Тренинг для педагогов «Сохранение психического здоровья»
методическая разработка
10 октября отмечается Всемирный день психического здоровья (с 1992 года). В России День психического здоровья отмечается с 2002 года, по инициативе академика РАМН Т. Б. Дмитриевой.
Согласно Всемирной Организации Здравоохранения,
Психическое здоровье — это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в своё сообщество.
В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.
Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.
Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания». «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию.
Всем хорошо известно, что профессия педагога, который отдает свое сердце и душу детям, требует большого физического, умственного напряжения, а поэтому проблема его здоровья очень актуальна.
Важное правило: « Отдыхать надо раньше, чем устал!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_2019.docx | 67.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 48 «Ручеёк»
658222, Алтайский край, г. Рубцовск, ул. Северная,18,
Тренинг для педагогов
«Сохранение психического здоровья»
Выполнила: Матвиенко А. И.,
Цели : профилактика психологического здоровья педагогов, познакомить участников тренинга с методами релаксации и предоставить возможность практиковать в своей жизни изложенные техники и получать действительно эффективные результаты.
Задачи : знакомство с понятием психическое здоровье, его характеристиками; снижение уровня эмоционального выгорания педагогов, организация условий, способствующих снятию напряжения, чувства тревоги, сплочению коллектива, развитию навыков взаимоподдержки; развитие навыков самоанализа и преодоления психологических барьеров; помощь в осознании личностных ресурсов педагогов.
Формы и методы работы: Групповая дискуссия, игровые методы, метод фрактального рисунка, релаксационные.
Ожидаемые результаты: у участников повысится самооценка и появится уверенность в себе, участники овладеют навыками стрессоустойчивости.
Продолжительность: 40 мин
Участники: Педагоги корпус1, корпус 2
Материалы и оборудование: мягкая игрушка, доска, бумага, ручки, цветные карандаши, подборка мелодий для релаксации, рисунок дерева, листочки, массажные мячики.
10 октября отмечается Всемирный день психического здоровья (с 1992 года). В России День психического здоровья отмечается с 2002 года по инициативе академика РАМН Т. Б. Дмитриевой .
Согласно Всемирной Организации Здравоохранения ,
Психическое здоровье — это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в своё сообщество.
В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.
Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.
Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания». «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию.
Всем хорошо известно, что профессия педагога, который отдает свое сердце и душу детям, требует большого физического, умственного напряжения, а поэтому проблема его здоровья очень актуальна.
Важное правило: « Отдыхать надо раньше, чем устал!»
Игра «Положительные моменты утра» Педагоги передают мячик по кругу и вспоминают, что хорошего произошло с ними утром.
«Чтобы с вами не случилось, во всем старайтесь находить положительные стороны».
Игра «Я знаю, что я…»
Это, простое, на первый взгляд, упражнение может выявить скрытые ресурсы участников, повысить уровень уважения, доверия друг другу.
Все участники сидят в кругу. Каждый из них берет карточку и по очереди зачитывают.
- Я знаю, что у меня взоры нежно-страстные, а речи сладострастные
- Я знаю, что я кокетливо-задорная и совсем не вздорная.
- Я знаю, что я солнечная, стремительная, трепетная, решительная
- Я знаю, что я искренняя, классная, честная, потрясная.
- Я знаю, что я бесподобно танцующая, огненная, флиртующая
- Я знаю., что я гениальная, взрывная, искрометно-чумовая.
- Я знаю, что я сладкая , певучая, вдохновенная, кипучая.
- Я знаю, что я вездесущая, магическая, колоссально-магнетическая
- Я знаю, что я раны исцеляющая и в любовь играющая
- Я знаю, что я бойкая, вовсе не помпезная
- Я знаю, что я все же непорочная, красавица восточная
- Я знаю, что я хмельная, цветущая, к поцелуям зовущая.
- Я знаю, что я пылкая, насмешливая, упрямая и вежливая
- Я знаю, что я лаской согревающая, часто согрешающая
- Я знаю, что я азартная, влюбленная, заманчивая, знойная
- Я знаю, что я непосредственная, смешливая, видная, красивая
- Я знаю, что я творчески увлеченная, с фигуркою точеною
- Я знаю, что аппетитно-вкусная, а в любви искусная
- Я знаю, что я сказочная, живительная, амазонка пленительная.
