Как сохранить психическое здоровье
план-конспект занятия
Данное занятие продолжает цикл занятий по здоровому образу жизни. Дети знакомятся с психическим здоровьем, со способами сохранения душевного равновессия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zozh_1.docx | 705.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Как сохранить психическое здоровье ?
— дать детям представление о душевном здоровье человека;
— учить мыслить позитивно;
— развить желание укреплять свое здоровье;
— Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем работать по теме ЗОЖ. Вчера вы обсуждали правильное, здоровое питание. А сегодня мы поговорим о психическом здоровье. Как вы думаете, что такое психическое здоровье? Психическое здоровье — это душевное здоровье, благодаря которому человек реализует свои способности, может противостоять стрессам, продуктивно работать.
Для начала, давайте посмотрим с каким настроением, а значит с душевным состоянием вы пришли на занятие.
На этой радуге напишите свои имена на тех цветах, которые соответствуют вашему настроению.
Я вижу, что у многих настроение хорошее, работоспособное. Но есть и ребята, которые чувствуют себя некомфортно. А ведь наше психическое здоровье зависит в первую очередь от настроения. А как вы улучшаете свое настроение? Я слушаю приятную музыку, встречаюсь с друзьями, занимаюсь творчеством.
Вы замечали, что похвала, комплимент, сказанные посторонними людьми улучшают наше настроение, повышают нашу самооценку. Я приготовила вам листочки с комплементами. (Какой ты хороший; У тебя замечательная улыбка; Сегодня у тебя все получается; Поздравляю). Дети зачитывают комплименты.
Скажите, что чувствуете сейчас? Вы стали более радостными? Вам хочется улыбаться?
А ведь улыбка является хорошим инструментом поднятия настроения. Когда вам искренне улыбаются, вы улыбаетесь в ответ. А помните слова замечательной песни: «От улыбки хмурый день светлей». Давайте подарим улыбку соседу сидящему с права от вас, а теперь улыбнемся соседу слева.
Упражнение «Дом здоровья»
В начале занятия каждый от меня получил карточку с комплиментами. Эти карточки разного цвета. Объединитесь с теми, у кого такой же цвет. На обратной стороне есть слова. Прочитайте их. Это важные составляющие психического здоровья: настроение, самоконтроль, мозговая активность, релаксация.
О настроении мы с вами уже говорим. Чтобы быть здоровым, необходимо иметь хорошее настроение. Ведь все негативные эмоции влияют на наше здоровье. Они отражаются на нашем организме. Многие хронические заболевания – это следствие негативных чувств и эмоций, которые мы проживаем каждый день. Если вам плохо или вы раздражены необходимо сказать себе: «Стоп, эта эмоция мне не нужна». Представьте перед собой дорожный знак «Stop» или включите самоконтроль.
Что такое самоконтроль? Это когда человек сам себя контролирует, включает волевые усилия в любой ситуации. Вы умеете себя контролировать? Давайте проверим. Игра называется «Светофор». Вы будете ходить по этой комнате и по моему сигналу выполнять различные действия. На сигнал «зеленый» вы бегаете по комнате, на сигнал «желтый» — спокойно ходите, а на сигнал «красный» — вы замираете в той позе, в которой вас застал сигнал.
Расскажите, что было сложно?
Рекомендации: для развития самоконтроля хорошо помогают игры с правилами (шашки, шахматы, настольные игры, спорт)
Упражнение «Реши ребус»
Мы рассмотрели два составляющих психического здоровья. Переходим к следующему. Это мозговая активность. Для того, чтобы жить долго и в здравом уме, чувствовать интерес к жизни, нужно напрягать свой мозг, заставлять его работать: больше читать познавательной литературы, решать головоломки, ребусы, логические задачи, кроссворды. Это нужно делать каждый день. Сегодня я предлагаю вам решить ребусы.
