Презентация «Компьютер и здоровье»
презентация к уроку на тему
В презентации рассмотрены основные факторы, влияющие на наше здоровье при работе за компьютером.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
komyuter_i_zdorove.pptx | 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Преподаватель возрастной анатомии, физиологии и гигиены ГБПОУ Педагогический колледж №8 Каменева Елена Юрьевна «Примите некоторые меры предосторожности, иначе вам придется расплачиваться. Наш организм — не компьютер. В нас есть детали, которые нельзя заменить» Рик Пирсолл Компьютер и здоровье
Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером: повышенная нагрузка на зрение; статичность позы в течение длительного времени; перегрузка кистей рук; нагрузка на психику, в т.ч. компьютерная зависимость, стресс при потере информации и пр.
Повышенная нагрузка на зрение Причина основной зрительной нагрузки – напряженная работа с монитором
Компьютерный зрительный синдром (КЗС) (CVS- Computer Vision Syndrome) покраснение и боль в глазах, глаза начинают слезиться, резь, «мушки» в глазах, потемнение в глазах, двоение изображения, чувство песка под веками, возрастающее раздражение, воспаление глаз, пелена перед глазами, искажение формы и размеров видимых предметов; временная близорукость
Сидячее положение в течение длительного времени
Перегрузка кистей рук
Туннельный синдром запястья
Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером Эргономические требования включают : организацию рабочего места, соблюдение продолжительности работы за ПК, упражнения для глаз и мышц тела на расслабление и снятия напряжения .
Организация рабочего места
Организация рабочего места Монитор должен находиться от вас на расстоянии 60 — 70 см (но не ближе 50 см с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков) на 20 градусов ниже уровня глаз.
Профилактика туннельного синдрома Упражнения: Встряхните руки. Сожмите руки в кулак, подержите в течение 3-х секунд, затем максимально разожмите и подержите 6 секунд. Повторите 10 раз. Протяните руки перед собой, 5 раз поднимите и опустите их. Опишите кончиками пальцев 10 кругов. Методично 10 раз подряд надавите одной рукой на пальцы другой руки.
Продолжительность работы за ПК Вpемя непpеpывной pаботы с монитором для взpослого — 2 часа; В конце каждого часа работы необходимо делать 10-минутный перерыв Во время перерыва посмотрите вдаль, встаньте с кресла, сделайте комплекс упражнений
Упражнения для глаз и мышц тела на расслабление и уменьшения напряжения.
Упражнения для глаз. Плотно закрыть глаза руками так, чтобы через них не проходил свет. Следите при этом за тем, чтобы посадка была удобной. Особое внимание — на спину и шею, они должны быть прямыми и расслабленными. Закрыв глаза, попытаться увидеть перед глазами абсолютно черный цвет. Закрыв глаза, глядя сквозь веки на солнце (или на яркую лампу), поворачивать глаза вправо-влево, делая круговые движения. После окончания упражнения крепко сжать веки на несколько секунд.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект направлен на профилактику наркомании, употребления алкоголя и тобакокурения в подростковом возрасте.
разработка — презентация классного часа к 1 сентября 2013-2014 учебного года на тему «Здоровые дети в здоровой семье».
разработка — презентация классного часа к 1 сентября 2013-2014 учебного года на тему «Здоровые дети в здоровой семье».
Классный час подготовлен ко Дню Знаний, так ка 2013 год объявлен годом здоровья. В разработке принимали участие педагоги МБОУ СОШ № 1 р.п. Степное Карманова Е.В., Рудомётова Л.В., Вартапетова О.А.
Сценарий проведения родительского собрания на тему «Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни» с применением здоровье-сберегающей технологии. .
Спортивный праздник, приуроченный ко Дню Здоровья «Здоровье — это здорово".
