Восемь способов сохранить здоровье школьника
консультация по зож на тему
Восемь способов сохранить здоровье школьника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Восемь способов сохранить здоровье школьника | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Восемь способов сохранить здоровье школьника
1. Соблюдать режим дня
Справляться с учебными нагрузками гораздо легче, если ребенок будет вставать, есть, гулять, делать уроки и отправляться в кровать примерно в одно и то же время. Младшие школьники не должны ложиться спать позже 21 — 22 часов. Старшеклассникам тоже надо хорошо высыпаться, поэтому настаивайте, чтобы подростки ложились не позднее 23 часов.
2. Чередовать нагрузки
Почти полдня ребенок проводит в сидячем, малоподвижном положении. Кровь из-за этого циркулирует плохо, а в мозг попадает мало кислорода. От усталости и переутомления спасет чередование умственных и физических нагрузок. Запишите школяра в спортивную секцию, которая ему по душе. Обычно детям больше всего нравятся плавание и спортивные игры.
3. Пить витамины
Осенью надо особенно заботиться о здоровье. Ведь организм еще не до конца привык к низким температурам, и ребенок может с легкостью подхватить простуду. А частые болезни, как известно, изматывают организм и усиливают усталость. Посоветуйтесь с врачом и подберите для ребенка комплекс витаминов.
4. Правильно питаться
Чтобы ученик лучше справлялся с нагрузками, питание должно быть разнообразным, полноценным, богатым витаминами и микроэлементами. Полезны для нормальной работы головного мозга мясо, рыба, яйца, творог, кефир, бананы и морепродукты. Не разрешайте малышу уплетать много сладкого. Переизбыток вредных простых углеводов, вопреки распространенному мнению, только мешает школьнику быть бодрым и активным. А вот кусочек черного шоколада не навредит.
5. Говорить о хорошем
Ноябрь, конечно, не самый приятный месяц в году, но ведь совсем скоро Новый год и двухнедельные каникулы. В выходные начните всей семьей готовиться к праздникам, обсудите, какие подарки он хотел бы выбрать для своих друзей, одноклассников, родственников. Вместе попробуйте их смастерить своими руками. Бодрое предпраздничное настроение, предвкушение веселья и сюрпризов — лучшая защита от усталости и депрессии.
6. Выключить телевизор и компьютер
Эти технические средства утомляют глаза, портят осанку и забирают время, которое ребенок мог бы потратить на прогулку или занятия спортом. Первоклашкам не стоит разрешать сидеть перед телевизором или играть на компьютере больше часа в день. Со старшеклассниками все намного сложнее. Для них монитор и процессор — рабочие инструменты, которые помогают в написании реферата, доклада, контрольной. Если подросток просто вынужден заниматься за компьютером часами, убедите его делать перерывы и выполнять зарядку для глаз и комплекс упражнений для спины.
7. Заваривать травяные сборы
Иногда дети, перегруженные знаниями и огромным количеством новой, сложной информации, не могут уснуть по ночам. После школы или перед сном давайте ученику успокаивающий травяной чай (предварительно проконсультируйтесь с врачом). Он поможет школьнику расслабиться и снять эмоциональное напряжение.
8. Не требовать слишком многого!
Выдающимися математиками и физиками становятся далеко не все. Не упрекайте чадо, что его оценки гораздо хуже, чем у Васи Иванова, или что он снова схватил трояк за контрольную. Если постоянно внушать ребенку комплекс неполноценности, психоэмоциональная нагрузка только возрастет. Дайте сыну или дочке возможность проявить себя в чем-то другом — например, в рисовании, музыке или фотографии.
Источник
Здоровье школьников. Здоровьесберегающие технологии
Чередниченко Ирина Викторовна
Учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 1, г. Ардон, РСО-Алания
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Чередниченко И.В. Здоровье школьников. Здоровьесберегающие технологии // Совушка. 2020. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 08.06.2021).
В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.
Состояние здоровья участников образовательного процесса рассматривается как один из важнейших показателей эффективности образовательной программы школы и непременный фактор получения качественного образования. Ясно каждому, что никакие инновации не помогут, если нет здоровья. Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. По данным Минздрава России, лишь 14% детей практически здоровы, более 50% имеют различные функциональные отклонения, 35-40% – хронические заболевания. Почему так происходит?
Современные школьники испытывают значительные нагрузки. С каждым годом усложняются общеобразовательные учебные программы, многие дети посещают спортивные секции, художественные или музыкальные школы. Ребенок проводит определенное время и за компьютером, и за столом. Детям не хватает времени на прогулки. Все это сказывается на здоровье школьника.
Главное, чему учит школа, – это как найти свое место в жизни. Какой смысл в знаниях, если человек не чувствует себя счастливым, не умеет ладить с людьми, не может подобрать себе дело по душе. Хороший педагог помогает ребенку именно в этом — преодолеть слабости и стать приспособленным к жизни человеком. Если ребенку не хватает чувства уверенности в своих силах, ему надо привить волю двигаться к поставленной цели. Здоровый школьник легче решает поставленные перед ним задачи.
Поэтому главная задача образования – построить учебный процесс так, чтобы сохранить здоровье школьников. Ведь здоровье – высшая человеческая ценность, как для общества, так и для индивида. Так как же помочь детям, как сделать так, чтобы они начали ценить, беречь и укреплять свое здоровье?
И я занялась поиском нетрадиционных путей решения этой актуальной проблемы. Изучив методики Смирнова Н.К., Селевко Г.К., Щурковой Н.Е, Амонашвили Ш.А, Дьяченко В.К., я поняла, что необходимо организовать такую учебную деятельность, которая бы помогла ученику сохранить здоровье. Это возможно лишь тогда, когда в учебный процесс включены здоровьесберегающие технологии. Я поставила перед собой цель: научить детей быть здоровыми душой и телом. Чтобы достичь, поставленную перед собой, я применяю, в структуре урока, следующие элементы здоровьесберегающих технологий:
- санитарно-гигиенические условия;
- оптимальный темп ведения урока;
- подача материала доступным рациональным способом;
- наглядность;
- смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.);
- дифференцированный подход в обучении;
- групповая работа, работа в парах;
- игра, игровые моменты;
- физкультминутки, динамические паузы;
- гимнастика;
- положительный эмоциональный настрой.
Сегодня я бы хотела остановиться на двух последних пунктах этого списка, т.к. я считаю, что это очень важные элементы здоровьесберегающих технологий. И хочу поделиться с вами своим небольшим опытом. А начну я, пожалуй, с разговора об эмоциональном здоровье учащихся. Термин «эмоциональное здоровье» был впервые применён Л.В. Тарабакиной (д.п.н., профессор) и определяется ей как составная часть психологического здоровья человека: «Эмоциональное здоровье позволяет сохранять целостное эмоциональное отношение к себе и к миру, преобразовывать отрицательные эмоции и порождать положительно окрашенные переживания…».
