Меню

Как сохранить здоровье органов чувств 3 класс

Окружающий мир. 3 класс

Конспект урока

Окружающий мир, 3 класс

Урок 14. Организм человека. Органы чувств.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Внешнее и внутреннее строение тела человека.
  2. Системы органов тела человека.
  3. Органы чувств человека.
  4. Гигиена.

Глоссарий по теме:

Анатомия — наука о строении организмов.

Физиология — наука о жизнедеятельности организма, его клеток, органов, функциональных систем.

Гигиена – раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья, а также система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья.

Организм — живое целое, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи.

Орган — часть организма, имеющая определенное строение и специальное назначение.

Система — определенный порядок в расположении и связи действий.

Организм; орган; система; чувство; человек; мозг; здоровье; гигиена.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. – С. 71-74.
  1. Окружающий мир. Тесты (к учебнику Плешакова А.А.) 3 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, Н.Н. Гара, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы:

https://www.labirint.ru/books/639463/

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Организм человека – это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое.

Строение тела человека изучает наука анатомия человека, а работу её органов – физиология человека.

Тело человека имеет внешнее и внутреннее строение. К внешнему строению человека относится: голова, шея, туловище, руки – верхние конечности, ноги — нижние конечности.

Тело человека внутри состоит из органов: лёгкие, сердце, печень, желудок, кишечник, головной мозг, спинной мозг, нервы.

Каждый орган имеет определённое строение и выполняет свою работу. Все органы здорового человека действуют в организме согласованно, слаженно. Органы выполняющие общую работу, образуют системы органов.

Вы видите вокруг себя красивую природу, людей, предметы. Вы двигаетесь, пишите, читаете, вспоминаете, представляете что-нибудь, решаете задания. Кажется, что всё это происходит как бы само собой. Но это не так. Всеми вашими действиями управляет мозг – важнейший орган тела. Головной мозг является главным командным пунктом организма. Находится он в голове.

Деятельностью всего организма управляет – нервная система. Она состоит из головного мозга, спинного мозга и нервов. От головного и спинного мозга ко всем органам отходят нервы, похожие на белые шнуры и нити. По ним в мозг поступают различные сигналы.

Сделайте глубокий вдох и выдох. Вы чувствуете, как поднимается ваша грудная клетка – это работают лёгкие. Они похожи на две губки. Когда мы делаем вдох – они расширяются, а когда мы делаем выдох – они сжимаются. В дыхательную систему входит: носовая полость, гортань, трахея, бронхи и легкие.

А теперь послушаем наше сердечко. Для этого надо положить руку на левую часть груди. Сердце бывает размером с кулачок. Это непрерывный мотор, который гонит в сосуды кровь и заставляет кровь бегать по всему телу. Сердце и кровеносные сосуды образуют – кровеносную систему.

Кровь человека систематически обогащается при помощи питания. Нашему организму нужна по-особому обработанная пища, чтобы она впиталась в кровь. Эту работу выполняют органы нашей «внутренней кухни». Сначала, как мы знаем, пища поступает в рот, где она пережёвывается частично. Затем, через глотку и пищевод, пища поступает в желудок. Он находится в верхней части живота (под ребрами) с левой стороны. В желудке пища перерабатывается лишь наполовину. Затем, пища поступает в кишечник. Он имеет длину почти 8 метров и расположен в извилистой форме, как лабиринт.

С правой стороны от желудка, в верхней части живота, находится печень. Она вырабатывает желчь, которая помогает переваривать пищу. Ещё печень очищает кровь от токсинов. И так, в пищеварительную систему входят: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник.

У человека, кроме внутренних органов, есть ещё органы чувств. Их пять. С их помощью человек получает информацию об окружающем мире.

Глаза – орган зрения. Они защищены веками. Глаза могут двигаться в разные стороны, благодаря тому, что у них есть мускулы. В центре нашего глаза есть зрачок – это чёрный кружок, который принимает свет. Позади него расположены хрусталик, сетчатка и нервы. С помощью зрения человек может различать цвета предметов, их форму, размеры, расстояние, движение и т. д. Благодаря зрению мы можем видеть красоту природы, читать книги, смотреть телевизор. Зрение нужно беречь! Нельзя утомлять глаза, давайте им часто отдыхать!

