Меню

Как сохранить здоровье ребенка дошкольного возраста

«Как сохранить здоровье дошкольников» консультация для педагогов
консультация (старшая группа) на тему

Деньги потерял – ничего не потерял,

время потерял-многое потерял,

здоровье потерял – все потерял.

(русская народная пословица)

Укрепление и сохранение здоровья дошкольников в условиях детского сада является одной из главных целей родителей и работников ДОУ. Ведь от того насколько наши дети растут здоровыми, зависит будущее всей страны. Особенно важен в этом отношении период детства, когда ребенок еще не пошел в школу.

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_na_temu_kak_sohranit_zdorove_doshkolnikov.docx 157.11 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2 «Рябинка»

«Как сохранить здоровье дошкольников»

консультация для педагогов

Деньги потерял – ничего не потерял,

время потерял-многое потерял,

здоровье потерял – все потерял.

(русская народная пословица)

Укрепление и сохранение здоровья дошкольников в условиях детского сада является одной из главных целей родителей и работников ДОУ. Ведь от того насколько наши дети растут здоровыми, зависит будущее всей страны. Особенно важен в этом отношении период детства, когда ребенок еще не пошел в школу.

Проанализировать результаты проведенных исследований, медики пришли к выводу, что первое место среди заболеваний дошкольников занимают заболевания органов дыхания, ОРЗ. Второе место занимают паразитарные инфекционные болезни, аллергические проявления, заболевания пищеварительной системы. В последнее время количество детей с близорукостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата возросло в 5 раз, с психоневрологическими отклонениями в 1,5-2 раза. В уставе Всероссийской организации здравоохранения отмечается: здоровье — это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного духовного благополучия. Здоровье-совокупность физических, психических и социальных качеств человека, которые составляют основу его долголетия и осуществления творческих планов, создание крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладения достижениями культуры. Физическое развитие – один из наиболее важных показателей здоровья ребенка. Основной задачей ДОУ является развитие программ физического воспитания двигательного режима, направленных на формирование правильной осанки. Педагоги и родители должны прилагать все усилия на регулирование двигательной активности дошкольников, которая им необходима, например, при повышении активности детей, следует принимать все меры к сдерживанию, торможению изменений подвижности; Для детей с пониженной активностью нужно уделять больше времени для интенсивных физических упражнений.

Укрепление дошкольников также состоит в методах пропорционального развития у детей различных мышечных групп. Для этого подбираются необходимые физические упражнения с постепенным увеличением нагрузки. Нужно подсказать ребенку, чтобы он не сутулился, стоял прямо, расправлял плечи и т.д. Это очень важное замечание, так как ребенок, в силу своего возраста не осознает значимости таких указаний взрослого. Поэтому он меняет позу только на короткое время, а потом забывает о нем. Навыки дошкольников складываются при многократном механическом повторении. Далее это войдет в привычку, и хорошая осанка окажет положительное влияние на функционирование всего организма.

Взрослые должны создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности. И важных здесь является правильно организованный режим дня – это оптимально сочетаемые периоды бодрствования и сна детей в течение суток. Он удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности. Режим дисциплинирует детей, приучает их к определенному ритму. Работники ДОУ считают понедельник «тяжелым днем», так как многие дети быстро утомляются, капризничают. А все дело в том, что в выходные дети не гуляли, не спали днем, вечером поздно легли – словом режим был нарушен.

Полноценное питание – включение в рацион продуктов, богатых витаминами А, В, С, Д, минеральными солями (кальцием, фосфором, железом, магнием, медью), а также белком. Обязательное условие рационального питания детей – разнообразие рациона, как за счет разных продуктов, так и способов их приготовления. Закаливать и укреплять организм можно и продуктами. Есть пищевые продукты и вещества помогающие ребенку стать более здоровым. Это черная смородина и шиповник. Морковные сок до половины стакана в день повышает устойчивость организма к заболеваниям верхних дыхательных путей и легких. Это свежевыжатые соки – они быстро усваиваются организмом, в них много воды, но это поистине живая вода – она обогащена биологически активными веществами растительных клеток.

Физическое развитие – один из наиболее важных показателей здоровья ребенка. Правильная организация занятий, оптимальное чередование разных видов деятельности оказывает большое влияние на работоспособность, утомляемость и в целом на функциональное состояние всего организма. Один из приемов, способствующих снижению утомляемости – использование физкультминуток. Они проводятся в паузах на занятиях по развитию речи, рисованию. Их цель – поддержать умственную и физическую работоспособность на высоком уровне. Продолжительность физкультминуток 2-3 минуты. Интересно проходят физкультминутки под музыку. Дети могут выполнять под музыку несколько видов танцевальных движений. Для проведения физминуток предлагаются следующие упражнения:

