памятка для сохранения зрения
классный час (8 класс) по теме
В документе приводится памятка по сохранению и укреплению зрения. Зрительная гимнастика по Аветисову. Гимнастика при всех видах близорукости.Перечень продуктов, полезных для зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sokhr_zreniya_pamyatka.docx | 31.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для сохранения нормального зрения
Правильность освещения. Рабочее место должно освещаться с левой стороны, если человек пишет правой рукой и справа, если он пишет левой рукой.
Расстояние наилучшего зрения (25 см) от глаза до текста книги нужно строго соблюдать.
Правильное питание, богатое витаминами, необходимыми для профилактики зрения.
Нельзя читать в движущемся транспорте и в состоянии лежа.
При возникновении в оптической системе глаза отклонений от нормы и нарушении остроты зрения необходимо пользоваться простейшим медицинским прибором — очками или контактными линзами.
При работе с компьютером рекомендуется делать перерывы через каждые 15 минут.
Правила по технике безопасности при выполнении лабораторных работ
1. Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны. Точно выполняйте указания учителя.
2. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.
3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.
4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся для выполнения задания.
5. Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите ее описание.
6. При работе со стеклом нужно быть очень осторожным, чтобы не разбить его и исключить порезы.
7. При работе с линзами не следует касаться оптического стекла руками, чтобы не загрязнить его.
8. При обнаружении трещин на стекле и линзах нужно прекратить работу и сообщить учителю.
9. Осколки стекла нельзя стряхивать руками. Для этого нужно использовать щетку и совок.
А знаете ли вы что.
• Во многих славянских языках есть слово «око». От него в разное время образовались новые слова «очки», «окунь».
• В XVI веке появилось слово «глаз». Оно употреблялось в переносном смысле и обозначало камешек.
• Доктор Лео Менец, биофизик из университета штата Огайо (США) установил, что глаз вырабатывает электричество. Когда человек читает книгу при нормальном освещении, его глаза вырабатывают ток напряжением 100 мкВ.
• Первые упоминания о приборах подобных очкам, относятся к XII веку. Сначала очки изобрели случайно, а затем спустя 150 лет изготовление и назначение очков получило научное обоснование. Сохранился документ от 1636 г., в котором говорится, что очки уже тогда были известны.
• Специалисты установили, что глаз человека различает более 7000 оттенков различных цветов.
• Глаза никогда не мерзнут, т.к. они не имеют нервных окончаний, чувствительных к холоду. А в кончиках пальцев, носа, в области поясницы этих точек очень много, поэтому эти места прежде всего и сильнее всего чувствую холод.
• Самая богатая водой ткань человеческого тела — стекловидное тело глаза (99% воды). Самая бедная — зубная эмаль (0,2% воды).
Загадки по оптике
1. Придет в дом, не выгонишь колом,
пора придет — сам уйдет. (Световой луч)
2. Где свету конец? В темной комнате)
3. Ты от нее — она за тобой,
ты к ней — она от тебя. (Тень)
4. И языка нет, а правду скажет. (Зеркало)
5. Когда небо ниже земли бывает? (Когда отражается в воде)
6. Поднялись врата, всему миру красота. (Радуга)
7. Своих глаз нет, а другим видеть помогает. (Очки)
8. Какой огонь не дает дыма? (Светлячок)
Как известно, не только в нашей стране, но и во всем мире многие миллионы людей страдают близорукостью. До недавнего времени все более широкое распространение этого дефекта зрения считали неотвратимым процессом, что и было зарегистрировано во всех медицинских учебниках. Глаз — это живой оптический прибор. Нашему предку, бегавшему за мамонтами с дубиной и копьем, требовался зоркий глаз. Поэтому наши глаза не устают, когда мы смотрим вдаль. Для долгой работы над книгой глаза оказались не приспособлены. Мышцы глаз первоклассника за один учебный день испытывают такую же нагрузку, какую испытывали бы мышцы его рук и торса, если бы он пытался поднять и удержать над головой штангу весом, предназначенным для среднего профессионала-атлета. Чтобы спасти глаза от перенапряжения, мозг специально «делает» их близорукими.
В Московском НИИ им. Гельмгольца была впервые выдвинута идея о возможности профилактик близорукости и замедления ее прогрессирования путем воздействия на аккомодационный аппарат глаза при помощи физических упражнений и медикаментозных средств. Поэтому критерием эффективности тренировок должно служить не повышение остроты зрения, а улучшение аккомодационной способности глаз.
Цилиарная мышца — это единственная мышца глаза, которая напряженно трудится при работе на близком расстоянии. Тренировки существенно улучшают региональное кровообращение и поэтому значение их универсально.
Упражнения при близорукости (по Аветисову)
1. Сидя, крепко зажмурить глаза на 3-4 сек., открыть на 5-ю секунду. Повторить 8-10 раз.
2. Сидя, быстро моргать глазами.
3. Стоя, смотреть прямо 1-2 минуты, указательный палец вести по средней линии от 25—30 см и смотреть на него 5 секунд, опустить руку, повторить 10-12 раз.
4. Смотреть на указательный палец вытянутой руки и медленно приближать его до тех пор, пока появится двоение, 6-8 раз.
