Химический анализ лекарственных средств и БАД
Химический анализ лекарственных препаратов и БАД является одним из новейших направлений в экспертной деятельности, который появился буквально несколько лет назад.
Основные направления химических анализов
Задачи, которые решаются путем проведения судебной, либо независимой экспертизы лекарств и БАД весьма прозаические:
- установление химического состава лекарства (БАДа)
- установление массовой (процентной) доли компонентов лекарства (БАДа)
- выявление в составе лекарства или БАДа запрещенных компонентов (включений)
- выявление факта нарушения условий договора по изготовлению и поставке лекарств или БАД, согласно которому лекарства и бады должны иметь определенные технические или химические характеристики
Кто заинтересован в проведении анализов лекарств и БАДов?
В целом в наш адрес обращаются три категории обращений:
- Запросы от органов Следственного Комитета, органов Министерства Внутренних Дел и от судебных органов, с целью проведение судебной фармацевтичекой экспертизы рамках уголовных или арбитражных дел.
- Запросы от представители фармацевтических предприятий или аптечных сетей, целью обращения которых является банальная проверка качества и химического состава лекарств.
- Запросы от рядовых потребителей, которые приобрели в аптеке или в онлайн-магазине типа AliExpress то или иное лекарство, которое по их мнению не соответствует заявленным требованиям следующего типа «Купила лекарство, а оно не работает и не помогает»…
К сожалению мы работаем только с первыми двумя категориями обращений, и категорически не сотрудничаем с любителями фантастических сериалов типа «След» или «Федеральная экспертная служба», которые полагают, что проведение экспертизы лекарства стоит три копейки и занимает 10-ть минут.
Почему мы не обслуживаем рядовых потребителей лекарств?
При обращении в наш адрес очередной жертвы фантастического сериала мы вынуждены объяснять ей, что любые химико-фармацевтические анализы лекарственных препаратов и БАД являются весьма и весьма дорогостоящими научными исследованиями.
Кроме того, сроки проведения анализов составляют не три минуты (как в сериале) а одну-три недели с даты обращения в наш адрес.
К сожалению, ни стоимость анализов, ни сроки их проведения не укладываются в голове у любителя неначуной фантастики.
Пару слов о стоимости проведения анализов лекарств, лекарственных препаратов и БАД
На текущий момент минимальная стоимость проведения химико-фармацевтических анализов любых БАД составляет от 10 000 рублей.
Если брать в расчет статистику за последний год нашей работы, то средняя стоимость анализов составит примерно 36000 рублей.
Если у вас остались какие-либо вопросы по данной тематике — звоните в наш адрес в рабочее время или оставляйте письменные заявки на нашем сайте.
Источник
Экспертиза БАДов для производителя и потребителя
Многие коммерческие фирмы стали выпускать этот очень популярный в последнее время продукт – биологически активную добавку. БАДы должны давать позитивные результаты, быть безопасными и полезными. Но среднестатистический потребитель далеко не всегда способен объективно оценить эффект, который приносит ему этот продукт. Это будет польза или вред?
Бывают случаи, когда в упаковке с заявленным препаратом встречается совершенно другой препарат. И свойства он имеет совершенно иные, способные нанести вред здоровью.
Квалифицированные специалисты научно-исследовательского центра «Столичный эксперт» с помощью современного оборудования предлагают свои услуги по:
- Проверке соответствия БАДов заявленному составу;
- Оказанию помощи в разборе свойств активных веществ, входящих в состав;
- Проверке на предмет внесения БАДов в список разрешенной к продаже продукции;
- Проверке безопасности и соответствию стандартам.
Прежде чем приступить к проведению экспертизы БАДов, предлагаем выбрать из предложенного списка необходимые показатели качества, соответствующие ГОСТ Р или ТУ:
Анализ БАДов и определение показателей качества и безопасности:
Макронутриенты в БАД
- общий белок методом Кьельдаля
- аминокислотный состав
- определение жира в БАД гравиметрическим методом
- определение содержания жира в БАД на зерновой основе гравиметрическим методом
- определение массовой доли жира более 5% и менее 5 %
- определение содержание пектина гравиметрическим методом
- определение массовой доли влаги гравиметрическим методом
- определение содержания крахмала поляриметрическим методом
- определение содержания нерастворимых и растворимых пищевых волокон (ферментативный метод)
- определение кислотности титрометрическим методом
- определение жирнокислотного состава методом газовой хроматографии
- определение стеринов методом газовой хроматографии
- определение фосфолипидов методом газовой хроматографии
- определение состава углеводов методом ВЭЖХ
- определение содержания редуцирующих веществ, общего сахара и сахарозы методом ВЭЖХ
Микронутриенты в БАД
- Высокоэффективная жидкостная хроматография (ВЭЖХ):
- водо- и жирорастворимых витамины (1 витамин в одной пробе)
- состав каротиноидов
- качественный и количественный состав антоцианиновых пигментов
- органические кислоты (хинная, аскорбиновая, лимонная, яблочная, янтарная и др. 1 компонент в 1 пробе)
- 5-оксиметилфурфурол в БАД на основе меда и углеводных сиропов
- состав моно- и дисахаридов
- кофеин, теобромин, теофиллин
- идентификация и количественное определение компонентов в сложных смесях методами хроматографии
- массовая концентрация хинина
- коэнзим Q 10
- L – карнитин
- полифенольные соединения
- катехины и галловая кислота (1 вещество в 1 пробе)
- флаваноны (гиспередин, нарингенин и др. 1 вещество в 1 пробе)
- флаванолы (дигидрокверцетин) из экстрактов лиственницы
- изофлавоны (даидзеин, генестеин и др. 1 вещество в 1 пробе)
- гиперозид и рутин (1 вещество в 1 пробе)
- флавонолгликозиды в БАД на основе экстракта Ginkgo biloba
- глицирризиновая кислота в БАД, содержащих солодку
- флавоновых гликозиды в БАД, содержащих страстоцвет
- гинзенозиды в БАД, содержащих женьшень
- схизандрин в БАД, содержащих лимонник китайский
- элеутерозид В в БАД, содержащих элеутерококк колючий
- производные кофейной кислоты в БАД на основе экстрактов эхинацеи пурпурной
- берберин и иохимбин (1вещество в 1 пробе)
- стевиозиды в БАД, содержащих стевию
- салидрозиды в БАД, содержащих родиолу розовую
- дубильные вещества в БАД, содержащих черемуху, ольху, дуб, бадан
- гидрохинон и арбутин (1 вещество в 1 пробе)
- производные кумарина
- инулин
- аралозиды А, В, С в БАД, содержащих аралию маньчжурскую (1 проба)
- экдистен в БАД, содержащих левзею сафлоровидную
- четвертичные аммонийные основания (глицинбетаин) в БАД, содержащих солянку холмовую
- гексозамины
- гуминовые кислоты и глицин в мумиё (1 вещество в 1 пробе)
- флаволигнаны в БАД, содержащих расторопшу пятнистую
- сеннозиды в БАД, содержащих кассию остролистную (сенну)
- антрахиноны в БАД на основе алоэ
- гиперецин в БАД на основе зверобоя
- апигенин в БАД на основе петрушки
- пренилированные флаваноиды в соплодиях хмеля
- байкалин в корнях шлемника байкальского и в БАД на его основе
- флаваноиды в БАД, содержащих прополис
- 6-гингерол в БАД на основе имбиря
- розмариновая кислота
- мангиферин
- эфирные масла и подтверждение состава компонентов
- водорастворимые витамины (витамин В1, В2, В5-амид, В5-кислота, фолиевая, пантотеновая кислоты — 1 витамин в 1 пробе)
- витамин С
- йод
- суммарное содержание органических кислот
- суммарное содержание каротиноидов
- молибденово-ванадиевый метод определения фосфора
- селен
- суммарное содержание антоцианиновых пигментов
- полифенольные соединения
- флаваноиды
- производные антрахинона
Методы определения пищевых добавок в пищевых продуктах
- консерванты (бензойная, сорбиновая кислоты и их соли) методом ВЭЖХ (1 вещество в 1 пробе)
- заменители сахара (аспартам, дикетопиперазин, ацесульфам, цикломата, сахарина, сукралозы, изомальта 1 вещество в 1 пробе) методом ВЭЖХ
- синтетические пищевые красители (тартразин, азорубин, понсо и др.) в БАД методом ВЭЖХ (1 краситель в 1 пробе)
- состав ароматизаторов методом ХМС
- синтетические пищевые красители в БАД методом ТСХ (1 краситель в 1 пробе)
Методы определения показателей безопасности в БАД
- микотоксинов (афлатоксинов В1, М1, патулина, охратоксина, зеараленона и дезоксиниваленола, афлатоксины G1, G2) в БАД на зерновой и зернобобовой основе (1 микотоксин в 1 пробе) методом ВЭЖХ
- биогенные амины (гистамин, кадаверин, путресцин и др.) методом ВЭЖХ
- определение трихотеценовых микотоксинов методом ТСХ
- определение нитратов и нитритов методом фотометрии
- определение N–нитрозаминов
- гистамин колориметрическим методом
- определение бенз(а)пирена
- определение перекисного числа
- определение кислотного числа
- определение ПХБ
Потребителю сложно разобрать в тонкостях химических исследований, ввиду разнообразия методов и методик, сложных химических названий и специфических терминов. Обратившись за консультацией в НИЦ «Столичный эксперт» вы получите подробную консультацию эксперта- химика и сможете, не переплачивая, заказать то исследование, которое нужно именно вам.