Источник
Презентация на тему: Компьютер и здоровье
Компьютер и здоровье
Как сохранить здоровье, сидя за компьютером. Вас интересует эта тема? Вы совершенно правы! Человеку, много времени проводящему у монитора, надо знать, портит ли компьютер здоровье.За последние годы компьютер превратился из устройства для профессионалов в самый обыденный предмет. Множество людей постоянно общается с ним. За всю историю человек еще не имел дела с таким воздействием, режимом нагрузок, как при работе с компьютером, организм и сознание просто не успели адаптироваться. Как правильно выбрать компьютер и программы, как пользоваться компьютером, чтобы не навредить здоровью?
Содержание Основные вредные факторы, действующие на человека Конфигурация ПК и ПООрганизация рабочего места Психологические симптомы Интернет – зависимых людейВлияние ПК на психику детей Как долго можно работать за компьютером?Авторы проекта
Важно выбрать оптимальную конфигурацию компьютера, качественное программное обеспечение и правильно организовать рабочее место. Кроме того, есть специфические правила работы на компьютере, соблюдение которых поможет вам избежать многих проблем.
Подобрать качественное программное обеспечение, правильно его настроить еще важнее, чем купить хорошее «железо».Обращайте внимание не только на функциональные возможности и стоимость программ, но и на то, насколько они удобны в работе и не утомляют глаза, каковы возможности их настройки. Конфигурация компьютера должна соответствовать решаемым задачам, незачем переплачивать за возможности, которыми вы в обозримом будущем не собираетесь пользоваться.Монитор больше всего влияет на здоровье. Покупайте лучший монитор, какой можете себе позволить.
Очень важная задача — правильно организовать рабочее место. Удачное расположение его компонентов, правильная поза при работе за компьютером позволят серьезно уменьшить неприятные последствия для здоровья.Большинство пользователей компьютеров уделяет мало внимания своему рабочему месту. Если появляются деньги, российский пользователь скорее купит современный процессор, чем новый стол или подставку для монитора.
Часто рабочее место бывает неправильно организовано. Монитор установлен низко, неудачно относительно источников света, руки неудобно лежат на клавиатуре. В результате со временем пользователи начинают жаловаться на проблемы со здоровьем и повышенную утомляемость. Не экономьте на своем рабочем месте — это обернется экономией на своем здоровье.
Освещение при работе с компьютером должно быть не слишком ярким, но и не отсутствовать совсем, идеальный вариант — приглушенный рассеянный свет.Поставьте стол так, чтобы окно не оказалось перед вами. Если это неизбежно, купите плотные шторы или жалюзи, которые отсекут свет. Экран монитора должен быть абсолютно чистым. Располагайте монитор и клавиатуру на рабочем столе прямо, ни в коем случае не наискосок.Центр экрана должен быть примерно на уровне ваших глаз или чуть ниже. Экран монитора должен быть удален от глаз минимум на 50-60 сантиметров.
Уровень электромагнитного излучения сбоку и сзади монитора выше, чем спереди. Установите компьютер в углу комнаты или так, чтобы не работающие на нем не оказывались сбоку или сзади от монитора. Отрегулируйте расположение монитора. Центр экрана должен быть примерно на уровне глаз или чуть ниже, чтобы вы удобно сидели на стуле, не нагибая голову, не скрючивая позвоночник.Правильная поза оператора компьютера Спина наклонена на несколько градусов назад. Такая поза позволяет разгрузить позвоночник, улучшить кровообращение в зоне между туловищем и бедрами. Руки свободно опущены на подлокотники кресла. Локти и запястья расслаблены. Кисти имеют общую ось с предплечьями: не сгибаются и не разгибаются. Работают только пальцы. Бедра находятся под прямым углом к туловищу, колени — под прямым углом к бедрам. Ноги твердо стоят на полу или на специальной подставке.
