Меню

Как сохранить психологическое здоровье у детей дошкольного возраста

Консультация для родителей «Как сохранить психологическое здоровье ребенка»

Ирина Зелева
Консультация для родителей «Как сохранить психологическое здоровье ребенка»

Консультация для родителей

Тема: «Как сохранить психологическое здоровье ребенка

Психологически здоровый человек – это, прежде всего, человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией.

Психологическое здоровье зависит от многих факторов нашей жизни, поэтому и способы сохранения психологического здоровьяможно разделить по группам:

Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

Очень часто ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности. Такие конфликты вызывают у детей постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоциональное напряжение. Особенно тяжелыми бывают последствия, когда взрослые вовлекают ребенка в свои сложные взаимоотношения и длительные конфликты.

Дисгармония в сфере детско-родительских отношений выражается в следующем.

— Эмоционально отверженный ребенок обычно страдает от навязывания родителями типа поведения с их представлением о «хороших детях».

Ребенка окружают равнодушие, отсутствие контроля со стороны родителей, недостаток теплоты, ласки. При этом он приобретает хаотические знания, скудный речевой запас, у него нет духовных запросов, такой ребенок не умеет сдерживать свои чувства, часто устраивает шумные скандалы, проявляет недовольство, участвует в драках.

— Излишнее внимание родителей к здоровью ребенка, его успехам может также негативно сказываться на его психоэмоциональной сфере. Часто родители присваивают ребенку роль кумира, центра семьи, и после такой переоценки ему трудно общаться со сверстниками.

— Бывает наоборот: отношение родителей к ребенку чрезмерно суровое, он подвергается незаслуженным оскорблениям. Его заставляют делать множество домашней работы, и у него не остается времени, чтобы сходить в кино и почитать книгу. Дети в таких семьях вырастают робкими, нерешительными, забитыми, часто горят ненавистью к своим воспитателям.

Факторами гармоничных супружеских отношений являются любовь, взаимо поддержка, уважение, терпимость друг к другу.

Для профилактики нарушения детско-родительских отношений родителям необходимо:

— Вовремя справляться со своими личными проблемами и поддерживать теплые взаимоотношения в семье;

— Любить детей, быть отзывчивыми к их нуждам и запросам;

— Проявлять простоту и непосредственность в обращении с детьми;

— Позволять детям выражать свои чувства и вовремя стабилизировать возникающие у них нервные напряжения;

— Действовать согласовано в вопросах воспитания;

— Принимать во внимание соответствующие полу и возрасту ориентации и увлечения детей.

Таким образом, мы видим, что для психологического здоровья ребенка важны взаимоотношения между родителями и ребенком, т. е. их эмоциональный контакт.

Эмоциональный контакт со взрослыми.

Часто в виде рекомендации для родителей звучит фраза «уделяйте больше внимания, любви и заботы своему ребёнку». Что же это значит? Быть внимательным к своему ребенку — это знать, о чем он мечтает, чем интересуется, как он себя чувствует в той или иной ситуации, с кем дружит, чего боится, чего хочет от Вас, от друзей, чем вообще наполнена его жизнь в промежутках между учебой и принятием пищи. Естественно, для этого необходимо проводить вместе с ребенком какое-то время «просто так»: вместе гулять, играть, смотреть мультики, разговаривать, словом общаться и получать удовольствие от этого. Понятно, что современные родители, вынужденные делать все на бегу, часто не имеют возможности выкроить время для общения с ребенком «просто так», а не для какой-нибудь цели. Что же делать? На самом деле время найти можно.

