Как сохранить здоровье педагога в условиях школы. Памятка для учителей
материал (психология) по теме
Рекомендации педагогам по профилактике синдрома эмоционального выгорания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
памятка | 530.5 КБ |
Предварительный просмотр:
На современном этапе развития общества и образования педагог испытывает большие перегрузки, подчас превышающие ресурсы организма: физиологические, психологические, когнитивные, энергетические. В связи с этим появляется переутомление, нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к возникновению синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). Одним из компонентов компетентности педагога по вопросам сохранения здоровья является умение поддерживать свое здоровье и противодействовать СЭВ, эффективно применять способы сохранения здоровья и создавать здоровьесберегающую среду для своих учеников.
Важными условиями, способствующими реализации здоровьесберегающей технологии обучения, являются два обстоятельства:
во-первых, внимательное отношение педагога к своему собственному здоровью и соблюдение тех правил поведения, которые называются здоровым образом жизни;
во-вторых, общий настрой школы на создание рационального режима работы и благоприятных условий для воспитания и обучения детей.
Главная причина возникновения СЭВ
Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (физическими и психологическими), у человека нарушается состояние равновесия, что неизбежно приводит к возникновению СЭВ.
Стадии синдрома эмоционального выгорания:
1. Истощение (формируется в течение 3–5 лет)
(формируется в течение 5–10 лет)
3. Ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки в рамках выгорания
(формируется в течение 10-20 лет)
КАК ИЗБЕЖАТЬ ВСТРЕЧИ С СИНДРОМОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.
Подбирайте дело по себе, сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
Перестаньте искать в работе счастья или спасения. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
Перестаньте жить за других. Живите, пожалуйста, своей жизнью. Не вместо людей, а вместе с ними.
Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.
Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за кого-то его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИК ЕВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
— Определение краткосрочных и долгосрочных целей
— Уход от ненужной конкуренции
— Поддержание хорошей физической формы
— Использование «тайм-аутов» (отдых от работы)
— Овладение навыками саморегуляции
— Профессиональное развитие и самосовершенствование
— Стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки
— Учиться переключаться с одного вида деятельности на другой
— Проще относиться к конфликтам на работе
— Не пытаться быть лучшим всегда и во всем.
— Иметь в виду, что управление своими эмоциями основывается на сознательном контроле.
— Сказать себе: «Я понимаю, почему так переживаю. Раз я понимаю причину, то я должна прекратить нервничать и спокойно решать вопрос (или спокойно ждать, когда время изменит ход ситуации)».
— Не занимайтесь постоянной самокритикой, это приводит еще к большему «самобичеванию».
— Лучшее спасение от тревоги – уверенность в себе!
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА
1. Утренняя гимнастика:
— Массаж кистей и стоп
— Гимнастика для суставов
2. В течение дня упражнения для снятия усталости, напряжения:
— «Владей собой среди толпы смятенной»
— Упражнение на снятие физического напряжения
— Массаж точек на лице
3. При стрессе и в конце рабочего дня:
Настрои-утверждения: «Я справлюсь! Я молодец! Я владею ситуацией! Я уже чувствую себя лучше!»
4. Улыбка в течение всего дня.
Упражнение
«Владей собой среди толпы смятенной…»
.1. Сложите руки в «замок» за спиной. напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей.
2. Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти.
Во время потягивания в организм поступает «гормон счастья» — эндорфин.
4. Зафиксируйте улыбку на лице на 10–15 секунд. Почувствуйте, как расслабляется ваше тело от улыбки!
Техника расслабления
1. Попытайтесь сконцентрировать свое внимание на неестественно напряженной группе мышц, стиснутых зубах, сильно наморщенном лбе и т.п.
2. Далее постарайтесь еще сильнее напрячь эти мышцы (сильнее стисните зубы, наморщите лоб и т.д.).
3. Затем начинайте медленно снимать напряжение. Почувствуйте, как расслабляются ваши мышцы, вплоть до полного расслабления. Получите от этого удовольствие.
Массаж точек на лице
1-я т. – область лба «третий глаз»; 2-я т. – у крыльев носа;
3-я т. – область подбородка;
4-я т. – область висков;
5-я т. – нижнечелюстной сустав (около козелка уха);
6-я т. – в области затылка (2 точки);
7-я т. – 1-й шейный позвонок.
Массируем плавными круговыми движениями по и против часовой стрелки – 8 раз.
Используемая и рекомендуемая литература:
1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996.
2. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя. – М.: Флинта, 2001.
3. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2001. – Сентябрь.
4. Трунов Д.Г. Синдром «сгорания»: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. – 1998. – №
5 . Форманюк Т.В. «Синдром эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя //. Вопросы психологии. – 1994. – № 6.