Приобретите удобное рабочее кресло, которое позволит без усилий сохранять правильную позу за компьютером. Важный фактор эргономики — шум на рабочем месте. Системные блоки заметно шумят, а винчестеры, особенно старых моделей «подвывают». Если вы подолгу работаете с таким компьютером, это станет фактором повышенной утомляемости
«Звуковое оформление» рабочего места важно для длительной эффективной работы. Исключите посторонний шум. С другой стороны приятная музыка, специально подобранное звуковое оформление могут повысить эффективность работы. Улучшить условия труда за компьютером поможет насыщение воздуха отрицательными ионами с помощью ионизаторов воздуха или проветривания помещения.
Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:сидячее положение в течение длительного времени;воздействие электромагнитного излучения монитора;утомление глаз, нагрузка на зрение;перегрузка суставов кистей;стресс при потере информации.
Как уменьшить неприятные последствия долгой работы за компьютером?Вы сидите за компьютером с хорошим монитором. Устанут ли ваши глаза? Важно расположение монитора относительно глаз, источников освещения, высота кресла.
Работая на компьютере, каждый час делайте десяти минутный перерыв, во время которого посмотрите вдаль, встаньте с кресла, сделайте комплекс упражнений или просто походите.
Электромагнитное излучение.Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. А если на Вашем столе совсем старенький монитор, лучше держитесь от него подальше.
Воздействие на зрение.Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых Вами программах, неправильное расположение экрана.
Перегрузка суставов кистей рук.Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.
Стресс при потере информации.Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку. В результате такого стресса случались и инфаркты.
Влияние компьютера на психику человекаДлительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма: высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате человека. Что это может означать для простого человека? Все что угодно! От испорченного зрения до варикозного расширения вен на ногах. Компьютер является лишь еще одним звеном в цепи: недостаточный отдых, малоподвижный образ жизни, неорганичное питание и т.д. На психику в первую очередь влияют более, так сказать, виртуальные вещи — игры и Интернет. Это то что «затягивает», то, от чего невозможно оторваться, то, без чего многие больше не представляют своей жизни — это маниакальная зависимость от Интернета или от игр.
Психологические симптомы Интернет-зависимых людей:невозможность остановиться;увеличение количества времени, проводимого за компьютером;пренебрежение семьей и друзьями;ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером; ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;проблемы с работой или учебой. хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
Опасными сигналами являются также:навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;предвкушение следующего сеанса он-лайн;увеличение времени, проводимого он-лайн; увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.
Дети быстро приспосабливаются к окружающему миру и к миру компьютеров тоже. Многие изменения можно не заметить сразу, «невооруженным глазом» (их сможет определить только опытный педагог или психолог). Например, это может отражаться на их эмоциональном плане, может наблюдаться повышенная агрессивность, вспышки насилия. Другое наблюдение — дети перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию.
Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития детей. У так называемого компьютерного поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.
Источник
Презентация Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером
презентация к уроку по зож по теме
Презентация Здоровьесберегающие технологии при работе с компьюттером
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchaya_professionalnaya_pozitsiya.doc | 53.5 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint_2.ppt | 1009.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающая профессиональная позиция педагога
Профессиональные риски педагогического труда
- коммуникативная перегрузка,
- сложная модель деятельности,
- жесткий характер труда,
- низкая экономическая защищенность и престиж профессии
Следствие — профессиональный дистресс нарушений здоровья педагога.
Здоровьесберегающая профессиональная позиция педагога
- осознание им проблем собственного здоровья,
- понимание зависимости здоровья от образа жизни,
- наличие знаний о формировании здорового образа жизни и деятельности по его осуществлению.
Болезни « платы за сочувствие»
- Синдром хронической усталости
- Синдром эмоционального сгорания
В системе «человек – человек»: врачи, учителя, чиновники, менеджеры, милиционеры, журналисты, продавцы
Постоянные симптомы СХУ
- выраженная усталость,
- желание прилечь отдохнуть в дневное время,
- чувство разбитости, которое не проходит после ночного сна,
- поверхностный сон с кошмарными сновидениями,
- эмоциональная нестабильность,
- плохое неустойчивое настроение с периодической депрессией,
- частые простудные заболевания.
