Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни
Олеся Логвинова
Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни
Логвинова Олеся Юрьевна
инструктор по физической культуре
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №31 «Журавлик» Старооскольского городского округа
Белгородская область, город Старый Оскол
Logvinova Olesya Yurievna
physical education instructor
Municipal budget preschool educational institution kindergarten №31 «Crane» Stary Oskol urban district Belgorod region, Stary Oskol city
Аннотация: формирование здорового образа жизни осуществляется в процессе занятий, режимных моментов, прогулки, в игре, в трудовой деятельности.
Abstract: the formation of a healthy lifestyle is carried out in the process of classes, regime moments, walks, in the game, in the workplace.
«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» — считал В. А. Сухомлинский. Жизнь в 21 веке ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранение здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Наши дети — это наше будущее. Наша Родина только тогда будет сильной, процветающей и конкурентоспособной страной, когда будет здоровым её подрастающее поколение. Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. Как укрепить и сохранить здоровье детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка? Как привить навыки здорового образа жизни? Кода это начинать? Как помочь подрастающему ребёнку реализовать своё право на здоровье и счастливую жизнь? Ответ волнует как педагогов, так и их родителей. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот в этот период идёт интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Вот почему, так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте. Формирование потребности в здоровом образе жизни должно вестись легко и незаметно, ненавязчиво, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны, как взрослого, так и ребёнка. Для формирования здорового образа у дошкольников необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группах детского садика проводится утренняя гимнастика, цель которой — создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу старшего дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни».
Большое значение для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группах, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры младших дошкольников организует воспитатель, а в старшем возрасте такие игры чаще всего организуют сами дети. Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми дошкольного возраста проводятся специальные физкультурные занятия. Их цель обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности. В детском саду постоянно осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья детей, проводятся профилактические мероприятия для его укрепления. Развитие интереса к разным видам спорта осуществляется через спортивную работу: утренняя гимнастика; корригирующая гимнастика после сна; спортивные игры; спортивные досуги, праздники; подвижные игры на прогулке. Укрепление здоровья, закаливание организма проходит через разные виды оздоровительной работы: дыхательная гимнастика; корригирующая гимнастика (плоскостопие, осанка). Разнообразные физкультурные занятия положительно влияют на физическое развитие детей: игровые; сюжетные; прогулка-поход; эстафеты-соревнования.
Реализую работу по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ, осуществляю через занятия, режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность. Используются следующие методические приёмы: рассказы и беседы воспитателя; заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры—тренинги; подвижные игры; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки. В работе с семьей используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы:
Дни открытых дверей: родители могут присутствовать на любом оздоровительном и физкультурном занятиях, на утренней гимнастике, ознакомиться с формами оздоровительной работы в ДОУ;
Дни здоровья, совместные праздники и развлечения. Целью таких мероприятий является пропаганда здорового образа жизни. Вовлечение родителей в такие формы досуга, когда они вместе с детьми бегают, прыгают, соревнуются, полезно всем, а особенно детям — это создаёт хороший эмоциональный настрой и дарит огромную радость от взаимного общения;
Изготовление нестандартного физкультурного -оборудования, зимних построек на участке детского сада. Выпуски семейных газет «Путь к здоровью»
Встречи за круглым столом, родительские собрания с привлечением специалистов ДОУ и медицинских работников;
Совместные походы и туристические прогулки на природу; Индивидуальные педагогические беседы и консультации, по вопросам здоровья;
Наглядная информация даёт возможность приобщить родителей к вопросам физического воспитания. При проведении работы используют положительную оценку, похвалу, поощрение.Известно: похвала подстегивает, а сердитое слово, наоборот, обижает. Практика показывает, что мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня,правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми. Находясь в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, обширное умывание прохладной водой, босоножье, сон при открытой форточке, активное занятие физкультурой на воздухе — всё это моменты закаливания, которые активно используются в работе по формированию ЗОЖ. Итак, процесс формирования здорового образа жизни дошкольников связан сформированием привычки к чистоте, соблюдению гигиенических требований, с подвижным образом жизни, представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека. Формирование здорового образа жизни осуществляется в процессе занятий, режимных моментов, прогулки, в игре, в трудовой деятельности.
1. М. Бабунова Дошкольная педагогика. Учебное пособие. ТЦ. Сфера, 2007 г.
2. Л. В. Кочеткова. Оздоровление детей в условиях детского сада. Москва. Просвещение. 2005 г.
3. Н. И. Крылов. Здоровье — сберегающее пространство ДОУ. Волгоград. Учитель, 2009.
4. О. Н. Моргунова Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005 г.