5. Сидя, массировать глаза через закрытые веки круговыми движениями указательных пальцев в течение 1 минуты.
6. Стоя, смотреть на указательный палец правой руки на расстоянии 25—30 см в течение 3—5 сек., закрыть правый глаз на 3—5 секунд, открыть, двумя глазами смотреть на конец пальца в течение 3-5 сек., повторить 5-6 раз.
7. Стоя, отвести руку в сторону и медленно передвигать палец полусогнутой руки налево и следить глазами за пальцем (то же для левой руки), повторить 10-12 раз.
8. Сидя, тремя пальцами каждой руки, легко нажать на верхнее веко, через 1—2 сек. снять пальцы с век, повторить 3—7 раз.
9. На оконном стекле, на уровне глаз, наклейте кружок красного цвета диаметром 8 мм. Станьте на расстоянии 30-35 см от кружка и медленно, как бы продолжайте линию взора поверх кружка к какому либо предмету, находящемуся на дальнем расстоянии (дом, дерево). Переведите взгляд с кружка на дальний объект и наоборот. 3—7 раз.
10. К глазу приближают пуговицу или другой маленький предмет до тех пор, пока человек перестанет его четко видеть. Затем процедура повторяется — предмет отодвигают и снова приближают к глазу. Повторить 10-12 раз.
Эти упражнения следует делать утром и вечером. После месячной тренировки необходим отдых, затем можно провести еще 2-4 месячных курса с перерывом в полмесяца. Упражнение № 9 выполняется в очках, после месячного курса делается перерыв в 3 месяца.
Гимнастика для глаз при всех видах близорукости
Для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости.
1. Сидя, зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть на 3—5 сек. Повторить 6—8 раз.
2. И. П. то же. Быстро моргайте 10-15 сек. Повторить 3-4 раза.
3. Указательным пальцем зафиксируйте кожу надбровных дуг. Медленно закройте глаза. Пальцы, удерживая кожу, оказывают сопротивление мышцам. 6 раз.
4. Закрыть глаза, массировать веки, выполняя указательным пальцем круговые движения 3-4 раза.
5. Тремя пальцами каждой руки несильно нажимайте на верхнее веко обоих глаз 1-3 секунды. 3-4 раза.
//. Тренировка наружных глазодвигательных мышц.
1. Сидя, медленно переводите взгляд с потолка на пол и обратно, не изменяя положения головы. 8-12 раз.
2. Медленно переводите взгляд направо, налево и обратно. Также переводите взгляд по другой диагонали. 8-10 раз.
3. То же — направо, налево, вниз и обратно по другой диагонали. 8-10 раз.
4. Круговые движения глазными яблоками в одном и другом направлении. 8-10 раз.
III. Укрепление внутренних цилиарных мышц глаз (при переводе взгляда с близкого расстояния на далекое).
1. В положении стоя смотрите вперед в течение 2—3 сек., затем поставьте палец правой руки перед лицом на уровне носа на расстоянии 20—30 см и переведите на него взгляд. Через 3-5 сек. опустите руку. Повторить 10—12 раз.
2. Вытяните перед лицом руку и смотрите на указательный палец в течение 2—3 сек. Затем, сгибая руку, приближайте палец до тех пор, пока он не начнет двоиться. 6—8 раз.
3. Поставьте палец правой руки перед лицом на расстоянии 25—30 см, смотрите в течение 3—5 секунд, затем прикройте ладонью левой руки левый глаз на 3—5 секунды, а правую руку в это время сгибайте. Повторить тоже, закрывая правый глаз. 6-8 раз.
Упражнение «Метка на стекле»
1. Станьте (не снимая очки) на расстоянии 30—35 см от оконного стекла, на котором на уровне глаз крепится круглая цветная метка диаметром 3—5 см. Надо переводить взгляд с метки на удаленный неподвижный предмет за стеклом, глядя двумя глазами или одним глазом. Первые два дня продолжайте упражнение 2-3 мин., затем ежедневно увеличивайте время на 1 мин., доведя до 7—8 мин.
Как правило, в занятия включаются по 2 упражнения из каждой группы. Их необходимо чередовать с общеразвивающими и дыхательными упражнениями, а также элементами микромассажа.
Схема самостоятельного занятия (10—15 мин .)
1. Ходьба на месте с углубленным дыханием .
2. Общеразвивающие упражнения для мышц плечевого пояса .
3. 2 специальных предложения из 1- й группы .
4. Элементы самомассажа задней поверхности шеи .
5. Общеразвивающие упражнения для наружных мышц глаз и мышц туловища .
6. Упражнения для внутренних мышц глаз .
7. Упражнения для мышц ног и поддержания гибкости позвоночника .
8. Расслабление мышц конечностей и углубленное дыхание .
Придерживаясь подобной схемы , каждый может составить индивидуальный комплекс и выполнять его 1—2 раза в день
Продукты, сохраняющие зрение.
Чтобы сохранить прекрасное зрение на долгие годы нужно поддерживать глаза в «рабочем состоянии» с помощью правильного питания. В ежедневном рационе обязательно должны присутствовать продукты, богатые клетчаткой, витаминами А, Е и С.
Содержит: латеин, зиксантин, каротиноиды, витамины В ь В 2 , С, Р, РР, К, Е, белки, каротин (витамин А), аминокислоты.