Упражнение «Перекрестные упражнения»
Для хорошей работы нашего мозга необходимо каждый день выполнять упражнения на развитие связей между полушариями. Давайте проведем конкурс, кто из вас самый внимательный и ловкий. Выигрывает тот кто без ошибок выполнит все упражнения. Итак, повторяем за мной: «Лягушка», «Р-Л-К», «Лезгинка», «Ухо-нос», «Глаза-язык», «Зайцы», «Прятки», «Коза-заяц» и т.д.
Упражнение «Мышечная релаксация»
Устали? Теперь предлагаю вам отдохнуть. Ведь релаксация, расслабление является четвертой составляющей психического здоровья.
|
|
|
|
|
Упражнение «Чему я научился сегодня» Вот мы и познакомились со всеми составляющими психического здоровья. Кто их назовет? Правильно, это хорошее настроение, самоконтроль, мозговая активность, релаксация. А закончить занятие я предлагаю следующим заданием. Вам необходимо закончить предложение: «Я сегодня научился…» Что понравилось? По теме: методические разработки, презентации и конспекты10 октября отмечается Всемирный день психического здоровья. День установлен по решению Всемирной федерации психического здоровья при поддержке Всемирной организации здравоохранения в 1992 году.Целью В. Материал подготовлен с учетом особенностей воспитанников детского дома, Речь идет о «Семье» в детском доме об условиях их роживания. Детская игра — это собирание своего «Я», сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореализации, так считает американский психолог Джорж Мид. Другими словами в игре наибо. Реабилитация при психических заболеваниях. Буклет содержит практические рекомендации для проведения мышечной релаксации и медитативных, дыхательных упражнений. Данная разработка составлена с учетом программы для СПО и относится к внеурочной деятельности.Рекомендую проводить экологический турнир с первыми курсами. При подготовке и проведении желаю всем . Работу выполнил ученик 10 класса и посвящена она проблеме плоскостопия. Проектным продуктом является презентация и буклет. Источник IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017 ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ И УСЛОВИЯ ЕГО СОХРАНЕНИЯ В ВУЗЕМногочисленные исследования свидетельствуют о том, что современная образовательной среде является серьезным фактором риска для здоровья обучающихся [3]. В период острых социально-экономических перемен со всей силой проявляется еще один дополнительный фактор риска по отношению к сохранению психического здоровья — социальная и профессиональная неопределенность будущего специалиста в обществе и необходимость поиска рабочего места, соответствующего уровню образования и подготовки. Рассмотрим условия, от которых зависит психическое здоровье студенческой молодежи. Пища влияет не только на физическое, но и на психическое здоровье, Избыточное потребление некоторых продуктов может увеличить производство гормонов в организме, которые способствуют гневу и раздражительности во время эмоционального напряжения. Обильное питье воды, наоборот, помогает управлять эмоциями. Физические упражнения не только укрепляют мышцы, сердце, но и способствуют образованию гормонов — эндорфинов, которые улучшают настроение и действуют как естественные энергетики. Важно правильно сочетать физическую нагрузку и достаточный отдых (от 7 до 8 часов сна каждую ночь), отдыхать вовремя, а не когда «падаешь от усталости» [2]. Тщательное планирование и перерывы в работе помогут избежать чувства подавленности в последнюю минуту. Умение управлять своими эмоциями — важный фактор хорошего психического здоровья и показатель эмоционального интеллекта. Необходимо настраивать мышление на позитивное. Для этого нужно прекратить накачивать себя отрицательной информацией, перестать критиковать существующие порядки. Следует активно развивать свои таланты, Для сохранения и укрепления психического здоровья большое значение имеет здоровый образ жизни. Психическое здоровье формирует оптимистический взгляд на вещи, бодрость духа, уверенность в себе, независимость во взглядах, чувство юмора. Для психического здоровья характерна индивидуальная динамическая совокупность психических свойств, которая позволяет адекватно полу, возрасту, социальному положению познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней и выполнять свои биологические и социальные функции в соответствии с возникшими личными и общественными интересами, потребностями, общепринятой моралью. Литература: Кокаева И.