5. Е. И. Подольская. Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 5–7 лет. Волгоград. Учитель, 2010 г.
6. К. К. Утробина. Занимательная физкультура в детском саду. М. Просвещение, 2003 г. Т. 7. Т. А. Шорыгина «Беседы о здоровье». Методическое пособие. Творческий центр «Сфера», Москва, 2004 г.
Формы работы с родителями по формированию здорового образа жизни Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития.
Формы и методы работы в воспитании у дошкольников понятий и ценностей здорового образа жизни Сегодня в дошкольном образовании особую роль играет формирование культуры здоровья детей. Современное дошкольное образовательное учреждение.
Перспективный план работы по формированию навыков здорового образа жизни у дошкольников на 2018–2019 учебный год Сентябрь. «Добрый доктор». 1. Сюжетно-ролевая игра: «Осмотр у доктора». Цель: Учить различать и называть основные части тела человека (голова,.
Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни Младшая группа Сентябрь Тема: Ребёнок и здоровье 1. Игра — занятие «Помоги Зайке сберечь здоровье» Цель: Формировать у детей первоначальные.
Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 1 часть Для детей. • Формировать предпосылки здорового образа жизни. • Продолжать развивать и совершенствовать культурно-гигиенические навыки. •.
Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 2 часть Полезные продукты. Задачи. Уточнить знания детей о полезных продуктах, рассказать о пользе фруктов и овощей для здоровья человека. Закрепить.
Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 3 часть Чтобы зубки не болели. Задачи. Дать элементарные знания о строении зубов и о профилактике их заболеваний. Научить детей заботиться о своих.
Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 4 часть Вот, Я какой. Задачи. Различать и называть части тела. Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказывать помощь друг другу. Дидактические.
Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во 2 младшей группе. 5 часть Здоровье в движении. Задачи. Расширять представление детей о том, что здоровье человека зависит от его движений. Поддерживать интерес к.
Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни (вторая младшая группа) Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни. Второй младшей группы № 3. Месяц Тема Содержание и формы работы.
Источник
ФОРМИРОВАНИЕ ЗОЖ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация на тему
Консультация для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_zozh_u_deteydoshkolnogo_vozrasta.docx | 29.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЗОЖ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями, формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.
Следует особо отметить отсутствие у детей очень важных психо-физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Вследствие этого, крайне важно, планировать работу так, чтобы бы происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном будет способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов (особенности семейного воспитания, наследственная предрасположенность, социальные условия и др.).
Задачи работы по формированию здорового образа жизни дошкольников:
- формировать представления о том, что быть здоровым — хорошо, а болеть — плохо; о некоторых признаках здоровья, о полезных и вредных привычках;
- привить необходимые санитарно-гигиенические навыки;
- воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть больше овощей, фруктов; не злиться и не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;
- развивать умение заботиться о своем здоровье, здоровье близких;
- вырабатывать навык правильной осанки;
- обогащать знания детей о физической культуре в целом.
Каждый ребенок должен понимать, как важно с детства избегать факторов риска для здоровья, выбрать стиль поведения, не наносящий ущерба физическому и психическому состоянию. Снижению риска развития хронических заболеваний способствует и изменение образа жизни родителей (отказ от курения и алкоголя, употребление здоровой пищи, обогащенной витаминами, увеличение физической активности, общение с природой).
Работа по укреплению и профилактике заболеваний будет успешна лишь при активном взаимодействии родителей, детей и сотрудников дошкольных учреждений.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
- занятия физкультурой, прогулки;
- рациональное сбалансированное питание, обогащенное природными витаминными комплексами, добавками , соблюдение правил личной гигиены; закаливание, создание условий для полноценного сна;
- организация периода адаптации к ДОУ, щадящего режима за счет сокращенного дня, увеличения времени пребывания на открытом воздухе в форме активных игр, использование общеукрепляющих средств;
- использование немедикаментозных методов профилактики (оптимизация условий воспитания и обучения, питания, физического воспитания, формирование навыков здорового образа жизни, применение фито- и аэро-терапии и др.);
- профилактические мероприятия в период сезонного повышения острой заболеваемости (кварцевание помещений раз в день, ежедневная влажная уборка с применением дезинфицирующих средств, индивидуальная профилактика);
- организация летнего оздоровительного отдыха с максимальным пребыванием на улице и использованием природных источников здоровья (открытые водоемы, разнообразные циклические упражнения в облегченной одежде в оптимальном двигательном режиме и др.);
- формирование понятия «не вреди себе сам»
Правильная организация воспитательно-образовательной и оздоровительной работы предусматривает строгое соблюдение возрастного режима занятий, построение занятий с учетом динамики работоспособности детей, рациональное использование наглядных пособий, обязательное выполнение гигиенических и санитарных требований, предъявляемых к помещениям образовательных учреждений (режимы — световой, звуковой и воздушный, цветовое оформление).
