Меню

Как сохранить здоровье старшеклассников

Как сохранить здоровье старшеклассников

Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения по-прежнему не потеряла своей актуальности. Статистические данные системы здравоохранения, обобщение результатов научных исследований позволяют утверждать, что снижение уровня здоровья учащихся приобрело стойкие тенденции. Интерес ряда исследователей к состоянию здоровья детей обусловлен не только том, что они представляют будущее страны (они составляют 26% ее населения), но и тем, что это наиболее чувствительная к воздействию негативных факторов возрастная группа (В.А. Вишневский, 2002). Создание специализированных учебных заведений без предшествующей физиолого-гигиенической проработки планов и программ, все нарастающая интенсификация образования и обусловленные этим информационные перегрузки учащихся, дефицит двигательной активности, гиповитаминозы, недостаточная инсоляция на севере создают высокую степень риска нарушения здоровья у наших школьников (В.А. Вишневский, 2005).

К числу факторов, неблагоприятно действующих на растущий организм ребенка, также относят: нарушение гигиенических требований к окружающей среде и условиям жизнедеятельности, нарушения режима дня и учебно-воспитательного процесса, недостатки в организации питания, неблагоприятный климат в семье и коллективе, постоянно повышающиеся психические и учебные нагрузки, и мн. др. В.Р. Кучма и Г.Н. Сердюковская (2000) выявили, что приоритетное влияние на здоровье детей оказывают: экологический фактор (до 20%), факторы внутришкольной среды (20,7%), социально-гигиенические факторы (27,5% при поступлении в школу и 13,9% в конце обучения).

По мнению Всемирной организации здравоохранения и многих ученых (И.И. Брехман, 1995; В.П. Казначеев, 1998; Ю.П. Лисицин, 1998; В.В. Колбанов, 1998; Э.Н. Вайнер, 1998; В.П. Петленко, 1998; Г.Л. Апанасенко, 2000; Н.А. Амосов, 2002 и др.) доминирующая роль в обеспечении здоровья принадлежит образу жизни человека. Здоровье в значительной мере обусловлено полноценным питанием, рациональным двигательным режимом, закаливанием, режимом дня, и т.д. Поэтому, наш интерес к образу жизни учащихся вызван тем, что именно он более других факторов влияет на здоровье. Для исследования были выбраны старшие классы, так как в этом возрасте уже понятно, насколько сформирована культура здоровья учащихся, отражающая качество профилактической и оздоровительной работы школы. Культура здоровья школьников включает в себя: грамотность в вопросах здоровья, мотивацию на ведение здорового образа жизни, принятие на себя ответственности за собственное здоровье. Культура здоровья проявляется в образе жизни учащихся, в том, насколько он соответствует понятию «здоровый», в наличии или отсутствии факторов риска для здоровья учащихся.

Исследование образа жизни 64-х учащихся 10-х и 11-х классов одной из Сургутских школ, показало, что подавляющее большинство учащихся под здоровым образом жизни (ЗОЖ) понимают отсутствие вредных привычек и занятия физической культурой. Гораздо реже говорят о рациональном питании и режиме дня, психофизиологической регуляции, закаливании. Практически все опрошенные признают необходимость вести здоровый образ жизни, но он интересен им не сам по себе, а как средство достижения других жизненных целей: быть современным, красивым, успешным, дольше прожить, добиться успеха в жизни.

Считают, что ведут здоровый образ жизни — 18,7% школьников. Относятся к ЗОЖ положительно, но нерегулярно следуют ему 59,3% учащихся. Не ведут здоровый образ жизни, но относятся к нему положительно — 12,5% старшеклассников. Остальные респонденты не придают значение ЗОЖ. Считают, что беспечно относятся к своему здоровью — 84,2%. Верно, оценивают значение адекватной двигательной активности для человека 84,3% школьников. При этом активной физической деятельностью, вне школы занимаются 25% старшеклассников.

Считают, что использование естественных факторов природы (воздуха, воды, солнца) является необходимым компонентом здорового образа жизни 91% учащихся. При этом, бывают на свежем воздухе ежедневно: меньше 30 минут — 34,3%, около часа — 21,8%, 2 — 3 часа — 22,6%, более 3-х часов — 9,3%, не следят за этим — 12,5%. Утверждают, что закаливающие процедуры необходимы даже здоровым людям 35,9% старшеклассников. Закаливаются с помощью водных процедур — 21,8%.