Эмоции и здоровье человека, между ними есть прямая связь. Эмоциональное состояние человека непосредственно влияет на состояние его здоровья. Заключенная в эмоциях энергия может разрушать или восстанавливать организм.
Эмоции влияют на внутренние органы организма. Можно проследить четкую взаимосвязь каждого органа с видом эмоции. Причем это влияние может быть, как положительным, так и отрицательным.
Для более четкого понимания влияния эмоций на органы, ниже приведен список основных эмоций и их связь с внутренними органами человека.
Взаимосвязь эмоций и внутренних органов.
Источник
Как школьники могут сохранить свое здоровье
— Начался новый учебный год. Начался он спокойно. Вчера более 40 тысяч школ открыли двери и приняли учеников, — рассказал Сергей Кравцов. — Конечно, этот год важен с точки зрения соблюдения эпидемиологических требований.
— Что важно? Вирус воздушно-капельный, он передается от человека к человеку. И чтобы его нам с вами не принести в свой организм и свой дом, важно соблюдать не сложные правила, — рассказала Роспотребнадзора Анна Попова.
Она назвала 10 важных шагов, которые помогут школьникам сохранить свое здоровье. Среди них:
1) Антисептические салфетки.
«Сегодня в портфеле должны быть антисептические салфетки или так называемые санитайзеры. Это маленький флакончик такой, в котором содержится специальное санитарное средство», — рассказала Анна Попова.
Салфетки школьник может использовать для обработки рук после того, как высморкал нос, покашлял или чихнул. Ими можно протирать рабочее место перед началом уроков, гаджеты, мышку и клавиатуру.
2) Обратить особое внимание на подбор одежды. Не перегреваться и не переохлаждаться. Надевать сменную обувь.
«Как нам нужно одеться? Главное сегодня не замерзнуть. Но и сделать так, чтобы не было очень жарко. Чтобы не захотелось на свежем холодном воздухе открыть какие-то части тела, — рассказала Анна Попова. — Одеться по погоде — сегодня это важно».
3) Термометрия.
«Нам сегодня всем приходится каждый день измерять температуру тела. Вам обязательно измерят температуру тела в школе. Это важно. Важно, чтобы больной человек (ни ребенок, ни взрослый) в школу не попал. Тогда в коллективе можно сохранить здоровую атмосферу, — рассказала Анна Попова. — Если вы с утра чувствуете себя плохо, нужно обязательно сказать об этом родителям. Если вдруг вы почувствовали себя плохо в школе, нужно обязательно сказать об этом преподавателю, чтобы вас направили к врачу. Медицинские работники сегодня практически в каждой школе будут присутствовать»
4) Помни, что в период пандемии все занятия, за исключением физики, химии, физкультуры, информатики и некоторых предметов, проходят в специально закрепленном за каждым классом кабинете.
По словам Анны Поповой, чем меньше дети из разных классов общаются внутри школы, тем меньше рисков.
«Внутри класса — да. А класс с классом — уже нет. Потому что тогда удваивается количество людей, которые контактируют между собой, — рассказала Анна Попова. — Разные потоки, разные входы, разное начало уроков… Все это ровно для того, чтобы сократить контакты. Мы начинаем учебный год в сложных условиях. Но мы начинаем его очно».
5) На переменах выполни упражнения на расслабление мышц спины и шеи, гимнастику для глаз.
Выходи из класса организованно для похода в столовую (в регламентированное для питания класса время) и перехода в специальные кабинеты. Неорганизованно — в туалет, медицинский кабинет.
6) Учись правильно прикрывать нос при чихании.
Прикрывай нос и рот одноразовыми салфетками или локтевым сгибом руки. Береги здоровье окружающих.
«Мы чихаем не только от болезни, мы чихаем от разных причин. Ученые давно это показали, — рассказала Анна Попова. — В любом случае нужно закрывать лицо рукой, когда вы чихаете или даже покашливаете. Лучше это делать салфеткой или носовым платком. Если такое случается, нельзя, чтобы капли от вас улетали. Вместе с каплями летит любой вирус. У нас сейчас грипп придет и другие вирусные инфекции».
7) Должно быть сквозное проветривание во время отсутствия детей в кабинете.
Помни, что недостаток кислорода во вдыхаемом воздухе ухудшает самочувствие и снижает устойчивость организма к вирусам и бактериям.
«Даже когда мы просто говорим, вокруг нас образуется небольшое облачко капель, которые с разговором из наших дыхательных путей вылетают. Поэтому надо проветривать и в школе, и дома. Эти правила важно соблюдать», — рассказала Анна Попова.
8) Делай физкультминутки.
На 25-30 минуте урока разминай мышцы рук, плечевого пояса, туловища, делай упражнения на дыхание, гимнастику для глаз, улыбайся одноклассникам.
9) Питайся правильно.
Помни, что горячее и здоровое питание — залог хорошего самочувствия. Съедай все, не оставляй в тарелке столь нужные для организма витамины и микроэлементы.
«Конечно, нужно правильно питаться, это обязательное условие. У организма должны быть силы сопротивляться атаке любых вирусов и любых бактерий», — подчеркнула Анна Попова.
10) Правильно и регулярно мой руки.
Руки намыливай и мой под теплой проточной водой — ладони, пальцы, межпальцевые промежутки, тыльные поверхности кистей. Суммарно время мытья рук должно составлять не менее 30 секунд. После каждого посещения туалета, перед и после еды, после занятий физкультурой.
«Очень важно правильно мыть руки. Это профилактика и гриппа, и новой коронавирусной инфекции. Все, что вокруг нас, к чему прикасаются наши руки, может иметь на себе вирусы. Не надо брать чужой карандаш сегодня, не надо брать чужой учебник — так будет безопасней» — рассказала Анна Попова.
Источник
Исследовательская работа на тему «Как сохранить и укрепить здоровье школьника»
специалист в области арт-терапии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1» муниципального образования «город Бугуруслан»
«Как сохранить и укрепить здоровье школьника»
Городская научно — исследовательская конференция
«Маленький шаг – большая наука»
учащаяся 11 класса
Анастасия Сергеевна Ухалова
учитель физической культуры
Наталья Николаевна Хивинцева
Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это — основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых — сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям. Таким образом в своей работе мы проанализировали какая работа проводится в лицее по укреплению и сохранению здоровья, как со стороны педагогов, медицинских работников, так и самих учащихся.
