Значение здорового образа жизни для спортсмена
статья по физкультуре
ЗОЖ в жизни спортсмена
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_zozh_dlya_sportsmena.docx | 16.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение здорового образа жизни для спортсмена.
Здоровый образ жизни очень важен для спортсмена, так как поддерживает оптимальное состояние организма, умственные функции, веселое настроение. Нездоровый образ жизни: бессонные ночи, постоянное сидение перед компьютером, сидячий образ жизни, плохое питание, вредные привычки, отсутствие связи с природой, отсутствие полноценного отдыха и сна, не правильный распорядок дня, не правильный режим труда и отдыха ведут к значительному ухудшению состояния спортсмена и его спортивных результатов.
Положительный эффект занятий и высокие спортивные результаты могут быть достигнуты только при условии соблюдения определенных гигиенических правил. Можно привести много примеров, когда талантливые, подававшие большие надежды юноши так и не могли достигнуть спортивных высот из-за того, что пренебрегали режимом, не соблюдали гигиенических положений тренировки, не находили в себе сил отказаться от вредных привычек: курения и употребления алкогольных напитков. Гигиена спортсмена включает в себя рациональный режим (правильное чередование труда, отдыха, тренировочных занятий, достаточный и полноценный сон), соблюдение правил личной гигиены, закаливание и оздоровительные мероприятия, рациональное питание, выполнение гигиенических требований в местах занятий спортом. Преподаватель и тренер, работающие с юными спортсмена, должны хорошо знать и умело применять различные гигиенические факторы в тренировке. Необходимо не только уметь разъяснить значение тех или иных гигиенических мероприятий, но и помочь юным спортсмена правильно и своевременно их осуществлять. Весьма важно также систематически осуществлять контроль за тем, как юные спортсмены выполняют режим и соблюдают основные правила гигиены.
Правильный режим дня обеспечивает полное восстановление сил организма и создает оптимальные условия, содействующие укреплению здоровья, улучшению физического развития и достижению высоких спортивных результатов. Это объясняется тем, что при правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается определенный ритм деятельности организма, в результате чего спортсмен может наиболее эффективно в определенное время выполнить ту или иную работу. Рациональный режим дня не только помогает сохранить высокую работоспособность и эффективно тренироваться, но и дает возможность лучше планировать свое время, успешно учиться. Следует также помнить, что неуклонное соблюдение режима является прекрасным средством воспитания у спортсменов организованности, воли и приучает к сознательной дисциплине. Естественно, в связи с различными условиями учебы и быта не может быть единого распорядка дня для всех, однако основные положения его должны соблюдаться в любом случае. В распорядке дня юного спортсмена необходимо, прежде всего обеспечивать: выполнение различных видов деятельности в строго определенное время; правильное чередование различных видов деятельности, способствующее предупреждению наступления утомления; рациональное и регулярное питание; длительный и полноценный сон. Лучше всего тренировочные занятия для школьников проводить в 10-12 или в 15-18 часов. Прием пищи следует всегда осуществлять в строго определенное время: это способствует лучшему усвоению пищи. Во время занятий в школе на большой перемене нужно что-нибудь съесть. Ни в коем случае нельзя тренироваться натощак. Прием пищи рекомендуется проводить за 1,5—2 часа до тренировки и спустя 40 мин. после нее.
Домашние учебные занятия должны выполняться в строго определенное время. Через 45 мин. занятий следует устраивать 5-10-минутные перерывы, во время которых желательно выполнить несколько физических упражнений. В режиме дня следует обязательно предусматривать время для помощи семье. Здесь выполняются посильные для ребят различные виды домашних работ: уборка помещения, мытье посуды, покупки и т. п.
У каждого школьника должно быть свободное время, которое посвящается чтению литературы, любимым занятиям, просмотру телевизионных передач. К сожалению, часто приходится наблюдать, как дети и подростки в ущерб учебным занятиям или сну слишком много времени проводят у компьютера или телефона. Как показывают научные наблюдения, следствием этого является нарастающее утомление и снижение работоспособности. Поэтому необходимо ограничивать время использования гаджетов.
