Здоровье подростка
Подростковый возраст — это период полового созревания и бурного физического развития. Резкие изменения в строении организма не могут не сказаться на здоровье подростков. Что следует знать родителям о проблемах со здоровьем, с которыми могут столкнуться подростки? Одна из самых быстро развивающихся систем организма у подростков — это сердечно-сосудистая. В период с 10 до 16 лет вес сердца увеличивается в два раза, а объем — в 2,4. Миокард (сердечная мышца) становится мощнее и начинает выбрасывать в сосуды большее количество крови при сокращении, соответственно частота сердечных сокращений у подростков уменьшается и к 18 годам становится такой же, как у взрослых. Но проблема состоит в том, что развитие сердечно-сосудистой системы может не успевать за общими темпами развития стремительно растущего организма, а масса сердца увеличивается медленнее массы тела. В таких случаях подростки могут жаловаться на быструю утомляемость при физических нагрузках, слабость, склонность к обморокам. Часто в таких случаях родители, беспокоясь о здоровье подростков, стараются оградить их от физических нагрузок, чтобы «поберечь сердце». Вот только приводит это к нежелательным результатам.
Для того чтобы «синхронизировать» общее развитие и развитие сердечно-сосудистой системы, как раз и нужны систематические посильные физические нагрузки. Если подросток перестанет заниматься спортом, проблемы с сердцем могут усугубиться. Вообще, отсутствие физических нагрузок крайне негативно влияет на здоровье подростков. К сожалению, сейчас типичный подросток большую часть дня проводит в состоянии неподвижности (полной или относительной) из-за высокой нагрузки в школе. Но для нормального развития подростку нужны не только умственные, но и физически нагрузки, а даже школьные уроки физкультуры обычно неспособны компенсировать недостаток двигательной активности.
Поэтому если родители хотят, чтобы здоровье подростков было на должном уровне, нужно следить, чтобы они занимались физкультурой и спортом. Но при этом необходимо правильно подобрать программу занятий (лучше всего, если ребенок будет заниматься в спортивной секции с опытным тренером): слишком интенсивные нагрузки вредны, а недостаточно интенсивные — в лучшем случае бесполезны. Влияет на здоровье подростков и перестройка эндокринной системы. Многие считают, что «гормоны бушуют» — это отговорка, придуманная для того, чтобы оправдать «трудных подростков». Да, далеко не все проявления подросткового кризиса можно списать на гормональные бури — но во многих случаях виноваты именно они. Иногда эмоциональная нестабильность, свойственная подросткам, и подростковые комплексы приводят к развитию таких серьезных психических заболеваний, как депрессия, анорексия и булимия. Так что очень важно заботиться не только о физическом, но и о психическом здоровье подростков.
Ну и нельзя недооценивать влияние на здоровье подростков вредных привычек. Конечно, далеко не все подростки начинают курить, выпивать или, не дай боже, принимать наркотики. Но некоторые юноши и девушки пытаются доказать свою взрослость именно таким способом, а для растущего организма вредные привычки еще более опасны, чем для уже сформировавшегося. Добавьте сюда такие «бонусы», прилагающиеся к раннему половому созреванию, как подростковая беременность и венерические заболевания, подрывающие здоровье подростков. Конечно, это скорее исключение, чем правило, но нельзя отрицать тот факт, что около 11% всех родов в мире приходятся на девушек в возрасте от 15 до 19 лет (по данным ВОЗ).
Здоровье подростков — это «больная тема». Сейчас, наверное, невозможно найти полностью здорового подростка: кого ни возьми, у него будут проблемы либо с психическим, либо с физическим здоровьем. Пусть даже незначительные — но будут. Но в силах родителей свести эти проблемы к минимуму. Многие проблемы с психическим здоровьем можно предотвратить, как и формирование вредных привычек, если оказывать подростку достаточно внимания — несмотря на его демонстративную тягу к самостоятельности, он нуждается в ненавязчивой поддержке родителей. Возможно, не в наших силах улучшить экологическую ситуацию и уменьшить школьную нагрузку — но это не значит, что мы вообще ничем не можем помочь ребенку, переживающему такой непростой подростковый возраст.