Здоровье населения является важнейшим фактором успешного общественного развития и национальной безопасности, важным ресурсом для обеспечения стабильности государства, а по уровню качества жизни и состоянию здоровья населения можно судить об эффективности государственной политики в области социальной сферы. Неустойчивое развитие экономики страны, недостаточно правовое, ресурсное, информационное и финансовое обеспечение мероприятий по сохранению общественного здоровья и развитию здравоохранения, затянувшиеся реформы способствовали значительному ухудшению здоровья населения. Накопилось много проблем, решение которых требует изменения государственной политики в области охраны здоровья населения.
Забота о здоровье детей — проблема, отнюдь, не ведомственная, не медицинская. Государственная! И она должна быть социально подкреплена. За культ здоровья в стране надо бороться. Серьезно, на деле, а не на словах. Что касается здоровья школьников, то на сегодняшний день оно находится не на должном уровне. Так, исследования, проведенные Российской Академией Медицинских наук, говорят о том, что физическая подготовленность у современных подростков на 25% ниже, чем у сверстников 1980-1990-х годов. Около 50% мальчиков и 75% девочек не в состоянии выполнить нормы физической подготовленности.
В детском возрасте не задумываешься о своём здоровье, но, понимая важность сохранения и укрепление его надо говорить о здоровом образе жизни уже сейчас. Прививать устойчивые навыки сбережения здоровья, так как состояние здоровья подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Комплексные медицинские осмотры, проведённые за последние годы в лицеи, показывают, что к основной группе относятся — 447 ученика, что составляет (74%), к подготовительной группе здоровья относятся – 149 человек (25%), и к специальной медицинской группе относятся 8 человек (1,3%). Учитывая данные обстоятельства, здоровье учащихся находится не на высоком уровне, а так же то, что многие учащиеся ведут не здоровый образ жизни, что приводит к отклонениям в здоровье нами была выбрана тема: «Как сохранить и укрепить здоровье школьника».
Актуальность темы обусловлена тем, что здоровье школьников нашей страны характеризуется в настоящее время как критическое, поэтому поиск эффективных методов его улучшения является насущной общественной и государственной проблемой.
Объект моего исследования является здоровье школьника
Предмет исследования является процесс сохранения и укрепления здоровья в школе и дома
Цель исследования заключается в определении условий сохранения и укрепления здоровья
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Проанализировать литературу, которая даёт ответ на вопрос, что такое здоровье и здоровый образ жизни.
2. Изучить научную литературу по здоровьесберегающим технологиям.
3. Провести сравнительный анализ с медицинским работником лицея, по изучению вопроса состояния здоровья учащихся школы.
4. Описать мероприятия, проводимые в школе по укреплению здоровья.
Основу гипотезы составило следующее предположение: укрепление здоровья с раннего детства формирует здоровую личность.
В процессе исследования использовались следующие методы: анализ литературы, анкетирование, беседы, наблюдение, интервьюирование. В содержательной части работы описаны проведённые мною исследования, в приложении имеется дополнительный материал по пропаганде здорового образа жизни.
Глава I Что такое здоровье
История возникновения термина «здоровье»
«Человек – высшее творение природы. Но для того, чтобы наслаждаться её сокровищам, он должен отвечать, по крайней мере одному требованию: быть здоровым» — это высказывание принадлежит дважды Герою Советского Союза, летчику-космонавту Алексею Архиповичу Леонову. Термин «здоровье» невозможно сформулировать однозначно. В настоящее время насчитывается более 60 определений этого понятия. Но ни одно из них не может раскрыть его в полном объёме. В очень отдалённые времена здоровье определяли как отсутствие болезни. Исходили из такой альтернативы: если человек не болен, значит, он здоров.
Забота о собственном здоровье — серьезная потребность каждого человека, все более возрастающая с возрастом. Но что такое здоровье? Еще в древности выдающиеся умы указывали на роль социальных условий — образа жизни, гигиенического режима, здорового питания. Гиппократ говорил: какова деятельность человека, его привычки, условия жизни, таково и его здоровье. Античный ученый так сформулировал основные правила здорового образа жизни: умеренность в еде и половой жизни, ежедневные физические упражнения, ежедневные умственные нагрузки, воздержание от употребления алкоголя и наркотизирующих веществ, веселые ежедневные танцы. В своей жизни он строго следовал этим принципам.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия. В большей степени здоровье человека зависит от него самого. «Жизнь долга, если она здоровья полна».
Новое определение понятия «здоровья» было впервые сформулировано Всемирной организацией здравоохранения в 1940 году. Здоровье в Уставе Всемирной организации здравоохранения определяется как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Таким образом, здоровье человека — это не только отсутствие болезней и благополучие, это в не меньшей степени наличие гигиенического мировоззрения и гигиенической культуры. Можно без преувеличения сказать, что культура человека начинается, прежде всего, с поддержания чистоты своего тела и своего жилища.
Определённый набор знаний, усвоенных культурных ценностей, изначально определяет поведение человека, его медицинскую или гигиеническую активность, направленную на сохранение и укрепление здоровья на различных этапах его роста и развития. Забота о здоровье и его укреплении является естественной потребностью культурного человека, неотъемлемым элементом его личности.
Здоровье — это неотъемлемое условие в любой области деятельности человека — материальной или духовной. Нередко можно услышать: «Было бы здоровье, а остальное приложится». С этим утверждением трудно не согласиться. Общая культура человека во многом формирует его образ жизни.
Под здоровым образом жизни следует понимать такое поведение человека, которое направлено на сохранение и укрепление здоровья и базируется на гигиенических нормах, требованиях и правилах. Образ жизни — это своего рода система взглядов, которая складывается у человека в процессе жизни под влиянием различных факторов на проблему здоровья.
Здоровый образ жизни — это поведение человека, которое отражает определённую жизненную позицию, направлено на сохранение и укрепление здоровья и основано на выполнение норм, правил и требований личной и общей гигиены.
Один из главных показателей здоровья — продолжительность жизни. На сегодняшний день смертность в России сама высокая в Европе. Мы отстаем не только от стран Западной Европы (Франции, Великобритании, Италии), но и от Польши, Чехии, Румынии и стран Балтии. Ведущей причиной смерти являются хронические неинфекционные (потенциально предотвратимые) заболевания, на долю которых приходится 90 % всех смертей. Наибольший вклад в смертность вносят сердечно — сосудистые заболевания (56%), внешние причины (в первую очередь травмы и отравления) — 17% и онкологические заболевания (14%). В среднем люди в нашей стране живут на 10 — 15 лет меньше, чем в Европе. Средняя продолжительность жизни мужчин в России составляет 59 лет, женщины в среднем живут дольше — 72 года. Женщины во всем мире в среднем живут дольше мужчин, но такого большого разрыва в продолжительности жизни между мужчинами и женщинами нет ни в одной стране. Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.