За рубежом не исключается инфекционная природа синдрома хронической усталости.
Такой диагноз почти не ставят пациентам. Но любое заболевание на фоне этого синдрома будет протекать тяжелее и длительнее. В таком случае больному обычно дают рекомендации по укреплению иммунной системы.
Синдром эмоционального сгорания
СЭС — это ответ организма (в форме психологической защиты) на ситуации продолжительного или постоянного стресса, чаще связанный с профессиональной деятельностью человека.
В отличие от синдрома хронической усталости рассматривается в международной классификации болезней, используется в РФ в рубрике «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни».
- эмоциональное истощение с чувством усталости, не проходящей после ночного сна,
- личностная отстраненность,
- утрата эффективности и работоспособности,
- тревога, беспокойство,
- колебаниями настроения вплоть до состояния депрессии,
- обострение хронических заболеваний.
Три стадии СЭС — три шага в глубины профессиональной непригодности
1) Чувства становятся приглушенными, человека одолевает депрессия, все воспринимается будто через сероватую пелену.
2) Раздражение ко всем, с кем приходится часто общаться. Сначала человек сдерживается и лишь язвит в их адрес. Однако внутреннее напряжение растет и в конце концов выплескивается на ни в чем не повинных людей. После срыва приходят невыносимый стыд и чувство вины, однако понять причины своего раздражения «сгорающий» не может.
3) Полный крах специалиста (утрата профессиональных ценностей; циничное отношение к людям ; безразличие к людям, работе, себе;). При большом количестве общения может возникнуть тошнота, головная боль, а после работы — апатия и бессонница. От постоянного стресса человек плохо выглядит. У одних появляется отвращение к пище, другие, наоборот, все время жуют, третьи снимают напряжение при помощи алкоголя, четвертые ищут расслабления в казино. Однако улучшение не наступает.
Четыре распространенных и очень вредных мифа
- «Жить надо для людей!»
- «Если не я, то кто же?»
- «Я должен быть для всех хорошим!»
- «Работа превыше всего!»
Типы людей, подверженных СЭС
«Светочи»
(«Жить надо для людей»)
- Отказ от собственных интересов сочетается с отрицанием самой возможности быть слабым, просить о помощи.
- В глубине души считают себя лучше всех и никому не доверяют. Их душа стонет от нехватки нежности, заботы, любви, но признаться в этом — выше их сил.
Советы для «светочей»:
- Помните: вы не монумент, а живой человек, а значит, имеете право позаботиться о себе. Начните с того, что разделите время для работы и для личной жизни и больше никогда не путайте их.
- На работе четко распределите, за что отвечаете вы, а за что — коллеги. Гордитесь тем, как здорово вы выполняете свой круг обязанностей, пусть и небольшой.
- Больше всего вы нуждаетесь в поддержке близких. Впустите в свою жизнь несколько доверенных людей, которые не связаны с вами рабочими отношениями. Скажите себе: с этими людьми я буду делиться чувствами, шутить, а если нужно, попрошу о помощи.
«Спасатели»
(«Если не я, то кто же?»)
Такой человек чувствует себя в своей тарелке, лишь когда кого-то спасает. Одни делают это профессионально, выбрав профессию сотрудника МЧС, медсестры, социального работника. Другие спасают «на общественных началах«. Но если заглянуть поглубже, окажется, что «спасение утопающих» для них — единственно доступный способ почувствовать себя нужным и обрести некоторую власть над другими.
Советы для «спасателей»:
- Уясните раз и навсегда: если вы живете только жизнью других, то рискуете никогда не прожить свою собственную.
- Возьмите за правило давать советы и опекать людей только на работе.
- Лучший способ позаботиться о человеке — помочь ему понять, что он может действовать самостоятельно, и научить его необходимым для этого умениям.
- Каждый раз, когда вам хочется кого-нибудь спасти, задавайте себе два вопроса: «Так ли уж это нужно?» и «Может, он справится сам?».
