Окружающий мир. 3 класс
Конспект урока
Окружающий мир, 3 класс
Урок 14. Организм человека. Органы чувств.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Внешнее и внутреннее строение тела человека.
- Системы органов тела человека.
- Органы чувств человека.
- Гигиена.
Глоссарий по теме:
Анатомия — наука о строении организмов.
Физиология — наука о жизнедеятельности организма, его клеток, органов, функциональных систем.
Гигиена – раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья, а также система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья.
Организм — живое целое, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи.
Орган — часть организма, имеющая определенное строение и специальное назначение.
Система — определенный порядок в расположении и связи действий.
Организм; орган; система; чувство; человек; мозг; здоровье; гигиена.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. – С. 71-74.
- Окружающий мир. Тесты (к учебнику Плешакова А.А.) 3 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, Н.Н. Гара, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2017.
Открытые электронные ресурсы:
https://www.labirint.ru/books/639463/
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Организм человека – это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое.
Строение тела человека изучает наука анатомия человека, а работу её органов – физиология человека.
Тело человека имеет внешнее и внутреннее строение. К внешнему строению человека относится: голова, шея, туловище, руки – верхние конечности, ноги — нижние конечности.
Тело человека внутри состоит из органов: лёгкие, сердце, печень, желудок, кишечник, головной мозг, спинной мозг, нервы.
Каждый орган имеет определённое строение и выполняет свою работу. Все органы здорового человека действуют в организме согласованно, слаженно. Органы выполняющие общую работу, образуют системы органов.
Вы видите вокруг себя красивую природу, людей, предметы. Вы двигаетесь, пишите, читаете, вспоминаете, представляете что-нибудь, решаете задания. Кажется, что всё это происходит как бы само собой. Но это не так. Всеми вашими действиями управляет мозг – важнейший орган тела. Головной мозг является главным командным пунктом организма. Находится он в голове.
Деятельностью всего организма управляет – нервная система. Она состоит из головного мозга, спинного мозга и нервов. От головного и спинного мозга ко всем органам отходят нервы, похожие на белые шнуры и нити. По ним в мозг поступают различные сигналы.
Сделайте глубокий вдох и выдох. Вы чувствуете, как поднимается ваша грудная клетка – это работают лёгкие. Они похожи на две губки. Когда мы делаем вдох – они расширяются, а когда мы делаем выдох – они сжимаются. В дыхательную систему входит: носовая полость, гортань, трахея, бронхи и легкие.
А теперь послушаем наше сердечко. Для этого надо положить руку на левую часть груди. Сердце бывает размером с кулачок. Это непрерывный мотор, который гонит в сосуды кровь и заставляет кровь бегать по всему телу. Сердце и кровеносные сосуды образуют – кровеносную систему.
Кровь человека систематически обогащается при помощи питания. Нашему организму нужна по-особому обработанная пища, чтобы она впиталась в кровь. Эту работу выполняют органы нашей «внутренней кухни». Сначала, как мы знаем, пища поступает в рот, где она пережёвывается частично. Затем, через глотку и пищевод, пища поступает в желудок. Он находится в верхней части живота (под ребрами) с левой стороны. В желудке пища перерабатывается лишь наполовину. Затем, пища поступает в кишечник. Он имеет длину почти 8 метров и расположен в извилистой форме, как лабиринт.
С правой стороны от желудка, в верхней части живота, находится печень. Она вырабатывает желчь, которая помогает переваривать пищу. Ещё печень очищает кровь от токсинов. И так, в пищеварительную систему входят: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник.
У человека, кроме внутренних органов, есть ещё органы чувств. Их пять. С их помощью человек получает информацию об окружающем мире.
Глаза – орган зрения. Они защищены веками. Глаза могут двигаться в разные стороны, благодаря тому, что у них есть мускулы. В центре нашего глаза есть зрачок – это чёрный кружок, который принимает свет. Позади него расположены хрусталик, сетчатка и нервы. С помощью зрения человек может различать цвета предметов, их форму, размеры, расстояние, движение и т. д. Благодаря зрению мы можем видеть красоту природы, читать книги, смотреть телевизор. Зрение нужно беречь! Нельзя утомлять глаза, давайте им часто отдыхать!