1.2. Факторы, влияющие на здоровье
В течение всей жизни на человека оказывают влияние самые разнообразные факторы внешней и внутренней среды организма. Их такое большое количество, что, вероятно, невозможно перечислить все, точно определить, какой фактор совершенно безвреден, а какой очень вреден для человека. Видимо, многое зависит от меры воздействия. Однако, несмотря на столь широкое разнообразие факторов, можно все факторы ранжировать в порядке их значимости для здоровья не только отдельного человека, но и человечества в целом. Такая попытка была сделана Всемирной организацией здравоохранения (здравоохранение система общественных и государственных социально — экономических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения).
В результате было выделено более 200 факторов, которые оказывают самое значительное, существенное влияние на современного человека. Особого внимания заслуживает упоминание четырёх факторов:
1. Гиподинамия (недостаток движения);
2. Неправильное питание (прежде всего избыточный вес);
3. Вредные привычки (употребление алкоголя, никотина, наркотиков и других химических веществ);
Если первые три фактора зависят непосредственно от самого человека, от его мировоззрения, культуры и поведения, то решение экологических проблем зависит от совместных усилий многих стран. Неблагоприятное влияние первых трёх факторов есть результат неправильного поведения самого человека, недостаточного воспитания, отсутствия у него простых и ясных знаний о разрушающем действии на здоровье каждого фактора в отдельности.
Гиподинамия (пониженная подвижность) — нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц. Распространённость гиподинамии возрастает в связи с урбанизацией, автоматизацией и механизацией труда, увеличением роли средств коммуникации. Особенно влияет гиподинамия на сердечно — сосудистую систему — ослабевает сила сокращений сердца, уменьшается трудоспособность, снижается тонус сосудов. Негативное влияние оказывается и на обмен веществ и энергии, уменьшается кровоснабжение тканей. В результате неполноценного расщепления жиров, кровь становится «жирной» и лениво течёт по сосудам, — снабжение питательными веществами и кислородом уменьшается. Следствием гиподинамии могут стать ожирение и атеросклероза.
Неправильное питание влечёт за собой развитие таких серьёзных болезней, как ожирение, сахарный диабет, язва и гастрит, сердечно — сосудистые заболевания, почечная недостаточность, булимия, анорексия и дистрофия.
Ожирение. Возникает из-за неправильного питания, особенностей нервной системы, гормональных сдвигов, малоподвижного образа жизни. Также отпечатывается наследственный фактор.
У 30 % ожирение связано с нарушением обмена веществ или с расстройствами эндокринной системы. 70 % систематически переедают.
Школьник должен правильно питаться, а это означает не бутерброды с чаем, а полноценный горячий обед. Дети школьного возраста нуждаются в сбалансированном питании, с высоким содержанием витаминов и микроэлементов, которое поможет их организму развиваться и оставаться здоровым.
Детям необходимы регулярные приемы пищи и перекусы между ними. Особенно это важно, когда мы ведем речь о здоровом питании младших школьников. Если вместо этого ребенок привыкнет «перехватывать» что-то на ходу, речи о сбалансированном питании быть, конечно, не может.
Хорошо, когда школьник начинают свой день питательным завтраком -например, молоком с хлопьями, чтобы справиться с утренней нагрузкой в школе. Затем — один тост, 1-2 фрукта или кусок кекса дадут им дополнительную энергию, чтобы чувствовать себя бодрыми до обеда. Сам обед желательно сделать как можно более разнообразным.
Основные правила здорового питания школьников
1-2 раза в неделю ребенку желательно есть рыбу (такие виды, как лосось, тунец, скумбрия, форель, содержат много жирных кислот омега -3, снижая риск)
1 раз в неделю — красное мясо (такое, как говядина);
1-2 раза в неделю ребенок должен есть бобовые или такие блюда, как фаршированные овощи;
в остальные дни ребенку можно давать белое мясо (например, курицу) или блюда, приготовленные из макаронных изделий.
И запомните, благом для ребёнка являются не экзотические фрукты, которые он поедает с удовольствием и в огромных количествах, а местные фрукты и овощи, выращенные в родном регионе, не соки из пакета, а сваренные мамиными руками компоты. И вообще, чем проще блюдо, тем оно полезнее для здоровья. Впору вспомнить старую русскую поговорку «Щи да каша -пища наша»
Ни для кого не секрет, что алкоголизм, токсикомания и наркомания губят не только здоровье отдельных людей, но и нарушают нормальный ритм жизни общества. Прогулы, несчастные случаи, многочисленные аварии, преступления, допускаемые людьми, употребляющими наркогенные вещества, затрудняют нормальный рабочий ритм многих производств, транспорта, создают опасность для имущества граждан, разрушают семьи, уродуют детей, наконец, ставят под удар здоровье и жизнь граждан, с которыми сталкиваются эти люди.
Алкоголизм вызывается злоупотреблением напитками, содержащими этиловый спирт. Обычно спирт действует в довольно больших дозах, исчисляемых десятками граммов. Алкоголь, прежде всего нервный яд, но он действует и на другие системы органов.
Наркоманами называют больных, проявляющих непреодолимое влечение к наркотикам; последние вызывают в малых дозах эйфорию, в повышенных -оглушение и сон. Наркомания сопровождается поражением внутренних органов, нервными и психическими расстройствами вплоть до полной деградации личности.
Глава II Технологический аспект профилактики здорового образа жизни
2.1. Вредные привычки и их профилактика
Школьный возраст — период приобщения многих детей и подростков к табаку, алкоголю, а в последнее время и к наркотикам. Очень хочется, чтобы, вступая в большую жизнь, мы безошибочно ориентировались в том, что необходимо и полезно для здоровья, а что является его коварными разрушителями.
Самое массовое, к сожалению, увлечение нынешнего поколения молодежи — курение. Ежегодно на планете превращается в сигаретный дым 5 млрд. кг табака. Но есть и другая статистика. Английские врачи подсчитали: каждая сигарета сокращает срок жизни человека на 6 мин. Думаем, что дальнейшие расчеты вы вполне можете выполнить самостоятельно.
Никотин и другие вреднейшие компоненты, попадающие в легкие с табачным дымом, замедляют рост и развитие организма, снижают сопротивляемость к инфекционным заболеваниям. Злобным возмездием для любителей табака становятся рак органов дыхания, язвенная болезнь желудка, патологическое расширение аорты и коронарный склероз. Каждый седьмой из заядлых курильщиков оказывается на операционном столе с тяжелым заболеванием кровеносных сосудов ног.