Источник
Беседа для подростков » Как сберечь свое здоровье»
специалист в области арт-терапии
ГКОУ РО Колушкинская школа-интернат VIII вида
Беседа для подростков
«Как беречь свое здоровье»
Учитель ОБЖ Сухомлина Е.В.
Все мы знаем, что здоровье – величайшая ценность. Именно поэтому, первым делом, мы всегда желаем тому, кто нам дорог, здоровья. Мы привыкли каждый день говорить друг другу: здравствуйте! И мы даже не отдаем себе отчета, что лучшим приветствием человеку является пожелание здоровья.
Мы иногда машинально подписываем поздравительные открытки, которые заканчиваются словами: крепкого здоровья, счастья, успехов. А почему? Ведь и больной человек может быть счастлив и успешно работать. Но мы как-то подсознательно понимаем, что без крепкого здоровья и счастье не то и успехи не те.
Тем не менее, эта заключительная фраза поздравительного письма стала уже дежурной и мы не всегда вдумываемся в ее смысл.
Но, ответьте себе сейчас, что такое, по-вашему, здоровье?
Мы можем обратиться к энциклопедиям, пролистать труды классиков медицины, и найти самые различные определения этого понятия. Поэтому возьмем за основу то, в чем выразился опыт многих поколений людей, нашли отражение мысли многих сотен ученых, многих тысяч врачей.
За последние 100 лет взгляды на здоровье претерпели серьезную эволюцию. Тогда здоровьем считалось лечение: главным было «реставрировать» организм, восстановить потерянное здоровье хотя бы до исходного уровня. Но чуть больше полувека назад пришло понимание того, что гораздо важнее сохранить исходный уровень здоровья, который дан человеку и попытаться предотвратить заболевания. Так, главным стало не лечение, а профилактика.
Для каждого разумного человека целью сегодня является развитие, улучшение всех своих качеств, полная реализация во всех сферах жизни. Хотя, конечно, это включает и профилактику заболеваний и, конечно, не исключает лечения заболеваний, когда они возникают.
Особенно учитывая, что за последние 100 лет медицина шагнула далеко вперед.
Впрочем, как раз медики являются основными пропагандистами здорового образа жизни. И именно по данным ВОЗ, здоровье лишь на 10% зависит от состояния системы здравоохранения, только на 20% – от внешней среды или природных условий, лишь на 20% мы заложники наследственности и генетики. Половина шансов на здоровье зависит от нас, от того, насколько мы сами заинтересованы в том, чтобы быть здоровыми.
Режим дня, труда и отдыха
Особое значение имеет режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья и повышению уровня жизни. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие.
Режим питания
Врачи утверждают, что полноценное рациональное питание — важное условие сохранения здоровья и высокой работоспособности взрослых, а для детей еще и необходимое условие роста и развития. Для нормального роста, развития и поддержания жизнедеятельности организму необходимы белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли в нужном ему количестве. Пища обеспечивает человека: Энергией, чтобы двигаться и сохранять температуру тела. Благодаря ей происходит рост тканей, заживают раны, поддерживается активность тела.
Физическая нагрузка
Человек всегда должен стремиться к развитию таких физических качеств, как сила, ловкость, быстрота, выносливость. У каждого из нас множество дел, которые требуют физических усилий, надежной закалки. При составлении распорядка дня особенно важно определить сроки и продолжительность активного и пассивного отдыха. В частности, определенное время отводите оздоровительным занятиям и тренировкам. В процессе систематических занятий физическими упражнениями не только укрепляется здоровье, но и улучшаются самочувствие и настроение, появляется чувство бодрости, жизнерадостности. Не секрет, что современное производство и условия жизни в значительной мере снизили двигательную активность человека.
Личная гигиена — это уход за своим телом и содержание его в чистоте. Кожа защищает тело человека от болезней. Когда дети бегают, прыгают и им становится жарко, то на его коже появляются капельки пота. Кроме того, на коже есть тонкий слой жира, кожного сала. Если кожу долго не мыть, то на ней накапливается жир и пот, на которых задерживаются частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать тело. Грязная кожа может принести вред здоровью и, кроме того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны всем окружающим. Поэтому кожу нужно мыть и за ней необходимо ухаживать. Каждое утро все должны умываться: мыть лицо, руки, шею, уши. Умываться также нужно после прогулок и вечером.