Важное значение в режиме юного спортсмена имеет сон. Во время сна организм (и в первую очередь центральная нервная система) получает наиболее полноценный отдых и восстанавливает работоспособность. Систематическое недосыпание может вызвать истощение нервной системы, снижение работоспособности и ослабление защитных сил организма. Потребность детей во сне зависит от возраста, состояния здоровья и физического развития ребенка, а также от физических и психических нагрузок. В периоды напряженных занятий и физических нагрузок время сна юных спортсменов следует увеличивать. Весьма важно, чтобы сон был непрерывным и протекал в определенные часы. Если есть привычка ложиться и вставать в одно и то же время, то человек быстро засыпает в установленные часы. Немаловажным является и устранение различных раздражителей (свет, музыка, разговоры), которые резко нарушают полноценность сна. Перед сном следует проветривать помещение, а еще лучше приучить себя спать круглый год при открытой форточке. В период напряженных занятий, тренировок и соревнований иногда полезно поспать днем. Если же после такого сна появляется вялость, ухудшается самочувствие, то от него следует отказаться. Даже незначительные отклонения в состоянии здоровья приводят к нарушению сна. При неправильной тренировке, а также при различных отклонениях от нормального режима труда и отдыха наблюдаются первые симптомы бессонницы: спортсмен долго не может заснуть, просыпается ночью. Если такое наблюдается в период напряженных занятий, это сигналы перетренированности. При появлении их надо пересмотреть распорядок дня, снизить физическую нагрузку и переключиться на активный отдых. Перед соревнованиями нарушение сна нередко вызывается излишним волнением спортсмена.
В период подготовки и во время соревнований не следует резко менять привычный распорядок дня. Отдыхая перед соревнованиями, необходимо переключать свое внимание на другие виды деятельности: заняться интересным и любимым делом, посетить концерт, театр, кино. По возможности следует больше бывать на воздухе, меньше думать и беседовать с товарищами о предстоящих соревнованиях. Во время каникул юные спортсмены также должны строго соблюдать распорядок дня. Естественно, у них уже нет учебных занятий, и это время следует использовать для более частых тренировок, пребывания на воздухе, занятий другими видами спорта. Важное значение имеет соблюдение правил личной гигиены. После тренировки или соревнования необходимо принять душ, затем растереться полотенцем и сделать легкий массаж крупных мышечных групп. Раз в неделю необходимо посещать баню и менять нательное белье.
Источник
Здоровье и спорт совместимы. Как сохранить здоровье спортсмену
Автор: Анна Дудушкина, трёхкратная абсолютная чемпионка Мира, двухкратная чемпионка Европы, многократная чемпионка России, абсолютная чемпионка Арнольд Классик и Олимпии, заслуженный мастер спорта России. Судья всероссийской категории Федерации бодибилдинга России. Сертифицированный инструктор Antigravity Russia по направлениям Антигравити yoga и suspension fitness. Соорганизатор международного турнира Dudushkin Fitness Family.
Спорт и здоровье совместимы!
Стоимость обучения: 2400 ₽
- Идеальный день для рациональной нагрузки и восстановления организма.
- Строим питание исходя из уровня здоровья.
- Список необходимых анализов для мониторинга здоровья.
- Важнейшие показатели (о чем они говорят).
- Восполнение дифицитов витаминов и минералов.
- Спортивная карьера и беременность:
- Нужна ли особая подготовка
- Как меняется образ жизни в период планирования и беременности спортсменок
- Возвращение в тренировочный процесс и на сцену после родов:
- Когда начинать тренировки
- Как совмещать занятия и кормление грудью
Продолжительность: 2 часа 18 минут.
После просмотра лекции выдается сертификат с уникальным номером, который можно скачать в системе дистанционного обучения.