Не говоря уже о том, что для девушек курение наиболее губительно: быстро грубеет голос, портится цвет лица, желтеют зубы, интенсивно множатся морщины, возникает дурной запах изо рта. Образно говоря, вместе с сигаретным дымом улетучивается женственность, красота, организм быстро увядает.
Алкоголь — этиловый или винный спирт — относится к категории наркотических веществ. Главные его мишени — головной мозг, сердце и печень. Попадая в организм даже в небольших дозах, алкоголь угнетает все органы и системы организма, нарушает привычный биологический ритм. И происходит все это на протяжении 15 — 20 дней, так как алкоголь обладает
способностью задерживаться и накапливаться в организме. Учтите и то, что «веселящие» и «горячительные» напитки губительно влияют на половую сферу. Поклонницы хмельных застолий в 2,5 раза чаще страдают гинекологическими заболеваниями. Более 90 % детей, страдающих умственной неполноценностью, физическими и психическими пороками, рождаются у родителей, которые начали пить еще в молодые годы.
Наркотики не только безвозвратно разрушают здоровье, но и ведут к полной деградации личности. Цель жизни постепенно сводится лишь к одному: приобрести очередную порцию дурмана и забыться, медленно умирая в полусне-полубреде. Порабощение «белой смертью» ужасно потому, что, в отличие от курения и алкоголизма, преодолеть наркотическую зависимость усилием воли практически невозможно. С первого вдоха, первого укола организм человека поражается столь глубоко, что уже не в силах вырваться из цепких объятий недуга. Без целенаправленного медицинского лечения здесь не обойтись.
Наркомания существенно молодеет. Уже зафиксированы случаи выявления хронической стадии заболеваний у 8 — 9-летних детей! Все они обречены. Лишь единицы с трудом доживут до 30 — 35-летнего возраста. В последние годы у наркомании появилась «младшая сестра» — токсикомания. Арсенал классических наркотических средств пополнился снотворными препаратами, фармакологическими изделиями, средствами.
Анаболики содержат специальные синтетические произведения мужских половых гормонов. Они существенно усиливают обмен веществ в мышцах, ускоряют усвоение белков, воду и в конечном итоге стимулируют заметный рост мышечных волокон. Таким образом, появляется реальная возможность в кратчайшие сроки, взамен многих месяцев упорных тренировок, разрешить намеченные задачи «телостроительства». Казалось бы, можно радоваться, но слишком дорога цена «успеха»! Анаболики нарушают естественное развитие организма, снижают иммунитет, разрушают печень и почки, резко падает функциональный уровень центральной нервной системы. Стимулируя мышцы, анаболические препараты никоим образом не способствуют укреплению костей, связок, хрящей. Отсюда — внезапные разрывы сухожилий, поражения суставов, другие серьезные травмы.
Девушки, решившие приблизиться к заветной цели с помощью чудо-таблеток, бывают просто потрясены появлением лишнего жира на груди, неприятного серого оттенка кожи, возникновением многочисленных угрей и фурункулов. У них «ломается» голос, начинается бурный рост волос на лице, груди, руках и ногах.
Коварство «спортивных наркотиков» заключается и в другом. Все побочные явления обнаруживаются, увы, не сразу. Тем временем организм быстро привыкает к обычным порциям и начинает настойчиво требовать увеличения дозы. Резко усиливается агрессивность поведения, врачи отмечают немотивированные реакции и реактивные психозы, бытовой химии.
К сожалению, в условиях современной жизни дети, особенно подростки, попадают в ловушки различных зависимостей. Еще одна опасность кроется в чрезмерной зависимости подростков от компьютера — интернета, игр, социальных сетей.
Чрезмерное увлечение компьютером постепенно подрывает физическое и интеллектуальное здоровье, разрушает нервную систему и в итоге делает зависимого от компьютера человека не только больным, но и одиноким. Современные социальные сети, компьютерные игры онлайн, возможность приобщиться к любой, даже самой табуированной в обществе информации с помощью интернета, словно специально созданы для подростков, нервная система которых еще не окрепла окончательно, ведь детям этого возраста (12-16 лет) изначально присущи стремление к эскапизму (некоторому уходу о реальности), фантазированию, склонности выдавать желаемое за действительное и т.д. Компьютер и интернет полностью удовлетворяют эти потребности молодого человека, который с их помощью может стать кем угодно в своем виртуальном пространстве.
Кроме того, в подростковом возрасте складываются представления о нравственности, добре и зле, которые под влиянием информационного потока из компьютера и телевизора могут значительно исказиться. Вредные аспекты компьютерной зависимости нарушение зрения и осанки, работы внутренних органов, например, шум в сердце у ребёнка, тахикардия, нарушения давления, но и социальная изоляция, а в крайних случаях — психические нарушения.
Поэтому главная задача профилактики вредных привычек — это формирование у детей с самого раннего возраста установки на здоровый образ жизни.
Таким образом, для пропаганды здорового образа жизни среди учащихся в школе проводятся классные часы по темам: «Скажем, нет вредным привычкам», «Посеешь привычку — пожнёшь характер», «Школьнику о вреде никотина и алкоголя», «Влияние алкоголя и никотина на развитие организма», «СПИД и его профилактика», «Приятного аппетита!»
Школьный медицинский работник Елисеева О. проводит беседы по темам: «Курение», «Секреты здоровья», «Туберкулёз и мы». Каждый год проводятся конкурсы рисунков: «Здоровое питание», «Мы за здоровье».
2.2.Физическое воспитание и его влияние на здоровье школьника
С древнейших времен физической культуре и спорту люди придавали большое значение в укреплении здоровья, в воспитании и всестороннем развитии личности. Еще в древней Греции придавали большое значение двигательной активности детей. Древнегреческий мыслитель Платон писал о государственном обучении: «Первые 10 лет жизненного воспитания должны быть преимущественно физическими. Каждая школа должна иметь гимнастический зал и игровую площадку. Игры и занятия спортом смогут заполнить все расписание, с тем, чтобы за эти 10 лет развить такое здоровье, которое сделает всю медицину ненужной».