В чём польза: предупреждает дистрофию сетчатки глаза, которая ведёт к старческой слепоте. Защищает от преждевременного старения.
Норма в день: 100 г.
Как есть: свежим или отваренным на пару с небольшим количеством оливкового масла или сметаны.
2. Молоко (с низким содержанием жира).
Содержит: рибофлавин (витамин В 2 ), кальций и витамин D. В чём польза: глаза видят лучше в темноте и ярче воспринимают цвета. Норма в день: два стакана.
Как пить: свежим или заливая им мюсли, овсяные и кукурузные хлопья.
Содержит: витамины С, А,В, каротиноиды, флавоноиды, пектиновые вещества.
В чём польза: улучшает состояние глаз при близорукости, работу сердца, нормализует кровообращение.
Норма в день: 100 г.
Как есть: сушёные плоды можно перемалывать в муку и смешивать с мёдом или заваривать вместо чая.
Содержит: кальций, фосфор, бета-каротин, калий, витамины С. В.
В чём польза: помогает при заболеваниях зрительного нерва, изъязвлении роговой оболочки глаза, катаракте и конъюнктивите. Улучшает иммунитет, обмен веществ.
Норма в день: 30-40 г.
Как есть: посыпать блюда свежей зеленью петрушки или делать сок.
Содержит: витамины А. С, В, марганец, железо, медь, кобальт.
В чём польза: улучшает кровоснабжение сетчатки, повышает остроту зрения, предотвращает катаракту, глаукому. Хорошая профилактика геморроя, язвы желудка, сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.
Норма в день: 100 г.
Как есть: как свежей, так и в перетёртом виде.
Содержит: фосфор, натрий, марганец, йод, витамины С, В ь В 2 , РР, Е, U, фолиевую кислоту, каротиноиды.
В чём польза: снимает утомление глаз, очищает кровь.
Норма в день: 100 г.
Как есть: в свежем, варёном виде, можно делать сок.
Содержит: витамины С, Р, В,, В 2 , А, К, Е, органические кислоты, натрий, кальций, марганец, железо.
В чём польза: обеспечивает прочность и эластичность сосудов глаз. Норма в день: 1 стакан. Как пить: в виде настоя.
Содержат: белок, лютеин.
В чём польза: вещества препятствуют образованию катаракты, защищают глазной нерв, нейтрализуют вредное воздействие среды. Норма в день: одно яйцо. Как есть: в варёном и жареном виде.
Содержит: бета-каротин, йод, магний, железо, кальций, фосфор.
В чём польза: поддерживает процесс образования и роста клеток, улучшает функции зрения.
Норма в день: 1 средняя морковка.
Как есть: в свежем или тушёном виде, добавляя немного растительного масла или сметаны. Зимой, когда морковь уже не такая сочная, готовьте из неё свежевыжатый сок со сливками.
Содержит: белок, витамины группы В, А, С, РР, калий, железо, цинк.
В чём польза: улучшает остроту зрения.
Норма в день: 200 г.
Как есть: полезнее всего отварная говядина и язык.
Источник
Как сохранить здоровье глаз проект 8 класс
Глаза — это тот инструмент, с помощью которого мы видим наш мир, накапливаем информацию, осмысляем и осознаем окружающую обстановку. Зрение — это подарок природы, который надо беречь. Глаз различает тончайшие оттенки цветов, мельчайшие размеры, хорошо видит днём и неплохо в сумерках. Стоит закрыть глаза – и наступает темнота. Можно услышать звуки, ощущать запахи, но нельзя увидеть, а это уже делает человека физически неполноценным. Также не стоит забывать, что 90% информации об окружающем нас мире мы получаем через органы зрения — глаза. На мой взгляд, зрение – это уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждаться всей полнотой красок живого мира.
Проблема ухудшения зрения у детей школьного возраста стоит на одном из первых мест в связи с внедрением в жизнь новых обучающих технологий. Зрительная система находится в постоянном развитии, поэтому вредные факторы окружающей среды, зрительные нагрузки, оказывают на нее негативное воздействие и приводят к ухудшению зрения.
В последнее время, я всё чаще стал замечать, что многие одноклассники, ученики нашей школы, даже просто прохожие носят очки. При посещении врача офтальмолога я понял, что с такой проблемой — как снижение остроты зрения встречается всё больше и больше людей, но особенно детей подросткового возраста. Виной тому — постоянное перенапряжение глаз, ведь нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают глаза только во время сна.
Хорошее зрение необходимо каждому человеку и для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно беречь и сохранять зрение. В связи с этим, мы считаем, что зрение бесценно и проблемы зрения для человека имеет актуальное значение.
Почему портится зрение, как сохранить свое зрение и попытаться его улучшить? Мы решили данную проблему исследовать.
Цель проекта: сформировать знания по сбережению зрения школьников.
Предмет исследования: учащиеся 9-х классов «Гимназии № 25»
Объект исследования: зрение.
Гипотеза: если учащиеся будут знать причины нарушения зрения, то можно помочь им сохранить своё зрение.
Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
Описать факторы, влияющие на ухудшение зрения и предложить способы решения этой проблемы.