Можете заказать оригинал сертификата с защитной голограммой Колледжа — стоимость одного сертификата 1500₽. По акции в стоимость сертификата включена отправка Почтой России.
Запись доступна для просмотра 7 дней с момента оплаты.
Обучение в Колледже Вейдера — намного больше, чем любое обучение, это всегда гарантия качества, преподаватели высочайшего уровня, профессиональный контент, максимум полезной информации.
Преподаватели — легенды, о которых можно узнать на сайтах российских вузов и международных медицинских учреждений и спортивных федераций.
Источник
Меры по укреплению и сохранению здоровья начинающих спортсменов
ВВЕДЕНИЕ
Современный спорт требует от спортсмена не только больших энергетических затрат, но и крепкого здоровья, высокой адаптации к физическим нагрузкам особенно на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
В связи с этим, в группах начальной подготовки и тренировочного этапа большое внимание стоит уделять комплексу мероприятий, направленных на оздоровление и укрепление здоровья спортсменов. К ним можно отнести следующие мероприятия: строгое соблюдение режима дня, сбалансированное питание, в тренировочном процессе использовать комплексы упражнений: для укрепления мышечного корсета и формирования правильной осанки, профилактики плоскостопия, а также закаливание организма, массаж и самомассаж. Упражнения на каждой тренировке должны быть разнообразными, охватывающими все группы мышц, в конце тренировки проводить специализированные игровые комплексы, подвижные и спортивные игры. Одна тренировка в неделю должна быть восстановительной (спортивные игры, плавание, сауна и массаж). Проводить с родителями и детьми беседы о здоровом образе жизни, а именно из каких критериев он складывается и как исключить вредные привычки. Примерно один раз в месяц проводить спортивно-массовые мероприятия.
В группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства основная деятельность направлена на участие в соревнованиях и подготовку к ним, что требует больших энергетических и психологических затрат организма. На данных этапах подготовки спортсменов следует уделять особое внимание восстановительным мероприятиям. Потому что на фоне недостаточного восстановления организма после нагрузки возникает синдром переутомления, состояние здоровья у спортсмена ухудшается, падают результаты соревновательной деятельности. Тренеру совместно со спортивным врачом необходимо проводить ряд оздоровительных и профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья спортсменов.
Помимо укрепления и сохранения здоровья спортсменов следует работать над гармоничным развитием личности. В этом помогут культурно-массовые мероприятия: совместные выезды на природу, походы в кино и театр, совместный просмотр и анализ художественных, документальных и научно-познавательных фильмов, читать литературные произведения, следить за спортивными достижениями и не только в избранном виде спорта. Доктор биологических наук, профессор Бальсевич В.В. говорит о том, что современный уровень спортивных достижений настолько высок, что решение основной задачи спортивной подготовки требует всё большей специализированной адаптации юного спортсмена и оставляет мало возможностей для общей закалки и всестороннего укрепления его здоровья.
Основная задача тренера – это укрепление здоровья воспитанников, чёткое соблюдение санитарно-гигиенических норм проведения тренировочных занятий, а также поиск эффективных и современных методов обучения и совершенствования необходимых навыков в избранном виде спорта.
1. СИСТЕМА ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Система восстановительных мероприятий имеет комплексный характер и включает в себя различные средства и методы, учитывая возраст, спортивный стаж, квалификацию и индивидуальные особенности спортсменов.
Педагогические средства восстановления:
— рациональное распределение нагрузок по этапам подготовки;
— рациональное построение тренировочного занятия;
— постепенное возрастание тренировочных нагрузок по объему и интенсивности;
— разнообразие средств и методов тренировки;
— переключение с одного вида спортивной деятельности на другой;
— чередование тренировочных нагрузок различного объема и интенсивности;
— изменение пауз отдыха, их продолжительности в зависимости от выполняемого упражнения;
— оптимальное соотношение нагрузок и отдыха на отдельном тренировочном занятии и в отдельном недельном цикле;
— оптимальное соотношение нагрузок и отдыха на этапах годичного цикла;
— оптимальное соотношение тренировочных и соревновательных нагрузок;
— организация активного отдыха;
— мероприятия профилактического и оздоровительного характера совместно со спортивным врачом.
