги,
Я им помощь окажу,
Приложу ладошку к ране –
Боль утихнет, и опять
Будут ноги по дороге
В ногу с солнышком шагать. ( Подорожник)
- Он шипы свои выставил колкие.
Шипы у нег как иголки.
Но мы не шипы у него соберем –
Полезных плодов для аптеки нарвем. ( Шиповник)
Учитель: Здоровье – неоценимое счастье для любого человека. Нам хочется быть бодрыми, веселыми, сильными, ловкими, с сильным характером, волей к победе.
Перед вами лежат листы бумаги, где написано слово «здоровье». Вам нужно подобрать к каждой букве этого слова как можно больше слов, которые начинаются с этой буквы и имеют отношение к здоровому образу жизни. Написавший больше всего слов и будет победителем.
З – зарядка, закалка, задор, загар …
Д – диета, доктор, душ, дорожка …
О – отдых, очки, обед…
Р – режим, работа, резвость, решимость …
О – операция, Олимпиада, облик …
В – вода, витамины, выносливость…
Вам дарю один совет.
Солнце только — что проснулось
И ребятам улыбнулось!
Поскорей, дружок, вставай
На зарядку выбегай.
Солнце светит ярко-ярко
Нам от солнца жарко-жарко!
Солнышко, сильнее грей –
Воду в речке нам согрей!
Солнце, воздух и вода –
Наши лучшие друзья!
Ученик: Все мы любим умываться
И опрятно одеваться.
Солнце, воздух и вода – Наши лучшие друзья.
К спорту мы не равнодушны,
Аккуратны и послушны.
Вот любимые продукты:
Витамины, соки, фрукты…
Мы сильны, крепки, красивы
Всем на зависть и на диво.
Учитель: Именно такими вы и должны быть. Хочется видеть вас всегда здоровыми, ловкими, бодрыми и с отличным настроением. Здоровья вам и новых побед!
Звучит музыка. Награждение победителей конкурсов.
Ребята, что является главным в жизни каждого в данном классе?
Ребята, без чего человек не может достичь вышеназванных ценностей
Источник
сохраним здоровье школьников
классный час (7 класс) по теме
В презентации предлагается восемь способов сохранения здоровья школьников. Представлена частьматериала, всю презентацию можно посмотреть по ссылке:http://yadi.sk/d/YCRWRVPy5Mrkh
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sohranit_zdorove_shkolnika.ppt | 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В данной статье рассматриваются пути решения проблемы по сохранению здоровья детей младшего школьного возраста в школе.
В презентации даны рекомендации по профилактике гриппа в школьном коллективе, по сохранению хорошего зрения и правильной осанки у школьников.
Как же помочь ребенку выдержать неподъемную учебную нагрузку и при этом сохранить здоровье.
Когда на улице сильный мороз, врачи рекомендуют:Одеваться многослойно. Лучше надеть несколько легких кофт вместо одной теплой. Если станет жарко, один слой одежды можно снять. Это предупредит потливос.
Проблема сохранения здоровья детей в условиях современной школы. Причины, негативно влияющие на здоровье учащихся.
Практическое значение работы обусловлено тем, что в ней разработаны задачи по математике, направленный на формирование у учащихся культуры здорового образа жизни. Данные разработки могут найти широкое.
Забота о здоровье подрастающего поколения всегда была и остается одним из важнейших аспектов любой страны. Интенсивные изменения в системе образования, инновационные процессы в российских школах ставя.
Источник
Сохранение и укрепление здоровья учащихся на уроках и во внеурочное время
статья на тему
Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Важным условием решения этой задачи для любого учителя-предметника является урок как ведущая организационная форма учебной деятельности. Учитель постоянно должен заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sokhranenie_i_ukreplenie_zdorovya_uchashchikhsya_na_urokakh_i_vo_vneurochnoe_vremya.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сохранение и укрепление здоровья учащихся
на уроках и во внеурочное время
Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто!
Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Когда-то ещё древние греки высекли на камне: «Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай”. Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. По данным исследований ученых до 30% детей, приходящих в школу, уже имеют хронические заболевания. Во время обучения за 11 лет пребывания в школе этот процесс усугубляется. Сказывается ухудшение социальных условий, недостаточность медицинского сопровождения, ухудшение питания, возрастающие учебные нагрузки. Все это ухудшает состояние здоровья школьников. С другой стороны учащиеся мало получают системных знаний о своем здоровье, о том, как его сберечь, не имеют практических навыков заботы о своем здоровье. Некоторые сведения, полученные школьниками на уроках биологии, физической культуры, основах безопасности жизнедеятельности не систематизированы, малоэффективны в формировании здоровья и здорового образа жизни. В учебно-воспитательной деятельности не всегда соблюдаются здоровьесберегающие формы и методы работы, что является следствием увеличения хронических заболеваний школьников, состоящих на диспансерном учете. Именно поэтому проблемы сохранения здоровья, формирования основ здорового образа жизни становятся актуальными и являются одним из необходимых условий достижения высокого качества обучения и воспитания.
Важным условием решения этой задачи для любого учителя-предметника является урок как ведущая организационная форма учебной деятельности.
Лобачевский Николай Иванович был не только выдающимся математиком, но и талантливым педагогом. Говоря о традициях в педагогике и образовании, их значении, он высказался следующим образом: «Моё мнение: ничего не уничтожать, и всё усовершенствовать».
Для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. От уровня рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение, утомления.
Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке. Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья учащихся.
Учитель постоянно должен заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.
У детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. В известной степени неудовлетворенность собой является врожденной категорией и величайшим из стимулов к саморазвитию, обучению, условием борьбы и успеха. Но неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.
У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия стараюсь создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой.
О том, что «хороший смех дарит здоровье» сказано немало. Не случайно чувство юмора – один из приоритетов, который всегда указывают в перечне качеств желательного собеседника. Постоянная серьезность – признак психологического нездоровья. Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит, с позиций здоровьесбережения, не меньше физкультминутки. Несколько уместных и умных шуток в течение урока – показатель его качества, критерий для оценки. Задача учителя — попытаться помочь подростку правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и здоровья.
Далеко не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика.
Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока не допускаю однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке.
Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).
Хорошие результаты во всех 5-6 классах дает хоровое проговаривание иногда целых правил, иногда только отдельных терминов. ( Часто ученик, много раз слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами).
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки. Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволяют им размять свое тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Учителя применяют различные физкультминутки: это и артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика для пальцев и различные упражнения, которые улучшают кровообращения головы, упражнения для снятия статического напряжения, и просто разминку. Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. Ребята после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Систематическое использование оздоровительных минуток приводит к улучшению психо-эмоционального состояния учащихся всех классов, к изменению отношений к себе и своему здоровью.
Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении правильных и неправильных дробей ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового понятия предлагаю во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки вытянуты вперед; задание: если учитель назовет правильную дробь, ученики поднимают руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться; если неправильную – руки опускают вниз с наклоном и расслаблением.
Очень важно развить воображение учеников. С этой целью выполняется следующее упражнение. После введения нового материала, хорового прочтения нового термина ученикам предлагается закрыть глаза и представить, что нос вырос, как у Буратино, обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе этот новый термин. Это можно сделать только мысленно или с движением головы; зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его.
Также важно включать в физкультминутки профилактические упражнения для глаз. Например, упражнение для глаз – “Раскрашивание”. Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом. Также всем известная игра “Муха” помогает глазам отдохнуть. Простейшие упражнения для глаз также обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Это следующие упражнения:
1) вертикальные движения глаз вверх-вниз;
2) горизонтальное вправо-влево;
3) вращение глазами по часовой стрелке и против;
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами “нарисовать” эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.
Многие ребята легко отвлекаются. С целью концентрации внимания устный счет в 5-6 классах можно проводить с закрытыми глазами. Особенно это хорошо удается при решении цепочки примеров. Учитель читает последовательно каждый пример, ребята решают его и готовность выполнять следующий показывают поднятием руки. В конце задания (через 5-6 примеров) ребята открывают глаза, сверяют ответы. Работа проводится в быстром темпе, вызывает интерес ребят.
