Памятка для педагогов «Как сохранить психическое здоровье»
Памятка для педагогов «Как сохранить психическое здоровье»
Просмотр содержимого документа
«Памятка для педагогов «Как сохранить психическое здоровье»»
На современном этапе развития общества и образования педагог испытывает большие перегрузки, подчас превышающие ресурсы организма: физиологические, психологические, когнитивные, энергетические. В связи с этим появляется переутомление, нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к возникновению синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). Одним из компонентов компетентности педагога по вопросам сохранения здоровья является умение поддерживать свое здоровье и противодействовать СЭВ, эффективно применять способы сохранения здоровья и создавать здоровьесберегающую среду для своих учеников.
Важными условиями, способствующими реализации здоровьесберегающей технологии обучения, являются два обстоятельства:
во-первых, внимательное отношение педагога к своему собственному здоровью и соблюдение тех правил
поведения, которые называются здоровым образом жизни;
во-вторых, общий настрой школы на создание рационального режима работы и благоприятных условий для воспитания и обучения детей.
Главная причина возникновения СЭВ
Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (физическими и психологическими), у человека нарушается состояние равновесия, что неизбежно приводит к возникновению СЭВ (синдром эмоционального выгорания).
КАК ИЗБЕЖАТЬ ВСТРЕЧИ С СИНДРОМОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.
Подбирайте дело по себе, сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
Перестаньте искать в работе счастья или спасения. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
Перестаньте жить за других. Живите, пожалуйста, своей жизнью. Не вместо людей, а вместе с ними.
Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.
Учитесь трезво осмысливать события каждого дня.
Можносделать традицией вечерний пересмотр событий.
Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за кого-то его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
— Определение краткосрочных и долгосрочных целей
Уход от ненужной конкуренции
Поддержание хорошей физической формы
Использование «тайм-аутов» (отдых от работы)
Овладение навыками саморегуляции
Профессиональное развитие и самосовершенствование
Стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки
Учиться переключаться с одного вида деятельности на другой
Проще относиться к конфликтам на работе
Не пытаться быть лучшим всегда и во всем.
Иметь в виду, что управление своими эмоциями основывается на сознательном контроле.
Сказать себе: «Я понимаю, почему так переживаю. Раз я понимаю причину, то я должна прекратить нервничать и спокойно решать вопрос (или спокойно ждать, когда время изменит ход ситуации)».
Не занимайтесь постоянной самокритикой, это приводит еще к большему «самобичеванию».
Лучшее спасение от тревоги – уверенность в себе!
Массаж кистей и стоп
Гимнастика для суставов
В течение дня упражнения для снятия усталости, напряжения:
«Владей собой среди толпы смятенной»
Упражнение на снятие физического напряжения
Массаж точек на лице
При стрессе и в конце рабочего дня:
— Настрои-утверждения: «Я справлюсь! Я молодец! Я владею ситуацией! Я уже чувствую себя лучше!»
Улыбка в течение всего дня.
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ,
РЕАЛИЗУЮЩЕЕ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
«ШКОЛА — ИНТЕРНАТ № 12»
Памятка для педагогов
Психологическое здоровье педагога в учебном процессе является центральным звеном, и в условиях школы нужно не только знать и уметь, как сохранить свое здоровье и здоровье учащихся, но желать это сделать. От того, как будет сохраняться ваше здоровье и работоспособность, будут зависеть здоровье и успешность обучающихся.
Источник
Как сохранить психологическое здоровье педагога
материал на тему
Памятка для педагогов
Для вас, уважаемые педагоги, эта памятка, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по сохранению психологического здоровья в условиях ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_pedagogov.doc | 648.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
– это долговременная стрессовая реакция, возникающая в связи со спецификой профессиональной деятельности, личная деформация сотрудника под влиянием длительного профессионального стажа, неблагоприятного психологического климата в трудовом коллективе.
Главная причина возникновения
Синдрома эмоционального выгорания —
Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (физическими и психологическими), у человека нарушается состояние равновесия, что неизбежно приводит к возникновению СЭВ.
Стадии синдрома эмоционального выгорания:
1. Истощение (формируется в течение 3–5 лет)
(формируется в течение 5–10 лет)
3. Ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки в рамках выгорания
(формируется в течение 10-20 лет)
КАК ИЗБЕЖАТЬ ВСТРЕЧИ С СИНДРОМОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
- Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
- Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.