Читайте также:  Справка по итогам месячника здоровья

Уши – орган слуха. С помощью слуха люди могут слышать друг друга,

звуки природы, музыку. Слух – способность организма воспринимать звуковые волны. Звуки заставляют барабанную перепонку вибрировать. Это вызывает вибрацию слуховых косточек. Нервы передают сигнал мозгу, и там идет обработка. Сверху нам видна только наружная часть уха – ушная раковина и барабанная перепонка. А внутри головы есть ещё среднее ухо и внутреннее ухо. Слух надо беречь! Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой. Нельзя ковыряться в ушах острыми предметами, так как можно повредить барабанную перепонку и остаться без слуха.

Нос – орган обоняния. Обоняние – это способность человека чувствовать запахи. На задних стенках носа есть нервные окончания, которые реагируют на запахи, при вдыхании воздуха, и сообщают об этом мозгу. Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Некоторые запахи бывают нам приятны, другие предостерегают от опасности (запах газа, дыма). Когда у человека бывает насморк, он плохо различает запахи и вкус еды. У людей, которые курят ухудшается обоняние. Чтобы сохранить хорошее обоняние, нужно вести здоровый образ жизни.

Язык – орган вкуса. Язык человека покрыт множеством крохотных сосков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в твой рот, кислое или сладкое, соленное или горькое вкусное или безвкусное. Кончик языка наиболее чувствителен к сладкому и соленому. Края языка лучше всего ощущают кислое, а его основание – горькое. Слишком горячая пища обжигает язык, и мы почти не чувствуем вкуса пищи. Орган вкуса надо беречь!

Кожа – орган осязания. Кожа очень чувствительна, потому что, под её поверхностью расположены нервные окончания, которые передают информацию мозгу. Поэтому кожей мы можем чувствовать многое: боль, холод, тепло, мягкость, твердость, гладкость, шероховатость и другое. Наиболее чувствительными у человека являются подушечки пальцев, так как в них сосредоточено большое количество нервов. Кожа очень прочная и упругая. Она покрывает все тело человека и защищает его. Старайся не ранить кожу, не допускать ожогов и обморожений. Соблюдай гигиену.

Гигиена – это наука о сохранении и укреплении здоровья. Для гармоничного развития человеку ещё нужно контролировать соответствие веса своего тела росту. Для этого необходимо:

1. Измерить свой рост.

2.Взвеситься на весах.

3. Разделить число кг веса на число дм роста.

Если результат от 3 до 4 значит, вы весите столько, сколько нужно. Если меньше 3 – весите маловато. Если больше 4 – тоже не хорошо, у вас стал накапливаться лишний, ненужный вам вес. В таком случаи надо больше бегать, заниматься спортом, работать физически.

Чтобы быть счастливым, надо, прежде всего, быть здоровым. В сохранении здоровья вам помогут: личная гигиена, режим дня, закаливание.

Разбор типового тренировочного задания

глаза; сердце; печень; уши; нос; мозг; кожа; желудок; язык; кишечник.

Правильный ответ: глаза; уши; нос; кожа; язык.

Разбор типового контрольного задания

Источник

Урок «Органы чувств» 3 класс УМК «Школа России»
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс) на тему

1. Технологическая карта урока

3. Приложение (раздаточный материал)

Скачать:

Вложение Размер
urok.docx 10.5 КБ
urok_prezentatsiya.ppt 2.47 МБ
prilozhenie.doc 1.14 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Михайлова Людмила Валентиновна

Красносельский район, ГБОУ Лицей 369

Район, название ОУ (кратко)

Используемый УМК (учебно-методический комплекс)

«Лучший урок окружающего мира»

Тема: Органы чувств.

Тип: Урок открытия нового знания.

Создание условий для освоения знаний об органах чувств с помощью организации исследовательской деятельности.

— осуществлять поиск необходимой информации в текстах, иллюстрациях учебника и в дополнительных источниках информации (словарях, энциклопедических статьях и т. д.);

— устанавливать причинно-следственные связи при получении результатов экспериментов;

— представлять результаты учебной деятельности.