Доказано, что универсальное средство борьбы с болезнями — физическая культура. Так, физическая нагрузка нормализует эмоциональный тонус, повышает расход энергии, улучшает обмен холестерина, снижая, таким образом, риск заболевания атеросклерозом, а с ним и гипертонические болезни сердца. Другие средства борьбы с неблагоприятными факторами тоже нельзя сбрасывать со счетов, и все же их эффективность без использования физических упражнений подобна ношению воды в решете. Кроме оздоровительного, физические упражнения дают тренирующий эффект (повышается умственная и физическая работоспособность), а также формируют и совершенствуют физические качества и жизненно важные умения, и навыки (силу, ловкость, гибкость, быстроту, выносливость). Все это: здоровье, выносливость и двигательные умения — в большой мере обеспечивают потребности общества (необходимую трудоспособность населения) и к тому же позволяют получать удовольствие от всех проявлений нашей быстротекущей жизни — работы, отдыха, сна, самого движения. Вспомним знаменитую Спарту ( IX в. до н.э.), в которой была создана довольно суровая система воспитания. С 7 до 18 лет юноши находились в государственных учреждениях, в которых занимались в основном физическими упражнениями, закаливанием. Кроме того, они приучались переносить голод, холод, жажду, боль.
Широко использовал физические упражнения в своей практике выдающийся ученый, врач Авиценна. Он писал: «. Самое главное в режиме сохранения здоровья есть занятия физическими упражнениями, а затем уже режим пищи и режим сна».
Систематические занятия физическими упражнениями благоприятно влияют на центральную нервную систему, которая является главным регулятором всех физических и психических процессов в нашем организме. А так как в нем все взаимосвязано, то положительное влияние на нервные процессы содействует более полному раскрытию способностей каждого человека, повышению его умственной и физической работоспособности. Регулярные физические нагрузки улучшают работу сердца, легких, повышают обмен веществ, укрепляют костно-мышечную систему. Так, у юных спортсменов вашего возраста сердце в покое работает более экономно, чем у тех, кто не занимается спортом, и частота сердечных сокращений может быть меньше 60 уд./мин. Однако при больших нагрузках сердце тренированного человека может сокращаться чаще и выбрасывать за одно сокращение больше крови.
Постоянные занятия физическими упражнениями увеличивают жизненную емкость легких, подвижность (экскурсию) грудной клетки. За одно и то же время работы организм юного спортсмена.
получает и усваивает больше кислорода за счет более глубокого дыхания и лучшей доставки питательных веществ к мышцам. Вместе с тем более тренированные люди способны лучше выполнять работу и в тех случаях, когда в организме возникает недостаток кислорода — так называемая гипоксия.
Регулярные занятия физическими упражнениями улучшают телосложение, фигура становится стройной и красивой, движения приобретают выразительность и пластичность. Немаловажно и то, что у тех, кто занимается физической культурой и спортом, повышается уверенность в себе, укрепляется сила воли, что помогает достигать поставленные жизненные цели. Занимаясь физической культурой, каждый из вас лучше познает свои возможности и научится их совершенствовать. В наше время существенным образом изменились условия труда. Увеличилось количество профессий, связанных с операторским трудом, использованием компьютеров, требующих от человека большого внимания, умения выполнять сложные и точные движения, быстро ориентироваться и переключаться от одних двигательных действий к другим. Иначе говоря, в сфере трудовой деятельности увеличилось значение координационно-двигательных (психомоторных) способностей.
Овладение сложнейшей боевой техникой, осуществление двигательных операций во время армейской службы, учебы в военных училищах также требуют от человека прежде всего развития координационных способностей — умений точно управлять двигательными действиями, зачастую в условиях дефицита времени, сохранения статической устойчивости и работоспособности. Наряду с этим во многих профессиях требуется проявление таких качеств, как выносливость, сила, быстрота, ловкость, а также концентрация и распределение внимания, оперативная память и мышление, скорость приема и переработки информации и др. Вместе с тем успех во всех профессиях, в особенности таких, как строители, монтажники, шахтеры, механизаторы, фермеры и других, немыслим без развития таких волевых качеств, как целеустремленность, выдержка, самообладание, инициативность.
Регулярные занятия в спортивных кружках и секциях — надёжный путь физического совершенствования.
Три урока физической культуры в неделю лишь частично могут компенсировать потребность организма в физической нагрузке. Основная цель уроков физической культуры — научить правильным экономным движениям при выполнении ходьбы, бега, прыжков, катании на лыжах, при работе на спортивных снарядах. Основная физическая нагрузка приходится на занятия спортом. Они способствуют развитию костно-мышечной, кровеносной, дыхательной, нервной систем. Большое значение для каждого имеет правильный выбор вида спорта. При этом надо исходить не только из стремления остаться в привычной компании, но и из анатомо-физиологических предпосылок, способностей, возраста, состояния здоровья.
Важное условие успешности любых мероприятий по физическому воспитанию — не забывать, что формирование организма происходит не только во время, отведённое на зарядку, спортивные занятия и игры во дворе, но в любую минуту жизни ребёнка, когда он ест, спит или готовит уроки. Надо следить за тем, чтобы мебель была подобрана правильно, чтобы были соблюдены гигиенические правила для полноценного сна, а пища удовлетворяла требованиям по содержанию калорий, витаминов и минеральных солей.
Для подавляющего большинства подростков наилучшими видами спорта являются плавание, катание на лыжах, коньках, спортивные игры. При этих видах спорта в движение вовлекаются почти все мышечные группы тела, что способствует гармоническому развитию организма.
Учащиеся нашего лицея активно посещают школьные и городские
спортивные секции. В лицеи работают секции: ОФП – 1 класс; ОФП-5 класс ; Волейбол- 7 класс; волейбол -10-11 класс; волейбол — 9 класс. В общей сложности посещает – 93 человека (15%).
Городские секции: легкая атлетика, акробатика, футбол, борьба, настольный теннис, аэробика, бокс, каратэ, фигурное катание, хоккей, баскетбол, лыжная секция, «Антей». Их посещает 168 человек (28%) Таким образом в спортивных секция задействовано 261 человек (43%).
Для активного физического воспитания в школе проводится следующие мероприятия:
1. » Осенний кросс»;
2. «Президентские соревнования»;
3. «Первенство по футболу»;
4. «Первенство по волейболу»;
5. Участие в городской игре «Зарница»;
6. «Президентские игры»;
7. «Первенство по баскетболу»
Ведётся работа спортивных секций по баскетболу, волейболу. Проходят спортивные соревнования по баскетболу, волейболу, футболу, пионерболу.
Проводится совместная работа с ДЮСШ, где ребята занимаются в спортивных секциях: «Футбол», « Волейбол», «Акробатика», «Легкая атлетика». В ДЮСШ «Олимп» работают секции «Настольный теннис», «Аэробика», «Футбол».