Воздержание от токсинов .
Человек – это единственное существо, которое по собственному желанию отравляет и разрушает свое здоровье, путем употребления различных токсических веществ. Вред, который наносят кофе, алкогольные напитки, курение и опасные наркотики, было продемонстрировано уже не раз. Если мы хотим, чтобы наш ум оставался живым и здоровым, мы должны избегать употребление любых веществ, которые могут нарушить работу деликатного механизма нашего мозга
«Что имеем не храним, потерявши — плачем». Эта народная пословица, имеющая широкое значение, подмечает и наше отношение к здоровью. Пока оно есть, мы попросту о нем не задумываемся, а когда его нет, тратим много времени, сил и средств на его восстановление, которое, увы, не всегда достигается.
Здоровье – это состояние равновесия, это гармония тела и души, это возможность меняться вместе с окружающей средой, подстраиваться под жизненные реалии, и не просто выживать, а постоянно улучшать уровень своей жизни. Одним словом, в понятие здоровья мы вкладываем что-то очень хорошее, необходимое человеку и в его работе, и в отдыхе, и в развлечениях.
А теперь мы вам расскажем и покажем наши советы « как быть здоровым»
Источник
Сохранение и укрепление здоровья подростков.
статья на тему
Сохранение здоровья – это закладка фундамента благополучия следующих поколений. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности уч-ся: снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие; вызвали отклонения в их социальном поведении. Вот почему, одной из главных задач своей педагогической деятельности я считаю сохранение здоровья моих воспитанников. Моя организационная работа включает знакомство с результатами ежегодного медосмотра, их учёт в учебной и воспитательной работе, помощь родителям в построении рациональной и здоровой жизни учащихся, координацию работы по формированию предпосылок здоровья с учителями, работающими в классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sohranenie_i_ukreplenie_zdorovya.docx | 25.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Цветкова Т.Н, воспитатель
ГБОУ школа №13 Приморского района
Сохранение и укрепление здоровья подростков.
Здоровьесберегающая деятельность в организации учебного процесса всегда была важной задачей как образования в целом, так и каждого учителя и воспитателя. Но сегодня, в условиях перехода на ФГОС второго поколения, перед системой образования стоит цель полноценно подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, сохранив при этом его физическое и психическое здоровье. О важности этой задачи говорит и принятое Президентом Медведевым решение о необходимости введения 3-го часа физкультуры с 2011-2012 учебного года.
Сохранение здоровья – это закладка фундамента благополучия следующих поколений. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности уч-ся: снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие; вызвали отклонения в их социальном поведении.
Большую часть недели дети проводят в школе. Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребёнка, когда детский организм наиболее чувствителен к воздействию различных факторов окружающего мира. Успешное обучение в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу. В среднем около 60% школьников имеют хронические заболевания. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается. У многих учащихся наблюдается дисгармоничное развитие, что создаёт проблемы в общей работоспособности подрастающего поколения.
Медицинские карты моих ребят показали, что из 25 учащихся только 6 человек абсолютно здоровы. Остальные имеют разные хронические заболевания.
Вот почему, одной из главных задач своей педагогической деятельности я считаю сохранение здоровья моих учеников. Моя организационная работа включает знакомство с результатами ежегодного медосмотра, их учёт в учебной и воспитательной работе, помощь родителям в построении рациональной и здоровой жизни учащихся, координацию работы по формированию предпосылок здоровья с учителями, работающими в классе.
Здоровьесберегающая деятельность — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении учителя не нанести ущерб здоровью детей. Она включает в себя:
— соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям уч-ся (объём учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту)
— комплексный, междисциплинарный подход (единство в действиях учителя, психолога, врача).