— работать в группах;

— составлять и реализовывать план работы в группах;

— осваивать начальные основы исследовательской деятельности, умение работать с различными источниками информации;

— составлять на их основе сообщения, вычленять главное;

— вступать в сотрудничество с одноклассниками

— развитие познавательного интереса, активности, наблюдательности, любознательности;

— применение знаний о строении и деятельности органов чувств человека для сохранения и укрепления своего здоровья, бережного отношения к органам чувств;

— развитие умения слушать и слышать мнение других, способность к самооценке;

формирование чувства ответственности и заботы о своем здоровье;

Мультимедийный комплекс (проектор+компьютер), планшет или диктофон, наушники, толковые словари, учебник, листы с дополнительным материалом для групп, листы с планом работ исследовательских групп, листы с результатами исследований, листы с планом выступления для руководителей групп, емкости с мукой, солью, сахарной пудрой, крахмалом, ложечки, коробочки с луком, чесноком, кофейными зернами, духами, мешочки с предметами: фасоль, ложка, ручка, мячик, кубик, елка из бумаги (А3), елочные игрушки из бумаги.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

Актуализация необходимых знаний

Учитель предлагает детям закрыть глаза и хлопает в ладоши.

— Как вы догадались? Откройте глаза.

— Что помогло вам узнать это?

— Закройте руками уши.

Учитель опять хлопает (тихо).

— Откуда вы узнали?

— Что помогло вам узнать это?

— Как называются такие органы как глаза, уши?

— Какая тема урока сегодня будет?

— Какие еще органы чувств вы знаете?

— Что бы вы хотели узнать о них на уроке?СЛАЙД

Организация познавательной деятельности

— Сегодня мы будем исследователями! А исследовать мы будем органы чувств. Да, кстати, кто такие исследователи?

Давайте посмотрим в толковом словаре. СЛАЙД

— Где нужны исследователи? СЛАЙД

— Вы хотите быть исследователями?

— Исследователи проводят эксперименты.

— А что такое эксперимент? Давайте посмотрим в толковом словаре: СЛАЙД

— И мы будем ставить эксперименты! Хотите?

Дети строят свои предположения.

— Для этого разделимся на группы. Каждая группа получает план работы.

— Работа в группах интересная, но требует выполнение определенных правил. Давайте вместе вспомним. СЛАЙД

Дети предлагают правила для работы в группе

План работы исследовательской группы номер 1:

1. Определите цвет глаз и цвет волос у каждого в группе. Занесите данные в таблицу (приложение №1).

2. Какой орган чувств помог вам это определить?

3. Обсудите в группе значение органа зрения — глаза.

4. Воспользуйтесь учебником стр.126 для составления памятки «Как сберечь зрение» и доп.материал.

5. Выберите выступающего от группы.

Дети заполняют таблицу:

План работы исследовательской группы номер 2:

1. Прослушайте внимательно аудиозаписи (в наушниках).

2. Определите кому или чему принадлежат эти звуки?

3. Какой орган помог вам услышать эти звуки?

4. Обсудите в группе значение органа слуха — уши.

5. Воспользуйтесь учебником стр.127 для составления памятки «Как сберечь слух» и доп.материал.

6. Выберите выступающего.

— дети определяют звуки: шум моря, лай собаки, мотор машины, музыку.

Физминутка музыкальная релаксация

План работы исследовательской группы номер 3:

(У детей на столе 4 блюдца с бирками 1,2,3,4 с белым веществом: мука, соль, сахарная пудра, крахмал и разовые ложечки)

1. Попробуйте каждое вещество.

2. Запишите в таблицу результаты исследования.

3. Что помогло вам определить вкус?

4. Обсудите в группе значение органа слуха — язык.

5. С помощью учебника стр.128 составьте памятку «Как беречь орган вкуса».

6. Выберите выступающего от группы.

Дети заполняют таблицу:

План работы исследовательской группы номер 4:

У детей 4-5 закрытых коробочек с отверстиями и номерами, в которых находятся лук, чеснок, кофейные зерна, духи и т. п.

1. Понюхайте каждое вещество, находящееся в коробке.

2.Определите название и запишите в таблицу.

3. Как определили? Какой орган помог это сделать?

4. Обсудите в группе значение органа обоняния — носа для человека, воспользуйтесь учебником стр.127-128.

5. Составьте памятку «Как беречь орган обоняния».

6. Выберите выступающего от группы.

План работы исследовательской группы номер 5:

У детей 5 завязанных мешочков с бирками 1,2,3,4,5. В них находятся фасоль, ложка, ручка, мячик, кубик.

1. Не открывая мешок, определите предмет.