По вопросам проведение проверки качества и безопасности БАДов,
тел. +7(495)762-14-03, +7(917)548-15-88 (WhatsApp, Viber)
задайте свой вопрос или воспользуйтесь формой обратной связи ниже
Вопросы диагностического характера:
- Каким способом изготовлен данный документ (типографским, от руки, с использованием пишущей машинки, принтера персонального компьютера, частей другого документа)?
- Какого рода орудием письма был выполнен рукописный текст (перьевой авторучкой, шариковой ручкой, пером, обмакиваемым в чернила, фломастером, карандашом, через копировальную бумагу и др.)?
- Не использована ли при изготовлении данного документа часть другого документа, имеющего оттиск печати, подпись?
- Подвергалось ли и каким способом (подчистка, травление, дописка, переклейка и проч.) изменению первоначальное содержание документа?
- Выполнялся ли данный документ в один прием и в естественной ли последовательности?
- Соответствует ли дате время изготовления документа; в каком году он был изготовлен?
- Что было выполнено ранее: оттиск печати, текст, подпись (при пересечении штрихов этих реквизитов)?
- До или после образования складок на документе выполнены рукописные записи?
- Каким образом скопирована данная подпись (по памяти, предварительной обводкой на просвет, передавливанием, с помощью копировальной бумаги и проч.)?
- Каково первоначальное содержание документа, если он подвергался изменению (залитые, зачеркнутые, замазанные записи)?
- Каково содержание угасших, вдавленных записей, записей, выполненных невидимыми чернилами либо ставших невидимыми по иным причинам, записей на разноцветных поверхностях?
- Каково содержание текстов, образовавшихся на промокательной или копировальной бумаге?
- Каково содержание записей на разорванных документах? Что представляли собой эти документы, частями скольких документов являются данные обрывки?
- Результатом сгорания каких и скольких документов являются данные обугленные и испепеленные остатки? Каково их содержание? Если сожжены были денежные билеты, то сколько купюр и какого достоинства? (Эти вопросы разрешаются при комплексном исследовании реквизитов и материалов документов.)
- Какими свойствами обладала подложка, на которой находился документ при его изготовлении (гладкая, шероховатая, мягкая»! загрязненная и проч.)?
Вопросы исследования идентификационного характера:
- Не составляли ли обрывки документа ранее единое целое?
- Не изготовлен ли документ на данной подложке?
- Каким способом изготовлен бланк документа, денежный билет, ценная бумага — полиграфическим (высокая, глубокая, плоская, трафаретная печать) или репрографическим (фотография, термография, репрография)?
- Каким способом изготовлены печатные формы?
- Каковы наименование и марка полиграфического шрифта, которым выполнен текст документа, и конструктивные особенности примененного для этого печатного оборудования?
- К какому типу, виду, марке, модели относится репрографический аппарат, использованный для копирования документа?
- К какому классу, типу, виду, марке, модели относится средство оргтехники, на котором напечатан текст документа?
- Не было ли у машинописного документа копий, выполненных в одну закладку через копировальную бумагу? Если да, то сколько было этих копий?
- В одну или различные закладки выполнены документ или копии документа?
- В какой период выполнен данный текст на конкретной пишущей машинке?
- Напечатан ли данный машинописный документ одним или несколькими лицами, в один или несколько приемов?
- Изготовлен ли денежный билет (бланк документа) производством Гознака? Изготовлен ли банкнот (чек) предприятием, осуществляющим производство денежных знаков и государственных ценных бумаг соответствующей страны?
- Если банкноты (бланки документов, денежные билеты, чеки проч.) изготовлены соответствующими предприятиями, то каковы причины признаков, отличающих их от установленных образцов?
- Являются ли банкноты иностранных государств платеже способными или аннулированными (на момент представления на исследование)?
- К какому виду ценных бумаг относятся представленные доку менты (если, например, заказчик не может определить банковскую или государственную принадлежность ценных бумаг)?
- Каким способом изготовлена печать (штамп), оттиск которой имеется на документе?
- Каким способом воспроизведено изображение оттиска печати, штампа на документе?
- Каков способ обрезки документа?
- Соответствует ли представленная на исследование кредитная или расчетная карта по способу изготовления и качеству воспроизведения полиграфических реквизитов аналогичной продукции VISA (MasterCard и др.)?
- Каким способом изготовлена кредитная или расчетная карта либо ее часть?
- Прокатаны ли слипы с действительной кредитной карты?
Вопросы идентификационного характера:
- Не производилась ли печать бланка документа с данной печатной формы? (С одной и той же или разных печатных форм осуществлялась печать документа?)
- Не изготовлен ли документ на данном множительном аппарате, средстве оргтехники (документы — на одном и том же множительном аппарате, средстве оргтехники)?’
- Не напечатаны ли представленные документы на одной и той же пишущей машинке, на данной пишущей машинке?
- Не напечатан ли данный машинописный текст данным лицом (тексты — одним и тем же лицом)?
- Нанесен ли оттиск печати (штампа) данным клише? Не использовано ли для нанесения оттисков в документах одно и то же клише?
- Пробит ли кассовый чек на данном кассовом аппарате? На каком из имеющихся кассовых аппаратов пробит данный кассовый чек?
- Нанесены ли отметки на железнодорожном билете данным ком: постером? Не сделаны ли отметки на билете одним компостером?
- Не на данной ли бумагорезательной машине обрабатывалась полиграфическая продукция?
- Не одним ли бумагорезательным ножом обрезались документы?
- Не использовалась ли при брошюровании блок-книжек данная брошюровальная машина? |
- Прокатаны ли слипы с одной кредитной карты или с разных карт?
- Прокатаны ли слипы с кредитной карты, представленной на экспертизу? I
- На одном или разных импринтерах выполнены оттиски клише предприятия на слипах?
- Не выполнены ли оттиски клише импринтера магазина на представленных слипах при помощи клише импринтера, представленного на исследование?
- Не выполнены ли оттиски шрифта эмбоссера на пластиковый картах при помощи эмбоссера, представленного на экспертизу?
- Напечатан ли весь текст представленного документа на лазерном принтере персонального компьютера, изъятого из офиса фирмы «В»?
- Напечатан ли данный документ в один или несколько приемов?
- Что было выполнено ранее: подпись руководителя фирмы «О» или нижняя строка текста?
- Исполнен ли рукописный документ представленным на исследование пишущим прибором (шариковой или авторучкой, карандашом и проч.)? Выполнены ли записи в документе одним и тем же пишущим прибором?
- Относятся ли материалы письма документа к стандартной или нестандартной продукции?
- К какому виду относится бумага (картон) документа, возможный источник ее происхождения (предприятие-изготовитель)? Каково ее потребительское назначение? К какому виду относится покровный переплетный материал, использованный для изготовления документа?
- Является ли бумага представленных на экспертизу документов продукцией одного предприятия (выпуска)? Принадлежали ли листы бумаги (части, обрывки) единому целому (рулону бумаги, листу больших размеров, тетради и проч.)?
- В какой период времени изготовлена бумага документа? Изготовлена ли бумага денежных купюр облигаций кустарным способом? Подвергалась ли бумага документа термическому или химическому воздействию?