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребенка, движениям принадлежит едва ли не основная роль. От степени физической активности во многом зависят развитие двигательных навыков, успешность усвоения информации, память, восприятие, эмоции и мышление. Применительно к детям особенно убедительно звучат слова французского врача Ж. Тиссо, сказанные им почти 200 лет назад: «Движение как таковое может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действия движения».
При организации двигательной активности (ДА) детей, включая и занятия по физическому воспитанию, должны преобладать циклические, прежде всего беговые упражнения во всех видах ДА для тренировки и совершенствования общей выносливости — наиболее ценного оздоровительного качества. Способствуют оздоровлению детей подвижные игры, организованные в помещении в течение дня и на прогулках. Дети более заинтересованно относятся к выполнению упражнений с музыкальным сопровождением.
В режиме дня рекомендуется использовать физические нагрузки различной интенсивности. Нагрузки большой интенсивности должны занимать 10-15% от всего времени двигательной деятельности детей. Все физические упражнения проводятся в основном в режиме средней интенсивности. В первой половине дня рекомендуется шире использовать подвижные игры, элементы спортивных игр, пешеходные прогулки, экскурсии.
Рекомендуются прогулки по маршруту и экскурсии для старших детей 1-2 раза в неделю продолжительностью не более 30—40 минут. Длина пути для детей 4-5 лет — не более 1,5 км; для детей 6-7 лет — не более 1,5-2 км в один конец. После каждых 10-15 минут пути следует устраивать остановки для отдыха продолжительностью 5 минут, а на конечном пункте — привал на 20-30 минут.
Следующий фактор здорового образа жизни — закаливание. Практически всем известно изречение: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья». И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды — переохлаждению и перегреву. Закаливание — эффективное средство укрепления здоровья человека. Принципы реализации системы эффективного закаливания сводятся к использованию контрастных воздушных и водных ванн и контрастного душа. Именно эти методы способствуют развитию и совершенствованию системы физической терморегуляции в течение всей жизни, начиная с раннего возраста.
Воздух – самый доступный закаливающий фактор. Способствуют закаливанию и циклические упражнения на открытом воздухе, хождение босиком, адекватная температурному режиму одежда детей. Ребенок, находящийся на открытом воздухе и не двигающийся какое-то время, должен быть одет так, чтобы испытывать ощущения зябкости. Температура воздуха в помещениях для детей дошкольного возраста — 18-20°С.
При наличии чистого травяного покрытия или гладкого грунта дети могут принимать воздушные ванны и играть в подвижные игры босиком, что не только оказывает существенное закаливающее действие, но и является профилактикой плоскостопия.
На активную двигательную деятельность детей должно отводиться не менее 3,5-4 часов в день.
Физкультурно-оздоровительная деятельность включает в себя:
- утренняя гимнастика (ежедневно);
- физкультурные занятия (3 раза в неделю);
- музыкально — ритмические занятия (2 раза в неделю);
- прогулки с включением подвижных игр;
- пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов);
- зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика;
- оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);
- физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);
- эмоциональные разрядки, релаксация;
- ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);
- спортивные досуги, развлечения, (1 раз в месяц)
Кроме всего этого большое влияние на формирование ЗОЖ оказывают занятия по валеологии. (Валеологическая культура дошкольника — это осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни человека, готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья.)
Приобщение детей к здоровому образу жизни невозможно без деятельного участия родителей, поэтому одним из обязательных факторов успешного претворения в жизнь поставленных задач является взаимодействие с семьёй.
Формы работы с родителями:
- родительские собрания;
- беседы;
- наглядная информация для уголков здоровья и родительских уголков;
- открытые занятия;
- совместные спортивные мероприятия.
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях на улице и дома, поэтому помимо всего прочего следует способствовать развитию у детей самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.
- Автор: Верейкина И.В., старший воспитатель МБДОУ д\ сад № 62 «Золотой улей», г. Старый Оскол, Белгородская обл.
- Автор: Золотых И. Н. — инструктор по физической культуре, Белгородская область г. Губкин, МДОУ «Детский сад комбинированного вида N2 «Ромашка».
- Автор: Кочешкова Е.В., старший воспитатель МДОУ N57, г. Старый Оскол, Белгородская обл.
- Автор: Исмагилова А. Р., воспитатель I квалификационная категория.
Источник