Психологические средства восстановления:
• создание положительного эмоционального фона тренировки;
• переключение внимания, мыслей, отвлекающие мероприятия;
• внушение;
• психорегулирующая тренировка.
Медико-биологические средства восстановления:
Гигиенические средства:
1. Водные процедуры (обтирания, обливания, контрастный душ);
2. Регулярные прогулки на свежем воздухе;
3. Режим дня и рациональное питание;
4. Организация тренировочного процесса в соответствии с санитарными нормами;
5. Своевременное обращение за врачебной помощью при необходимости;
6. Ежегодный углублённый медицинский контроль.
Физиотерапевтические средства восстановления:
— душ: теплый (успокаивающий) при температуре 36 — 38 градусов и продолжительностью 12 — 15 мин., прохладный, контрастный и вибрационный при температуре 23-28 гр. и продолжительностью 2 — 3 мин;
— ванны хвойные, жемчужные, солевые;
— бани и бассейны – 1 — 2 раза в неделю;
— кислородотерапия;
— массаж.
Комплексное использование средств восстановления в полном объеме необходимо на этапе спортивного совершенствования после больших тренировочных нагрузок и в соревновательном периоде. В остальных случаях следует использовать отдельные локальные средства в начале и в процессе тренировочного занятия. По окончании занятий с малыми и средними нагрузками достаточно использовать гигиенические процедуры, самомассаж и упражнения на расслабление.
Использование восстановительных средств является составной частью тренировочного процесса. Особое значение для оптимизации восстановительных процессов в организме спортсменов и эффективном овладении полученными умениями и навыками имеет создание положительного эмоционального фона.
II. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ
Упражнения на ощущение правильной осанки
Упражнение № 1. Принять правильную осанку. Для выполнения данного упражнения потребуется ровная стенка без плинтуса. Исходное положение (И.п.) основная стойка: пятки вместе, носки слегка разведены, спина прямая, плечи не поднимать, расслабить плечевой пояс, руки располагаются вдоль туловища. Подойти вплотную к стенке и принять правильную осанку, при которой касаются стенки: затылок, плечи, верхняя точка ягодичных мышц, верхняя точка икроножных мышц, пятки касаются стенки вплотную. Запомнить это состояние.
Упражнение № 2. И. п. — стоя (сохраняя положение правильной осанки). Отойти от стенки на 1-2 шага, сохраняя правильную осанку, и вернуться в И.п.
Упражнение № 3. И. п. — стоя (сохраняя положение правильной осанки). Сделать 2 шага вперед, присесть, встать, подойти к стенке и проверить правильность осанки, т.е. принять И.п.
Упражнение № 4. И. п. — стоя (сохраняя положение правильной осанки). Сделать: 1-2 шага вперед, несколько упражнений для плечевого пояса (круговые вращения, рывки руками), наклоны пружинно 2 влево и 2 вправо, наклон вниз, принять И.п. и подойти к стенке.
Упражнение № 5. И. п. — стоя (сохраняя положение правильной осанки). Приподняться на носочки, удерживаясь в этом положении 3-4 сек, принять И.п. и подойти к стенке.
Упражнение № 1. И.п. – лёжа на спине, руки за головой, ноги вместе согнуты в коленях, поясницу стараться прижимать к полу. 1 – опустить колени влево, дотронувшись ими до пола, 2 – вернуться в и.п., 3 — не отрывая плеч от пола, опустить колени вправо, дотронувшись ими до пола, 4 — вернуться в и.п. При выполнении упражнения: плечи от пола не отрывать, следить за поясницей при переходе в и.п. Повторить данное упражнение 5-6 раз.