Когда позволяет погода, выезжайте в выходной день за город (для этого не обязательно иметь машину, а ребенку на электричке даже интереснее, хорошо бы при этом прихватить приятелей вашего ребенка. Необязательно говорить ребенку нравоучительные вещи, важнее просто быть с ним «вместе», и душой, и мыслями полностью присутствовать в общении с ним. Важно поощрять присутствие друзей ребенка в Вашем доме. Когда Вы ведете ребенка в школу или забираете из школы, это время тоже можно использовать для общения. Рассказывайте ребенку о себе: о своих мыслях, взглядах, чувствах, о своем детстве, о своих радостях и проблемах (о проблемах, конечно же, в разумных пределах и на доступном его пониманию языке). Почти в любом возрасте можно возобновить чтение на ночь или просто чтение вслух, нужно только подобрать соответствующие возрасту и интересам книги. А потом можно эти книги обсуждать.

Читайте также:  Киноа вред для здоровья

Нередко эмоциональный контакт подменяется контролем — так быстрее и проще. Что испытывает взрослый, когда его постоянно мелочно контролируют? В любом случае, это не комфортное чувство. Ребенок испытывает то же самое.И от контроля хочется уйти: в собственный закрытый мир, в мир лжи, в мир, где контроль невозможен.

Эмоциональный родительский контакт с ребенком — пожалуй, самое важное. Он требует сил, его не всегда легко осуществить из-за собственной усталости взрослых, но награда — доверие и понимание внутреннего мира ребенка и его проблем, о которых вы узнаете первыми и сумеете помочь.

Общение в семье закладывает основу общения в большом обществе (друзья, учителя, знакомые). Именно родители должны научить ребенка правильному общению с окружающими, т. к. от того, как ребенок научится налаживать связи с окружающими, зависит его психологическое здоровье.

Родители могут помочь ребенку:

обучиться положительному отношению к себе и принятию других (т. е. сформировать адекватную самооценку по принципу «я-окей, ты-окей»); •

развить рефлексивные умения (навыки понимания своих эмоциональных реакций и умению выразить их словами, навыкам понимания эмоционального состояния других людей, умению ставить себя на место другого и умению смотреть на свои поступки глазами окружающих);•

приобрести навыки разрешения конфликтов (можно учить детей через чтение и обсуждение книг, просмотр фильмов/мультфильмов, проигрывание ситуаций с куклами, обсуждение произошедших в жизни конфликтов). При этом следует натолкнуть ребенка, что самый лучший выход из конфликта – это сотрудничество.

Но прежде всего Вам необходимо самим научиться относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.

Самооценка и самоуважение.

Преодоление неизбежных трудностей невозможно без хорошей самооценки и самоуважения. Лишь в этом случае ребенок может попросить помощи без ущемления своего самолюбия. Он ценит себя и окружающих и готов прийти на помощь, умеет преодолевать кризисы и «держать удар». Многие родители и сами страдают от низкой самооценки, а потому пытаются поднять ее планку у собственных детей. Потому-то порой «родитель» болезненно воспринимает школьные проблемы. Родители проецируют на детей свои несбывшиеся надежды, забывая, что ребенок – это отдельная личность со своими уникальными мечтами, желаниями и возможностями. Семья, в свою очередь, должна обеспечить поддержку.

Несколько конкретных советов о том, как сформировать у ребенка хорошую самооценку,уверенность и способность противостоять трудностям:

• доверие к ребенку;

• в случае неудачи ребенка необходимо вселить в него уверенность в том, что все должно получиться;

родители должны демонстрировать ребенку позитивное отношение и уверенность в возможности преодоления жизненных сложностей;

• детей нельзя обманывать — делать хорошую мину при плохой игре, т. к. дети очень чувствительны к фальши;

• меньше сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка;

• чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения, уроки и т. д.);

• похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия;

• помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит.

Консультация для родителей «Этот День Победы… Как сохранить традиции» Консультация для родителей. 9 Мая 1945 года все дальше уходит от нас, все меньше остается ветеранов и очевидцев тех страшных событий. Как.

Фотоотчёт по опытно — исследовательской работе в рамках проекта: «Как сохранить здоровье!». Фотоотчёт по опытно – исследовательской работе в рамках проекта: «Как сохранить здоровье!». Уважаемые коллеги! В течении нескольких месяцев.

