Какие группы здоровья детей существуют и что значат.
Практически для всех родителей здоровье ребенка на первом месте. Периодически детей должен осматривать педиатр и другие специалисты для определения отклонений. Поэтому многие родители задаются вопросом, что значит группа здоровья у детей, и как она определяется.
Зачем нужны группы здоровья у детей.
Данная категория присваивается на основе оценки состояния здоровья несовершеннолетнего, медицинских исследований и осмотров.
При присвоении группы не учитываются острые заболевания (например, ОРВИ), которым ребенок более на момент посещения врача.
Для отнесения ребенка к той или иной категории берется общее состояние, хронические болезни, соответствие возрастным параметрам.
Порядок оценки состояния здоровья регулируется Приказом Минздрава РФ № 1346н от 21.12.2012.
Медицинские работники также учитывают нормативно-правовой акт Министерства от 30.12.2003 № 621.
Состояние здоровья ребенка оценивается при поступлении им в детский сад, школу, ВУЗ.
В возрасте 3, 7, 17 лет несовершеннолетние в обязательном порядке проходят профилактические осмотры.
Это необходимо для того, чтобы врач смог определить, может ли ребенок обучаться на общих основаниях в образовательной организации, требуются ли ему создание специальных условий.
Однако, профилактические осмотры проводятся и в другом возрасте для того, чтобы оценить развитие ребенка и своевременно принять профилактические меры.
В первый год жизни ребенок должен ежемесячно осматриваться педиатром. В 3, 6 и 12 месяцев родители с малышом посещают и других специалистов.
Дошкольники и школьники осматриваются ежегодно. В указанные сроки они должны сдать анализы, сделать УЗИ внутренних органов и др.
Что влияет на группу здоровья.
При определении группы здоровья медицинский работник опирается на следующие критерии:
- наследственность;
- соответствие возрастным психическим и физическим нормам;
- иммунитет;
- состояние внутренних органов и др.
После осмотра и изучения результатов анализов врач присвоит ребенку одну из пяти групп здоровья.
Это необходимо для того, чтобы своевременно предоставить ребенку помощь, в том числе в образовательных организациях.
Описание групп здоровья у детей.
Первая группа здоровья обозначает, что у несовершеннолетнего все показатели соответствуют возрастным нормам. Таким детям рекомендуются занятия физической культурой и спортом без ограничений.
Вторая группа здоровья.
Если группа здоровья 2 у ребенка, то он имеет незначительные нарушения. Это может быть недостаток или избыток веса, проблемы со зрением и другое.
Условно в этой категории выделяют две подгруппы:
- А – дети, имеющие наследственные риски по здоровью. В эту группу относят детей, которые могут иметь наследственные или хронические болезни, развивающиеся при неблагоприятных факторах.
- Б – часто болеющие, в том числе респираторными и вирусными заболеваниями. Детям этой группы могут быть рекомендованы умеренные физические нагрузки.
Несовершеннолетний может быть отнесен к данной группе на основании следующих факторов:
- сложная беременность (в том числе, при рождении двойняшек, тройняшек и т. д.);
- инфекции, перенесенные в первые месяцы жизни;
- оперативные вмешательства;
- низкий уровень гемоглобина и др.
У детей данной категории особых признаков в отставании от нормы не наблюдается. У них нет хронических заболеваний, но они часто болеют ОРВИ.
Проблемы со здоровьем могут быть связаны с лишним весом или, наоборот, его недобором.
Третья группа здоровья.
Нередко перед родителями встает вопрос, 3 группа здоровья у ребенка, что это и при каких заболеваниях устанавливается данная категория.
Обычно это несовершеннолетние с хроническими вялотекущими заболеваниями. В эту группу относят детей с небольшими психическими отклонениями от возрастной нормы.
Обычно дети из 3 группы легко адаптируются в социуме и не имеют значительных отклонений.
У них может наблюдаться дефицит массы тела, слабый мышечный тонус. 3 группа здоровья говорит о том, что ребенок находится в группе риска.
И его родителям необходимо проявить максимум заботы о здоровье малыша, чтобы не допустить развитие болезней.
Четвёртая группа здоровья у ребенка.
В 4 категорию включены несовершеннолетние, имеющие хронические заболевания, которые в любой момент могут обостриться.
Обычно это дети с врожденными отклонениями в развитии. Обострение хронического заболевания у них нередко проходит с осложнениями, из-за которых приходится долго восстанавливаться.
Для адаптации этих детей в социуме требуются усилия педагогов, психологов, родителей. Это связано с тем, что длительные болезни накладывают отпечаток на характер и физические возможности несовершеннолетних.
У них отмечается дефицит массы тела или, наоборот, избыток. Для детей этой группы характерен слабый мышечный тонус.
Несовершеннолетним, которых отнесли к данной категории, обычно требуются специальные условия обучения.
В общеобразовательной школе они могут перейти на домашний вид обучения. Если ребенок учится со сверстниками, то к нему может быть прикреплен тьютор.
Но родителям могут посоветовать и специализированную школу. Таким детям требуется ограничение в умственных и физических нагрузках. Для них должны проводиться занятия ЛФК, работать психолог.