Упражнение № 2. И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища, ноги вместе выпрямлены, носочек обязательно тянуть, поясницу стараться прижимать к полу. 1 – согнуть ноги в коленях, 2 – выпрямить ноги, 3 — 4 – медленно опуская ноги вернуться в и.п. При выполнении упражнения: плечи от пола не отрывать, ноги в коленях не сгибать, следить за поясницей при переходе в и.п. Повторить данное упражнение 5-6 раз.
Упражнение № 3. И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища, ноги вместе выпрямлены, носочек обязательно тянуть, поясницу стараться прижимать к полу. 1 – согнуть ноги в коленях, 2 – выпрямить ноги, 3 – развести ноги в стороны, 4 – свести ноги вместе, 5-8 медленно опуская ноги вернуться в и.п. При выполнении упражнения: плечи от пола не отрывать, ноги в коленях не сгибать, следить за поясницей при переходе в и.п. Повторить данное упражнение 5-6 раз.
Упражнение № 4. И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища, ноги вместе выпрямлены, носочек обязательно тянуть, поясницу стараться прижимать к полу. 1-4 – медленно поднимать прямые ноги вверх до угла 90о, 5-8 – медленно опуская ноги вернуться в и.п. При выполнении упражнения: плечи от пола не отрывать, ноги в коленях не сгибать, следить за поясницей при переходе в и.п. Повторить данное упражнение 5-6 раз.
Упражнение № 5. И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища, ноги вместе выпрямлены, носочек обязательно тянуть, поясницу стараться прижимать к полу. 1 – поднять ноги до угла 45о, 2 – развести ноги, 3 — свести ноги 4 – медленно опуская ноги вернуться в и.п. При выполнении упражнения: плечи от пола не отрывать, ноги в коленях не сгибать, следить за поясницей при переходе в и.п. Повторить данное упражнение 5-6 раз.
Упражнение № 6. И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища, ноги вместе выпрямлены, носочек обязательно тянуть, поясницу стараться прижимать к полу. 1 – поднять ноги до угла 45о, 2 – удержать ноги в таком положении 3-4 секунды, 3 — 4 – медленно опуская ноги вернуться в и.п. При выполнении упражнения: плечи от пола не отрывать, ноги в коленях не сгибать, следить за поясницей при переходе в и.п. Повторить данное упражнение 5-6 раз.
Упражнение № 7. И.п. – лёжа на спине, опора руками на предплечьях, ноги согнуты в коленях, носочек обязательно тянуть, поясницу стараться прижимать к полу. Выполнять движения, имитирующие езду на велосипеде в течение 1 минуты, затем вернуться в и.п. При выполнении упражнения: плечи от пола не отрывать, ноги в коленях не сгибать, следить за поясницей при переходе в и.п. Повторить данное упражнение 3-4 раза.
Упражнение № 8. И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища, ноги вместе выпрямлены, носочек обязательно тянуть, поясницу стараться прижимать к полу: поднять ноги до угла 45о, затем разводить и сводить ноги, имитируя движения ножниц. Выполнять упражнение в течение 1 минуты, затем вернуться в и.п. При выполнении упражнения: плечи от пола не отрывать, ноги в коленях не сгибать, следить за поясницей при переходе в и.п. Повторить данное упражнение 3-4 раза.
Упражнение № 6. И.п. – стоя на коленях, руки за головой, ноги вместе, спину держать ровно. 1 – выполнять движение тазом влево, садимся на левое бедро, 2 – вернуться в и.п., 3 – выполнять движения тазом вправо, садимся на правое бедро, 4 –вернуться в и.п. При выполнении данного упражнения двигается тазовая часть, преимущественно поясничный отдел позвоночного столба, спину держать ровно, локти строго в стороны. Повторить данное упражнение 5-6 раз.
III. ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ОТ ПЛОСКОСТОПИЯ
Продолжительность занятия 10-15 минут.
Ходьба на носках – 30 секунд (с различным положением рук: вверх, вперед, в стороны, за головой), спину держать ровно, ноги в коленях не сгибать, стараться как можно выше подняться на носок.