Верное определение рационального питания дают 85,9% школьников. Соблюдают режим питания всего лишь 18,7% респондентов. Завтракают перед уходом в школу 54,6% опрошенных. Употребляют вредные для здоровья продукты — (чипсы, фанту, колу и т.п.) — несколько раз в неделю 51,6%, несколько раз в день — 23,4%; каждый день — 7,8%. Дальнейший анализ знаний учащихся о правилах питания показал, что 51,6% опрошенных считают, что молочные продукты следует употреблять 1 раз в день; 29,6% — несколько раз в неделю. Употребляют ежедневно молочные продукты — 40,6% респондентов. 41,7% старшеклассников считают, что овощи, фрукты следует употреблять 1 раз в день; 48% — несколько раз в день; 10,3% — несколько раз в неделю. Употребляют фрукты ежедневно — 54,6%. Используют в пищу йодированную соль — 48,4%; не используют — 51,6%.

Утверждают, что человеческий организм способен создавать запасы витаминов и их не обязательно постоянно принимать с пищей или в виде витаминных препаратов 42,2% респондентов. 57,8% считают, что витаминные препараты следует употреблять ежедневно, но реально принимают их каждый день 46,8%, из них всего 12,5% с учетом дефицитных для населения Сургута микроэлементов.

Считают, что воду нужно подвергать дополнительной очистке 70,3% респондентов; при этом из общего числа опрошенных пьют воду из под крана — 18,7%, отстаивают перед употреблением — 7,8%; пьют фильтрованную воду 28,1%, остальные кипятят. Правильную характеристику подземных вод региона (т.е. отнесли их к мягким) дали всего лишь 18,7%. Не знают о том, что Сургутская вода характеризуется мягкостью, дефицитом некоторых микроэлементов — 73,4% опрошенных.

Читайте также:  Волосы как индикаторы здоровья

Из учащихся, имеющих вредные привычки, 35,9% считают, что они появились под влиянием жизненных проблем; 21,5%, — под влиянием друзей; и 7,8% под влиянием телевидения. Не соблюдают режим дня — 32,8%; соблюдают, но не всегда — 57,8%. Хотя бы раз курили — 64% учащихся. Каждый день курят 6,3%, и столько же (6,3%) несколько раз в неделю. Достаточно часто пьют пиво — 21,8% опрошенных. Более крепкие напитки редко (раз в месяц и реже) употребляют 12%.

Многочисленные публикации последних лет свидетельствуют о том, что значительная часть современной молодежи проявляет не высокий уровень грамотности в вопросах здоровьесбережения (О.Л. Трещева, И.В. Павлова, 2001; О.А. Ахвердова, В.А. Магин, 2002; С.И. Логинов, 2002 и др.) и соответственно это находит отражение в их образе жизни. Вызывает тревогу несформированность у детей и взрослых культуры здоровья, мотивации на долгую, здоровую жизнь и потребности в ведении здорового образа жизни. К основным причинам такой ситуации следует отнести: отсутствие знаний по вопросам сохранения здоровья и соответствующего мировоззрения; сложное социально-экономическое положение в стране; отсутствие планомерной широкомасштабной агитационной деятельности по формированию «моды на здоровье» (В.Н. Касаткин, 2000) и др. Несмотря на негативные тенденции в состоянии здоровья школьников, обусловленные, в том числе и существующей организацией обучения, инициатива сохранения и укрепления здоровья учащихся принадлежит сегодня именно системе образования

Источник

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В настоящее время происходят значительные изменения, практически во всех сферах нашей жизни, что существенно отражается на психологическом здоровье детей. Всем известно, что комплекс школьной нагруки увеличивается и является своеобразным «провокатором» к проявлению скрытых эмоциональных отклонений. На данный период времени предьявляются завышенные требования, как к образовательному процессу, так и в целом к личности ребенка у родителей и педагогов. Сохранение и укрепление психологического здоровья детей в образовательной организации становится первостепенной задачей для педагогов-психологов [4].

И. В. Дубровина рассматривает «психологическое здоровье как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствуем болезненных психических явления и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию повдения и деятельности». Психологическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта [3].

Очевидно, что уровень психологического здоровья ребенка определяется как совокупностью индивидуальных особенностей личности и внутренним состоянием организма, так и складывается из взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов, а также средой, в которой он проживает. К таким факторам можно отнести пол, возраст, тип характера, наследственность, условия воспитания, перенесенные болезни, травмы и т. д.