Провести просветительную беседу среди учащихся гимназии.
Ознакомить учащихся с рекомендациями специалистов по сохранению зрения.
Создать буклет «Гигиена зрения».
Создать электронное пособие «Памятка для школьника: Сохраним своё зрение».
Статистическая обработка данных.
База проведения исследования: Исследования проводились на базе МАОУ «Гимназия № 25 г. Благовещенска».
Практическая значимость исследования: состоит в возможности использования материалов исследования одноклассниками, и как пропаганда здорового образа жизни.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась посредством: выступления на классном часе; выступление на школьной конференции.
Рабочий план выполнения проекта
Изучение литературы по теме исследования (сбор информации и её обработка).
Составление анкеты для учащихся 9 классов гимназии № 25.
Консультация с врачом офтальмологом Плащевым В.В.
Проведение анкетирование среди учащихся 9 классов гимназии №25.
Классные руководители 9 классов.
02.09 – 05.09 2020
Анализ результатов анкетирования.
Провести просветительную беседу среди учащихся 9 классов гимназии № 25 на тему: «Сохраним своё зрение».
Ознакомить учащихся с рекомендациями специалистов по сохранению зрения.
Создание буклетов «Гигиена зрения глаз».
Создание электронного пособия «Памятка для школьника: Сохраним своё зрение».
Презентация проекта «Как сохранить зрение школьника»
Реализация проекта позволит ученикам 9-х классов:
применять рекомендации по сохранению зрения, гигиене зрения;
выполнять гимнастику для мышц и глаз;
следить за временем, проведенным за гаджетами (компьютер, смартфон, планшет);
рассказывать о необходимости соблюдения режима охраны зрения.
Что такое зрение
Что такое зрение? Хорошее зрение — это настоящий показатель здоровья человека и главное связующее звено между человеком и окружающим его миром. Все знают, что 90 % информации мы приобретаем благодаря глазам, а хорошее зрение является очень значимым для полноценной жизни. Орган зрения в человеческом теле не занимает много места, но является уникальным, очень интересным, сложным образованием, до сих времен не исследованным до конца.
Каково же строение нашего глаза? Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком. Большая его часть расположена в специальном углублении, которое называется глазница или орбита. Снаружи глаз покрыт прозрачной тонкой оболочкой – роговицей. Мы видим сквозь роговицу, как сквозь прозрачное стекло. Роговица покрывает цветную часть глаза – радужную оболочку [ 1 ] .
Рисунок 1. Строение глаза
В центре радужной оболочки находится черный кружок, который называется зрачком. Именно через него внутрь глаза проходит свет. Если свет яркий, зрачок сужается, а если свет слабый, тусклый – расширяется. В центре глаза, позади радужной оболочки и зрачка, расположена овальная линза – хрусталик. Он похож на линзу фотоаппарата и так же, как она, пропускает через себя свет. Свет сначала проходит через роговицу и зрачок, затем через хрусталик, потом сквозь прозрачную жидкость, заполняющую глазное яблоко внутри и, наконец, в самой дальней части глазного яблока достигает сетчатки. Сетчатка – именно та часть зрительного анализатора, которая преобразует свет в нервные импульсы, уходящие в структуры головного мозга и преобразующийся в изображения [2].
Почему портится зрение школьника
Изучив строение глаза, мы поняли, насколько важную функцию выполняют органы зрения при восприятии окружающего мира, насколько необходимо сохранить это чудо природы. Но мне хотелось знать причины ухудшения зрения и как его сохранить.
Проанализировав литературу по теме, я выяснил основные причины ухудшения зрения школьника:
отягощенная наследственность (близорукость или дальнозоркость);
врожденные или приобретенные заболевания – это именно те факторы, из-за которых может снизиться острота зрения;
чрезмерные зрительные нагрузки (телефон, компьютер, телевизор);
неправильный режим дня;
неправильное освещение рабочего места;
виды спорта, характеризующиеся тяжелыми физическими нагрузками и т.д.
Первые признаки нарушения зрения:
снижение остроты зрения;
боли в области глазниц и лба;
чувство жжения в глазах;
Причины динамики ослабления зрения школьников:
увеличение интенсивности зрительных нагрузок;
безграничная доступность электронных средств обучения;
несоблюдение гигиены зрения;
Изучив литературу, я понял, что необходимо бережно относиться к своим глазам, ведь наше зрение зависит прежде всего от нас самих!
Статистический анализ нарушения зрения школьников Амурской области
По статистике Минздрава на 2020 год, сейчас у 20,7 млн россиян диагностированы болезни глаз (то есть у каждого седьмого жителя страны). Пять лет назад таких людей было в полтора раза меньше — 13,7 млн. человек. Портиться зрение начинает уже в школьном возрасте, так как возлагается тяжёлая нагрузка.
Согласно информации Министерства Здравоохранения Амурской области, на 2020 год « … у каждого четвертого школьника есть проблемы со зрением ». В такой статистике врачи винят современные гаджеты: планшеты, компьютеры и в особенности мобильные телефоны, которые дети осваивают чуть ли не с пеленок. Офтальмологическое отделение в детской областной больнице пустует очень редко, на данный момент оно переполнено. На профилактике и лечении находятся больше 50 пациентов школьного возраста. Диагнозы у всех разные, но близорукость лидирует. Ею страдает примерно 65 % школьников в Амурской области.