Если родители своевременно прислушаются к рекомендациям специалистов, будут бережно относиться к здоровью малыша, проводить лечебные и профилактические мероприятия, то со временем он вполне может сравняться со сверстниками и соответствовать возрастным нормам.
Источник
Приказ Минздрава РФ от 30.12.2003 N 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей» (вместе с «Инструкцией по комплексной оценке состояния здоровья детей»)
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 30 декабря 2003 г. N 621
О КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
В целях совершенствования организации медицинского обеспечения детей и разработки мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей разных возрастных и социальных групп приказываю:
1.1. Инструкцию по комплексной оценке состояния здоровья детей (Приложение N 1).
1.2. Алгоритм определения групп здоровья у детей в возрасте от 3 до 17 лет включительно по результатам профилактических медицинских осмотров (Приложение N 2).
2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации О.В. Шарапову.
Приказом Минздрава России
от 30 декабря 2003 г. N 621
ИНСТРУКЦИЯ ПО КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Система комплексной оценки состояния здоровья основывается на 4-х базовых критериях:
— наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);
— уровень функционального состояния основных систем организма;
— степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
— уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
Основным методом, позволяющим получить характеристики, на основании которых дается комплексная оценка состояния здоровья, является профилактический медицинский осмотр.
Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с формализацией результата в виде отнесения к одной из «групп здоровья» дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев.
В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам:
— к I группе здоровья относятся здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;
— к III группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка, в том числе подросткового возраста;
— к IV группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в определенной мере, ограничивает возможность обучения или труда ребенка;
V группе здоровья относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.
Отнесение больного ребенка или подростка ко II, III, IV или V группам здоровья проводится врачом с учетом всех приведенных критериев и признаков. Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребенка, медицинской карте ребенка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований, выносит (по своей специальности) полный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний или заключение «здоров».
Комплексную оценку состояния здоровья ребенка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.
Детям, с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями, а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, появление осложнений и др., по результатам профилактического медицинского осмотра комплексная оценка состояния здоровья не дается. В таких случаях необходимо проведение в полном объеме диагностического обследования. После получения результатов обследования выносится уточненный диагноз и дается комплексная оценка состояния здоровья.
Все дети, независимо от того к какой из групп здоровья они отнесены, ежегодно проходят скрининг-обследование, по результатам которого определяется необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.
Дети, отнесенные к I группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объеме в сроки, определенные действующими нормативно-методическими документами.
Контроль за состоянием здоровья детей, отнесенных ко II группе здоровья, осуществляется при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно врачом-педиатром.
Дети, отнесенные к III — V группам здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль за состоянием их здоровья и оценка эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляется на основании результатов диспансерного наблюдения.
Результаты комплексной оценки состояния здоровья могут, в определенной степени (в качестве скрининга), помогать решать прикладные специальные задачи в отношении состояния здоровья детей — отнесение к определенным группам для занятия физической культурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов в отношении профессионального выбора, военной службы и др.
Приказом Минздрава России
от 30 декабря 2003 г. N 621
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРУПП ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ
ОТ 3 ДО 17 ЛЕТ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ)
Примечание: в настоящую схему включены не все функциональные нарушения и хронические заболевания, встречающиеся в детском (в том числе подростковом) возрасте. В данный перечень вошли наиболее часто диагностируемые нарушения здоровья и развития.
Судебная практика и законодательство — Приказ Минздрава РФ от 30.12.2003 N 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей» (вместе с «Инструкцией по комплексной оценке состояния здоровья детей»)
6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Источник
Как сменить группу здоровья ребенка
Стала делать мед карту для школы. У ребенка всегда была 1ая группа, осн. Ребенок здоровый, активный, аллергии и т.п. нет. Болеем оч редко, 1-2-3 раза в год. В карте нам написали 2 гр здоровья. Из «отклонений» — высокий рост ребенка и соответствующий ему вес. Действительно,в 7 лет у нас рост 132 см и вес под 30 кг, но ребенок вполне гармоничный, спортивный — гоняет на велеке, на коньках, горных лыжах. Родители высокие.
Еще есть подозрение на плоскостопие, в дет п-ке не было нормального ортопеда.
Кто знает, что значит 2 гр здоровья? Проф спортсменами мы быть не хотим, но планируем пойти в более сильную средн школу в 5 кл. Это нам не помешает? Что-то я заморочилась.
Значит, у него вторая-Б, а не вторая-А. Там, действительно, есть такое разделения. II А группа — также здоровые дети, но с неблагоприятным генеалогическим анамнезом;
II Б группа — с риском возникновения хронической патологии, склонные к повышенной заболеваемости, с наличием функциональных отклонений, обусловленных морфологической незрелостью органов и систем, с отягощенным акушерским анамнезом, часто болеющие или перенесшие одно тяжелое заболевание с неблагополучным течением реабилитационного периода и др.
Группа здоровья так же спокойно меняется в течение жизни. Но, если говорить именно о спорте, то группа здоровья не является ни показанием, ни противопоказанием. Для занятий спортом и допуска к соревнованием имеет значение только медицинское заключение, выданное СФД.
Источник