Вредит ли учеба здоровью?
Как гласит народная мудрость, ученье – свет, а неученье – тьма. Издавна считалось, что именно тяга к знаниям способна развивать личность, профессионализм, технологии и другие отрасли. Если человек длительное время не работает или не учится, то его навыки теряют былую эффективность, он начинает деградировать. Многие ли задумывались, как учеба отражается на состоянии здоровья, эмоциональном состоянии индивида? На самом деле, учеба в школе СУЗе или ВУЗе имеет «две стороны медали»: полезную и вредную.
Как гласит народная мудрость, ученье – свет, а неученье – тьма. Издавна считалось, что именно тяга к знаниям способна развивать личность, профессионализм, технологии и другие отрасли. Если человек длительное время не работает или не учится, то его навыки теряют былую эффективность, он начинает деградировать.
Что приносит с собой учеба
Многие ли задумывались, как учеба отражается на состоянии здоровья, эмоциональном состоянии индивида? На самом деле, учеба в школе, СУЗе или ВУЗе имеет «две стороны медали»: полезную и вредную.
Польза образования
Во время обучения человек активирует работу мозга: он концентрируется на конкретных вещах, разбирается в материалах, учится работать с информацией, вырабатывает определенные навыки.
Чем полезно обучение
Обучение предполагает постановку цели и ее достижение. При таком подходе индивид учится планировать свои действия, выбирать наиболее оптимальный вариант решения проблемы, иметь при себе альтернативный вариант, анализировать ситуацию.
В ходе обучения студенты получают основной материал в форме лекций. Как правило, там разъясняются сложнейшие или ключевые моменты в рамках конкретной дисциплины. Здесь закладывается фундамент или раскрывается алгоритм действий. На лекциях не нужно самостоятельно работать: достаточно вникать в материал и мотать его на ус.
На семинарах же учащиеся должны показать, что они усвоили и чему научились. Здесь они отвечают на конкретные вопросы, заранее подготовив ответ.
Таким образом, обучение позволяет студентам развить такие способности, как анализ и оценка ситуации, планирование действий, усидчивость, концентрация внимания, самостоятельность и организованность и пр.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Вред обучения
Несмотря на то, что обучение в школе, СУЗе или ВУЗе прививает новые знания и навыки, образовательный процесс привносит в жизнь учащихся ряд неудобств. В некоторых случаях обучение может вредить здоровью студентов и школьников.
Негативные черты образовательного процесса выглядят следующим образом:
- Переутомление из-за высокой нагрузки
Данная отрицательная черта возникает в основном по вине учащегося, когда он не следит за собственным временем и откладывает дела на «завтра». Если не делать все вовремя, то в один день на плечи студента рухнет груда нерешенных задач. Для ликвидации проблем ему придется просидеть достаточно длительное время за работой, которую можно было решить поэтапно.
Просидев всю ночь или несколько часов за одним и тем же делом, мозг теряет работоспособность, устает, голова становится тяжелой (появляется головная боль) и плохо усваивает новую информацию. Если злоупотреблять подобными действиями, то можно заработать невроз, расстройство ЦНС и пр.
- Утрата зрения или ухудшение состояния здоровья
Если студент страдает офтальмологическими отклонениями, то необходимо тщательнее подбирать рабочее место (ряд, парта и пр.). В школе обычно учеников рассаживает учитель, но если он не учтет всех требований (медицинский показаний и пр.), то состояние здоровья ученика может ухудшиться (например, зрение может испортиться еще больше).
Также, если на физкультуре учащийся не будет соблюдать рекомендаций врача (при наличии у него хронических или иных заболеваний), то он может усугубить свое положение.
Студенты привыкли перекусывать на бегу. Множество событий, серьезная учебная нагрузка способны привести к изнеможению или отсутствию свободного времени. Несвоевременное или неполноценное питание сказывается не только на работе головного мозга, но и иммунной системе. Поэтому неправильное питание может вызвать сбой в работе ЖКТ, частые ОРВИ и пр.
Самый страшный враг любого учащегося – стресс, паника и страх. Эти состояния буквально парализуют студентов и школьников. Порой на экзамене они не могут дать ответ даже на простейший вопрос. Из-за стресса учащиеся становятся рассеянными, неорганизованными, забывчивыми, может быть нарушен сон.
Таким образом, учеба или образование двояко сказываются на здоровье студентов и школьников. Чтобы минимизировать вредное воздействие, необходимо грамотно пользоваться принципами тайм-менеджмента.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Источник
Вредна ли школа для здоровья?