На зрение влияют много факторов – яркость дисплея, межпиксельная сетка, постоянная смена картинки. И, как следствие, напряжение и спазмы глазных яблок. Если их не снимать, может развиться сначала ложная, а потом реальная близорукость. Спасут только очки, и во взрослом возрасте – операция.
«Жизнь настолько у них загружена: и в школе, и дома. Дети много занимаются дополнительно, помимо школы. Я всегда говорю, берегите глаза, отдыхайте, гуляйте на свежем воздухе…. Потому что детский орган зрения имеет свои возрастные особенности, его не нужно перегружать», – пояснила заведующая офтальмологическим отделением Амурской областной детской клинической больницы Наталья Юрьевна Прилипко. Наталья Юрьевна отметила , что особенно дети подросткового возраста не всегда расскажут о своих проблемах со зрением, а могут и скрывать ухудшение зрения из-за опасения носить очки. Большая часть школьников не обращают внимания на признаки близорукости: усталость глаз, головную боль, повышенное слезотечение, необходимость ближе придвигать к себе текст, чтоб рассмотреть буквы.
Для решения нашей проблемы и реализации поставленных задач, я провел опрос среди учащихся 9 классов (приложение № 1). Ребята с интересом ответили на вопросы анкеты. В анкетировании приняли участие 165 учеников 9-х классов.
Целью анкетирования было выяснить, насколько хорошо учащиеся 9-х классов знают правила гигиены зрения и выполняют ли их.
Результаты анкетирования одноклассников.
Хорошо ли Вы видите?
Затрудняюсь ответить 20 человек
При какой деятельности устают Ваши глаза? Когда Вы
Читаете 12 человек
Пишите 11 человек
Играете, работаете на ПК 113 человек
Рисуете 8 человек
Смотрите TV 21 человек
Как вы считаете, важно ли соблюдать расстояние между просмотром телевизора/чтением книги/работой за компьютером?
Да, важно 100 человек
Не имеет особого значения 35 человек
Затрудняюсь ответить 30 человек
Как быстро устают Ваши глаза при работе на уроке, при выполнении домашнего задания?
Быстро 38 человек
Не очень 95 человек
Совсем не устают 32 человек
Как часто Вы пользуетесь телефоном?
Целый день 114 человек
При необходимости 12 человек
Только в свободное время 39 человек
Что Вы делаете, чтобы снять напряжение с глаз?
Гимнастику для глаз 16 человек
Отдыхаете 129 человек
Затрудняюсь ответить 20 человек
Занимаетесь ли вы спортом?
Часто ли Вы гуляете?
Один раз в день обязательно 22 человека
Гуляю от случая к случаю, как получится 98 человек
Гуляю только по выходным 45 человек
Как вы думаете, влияет ли правильное питание на зрение?
Да, влияет 106 человек
Нет, не влияет 24 человек
Не знаю 35 человек
Знаете ли Вы, как сохранить зрение?
Затрудняюсь ответить 20 человек
Анализ данных, полученных в результате анкетирования, позволил выделить следующие факторы риска:
неправильный режим дня (ребята мало гуляют, иногда от случая к случаю);
большинство ребят недооценивают вред от чрезмерного использования гаджетов;
большинство ребят злоупотребляют и не могут контролировать время использования гаджетов;
среди способов сохранения зрения ребята выделяют, в основном, только медикаментозные средства, в частности, употребление витаминов;
для снятия напряжения с глаз 156 человек просто отдыхают, и только 9 человек используют гимнастику для глаз.
Как мы видим, не все ученики 9 классов знают правила гигиены зрения и не всегда их выполняют. Согласно этому исследованию я выяснил, что за последнее время процент школьников, имеющих проблемы со зрением, увеличился. Это печальный факт!
2.2. Консультация у специалистов
«Можно ли зрение исправить и сохранить?» — с этим вопросом я обратился к врачу офтальмологу Плащевому Виталию Валерьевичу.
Да, можно, но для этого нужно приложить немало усилий, времени, терпения – это долгий путь к исцелению. Поэтому, чтобы зрение не исправлять, лучше его сохранять, применяя правила по защите зрения. Для восстановления зрения и сохранения здоровья глаз необходимо вести здоровый образ жизни: больше гулять, заниматься спортом, правильно выстраивать свой рацион. Соблюдение гигиенических условий — очень важный фактор в школьном возрасте. Условия зрительной работы должны исключать возможность быстрого утомления глаз.
Причины ухудшения зрения у школьников, в первую очередь необходимо искать в образе жизни:
длительное нахождение у домашних приборов: компьютера, планшета, мобильного телефона;
«отдых» у телевизора;
чрезмерное напряжение зрительного аппарата (большое количество уроков);
не соблюдение режима дня (сочетание активных занятий и отдыха);
недостаток подвижных игр, прогулок на свежем воздухе;
замена солнечного света искусственным (особенно в зимний период);
плохое освещение (избыток света или темнота);
неправильная осанка (сдавливаются сосуды, питающие мозг, что может тоже привести к нарушению зрения);
несбалансированное питание (в пище должны быть необходимые витамины и минералы);
Для восстановления зрения и сохранения здоровья глаз необходимо вести здоровый образ жизни — больше гулять, заниматься спортом, правильно выстраивать свой рацион.