Уши – орган слуха. С помощью слуха люди могут слышать друг друга,
звуки природы, музыку. Слух – способность организма воспринимать звуковые волны. Звуки заставляют барабанную перепонку вибрировать. Это вызывает вибрацию слуховых косточек. Нервы передают сигнал мозгу, и там идет обработка. Сверху нам видна только наружная часть уха – ушная раковина и барабанная перепонка. А внутри головы есть ещё среднее ухо и внутреннее ухо. Слух надо беречь! Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой. Нельзя ковыряться в ушах острыми предметами, так как можно повредить барабанную перепонку и остаться без слуха.
Нос – орган обоняния. Обоняние – это способность человека чувствовать запахи. На задних стенках носа есть нервные окончания, которые реагируют на запахи, при вдыхании воздуха, и сообщают об этом мозгу. Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Некоторые запахи бывают нам приятны, другие предостерегают от опасности (запах газа, дыма). Когда у человека бывает насморк, он плохо различает запахи и вкус еды. У людей, которые курят ухудшается обоняние. Чтобы сохранить хорошее обоняние, нужно вести здоровый образ жизни.
Язык – орган вкуса. Язык человека покрыт множеством крохотных сосков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в твой рот, кислое или сладкое, соленное или горькое вкусное или безвкусное. Кончик языка наиболее чувствителен к сладкому и соленому. Края языка лучше всего ощущают кислое, а его основание – горькое. Слишком горячая пища обжигает язык, и мы почти не чувствуем вкуса пищи. Орган вкуса надо беречь!
Кожа – орган осязания. Кожа очень чувствительна, потому что, под её поверхностью расположены нервные окончания, которые передают информацию мозгу. Поэтому кожей мы можем чувствовать многое: боль, холод, тепло, мягкость, твердость, гладкость, шероховатость и другое. Наиболее чувствительными у человека являются подушечки пальцев, так как в них сосредоточено большое количество нервов. Кожа очень прочная и упругая. Она покрывает все тело человека и защищает его. Старайся не ранить кожу, не допускать ожогов и обморожений. Соблюдай гигиену.
Гигиена – это наука о сохранении и укреплении здоровья. Для гармоничного развития человеку ещё нужно контролировать соответствие веса своего тела росту. Для этого необходимо:
1. Измерить свой рост.
2.Взвеситься на весах.
3. Разделить число кг веса на число дм роста.
Если результат от 3 до 4 значит, вы весите столько, сколько нужно. Если меньше 3 – весите маловато. Если больше 4 – тоже не хорошо, у вас стал накапливаться лишний, ненужный вам вес. В таком случаи надо больше бегать, заниматься спортом, работать физически.
Чтобы быть счастливым, надо, прежде всего, быть здоровым. В сохранении здоровья вам помогут: личная гигиена, режим дня, закаливание.
Разбор типового тренировочного задания
глаза; сердце; печень; уши; нос; мозг; кожа; желудок; язык; кишечник.
Правильный ответ: глаза; уши; нос; кожа; язык.
Разбор типового контрольного задания
Источник
Урок «Органы чувств» 3 класс УМК «Школа России»
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс) на тему
1. Технологическая карта урока
3. Приложение (раздаточный материал)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 10.5 КБ |
urok_prezentatsiya.ppt | 2.47 МБ |
prilozhenie.doc | 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Михайлова Людмила Валентиновна
Красносельский район, ГБОУ Лицей 369
Район, название ОУ (кратко)
Используемый УМК (учебно-методический комплекс)
«Лучший урок окружающего мира»
Тема: Органы чувств.
Тип: Урок открытия нового знания.
Создание условий для освоения знаний об органах чувств с помощью организации исследовательской деятельности.
— осуществлять поиск необходимой информации в текстах, иллюстрациях учебника и в дополнительных источниках информации (словарях, энциклопедических статьях и т. д.);
— устанавливать причинно-следственные связи при получении результатов экспериментов;
— представлять результаты учебной деятельности.