- Одного ли рода (вида, марки) материалы использованы для выполнения текста в сравниваемых документах? Использовалась ли при изготовлении документов однотипная копировальная бумага, лента для пишущих машинок, картриджи для принтеров? Не изготовлены ли материалы письма, которыми выполнен текст документа, на одном предприятии?
- Не составляли ли материалы письма (чернила, паста для шариковых ручек, тушь) единую массу? Не выполнены ли записи в документах чернилами (тушью) из данного флакона (пастой данной шариковой ручки)? Не использована ли для изготовления документа бумага отданного листа, пачки, тетради?
- Использовался ли для изготовления документов данный набор материалов письма и орудий?
- Когда были изготовлены материалы документов, условия их хранения?
- Какое вещество использовалось для травления документа? Не использовалось ли для этого данное вещество?
- Какого вида клей использовался для вклеивания отдельных фрагментов в документ? Не были ли заклеены конверты клеем одного вида?
- Соответствует ли время выполнения рукописных записей (нанесения оттиска печати или штампа) дате, указанной в документе? Если нет, то в какой период времени выполнены записи?
- Не выполнены ли реквизиты документов (записи, оттиск печати) в определенный период времени?
- Не являются ли данные документы поддельными?»
- Соответствует ли время выполнения рукописных записей, подписей (нанесения оттисков печати) от имени истца датам, указанным на документах? Если нет, то в какой период времени выполнены реквизиты документов?
- Нанесены ли оттиски печати на документах печатью ответчика? Если нет, то каким способом нанесены изображения оттисков печати?
- Не применялись ли технические средства копирования при выполнении подписей на документах от имени должностных лиц?
- Не является ли запись об исключении Л. из числа членов общества дописанной к остальному тексту документа и не выполнена ли подпись от ее имени с использованием технических приемов копирования?
При решении идентификационных задач:
- Кем из числа указываемых лиц (например, Ивановым, Петровым или Сидоровым) выполнены рукописные тексты, буквенные или цифровые записи в данном документе?
- Кем выполнена подпись от имени определенного лица, им самим или другим лицом?
- Не выполнены ли одним лицом тексты (подписи) в различных документах либо отдельные части текста в одном документе (например, подписи от имени Иванова в накладной и расходном ордере или рукописный текст и подпись от имени Иванова)?
- Исполнен ли весь документ и его часть одним лицом (например, надписи на титульном листе рукописи и сама рукопись)?
Диагностические задачи связаны с решением следующих вопросов:
- Выполнен ли рукописный текст мужчиной или женщиной?
- К какой возрастной группе относится автор рукописного текста?
- Не выполнен ли рукописный текст (подпись) в необычной обстановке (например, на холоде, в непривычной для исполнителя позе и т. п.), в необычном состоянии пишущего (болезнь, алкогольное или наркотическое опьянение, состояние аффекта и проч.)?
- Не выполнена ли исследуемая рукопись намеренно измененным; почерком, с подражанием мало выработанному почерку, почерку конкретного лица, левой рукой (если привычно он пишет правой)?
- Не дописаны ли слова или цифры к данному тексту другим лицом? Не выполнены ли фрагменты текста, отдельные документы разными лицами?
- Выполнен ли текст или подпись с подражанием почерку или подписи конкретного лица от имени вымышленного лица?
- Возможен ли перенос красителя текст-маркера, нанесенного на бумагу, с поверхности бумаги на поверхность тыльной стороны ладони при их контакте? Если такой перенос возможен, то сохраняется ли люминесценция в ультрафиолетовом свете длиной волны 254 нм и 366 нм в следах красителя на ладони, и если сохраняется, то как долго?
- Каким способом разделен на части данный металлический предмет (например, дверца сейфа)? Не использовался ли для этого аппарат термической резки, вид этого аппарата? Какие сварочные материалы использовались при резании? Какова была квалификация лица, производившего электродуговую (газокислородную) резку?
К вопросам идентификационного характера относятся следующие.
- Имеют ли общую групповую принадлежность по составу металл или сплав, из которого изготовлены изделия и сравнительные образцы (например, кольцо и слиток золота)? Имеют ли общую групповую принадлежность по особенностям изготовления и эксплуатации металлическое изделие (фрагмент) и сравнительные образцы?
- Из одного и того же сплава, марки стали изготовлены данный объект и сравнительные образцы (например, нож и заготовки для ножей, кастет и литеры из типографии и проч.)?
- Является ли данный металлический фрагмент частью данного изделия (частица металла, извлеченная из тела потерпевшего, и нож, пластина с номером и кузов автомобиля и т. д.)? Не изготовлен ли данный объект из определенного металлического предмета (лезвие ножа из данной стальной пластины, коронки из обнаруженного промышленного золота)?
- Не относятся ли сравниваемые металлические объекты к единому источнику происхождения: к продукции одного завода (напри мер, листы кровельного железа), партии, единой массе (самородное золото и частицы золота на микровесах)?
- На одном и том же или разных месторождениях добыто золото, изъятое у нескольких подозреваемых (или не добыто ли данное самородное золото на определенном месторождении, не изготовлены ли данные ювелирные изделия из золота, добытого на определенном месторождении)?
Вопросы диагностического характера:
- Является ли данное вещество полимером? К какому типу, виду, марке оно относится?
- В каких целях используется полимерный материал данного типа, вида, марки? К какому виду изделий из полимерных материалов относятся данные фрагменты?
- Образован ли след на асфальте, одежде потерпевшего и прочее частицами резины? Каковы тип, вид и марка данной резины?
- Какое клеящее вещество применялось для склеивания объектов? Производилась ли переклейка фрагментов на данном объекте (фотографии на документе, этикетки на изделии, конверта и проч.)?
- Какому внешнему воздействию подвергалось данное изделие (материал)? Не подвергался ли данный полимерный материал (на пример, пластмассовая или резиновая изоляция кабельного изделия) высокотемпературному воздействию?
- Каковы причины изменения первоначальных свойств поли мерного материала?
- Каков механизм отделения данного фрагмента от остальной исходной массы (например, кабельного изделия в пластмассовой или резиновой изоляции)?
К идентификационным вопросам, разрешаемым экспертизой полимерных материалов и изделий из них, относятся следующие:
- Имеют ли общую родовую, групповую принадлежность материал, из которого изготовлено данное изделие, и материала сравнительных образцов (в том числе по условиям хранения и эксплуатации)?
- Имеют ли сравниваемые полимерные материалы единый источник происхождения по месту и технологии изготовления?
- Не принадлежали ли данные фрагменты единому изделию из полимерного материала (разрешается в ходе комплексной экспертизы)?
- Не использовался ли данный клей при склеивании представленного на экспертизу объекта? Какое из представленных клеящих веществ применялось для склеивания объекта?
Вопросы диагностического характера:
- Является ли данное вещество наркотическим средством? К какой группе средств оно относится? Каким именно наркотическим средством оно является?
- Является ли данное вещество сильнодействующим? Каким именно?
- Имеются ли на данных объектах следы наркотических и сильнодействующих средств? Если имеются, то каких именно?
- Каково количество наркотического средства? Каково содержание наркотически активных компонентов в данном веществе?
- Содержат ли данные табачные изделия (их остатки) наркотические средства? Какие именно?
- Каким способом получены данные наркотические средства?
- Можно ли описываемым способом получить наркотическое средство?
- Может ли быть использована в качестве сырья для кустарного получения наркотического средства данная растительная масса (комплексно с судебно-ботанической экспертизой)?
- Является ли данная растительная масса отходами производства наркотического вещества (комплексно с судебно-ботанической экспертизой)?
Идентификационные вопросы:
- Получены ли представленные наркотические средства по единой технологии? Не изготовлены ли наркотические средства или сильнодействующие вещества на конкретном заводе?
- Имеют ли представленные на экспертизу наркотические средства общую групповую принадлежность по сырью, использованному для их получения?
- Не составляли ли единой массы наркотические средства, изъятые у различных лиц, в разных местах?
Вопросы диагностического характера:
- Относится ли данное вещество к средствам парфюмерии?
- К какому виду парфюмерии (духи, туалетная вода, одеколон и т.п.) оно относится?
- В какой стране изготовлена данная парфюмерная продукция?
