Как сохранить здоровье школьника
статья по зож (2 класс) на тему
Расширить представления учащихся о стрессе; научить способам «избегания» потенциально опасных и оскорбительных для человека ситуаций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_vo_2_klasse_azbuka_pitaniya.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Как сохранить здоровье школьника
Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие.
Каждый из нас тысячами невидимых нитей связан с другими людьми дома, в школе, на работе, на улице, в магазине, в транспорте и т.д. Чьи-то взгляды (дружелюбные, безразличные, угрюмые, сердитые), улыбки или насмешки, добрые или грубые слова — это психологическая среда, от которой в определенной мере зависит наше самочувствие и здоровье.
Обеспечивая школьников (в доступной их возрасту форме) знаниями и представлениями об особенностях психической жизни человека, о возможностях и резервах собственного «Я», мы оказываем существенное влияние на становление физического и психического здоровья, а также рефлексивного мышления обучающихся. Для реализации этих задач предусмотрен курс «Всё о конфликтах и стрессах». Главные его цели: расширить представления учащихся о стрессе; научить способам «избегания» потенциально опасных и оскорбительных для человека ситуаций и приёмам правильных действий и поступков в неожиданно возникающих стрессовых ситуациях (приложение 5) .
Изучая курс «Всё о конфликтах и стрессах», ребята научились правильно давать самооценку своим поступкам и действиям, отличать поведение, способствующее укреплению здоровья, от того поведения, которое вредит здоровью человека.
На занятиях ребята постоянно включались в процесс общения по поводу создаваемых ситуаций, соотносили действия и поступки анализируемых героев и свои собственные, что способствовало развитию мышления, наблюдательности и других сторон и качеств учащихся.
В процессе реализации курса «Здоровое сердце» (4 класс) предполагается формирование у младших школьников умения заботиться о своём здоровье, адекватно оценивать свои поступки и действия, предупреждать сердечно-сосудистые заболевания и несчастные случаи, связанные с ними, а также вредные привычки (курение, употребление наркотиков и алкоголя).
Основным средством обучения младших школьников в ранней профилактике сердечно-сосудистых заболеваний было пособие для учащихся «Здоровое сердце», которое состоит из восьми разделов. В структуру занятий входили обязательный и дополнительный материалы, «Правила на всю жизнь», разнообразные вопросы, задания для проведения парной и групповой работы, опытов, а также для работы с родителями, занятия, задания, тесты.
Постоянными персонажами, предстающими на занятиях в разных сюжетах, были Доктор Сердце и Больное Сердце. С их помощью ребята знакомились и усваивали такие непростые понятия, как «токсикомания», «алкоголизм», «курение», «переедание», «гиподинамия» и т.д.
Для самостоятельного чтения на уроках или дома использовался материал из рубрики «Интересно знать».
Своеобразным результатом подведения итогов занятия были игровые задания «Круг», «Инопланетяне», «Впечатления», «Комплименты», «Рассказ по цепочке». В конце занятия дети делились своими впечатлениями о прочитанном (игра «Впечатления»), рассказывали, друг другу о том, что нового и интересного они узнали на занятии (игра «Круг») и т.д.
Достаточно много домашних заданий, предполагающих совместную работу с родителями. Родителям дети рассказывали о том, что нового они узнали об органах кровообращения, заболеваниях крови, сосудов и сердца, о мерах по их профилактике и т.д.
Детям родители объясняют смысл каких-то выражений, высказываний, пословиц, показывают домашнюю аптечку, лекарственные растения.
Родители помогают детям построить режим дня, организовать правильное питание.
Для более эффективного формирования навыков как здорового образа жизни в целом, так и ранней профилактики сердечно-сосудистых заболеваний предназначен «Дневник здоровья». С помощью вкладыша ребята работали с контурными рисунками («Органы кровообращения», «Сердце», «Кровь» и др.), записывали свои показания пульса при различных обстоятельствах, показания частоты дыхания, заполняли различные таблицы об организации своего питания, рисовали рисунки, плакаты, записывали свой режим дня и т.д.
Проведение тестов «Как это делаю я», «Достаточно ли ты двигаешься?», «Здоровое питание», «Алкоголь — зло», «Как я забочусь о своих лёгких и сердце», «Что надо делать, чтобы укрепить своё сердце» и других помогало ребятам проверить себя, своих товарищей, а мне проконтролировать формирование определенных навыков.