«Червонцы»
(«Я должен быть для всех хорошим»)
Мягки и податливы, подстраиваются к каждому вплоть до полного растворения в других. Для них трудно, почти невозможно отказать кому-нибудь в просьбе!
Советы для «червонцев»:
Есть замечательный афоризм: «Ты не можешь быть лицом ко всем, кому-то достаются и другие стороны!» Крупными буквами напишите его на листе и повесьте на стенке.
- Хорошо изучите не только свои обязанности, но и права. Помните: у вас есть право быть собой и действовать в своих интересах, право говорить и быть услышанным и еще множество других прав.
- Научитесь говорить «нет!», не испытывая ни раздражения, ни вины. Если сделать это самостоятельно не получается, обратитесь к психологу.
- Не бойтесь, что на вас обидятся: обижается тот, кому выгодно, — таким образом человек манипулирует вами.
«Трудоголики»
(«Работа превыше всего!»)
Завершив одно дело, не дают себе возможности остановиться, оглянуться, порадоваться, а без передышки отыскивают и штурмуют еще более высокую гору. Особая примета: подолгу задерживаются в офисе и боятся уйти в отпуск, если же уходят, то не знают, чем заняться.
Советы для трудоголиков:
- Помните: «Бессердечье к себе — это тоже увечье». Вы имеете право на свободное время! Научитесь отдыхать!
- Уходя с работы, не только гасите свет, но и оставляйте все деловые бумаги и мысли.
- Придя домой, сразу примите душ и переоденьтесь. Так вы психологически разграничите две разные сферы жизни: работу и отдых.
- Найдите себе увлечение и жестко забейте время на него в органайзер. Например: «Суббота, 19.00 — театр (или фитнес-клуб, или пешая прогулка)». Строго контролируйте выполнение.
- Если вы женщина, перед выходом из офиса пользуйтесь другими, более легкомысленными, чем обычные, духами: они придадут соответствующий внутренний настрой.
Боремся с синдромом эмоционального сгорания
- Жесткое разграничение работы и остальной жизни
- Новые впечатления
- Терапия радостью
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Владимирская обл.,Вязниковский р-н. Лукновская средняя общеобразовательная школа Корьева Галина Ивановна
Процесс компьютеризации населения набирает обороты. Компьютеры имеются практически во всех образовательных учреждениях нашей страны, в каждом третьем доме есть личный компьютер. Применение компьютеров приводит к активизации умственной деятельности, формирует положительные мотивации у большинства учащихся к занятиям, увеличить объем получаемой информации, систематизирует мышление.
Наряду с этим использование компьютера сопровождается воздействием на организм целого ряда факторов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на функциональное состояние и работоспособность детей и подростков.
Ученые выделяют три основных направления, представляющих угрозу здоровью детей и подростков. Это угрозы: физическому здоровью моральному здоровью психическому здоровью
Ученые убедительно доказали: большое количество часов, проведенных перед экраном монитора, рано или поздно, отзовётся расстройством нервной системы,снизит уровень иммунитета, скажется на детородной функции организма. Зарубежные ученые давно выделили признаки компьютерной -аддикции и даже говорят о следующих физических симптомах этого недуга: синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц); сухость в глазах; головные боли по типу мигрени; боли в спине; расстройство сна.
ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ Основными физическими факторами, воздействующими на пользователей компьютеров, являются электромагнитное и электростатическое поле, шум. Дисплеи с электроннолучевыми трубками также являются потенциальными источниками рентгеновского, ультрафиолетового и инфракрасного излучений . Уровни шума от работающих компьютеров и периферийных устройств (принтеров) могут составлять 60-65 дБ (при гигиенической норме 50 дБ). Если компьютеры удовлетворяют Государственному стандарту РФ и имеют санитарно-эпидемиологическое заключение, то все эти излучения незначительны и не оказывают вредного воздействия на человека.