Совет от Виталия Валерьевича:
Посещайте окулиста в год 1-2 раза.
Ограничьте зрительную нагрузку (гаджеты).
Употребляйте в пищу такие продукты как: морковь, черника, тыква, апельсин и различные крупы, а также молочные продукты.
Делайте гимнастику для глаз утром и перед сном, так мы подготовим наши глаза к продуктивной работе, а также к здоровому сну.
Соблюдайте гигиену глаз при выполнении домашних заданий и при чтении.
Гуляйте на свежем воздухе.
Также меня волновал следующий вопрос: «Какие последствия могут быть при несоблюдении правил гигиены глаз?»
Виталий Валерьевич ответил: «Если не соблюдать главные правила гигиены глаз, повышенные зрительные нагрузки могут привести к спазму аккомодации – состоянию, которое напоминает миопию и проявляется через ухудшение фокусировки зрения. Человек плохо видит объекты вдалеке, а в близи «картинка» чёткая. Такая проблема особенно часто появляется у подростков. Если вовремя выявить патологию, её можно вылечить, но при игнорировании заболевание приводит к стойкому нарушению зрения. Также при несоблюдении гигиены глаз человек рискует получить другие неприятные последствия, например, близорукость и т.д. Главное: помните, что наше зрение- это неотъемлемая часть нас самих, всё в наших руках ».
Меры профилактики по сохранению и улучшению зрения
Соблюдение гигиенических условий работы — очень важный фактор в школьном возрасте. Предупредить заболевание гораздо легче, чем его лечить. Профилактикой болезней глаз у детей является соблюдение следующих правил, а именно:
Нужно как можно меньше времени проводить в помещении с искусственным освещением. Стараться гулять на свежем воздухе не меньше 30 минут в день. Дышать полной грудью, чтобы обеспечить необходимое насыщение всего организма кислородом. При этом равномерное и глубокое дыхание расслабляет тело и снимает зрительное напряжение.
При выполнении домашних заданий и при чтении необходимо соблюдать следующие условия (более подробно представлено в приложении № 2):
выполнение домашних заданий должно проходить в специально оборудованном месте;
свет должен падать с левой стороны, источник света должен освещать только рабочую поверхность, а абажур должен скрывать от глаз нить накаливания;
мощность лампочки в лампе должна быть не менее 60 ватт;
расстояние от глаз до книги должно быть 30 — 35 см;
книгу при чтении ставить на наклонную подставку;
Нельзя читать лежа, в транспорте;
если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20 минут давай глазам отдохнуть: никогда не три глаза руками, пользуйся чистым носовым платком, смотри в окно, вдаль, пока не сосчитаешь до 20, 10;
не стесняться носить очки.
Важную роль в укреплении зрения играет сбалансированное питание: включение в ежедневный рацион растительной пищи, фруктов и рыбы, богатой полиненасыщенными жирными кислотами. Наши глаза очень любят чернику, голубику и гранаты, которые содержат мощные антиоксиданты, помогающие не допустить дистрофии сетчатки. Также полезны вишня и черешня. Эти ягоды богаты биофлавоноидами — они укрепляют мелкие кровеносные сосуды, по которым в глаза и ткани мозга поступают кислород и питательные вещества. Очень полезны для глаз, впрочем, как и для всего организма, кисломолочные продукты. Хороши морковь, тыква, облепиха, петрушка, шиповник, помидоры.
Заниматься спортом. Любая физическая нагрузка улучшает зрение.
Ограничить до минимума время работы за компьютером (правила работы за компьютером представлены в приложении № 3 и электронном пособии «Памятка для школьника: Сохраним своё зрение»).
Отказаться от длительного просмотра телевизионных программ в пользу прогулки на свежем воздухе (правила просмотра телевизора представлены в приложении № 4 и электронном пособии «Памятка для школьника: Сохраним своё зрение».
Вовремя вставать и ложиться, по возможности отдыхать днем (послеобеденный сон).
Следить за гигиеной глаз.
Избегать стрессов, не перегружаться.
Показывать ребенка раз в год офтальмологу (а если в семье есть родственники с миопией, то чаще).
Следить за осанкой. Лишнее напряжение, возникающее из-за неправильной осанки в шее, груди, плечах и спине, может привести к замедлению кровообращения и снижению зрения.
Если назначено ношение очков, обязательно носить их (если ребенок стесняется носить очки, то носить контактные линзы).
Тренировать мышцы глаз. Чаще двигайте глазами. В своей повседневной жизни надо использовать упражнения для профилактики зрительного утомления и близорукости, оздоровительные минутки для глаз. Существует множество различных упражнений, с помощью которых можно самостоятельно восстановить зрение. Необходимо делать упражнения регулярно и систематически. Тренировка глазных мышц, как и любых других, требует постоянства, иначе мышцы ослабевают и не выдерживают нагрузку. Гимнастика и упражнение для глаз представлена в приложении № 5 и электронном пособии «Памятка для школьника: Сохраним своё зрение».