В 10-11 классе полезно предлагать учащимся представлять стереометрические модели, мысленно поворачивая их, рассматривая со всех сторон. Стараться представить модель как можно более четко, удерживать ее перед мысленным взором в течение нескольких минут.
Итак, назовем основные современные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:
— рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;
— в содержательной части урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;
— количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и т.д.) должно быть 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 мин.;
— в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;
— в течение урока должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания (при выборе технологий необходимо учитывать и то: способствуют ли они активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся);
— обучение должно производиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
— должен осуществляться контроль научности изучаемого материала;
— необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся;
— необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
— на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;
— нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся;
— необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физкультминутки, определять их место, содержание и длительность (лучше на 20-ой и 35-ой минутах урока, длительностью — 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого).
— необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.
Таким образом, становится понятным, что применение здоровьесберегающих технологий как отдельных элементов урока по силам каждому учителю-предметнику. И если все учителя будут использовать это как систему, то результат будет очевиден, и мы все поймем, что здоровье – самое ценное, что есть у человека, именно его мы должны беречь и воспитывать детей, заботящихся о своем здоровье.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся во внеклассной работе (Из опыта работы классного руководителя Лариной Ларисы Николаевны)
Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием «здоровье” обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие. Для того, чтобы ребенок стал физически, психически и социально здоровой личностью, необходимо, прежде всего, чтобы учитывались следующие проблемы:
- Ухудшение социального положения семей обучающихся;
- Необеспеченность детей полноценным питанием;
- Наличие неблагополучных семей, мало занимающимися проблемами воспитания и развития своих детей;
- Невысокий уровень общей культуры населения.
Системная комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся может быть построена из следующих блоков: I блок – ресурсное обеспечение:
- Состояние и содержание классной комнаты в соответствии с гигиеническими нормативами;
- Оснащенность кабинета необходимым оборудованием;
- Питание в школьной столовой;
- Наличие справочной и художественной литературы.
II блок – организация учебного процесса:
- Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки учащихся;
- Использование методов и методик обучения, соответствующих возрастным особенностям и возможностям учащихся;
- Соблюдение требований к использованию технических средств в обучении;
- Индивидуализация обучения.
III блок – просветительско-воспитательная работа с обучающимися и родителями:
- Беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
- Проведения Дня Здоровья, конкурсов, праздников.
IV блок – физкультурно-оздоровительная работа:
- Эффективная работа с учащимися на уроке физкультуры;
- Организация подвижных игр;
- Организация ежедневной утренней гимнастики до уроков, физкультминуток, гимнастики для глаз;
- Проведение спортивных игр, соревнований с использованием правил дорожного движения, личной гигиены и др.
V блок – профилактика:
- Привлечение медработника к просвещению родителей.
Деятельность учителя – классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья школьника:
- Сотрудничество с медицинским персоналом школы для изучения и последующей коррекции физического здоровья учеников класса.
- Организация сотрудничества с родителями учащихся, консультирование родителей.
- Использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации коррекции здоровья учащихся.
- Организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.
- Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев.
- Формирование у обучающихся способности к рефлексии по проблемам собственного здоровья.
Одной из основных тем воспитательной работы в 9«А» классе является тема «Здоровый образ жизни – основа формирования гражданских качеств личности ребенка». Чтобы сохранить и укрепить здоровье учащихся проводятся беседы- «Правила поведения в школе, на улице», «Режим дня», «Спутники стресса: тревога, страх, агрессия»; экскурсии-«В природе должно быть чисто и красиво», «Славная осенняя пора», «Красота зимы». Традицией стало проводить каждую весну походы — «День здоровья», «Веселые старты»; «Рыцарские турниры» ко Дню защитника Отечества. Прошел диспут «Что такое хорошо и что такое плохо», читали и обсуждали произведения В.Осеевой и Л.Толстого о поступках детей, делали выводы. Провели круглый стол «Здоровью поможет гигиена одежды и кожи»; ролевую игру «А можно ли это детям» по профилактике вредных привычек. Для профилактики дорожного травматизма прошло «Путешествие в страну дорожных знаков».