Наиболее результативными формами и методами при изучении курса «Здоровое сердце» были работа в группах, парах, наблюдения, опыты, сюжетно-ролевые игры.
Так, при изучении темы «Пульс» дети учились определять пульс, а также его изменение после приседаний, после подвижных игр, на перемене, во время тихого отдыха. Интересными для учеников были исследования о взаимосвязи дыхательных движений и частоты пульса.
На практических занятиях мы с ребятами разучивали физические упражнения для деятельности сердца, упражнения для снятия стресса, упражнения по измерению ловкости, быстроты, гибкости и выносливости.
Фельдшер школы помогала организовать занятия по оказанию первой помощи при кровотечениях, порезах, ранениях, при обмороке.
Метод демонстрации применяли при измерении кровеносного давления, при выслушивании сердца с помощью фонедоскопа.
В результате изучения курса «Здоровое сердце» у учащихся
- расширялись и углублялись представления о деятельности сердечно-сосудистой системы;
- формировались представления о здоровом образе жизни как доступном средстве эффективной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний;
- формировались навыки оказания первой помощи.
Источник
«Как сохранить здоровье школьника».
статья (2 класс) на тему
Материал для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hronicheskaya_ustalost.docx | 16.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Признаки хронической усталости
Ребенок не может вечером долго заснуть, хотя зачастую ложится спать позже положенного времени. Младшеклассник хочет спать днем, хотя уже задолго до поступления в школу от дневного сна отказывался.
Аппетит стал плохим. Ребенок отказывается есть перед школой, в лучшем случае берет завтрак с собой. Последите за его весом! Одно исследование наших физиологов показало, что 60% московских первоклассников от переутомления похудели к концу первой четверти. А ведь дети растут, они должны прибавлять в весе!
Садясь за домашние уроки, не может сразу сосредоточиться – долго копается, перебирает бумажки, карандаши, ищет учебники… Учителя жалуются, что на уроках он вертится, не слушает объяснений, на вопросы отвечает невпопад.
Младший школьник стал чересчур возбужденным, подвижным. А подросток – постоянно грубит.
Подвижность ребенка – защита от перегрузок. А грубость в подростковом возрасте – признак эмоционального дискомфорта.
У ребенка часто болит голова, может подняться артериальное давление. Скачками давления от перегрузок особенно страдают девочки. При норме верхнего показателя в 80–100 мм рт. ст. у младшеклассника от непосильной школьной нагрузки давление может подняться до 115–120.
Ребенок без конца простужается. Это тоже «звоночек» – не пора ли пересмотреть жизненные приоритеты – на первое место поставить не хорошие отметки, а крепкое здоровье.
Главный бич современного школьного образования в том, что дети мало двигаются. Именно потому уже в младшей школе у детей катастрофически ухудшается осанка.
Сутулый, с понурой головой ребенок смотрится неудачником и мямлей. К нему так и начинают относиться окружающие, и этим своим отношением вполне могут ребенку внушить, что он и на самом деле не сможет достичь успеха в жизни. Какой родитель хочет, чтобы его наследник шел по жизни с согнутой спиной, перекошенными плечами, опущенной головой? Никакой. Так что же делать?
Наращивать «мышечный корсет». Хорошая осанка немыслима без равномерно развитой мускулатуры. «Мышечный корсет» спасет даже того, кому от родителей достались слабые соединительные ткани – предвестники плоскостопия, близорукости, сутулости.
Постоянно следить за тем, как ребенок сидит, стоит, поправлять его, если он сутулится, кособочится. Пусть встанет к стене, прикоснется к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и головой. Позвоночник выпрямлен, плечи развернуты, лопатки сближены, живот втянут, ягодицы напряжены. Вот она – правильная поза! Тело должно ее запомнить. Конечно, легче безвольно распустить мышцы, чем сидеть или ходить прямо, но на то рядом и мы, взрослые, чтобы на первых порах следить за спинкой. А дальше держаться ровно войдет у ребенка в привычку.
Следить, чтобы у ребенка не появилось плоскостопие. Плоская стопа нарушает правильную опорную функцию ног, ось таза наклоняется и осанка нарушается. Вовремя обнаруженное плоскостопие можно исправить. Обратитесь к ортопеду, не запустите эту проблему.