Безусловно, необходимо также учитывать и индивидуальные особенности каждого ребенка. Какой-либо фактор для одного ребенка может стать причиной развития невроза, тогда как для другого, может остаться незаметным.

Задача современной школы заключается не столько в том, чтобы предоставить учащимся весь набор знаний по учебным предметам, но прежде всего в том, чтобы в процессе совместной деятельности (учитель – ученик) сформировать его социальность – культуру мышления, культуру чувств, культуру духовной жизни и культуру поведения.

В старшем школьном возрасте непросто сохранить у всех детей психологическое здоровье, это связано и с физиологией подростка, и с его желанием утвердиться в обществе ему подобных любой ценой.

В настоящее время сохранение психологического здоровья старшеклассников является важнейшей задачей, как современной школы, так и родителей [2]:

во-первых, по данным ВОЗ, 70% числа школьников нуждаются в коррекционной помощи;

во-вторых, постоянно возрастает школьная нагрузка, которая пагубно сказывается на здоровье девочек — 75% из них имеют хронические заболевания (среди мальчиков 35%);

в-третьих, из-за постоянной занятости родителей и жесткого ритма жизни исчезла размеренность семейного общения, беседы за ужином, прогулки с разговорами обо всем.

Вместо этого — педагогическое давление на подростка и стрессовая тактика воспитательных воздействий [1].

Современным подросткам 15-летнего возраста свойственны «выученная» беспомощность, кардинальная смена настроений, рафинированный инфантилизм, нежелание взрослеть, т.к. у них формируется подспудное недоверие к окружающему миру, миру взрослых и родителей. Образованность в понимании детей, их настойчивость, решительность, ориентация на высокий уровень достижения, а также хорошее здоровье, презентабельная внешность становятся особенно значимыми качествами. Но при этом эмоциональные и нравственные ценности занимают последние места в этой иерархии [2].

Проблема психологического сохранения здоровья всеобщая, она требует комплексного подхода и совместной работы всех участников образовательного пространства: самих учащихся, педагогов, медиков, психолога, родителей. Если бы каждый старшеклассник видел и понимал свои психологические проблемы и мог бы заботиться о сохранении своего психологического здоровья, у него была бы возможность расширить границы своего дальнейшего жизненного пути.

Читайте также:  Уголовно правовая квалификация причинения легкого вреда здоровью

Состояние психологического здоровья учащихся старших классов требует разработки и осуществления комплексных, межотраслевых мероприятий по его укреплению на макросоциальном, микросоциальном и личностном уровнях в зависимости от профилизации обучения. Для этого требуется разработка и внедрение в программы подготовки врачей, педагогов, психологов, социологов расширенных разделов по особенностям проявления, профилактики и коррекции различных форм психической дезадаптации детей и подростков.

Сохранения психологического здоровья старшеклассников важна, как для старшеклассников, так для их родителей и учителей, которые находятся в постоянном контакте с ними. Она важна, потому что, так или иначе, с этой проблемой сталкивается каждый: и взрослый, и ребенок, но далеко не каждый знает, как с этим справиться.

1. Бобошко И.Е., Жданова Л.А., Епифанова О.С. Новые формы медикосоциального сопровождения детей разных типов психосоматической конституции // Материалы 3-го Всероссийского конгресса с международным участием по школьной и университетской медицине. М., 2012. С. 67-69.

2. Зарытовская Н.В., Калмыкова А.С., Федько Н.А. Психологическое здоровье школьников старших классов // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6.

3. Лебедева О.В. Проблема соотношения понятий «Психическое здоровье» и «Психологическое здоровье» в отечественной и зарубежной психолого-педагогическое литературе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013. № 3(1). С. 33-37

4. Цурова Г. М. Релаксация в школе как неотъемлемая часть сохранения и укрепления психологического здоровья детей // Молодой ученый. 2018. № 37. С. 141-142.

Источник

Программа, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья старшеклассников в условиях общеобразовательной школы «Эмоциональная устойчивость старшего школьника»

Пояснительная записка.

Как известно, здоровье человека, в том числе и психологическое, – это необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности человека. Серьезные нарушения в этой сфере влекут за собой изменения в привычном образе жизни, сложившейся практике отношений с окружающим миром. Психологическое здоровье человека является одной из актуальных общечеловеческих проблем, которую должны решать специалисты различных сфер и областей знаний, в том числе педагоги и психологи.