Часто приходится слышать расхожее мнение: если хочешь быть здоров -занимайся физкультурой. С этой точкой зрения невозможно не согласиться, потому что она совершенно справедлива. Никогда не поздно приобщиться к физкультуре. И эффект будет, безусловно, положительным.
В 11 классе, где 29 человек (мальчиков — 13, девочек — 16) было проведено анкетирование. В анкету входили вопросы:
Ведешь ли ты здоровый образ жизни?
Занимаешься ли ты в спортивных секциях?
Как относишься к тесту на наркотики?
На первый вопрос ответили «Да» — 26 чел.(89%), «сомневаюсь ответить» — 3чел.(10%).
На второй вопрос – «Да» — 15 чел.(51%), «Нет» — 14 чел.(48%).
На третий вопрос – «Да» -3 чел.(10%), «Нет» — 26 чел.(89%).
На четвертый – «Да» — 4 чел.(14%), «Нет» -25 чел.(86%).
На пятый вопрос – «Положительно» -29 чел.(100%), «отрицательно» — 0.
Из тестирования можно сделать вывод, что в основном ребята ведут активный, здоровый образ жизни. Здоровье легче сохранять и поддерживать на хорошем уровне, чем укреплять пошатнувшееся. Да и экономически это дешевле и проще.
2.3. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе
В старину говорили: «Здоровье приходит золотниками, а уходит пудами». Это значит, что стать здоровым можно постепенно, а вот потерять здоровье можно сразу. Основными причинами роста заболеваемости принято считать ухудшение материального положения семей, недостатки в системе здравоохранения и несбалансированность питания.
Наряду с семьёй и системой здравоохранения не малая ответственность за здоровье детей несут органы образования. Высокий уровень патологии у школьников указывает на приобретённость проблемы здоровья подрастающего поколения. Решить данную проблему одной медицине не под силу, поэтому значительную часть работы взяли на себя образовательные учреждения.
Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками.
Учёные считают, что продолжительность активного внимания, например, первоклассников составляет 15-20 минут. После 30-35 минут непрерывных занятий у них резко падает работоспособность: интенсивность работы снижается на 37 %, а качество её — на 50%. При этом около 50% учащихся начинают отвлекаться от работы.
Исследуя данную тему, я проанализировала ситуацию в моём Лицеи. Для соблюдения валеологических принципов и требований СанПиНа в школе присутствует ростомерная мебель, соблюдается тепловой режим, горячее питание. Ученики 1-го, 2-го,5 -го, с 7 по 11 класс обучаются в первую смену, ученики 3-го, 4-го, 6- го класса обучаются во вторую смену. Урок длится 35 минут у 1-го класса, по 45 минут 2-11 классы, в 1-ых классах проводится динамическая пауза. В начальных классах, а также учителя старшего звена проводят физкультурные минутки на уроках, следят за осанкой учащихся.
Физкультурные минутки — кратковременные перерывы на занятиях (1-3
минуты) для проведения физических упражнений, связанных с длительной
статической позой учащихся. Их цель проведения — предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки.
Физкультурные минутки делятся на следующие виды:
1. Оздоровительные: Общеразвивающие упражнения;
Подвижные игры (уроки иностранного языка, факультативы); Танцевальные; Ритмические; Гимнастика для глаз; Двигательно-речевые.
2. Познавательные: Дидактические игры с движениями; Двигательные действия и задания Развивающие игры.
Гимнастика для ума (с использованием физкультурного мяча, кегли и
Оригинальные движения (придумывание названия выполняемым движениям);
Сюжетно — ролевые игры;
Для первоклассников проводят динамическую перемену — организованная форма активного отдыха на открытом воздухе. Длительность динамической перемены — 30 минут, она включает следующее:
1. Подготовка организма к длительной деятельности. Построение, ходьба, бег, общеразвивающие упражнения в игровой форме. Длительность -6-8 минут.
2. Подвижные игры, спортивные игры и упражнения, самостоятельная игровая деятельность. Длительность — 22 — 25 минут.
3. Построение, спокойная ходьба, упражнения на внимание, подведение итогов. Длительность-4-6 минут.
Уроки физической культуры по легкой атлетике, спортивным и подвижным играм, лыжной подготовке проводятся на свежем воздухе в соответствии с температурным режимом и погодными условиями. Такие уроки закаливают организм учащихся и укрепляю их иммунитет.
Ежегодно в Лицеи проводится вакцинация от гриппа, что снижает процент заболеваемости учащихся во время эпидемии.
Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в сою очередь способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Анализ данных показывает, что в школе забота о здоровье подрастающего поколения включает в себя профилактическую работу (профилактика заболеваний и вредных привычек), а также приобщение учащихся к занятиям физической культурой и спортом.
Здоровье — это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой.
Проводя анализ моих исследований, я узнала, что в школе большое внимание уделяется здоровью и здоровому образу жизни. В школе есть медицинский работник, которая проводит беседы по темам: «Курение», «Личная гигиена», «Секреты здоровья», «Туберкулёз и мы», «Здоровое питание». Её главная задача следить за охраной здоровья учащихся, а также соблюдений норм СанПиНа и вакцинация. Ежегодно в школе проходят медицинские осмотры учащихся. На каждого учащегося школы заведена личная медицинская карта и карта прививок.
Для соблюдения валеологических принципов и требований СанПиНа в школе присутствует ростомерная мебель, соблюдается тепловой режим, учителя активно используют на уроках здоровьесберегающие технологии, учащиеся охвачены 100% горячим питанием. Ученики 1-го класса обучаются в первую смену. Урок длится 35 минут у 1-го класса, по 40 минут 2-11 классы. У первоклассников проводят динамический час.
На уроках биологии среди учащихся 8-9 классов проходит защита рефератов на тему: «Влияние алкоголя и никотина на развитие организма»
В целях профилактики вредных привычек классными руководителями и социальным педагогом проводятся классные часы на темы: «Основные понятия о здоровье», «СПИД и его профилактика», «Школьнику о вреде никотина и алкоголя», «Скажи, нет вредным привычкам». Организовываются конкурсы рисунков — плакатов на темы: «Полезные привычки человека» и «Вредные привычки человека», «В здоровом теле — здоровый дух!»
Очень много мероприятий проводится для формирования сильного и выносливого человека. Уроки физической культуры компенсируют потребность организма в физической нагрузке, а также домашние занятия физическими упражнениями (приложение №2). Для физической активности учащихся организованы: осенний кросс; президентские соревнования; первенство по футболу и волейболу; игра «Зарница»; «Весёлые старты», между родителями и учащимися; спортивные соревнования по баскетболу, волейболу, футболу, пионерболу.