Читайте также:  Проблемы со здоровьем когда бросаешь курить

Консультация для родителей «Чтобы ребёнок был послушным, или Как сохранить душевное спокойствие» Консультация для родителей:»Чтобы ребёнок был послушным или как сохранить душевное спокойствие». Ваш ребёнок не слушается? Кажется, он.

Консультация для родителей «Физическая активность — способ укрепить здоровье ребенка» Быть в движении-значит укреплять здоровье! Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Наряду.

Консультация для родителей «Здоровье ребенка в детском саду» ]Здоровье в детском саду Детский сад – это важный этап в жизни каждого маленького человечка. Но нужно понимать, что каждое дошкольное учреждение.

Консультация «Здоровье ребенка — в ваших руках» Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни, формирование у детей знаний о своем здоровье, умений и навыков по его.

Психологическое здоровье дошкольника-залог его успешности и благополучия Говоря о здоровье каждого человека, в том числе ребенка, мы имеем в виду не только физическое состояние, но и психологическое. Человек,.

Рекомендации родителям «Как сохранить здоровье детей» В настоящее время очень маленький процент детей, по мнению специалистов, можно считать абсолютно здоровыми. У большинства современных.

Семинар-практикум для родителей «Здоровье ребенка в наших руках» Цель: Познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних.

Влияние физических нагрузок на психологическое здоровье детей ЗАЧЕМ СПОРТ ДЕТЯМ? Групповая консультация для родителей учеников начальной школы от педагога-психолога Кроме того, что я педагог-психолог,.

Источник

Методы и приемы сохранения психологического здоровья дошкольников в условиях ДОО

Светлана Котихина
Методы и приемы сохранения психологического здоровья дошкольников в условиях ДОО

Методы и приемы сохранения психологического здоровья дошкольников в условиях ДОО.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит приоритетной задачей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.

Большинство современных исследований подтверждают взаимосвязь между психическим состоянием человека и его физическим здоровьем. ВОЗ определяет здоровье не только как отсутствие болезней, но и как состояние полного душевного, физического и социального благополучия.

Термин “психологическое здоровье” был введен недавно, однако описываемые этим понятием личностные особенности являлись предметом исследования многих авторов и рассматривались в разных аспектах (Н. Г. Гаранян, А. Г Холмлгорова, О. В. Хухлаева). Дубровина И. В. говорит о том, что “ психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства” [20; 43].

“Забота о психологическом здоровье, — пишет И. В. Дубровина,— предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, (выделено мной. — И. М.) к окружающему миру,. к жизни как таковой.

Таким образом, психологическое здоровье включает в себя:

Способность к саморегуляции

Наличие позитивных образов Я и Другого

Владение рефлексией как средством самопознания

Потребность в саморазвитии

Понятно, что представленный образ психологически здорового человека следует рассматривать как идеальный, как эталон. В большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от него, и это нормально.

Сохранение психологического здоровья детей – важнейшая задача детских воспитательных учреждений, активная роль в ее решении принадлежит педагогу-психологу”, — подчеркивает О. В. Хухлаева [29;24]. Поэтому одна из задач работы педагога-психолога — создание условий для сохранения и развития психологического здоровья дошкольников. Реализуется эта задача через непосредственную работу с детьми, а также опосредованно через взаимодействие с родителями и воспитателями.

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию рассмотреть методы и приемы работы психолога со старшими дошкольниками в системе психологических занятий.

Метод Значение Примечания

Психологические игры и упражнения Позволяют снять эмоциональное напряжение, отработать коммуникативные, волевые навыки, обогатить эмоциональный опыт, преодолеть страхи и развить способности к эмпатии, самоосознаванию и принятию других. «Король-Солнце», «В царстве Нептуна», «Магнит», «Жужа», «Розовые очки» и др.