С детьми провожу инструктажи по технике безопасности, профилактике гриппа и простудных заболеваний, физкультминутки, зарядку для снятия утомления глаз, каждый день до начала уроков проходит зарядка. Каждый месяц проводим генеральную уборку класса. Дети посещают спортивные секции в школе.
Чтобы сохранить здоровье детей необходимо сотрудничество с родителями. Проведены такие родительские собрания «Режим дня в жизни школьника», «Пути преодоления вредных привычек у подростков», «Причины и последствия детской агрессии». На собраниях проводятся анкеты, даются памятки, анализируются ситуации, что пример родителей имеет большое значение, даются консультации-какие упражнения выполнять, чтобы снять зрительное утомление, как правильно чистить зубы, правильно питаться, как исправить осанку, посадка во время подготовки домашних заданий. Родители знакомятся с комплексом физкультминуток, с памятками по профилактике гриппа, простудных заболеваний, по профилактике дорожного травматизма.
Учителю необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеальном приближении школьник должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия учащихся.
Очень большое влияние на функциональное состояние организма школьников оказывает структура урока. По мнению многих исследователей, структура урока должна быть гибкой, но обязательно учитывать динамику работоспособности школьников. Во время фазы врабатывания (первые 3-5 минут) нагрузка должна быть относительно невелика, необходимо дать школьникам войти в работу. В период оптимальной устойчивости работоспособности (следующие 20-25 минут) нагрузка может быть максимальной. Затем нагрузку следует снизить, т. к. развивается утомление. Отсюда понятно, что не всегда оправдана та практика, когда учитель первую, наиболее продуктивную часть урока отводить под опрос домашнего задания: лучше эту часть урока посвятить изучению нового материала, а опрос перенести на вторую, менее продуктивную.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются: — Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
— Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
— Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
В целях совершенствования знаний, умений и навыков по здоровьесбережению учителя используют различные методы и приёмы: практический метод, игровой, соревновательный, активные методы обучения, воспитательные, просветительские и образовательные программы.
Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика:
— частую смену позы,
— ненужное перекладывание предметов,
— разговор с соседом,
— увеличение количества ошибок в ответах,
— не восприятие вопроса,
— задержка с ответом,
— частые подглядывания на часы в ожидании конца урока.
Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:
— строгая дозировка учебной нагрузки;
— построение урока с учетом работоспособности учащихся;
— соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
— благоприятный эмоциональный настрой;
— проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.
Не нужно забывать о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4 -7 смен видов деятельности на уроке: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.Наоборот: частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий
— ориентировочная норма средней продолжительности и частоты чередования различных видов учебной деятельности— 7-10 минут;
— число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. — не менее трех;
— чередование видов преподавания — не позже чем через 10-15 минут;
— наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию.
Это такие методы:
— метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.);
— активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь);
— методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимоконтроля);
— место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
— позы учащихся, чередование поз (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы);
— физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке — их место, содержание и продолжительность. Норма — на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-мя повторениями каждого упражнения.
Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Ведь часто мы слышим от своих учеников: «Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя.
Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.), используемые учителем методы повышения этой мотивации; психологический климат на уроке; наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п. способствуют снятию напряжения, лучшему усвоению изучаемого материала.
В конце урока следует обратить внимание на следующее:
- плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма — не менее 60% и не более 75—80% ;
- момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности.
Эти признаки определяются в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма — не ранее чем через 25-30 минут в 1-м классе; 35-40 минут в начальной школе; 40 минут в средней и старшей школе.
Неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.
Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, быть созидателем в окружающем его мире. Однако в нашем обществе зд.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса.
Представлен опыт учителя по применению здоровьесберегающих образовательных технологий в УВП.
Мой самоанализ, работы за три года.
Одной из приоритетных задач современного образования должно стать формирование культуры здоровья подрастающего поколения. Важнейшая роль в сохранении и укреплении здоровья принадлежит самому чело.
В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. При это.
Источник