Психологическое здоровье учителя
в учебном процессе
является центральным звеном,
и в условиях школы
нужно не только знать и уметь,
как сохранить свое здоровье и здоровье учащихся, но желать это сделать.
Желаю творческих успехов в обучении
и воспитании детей!
«Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто».
Источник
Профессиональное здоровье педагога: как его сохранить и укрепить?
Наталья Викторовна Замулко
Профессиональное здоровье педагога: как его сохранить и укрепить?
Быть здоровым — Это значит производительно и творчески работать, обладать способностью самому находить в себе резервы эффективной жизнедеятельности.
Профессиональный долг обязывает педагога в любых ситуациях принимать взвешенное решение, преодолевать вспышки гнева, возмущения, недовольства, отчаяния. Не справляясь с внутренним переживанием, педагог старается подавать хотя бы внешние проявления эмоции. Однако внешнее благополучие при внутреннем разладе обходится слишком дорого: разбушевавшиеся эмоции, обрушиваясь на организм, наносят удары, от которых человек не может оправиться. Постоянное сдерживание проявлений гнева (в мимике, жестах, словах) может способствовать развитию таких заболеваний, как гипертония, язва желудка, мигрень и прочие.
Профессия «педагог», иначе работа сердца и нервов, требует буквально ежедневного, даже ежечасного расходования огромных душевных сил.
Умение владеть собой, держать себя в руках – один из главных показателей деятельности педагога, от чего зависит и его профессиональные успехи, и психологическое здоровье.
Большая часть рабочего дня протекает в напряженной обстановке: эмоционально насыщенная деятельность, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей. Факторы такого рода оказывают отрицательное влияние на физическое самочувствие. Речь идет о нервозности, раздражительности, усталости, разного рода недомоганиях.
В отдельных случаях эмоциональное напряжение достигает критического момента – воспитатель теряет самообладание, что проявляется порой в агрессивной (окрики, гнев, раздражительность).
Можно выделить несколько факторов объективных:
— изменение в системе;
— повышенные психоэмоциональные нагрузки современной жизни;
— недооценка общественной значимости дошкольного образования;
— неудовлетворенность социальным окружением на работе;
— чисто женский коллектив.
2. Материально – бытовой (условия жизни, быта).
3. Фактор ответственности (повышенная ответственность за жизнь, здоровье детей).
4. Фактор взаимодействия – неблагоприятная психологическая атмосфера.
Организационно — …перегруженность поручениями,
непродуманное введение новшеств
завышенные нормы от численности детей в группе.
Современная педагогика использует специальный термин – «эффективные учителя»: К важным особенностям эффективность относят уверенность в себе и великую самооценку, эмоциональную стабильность и стремление к максимальной гибкости.
Однако специальные исследования показали, что для значительной части педагогов характерна негативная. Я – концепция, низкая самооценка, неуверенность в себе.
Упражнение на развитие положительного восприятия, самоуважения.
1. Все равно ты молодец, потому что….
1 педагог «Мне не нравится в себе….
1. Подмечайте свои достижения, успехи и хвалите себя за них.
2. Не «пережевывайте» мысленно случившееся конфликты и допущенные ошибки. Осознайте их причину.
3. Если возникла проблема, конфликт, решайте их своевременно и обдуманно.
4. Рационально распоряжайтесь своим временем.
5. Формируйте активную жизненную позицию особенно по отношению к проф-ым стрессам.
Быстро и легко переходить от одного класса явлении к другим помогает интеллектуальная гибкость.
Управления на развитии интеллектуальной гибкости.
1. Назвать слова к которым приложимы три определения одновременно: «мягкий», «белый», «съедобный».
2. Дописать фразы:
«Упало мыло в суп с лапшой…»
«Тонет мука в сладости…»
«Я сам в себя пальто одел»
«Гляжу с высоты на обод у»
Между дыханием и эмоциональным состоянием человека существует тесная связь.
Успокаивающее дыхание полезно для погашения избыточного возбуждения и нервного напряжения.
Мобилизующее дыхание как бы зеркальное отражение успокаивающего дыхания, но изменяются не выдохи, а вдохи. Такое дыхание помогает преодолеть вялость и сонливость, при утомлении, способствует быстрому переходу от сна к бодорствованию, мобилизация внимания.
Дыхательные упражнения с успокаивающим эффектом.
«Отдых» — стоя, выпрямится, поставить ноги на ширину плеч. Сделать вдох. На выдохе наклонится, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали. Дышать глубоко, следить за своим дыханием, в таком положении находится в течении 1-2 минут.
«Передышка»
Ип – стоя (сидя). В течении 3 минут дышать медленно, спокойно и глубоко. Можно закрыть глаза и наслаждаться глубоким неторопливым дыханием.