- Подбирайте дело по себе, сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
- Перестаньте искать в работе счастья или спасения. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
- Перестаньте жить за других. Живите, пожалуйста, своей жизнью. Не вместо людей, а вместе с ними.
- Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.
- Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
- Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за кого-то его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
— Определение краткосрочных и долгосрочных целей
— Уход от ненужной конкуренции
— Поддержание хорошей физической формы
— Использование «тайм-аутов» (отдых от работы)
— Овладение навыками саморегуляции
— Профессиональное развитие и самосовершенствование
— Стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки
— Учиться переключаться с одного вида деятельности на другой
— Проще относиться к конфликтам на работе
— Не пытаться быть лучшим всегда и во всем.
— Иметь в виду, что управление своими эмоциями основывается на сознательном контроле.
— Сказать себе: «Я понимаю, почему так переживаю. Раз я понимаю причину, то я должна прекратить нервничать и спокойно решать вопрос (или спокойно ждать, когда время изменит ход ситуации)».
— Не занимайтесь постоянной самокритикой, это приводит еще к большему «самобичеванию».
— Лучшее спасение от тревоги – уверенность в себе!
ДЕСЯТЬ СОВЕТОВ М. БЕРКИЛИ-АЛЕН
«Порой я балую себя»
- Сделай себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане) .
- Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.
- Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.
- Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием».
- Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.
- В выходной позвольте себе подольше поспать.
- Похвастайтесь перед другом или родственниками своими достижениями.
- Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую-нибудь безделушку.
- Каждый вечер вставайте под душ и «смывайте» события прошедшего дня, т.к. вода издавна является мощным универсальным проводником.
- Если у Вас имеются нарушения со сном, читайте на ночь стихи, а не прозу. Так как стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
- Высыпайтесь. Здоровый сон составляет 5-6 часов. Перед сном обязательно проветривайте помещение. Это способствует улучшению сна.
- Чаще совершайте прогулки. Особенно прогулки полезны вечером
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА
1. В течение дня упражнения для снятия усталости, напряжения:
— «Владей собой среди толпы смятенной»
— Упражнение на снятие физического напряжения
— Массаж точек на лице
2. При стрессе и в конце рабочего дня:
- Настрои-утверждения: «Я справлюсь! Я молодец! Я владею ситуацией! Я уже чувствую себя лучше!»
3. Улыбка в течение всего дня.
Упражнение
«Владей собой среди толпы смятенной…»
.1. Сложите руки в «замок» за спиной. напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей.
2. Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти.
Во время потягивания в организм поступает «гормон счастья» — эндорфин.
4. Зафиксируйте улыбку на лице на 10–15 секунд. Почувствуйте, как расслабляется ваше тело от улыбки!
Техника расслабления
1. Попытайтесь сконцентрировать свое внимание на неестественно напряженной группе мышц, стиснутых зубах, сильно наморщенном лбе и т.п.
2. Далее постарайтесь еще сильнее напрячь эти мышцы (сильнее стисните зубы, наморщите лоб и т.д.).
3. Затем начинайте медленно снимать напряжение. Почувствуйте, как расслабляются ваши мышцы, вплоть до полного расслабления. Получите от этого удовольствие.
Массаж точек на лице
1-я т. – область лба «третий глаз»; 2-я т. – у крыльев носа;
3-я т. – область подбородка;
4-я т. – область висков;
5-я т. – нижнечелюстной сустав (около козелка уха);
6-я т. – в области затылка (2 точки);
7-я т. – 1-й шейный позвонок.
Массируем плавными круговыми движениями по и против часовой стрелки – 8 раз.
Используемая и рекомендуемая литература:
- Андреева Н. Ю. Комплекс упражнений для развития рефлексивных способностей педагога//Справочник педагога-психолога. – 2016. — № 9
- Боженко В. М. Психологическая гостиная для педагогов// Справочник педагога-психолога. – 2016. — № 12
- Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996.
- М. Беркли-Ален «Забытое искусство слушать», СПб., 1997. с 193-194
- Вилкова Н.Н., Лесовая Е.В., Тарасова Е. В., Труфанова А. В. Работа с синдромом эмоционального выгорания педагогов // Справочник педагога-психолога. – 2013. — № 4
- Дубинская Е. Сохранение психологического здоровья педагога // Ребенок в детском саду. – 2015. – №1
- Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя. – М.: Флинта, 2001.
- Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2001. – Сентябрь.
- Трунов Д.Г. Синдром «сгорания»: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. – 1998. – № 7
- Форманюк Т.В. «Синдром эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя //. Вопросы психологии. – 1994. – № 6.