В настоящее время особенно остро стоит вопрос психологического здоровья школьников. Оценивая влияние школы на здоровье учащихся, в центр внимания ставится вопрос эмоционального благополучия, т.е. психологического здоровья. Особенно актуален этот вопрос для учащихся старших классов, т.к. в этот период происходит самоопределение (поиск жизненного и профессионального пути), которое сопряжено с внутренними переживаниями.

Кроме этого, окружающие (родители, педагоги) предъявляют повышенные требования к личности старшеклассника, которая отличается неустойчивостью эмоциональной сферы, высоким уровнем личностной тревожности, напряженности.

Как следствие, старшеклассник испытывает негативные эмоции, которые могут привести к стрессу, уходу в депрессию и эмоциональному срыву. Именно поэтому, необходимо направлять все усилия на сохранение и укрепление психологического здоровья старшеклассников.

Актуальность выбранной тематики развивающей программы “Эмоциональная устойчивость старшего школьника” обусловлена анализом практики работы в школе, которая свидетельствует о том, что у старшеклассников нередко преобладают негативные эмоции в учебных ситуациях.

Данная программа опирается на теоретический материал и практический опыт работ Савченко М. Ю., Фопеля К., Хухлаевой О. В.

Цель программы: cоздать условия для сохранения и укрепления психологического здоровья старшеклассников.

Задачи программы:

  1. Снять состояние эмоционального дискомфорта.
  2. Обучить старшеклассников конструктивным способам выражения своих эмоций и чувств.
  3. Сформировать у старшеклассников навыки саморегуляции эмоциональных состояний.

Организационно-методические особенности проведения занятий:

Развивающая программа предусматривает 10 занятий периодичностью 1 занятие в неделю, продолжительностью 30-40 минут.

Структура занятия.

В плане каждого занятия целесообразно предусматривать такие части:

1. Вводная часть включает:

  • ритуал приветствия;
  • разминку, которая представлена упражнениями, позволяющими настроиться на основную работу.

2. Основная часть занимает большую часть времени и предназначена для рассмотрения в теоретическом и практическом плане вопросов основного материала.

3. Заключительная часть включает:

  • подведение итогов, рефлексия занятия;
  • снятие эмоционального напряжения посредством саморасслабления;
  • ритуал прощания.

Тематический план занятий

№ п/п

Тема занятия

Содержание

Кол-во часов

1. Знакомство

  1. Установление контакта
  2. “Снежный ком”

2. Эмоции

  1. “Чьи ладони”
  2. “В чём отличие”

Законы психологии эмоций

3. Пойми меня

  1. “Что чувствует человек, если он сделал …”
  2. “Я тебя понимаю”

4. О пользе и вреде эмоций

  1. “Букет моих эмоций”
  2. Опросник

5. Я управляю своими эмоциями и чувствами

  1. “Знакомство с закрытыми глазами”
  2. “Рубка дров”

6. Стресс

  1. “Причины эмоций”
  2. Тест “Умеете ли вы справляться со стрессом”

7. Саморегуляция

  1. “Любишь ли ты своего соседа?”
  2. Правила эмоционального равновесия

8. Саморегуляция

  1. Ритуал приветствия
  2. “Концентрация на дыхании”

“Успокойте своё тело”

9. Перед экзаменом

  1. “Колокол”
  2. “Перевоплощение”

“Луг — лес — река — луг”

10. Итоговое занятие

  1. Ритуал приветствия
  2. “Вспомнить всё”

Занятие 1. Тема: Знакомство.

Цели:

  • создание в группе эмоционально-благоприятного фона;
  • формирование в группе атмосферы взаимной поддержки и доверия;
  • сплочение группы.

1. Вводная часть.

На первом занятии необходимо:

  • установить контакт;
  • кратко рассказать учащимся о науке психологии;
  • выработать ритуалы приветствия и прощания;
  • установление групповых норм и правил;
  • ознакомить участников с темами занятий.

2. Основная часть.

Упражнение “Снежный ком”.

Участники группы сидят в кругу. Первым представляется ведущий. Затем сидящие слева от него называет имя ведущего и своё имя. Каждый следующий участник называет по очереди имена всех, представлявшихся до него. Таким образом, участнику, замыкающему круг, предстоит назвать имена всех членов группы.

Игра “Круг знакомств”.

1. Игра без слов, с помощью языка жестов и движений.

2. Все становятся в круг.

3. Один из игроков делает шаг к центру круга.

4. Называет своё имя или псевдоним, которым его будут называть в группе (если он пожелает).

5. Демонстрирует жесты, выражающие:

  • отношение этого человека к людям;
  • представления о себе;
  • всё, что первое приходит в голову.