Ю. Педагогическая психогигиена / учебное пособие / И. Ю. Кокаева; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Северо-Осетинский гос. пед. ин-т М-ва образования и науки Республики Северная Осетия-Алания». Владикавказ, 2007. С.35. Кокаева И.Ю. Психоэмоциональное здоровье школьников и условия его сохранения в современной начальной школе / И. Ю. Кокаева; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Северо-Осетинский гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова». Владикавказ, 2009. Кокаева И.Ю.Развитие регионального образовательного пространства как фактор сохранения и укрепления здоровья младших школьников (на примере республики Северная Осетия-Алания) // диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. Владикавказ, 2011 Источник Психологическое здоровье студентов колледжаВведение. В настоящее время, как никогда остро, встал вопрос о формировании, поддержании и сохранении психологического здоровья подрастающего поколения. Термин “психологическое здоровье” был введен 1979 г. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Психологическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия, отсутствие болезненных психических явлений. Но здоровье – это не просто отсутствие болезни, это полное физическое и духовное благополучие. Психологическое здоровье характеризует личность в целом (в отличие от «психического здоровья», которое имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам). Психологическое здоровье включает в себя разные компоненты жизнедеятельности человека:
Существуют два основных признака, по которым можно судить о психологическом здоровье: 1. Позитивное настроение, в котором находится человек. Основу составляют такие состояния как:
2. Высокий уровень стрессоустойчивости, благодаря которой человек способен выходить из различных ситуаций, связанных с переживаниями тревоги, страха. Одной из основных задач работы психологической службы “Медицинского колледжа №2” г. Санкт-Петербурга является помощь студентам в социально-психологической адаптации. Контингент нашего колледжа преимущественно подростки. Отрочество, это период интенсивного и целенаправленного развития, процесс формирования физического, интеллектуального, психического, нравственного и социального в человеке. Напряженность процессов роста и развития, определяющих сущность подросткового организма, делает его наиболее уязвимым и чувствительным к минимальным неблагоприятным воздействиям. Отсюда вытекают многочисленные проблемы подростков. Границы подросткового возраста определим от 12 до 18 лет, хотя разные отечественные и зарубежные источники варьируют. На основе знания и учета индивидуальных личностных особенностей студентов, для улучшения психологического здоровья последних, преподаватель может выбирать и осуществлять требуемые психолого-педагогические воздействия в каждом конкретном случае, чему в немалой степени способствует реализация нашей программы. Основная часть Раздел “Психологическое здоровье студентов колледжа”. Программа базируется на модели представлений о том, что психологическое здоровье – это мера способности человека выступать активным и автономным субъектом собственной жизнедеятельности в изменяющемся мире. Цель программы — формирование и поддержание психологического здоровья студентов — подростков. Принципы, лежащие в основе: 1. Видение подростка целостной, открытой и саморазвивающейся системой. 2. Понимание здоровья как активность и способность к сохранению личностной саморегуляции. 3. Повышение социально-психологической компетентности студентов, родителей и педагогов. Способы внедрения программы: Совершенствование работы СПС и ее дальнейшая интеграция с другими структурными подразделениями колледжа. Способ реализации – создание условий, обеспечивающих психическое и личностное развитие студентов колледжа. Основные задачи: 1. Создание условий для сохранения психологического здоровья студентов. 3. Формирование мотивации здорового образа жизни. 4. Обучение методам позитивного мышления и приемам эмоциональной саморегуляции. Научно-методологическими основаниями программы являются: — принципы гуманистической психологии; — взгляды Б.Г. Ананьева на студенческий возраст как сензитивный период; — новая личностно-ориентированная образовательная парадигма. Критериями эффективности программы могут выступать: 1. Конструктивные изменения характера адаптации студентов (ее сбалансированность и гармоничность). 2. Сформированность мотивации к здоровому образу жизни. 