- Каковы названия данных духов, одеколона, туалетной воды, фирмы-изготовителя?
- Относится ли данное вещество к лечебно-гигиеническим или декоративным средствам косметики?
- К какому виду косметики (кремы, лосьоны, зубные пасты, шампуни, дезодоранты, губная помада, тушь для ресниц и проч.) оно относится?
- В какой стране изготовлена данная косметическая продукция?
- Каковы товарное название этой продукции, другие ее характеристики (например, номер тона губной помады), фирма-изготовитель?
- Имеются ли на данных предметах следы парфюмерии, декоративной или лечебно-гигиенической косметики и какой?
- Образован ли след на одежде, салфетке, стакане губной помадой и какой (страна-изготовитель, фирма, тон)?
- По какой технологии изготовлены данные средства парфюмерии или косметики, промышленным или кустарным способом?
- Входят ли в их состав все предусмотренные соответствующими техническими условиями и рецептурой компоненты, в нужных ли количествах?
- Не содержатся ли в парфюмерии и косметике вещества, не предусмотренные рецептурой, какие именно (в том числе запрещенные к применению в подобной продукции)?
- Изготовлена ли упаковка парфюмерных или косметических средств заводским или кустарным способом?
К идентификационным вопросам, разрешаемым экспертизой парфюмерно-косметических средств, относятся следующие.
- Имеют ли общую родовую, групповую принадлежность данное косметическое (парфюмерное) средство или его следы на объекте-носителе и образцы для сравнительного исследования?
- Имеют ли сравниваемые косметические (парфюмерные) средства или их следы единый источник происхождения по составу компонентов и технологии изготовления?
- Являются ли парфюмерные или косметические средства продукцией данной страны, фирмы, предприятия?
- Является ли содержащееся в данной упаковке парфюмерное или косметическое средство тем, которое должно находиться в данной упаковке согласно ее виду и маркировке?
- Соответствует ли упаковка данного парфюмерного и косметического средства фирменной упаковке данной продукции?
- Можно ли исходя из анализа экспертного заключения установить, являются ли фонограммы, представленные на фонографическую экспертизу, оригиналами или копиями?
- Может ли изменяться при перезаписи аудиофайлов с одного носителя на другой качество речевых сигналов, содержание переговоров, последовательность реплик и их аутентичность?
- Если на экспертизу были представлены цифровые фонограммы-копии, могли ли эксперты с помощью своих технических средств, аппаратуры удостовериться, что эти копии верны оригиналам, то есть полно и однозначно им соответствуют?
- Могут ли эксперты исключить возможность того, что при перезаписи аудиофайлов звуковая информация не подвергалась выборочной фиксации, редактированию, монтажу, микшированию и иным видам искажений?
- Можно ли исходя из анализа текста экспертного заключения исключить возможность искажения истинного содержания переговоров при изготовлении аудиофайлов, записанных на представленные на экспертизу компакт-диски?
- Зависит ли достоверность выводов экспертов, решающих задачу идентификации диктора по голосу и речи, от того, аутентичны представленные им фонограммы или нет?
- Допустимо ли подвергать идентификационному исследованию речевые сигналы, если подлинность и достоверность фонограмм надлежаще не была установлена?
- Требуется ли согласно методике идентификации по голосу и речи предоставление экспертам подлинников (оригиналов фонограмм)?
- Требуется ли согласно методике идентификации по голосу и речи предоставление эксперту информации об устройстве, использованном для записи фонограммы (оригинала) или копии?
- Достаточно ли полно были представлены объекты на фонографическую экспертизу для установления того, имеется ли на фонограммах голос и речь подсудимых?
- Полно ли и всесторонне ли проведена идентификация лиц по голосу и речи, как того требует примененная экспертами методика?
- Достоверны ли полученные экспертами результаты по идентификации подсудимых?
- Зависит ли пригодность цифровых фонограмм для идентификации по голосу и речи от метода кодирования и алгоритмов аналого-цифрового/цифро-аналогового преобразования сигнала?
- Можно ли однозначно исключить сомнения в том, что при преобразовании аудиофайла из одного формата в другой индивидуальные параметры голоса говорящих не подверглись существенным искажениям?
- Можно ли на основании заключения эксперта сделать вывод о том, что при проведении экспертных исследований были использованы аттестованные в соответствии с действующими в РФ нормативными актами методики проведения измерений акустических сигналов?
- Какие требования необходимо соблюдать для защиты от недостоверных результатов измерений и вычислений акустических параметров голоса и речи и исключения возможных ошибок при проведении идентификационных исследований?
- Возможно ли проведение вычислений акустических признаков, если никаких объективных измерений параметров речевых сигналов не производилось?
- Насколько при идентификационных исследованиях правомерно сравнение спорных фонограмм с записями разговоров между фигурантами в сети GSM с образцами, записанными на аналоговые кассеты?
- Соблюдены ли при проведении идентификационных исследований требования использованной экспертами методики?
- Каково дословное содержание разговора на фонограмме? (Атрибутировать реплики по их принадлежности каждому из участников диалога.)
- Не изготовлена ли фонограмма путем монтажа и не были ли внесены в нее какие-либо изменения в процессе производства звукозаписи или после ее окончания?
- Каков род деятельности, профессия, культурный и общеобразовательный уровень каждого из участников разговора, а также их эмоциональное состояние в момент переговоров по их речевым портретам?
- Принадлежит ли голос и речь проверяемым лицам: гр-ну К. гр-ке С. (ответчице)?
- Является ли устная речь на представленной фонограмме спонтанной или заученной либо воспроизведенной в процессе инсценировки?’
- Имеются ли признаки необычного психоэмоционального состояния?
- Не находились ли участники разговора, зафиксированного на фонограмме, в болезненном состоянии или состоянии алкогольного либо наркотического опьянения?
- Насколько соответствует употребление использованной в диалоге лексики уровню воспитания ребенка в возрасте до 6 лет?
- Как может повлиять на развитие языковой личности употребление слов и выражений, присущих лексикону участников диалога, в присутствии или в обращении к ребенку в возрасте до 6 лет?
- Какова была стратегическая цель речевого контакта?
- Каковы особенности исследуемого события речевого взаимодействия?
- Каковы позиции участников в диалоге?
- Каковы установки участников диалога на тип общения (кооперативное/конфронтационное)?
- Какие языковые ресурсы были использованы для реализации замысла партнеров по коммуникации?
- Имеется ли на фонограмме (указывается местонахождение подлежащей исследованию фонограммы на представляемом носителе) голос и речь гр-на К. (указывается фамилия и инициалы), чьи образцы представлены на кассете (описывается тип носителя записи). Если имеется, то какие реплики, слова или фразы им произнесены?
- Произнесена ли устная речь, начинающаяся словами (приводится дословное содержание слов или фразы), гражданину (указывается фамилия и инициалы), сравнительные образцы голоса и речи которого представлены на кассете (указывается тип носителя записи)?
- Каково дословное содержание разговора, записанного на фонограмме на (указывается тип носителя звукозаписи и описывается местонахождение фонограммы, указываются словесные границы фонограммы)?
- Имеются ли на фонограмме признаки монтажа или иных изменений, привнесенных в процессе или после производства звукозаписи?
- Является ли представленная фонограмма оригиналом или копией фонограммы, записанной на (указывается местонахождение, тип носителя)?
- Была ли представленная фонограмма изготовлена с помощью представленного магнитофона (указывается тип записывающего устройства)?
- Имеется ли в указанных текстах сознательная направленность автора на унижение чести и достоинства (ФИО) и опорочение его деловой репутации?
- Допускают ли языковые формы высказываний в тексте оценку с точки зрения их достоверности, соответствия действительности?
- Имеются ли в тексте негативные сведения о (ФИО, название юридического лица), его деятельности и о его личных деловых и моральных качествах? В каких конкретно высказываниях содержатся эти сведения и какова их смысловая направленность?
- Если в вышеуказанных фразах имеются негативные сведения о (ФИО, название юридического лица), то в какой форме они выражены: утверждения, предположения, вопроса?
- Подтверждает ли лингвостилистический анализ текста, что в нем имеются в форме утверждений фразы, содержащие сведения о нарушении г-ном (ФИО) действующего законодательства, общепринятых моральных норм и принципов?
- В каком значении употреблено слово (словосочетание, фраза, конструкция) в тексте публикации?