Установлено, что немалое негативное влияние на пользователя оказывает напряженная зрительная работа с монитором. После длительной работы у пользователя отмечается покраснение глаз, пелена перед глазами, неясные очертания предметов, ощущение усталости, песка,жара в глазах, дискомфорт. Это состояние определяется сейчас как проявление астенопии, или компьютерного зрительного синдрома. Частота астенопии у пользователей компьютерами составляет от 10 до 40%.
Основной причиной таких расстройств являются особенности зрительной работы на компьютере: она сопровождается частыми переключениями внимания с клавиатуры на экран, анализом и корректировкой воспроизводимых на экране результатов. Кроме этого напряженность зрительного анализатора обуславливается и рядом других причин: высокочастотная (50-70 Гц) дискретность изображения; необычный контраст между фоном и символами на экране монитора; дрожание или мелькание изображения; расстояние от глаз до экрана, направление взгляда не могут быть по желанию изменены и часто отличаются от условий, которые бывают при чтении печатного текста, и др.
Многие исследователи при обследовании детей регистрируют значительную нагрузку на опорно- двигательный аппарат. Остисто-крестцовая мышца при работе за компьютером испытывает нагрузку на уровне 8,5%,а трапециевидная — 13,5% от произвольной максимальной силы этих мышц, что соответствует значительной нагрузке на мышечный аппарат. В совокупности с большим количеством движений руками при работе с клавиатурой (а они могут достигать нескольких тысяч за период работы) это приводит к переутомлению нервно-мышечного аппарата.
Поэтому у детей, у которых еще идет формирование мышечного аппарата, выполнение большого количества локальных движений при малой общей двигательной активности вызывает замедление восстановления и изменение нормального хода восстановительного процесса. При этом неблагоприятные сдвиги суммируются, переходят в общее переутомление.
Нарушения в состоянии здоровья усугубляются еще и тем, что школьники проводят за компьютерами значительное время как на уроках в школе, так и дома. В результате опроса 1000 учащихся московских школ исследователями было установлено, что активно играют в компьютерные игры 2/3 школьников (начало активности отмечается в 5-7-м классах и снижается у школьников выпускных классов).
МОРАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ Не менее значителен подрыв не только физического, но и морального здоровья молодежи, которому способствуют: доступ к порнографии; Web-сайты с деструктивным содержанием (материалы расистского, человеконенавистнического содержания, вредоносные программы-вирусы-шпионы, атаки мошенников-хакеров и др.); сетевые игры с элементами насилия, способствующие повышению агрессивности.
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ Психическому здоровью школьников может быть нанесен вред, связанный с большими объемами и видовым составом информации, доступ к которой осуществляется посредством телекоммуникационных сетей, возможной некорректностью, противоречивостью и недостоверностью подобной информации. С каждым годом увеличивается число детей, которых можно отнести в группу компьютерозависимых. Компьютерная зависимость (игровая зависимость) с трудом поддается лечению, потому что является сочетанием состояния, схожего с наркоманией и навязчивыми состояниями. ВОЗ внесла компьютерную зависимость в разряд опасных психических расстройств.
Больные теряют интерес ко всему, кроме своих компьютерных игр и общения в Интернете. По мнению отечественных психиатров, этим расстройством страдают 4-6% пользователей в России, причем около 70% из них — это дети и подростки. Дети становятся агрессивными, если их ограничивают в доступе к компьютеру, забрасывают учебу, у них отсутствуют другие желания и интересы, они начинают обманывать (популярная ложь — готовлюсь к контрольной) Компьютерная зависимость приводит к тому, что многие дети продолжают игру в своем воображении (во сне или в период бодрствования), вовремя не принимают пищу. У таких детей могут быть приступы страха, тревоги, навязчивые состояния, нарушения социальной адаптации (ухудшение взаимоотношений со сверстниками, родителями, педагогами)
Чаще компьютерной зависимости подвержены мальчики. Наиболее опасными для развития зависимости специалисты считают ролевые игры, особенно если сюжет их связан с насилием. Все вышесказанное требует специального регламентирования работы детей и подростков с компьютерами. Контролируемое и регламентированное компьютерное обучение не оказывает отрицательного влияния на рост, развитие и состояние здоровья школьников и способствует развитию работоспособности, пространственной ориентации, мышления .