Ходьба на пятках — 30 секунд (с различным положением рук: вверх, вперед, в стороны, за головой), спину держать ровно, ноги в коленях не сгибать.
Ходьба по специальной ортопедической дорожке – 2-3 минуты.
Упражнения, сидя на стуле: поднимание с пола скомканную бумажку, карандаш с помощью пальцев ног, катать ногами палочку средней толщины (диаметр приблизительно 3-4 см), катание ногами маленького мяча с пупырышками. Каждое упражнение выполнять по 5-6 минут.
Упражнение «художник»: сидя на полу с согнутыми ногами, рисовать на листе бумаги карандашом, зажатым между большим и вторым пальцами ноги. Поменять ноги. Время выполнения упражнения 1-2 минуты.
Упражнение «мельница»: сидя на полу с выпрямленными коленями, описывать ступнями круги в разных направлениях. Время выполнения упражнения 1-2 минуты.
После выполнения комплекса упражнений желательно провести водные процедуры для ног, растереть стопы и промассировать.
IV. ЗАКАЛИВАНИЕ ОРГАНИЗМА
Закаливание – это ряд профилактических мероприятий, задача которых улучшить сопротивляемость организма к неблагоприятным внешним факторам. Оздоровительные процедуры позволяют организму повысить уровень адаптации к различным условиям окружающей среды.
Закаливание в сочетании с физическими упражнениями повышает иммунитет, укрепляет нервную систему, сердечно-сосудистую систему, дыхательную систему организма человека.
Известны следующие виды закаливания:
Аэротерапия – включает воздушные ванны, длительные прогулки на свежем воздухе в любую погоду. Такие прогулки хорошо влияют на рецепторы слизистой оболочки, насыщение клеток кислородом положительно влияет на обмен веществ. При хорошем обмене веществ ненужные шлаки и токсины быстрее выводятся из организма, а полезные вещества в большей степени и быстрее всасываются в клетки организма.
Гелиотерапия – закаливание солнцем. Ультрафиолетовые лучи, исходящие от солнца положительно влияют на организм человека через рецепторы кожных покровов. Под действием солнечных лучей ферменты кожи вырабатывают витамин D, способствующий формированию и укреплению костно-мышечной системы. Получать ультрафиолетовые лучи можно с 6 до 9 часов утра. После 10 часов утра на солнце находиться опасно, так как можно получить солнечный удар и ожоги кожных покровов. Летом надо носить головной убор белого цвета и светлую лёгкую одежду, стараться находиться в тени.
Существует несколько типов закаливания водой:
Обтирание – можно проводить смоченным в холодной воде махровым полотенцем. Обтирание начинают сверху, после переходят к нижней части, и заканчивают процедуру растиранием сухим полотенцем.
Обливание – следует начинать после того, как организм уже достаточно окреп. Сначала вода должна быть комнатной температуры, затем можно постепенно снижать температуру воды (примерно на 1 градус), организм должен постепенно привыкать. Следует начать с ног, а потом уже всё тело.
Душ – очень полезен контрастный душ и массажный душ.
ПРАВИЛА ЗАКАЛИВАНИЯ
Летнее время года самое благоприятное для того, чтобы начать закаливание. Перед тем как закаливаться, необходимо проконсультироваться с врачом, организм должен быть здоров. Соблюдать принцип постепенности временных рамок и температурного режима процедур по закаливанию и регулярное их проведение.
При длительном перерыве потребуется начать с процедур в щадящем режиме. Закаливание обычно приносить бодрость. Если после процедур человек чувствует недомогание, необходимо их прекратить и проконсультироваться с врачом. При закаливании следует учитывать: состояние здоровья, климатические условия, время года и прочие факторы. Важно помнить, что закаливающие процедуры наиболее эффективные в сочетании с физическими упражнениями и соблюдением режима дня, правильным питанием и ведением здорового образа жизни.