- Какова композиционная структура текста статей (статьи), какие стилистические приемы использует автор и как они характеризуют героев публикации?
- Являются ли сведения, изложенные в тексте, утверждениями о фактах, если да, то каких, или оценочными суждениями, мнением автора публикации?
- Присутствуют ли в тексте негативные высказывания об истце, то есть субъективные оценки, мнения, негативно характеризующие истца;
- Адресованы ли эти высказывания лично истцу;
- Какие сведения содержат негативные высказывания — о конкретных фактах или событиях, действиях (типа «N ворует», «N хамит») либо дают обобщенную субъективную оценку личности истца в целом; (типа «N — вор», «N — преступник», «N — хам», «N — шлюха»); используется ли в этих высказываниях оскорбительная лексика, фразеология; имеют ли анализируемые высказывания неприличную форму?
- Содержатся ли в репортаже телекомпании «Город» от 05.06.2004 негативные сведения об истцах-частных предпринимателях, работающих на микрорынке, их деятельности и их личных, деловых и моральных качествах? В каких конкретно высказываниях содержится негативная информация о конкретном истце?
- Если в вышеуказанных фразах имеются негативные сведения об истцах-частных предпринимателях, то в какой форме они выражены: утверждения, предположения, вопроса?
- Если в представленных материалах содержится негативная информация об указанных лицах, то воспринимается ли эта информация как чернящая доброе имя, задевающая честь и достоинство предпринимателей, как умаляющая деловую репутацию указанных лиц?
- Подтверждает ли лингвостилистический анализ выделенных фраз, что в них содержатся сведения в форме утверждений о нарушении кем-либо из истцов-частных предпринимателей действующего законодательства, моральных норм и принципов, а также утверждения, позорящие его производственно-хозяйственную и общественную деятельность, умаляющие его деловую и общественную репутацию?
- В каких фрагментах репортажа содержится информация о деловой репутации кого-либо из истцов-частных предпринимателей?
- Каковы наиболее существенные и значимые жанровые, психолингвистические и стилистические особенности исследуемого текста телерепортажа?
- Если сведения, изложенные в репортаже, не соответствуют действительности, то можно ли их квалифицировать как чернящие деловую репутацию кого-либо из истцов?
- Являются ли сведения, изложенные в тексте: «Анонс программы: Завтра будет закрыт микрорынок по ул. Горького, 130. Нескольких предпринимателей поймали на воровстве. Слова журналиста: «Они самовольно подключили старую обесточенную электропроводку. Делалось это для того, чтобы не платить за электроэнергию», утверждениями о фактах, если да, то каких, или мнением журналиста?
- Является ли гр-н Н. автором письменного (машинописного, рукописного, электронного) или устного текста (на фонограмме), содержащегося на представленном носителе?
- Является ли гр-н Н. автором нескольких текстов, соответственно содержащихся на представленных носителях?
При решении диагностических задач эксперт отвечает на вопросы:
- Каковы пол, возраст, образование, родной язык, профессия, род занятий, уровень речевой культуры и языковой компетентности автора текста?
- В каком состоянии находился автор исследуемого текста во время его составления: в обычном или необычном психофизиологическом состоянии (измененном состоянии сознания вследствие алкогольного или наркотического опьянения, стресса, физической усталости, болезненном состоянии и т. п.)?
- Имеются ли в тексте признаки составления письменного текста в необычных условиях, признаки маскировки, намеренного искажения речевых навыков, выполнения текста под диктовку, признаки имитации чужого авторского стиля?
- Имеются ли текстовые совпадения в сравниваемых текстах автора А. и автора Б.?
- Каков объем текстуальных совпадений в сравниваемых текстах авторов А. и Б.?
- Является ли произведение оригинальным, самостоятельным произведением или имеет место редактирование или иная переработка текста, заимствованного из иных литературных источников?
- Имеются ли в тексте автора А. фрагменты, которые являются пересказом, рефератом или результатом иной переработки текста автора Б.?
- Является ли выражение, фраза, название произведения, часть произведения или произведение в целом оригинальным, самобытным, индивидуально авторским или общеупотребительным?
- Является ли текст рукописи диссертации, выполненной от имени Ж**ва, следствием переписывания письменного текста?
- Кто является автором рукописи: Ж-ков или С-нин?
- Могли быть текст рукописи, диссертации выполнен в соавторстве С-нина и Ж-кова?
- Носят ли изменения и исправления, внесенные в текст рукой С-нина, технический характер или являются результатом творческой деятельности?
- Является ли текст рукописи диссертации после ее редактирования результатом совместной творческой деятельности диссертанта и его научного руководителя?
- Являются ли изменения и правки, внесенные в текст рукописи после ее набора на компьютере и распечатки, результатом творческой или технической деятельности К-ева?
- Согласно смыслу и композиции статьи при прочтении ее создается ли у читающего мнение, что цитата, приписанная гр-ну А., принадлежит автору статьи или является цитатой высказываний участников митинга?»
- Является автором каких-либо фрагментов текста учебного пособия «Справочник юного химика» Трубов Т.Р.? Если такие фрагменты есть, то какова их доля к общему объему учебного пособия?
- Является ли Петров П.П.— главный редактор газеты «Земский обыватель» — автором всех или какой-либо из статей, опубликованных в № 12 на сайте сетевого издания газеты?
- Составлены ли исковое заявление и расписка одним и тем же лицом?
- Является ли для человека, составившего расписку, русский язык родным?
- Кто из двух проверяемых авторов является действительным автором представленного литературного произведения?
На разрешение портретной экспертизы ставятся следующие вопросы идентификационного характера:
- Не изображено ли на представленных фотоснимках (видеокадрах) одно и то же лицо?
- Нет ли среди лиц, изображенных на групповом снимке, лица, фотоснимок которого представлен на экспертизу?
- Не принадлежит ли изображение на представленных фотоснимках части головы, лица, тела одному лицу?
- Изображено ли на представленных фотоснимках (кино- и видеокадрах) и рентгеновских снимках одно и то же лицо?
- Не изображено ли на фотоснимке неопознанного трупа то же лицо, что и на фотоснимке, представленном для сравнения?
- Не принадлежал ли череп неопознанного трупа лицу, чьи фотоснимки (рентгенограммы) представлены на экспертизу?
- К диагностическим вопросам относятся следующие.
- Какова половая принадлежность лица, изображенного на фотоснимке?
- К какому антропологическому типу относится лицо, изображенное на фотоснимке?
- К какому типу телосложения (конституциональному типу) относится лицо, изображенное на фотоснимке?
- К какой возрастной группе относится человек, изображенный на фотографии?
- В одном или разных возрастах сфотографирован человек на представленных фотоснимках? Если в разных, на каком фотоснимке изображен человек в более раннем возрасте?
- Не изображен ли на фотоснимке (например, наклеенном в паспорт — серия, номер) гр-н Иванов И.И.? Или: принадлежит ли паспорт, представленный на экспертизу, Иванову И.И.? Или: не является ли Иванов И.И. Петровым П.П.?
- Одно и то же или разные лица изображены на обложке книги *** и на фотографии гр-на Ж., воспроизведенной в рекламе кинофильма?
- Является ли лицо, изображенное на фотоснимке, представленном на экспертизу, лицом, изображенным на рисунке, использованном в видеоролике, действительным и узнаваемым?
- Использован ли фотоснимок конкретного лица для получения спорного портретного изображения и можно ли по этому изображению узнать данное лицо?
- Является ли рисунок на обложке книги *** (который был использован в рекламе сотовой связи) переработкой фотографического произведения?
- Имело ли место копирование исходного изображения?
- Одно или разные лица изображены на представленных фотоснимках?
Диагностические вопросы:
- Является ли данное вещество лакокрасочным материалом или покрытием?
- Имеются ли на одежде, предметах, представленных на исследование, наслоения лакокрасочных материалов?
- Каково назначение или область применения данного лакокрасочного материала или покрытия или предмета, от которого отделились частицы лакокрасочного покрытия?
- Подвергался ли предмет перекрашиванию? Какой краской (лаком, эмалью) был покрыт предмет до перекрашивания?
- Каков способ нанесения лакокрасочного материала на данный предмет (заводской или кустарный)? В каких условиях эксплуатировался предмет с окрашенной поверхностью?
- Каков механизм образования следов лакокрасочного материала или частиц покрытия на предмете-носителе?