Проведя исследование, изучив научно-познавательные статьи, побеседовав с врачом офтальмологом Плащевым Виталием Валерьевичем, с заведующей офтальмологическим отделением Амурской областной детской клинической больницы Наталья Юрьевна Прилипко , проведя анкетирование и математические подсчёты, мы выяснили и доказали, что существует проблема нарушения зрения у детей школьного возраста. Особенно телевизоры, мобильные телефоны, компьютеры способствуют ухудшению зрения. Ведь м ежду органами зрения и здоровьем существует прямая связь. Все отклонения, представляют большую опасность, если они не выявлены своевременно и не приняты меры для их устранения. Поэтому необходимо тщательно соблюдать зрительный режим, регулярно выполнять необходимые упражнения, снимающие напряжение с глаз.
Неправ тот, кто думает, что всё дается человеку от природы. Глаза необходимо беречь. Здоровьесберегающие технологии, которые учителя используют на уроках, положительно влияют на органы зрения. Но и ученики должны знать и следить за своими глазами.
Мы предложили эффективные меры по снятию напряжения на глаза с помощью несложных упражнений, разработали памятку и электронное пособие для учителей и учеников нашей школы. Мы надеемся, что их использование позволит уменьшить снижение зрения наших учеников во время обучения в школе.
Помните: «Никто не позаботится о нашем здоровье кроме нас самих!»
Левашов О. В. Зрение, мозг, движение. 2018.- 128 стр.
Глаза — органы зрения //Детская энциклопедия, 2008. -248 с.;
Медведев И.Б. Наука – о глазах: как возвратить зоркость: рекомендации врача с упражнениями. — Москва: Эксмо, 2013. -112 с.
Гейден К. Рецепты для улучшения зрения. 2016.- 126 стр.
Рой М. Тренинг для глаз. Реальная программа улучшения зрения. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002, 112 с.
Храмова Елена Тренинги и игры для глаз. — Ростов: Феникс, 2016. — 127 с. — (Медицина для вас)
Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений/ М.: Издательский центр «Академия», 2002, 480 с.
Анкета «Гигиена зрения школьника»
Ребята, ответьте, пожалуйста, на 10 вопросов анкеты, касающиеся здоровья ваших глаз.
Хорошо ли Вы видите?
При какой деятельности устают Ваши глаза? Когда Вы
Играете, работаете на ПК
Как вы считаете, важно ли соблюдать расстояние между просмотром телевизора/чтением книги/работой за компьютером?
Не имеет особого значения
Как быстро устают Ваши глаза при работе на уроке, при выполнении домашнего задания?
Совсем не устают
Как часто Вы пользуетесь телефоном?
Только в свободное время
Что Вы делаете, чтобы снять напряжение с глаз?
Гимнастику для глаз
Занимаетесь ли вы спортом?
Часто ли Вы гуляете?
Один раз в день обязательно
Гуляю от случая к случаю, как получится
Гуляю только по выходным
Как вы думаете, влияет ли правильное питание на зрение?
Знаете ли Вы, как сохранить зрение?
Правильное и достаточное освещение рабочего места школьника.
Книга или тетрадь должны отстоять от глаз не менее чем на 30 — 35 см- это примерно длина руки от локтя до кончиков пальцев. Такое расстояние не требует сильного напряжения зрения и позволяет сидеть не наклоняясь. Плохое освещение, нарушение осанки вызывают утомление мышц шеи и спины, которые поддерживают голову. К тому же приводит и неправильная посадка за столом. При правильной позе вся ступня должна стоять на полу, а бедро почти полностью находиться на стуле. Угол между туловищем и бедром, а также между бедром и голенью должен быть прямой. Спина поддерживается спинкой стула, при этом тяжесть головы, находящейся почти в прямом положении, приходится в основном на позвоночник.
Рисунок. Правильное рабочее место школьника
Дома место для занятий должно быть светлое, у окна. В вечернее время нужно пользоваться настольной лампой 60 Вт с непрозрачным колпаком. Ставить ее следует так, чтобы свет падал с левой стороны только на рабочую поверхность, а глаза оставались в тени. Свет всегда должен быть мягким, равномерно освещать место занятий.
Высота стола и стульев должна соответствовать росту ребенка. При необходимости надо на стул подложить твердый предмет нужной высоты, а под ноги поставить скамеечку. Передний край стула на 3 — 5 см задвигается под стол. Книгу во время чтения лучше держать на столе в наклонном положении, для чего существуют специальные подставки.
Не рекомендуется читать и играть лежа, особенно на боку, так как в этом положении нарушается правильная освещенность, а при лежании на боку, кроме того, глаза располагаются на разном расстоянии от рассматриваемого предмета, что приводит к зрительной утомляемости и головной боли.
Правила работы за компьютером
Длительность непрерывных занятий непосредственно с монитором для детей 7-10 лет составляет 15 минут, 11-13 лет — 20 минут, 14-15 лет — 25 минут и 16-17 лет — 30 минут. После такого занятия обязательно следует провести гимнастику для глаз!
Комната, в которой школьник работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.
Основная нагрузка при работе за компьютером приходится на глаза. В качестве источников освещения рекомендуется применять люминесцентные лампы типа ЛБ. Совет домашним пользователям: постарайтесь, чтобы люстра в вашей рабочей комнате имела закрытые снизу светильники, так чтобы на экран монитора падал рассеянно-отраженный свет.
Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 50 — 75 см!
В процессе работы и игры на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки.
Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня! Их длительность не должна превышать 10 минут для детей 7-10 лет и 15 минут для более старших.
Работу с компьютером рекомендуется перемежать физическими упражнениями и играми.
Правила просмотра телевизора
Расстояние до телеэкрана должно быть не менее 2 метров и не более 6. Оптимальное расстояние 3 — 4 м.
Смотреть телевизор можно только сидя. Желательно в кресле, на диване или на стуле.
Экран должен находиться строго перед ребёнком. Нельзя смотреть телевизор сбоку.
При просмотре телевизора в вечернее время включите в комнате верхний свет. Недопустимо смотреть телевизор в темноте!
Продолжительность непрерывного просмотра телевизора составляет: 5 — 7 классы — 25мин., 8 – 9 классы- 30 мин. По истечение этого времени необходимо сделать перерыв 10-15 мин или, хотя бы, гимнастику для глаз.
Общая продолжительность просмотра телевизора в день не должна превышать
от 8 до 12 лет — 1 часа,
от 12 до 14 лет — 1,5 часов,
От 14 до 17 лет — 2 часов.
Несоблюдение расстояния до телеэкрана, неправильная поза во время просмотра телевизора и превышение времени просмотра ведут к нарушению зрения, осанки и эмоциональному переутомлению.
«Зарядка» для глаз
Специальные упражнения — это замечательная профилактика, направленная на сохранение зрения и снятие напряжения утомленных глаз. Три минуты глазной зарядки в день помогут «натренировать» глазные мышцы. Подросткам, часами просиживающими за компьютером, не заботясь о защите глаз, такая тренировка необходима в первую очередь. С помощью мини-зарядки они могут даже улучшить качество зрения. А у тех, кто постарше, регулярное выполнение «глазного комплекса» поможет быстро снять усталость.
Зарядка для глаз творит чудеса, но только если выполнять ее регулярно.
Поморгайте часто в течение 2 минут — это упражнение нормализует внутриглазное кровообращение.
Выполните круговые вращения головой: вправо-влево, вверх-вниз. Это активизирует кровообращение.
Скосите глаза вправо, а затем переведите взгляд по прямой линии. Проделайте то же самое в противоположном направлении.
Закройте глаза и расслабьтесь. Считается, что погружение в темноту способствует выработке в светочувствительных клетках родопсина — вещества, необходимого для ясного зрения.
Перемещайте взгляд в разные стороны: вправо-влево, вверх-вниз, по кругу, рисуя «восьмерку».
Зажмурьтесь на 3-5 секунд, затем откройте глаза. Повторите 7 раз. Упражнение расслабляет глазные мышцы и активизирует кровообращение.
Надавите на верхние веки пальцами, но без особых усилий, удерживайте в таком положении около 2 секунд. Выполняйте сериями — по 4-5 раз. Упражнение улучшает отток внутриглазной жидкости.
Открытыми глазами рисуйте в воздухе сначала простые геометрические фигуры, а затем сложные объекты и масштабные композиции.
Закройте глаза и медленно перемещайте глазные яблоки вверх-вниз. Повторите 5-10 раз.
Встаньте около окна, сосредоточьтесь на предмете, расположенном в непосредственной близости (например, точка на стекле), а потом переведите взгляд на удаленный объект за окном (дом или дерево). Повторите 10 раз.
Массаж для глаз
Растираем ладони до ощущения тепла в них!
Подушечками большого и указательного пальцев крепко сожмите переносицу в районе уголков глаз, если есть болезненная точка – разминаете, чуточку вдавите пальцы внутрь уголков глаз. Затем медленно оттяните кожу переносицы, крепко сжимая пальцы, оттянутую кожу покатайте вправо — влево и плавно соскользните с оттянутой кожи (3-5 раз).
Средним пальцем надавливая точечно (с усилием) пройдите по бровям, начиная от носа, болезненные точки помассируйте.
Наложите ладонь руки на лоб, крепко прижмите ладонью другой руки – разомните лоб до красноты.
Помассируйте виски круговыми движениями.
Наложите основание ладони на веки закрытых глаз и слегка, аккуратно вдавить яблоки глаз внутрь (нежно). Подержать 10 секунд.
Поморгать широко открытыми глазами.
Растереть уши докрасна, особенно мочки ушей.
Ладонями поочередно (левой, правой) погладить затылок – шею сверху вниз, смахивающими движениями (легко и нежно).
Гимнастика для глаз
Самый простой метод – рисовать глазами цифры. Для этого необходимо сесть прямо и, не изменяя положения головы, обоими глазами «рисовать» воображаемые цифры максимально возможного размера. Для начала от «0» до «3» и от «3» до «0», затем от «0» до «5» и обратно. Чем больше амплитуда движений глазных яблок, тем лучше. Упражнение повторяют 2 раза в день. Через 10-12 дней можно начинать рисовать цифры от «0» до «10» и обратно. Такая гимнастика глазных мышц позволяет улучшить их собственное кровоснабжение и насытить кислородом внутренние структуры глаза.
Источник