Влияют на здоровье детей внутришкольные факторы, если наблюдается несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса, недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Обеспечение здоровья детей решается через образовательную, воспитательную и организационную деятельность учителя. Понятие «здоровьесберегающая деятельность» интегрирует все виды деятельности в школе по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся.
Организация здоровьесберегающего учебного процесса предполагает решение таких задач, как:
— учить ребёнка жить в гармонии с окружающей средой и самим собой;
— создавать условия для ощущения радости в процессе обучения;
— обеспечить работу на уроке с наибольшим эффектом для сохранения здоровья;
— развивать индивидуальные творческие способности;
— использовать инновационные технологии;
— мотивировать учащихся на здоровый образ жизни;
— вырабатывать потребность использовать в повседневной жизни полученные знания.
В своей работе я применяю психолого-педагогические технологии, которые позволяют учить так, чтобы не причинить ущерба здоровью детей на уроках. Они способствуют как предотвращению перегрузок и переутомления участников учебно-воспитательного процесса, так и профилактике разных стрессовых состояний.
Психолого-педагогические здоровьесберегающие технологии включают в себя:
1.Формирование учебно-познавательной мотивации:
- организация сознательного, творческого, прочного усвоения учащимися учебного материала в результате превращения его в личностно значимый;
- обучение умениям самостоятельной учебно-познавательной деятельности, здоровьесберегающим приемам учебного труда;
- создание мотивационной среды, гуманных отношений между учителем и учащимся, самими учащимися;
- выработка умений оценивать и анализировать собственные достижения, умений выделять главное и делать осознанный выбор;
- обучение правильному восприятию меры свободы и ответственности;
- воспитание чувства долга, самостоятельности, трудолюбия.
2. Развитие познавательных и творческих способностей на основе:
- разъяснения сущности изучаемых понятий и явлений,
- «демонстрации работы» познавательных процессов и способностей,
- совершенствования операций мышления,
- стимулирования творческого воображения и творческого мышления,
- формирования окружающей среды для естественного самовыражения,
- использования потенциальных возможностей учащихся;
- обучения методам самопознания, самоанализа и самоконтроля, способам групповой работы,
- воспитания самостоятельности, независимости, воли, ответственности за свою деятельность.
3.Формирование бережного отношения к здоровью на основе выработки:
- убежденности в необходимости бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих,
- потребности в самопознании и самосовершенствовании,
- стремления стать активной, творческой, самостоятельно мыслящей личностью, способной постоянно вести здоровый образ жизни и помогать в этом окружающим, и на основе демонстрации личного примера людей, ведущих здоровый образ жизни;
При планировании каждого урока я включаю в цели урока элементы оздоровительной направленности как в организации процесса обучения, так и в содержании.
— отслеживанию соответствие СанПиНам: чистота в классе, оптимальность светового и воздушно-теплового режимов;
— контролирую проветривание класса: частично – на переменах, сквозное – до и после занятий;
— учитываю психологическое воздействие учебной ситуации на ученика;
— стимулирую мотивацию учащихся, развиваю адекватную самооценку;
— отслеживаю оптимальное соотношение между физическим и информационным объемом урока без информационной перегрузки учащихся.
Важно обеспечение настройки учеников на урок, их психологического погружения в пространство школы на позитивной волне. Необходимо обеспечение фактора фиксации внимания в фазе устойчивой работоспособности. Обязательно провожу на каждом уроке физкультминутки и паузы общего и специального воздействия. Особое внимание уделяю сохранности зрения: рассадка учеников с учётом состояния их зрения, своевременная коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зрения. Соблюдаются гигиенические требования к посадке учащихся и систематический контроль за осанкой на уроке. Реализую на практике индивидуально-личностный подход к оценке знании: выбор адекватной для детей сложности заданий, умение показать успешность ученика; обеспечиваю дифференцированный подход к учащимся, с особым вниманием подхожу к детям «группы риска» и больным.
Одним из ключевых моментов в выработке мотивации ребёнка на сознательное отношение к своему здоровью является создание ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования. Ситуация успеха – это результат деятельности ученика сопоставимый с его ожиданием. Ученик должен постоянно ощущать себя счастливо, и учителю надо ему помочь. Ребёнок должен чувствовать необходимость своего участия на уроке. Учащимся необходимо испытывать комфорт, ощущать защищённость и, безусловно, интерес к уроку.