«Дыхание с облегчением»
Ип – сидя вспомнить о чем-нибудь приятном, досадном, раздражающем, затем начать дышать глубже, животом (выдох о – ох – х)
Дозировка 5 – 7 минут.
Эффективность влияния дыхательных упражнений на эмоциональное состояние увеличивается если их используют в сочетании с другими способами эмоциональной саморегуляции. Один из этих способов – визуализация.
Визуализация – это создание внутренних образом внутри человека, т. е. активизация воображения.
Упражнения на визуализацию
1. Рассмотреть в течении нескольких мгновений. Какой – либо предмет и представить его.
2. Вызов эмоции – вспомните и опишите самые чудесные переживания – восторга, радости, счастья.
Самый простой, эффективный способ эмоциональной регуляции – расслабление мимической мускулатуры.
На какой взгляд, предложенные упражнения и рекомендации помогут воспитателю в повседневной деятельности сохранять, рабочее самочувствие, снизит вероятность развития профессионального выгорания.
Будьте здоровы!
Как организовать математические игры с ребенком дома Как организовать математические игры с ребенком дома. 1. Прежде всего нужно заинтересовать ребенка, создав игровую ситуацию, предложив игровой.
Программа психологических тренингов по профилактике эмоционального выгорания современных педагогов «В гармонии с собой» Программа психологических тренингов по профилактике эмоционального выгорания современных педагогов посредством интерактивных технологий.
Источник
«Как сохранить здоровье педагога.»
специалист в области арт-терапии
Околович Лариса Петровна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 25 ст.Анастасиевская
Краснодарский край, Россия.
« Как сохранить здоровье педагога.»
Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание благоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе является залогом успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности школы в целом.
В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. В связи с переходом современной школы на личностно-ориентированные модели образования повышаются требования со стороны общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе. Установлено, что профессиональная деятельность педагога является одним из наиболее напряженных (в психологическом плане) видов социальной деятельности: труд учителя входит в группу профессий с большим числом стресс-факторов. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний
В образовании большое внимание уделяется укреплению и сохранению здоровья детей, а проблеме педагогов уделено недостаточное внимание. А ведь от того, с каким здоровьем, настроением, с какими эмоциями входит педагог в класс, зависит успешность, здоровье и настроение воспитанников.
Важно учитывать в полной мере это обстоятельство, поскольку именно педагог в первую очередь отвечает за организацию комфортной образовательной среды, делает (на практике) эту среду благоприятной для обучения школьников. В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является наиболее актуальной задачей современной системы образования.
Цель :
формирование у педагогов умения и желания заботиться о своем здоровье, потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности.
Задачи:
1. Создать условия для сохранения и укрепления здоровья педагогов.
2. Поддерживать благоприятный психологический климат в школе.
3. Сформировать у педагогов навыки саморегуляции, чувство эмпатии, позитивное отношение, искренность и открытость.
Этапы разработки .
1 этап – Определение проблемы, цели и задач, названия проекта.
2 этап — Определение механизмов, через которые будет происходить реализация проекта.
3 этап – Описание проекта.
4 этап — Оформление проекта.
5 этап — Защита проекта на педагогическом совете школы.
6 этап – Практическое внедрение проекта в деятельность школы-интерната.
Этапы работы .
I этап – подготовительный .
Основная часть
“Будьте здоровы!” — говорят люди друг другу. “Желаем вам самого главного — здоровья”, — говорят наши близкие. По большому счету здоровье было и остается дороже власти и богатства (зачем все это больному человеку?).
Как вообще сохранить свое здоровье? Как это сделать в условиях образовательного учреждения? Никто, кроме нас самих не решит этих проблем. К тому же педагоги часто не хотят ничего делать для себя! Стандартный ответ: «Я устала после работы, скорей бы уже домой…». Разумеется, после напряженного рабочего дня сил уже ни на что не хватает. Но давайте задумаемся, раз вы уже сейчас устаете, что будет через год, через два? Ситуация летит под гору. Надо что-то делать уже сегодня!
Этапы:
1. Здоровье — это приоритет. Все имеет смысл, пока мы здоровы. Твое здоровье — в твоих руках!
2. Физическое и психическое здоровье неразделимы! Выбери активную жизненную позицию: найди себя в спорте, творчестве, науке. Все лучшие качества развиваются там, где есть творческое отношение 3. Психологический комфорт, улыбка — факторы хорошего настроения.
I этап — этап подготовки к реализации проекта.
а) Выяснение причин заболеваний.
Профессию педагога, к сожалению можно отнести к «группе риска» по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний. Преобладающие заболевания:
1. Cердечно-сосудистые;
2. Желудочно-кишечные;
3. Нарушения опорно-двигательного аппарата;
4. Заболевания органов дыхания.
Основные причины заболеваний педагога:
Зададимся вопросом, в чем же главная причина перечисленных заболеваний педагога?