Таким образом, система здоровьесбережения при работе с компьютером и при обучении информатике в образовательном учреждении является очень актуальным вопросом и должна стать неотъемлемым компонентом единой здоровьесберегающей среды школы.
Результаты физиолого-гигиенических исследований позволили разработать основные требования к организации работы на компьютерах детей различных возрастных групп, к рабочему месту пользователя, к гигиеническим условиям в помещениях. Эти требования изложены в СанПиНе «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (СанПиН 2.4.2. 2821 – 10)
НОРМЫ Все используемые персональные компьютеры должны соответствовать требованиям ГОСТа и санитарным правилам по показателям уровней электромагнитных полей, звукового давления, визуальным параметрам мониторов. Желательно использование жидкокристаллических или плазменных мониторов. Обязательно должно быть заземление оборудования для снижения уровней электромагнитных полей. Конструкция монитора должна предусматривать ручную регулировку яркости и контрастности, а также наклона экрана. Недопустимо одномоментное использование одного компьютера двумя пользователями.
Расстояние от экрана до глаз ребенка должно составлять 60-70см, линия взгляда должна приходиться на середину или верхнюю треть экрана. Этого можно достичь за счет использования мебели, соответствующей ростовым данным ребенка. Конструкция рабочего стула должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы для снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения утомления (оптимально — стул с высокой спинкой и подлокотниками).
Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение. Освещенность на рабочем столе должна составлять 300-500 люкс, на экране монитора — 300 люкс. Для создания такой освещенности рекомендуется дополнительно использовать настольную лампу для освещения клавиатуры. Для ограничения прямой блесткости от источников освещения необходимо применять светильники рассеянного света, жалюзи или занавески на окнах. Оптимальной ориентацией окон помещений для работы с компьютером является север и северо-восток.
Необходимо периодическое проветривание помещения для создания благоприятного микроклимата (19-21 °С, при 55-62% влажности воздуха), для создания требуемой влажности воздуха возможно использование промышленных и бытовых увлажнителей воздуха или частой влажной уборки. Для снижения утомляемости и повышения работоспособности, особенно зрительного анализатора, необходимо индивидуально настраивать монитор по показателям яркости и контрастности, оптимально подбирать цвет фона и шрифта (рекомендуются белые или желтые знаки на синем фоне, черные знаки на зеленом или белом фоне), и размер шрифта.
Соблюдение правильного режима работы на компьютере способствует также снижению напряжения глаз и развития утомления. Детям до 3 лет не следует разрешать пользоваться компьютерами, это для них слишком высокая эмоциональная и зрительная нагрузка. Дети 3-7 лет должны находиться у экрана не более 15 минут в день. При этом компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждениях рекомендуется проводить не чаще двух раз в неделю и обязательно завершать их гимнастикой для глаз.
Для школьников непрерывная длительность занятий с компьютером не должна превышать: в 1-5-м классах -15 минут, в 5-7-м классах — 20 минут, 8-9-м классах — 25 минут, 10-11-м классах — 30 минут на первом часу занятий и 20 минут на втором. Домашние занятия школьников с компьютером должны укладываться в те же временные рамки.
Необходимо обязательно чередовать работу на компьютере с другими видами работ, не рекомендуется проводить компьютерные занятия и игры перед сном или вместо времени, отведенного для прогулок и других оздоровительных мероприятий.
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ Основными противопоказаниями к работе с компьютером у детей являются миопия высокой степени, эпилепсия и эпилептиформные приступы, заключение о возможности работы дает окулист или невропатолог. При миопии средней степени ребенок должен работать за компьютером в очках на 1-1,5 диоптрии слабее и соблюдать щадящий режим зрительной работы.