Психогимнастические этюды и игры Позволяют ребенку обогащать эмоциональную сферу; ярче выражать эмоции, черты характера, используя выразительные движения и жесты, мимику «Соленый чай», «Новая кукла», «Лисичка подслушивает», «Король Боровик», «Трудолюбивый ежик»

Читайте также:  Арнольд шварценеггер здоровье проблемы

Коммуникативные игры Развивает коммуникативные навыки (внимание к другому, способность самому быть в центре внимания, говорить о своих желаниях, договориваться, решать спорные вопросы) и дружеские взаимоотношения. «Добрые эльфы», «Путанка», «Принцесса, воин и дракон», «Магазин «Попроси», «Мигалки»

Подвижные игры с правилами Развивают произвольность, способность соблюдать правила, адекватно переживать победы и поражения в играх. «Запретное движение», «Да и Нет», «Сова»

Сказкотерапия и мульттерапия Позволяет уточнять знания ребенка об окружающем мире и взаимоотношениях в нем, развивать способность к творческому решению жизненных задач, обогащать эмоциональный мир, поведенческий репертуар ребенка, расширять самосознание. «Белочка – Припевочка», «Как кенгуреныш стал самостоятельным», «Сказка о зайчике, который обиделся на свою маму», «Маленький медвежонок», «Случай в лесу» и др.

Мультфильмы «Варежка», «Он попался», «Приключения Хомы», «Лунтик»

Чтение и обсуждение художественных произведений, беседа Позволяет ребенку приобщиться к нравственно-этическим нормам общества, развивает у ребенка систему ценностных представлений. Маршак С. Я. «Два котенка», Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», Циферов Г. «Жил на свете слоненок» и др.

Моделирование и анализ проблемных ситуаций Развивает у ребенка представления о конструктивных способах решения проблемных ситуаций, обогащает поведенческий репертуар ребенка. «Шаловливые игры», «Кривляки, хвастунишки и дразнилки», «Злой язычок», «Машина шутка», «Цирк»

Рассматривание рисунков и фотографий, слушание музыки Обогащение эмоционального мира детей, развитие понимания других и себя Пиктограммы эмоций, сюжетные картинки, музыка для релаксации, музыка настроений

Свободное и тематическое рисование, выражение своего эмоционального состояния в рисунках и танцах, сочинение историй, импровизации Развивает у ребенка способность к самопониманию и самовыражению. Позволяет снизить психоэмоциональное напряжение, улучшить эмоциональное самочувствие. «Мои друзья», «Я в будущем», «Варежки» (рисование в парах, «Волшебная страна», рисование на одном листе в парах, тройках и др.

Релаксационные упражнения Развивают способность ребенка чувствовать свое тело, способность произвольно напрягать и расслаблять мыщцы лица и тела, снимают мышечное напряжение. «Солнечный зайчик», «Тихий час для мышат», «Путешествие на Голубую звезду», «Полет птицы»

Огромное значение для сохранения и развития психологического здоровья у детей имеет повседневное развивающее общение с педагогом в разных ситуациях детской жизни. Поэтому каждую возникающую ситуацию в общении необходимо использовать как воспитательную, развивающую.

«Закаливание — фактор укрепления и сохранения здоровья детей». Младшая группа. Фотоотчёт Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, — здоровье. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Консультация для воспитателей «Методы и приемы руководства детским конструированием» Основной формой обучения детей конструированию являются занятия, на которых применяются различные методы и приемы работы: — наблюдение и.

Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки». Здравствуйте, уважаемые коллеги!В нашем детском саду получилось так, что за небольшой промежуток времени обновился и «помолодел» наш педагогический.

Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду Цель исследования: — выявить методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду. Задачи: — изучить литературу по данной.

Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Тема: «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Подготовила: Альфия Нуриева. Цель: -повысить компетентность и успешность.

Источник

Adblock
detector