Источник
10 способов справиться со стрессом и сохранить психическое здоровье учителю
Работая психологом, я проанализировала работу учителей начальных классов. Учителя настолько загружены, что состояние стресса, напряженности есть практически у каждого из них. Скорее всего, такие проблемы есть и учителей старшей школы. В своей статье я делюсь методами, как побороть стресс и сохранить психическое здоровье учителя.
- У ответственного учителя на подготовку у уроку (вернее сказать, к следующему учебному дню) уходит самое меньшее 1, 5 – 2 часа. Это только отдельным людям, находящимся довольно далеко от педагогики, кажется, что провести урок — это проще простого. А ведь нужно составить план каждого занятия, подобрать интересные материалы, наглядные примеры, детально продумать, как удержать внимание младших школьников в течение всего урока, при этом, не утомив детей. Каждый раз приходится продумывать методику проведения не только урока (а их не менее 4 – 5), но и способы индивидуальной, групповой работы с обучающимися, требующими по разным причинам пристального внимания.
- Кроме этого —ежедневная проверка тетрадей по математике и русскому языку (40 – 50 тетрадей). А в них нужно не только исправить ошибки, но и проанализировать их причины.
- А ещё оформление каждый день классного журнала, проверка дневников, заполнение текущей документации.
- Перемена — и это тоже не отдых: надо непременно успокоить Лену, помирить Сашу с Геной, проветрить класс, успеть забежать в учительскую и, наконец, настроиться на следующий урок.
- Много времени и сил отнимает внеклассная работа — подготовка к праздникам, экскурсии, кружки. А уж если педагог ведет и группу продленного дня, то нагрузка удваивается.
- Самое тяжелое в психологическом плане — это беседы с родителями в школе до и после уроков, на переменах, вечерние звонки пап и мам по телефону.
Что же можно сделать, чтобы не принимать всё близко к сердцу и не расстраиваться в тех случаях, когда можно просто изменить акцент с минуса на плюс?
- Старайтесь планировать. К стрессу может привести простейшая дезорганизация. Наличие огромного количества одновременных планов может приводить к путанице, забывчивости, ощущению, того, что у вас остаётся масса неоконченных проектов. Учитесь определять краткосрочные и долгосрочные цели.
- Принимайте и признавайте несовершенства и ограничения. Многие из нас ставят перед собой недостижимые и завышенные цели, а потом долго и сильно расстраиваются, не реализовав их. Человек не может быть совершенным, потому часто в подобных случаях чувствует себя несостоятельным.
- Позволяйте себе расслабиться, заняться интересным делом. Порой просто необходимо убежать от обыденных жизненных проблем и развлечься. Найдите себе занятие по душе, приятное и увлекательное для вас. Стремитесь разделять профессиональную деятельность и частную жизнь.
- Будьте положительной личностью. Старайтесь сосредотачиваться на положительных качествах окружающих. Хвалите других людей за те вещи и качества, которые Вам в них нравятся. Избегайте конфликтов и критики в адрес окружающих. Овладейте техникой позитивного мышления.
- Избегайте ненужной конкуренции. Стремление к победе и безупречному выигрышу в слишком многих областях жизни вызывает напряжённость, тревожность, агрессивность и другие негативные проявления.
- Рассказывайте о своих неприятностях и трудностях. Выберите себе друга, консультанта, священника или других людей, с которыми вы можете поделиться наболевшим, «выговориться».
- Учитесь прощать. Нетерпимость к другим людям приводит к гневу, неприязни, фрустрации. Развивайте в себе эмпатийные качества. Ведь это поможет Вам жить в ладу с самим собой, поможет понять, что на самом деле чувствуют другие люди.
- Используйте естественные способы саморегуляции: длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка.
- Учитесь давать себе самоприказы. Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!»
- Стремитесь к саморазвитию как в профессиональном, так и личностном плане. Ведь непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, повышение его квалификации и психолого-педагогической компетентности будет способствовать стабильности личностной и профессиональной самооценки.
Надеюсь, выполнение этих несложных рекомендаций поможет вам, уважаемые педагоги, «гореть, но не сгорать» в своей сложной, но такой интересной профессиональной деятельности.
Фото: Надежда Чернеева.
Об авторе: Бесова Инна Юрьевна, педагог-психолог, МБОУ — Лицей № 5 г.Мценск Орловской области.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Источник