  1. «растирание ушных раковин и пальцев рук» — активизирует все системы организма: разогреть руки, потирая их, помассировать мочки ушей, ушную раковину, в конце растереть уши ладонями.
  2. «перекрестные движения» — активизируют оба полушария головного мозга, под спокойную музыку выполнять перекрестные координированные движения, одновременно с правой рукой двигать левой ногой и наоборот, ставить руку и ногу вперед, в сторону, назад.
  3. «качание головой» — улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращение: головой медленно покачивать из стороны в сторону, подбородком «вычерчивать» на груди слегка изогнутую линию, дышать глубоко, плечи опустить вперед.
  4. «ленивые восьмерки» — активизируют структуры обеспечивающие запоминания: в воздухе в горизонтальной плоскости «рисовать» цифру восемь по три раза сначала одной рукой, потом другой рукой, затем обеими руками.
  5. «симметричные рисунки» — улучшает зрительно-моторную координацию: в воздухе обеими руками рисовать симметричные фигуры.
  6. «медвежьи покачивания» — расслабляет позвоночник, мышцы шеи и глаз: покачиваться из стороны, в стороны изображая медведя.
  7. «поза дерева» — снимает статическое напряжение с позвоночника: сесть, ноги вместе, руки опустить, спину выпрямить, сделать глубокий вдох и выдох, руки плавно поднять вверх ладонями друг к другу, потянуться, удерживать позу 15-20 секунд.
  8. «медуза» — снимает психофизическое напряжение: сидя, совершать плавные движения руками подражая медузе, плавающей в воде.

В работе с детьми используются здоровьесберегающие технологии:

  1. Воздушные ванны (облегченная одежда, сон без маек).
  2. Полоскание полости рта и горла кипяченной водой комнатной температуры.
  3. Обмывание лица и рук до лица прохладной водой.
  4. Босохождение во время подготовки ко сну.
  5. Оздоровительный бег.
  6. Зрительная гимнастика.
  7. Пальчиковая гимнастика.
  8. Дыхательная гимнастика.
  9. Гимнастика для ног, ходьба по рефлексогенным дорожкам.
  10. Релаксационные паузы.
  11. Точечный массаж.

У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни.

-Сегодня я принесла вам скакалки. История современной скакалки началась с обычной веревки. Еще древние египтяне крутили веревки и канаты из пеньки, им постоянно приходилось перепрыгивать через них, чтобы они не путались. Дети, понаблюдав за взрослыми, стали прыгать через куски веревки для забавы. Через скакалку можно не только прыгать, но и играть в разные игры.

Игра «Ловкие руки, быстрые ноги» (сложить скакалку пополам, взять за концы, перепрыгивать).

Игра «Дружная семейка» (двое крутят, третий прыгает).

Игра «Неуловимая скакалка» (ставятся стулья спинка к спинке, под стул кладется скакалка, участники бегают, по сигналу садятся и вытягивают из под них скакалку).

Игра «Движущаяся скакалка» (натянуть скакалку на высоте 20 см. затем выше, дети перепрыгивают через скакалку).

Игра «Неделька» (натягивается скакалка на высоте 5 см. – понедельник, 10 см. – вторник, 15 см. – среда и т. Дети перешагивают или перепрыгивают).

Следующий важный критерий здоровья – психофизическое состояние ребенка. Детский сад – не только учреждение, куда он ходит на протяжении нескольких лет, но и еще особый мир, в котором он проживает значительную часть своей жизни, где радуется и огорчается, принимает решения, выражает чувства. Воспитателям следует обратить внимание на решение вопросов психогигиены учебно-воспитательного процесса: нет ли психотравмирующих ситуаций. Предложенные вам памятки будут полезны воспитателям и родителям.

Здоровье ребенка можно считать достигнутой нормой если он:

— в физическом плане – умеет преодолевать усталость.

— в социальном – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить.

— в интеллектуальном – проявляет хорошие умственные способности.

-в нравственном – уравновешен, способен удивляться.

Известный педагог В.А. Сухомлинский утверждал, что забота о здоровье ребенка – это непросто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… Это прежде всего, забота с гармоничной полнотой всех физических и духовных сил и венцом этой гармонии является радость творчества.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья о здоровьесбережении дошкольников с памятками для детей и родителей.

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка.

Как сохранить здоровье дошкольников.

Как сохранить здоровье дошкольников.

В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами: политическим, социально-экономическим и др. Но прежде всего причиной является культурный кризис обще.

Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылки экологического сознания.

Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.

Источник

Как сохранить и укрепить здоровье ребенка
консультация на тему

Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным. Здоровье детей – это будущее нашей страны.

Скачать:

Вложение Размер
kak_sohranit_i_ukrepit_zdorove_rebenka_1.docx 18.52 КБ

Предварительный просмотр:

детский сад № 9 «Теремок» комбинированного вида

СЛУЖБА РАННЕЙ ПОМОЩИ

Как сохранить и укрепить здоровье ребенка

Инструктор по физической культуре Дороничева М.С.

Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным. Здоровье детей – это будущее нашей страны.

В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н.А. Семашко, в России около 40% детей можно считать условно здоровыми. Однако здоровье не существует само по себе, раз данное, постоянно и неизменно. Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять. Сохранять и улучшать здоровье – огромная каждодневная работа, начиная с рождения.

Укрепление здоровья детей должно осуществляться совместными усилиями семьи и детского сада. При этом ведущая роль принадлежит дошкольному учреждению, где ребенок проводит большую часть своего активного времени.

Следовательно, укрепление здоровья детей в дошкольных учреждениях – первостепенная задача педагогического и медицинского персонала. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? С древних времен было замечено, что закаливание способствует укреплению здоровья. Поэтому закаливающие мероприятия должны составлять основу воспитательно-оздоровительного процесса, цель которых – снизить заболеваемость детей.

Закаливание – одно из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Оно положительно действует на механизмы приспособления к холоду, жаре, ослабляет негативные реакции нашего организма на изменения погоды, повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражениям, создает прочный щит от простудных заболеваний и тем самым значительно продлевает срок активной творческой жизни человека. Закаливать свой организм необходимо каждому. Начинать закаливание лучше с раннего возраста. Основными природными факторами закаливания являются воздух, солнце и вода. Достаточное пребывание ребенка на воздухе; регулярное проветривание помещения; одежда, позволяющая свободно двигаться без перегревания – все эти факторы постоянно и естественно оказывают закаливающее влияние на организм.

Утренняя гимнастика. Основная задача утренней гимнастики – укрепление и оздоровление организма ребенка. Движения, которые даются в утренней гимнастике, усиливают все психологические процессы: дыхание, кровообращение, обмен веществ, помогают развитию правильной осанки.

Кроме оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и воспитательное значение. С помощью утренней гимнастики дети приучаются к определенному режиму.

Путем ежедневных упражнений у детей улучшаются основные движения: бег, ходьба, прыжки. Дети приобретают и закрепляют навыки размещения в пространстве – построение в колонны на определенном расстоянии друг от друга при помощи глазомера, а не вытянутых рук. У детей воспитывается выдержка, организованность, дисциплинированность. Утренняя гимнастика способствует развитию внимания у детей. Без внимания нельзя добиться хорошего качества выполнения движений. У детей развивается память, умение делать упражнения по показу, по слову. Ежедневно проводимая утренняя гимнастика организует детей на дальнейшую деятельность.

Дыхательная гимнастика укрепляет дыхательную мускулатуру, улучшает кровообращение в верхних отделах дыхательных путей и повышает сопротивляемость к простудным заболеваниям, а также выносливость при физических нагрузках. Суть же ее заключается в выполнении комплекса игровых упражнений носом.

Самомассаж . Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

На ушной раковине расположено большое количество биологически активных точек, связанных рефлекторно со всеми органами тела. Игра с ушными раковинами полезна, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

Гимнастика в постели . Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой нарастает. Гимнастика проводится с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Она включает такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук, ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, элементы дыхательной гимнастики. Главное правило — исключение резких движений, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели 2–3 минуты. Далее дети переходят к выполнению комплекса дыхательной гимнастики, что очень важно для профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей.

Для того, чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик, а также желание выполнять упражнения вместе с воспитателем можно использовать игровые упражнения, сопровождая их различными стихами.

Воздушные процедуры . Практика показывает, что любое воздействие воздуха пониженной температуры оказывает полезный закаливающий эффект, тренируя вегетативные сосудистые реакции, т.е. улучшает физическую терморегуляцию.

Поэтому переодевание ребенка перед сном, сон в холодное время в майке, а в теплое – в трусиках, прохождение по массажным коврикам после сна является ценнейшим закаливающим мероприятием.

Водные процедуры. Водные процедуры имеют более интенсивный закаливающий эффект, чем воздушные ванны. Умывание – самый доступный в быту вид закаливания водой. Детям младшего возраста рекомендуется ежедневно умывать не только лицо, но и руки до локтя.

Прогулка. Подвижные игры. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Нельзя допускать, чтобы зимой руки и ноги у детей были мокрыми. Известно, что кисти и стопы содержат множество терморецепторов, непосредственно связанных со слизистой дыхательных путей, поэтому при охлаждении возможно быстрое проявление рефлекторного влияния на слизистую в виде кашля, насморка, чихания и т.д. Незначительная усталость, вызываемая участием в подвижной игре полезна: систематически повторяясь, способствует приспособлению организма к повышенной физической нагрузке, увеличению работоспособности.

Источник

Читайте также:  Эликсиры для здоровья мед лимон чеснок
Adblock
detector