ПРОФИЛАКТИКА Для предупреждения развития переутомления при работе с компьютером необходимо осуществлять комплекс мероприятий, которые включают специальные упражнения для глаз через каждые 20-25 минут работы, физкультпаузы для улучшения ункционального состояния нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также для мышц плечевого пояса, рук, спины, шеи, ног . Полезно разглядывание стереограмм — это популярная интернет-забава, которая не только увлекательное занятие, но и даже рекомендованное людям, много времени проводящим за компьютером. Этакий спорт для глаз.
Улучшить условия труда за компьютером поможет насыщение воздуха отрицательными ионами с помощью ионизатора воздуха (иначе называемых «аэроионизаторы», «Люстры Чижевского»), которые сейчас научились даже встраивать в мышь. Работая на компьютере, каждый час делайте десятиминутный перерыв, во время которого посмотрите вдаль, встаньте с кресла, сделайте комплекс упражнений или просто походите. Неплохо каждые два-три часа надевать дырчатые очки, которые снимают спазм глазных мышц.
Для профилактики компьютерной зависимости необходимо ежедневное общение взрослых с детьми, ненавязчивый контроль за ними, вовлечение их в домашнюю жизнь и жизнь детского коллектива, организация досуга ребенка (спортивные секции, различные курсы, кружки). Если ребенок стремится проводить длительное время за компьютером и у него появились симптомы компьютерной зависимости, то его необходимо проконсультировать у психолога или психиатра, в специализированных реабилитационных центрах для детей и подростков или по телефонам «горячей» линии (игровая зависимость), которые есть в крупных городах.
На уроках информатики –помимо соблюдений требований СанПиНа, одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к изучаемым темам, так как раннее повреждение нервной системы является причиной различных отклонений в функционировании ряда систем организма. Учителя информатики на своих уроках максимально используют игровые моменты, аудио- и видеоаппаратуру для демонстрации интересных материалов.
Сочетают фронтальные, индивидуальные и групповые формы работы с учениками, что делает разнообразным ход урока, позволяет дифференцировать и индивидуализировать нагрузку на ученика, полнее и посильно использовать урочное время. Среди форм проведения уроков часто встречаются такие, как урок-викторина, урок-соревнование, урок-путешествие и так далее. Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала.
С учащимися проводится работа по развитию критического мышления. Все учащиеся на первом занятии в компьютерном классе подробнейшим образом знакомятся с правилами по технике безопасности, им демонстрируются и разучиваются комплексы упражнений, даются рекомендации по снижению негативного воздействия ПК . Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, то есть осуществления комплексного подхода к проблеме и имеет прямое отношение к обучению.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 473 с. 2. Розенблюм Ю.З., КорнюшинаТ.А., ФейгинА.А. Компьютер и орган зрения. М.: РИК ЗАО «Медицинская газета», 1998. — 22 с. 3. СанПиН 2.4.2. 2821 – 10.Гигиенические требования к персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы. 4. Чернозубов И.Е. Компьютер и дети. М.: Алес, 1998. — 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
У меня в классе всего трое детей. Пранализировав состояние учащихся за 2010-2011 учебный год пришла к выводу, что не зря стала заниматься темой здоровьесбережения. Одна из задач работы — сохранение и .
Материал раскрывает возможности использования здововьесберегающих технологий на занятиях с детьми, имеющими речевые недостатки. Актуален для учителей начальные классов. Включает три раздела: артикуляц.
Технология. Практика работы на компьютере.Применение информационных технологий.
МБУ МОШ №26 Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образователь.
Презентация состоящая из слайд-шоу из собственного опыта на тему » Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе».
В презентации представлен проект пособия из опыта работы учителей-логопедов Пушкинского района Санкт-Петербурга.Данное пособие адресовано учителям-логопедам специальных коррекционных и общеобразовател.
В презентации представлен проект пособия из опыта работы с ЗСТ учителей-логопедов ГБУ ДО ЦППМСП Пушкинского района г. Санкт-Петербурга.
Источник