Любые наши эмоции находят свое отражение в нашем теле. Неприятные эмоции часто проявляются мышечным напряжением в разных частях тела. Мышечное напряжение может стать постоянным, привычным, это уже мышечный зажим. Накопление мышечных зажимов приводит к снижению эмоционального фона, ухудшению здоровья (психосоматика).
Для устранения таких зажимов можно использовать такую игру.
Игра «Мячики» массажные мячики катаем в руках под стихотворение
Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
Ходит ежик без дорожек
По лесу, по лесу
И колючками своими
А я ежику, ежу, ту тропинку покажу
Где катают шишки маленькие мышки!
Игра «Рисование» используется метод фрактального рисунка,
Как рисовать:
1. Лист перед собой расположить по горизонтали.
2. Шарик ручки устанавливаем в любой точке листа.
3. Закрыв глаза, рисуем непрерывную линию, стараясь заполнить как можно большую площадь листа, в течение 50 секунд.
4. Линия должна быть четкая и хорошо прочерченная.
5. Скорость движения ручки средняя, без резких росчерков.
6. Рисуем спокойно, с большим количеством пересечений по горизонтали, вертикали и диагонали, выполняя круговые, овальные и любые другие геометрические фигуры и стараясь разнообразить направления линий и свои движения, а также не допуская частых повторов:
круговых форм;
петлеобразных форм;
8-образных форм;
геометрических форм.
А затем разукрашивают ячейки разными цветами.
Участникам предлагается на листочках (желтых) написать свои отзывы о занятии и прикрепить их к нарисованному на бумаге – дереву.
Я очень всем благодарна за то, что вы нашли время и не поленились придти сегодня на занятие. Хочу вам пожелать здоровья, женского счастья, нежной Любви, открытых улыбок и Внутренней Гармонии вам и вашим близким.
Источник
Групповое занятие-тренинг «Время быть здоровым»
Это занятие направлено на формирование здорового образа жизни, на формирование отрицательного отношения к вредным привычкам, на формирование значимости здоровья, как ценности
Просмотр содержимого документа
«Групповое занятие-тренинг «Время быть здоровым»»
«Время быть здоровым» для учащихся 7 класса
Тема: Время быть здоровым!
Цели: расширить знания подростков о здоровье и здоровом образе жизни; показать значимость здоровья для каждого учащегося и для общества в целом; способствовать формированию ценностного отношения к собственному здоровью; развивать ответственное поведение подростков.
Оборудование: бейджи трех цветов; мяч; «Стена вредных привычек»; стикеры: карточки на виды здоровья, ватманы, маркеры, цветные карандаши (для каждой группы), презентация, притча «Все в твоих руках», анкета обратной связи, буклеты «Здоровый образ жизни»
Целевая аудитория: (участники тренинга): учащиеся 7 классов.
Перед началом тренинга участникам предлагается выбрать бейджи понравившегося цвета и занять место за соответствующим столом. Таким образом, формируются три рабочие группы, за зеленым , желтым и красным столами.
І. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ( все стоят по кругу)
Я рада приветствовать вас на занятии-тренинге, который позволит нам пообщаться.
Но сначала мы познакомимся. Каждый, к кому в руки попадает мяч называет свое имя и прилагательное о своем качестве на эту же букву:. Я- Татьяна- тихая, и так далее
Пожалуйста, разделитесь на три группы по цвету бейджиков (желтые за желтый стол, зеленые за зеленый, красные за красный)
ІІ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Упражнение “Ассоциации”
Что такое здоровье? У каждого из вас при упоминании о здоровье возникают свои ассоциации.
И так, здоровье для вас – это…
Тема занятия «Время быть здоровым» слайд №1
«Здоровье-это не подарок,
который человек получает один раз
и на всю жизнь, а результат
сознательного поведения каждого человека»
( П.Фосс — немецкий профессор)
Существует более 200 определений , что такое здоровье… слайд № 3
В соответствии с Уставом Всемирной Организации Здравоохранения под здоровьем понимается “состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”.
Работа в группах с карточками ( изучить что такое физическое здоровье и его критерии, психическое и его критерии, социальное — и его критерии)
1 группа Физическое здоровье связано с работой нашего организма, нам важно знать, как должен работать наш организм. Прежде всего, у человека должно быть здоровое тело, правильное, красивое телосложение, достаточный вес, рост относительный своего возраста.