ВЫВОДЫ
Для повышения результатов в спорте тренерам при подготовке спортсменов необходимо учитывать следующие факторы:
1. Принимать в секцию детей только при условии допуска врача;
2. Учитывать возрастные, физиологические и психологические характеристики каждого ребёнка при подборе средств воспитания того или иного физического качества, характерного для избранного вида спорта;
3. В первую очередь работать над улучшением и сохранением здоровья спортсменов.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Аминов Р.Х. Квалификационный подход на этапе начальной подготовки юных боксеров 11-13 лет: Автореф. канд. дис. — Тюмень: ТюмГУ, 2001.
2. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты // Теория и практика физ. культуры. 2003, № 5, с. 19-22.
3. Башкиров В.Ф. Профилактика травм у спортсменов. — М.: ФиС, 1987. — 176 с.
4. Вавилов Ю.Н., Вавилов К.Ю. Научно-практические предпосылки спортивно-оздоровительной программы для детей и молодежи. // Теория и практика физ. культуры, 1995, № 4.
5. Глухенькая Н.М. Организационно-методические условия физкультурных занятий оздоровительной направленности со студентками медицинских вузов (на примере волейбола): Автореф. канд. дис. Тюмень, ТюмГУ, 2001.
6. Добровольский В.К. Профилактика повреждений, патологических состояний и заболеваний при занятиях спортом. — М.: ФиС,1967. — 208 с.
7. Ким В.В. Концепция механизма возникновения спортивной травмы // Теория и практика физ. культуры, 1990, № 10, с.18-27.
8. Ким В.В. Механические нагрузки (ускорения) в спортивных упражнениях: контроль, предупреждение травматизма, повышение толерантности : Автореф. докт. дис. — М.: ГЦОЛИФК, 1991.- 42 с.
9. Ким В.В., Матвеев Ю.И. Вибродозиметрический контроль в физических упражнениях спортсмена: Метод. пос. М., 1990.- 48 с.
10. Миронова З.С., Хейфец Л.З. Профилактика и лечение спортивных травм. — М.: Медицина, 1967. — 157 с.
11. Миронова З.С. с соавт. Перенапряжение опорно-двигательного аппарата у спортсменов. — М.: ФиС, 1982.- 95 с.
12. Моченов В.П. Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи // Теория и практика физ. культуры. 2003, № 2, с. 60-62.
13. Пегов В.А. Теоретическое и практическое обоснование возможных путей решения проблемы экологии детства: от «нормального» к здоровому // Теория и практика физ. культуры. 2003, № 9, с. 49-52.
14. Перевозников А.С. Программно-методическое обеспечение начальной подготовки дзюдоистов 6-10 лет с использованием композиционного планирования : Автореф. канд. дис. — Тюмень: ТюмГУ, 2003.
15. Потемкин Б.А., Ким В.В. Патент N 2009493 «Способ исследования функционального состояния опорно-двигательного аппарата человека» зарегистрирован в Государственном реестре изобретений 15.03.94 г.
16. Рябенко З.М., Вржесневский В.В., Вржнесневский И.В. О последействии больших нагрузок при тренировке юных пловцов // Нормирование тренировочных нагрузок / Общ. ред. В.П. Филина. — М.: ФиС, 1964, с.195-203.
17. Сергеев А.А. Физиологические механизмы действия ускорений. — Л.: Наука,1967. — 392 с.
18. Симаков В.В. Специализированные нагрузки, морфофункциональные критерии адаптации и средства укрепления костей коленного сустава фехтовальщиков : Канд. дис. М.,1983. — 156 с.
19. Столяров В.И. От гуманистической теории спорта — к теории гуманизации соперничества // Теория и практика физ. культуры. 2003, № 5, с.13-15.
20. Франке К. Спортивная травматология. — М.: Медицина, 1981. — 352 с.
21. Шойлев Д. Спортивная травматология. — София: Медицина и физкултура, 1986. — 192 с.
Источник