Спросите любого первоклассника, который собирается идти в школу, хочет ли он учиться, и как он будет учиться. В ответ вы услышите, что учиться он будет хорошо и получать только одни пятёрки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребёнка в школу, желают ему хорошей учёбы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив зачастую недолго сохраняет свою силу.
Почему же это происходит? Зачастую ребёнку в школе отводится роль не учащегося, а обучаемого, т.е. пассивная роль незнайки и неумейки, которого знающие и умеющие взрослые научат всему. Новая школьная жизнь так плотно «обнимает» ребёнка своей жёсткой регламентацией, что, чаще всего для проявления обычной любознательности уже нет места. И, неудивительно, что очень скоро у части детей интерес к учению пропадает, и за ними прочно закрепляется репутация «троечников» или «двоечников». Собственное бессилие, а иногда и унижение, насмешка угнетают, подавляют ученика, приводят к нервным срывам.
Задача учителя заключается не в том, чтобы детей постоянно нервировать, бесконечно пугать двойками, а в том, чтобы вести каждого, даже самого слабого и равнодушного к знаниям, в мир, богатый интеллектуальной жизнью. Необходимо поддерживать интерес ребёнка к учёбе, к школе вообще, а не повторять, что учёба – это его обязанность.
В первый год обучения в школе заметно развиваются познавательные интересы. Нам нужно помнить, что развитие идёт от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далёкому, от описания к объяснению, от фактов к обобщению.
Для развития учебных интересов я соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение, и тем большую роль играет активная деятельность.
Активизировать и повышать интерес к учению помогают различные методы, формы и виды работы.
Схемы – опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения – главные мои помощники. Они вызывают чувство новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, создают атмосферу доброжелательности, зажигают огонёк пытливости.
Ученик работает на уроке с интересом, если он выполняет посильное для него задание. Поэтому большое значение в учебном процессе отводится дифференциации предлагаемых учебных заданий.
Игра – прекрасное средство воспитания и обучения. Она ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности, преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения. Например, на уроках математики использую обучающие игры: «Битые числа», «Круговые примеры», «Меткий стрелок». Уроки русского языка богаты такими упражнениями, как «Договори словечко», «Найди пару», «Третий лишний», «Тематические кроссворды» (содержащие слова из словаря)…
У лыбка и тёплое слово должны быть на каждом уроке. Считанные секунды нужны учителю для того, чтобы улыбнуться, сказать одобряющее ласковое слово. А какой положительный настрой придадут они детям и уроку в целом! Важно воспитывать в каждом ребёнке гордость за себя. Пусть каждый из наших воспитанников часто говорит: «Я – личность, я- гений.” Нужно помнить, что дети – это не просто сосуды, которые нам следует заполнить знаниями, это – маленькие огоньки, из которых должно разгореться пламя.
Главным в моей работе я считаю создание психологического комфорта, использование проблемного метода обучения. Учащимися созданы коллективные и индивидуальные проекты: «Числа первого десятка», «Увлекательные геометрические фигуры», «Алфавит» (здесь представлены буквы в необычной форме, загадки и стихотворения собственного сочинения, на уроках технологии изготовлены для проекта творческие работы из пластилина и конструктора), «Человек и его строение», «Необычный словарь», «Части речи», «Устное народное творчество». К 50-летию первого полёта человека в космос выполнена работа « Что я знаю о космосе?». Для проведения классного часа «Знаешь ли ты свои права?» детьми был подготовлен богатый материал.
- Новикова Е.Л. «Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей»
- Казин Э.М. (ред.), Н. Э. Касаткина, Е. Л. Руднева, О. Г. Красношлыкова « Здоровьесберегающая деятельность в системе образования»
- «Технологии в образовательном пространстве»
Учитель-дефектолог. МС(К)ОУ VII вида № 122. Л.П.Кошелева
- «Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия» В помощь классному руководителю начальной школы. Лободина Н.В.
Источник