Человек должен иметь хорошую физическую подготовку, а это крепкую мышечную силу в руках и ногах, хорошо переносить физические нагрузки, при этом не чувствовать сильной усталости, не падать в обморок. Безусловно, здоровый человек редко болеет простудными и другими заболеваниями, т. е. имеет хорошую защитную функцию против вирусов, микробов.
Так, к числу основных факторов, влияющих на физическое здоровье, относятся: система питания, дыхания, физических нагрузок, закаливания, гигиенические процедуры.
А теперь рассмотрим, что же такое социальное здоровье?
2 группа Под психическим здоровьем мы понимаем наши чувства, т.е. настроение (хорошее, веселое либо грустное, плохое), чувство радости, дружбы, любви, взаимопонимания, взаимоуважения, и так далее, но есть такие эмоциональные чувства, как страх, угнетение, унижение, обида, боль. И в зависимости от того какие у нас преобладают чувства, таким будет наше эмоциональное здоровье.
Важным для комфортного положительного состояния организма является приобретение хороших друзей, любимого человека, наличие полной семьи (мамы и папы). Очень важно, чтобы человека понимали в его окружении, чтобы он сам понимал других, чтобы он умел не только высказывать свои претензии к окружающим, но и уступать другим, не создавать конфликтные ситуации.
На психическое здоровье в первую очередь воздействуют система отношений человека к себе, другим людям, жизни в целом; его жизненные цели и ценности, личностные особенности.
3 группа Социальное здоровье человека – это не что иное, как его социальная активность, поведение в обществе, личное отношение к миру. То есть здесь мы можем рассматривать те качества личности, которые будут обеспечивать гармонию между потребностями данного человека и общества в целом.
Очень важно, чтобы человек стремился к самореализации и постоянному личностному развитию. Некоторые, например, находят способ самореализации в своей учебе или карьере, другие – в семье и детях.
Таким образом, социальное здоровье означает способность к общению с другими людьми в условиях окружающей социальной среды и наличие личностных взаимоотношений, приносящих удовлетворение.
Социальное здоровье личности зависит от соответствия личностного и профессионального самоопределения, удовлетворенности семейным и социальным статусом, гибкости жизненных стратегий и их соответствия социокультурной ситуации (экономическим, социальным и психологическим условиям
Вывод: итак, ребята, мы с вами рассмотрели три основных аспекта здоровья, которые составляют основу ЗОЖ.
Что такое «здоровый образ жизни?» слайд №7
Упражнение «Что формирует здоровье?»
Цель: определение особенностей поведения и образа жизни как важнейших факторов, влияющих на здоровье человека.
Какие существуют факторы влияния на здоровье человека. Предложения записывают на стикерах. После того, как все предложения записаны, психолог предлагает объединить похожие факторы, выделить существенные: наследственность, медицина, окружающая среда, образ жизни человека. Научные исследования дают нам такие результаты по значимости влияния тех или иных факторов на здоровье человека:
— уровень медицинского обеспечения — 10%;
— образ жизни — 50%.
Хотя существует несколько важных факторов, влияющих на развитие и сохранение здоровья, поведение человека, его образ жизни является решающим в сохранении здоровья.
Чем здоровый человек отличается от нездорового? (Ответы участников)
слова для характеристики здорового человека: красивый, ловкий, статный, крепкий, стройный, сильный, румяный, подтянутый.
Давайте попробуем изобразить здорового человека и объяснить, почему изобразили этого человека именно так.
Упражнение “Модель здорового человека”
( плакаты-1/2 ватмана с изображением контура человека
Упражнение «Пути здорового образа жизни»
Цель: формирование понимания участниками сути здорового образа жизни, того, в каких действиях и поведении оно проявляется. Ведущий дает определение «здорового образа жизни».
Здоровый образ жизни – это такая жизнедеятельность человека, которая способствует сохранению и укреплению его здоровья.
Участники объединяются в три подгруппы, каждая из которых получает задание: на рулоне бумаги создать «Путь здорового образа жизни».
Важно обратить внимание и помочь участникам сформулировать их позиции по сохранению развития здоровья. Отвечать на вопрос: «Что делать, как действовать?».