- Не находились ли данные объекты в контактном взаимодействии?
Идентификационные вопросы:
- Имеют ли сравниваемые покрытия (материалы) общую родовую или групповую принадлежность?
- Не составляли ли ранее данные частицы наслоения единое целое с лакокрасочным покрытием данного окрашенного предмета?
- Не являются ли исследуемые лакокрасочные покрытия и материалы частью данного окрашенного предмета или объема краски?
- Имеют ли сравниваемые лакокрасочные покрытия или материалы общий источник происхождения по месту изготовления (например, завод-изготовитель)?
- Принадлежат ли сравниваемые объекты к одной партии продукции конкретного завода-изготовителя?
- Не хранились ли в одном и том же месте сравниваемые лакокрасочные покрытия и материалы?
- Использовалась ли данная краска (лак, эмаль) для окрашивания того или иного объекта?
- Относится ли данное вещество к стандартному лакокрасочному покрытию автомобилей марки «ВАЗ»?
- Являются ли частицы, обнаруженные на одежде X., отслоениями лакокрасочного покрытия автомобиля?
- Относится ли данное лакокрасочное покрытие к стандартному лакокрасочному покрытию автомобилей?
- Какого цвета, типа, марки был автомобиль (на основании анализа отслоений)? Подвергался ли он перекрашиванию в заводских или кустарных условиях?
- Каков механизм образования частиц лакокрасочного покрытия на одежде потерпевшего?
Вопросы диагностического характера:
- Являются ли данные частицы волокнами? Какому изделию они могут принадлежать, пригодны ли они для идентификации?
- Имеются ли на данном объекте (на одежде, в подногтевом содержимом, на преграде и проч.) волокна? Какова их природа?
- Каков механизм образования наслоения волокон на данном предмете?
- Не находился ли данный предмет одежды в контактном взаимодействии с другим предметом одежды, орудием преступления (ножом и проч.), транспортным средством?
- Имеются ли в сожженных остатках части сгоревших волокнистых объектов? Каково было назначение этих объектов — одежда (например, жертвы преступления), мешковина, ткань, пакля (например, как средство поджога) и прочее?
- Каковы причины повреждения текстильных изделий?
- Какие волокна входят в состав данного текстильного изделия? Каков способ их производства?
- Соответствует ли состав нитей ткани текстильного изделия составу, указанному на его маркировке?
Идентификационные вопросы:
- Имеют ли волокна на данном объекте общую родовую, групповую принадлежность с волокнами данного предмета одежды или данного рулона ткани, объема волокнистого материала (ваты, ватина, т. п.)?
- Принадлежат ли данные волокнистые материалы (ткани, веревки, пакля и проч.) к одному куску, партии, массе? Составляли ли единое целое фрагмент ткани и предмет одежды?
- Была ли пришита данная пуговица с нитками к данной одежде, где также сохранились нитки?
- Составляли ли данные предметы один комплект: варежки и свитер; пояс и куртка?
- Имеются ли на одежде потерпевшей Т. наслоения волокон одежды подозреваемых В. и С?
- Не находилась ли одежда Т. в контакте с одеждой В. и С? Какие конкретно предметы одежды находились в контакте?
Вопросы диагностического характера:
- Является ли данное вещество нефтепродуктом, горюче-смазочным материалом? К какой группе оно относится, какова его рецептура, марка, основное назначение и область применения?
- Относится ли представленная жидкость к группе легковоспламеняющихся жидкостей? Каковы ее химический состав и марка?
- Каково количественное содержание нефтепродукта или ГСМ в данной смеси?
- Не содержится ли в бензине, предоставленном на исследование, примесей иных нефтепродуктов (дизельного топлива, керосина) или иных жидкостей (воды)?
- Не присутствует ли в высокосортном бензине низкосортный? Каково содержание в смеси низкосортного бензина?
- Имеются ли на данных объектах следы нефтепродуктов, ГСМ, легковоспламеняющихся жидкостей? Каков их состав, к какой группе, марке они относятся? Каково их основное назначение?
- В течение какого периода времени данные нефтепродукты и ГСМ хранились при конкретных условиях? Когда данные вещества попали (были нанесены) на представленный предмет? Находились ли смазочные материалы в эксплуатации? Какие посторонние примеси (загрязнения) в них присутствуют?
- Не находились ли данные объекты, на которых обнаружены следы нефтепродуктов и ГСМ, в непосредственном контакте (например, не находился ли в кармане подозреваемого покрытый смазкой нож или не образовались ли следы ГСМ на одежде потерпевшего в результате наезда транспортного средства)?
Вопросы идентификационного характера:
- Имеет ли данный объем нефтепродукта или ГСМ (наслоение, пятно, след) родовую, групповую принадлежность со сравнительными образцами, представленными на экспертизу?
- Имеют ли сравниваемые вещества в емкостях, пятнах, наслоениях, следах единый источник происхождения?
- Является ли данный след (наслоение, пятно, объем) нефтепродукта или ГСМ частью данного объема вещества?
- Бензин какой марки находится в бензобаке автомобиля «Феррари»?
- Не присутствует ли в высокосортном бензине низкосортный?
- Каково содержание в смеси низкосортного бензина?
- Не содержится ли в бензине из бензобака автомобиля «Феррари» примесей иных нефтепродуктов (дизельного топлива, керосина) или иных жидкостей (воды)?
Вопросы диагностического характера:
- Является ли данный объект стеклом?
- Каково назначение данного стекла (строительное, бытовое, техническое, листовое, посудное, тарное, светотехническое, транспортное, другое)?
- Каков способ производства стекла?
- Изготовлено ли данное изделие из стекла (хрусталя) того сорта, который указан на ярлыке (в документации)?
- Имеются ли на данном объекте микрочастицы стекла?
- К какому виду изделий принадлежит данный осколок?
- Скольким изделиям (стаканам, бутылкам и прочим) принадлежат осколки стекла? Не являлся ли данный осколок частью фарного рассеивателя? На каком транспортном средстве мог быть установлен этот фарный рассеиватель?
- Каково было направление силы, разрушившей стекло?
- Каков механизм разрушений изделия из стекла (например, каким инструментом вырезано оконное стекло)?
Вопросы идентификационного характера:
- Принадлежат ли единому целому осколки стекла с места происшествия и осколки данного изделия, например, фары данного автомобиля или его лобового стекла?
- Имеют ли общую родовую (групповую) принадлежность данные осколки стекла (например, обнаруженные на месте происшествия) и осколки, изъятые из раны потерпевшего, обнаруженные на одежде подозреваемого, изъятые в автомобиле подозреваемого, и т. п.?
- Не имеют ли данные осколки стекла общий источник происхождения (завод-изготовитель, пресс-форма и прочее)?
Вопросы диагностического характера:
- Из какого металла, сплава изготовлен данный предмет (фрагмент)? Какова марка данного металла, сплава? Какова область применения данного металла, сплава?
- Имеется ли на представленном объекте металлическое покрытие? Каковы его состав и назначение?
- Имеются ли на объекте-носителе частицы металла? Каков их состав? Для изготовления каких изделий этот металл мог быть предназначен?
- Имеются ли на объекте-носителе следы металлизации, какого состава? Каков источник их происхождения? Предметом какой формы и размеров они могли быть оставлены?
- Является ли представленный на исследование металл (сплав) драгоценным? Каково в нем процентное содержание компонентов, какой пробе оно соответствует?
- Относится ли данное золото к самородному или промышленному?
- Изготовлено ли данное ювелирное изделие из самородного или промышленного золота? Из какого месторождения происходит данное самородное золото?
- Каков способ изготовления данного изделия?
- Является ли металлическая монета, медаль поддельной? Из какого сплава и каким способом (например, литье в неметаллическую или металлическую форму, штамповка с помощью матрицы и пуансона, изготовленных гравированием, и прочее) она изготовлена?
- Какой обработке (например, сталь является холоднотянутой или горячекатаной) подвергалось данное металлическое изделие?
- Подвергалось ли данное металлическое изделие термическому воздействию, при какой температуре и в течение какого времени (например, металлоконструкции при пожаре)?
- В течение какого времени происходило окисление (коррозия) предмета?
- Каковы причины и механизм разрушения данного металлического объекта (узла, детали)?
- Имеются ли следы оплавления на представленных металлических объектах?