2. Как вы смогли это сделать? Какой орган вам помог?

3. Воспользуйтесь учебником стр.128. И обсудите в группе значение органа осязания — кожи в жизни человека.

4. Обсудите в группе гигиену органа и охрану кожи.

5. Составьте памятку

6. Выберите выступающего от группы.

Двигательная физминутка «Барбарики».

— Подводя итоги, хотелось бы у вас спросить: А какой орган чувств самый главный?

Да, ребята, действительно все органы уникальны и важны для восприятия окружающего мира. Органы чувств на беречь! СЛАЙД

— Какая группа выступила более удачно, больше понравилась? Кого бы хотели отметить?

Дети предлагают свои версии. С помощью учителя приходят к общему мнению.

— Оцените свою работу на уроке. Понравилась ли вам работа исследователя? Узнали ли что-то новое?

Скоро Новый Год, давайте украшать новогоднюю елку! Выберите новогоднюю игрушку с подходящей для вас надписью и прикрепите к елке на доске.

Дети выбирают новогодние игрушки и прикрепляют.

Придумать и нарисовать условные знаки к правилам гигиены, защиты и охраны органов чувств.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тема урока: Органы чувств 3 класс УМК «Школа России» Учитель начальных классов ГБОУ лицей № 369 г. Санкт-Петербурга Михайлова Людмила Валентиновна

Задачи урока: Значение органов чувств в жизни человека. Гигиена органов чувств. Охрана здоровья. Как сберечь органы чувств.

Кто такие исследователи? Исследователь — человек, занимающийся научными исследованиями (изучением нового, неизведанного)

Кто проводит исследования? Космонавты Археологи Геологи

Кто проводит исследования? Криминалисты Физики Химики

Что такое эксперимент? Эксперимент — исследование какого-нибудь явления экспериментальным путём, создание чего-нибудь нового в определённых условиях с целью исследования, испытания.

Правила работы в группе: Внимательно прочитайте задания. Выполняйте задания по плану. Вместе обсуждайте спокойно и вежливо. Выслушивайте мнение каждого в группе. Не перебивайте друг друга. Работайте дружно. Выберите выступающих (1-3 чел.) от группы.

Орган зрения — глаза Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.

Берегите зрение! Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза. Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30-35 см от глаз. При письме свет должен падать слева. Книгу при чтении полезно поставить на наклонную подставку. Не читай лёжа. Не читай в транспорте. Делай перерыв между чтением 20-30 минут. Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, компьютер; садись от экрана не ближе чем 2-3 метра. Не три руками глаза- можно занести соринку или опасные бактерии.

Уши — орган слуха . Слух – это способность воспринимать звуковые волны.

Уши надо беречь ! Защищать уши от сильного шума. Защищать уши от сильного ветра. Не ковырять в ушах. Нужно давать отдых слуху, быть в тишине. Мыть уши каждый день. Если уши заболели, обратиться к врачу.

Язык – орган вкуса. Язык помогает различать вкус еды.

Как беречь органы вкуса: Чистить зубы, язык и щёки два раза в день (утром и вечером). После приёма пищи прополоскать рот. Нельзя есть горячую пищу. Не брать в рот острые предметы.

Нос – орган обоняния . Обоняние – это способность чувствовать запахи

Как сохранит ь обоняние: Надо закаляться, беречь организм от простуды. Не совать в нос посторонние предметы. Не курить, так как обоняние у курящих ухудшается.

Кожа – орган осязания. Осязание — способность чувствовать прикосновения. Чтобы кожа дышала, делать каждое утро зарядку, принимать душ. Мыть руки после загрязнения. Носить свободную одежду и обувь. Закаляться. Стараться не ранить кожу, не допускать ожогов, обморожения. Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал доступный, интересный.

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕПО ТЕМЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ РОСИИ». КПК: «ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Открытый урок по окружающему миру 4 класс «Школа России». Урок был разработан и проведен учителем Сомовой Оксаной Ивановной в 2013 году.

Презентация содержит карту природных зон России, кроссворд, филворд, ребусы и др.. Это позволит детям закрепить изученный материал по данной теме в игровой форме.

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России.

Урок окружающего мира 4 класс по УМК «школа России».

Цели урока: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, воспитывать уважение к героическим и историческим личностям Отечества, расширить кругозор о подвигах героев.

Источник

Adblock
detector