Не стелить слишком мягкую постель. Матрас должен быть ровным, жестким (волосяным или травяным), подушка – маленькой, низкой. Кровать такой длины, чтобы ноги можно было свободно вытянуть. А детям, уже имеющим искривление позвоночника, придется приобрести ортопедический матрас. Ту немалую часть суток, которая приходится на сон, позвоночник должен чувствовать себя комфортно.
Отправляя ребенка в школу, помните, что, добывая знания, он не должен потерять здоровье. Если вы заметили, что появились какие-то нарушения — не откладывайте проблему в долгий ящик. Начните действовать прямо сейчас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
По статистике в период обучения здоровье школьников заметно ухудшается. Если в школу отправляют 70 процентов относительно здоровых детей, то уже к 11 классу их остается всего 30 процентов. Врачи.
По статистике в период обучения здоровье школьников заметно ухудшается. Если в школу отправляют 70 процентов относительно здоровых детей, то уже к 11 классу их остается всего 30 процентов. Врачи.
Сценарий собрания для родителей будущих первоклассников.
Как же помочь ребёнку выдержать неподъёмную учебную нагрузку и сохранить его здоровье.
Расширить представления учащихся о стрессе; научить способам «избегания» потенциально опасных и оскорбительных для человека ситуаций.
Восемь способов сохранить здоровье школьника.
Текст выступления на НПК в рамках Дней науки в школе.
Источник
Урок окружающего мира во 2-м классе «Если хочешь быть здоров»
1. Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.
2. Выделить компоненты здоровья человека.
3. Познакомить детей с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье на долгие годы.
4. Создание положительной учебной мотивации.
Тип урока: комбинированный.
ФОПД: фронтальная, групповая, индивидуальная.
МО: практический, частично-поисковый, репродуктивный.
2. Конверты с заданиями для групп.
3. Набор пословиц.
4. Предметные картинки овощей и фруктов.
5. Снежинки с советами.
7. Мультимедийный проектор.
2. Проверка домашнего задания.
3. Сообщение темы и целей урока.
4. Работа над новой темой.
5. Работа в группах.
7. Первичное закрепление материала.
8. Подведение итога урока.
1. Организационный момент. (Слайд 1. Презентация)
Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это хорошее слово, желая друг другу здоровья. Вот и я обращаюсь к вам: “Здравствуйте, дорогие ребята и гости. И будьте всегда здоровы!”
2. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы с вами говорили о строении тела человека. Я прошу вас вспомнить материал и ответить на вопросы теста.
1. Этот орган размером немногим больше кулака, непрерывно сжимается и разжимается, гонит кровь по сосудам.
2. Этот орган заведует нашими мыслями и чувствами, следит за работой главных внутренних органов. За это его называют “командным пунктом” организма.
3.Этот орган похож на две розовые губки. С помощью него человек дышит.
4. В этом органе выделяется кислый сок, который помогает переваривать пищу. Этот орган называют главным отделением “внутренней кухни”.
5.Этот орган похож на длинный извилистый “коридор”. Пища в нем окончательно переваривается и впитывается в кровь.
А теперь сверьте свои ответы с правильными и поставьте себе оценку по шкале. (Слайд 3)
3.Сообщение темы и целей урока. (Слайд 2)
- Ребята, как вы думаете, что главное для человека?
- Правильно, это здоровье.
- Сегодня мы с вами постараемся создать проект “Что влияет на наше здоровье, как его сохранить на долгие годы, как защитить себя от болезней”.
4. Работа над новой темой.
- Что же такое здоровье и здоровый образ жизни?
- Давайте послушаем стихотворение и подумайте, согласны ли вы с советами.
Крошка сын к отцу пришел.
И спросила кроха:
“Что такое хорошо
И что такое плохо?”
Если делаешь зарядку,
Если кушаешь салат
И не любишь шоколадку —
То найдешь здоровья клад.
Если мыть не хочешь уши
И в бассейн не идешь,
С сигаретою ты дружишь —
Так здоровья не найдешь.
Нужно, нужно заниматься
По утрам и вечерам.
Умываться, закаляться,
Спортом смело заниматься,
Быть здоровым постараться.
Это только нужно нам!
- Так какие же советы вы запомнили?