- Произошло ли оплавление кабельных изделий (электропроводов и кабелей), металлических труб и металлорукавов, корпусов электрощитов и других изделий в результате внешнего термического воздействия или аварийного режима работы электросети?
- Если оплавление возникло из-за аварийного режима, то при каких условиях (например, до пожара — комнатная температура и отсутствие в воздухе продуктов сгорания или в процессе развития пожара – повышенная температура и задымление)?
- Вызвано ли разрушение металлических частей (нагрева тельных элементов и оболочки) электронагревательных приборов эксплуатацией их в нештатных условиях (например, включение электрокипятильника без воды, приведшее затем к возникновению пожара)?
- Каким способом разделен на части данный металлический предмет (например, дверца сейфа)? Не использовался ли для этого аппарат термической резки, вид этого аппарата? Какие сварочные материалы использовались при резании? Какова была квалификация лица, производившего электродуговую (газокислородную) резку?
К вопросам идентификационного характера относятся:
- Имеют ли общую групповую принадлежность по составу металл или сплав, из которого изготовлены изделия и сравнительные образцы (например, кольцо и слиток золота)?
- Имеют ли общую групповую принадлежность по особенностям изготовления и эксплуатации металлическое изделие (фрагмент) и сравнительные образцы?
- Из одного и того же сплава, марки стали изготовлены данный объект и сравнительные образцы (например, нож и заготовки для ножей, кастет и литеры из типографии и проч.)?
- Является ли данный металлический фрагмент частью данного изделия (частица металла, извлеченная из тела потерпевшего, и нож, пластина с номером и кузов автомобиля и т.д.)?
- Не изготовлен ли данный объект из определенного металлического предмета (лезвие ножа из данной стальной пластины, коронки из обнаруженного промышленного золота)?
- Не относятся ли сравниваемые металлические объекты к единому источнику происхождения: к продукции одного завода (например, листы кровельного железа), партии, единой массе (самородное золото и частицы золота на микровесах)?
- На одном и том же или разных месторождениях добыто золото, изъятое у нескольких подозреваемых (или не добыто ли данное самородное золото на определенном месторождении, не изготовлены ли данные ювелирные изделия из золота, добытого на определенном месторождении)?
- Что явилось причиной разрушений шпилек ступиц задних колес двух автомобилей?
- Не имеется ли каких-либо дефектов, которые могут вызвать аналогичную неисправность в других автомобилях?
- Содержит ли статья под названием «. », опубликованная в газете «. », № от …, негативные сведения о деятельности гр-на (ФИО), его личных деловых и моральных качествах? Если содержится, то в каких конкретно выражениях содержится негативная информация?
- Если в вышеуказанных фразах имеются негативные сведения о гр-не (ФИО), то в какой форме они выражены: утверждения, предположения, вопроса?
- Если в представленном материале содержится негативная информация о гр-не (ФИО), то воспринимается ли эта информация как умаляющая деловую репутацию указанных лиц, чернящая доброе имя, задевающая честь и достоинство гр-на (ФИО)?
- Имеются ли в статье сведения, выраженные в форме утверждений о фактах, событиях нарушения гр-ном (ФИО) действующего законодательства, моральных норм и принципов, которые могут быть проверены на соответствие действительности?
- Имеются ли в статье оценочные суждения, мнения, относящиеся к гр-ну (ФИО)? Если имеются, то в каких конкретно высказываниях они содержатся?
- Имеются ли в передаче «. », эфир … на телеканале … высказывания ведущего (тележурналиста) (ФИО) о действиях, негативно характеризующих профессиональную, деловую и общественную деятельность. Если имеются, то в какой форме они выражены – утверждения, мнения, предположения?
- Является ли телепередача «. », эфир . на телеканале . продуктом самостоятельного интеллектуального творчества тележурналиста и ведущего телепередачи «(ФИО)»?
- Каков жанр, вид и характер произведения П. «. »?
- Каков жанр, вид и характер произведения Л. «. »?
- Является ли оригинальной форма изложения фрагментов произведения П. «. », указанные в исковом заявлении?
- Имеются ли в произведении Л. «. » текстуальные совпадения с произведением П. «.
- Имеется ли полное или частичное сходство, тождество или различие произведений (например, литературно-художественного, публицистического или научного произведения)?
- Подвергалось ли переработке произведение П. «. » в тех фрагментах произведения Л. «. », которые указаны в исковом заявлении?
- Является ли произведение Л.«. » результатом переработки произведения П. «. », если да, то в каком объеме?
- Можно ли произведение Л. «. » считать производным произведением от произведения П.«. »?
- Является ли объект результатом индивидуального творчества (например, название, слоган, персонаж, видеоклип и т.п.)?
- Является ли произведение самобытным или переработанным, отредактированным?
- Может ли элемент произведения (название, фрагмент, припев, строка или строфа) употребляться самостоятельно?
- Оригинален ли словесный компонент, словосочетание, элемент произведения (название, имя персонажа и т.д.)?
- Аутентичен ли перевод оригиналу?
- Каково значение текста (например, формулы изобретения, пункта договора)?
- Каково значение, этимология слова, сочетания слов в контексте произведения?
- Обладают ли сходством художественно-графические решения сравниваемых товарных знаков № . и №.
- Являются ли сходными до степени смешения комбинированный товарный знак №. и товарный знак.
- Какие слова в русском языке и основных литературных языках мира относятся к индивидуальным, уникальным словам?
- Является ли название «. » индивидуальным, уникальным, т.е.; оригинальным, неповторяющимся?
- Имеет ли принципиальное значение для идентификации комбинированного товарного знака со словесным элементом «. » написание данного слова заглавными или строчными буквами?
- Сходны ли между собой словесные элементы названных товарных знаков, имея в виду фонетическое, смысловое, графическое сходство?
- Какие слова входят в состав словесного обозначения, входящего структуру комбинированного товарного знака, состоящего из двух компонентов (графического и словесного)?
- Имеются ли в составе словесного компонента рассматриваемого комбинированного знака слова, являющиеся общепринятыми наименованиями или терминами, характерными для какой-либо конкретной отрасли производства или области науки и техники?
- Доминирует ли в рассматриваемом комбинированном товарном знаке вербальный компонент (словесное обозначение) или графический?
- Имеется ли сходство противопоставленных объектов (в целом или в отдельных частях, компонентах) до степени смешения (например, товарных знаков или фирменных наименований, доменных имен).
- Имеются ли в словах . в тексте листовки . обещания автора материала передачи избирателям денежных средств и других материальных благ по итогам голосования?
- Имеется, в тексте информация, направленная на возбуждение национальной ненависти и вражды, унижение национального достоинства . и а также иные признаки экстремистской деятельности?
- Какие слова и словосочетания в русском языке относятся к индивидуальным, уникальным словам? Является ли словосочетание «Лица года» индивидуальным, уникальным, т.е. оригинальным, неповторяющимся? Отражает ли словосочетание «Лица года» творческую самобытность какого-либо автора и содержатся ли в нем какие-либо признаки индивидуального авторского стиля? Насколько распространено в современном публицистическом жанре и разговорном дискурсе массмедиа данное словосочетание?»
- Имеются ли в тексте статьи «Обращение . », опубликованной № 1 (58) за март 2004 г. газеты «П. », высказывания, содержащие призывы к осуществлению экстремистской деятельности, если имеются, то какой именно: деятельности общественных и религиозных объединений, либо организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленной на: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности Российской Федерации; подрыв безопасности Российской Федерации; захват и присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды?
- Имеются ли в текстах «. » слова, выражения или высказывания, содержащие негативные оценки в адрес какой-либо одной национальной, конфессиональной или социальной группы по сравнению с другими социальными категориями?
- Имеются ли высказывания, содержащие резкую негативную оценку или выражающие неприязненное, враждебное отношение по отношению не к отдельным представителям, а ко всей этнической группе. Если есть, то в какой форме они выражены: утверждения, мнения, эмоционально-экспрессивной оценки, субъективно-оценочного суждения и тому подобное?
- Является ли автором высказываний, содержащих негативную оценку, высказываемую в адрес какой-либо этнической, социальной группы, редакционная коллегия или высказывания с отрицательной оценкой даны в виде цитат, персональных мнений респондентов, личного мнения комментатора, корреспондента или официальных лиц?