О том, что с поступлением в школу на ребенка падает огромная, временами непосильная нагрузка, говорят много и давно. Еще 20 лет назад страна распевала: «Загружать все больше нас стали почему-то, нынче в школе первый класс вроде института. «
Но в последние годы тема эта стала звучать все чаще. Согласно данным Минсоцздравразвития. 70% детей перед приемом в первый класс относительно здоровы, а к моменту окончания школы 45-50% уже имеют хронические заболевания. Причин тому специалисты называют несколько, а самые важные из них -неподвижный образ жизни и стрессы. В младшей школе дефицит двигательной активности у детей составляет, по подсчетам физиологов. 35-40%, а в старшей — уже около 80%. Посудите сами: в старшей и средней школе общее время занятий, включая уроки, факультативные занятия и домашнюю работу, составляет в среднем 9,5 часа. Прибавьте сюда неизменные 1,5 часа перед телевизором — и в итоге 11 часов в день подросток проводит без движения.
Другая, не менее серьезная причина ухудшения здоровья детей связана с тем, что медики называют «стрессом ограничения времени», в котором ребенок ежедневно находится на протяжении долгих 11 лет. Во время опросов самым частым ответом на вопрос «что тебя беспокоит?» у школьников был «не хватает времени».
Почему так происходит?
Что говорят по этому поводу законы? Разве допускают они столь серьезные нагрузки на детский организм?
«Если сравнивать реальные нагрузки и принятые нормативы Санитарных норм и правил, которые регламентируют учебную и внеучебную нагрузку школьников, — говорит Марьяна Безруких, д. б. н., директор Института возрастной физиологии, — то, разумеется, перегрузка есть и в школе, и занятиями вне школы. Хотя, надо иметь в виду, что эти нормативы прописаны «в часах», и никак не учитывается адекватность нагрузок возрасту, их интенсивность, информационная насыщенность и т. п. А ведь, как правило, уже с первого класса у малышей бывает не четыре, а пять (иногда и шесть) уроков, которые в расписании обозначены как факультативы или занятия по выбору, но обязательны для всех. И домашние задания задаются буквально с первых дней, а на приготовление уроков уходит не менее 1,5 часа».
Особенно тяжело учиться в тех школах, в которые так стремится отдать своих детей большинство родителей. Речь идет о «специальных», с углубленным изучением разных предметов, в лицеях и гимназиях. «Рабочий день у этих детей в основной и старшей школе, — рассказывает Марьяна Безруких, — не меньше Фактически дети не гуляют, не отдыхают, у них нет времени на чтение, занятия спортом и т. п. Нередко малыши занимаются и музыкой, и иностранным языком, и спортом, все рассчитано по минутам, а уроки — вечером, когда нет сил. Исследования, которые ведутся в нашем институте, показывают, что уроки дети готовят, как правило, вечером, когда они утомлены и эффективность работы очень низка. Многие дети не только пропускают прогулки (а они должны гулять не меньше 2,5 часа в день, а еще и недосыпают
В чем причины перегрузок
Но дело даже не только в том, что учеба занимает слишком много времени. А еще и в том, что в это время в детскую голову пытаются вложить как можно больший объем информации. Чем дальше, тем больше появляется знаний, которые нужны образованному человеку. И школа идет по самому простому пути — просто «подклеивает» новые знания к старым, не меняя самой формы преподавания. «Существующая система обучения, — комментирует Марьяна Безруких, — это система репродуктивного знания, то есть зазубривания, порой бессистемного заучивания — самая затратная по времени и силам. И самая неэффективная. В процессе обучения не учитываются ни возрастные, ни индивидуальные особенности развития ребенка, его познавательной деятельности. А ведь это главное условие сохранения физического и психического здоровья».
Еще недавно считалось, что вся беда в том, что в классе много детей. Но, как показывают современные исследования европейских ученых, оптимальное количество учеников в классе — 25 человек. При этом у ребенка появляется достаточно контактов с другими, а дети на самом деле идут в школу не за знаниями, а именно за контактами. Но вот учителя при возрастающем потоке информации работают по старинке, то есть стоя перед классом и рассказывая предмет. У большинства из них нет навыков действительно интерактивного общения, творчества, исследовательской работы, причем с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка. Например, мало кто понимает, что чтение и письмо на скорость приносят один вред. Физиологи давно говорят о том, что такое форсирование приводит к обратному результату: формирование этих важных навыков замедляется. И это уже не говоря о том, что у ребенка пропадает охота и читать, и писать. Возможно, причины в том, что педагогическое образование не предполагает серьезного изучения возрастной физиологии детей. Учителя хорошо знают свой предмет и не знакомы с особенностями ребенка этого возраста.
«Разговаривая с родителями, — рассказывает Марьяна Безруких, — я вижу, как они усугубляют ситуацию. Например, заставляют даже младшеклассников дополнительно заниматься с репетиторами. Это происходит уже с первого класса! Многие родители бывают слишком жесткими с детьми. Например, мама первоклассницы жалуется: «Дочь скатилась с «квадратиков» на «черточки» (в их школе специально не ставят оценок в первом классе, но маму это не останавливает), поэтому в наказание я запрещаю ей брать с собой в школу игрушки. » Это настоящая родительская безграмотность!»