— работать в группах;
— составлять и реализовывать план работы в группах;
— осваивать начальные основы исследовательской деятельности, умение работать с различными источниками информации;
— составлять на их основе сообщения, вычленять главное;
— вступать в сотрудничество с одноклассниками
— развитие познавательного интереса, активности, наблюдательности, любознательности;
— применение знаний о строении и деятельности органов чувств человека для сохранения и укрепления своего здоровья, бережного отношения к органам чувств;
— развитие умения слушать и слышать мнение других, способность к самооценке;
формирование чувства ответственности и заботы о своем здоровье;
Мультимедийный комплекс (проектор+компьютер), планшет или диктофон, наушники, толковые словари, учебник, листы с дополнительным материалом для групп, листы с планом работ исследовательских групп, листы с результатами исследований, листы с планом выступления для руководителей групп, емкости с мукой, солью, сахарной пудрой, крахмалом, ложечки, коробочки с луком, чесноком, кофейными зернами, духами, мешочки с предметами: фасоль, ложка, ручка, мячик, кубик, елка из бумаги (А3), елочные игрушки из бумаги.
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся
Мотивация к деятельности
Актуализация необходимых знаний
Учитель предлагает детям закрыть глаза и хлопает в ладоши.
— Как вы догадались? Откройте глаза.
— Что помогло вам узнать это?
— Закройте руками уши.
Учитель опять хлопает (тихо).
— Откуда вы узнали?
— Что помогло вам узнать это?
— Как называются такие органы как глаза, уши?
— Какая тема урока сегодня будет?
— Какие еще органы чувств вы знаете?
— Что бы вы хотели узнать о них на уроке?СЛАЙД
Организация познавательной деятельности
— Сегодня мы будем исследователями! А исследовать мы будем органы чувств. Да, кстати, кто такие исследователи?
Давайте посмотрим в толковом словаре. СЛАЙД
— Где нужны исследователи? СЛАЙД
— Вы хотите быть исследователями?
— Исследователи проводят эксперименты.
— А что такое эксперимент? Давайте посмотрим в толковом словаре: СЛАЙД
— И мы будем ставить эксперименты! Хотите?
Дети строят свои предположения.
— Для этого разделимся на группы. Каждая группа получает план работы.
— Работа в группах интересная, но требует выполнение определенных правил. Давайте вместе вспомним. СЛАЙД
Дети предлагают правила для работы в группе
План работы исследовательской группы номер 1:
1. Определите цвет глаз и цвет волос у каждого в группе. Занесите данные в таблицу (приложение №1).
2. Какой орган чувств помог вам это определить?
3. Обсудите в группе значение органа зрения — глаза.
4. Воспользуйтесь учебником стр.126 для составления памятки «Как сберечь зрение» и доп.материал.
5. Выберите выступающего от группы.
Дети заполняют таблицу:
План работы исследовательской группы номер 2:
1. Прослушайте внимательно аудиозаписи (в наушниках).
2. Определите кому или чему принадлежат эти звуки?
3. Какой орган помог вам услышать эти звуки?
4. Обсудите в группе значение органа слуха — уши.
5. Воспользуйтесь учебником стр.127 для составления памятки «Как сберечь слух» и доп.материал.
6. Выберите выступающего.
— дети определяют звуки: шум моря, лай собаки, мотор машины, музыку.
Физминутка музыкальная релаксация
План работы исследовательской группы номер 3:
(У детей на столе 4 блюдца с бирками 1,2,3,4 с белым веществом: мука, соль, сахарная пудра, крахмал и разовые ложечки)
1. Попробуйте каждое вещество.
2. Запишите в таблицу результаты исследования.
3. Что помогло вам определить вкус?
4. Обсудите в группе значение органа слуха — язык.
5. С помощью учебника стр.128 составьте памятку «Как беречь орган вкуса».
6. Выберите выступающего от группы.
Дети заполняют таблицу:
План работы исследовательской группы номер 4:
У детей 4-5 закрытых коробочек с отверстиями и номерами, в которых находятся лук, чеснок, кофейные зерна, духи и т. п.
1. Понюхайте каждое вещество, находящееся в коробке.
2.Определите название и запишите в таблицу.
3. Как определили? Какой орган помог это сделать?
4. Обсудите в группе значение органа обоняния — носа для человека, воспользуйтесь учебником стр.127-128.
5. Составьте памятку «Как беречь орган обоняния».
6. Выберите выступающего от группы.
План работы исследовательской группы номер 5:
У детей 5 завязанных мешочков с бирками 1,2,3,4,5. В них находятся фасоль, ложка, ручка, мячик, кубик.
1. Не открывая мешок, определите предмет.