ДЮСШ предлагает детям занятия в секциях волейбола, футбола, легкой атлетики, аэробики, каратэ. «Ледовый дворец» предлагает заниматься фигурным катанием, хоккеем.
Наблюдая за учащимися нашей школы во внеурочное время, я вижу, что учащиеся нашего лицея ведут активный образ жизни. Участвуют в соревнования городского, областного и всероссийского уровня, где показывают высокие результаты, а те ребята, кто не достиг высоких результатов стараются вести здоровый образ жизни.
В нашей школе создаются все условия для сохранения здоровья учащихся, ведётся активная пропаганда здорового образа жизни.
1. Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. — СПб.6 «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.
2. Ковинько Л.В. Растим здоровых, умных и добрых: воспитание младшего школьника: Пособ. для средн. и высш. педагогич. учебн. заведений, преп. начальн. классов и родит. — М.: Издательский центр «Академия», 1996 г.
3. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии: Учеб. пособие для 9 — 10 кл. сред, шк.: Факультатив, курс. — М.: Просвещение, 1998 г.
4. Коростелёв Н.Б. 50 уроков здоровья, М.: Дет. лит., 1991 г.
5. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр » Академия «, 2001г.
6. Маюров А.Н., Маюров ЯЛ. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле -здоровый дух: Учеб. пособие для ученика и учителя. 7-11 классы. Кн.1. — М.: Педагогическое общество России, 2004 г.
7. Михайлова Е.И. Физкультура для спецгрупп // Первое сентября. Здоровье детей. 2005. № 5.
8. Новая популярная медицинская энциклопедия /Покровский В.И. — М.: «ООО Издательство «Энциклопедия», 2004.
9. Санитарные правила СП 2.4.2.782-99 Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений.
10. ПедСовет, №1/ 2004 г.
11. ПедСовет, №3/ 2004 г.
12. ПедСовет, №5/ 2004 г.
13. Ушакова О.Д. Откуда пришли слова: Этимологический словарик школьника. — СПб.:Издательский Дом «Литера», 2008.
14.Физическая культура: Учеб. Для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений/ В.И. Лях, Л.Е. Любомирский, Г.Б.Мейксон и др.; Под ред. В.И.Ляха и др.-4-е изд.-М.: Просвещение, 2001.-155с.
15. Физическая культура: Учеб. Для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений/ В.И. Лях, А.А. Зданевич; под общ. ред, В,И, Ляха.-2-е изд. — М: Просвещение, 2007. — 237 с.
16. Ягодинский В.Н. О вреде никотина и алкоголя: Кн. для учащихся. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение. 1996 г.
17. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Медицина/Сост. Н.Ю. Буянова и др ООО «Фирма «Издательство ACT », 1999.
• поставить ноги вместе, встать на носки, присесть, затем медленно подняться, руками сначала упираться в пол, а затем поднять их над головой, потянуться вверх, проделать все в обратном направлении (4-6 раз);
• поставить ноги на ширине плеч и положить руки на пояс, выполнять вращательные движения головой, наклоны вправо и влево, вверх и вниз, к плечам, (1 минута);
• оставить ноги на ширине плеч, встать на носки и опуститься, одновременно сжать и разжать кулаки (1 минута);
• ноги на ширине плеч, руки на поясе, совершать вращательные движения плечами вперед и назад (10-20 раз);
• аналогично предыдущему, только вращать прямые руки (10-20 раз);
• «ножницы» руками перед собой и над головой (по 10-20 раз);
• расставить ноги чуть шире, наклоняться вправо, правая рука скользит по правому бедру, левая достает до левой подмышечной впадины (10-20 раз в каждую сторону);
• поставить ноги на ширине плеч, поднять руки над головой, нагибаться вправо и влево (10-20 раз в каждую сторону);
• ноги на ширине плеч, поднять согнутые руки параллельно полу на уровень груди, поворачиваться поочередно в каждую сторону, сохраняя таз в неподвижном состоянии (10-20 раз в каждую сторону);
• расставить ноги чуть шире, наклоняться вперед и назад (10-20 раз в каждую сторону);
• расставить ноги на ширине плеч, поднять правую руку ладонью вверх и согнуть ее в локте за головой, наклониться влево и достать локтем колена (10-20 раз в каждую сторону);
• держась за опору выполнять махи ногой с согнутым коленом вперед, назад и в сторону (10-20 раз в каждую сторону);
• аналогично предыдущему, только махи выполнять прямой ногой (также 10-20 раз);
• поставьте ноги вместе, приседать (10-20 раз);
• расставить ноги на ширине плеч, делать большой шаг вперед то одной, то другой ногой, держаться за опору (10-20 раз каждой ногой);
• сидя на краю стула, подтянуть ноги к животу, обхватить их руками, держать спину прямо, затем выпрямлять то одну, то другу ногу (10-20 раз каждой ногой);
• лежа на спине, отрывать плечи от пола (10-20 раз);
• аналогично предыдущему, только отрывать одновременно и плечи и ноги (10-20 раз);
• полулежа, опершись руками на предплечье, поднять прямые ноги на 10-15 сантиметров над полом и отводить то в одну, то в другую сторону (10-20 раз в каждую сторону);
• лежа на спине, поднять ноги на 10-15 сантиметров над полом и делать «ножницы» (10-20 раз);
• лежа на спине, «езда на велосипеде» (10-20 раз);
• лежа на спине, согнуть ноги и поставить стопы на пол, поднимать и опускать таз (10-20 раз);
• лежа на боку, согнуть колени под углом 45 градусов, поднимать колени на 10-15 сантиметров над полом (10-20 раз на каждом боку);
• аналогично предыдущему, но поднимать одновременно и колени и верхнюю часть тела (10-20 раз);
• упор лежа, ладони стоят точно под плечами, можно поставить ноги на носки, можно на колени, все тело должно составлять прямую линию (1 минута);
• отжимания с колен или с носок (10-20 раз);
• упор лежа, но то на одной, то на другой руке (1 минута на каждой руке);
• сидя на полу, ноги прямые, достать пальцами рук пальцев ног, задержаться в этом положении (1-2 раза);
• стоя на четвереньках выгибать и прогибать спину (10-20 раз в каждую сторону);
• стоя на коленях, садиться то по одну сторону пяток, то по другую (10-20 раз в каждую сторону);
• стоя, расставить ноги на ширину плеч, хлопать в ладоши то перед собой, то за спиной (10-20 раз);
• встать на расстоянии 10-15 сантиметров от стены, опереться о стену спиной и головой, опускаться и подниматься (10-20 раз);
• ноги на ширине плеч, поднимать руки через стороны и опускать, делать вдохи и выдохи (4-6 раз).
Источник