3. Овладение студентами методами позитивного мышления и приемами саморегуляции. 3. Практическая часть: 3.1. Результаты внедрения программы. Этапы реализации программы “Психологическое здоровье студентов колледжа”: Данная программа может быть реализована в 2 этапа: I этап — диагностический, который позволяет оценить состояние психологического здоровья подростков и определить основные направления дальнейшей работы (продолжительностью 6 месяцев). II этап реализации – коррекционно-развивающий и профилактический, который проводится в соответствии с полученными результатами на I этапе и направлен на повышение психологических ресурсов подростка (имеет практическую направленность, продолжительность 2-3 года). Участники программы: Студенты медицинского колледжа первого курса после основного общего образования (9 класс) 200 -250 человек; Организаторы – педагоги-психологи. I этап – диагностический Цель: Получить системные данные при обследовании подростков для оценки состояния психологического здоровья. Для оценки состояния здоровья необходим мониторинг. Исходя из этого, в пакет диагностических методик включены следующие методики: 1. Тест “Психологическое здоровье”. Цель – выявить показатели психологического здоровья. 2. Тест “Акцентуации характера” Леонгарда-Шмишека. Цель – выявить типы акцентуаций характера. 3. Уровень невротизации Хека-Хесса. Цель – выявить уровень невротизации. 4. Уровень самооценки по Спирмену. Цель – изучение самооценки как компонента самосознания личности. Результаты диагностического этапа реализации программы “Психологическое здоровье студентов колледжа”. 1. Результаты мониторинга “Особенности самооценки” Вывод №1 Почти половина студентов колледжа нуждается в коррекции уровня самооценки. Это можно осуществить путем тренингов и бесед, проводимых коллективно и индивидуально. Очень важно выявить причину неадекватной оценки и воздействовать непосредственно на нее. Результаты мониторинга “Исследование видов акцентуаций” Вывод №2 Собранные нами данные подтверждают то, что акцентуации характера действительно характерны для подросткового возраста, что является нормой, в большинстве случаев, не нуждающейся в коррекции. Результаты мониторинга “Уровень невротизации” Вывод №3 Выявленные 26% опрошенных студентов с повышенным уровнем невротизации являются группой риска и нуждаются в обучении методам повышения стрессоустойчивости. Результаты мониторинга “Оценка состояния психологического здоровья”: Психологическое здоровье Вывод №4 Люди, психологическое здоровье которых условно в норме или снижено, также являются группой риска и объектом работы нашей психологической службы. Мы обращались к данным физического здоровья студентов (количество занимающихся в основной / подготовительной и освобожденных от занятий физкультуры и социального здоровья (благополучные семьи / с одним родителем и сироты), но значимых корреляций между ними и показателями психологического здоровья выявлено не было. 3. Практическая часть: результаты внедрения программы “Психологическое здоровье студентов колледжа”: “Развитие и совершенствование психологических ресурсов”. Приемы рациональной организации деятельности и эмоциональной саморегуляции с целью сохранения и поддержания психологического здоровья. Проводится в соответствии с полученными результатами диагностики функционального состояния психологического здоровья студентов. Цель: формирование психологической культуры и укрепление и поддержание психологического здоровья подростков. Задачи: 1. Освоение рациональных способов учебной деятельности. 2. Формирование мотивации здорового образа жизни. 3. Освоение приемов стрессоустойчивости и эмоционального комфорта. Примерная тематика занятий: *Внимание, тренинг внимания. *Познавательная сфера и особенности человеческого мышления. * Гимнастика ума (тренинг мышления “Как стать умным?”) * Эффективное общение и конфликты. * Психологический стресс, способы повышения стрессоустойчивости. *Способы психологической защиты. * Обида и обидчивость. * О желаниях, потребностях и установках. 4. Заключение. Анализ результатов тестирования и полученные социально-психологические характеристики студентов подросткового возраста позволяют считать выделенные направления работы психологической службы актуальными и в дальнейшем продолжить работу по изучению контингента и повышению психологических ресурсов студентов-подростков. Источник ➤ Adblockdetector |