Что планируется изменить?
Уже несколько лет продолжается реформа школы. Некоторые из изменений видны всем: например, внедрение ЕГЭ, споры о котором не утихают. Или обещанный переход на систему образования, вызывающий не меньше обсуждений. Другие касаются подготовки учителей — так, уже совсем скоро учителям будет дана возможность не реже, чем раз пять лет, проходить учебу, повышать квалификацию, для этого разрабатывается система бюджетных сертификатов. В марте Госдума планирует рассмотреть закон «Об образовании», касающийся всех ступеней образования. Министерство образования и науки РФ разработало проект «Наша новая школа», который сейчас активно обсуждают педагоги. В нем речь идет и об изменении подготовки учителей, и о внедрении новых технологий в обучение — интерактивные доски и парты, дистанционное образование, электронные дневники.
Что же касается уменьшения нагрузки на школьника, здесь решения пока не найдено. Врачи настойчиво ведут разговоры о здоровьесберегающих технологиях обучения, о том, что надо обязательно увеличивать количество часов физкультуры, а помимо нее внедрять в занятия двигательные, активные элементы. Кроме того. образовательные программы обязательно надо тестировать на предмет их безопасности для здоровья детей. потому что некоторые «продвинутые» методики наносят вред.
Не так давно на популярном педагогическом портале появилась информация о возможных переменах в средней школе: что в недалеком будущем в первой половине учебного дня дети будут изучать три обязательных предмета (бесплатно), а во второй половине — все, что не входит в обязательную программу и оплачивается дополнительно (труд, музыка, физкультура и т. д.). Информация вызывала бурную реакцию и не была подтверждена официальными организациями. Но она спровоцировала дискуссию о том, надо ли отделять «серьезные» и «второстепенные» предметы по времени. «Ни в коем случае, — считает Марьяна Безруких, — заниматься такими предметами, как математика, русский, физика, несколько часов подряд очень трудно. Даже взрослому трудно так переключаться с одной серьезной мыслительной деятельности на другую. Поэтому необходимы перерывы в виде той же физкультуры или музыки!»
Что же делать нам, родителям? Во-первых, — и самое главное — не нагнетать обстановку и не усиливать и без того сложное состояние перегрузки школьника. Не спешите с учебой, отдавайте в школу не раньше, чем в шесть с половиной лет — по мнению медиков, до этого времени мозг еще не готов к систематической учебе. Прежде чем вести ребенка на занятия в секцию или нанимать ему репетитора, посоветуйтесь с врачом, с психологом и с учителем. Помните, что ребенка ни в коем случае нельзя лишать «благословенного безделья» — времени, когда он может вообще ничем не заниматься. И, наконец, старайтесь как можно больше свободного времени проводить вместе — гуляйте, занимайтесь спортом, играйте, рассказывайте друг другу истории. Чем более любимым и нужным будет чувствовать себя ребенок дома, тем легче будет ему учиться.
Источник
Как школа вредит здоровью детей
Специалисты выяснили, что наибольший урон детскому здоровью наносит школа. За время обучения в школе у детей падает зрение, нарушается осанка, развивается сколиоз (рост в 3-4 раза), отмечается высокий уровень поражения кариесом. «У каждого четвертого ребенка проблемы с желудком, у каждого пятого — заболевания сердечно-сосудистой, мочеполовой, эндокринной и других систем», — сказала директор департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Минздравсоцразвития РФ Ольга Шарапова.
ПО ТЕМЕ
Ученик получил сотрясение мозга за лыжи
Школьникам в еду подсыпали медикаменты
Учитель продавал школьникам эротику
По ее словам, в целом по России не менее 60% учащихся имеют ту или иную патологию, только 14% страршеклассников могут считаться абсолютно здоровыми. До 80% выпускников школ по состоянию здоровья не могут выбрать ряд профессий, свыше 40% ребят допризывного возраста не соответствуют требованиям, предъявляемым армейской службой.
Больше всего на здоровье школьников влияет интенсивность образовательного процесса и увеличение количества стрессовых ситуаций, связанных с учебой. Кроме того, современные дети легко увлекаются сигаретами и алкоголем. Отсутствие физической активности и недостаточный рацион питания в школах также не способствуют укреплению здоровья.
Глава департамента Минздравсоцразвития также отметила, что в России следует ужесточить наказание за жестокое обращение с детьми и неисполнение родительских обязанностей.
«В нашем законодательстве на этот счет есть пробелы. К сожалению, до сих пор юристы не дали четкого определения, что понимается под жестоким обращением с детьми. Размер административного штрафа (статья 156 УК) за неисполнение обязанностей по воспитанию детей при жестоком обращении с ними может составлять 40 тысяч рублей, в то время как штраф за жестокое обращение с животными (статья 245 УК) — до 80 тысяч рублей», — цитирует РИА «Новости» Шарапову.
Источник