Участники по группам создают модели здорового человека
(выходят и защищают свои проекты)
Как вы думаете, какой человек, здоровый или нездоровый, чувствует себя комфортно? (Ответы участников) Человек, ведущий здоровый образ жизни чувствует себя гораздо лучше.
Теперь поиграем в игру «Верю — не верю»
1.Согласны ли вы, что зарядка — это источник бодрости и здоровья? (да)
2.Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? (нет)
3.Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (да)
4.Правда ли, что есть безвредные наркотики? (нет)
5.Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (нет)
6.Чтобы сохранить зубы здоровыми, нужно чистить их два раза в день. (да)
7.Правда ли, что способствует закаливанию в жаркий день пить ледяную воду? (нет)
Упражнение «Я- забота о здоровье» (анкета индивидуально)
оценить себя по 5 бальной системе
Вывод: Кто может с уверенностью сказать о себе «Я веду здоровый образ жизни…»
Упражнение “Стена вредных привычек”
Что мешает нам вести здоровый образ жизни? (Ответы участников) На каждом шагу человека подстерегают опасности: курение, алкоголизм, наркомания, которые из невинного развлечения, могут превратиться в привычку. А что же такое привычка? (Ответы участников)
Привычка – это поведение, образ действий, ставшие обычными, постоянными. Давайте подумаем, какие вредные привычки могут подорвать здоровье человека. У вас есть стикеры-кирпичики, запишите на них эти привычки.
Участники записывают вредные привычки на стикерах-кирпичиках и размещают их на стене вредных привычек, расположенной между моделями здорового и нездорового человека
На пути человека стоит стена из вредных привычек, и только от него зависит, обойдет он ее или нет. А впоследствии и состояние его здоровья.
Для чего так важно человеку быть здоровым? слайд №8
ІІІ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Упражнение “Ваше здоровье в ваших руках”(притча)
В одном селении жили два умных человека, один был добр и справедлив, и его уважали, к нему шли за советом и разрешением конфликтов, другой был хитер, зол и расчетлив, люди, несмотря на его ум, не шли к нему за помощью. Злобный старец решил всем доказать несовершенство доброго мудреца таким способом: он поймал бабочку, собрал жителей, позвал мудреца и спросил что он сам держит в руках. Добрый старец ответил – бабочку. “Живая она или мертвая?” – был следующий вопрос. И старец ответил: “Сейчас все зависит только от тебя: захочешь, распахнешь ладони, и она живая полетит, а захочешь, сожмешь, и она умрет. Все в твоих руках!”
Мораль такова: ваша жизнь и ваше здоровье в ваших руках. Педагоги, врачи, родители могут повлиять, помочь информацией, но решение принимать вам. И я надеюсь, что оно будет правильным. Просто хочется, чтобы вы понимали, как здорово быть свободным и здоровым. Каждый отвечает за себя сам, помня, что здоровье и тело у него одно-единственное и другого не будет. Вы уже в том возрасте, когда способны думать о том, как жить сегодня, чтобы иметь шанс увидеть завтра.
Здоровье, если к нему не относится, бережно оно не будет прежним. Здоровье, ни вернуть не за какие деньги.
На столах у каждого листы с обратной связью
Упражнение“Пожелание”(стать в круг)
Надеюсь сегодняшнее занятие было для вас полезным, вы смогли с него что-то почерпнуть и сделаете для себя правильный выбор, выбор в пользу здорового образа жизни. Скажем друг другу слова-пожелания. Пожелание должно быть коротким.
Всем спасибо за работу!
Анкета «Обратная связь»
1. Имя участника _____________________________________________
2. Дата занятия _______________________________________________
3. Степень включенности: 12345678910
4. Самые значимые (полезные) для Вас эпизоды, упражнения:___________________________________________________________________________________________________________________
5.Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия):_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анкета «Обратная связь»
1. Имя участника _____________________________________________
2. Дата занятия _______________________________________________
3. Степень включенности: 12345678910
4. Самые значимые (полезные) для Вас эпизоды, упражнения:___________________________________________________________________________________________________________________
5.Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия):_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анкета «Обратная связь»
1. Имя участника _____________________________________________
2. Дата занятия _______________________________________________
3. Степень включенности: 12345678910
4. Самые значимые (полезные) для Вас эпизоды, упражнения:___________________________________________________________________________________________________________________
5.Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия):_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Источник