- А теперь подробнее остановимся на некоторых моментах. Работать будем в группах по 4 человека.
(На доске опора “Мое здоровье”)
- Мы с вами должны составить схему “Что влияет на здоровье”. У меня на столе лежат карточки- заготовки. По 1 человеку от группы подходят к столу, берут карточку, по которой будут работать в группе. (На карточках написано “режим дня”, “питание”, “физкультура и спорт” “личная гигиена”).
1 группа. “Режим дня”
Перед вами конверт с картинками. Расставьте их по порядку, укажите время на часах.
Защита проекта. 1 человек у доски рассказывает, остальные дополняют.
А теперь посмотрим на режим дня, который считается правильным.
Давайте сравним, что совпало и чем отличаются?
Как вы думаете почему?
2 группа. “Питание”
А вот послушайте советы о правильном питании. (Слайд 6)
— А какие овощи и фрукты полезны, отгадайте загадки и отгадки найдите в классе.
Круглое, румяное,
Я расту на ветке!
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики,
Из далекой Африки!
Я вырос на грядке,
Характер мой гадкий:
Куда ни приду,
Всех до слез доведу.
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
Надела Алена
Сарафанчик зеленый,
Завила оборки густо,
А зовут ее?
3 группа. “Физкультура и спорт”
— Вам в конверте нужно найти картинки с видами физических упражнений и видами спорта, и рассказать, как они влияют на здоровье человека. А лишние картинки уберите и докажите, что они “лишние”.
— Давайте прочитаем советы физкультурника и постараемся их всегда выполнять. (Слайд 7)
Вот мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо! И еще
Через левое плечо!
4 группа. “Личная гигиена”
— У вас в пакете находятся предметы. Вы должны разделить их на 2 группы: для личного пользования и общие (для всех членов семьи). (В пакете: полотенце, зубная щетка, зубная паста, шампунь, мыло, мочалка, расческа, ложка).
— Все вместе закончим предложения. (Слайд 8)
- Чистить зубы надо два раза в день … (утром и вечером).
- Перед едой нужно обязательно… (мыть руки).
- Во время еды нельзя … (разговаривать с натым ртом).
- Никогда не ешь немытые … (овощи и фрукты).
6. Закрепление и обобщение изученного материала.
1. Посмотрите на дерево жизни, здорового образа жизни.
— По 1 человеку от группы нужно выйти и снять листок с предложением. Прочитайте его и определите: на какую ветку его можно поместить:
- соблюдать режим дня;
- заниматься спортом;
- хорошо и правильно питаться;
- ходить чистым и опрятным;
- закаливаться.
— Вот видите, некоторые рекомендации вы и хотите, и можете, и должны выполнять.
А значит ваше здоровье в ваших руках!
2. Очень много пословиц и поговорок о здоровье. У каждой группы есть начало пословицы, а на доске – концовка. Ваша задача: прочитать пословицу и найти ее половину.
3. Поработаем в тетради. На странице 7 задание 4. Выполните самостоятельно, а потом проверим.
7. Подведение итога урока.
8. Рефлексия.
- На доске у меня снежинки. На обратной стороне даны советы. Вы должны их прочитать, и если совет полезен для здоровья, оставить на доске, а вредный, плохой совет убрать.
- Проветривай почаще комнату. Не ешь лук и чеснок — они горькие.
- Одевай зимой все свои теплые вещи.
- Перед сном почисти зубы.
- Ешь побольше конфет и шоколада.
- Занимайся спортом и физкультурой.
- Соблюдай режим дня.
- Ложись спать когда захочешь.
- Закаливай свой организм.
9. Домашнее задание.
Дома вам нужно составить свой режим дня. Помогут вам вот эти опоры. (Слайд)
А сейчас, ребята, те, кто бережёт своё здоровья, соблюдает все правила по укреплению своего здоровья, подойдите к солнышку.
Те, кто считает, что ему нужно серьёзнее заняться своим здоровьем, подойдите к солнышку с тучкой.
А те, кто считает, что не нужно беречь его, ему это ни к чему, то подойдите к тучке.
1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. -М: Просвещение, 2008 год.
2. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса. – М: Просвещение, 2008 год.
3. Плешаков, Н.Н.Гара. Тесты к учебнику для 2 класса. – М: Просвещение, 2007 год.
Источник