Две основные причины, разрушающие здоровье педагога: мировоззренческая и психическая, причем вторая вытекает из первой. Давайте задумаемся, разве только психологические причины разрушают здоровье учителя? Мы видим, что один человек от какой-либо беды чуть ли не на части рассыпается, а другой усмехнется и скажет: «Спасибо, что так, могло быть и хуже, все-таки везучий я человек». Один отдается эмоции радости, другой – раздражению и унынию. Что держит одного человека на плаву, дает ему силу и радость жизни? Мировоззрение! Оно – главная причина жизненной устойчивости!
Мировоззренческие причины, разрушающие здоровье:
1. Неумение принимать жизнь такой, как она есть, без критики и протеста.
2. Неумение жить в данный момент, считая его самым важным в жизни.
3. Неумение принимать свой социальный статус и достойно пребывать в нем.
4. Незнание того, что каждый из нас очень нужен на своем месте.
Психические причины:
1. Неумение противостоять стрессам.
2. Отсутствие навыка управления своими эмоциями.
3. Частое превышение своих возможностей.
4. Неумение вырастить в себе и освоить эмоцию радости, создать установку на радость от существования вообще, а не о полученной зарплаты; неспособность смеяться над жизненными неудачами.
II этап — этап практической реализации проекта.
«Здоровье является высшей ценностью общества,
чем выше ценится здоровье человека
в коллективном сознании общества, тем выше ресурс
и потенциал развития самого общества»
Проблема профессионального здоровья учителя в настоящее время настолько значима, что необходимо создание нового направления медико-психолого-социальной профилактики и восстановления здоровья педагога.
Главная задача– работа над созданием условий для сохранения и укрепления здоровья, благоприятного психологического климата в нашем коллективе.
Создание здорового психолого-педагогического пространства
Направления работы .
1. Психолого-педагогическое.
Особо важным в своей работе педагогов мы считаем положительное эмоциональное самочувствие. Оно зависит как от внешних, так и внутренних факторов. Следствием повышенной напряженности труда учителя нередко становятся подавленность, апатия, чувство постоянной усталости, а иногда и грубость, несдержанность, оскорбления учеников. Подобные эмоциональные взрывы не приносят облегчения, заставляя испытывать чувство вины, так как профессиональный долг педагога предполагает, что он обязан держать себя в руках. Сегодня мы живём в суетном, усталом и беспокойном мире. И когда наш взгляд падает на улыбающееся добродушное лицо, на душе становится теплее. Улыбка и смех – показатель здоровья, стабильности успеха в личной жизни. Если вы чувствуете, что улыбок вам в жизни не хватает, попытайтесь изменить себя и посмотреть на окружающих с улыбкой. Постарайтесь сделать так, чтобы окружающим вас людям было приятно с вами общаться, смотрите на мир радостно, по-доброму.
2. Медицинское.
Здоровье педагога невозможно представить без организации правильного питания, которое полностью бы удовлетворяло потребности организма и поддерживало высокую работоспособность.
3. Физкультурно-оздоровительное и социальное.
Следующее направление — укрепление физического здоровья тела. Основным критерием состояния физического здоровья является способность человека адаптироваться к окружающей среде. Показателями здоровья физического тела могут быть следующие признаки:
— иммунная защита и неспецифическая устойчивость;
— уровень и гармоничность физического развития;
— функциональное состояние организма и его резервы;
— наличие или отсутствие какого-либо заболевания;
— уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
III этап – аналитический
На данном этапе проводится повторная диагностика, мониторинг. Намечается дальнейшая работа.
Заключение
Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни необходимо решение трех проблем:
1. Изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе, своему жизненному
опыту в сторону осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения.
4. Изменение отношения учителя к учащимся. Педагог должен полностью принимать ученика таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его способности.
5. Изменение отношения учителя к задачам учебного процесса, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем.
Что педагог должен уметь:
o владеть основами здорового образа жизни;
o устанавливать контакт с коллективом учащихся и сотрудниками школы;
o прогнозировать развитие своих учащихся;
o личным примером учить учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
Установка на здоровье и здоровый образ жизни не появятся у человека сама по себе, а формируется постоянно и маленькими шажками от капельки к капельке.
Список литературы
1. Бычков А.В. Метод проектов в свременной школе. – М., 2000.
2. Психология здоровья: Учебник для вузов./ Под ред. Г. С. Никифорова. – СП б.: Питер, 2008. – 607 с.
3. Самоукина Н. В. “Игры, в которые играют …”. Психологический практикум – г. Дубна, «Феникс», 2000. — 128 с.
4. Семёнова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2007. – 256 с.
5. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2008. – 272 с.
6. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие./ Пер. с нем. – М.: Генезис, 2007. – 240 с
Источник