6. Возвращается на место в круг.

7. Все игроки повторяют жесты, определяют, что эти жесты обозначают. То есть остальные игроки должны догадаться, какое сообщение передал им водящий.

После окончания игры подвести итог: какие мы, как мы хотим, чтобы к нам относились, какие у нас особенности.

Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает участникам завершить следующие предложения:

  • “Если бы я был книгой, то я был бы … (словарём, томиком стихов)”;
  • “Если бы я был едой, то я был бы … (кашей, пирожком, картошкой)”;
  • “Если бы я был песней, то я был бы …”;
  • “Если бы я был видом транспорта, то я был бы …”;
  • “Если бы я был явлением природы, то я был бы …”.

Все отвечают по кругу.

3. Заключительная часть.

Подведение итогов занятия. Ритуал прощания.

Занятие 2. Тема: Эмоции.

Цели:

  1. Мотивировать учащихся на изучение собственного эмоционального мира.
  2. Познакомить участников с понятиями “эмоциональная сфера”, “эмоции”.
  3. Выделить основные законы психологии эмоций.

1. Вводная часть. Ритуал приветствия.

Упражнение “Чьи ладони”.

Водящий садится на стул лицом к участникам, держа ладони раскрытыми, и закрывает глаза. Один из участников тихонько подходит к нему, на несколько секунд кладет свои руки на руки водящего. Водящий должен догадаться, чьи ладони прикасались к нему.

2. Основная часть.

Ведущий называет тему занятия и просит подумать участников, чем она может быть им полезной. В результате обсуждения делается вывод, что изучать эмоции необходимо, чтобы:

  • уметь контролировать проявления эмоций и чувств, т.е. сдерживаться в случае необходимости;
  • понимать себя, понимать окружающих;
  • общаться без конфликтов.

Необходимо подвести учащихся к тому, что в различных жизненных ситуациях они испытывают разнообразные эмоциональные состояния, раскрыть понятия “эмоции” и “чувства”, выделить основные эмоции (по К. Изарду): интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

Указать на то, что существуют положительные и отрицательные эмоции, которые оказывают позитивное и негативное воздействие на здоровье человека.

Упражнение “В чём отличие”.

Ведущий называет любую эмоцию и просит найти её главное отличие от остальных. Варианты ответов могут быть различными, например: “Радость – самая лучшая эмоция, повышающая длительность жизни”.

Упражнение “Калейдоскоп чувств”.

Подростки по кругу, не повторяясь и не допуская длительных пауз на обдумывание, называют людей в различных ситуациях и испытываемые ими чувства. Например: ученик на уроке – удивление, стыд, интерес и т.д.

Ведущий указывает на то, что в психологии существуют несколько законов психологии эмоций.

  1. Закон основных эмоций. В эмоциональной сфере человека можно выделить основные эмоции: интерес, удивление, страдание, отвращение, презрение, стыд, страх, гнев, радость, печаль.
  2. Закон образования эмоциональных комплексов. Ведущий рассказывает, что некоторые чувства могут объединяться и человек испытывает несколько чувств одновременно. Просит привести примеры, когда человек одновременно чувствует: Радость + Интерес, Радость + Гнев, Радость + Печаль. Затем он указывает на то, что не все чувства могут объединяться и просит участников привести примеры комплексов чувств и рассказать, в каких ситуациях они могут проявляться.
  3. Закон саморегуляции. Ведущий рассказывает учащимся, что человек может управлять внешними проявлениями своих чувств.

3. Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.

Подростки по кругу высказывают пожелания всем участникам на завтрашний день.

Литература.

  1. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. – М.: “Дело”, 1994. – 216 с.
  2. Психология здоровья: Учебник для вузов/ Под ред. Г. С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2003. – 607 с.
  3. Психологический словарь/ Под редакцией В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1998. – 440 с.
  4. Психотерапевтическая энциклопедия./ Под редакцией Карвасарского Б.Д. – СПб.: Питер Ком, 1998. – 752 с.
  5. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб.: Питер Ком, 1998. – 384 с.
  6. Самоукина Н. В. “Игры, в которые играют …”. Психологический практикум – г. Дубна, “Феникс”, 2000, — 128 с.
  7. Семёнова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. – М. : Изд-во Института психотерапии, 2005. – 256 с.
  8. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003. – 272 с.
  9. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем. – М.: Генезис, 2001. – 240 с.

Источник

Adblock
detector