- Имеются ли высказывания, содержащие пропаганду неполноценности граждан какой-либо национальности или социальной группы по сравнению с другой нацией или группой?
- Имеются ли высказывания, содержащие призывы к осуществлению каких-либо враждебных или насильственных действий по отношению к лицам какой-либо национальности?
- Имеются ли высказывания уничижительного характера по отношении к лицам какой-либо национальности, этнической или социальной группы?
- Имеются ли высказывания побудительного характера или фразы в форме директивного предписания к действиям в пользу одной социальной группы за счет другой?
- Имеются ли высказывания, которые с точки зрения современного носителя русского языка можно истолковать как приписывание всем представителям одной этнической группы следования древним обычаям, верованиям, традициям, действиям, негативно оцениваемым современной российской культурой?
- Есть ли высказывания в форме утверждения о природном превосходстве одной нации и неполноценности, порочности другой?
- Есть ли высказывания, содержащие утверждения о возложении ответственности за деяния отдельных представителей на всю этническую группу?
- Есть ли высказывания побудительного характера, содержащие призывы к враждебным или насильственным действиям в отношении лиц определенной национальности, одной социальной группы против другой?
- Есть ли высказывания об изначальной враждебности какой-либо нации?
- Есть ли высказывания о полярной противоположности, антагонизме, принципиальной несовместимости интересов одной этнической группы по отношению к какой-либо другой?
- Есть ли высказывания, где бедствия, неблагополучие в прошлом, настоящем и будущем одной социальной, этнической или конфессиональной группы объясняется существованием и целенаправленной деятельностью (действиями) другой нации, народности, социальной или этнической группы?
- Имеются ли высказывания о враждебных намерениях какой-либо нации в целом?
- Имеются ли высказывания, содержащие положительные оценки, восхваление геноцида, депортации, репрессий в отношении представителей какой-либо нации, конфессии, этнической группы?
- Имеются ли высказывания, содержащие требования, призывы к ограничению конституционных прав и свобод граждан, каких-либо этнических, конфессиональных или социальных групп?
- Имеются ли высказывания с призывами дать привилегии отдельным гражданам или группам лиц, объединенных по национальному, конфессиональному или иному социальному признаку?
Установление способности воспринимать обстоятельства и давать о них правильные показания:
- Учитывая индивидуальные и возрастные особенности обследуемого и конкретные условия, в которых происходило событие (указать какое), мог ли он правильно воспринимать важные для дела обстоятельства (указать какие именно)?
- Учитывая психическое состояние обследуемого в момент конкретного события, мог ли он правильно воспринимать важные для дела обстоятельства (указать какие именно)?
- Обладает ли испытуемый абсолютной чувствительностью зрительного, слухового (или иного) анализатора, достаточной для восприятия раздражителя (указать какого)?
- Имеются ли у испытуемого признаки повышенной внушаемости?
- Имеются ли у испытуемого признаки повышенной склонности к фантазированию?
- Имеются ли у испытуемого признаки эйдетической памяти?
Установление способности изнасилованных правильно понимать совершаемые с ними действия и оказывать сопротивление виновному:
- Имеются ли у испытуемой индивидуально-психологические особенности, например не связанное с психическими заболеваниями отставание в психическом развитии, характерологические черты, свойства эмоционально-волевой сферы, которые могли существенно повлиять на ее поведение в исследуемой ситуации?
- Учитывая индивидуально-психологические особенности испытуемой и содержание исследуемой ситуации, могла ли испытуемая понимать характер и значение совершаемых с нею действий?
- Учитывая индивидуально-психологические особенности испытуемой и содержание исследуемой ситуации, могла ли испытуемая оказать сопротивление?
Установление способности несовершеннолетних обвиняемых сознавать свои действия и руководить ими:
- Имеются ли у несовершеннолетнего признаки не связанного с психическими заболеваниями отставания в психическом развитии, если да, то в чем конкретно они выражаются?
- Учитывая состояние психического развития несовершеннолетнего, мог ли он полностью сознавать значение своих действий?
- Учитывая состояние психического развития несовершеннолетнего, в какой мере он мог руководить своими действиями?
- Установление у обвиняемого в момент происшествия состояния, способного влиять на его сознание и деятельность:
- Находился ли обследуемый в момент совершения преступления в состоянии физиологического аффекта?
- Находился ли обследуемый в момент совершения преступления в эмоциональном состоянии (стресс, фрустрация, растерянность), которое могло существенно повлиять на его сознание и деятельность?
- Установление психических особенностей, исключающих нормальное выполнение профессиональных функций:
- Находился ли обследуемый в момент инкриминируемых ему деяний в психическом состоянии, которое могло оказать существенное влияние на качество выполнения профессиональных функций?
- Мог ли обследуемый, учитывая его индивидуально-психологические особенности, правильно оценить ситуацию (или ее отдельные компоненты), принять правильное решение и реализовать его?
- Соответствует ли психологический уровень сформированности у обследуемого профессиональных навыков требованиям конкретной ситуации?
- Установление психического состояния, предрасполагавшего к самоубийству:
- Находилось ли данное лицо в период, предшествовавший смерти, в психическом состоянии, предрасполагающем к самоубийству?
- Если обследуемое лицо находилось в предшествующий смерти период в предрасполагающем к самоубийству состоянии, чем это состояние могло быть вызвано?
- Установление у испытуемого лица особенностей, которые могли способствовать совершению противоправных действий:
- Имеются ли у обвиняемого индивидуально-психологические особенности (интеллектуальные, характерологические, эмоционально-волевые, мотивационные и другие), которые могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?
- Позволяет ли смысловое содержание произносимых З. в ходе встречи с Л. слов прийти к выводу о том, что он желает получить путем вымогательства от него денежные средства?
- Позволяет ли смысловое содержание произносимых 3. и Н. в ходе встречи с Л. слов прийти к выводу о том, что они путем вымогательства получили от него денежные средства?
- Каково смысловое содержание междометий в диалогах 3. и Н. в ходе встречи с Л.?
- Каковы основные темы разговоров, зафиксированные на аудиозаписи?
- Какова степень участия каждого из участников разговора?
- Кто из участников является инициатором обсуждения тем, зафиксированных на аудиозаписях?
- Следует ли из разговоров, зафиксированных на представленных аудиокассетах, что С. принимал активное участие в действиях по приобретению оборудования и попытках его реализации? Если да, то какими фрагментами разговоров это подтверждается?
- Следует ли из разговоров, зафиксированных на представленных аудиокассетах, что их участники осведомлены о ходе расследования по уголовному делу, возбужденному по факту незаконной реализации оборудования, и намеревались оказать активное противодействие следствию, если да, то каким образом? Какими фрагментами разговоров это подтверждается?
- Следует ли из разговоров, зафиксированных на аудиозаписи, что заведомо известно о том, что фирма «ДДДД» использовалась членами организованной преступной группы при совершении хищения государственного имущества? Какими фрагментами разговора это подтверждается?
- Исходя из анализа разговоров имеется ли со стороны кого-либо из участников побуждение других участников разговоров или иных лиц к активным действиям (воздержанию от действий)? Если да, то какими фрагментами разговоров это подтверждается?
- Следует ли из разговоров, зафиксированных на представленных аудиокассетах, что упоминаемый в разговоре пистолет принадлежит С.? Если да, то какими фрагментами разговоров это подтверждается?
- Следует ли из разговоров, зафиксированных на представленных аудиокассетах, что их участники осведомлены о ходе расследования по уголовному делу, возбужденному по факту незаконного хранения наркотических средств, огнестрельного оружия и боевых припасов, намеревались оказать активное противодействие следствию, если да, каким образом? Какими фрагментами разговоров это подтверждается?
- Исходя из анализа разговоров имеется ли со стороны кого-либо из их участников побуждение других участников разговоров или иных лиц к активным действиям (воздержанию от действий)? Если да, то какими фрагментами разговоров это подтверждается?
- В каких отношениях находятся между собой участники разговоров, исходя из содержания анализов их разговоров?
- Исходя из анализа разговоров имеется ли со стороны кого-либо из участников побуждение других участников разговоров или иных лиц к активным действиям (воздержанию от действий). Если да, то какими фрагментами разговоров это подтверждается?
- В каких отношениях находятся между собой участники разговоров, исходя из содержания анализов их разговоров?
Источник