2. Как вы смогли это сделать? Какой орган вам помог?
3. Воспользуйтесь учебником стр.128. И обсудите в группе значение органа осязания — кожи в жизни человека.
4. Обсудите в группе гигиену органа и охрану кожи.
5. Составьте памятку
6. Выберите выступающего от группы.
Двигательная физминутка «Барбарики».
— Подводя итоги, хотелось бы у вас спросить: А какой орган чувств самый главный?
Да, ребята, действительно все органы уникальны и важны для восприятия окружающего мира. Органы чувств на беречь! СЛАЙД
— Какая группа выступила более удачно, больше понравилась? Кого бы хотели отметить?
Дети предлагают свои версии. С помощью учителя приходят к общему мнению.
— Оцените свою работу на уроке. Понравилась ли вам работа исследователя? Узнали ли что-то новое?
Скоро Новый Год, давайте украшать новогоднюю елку! Выберите новогоднюю игрушку с подходящей для вас надписью и прикрепите к елке на доске.
Дети выбирают новогодние игрушки и прикрепляют.
Придумать и нарисовать условные знаки к правилам гигиены, защиты и охраны органов чувств.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: Органы чувств 3 класс УМК «Школа России» Учитель начальных классов ГБОУ лицей № 369 г. Санкт-Петербурга Михайлова Людмила Валентиновна
Задачи урока: Значение органов чувств в жизни человека. Гигиена органов чувств. Охрана здоровья. Как сберечь органы чувств.
Кто такие исследователи? Исследователь — человек, занимающийся научными исследованиями (изучением нового, неизведанного)
Кто проводит исследования? Космонавты Археологи Геологи
Кто проводит исследования? Криминалисты Физики Химики
Что такое эксперимент? Эксперимент — исследование какого-нибудь явления экспериментальным путём, создание чего-нибудь нового в определённых условиях с целью исследования, испытания.
Правила работы в группе: Внимательно прочитайте задания. Выполняйте задания по плану. Вместе обсуждайте спокойно и вежливо. Выслушивайте мнение каждого в группе. Не перебивайте друг друга. Работайте дружно. Выберите выступающих (1-3 чел.) от группы.
Орган зрения — глаза Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.
Берегите зрение! Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза. Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30-35 см от глаз. При письме свет должен падать слева. Книгу при чтении полезно поставить на наклонную подставку. Не читай лёжа. Не читай в транспорте. Делай перерыв между чтением 20-30 минут. Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, компьютер; садись от экрана не ближе чем 2-3 метра. Не три руками глаза- можно занести соринку или опасные бактерии.
Уши — орган слуха . Слух – это способность воспринимать звуковые волны.
Уши надо беречь ! Защищать уши от сильного шума. Защищать уши от сильного ветра. Не ковырять в ушах. Нужно давать отдых слуху, быть в тишине. Мыть уши каждый день. Если уши заболели, обратиться к врачу.
Язык – орган вкуса. Язык помогает различать вкус еды.
Как беречь органы вкуса: Чистить зубы, язык и щёки два раза в день (утром и вечером). После приёма пищи прополоскать рот. Нельзя есть горячую пищу. Не брать в рот острые предметы.
Нос – орган обоняния . Обоняние – это способность чувствовать запахи
Как сохранит ь обоняние: Надо закаляться, беречь организм от простуды. Не совать в нос посторонние предметы. Не курить, так как обоняние у курящих ухудшается.
Кожа – орган осязания. Осязание — способность чувствовать прикосновения. Чтобы кожа дышала, делать каждое утро зарядку, принимать душ. Мыть руки после загрязнения. Носить свободную одежду и обувь. Закаляться. Стараться не ранить кожу, не допускать ожогов, обморожения. Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал доступный, интересный.
ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕПО ТЕМЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ РОСИИ». КПК: «ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Открытый урок по окружающему миру 4 класс «Школа России». Урок был разработан и проведен учителем Сомовой Оксаной Ивановной в 2013 году.
Презентация содержит карту природных зон России, кроссворд, филворд, ребусы и др.. Это позволит детям закрепить изученный материал по данной теме в игровой форме.
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России.
Урок окружающего мира 4 класс по УМК «школа России».
Цели урока: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, воспитывать уважение к героическим и историческим личностям Отечества, расширить кругозор о подвигах героев.
Источник