Меню

Как сберечь здоровье старшеклассников

Как сохранить здоровье школьника, от чего оно зависит и что могут сделать родители?

О том, что здоровье школьника с каждым днем становится все хуже, нам приходится слышать постоянно. Но что необходимо сделать в первую очередь, чтобы повлиять на ситуацию? Откуда берутся основные хронические заболевания и проблемы, свойственные современным российским ученикам? И почему в большистве из них надо винить родителей (а не школу и систему здравоохранения, как мы привыкли это делать)?

Эксперт: д.м.н., профессор НИИ гигиены и охраны

здоровья детей и подростков ФГБУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России

Ирина Рапопорт.

Если поставить рядом современную медицинскую статистику детских заболеваний и любимый российский лозунг «Дети — наше будущее», то рядом они как-то не смотрятся. По логике и реальной действительности получается, что «Дети — наше больное будущее». И хотя министр российского здравоохранения Вероника Скворцова обнадежила нас несколько лет назад о том, что «нынешняя молодежь будет жить до ста лет», пока вековые юбилеи наших потомков видятся у столиков с лекарствами. С фактами не поспоришь: за последние 30 лет здоровье детей России постепенно ухудшается.

В российском НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России уже много десятилетий подряд ведутся исследования по поводу состояния здоровья детей в российских школах. По результатам, которые стекаются сюда со всей страны, специалисты НИИ гигиены и Роспотребнадзора России разрабатывают рекомендации по исправлению ситуации, связанной с нарушениями здоровья детей, а также по профилактике заболеваний. Правда, к этим рекомендациям мало кто прислушивается.

С первого до последнего звонка: с чем связано ухудшение здоровья школьников?

Проблема первая: стресс

Если начать с аналитики здоровья младших школьников, то для семилеток приход в школу связан с тяжелым периодом адаптации — особенно для тех детей, кто не посещал детсад и жил дома «в свободном режиме», много лет подряд просыпаясь в 10 часов утра и начиная утро с мультфильма.

У старшеклассников (особенно учащихся 9 и 11 классов) главная проблема также связана с психологическим здоровьем школьников: на подготовку к ЕГЭ детей сегодня не просто «натаскивают» загодя, но и ежедневно «капают на мозги» о том, что провал в итоговой аттестации связан с «полным крахом будущего». В результате дети даже с прекрасно сданным ЕГЭ покидают школу и плавно переходят в вуз с неврозами и переутомлениями. Не успев отдохнуть, перегруженная центральная нервная система молодого человека приходит в вузовскую аудиторию с психосоматическими расстройствами, а родители неудомевают: почему успешный ребенок, который не ест всухомятку, вдруг стал страдать от проблем с желудочно-кишечным трактом? Да, мы привыкли считать гастриты «студенческой болезнью», однако чаще всего они возникают вовсе не из-за неправильного питания (хотя и из-за него, конечно, тоже), а по причине затяжного стресса. И если сравнить, к примеру, выпускника, в которого родители вложили максимум амбиций по поводу карьеры, с его успешным одноклассником, которому «предки» объяснили, что в случае непоступления в вуз у него есть еще масса интересных вариантов, то несложно догадаться — кто из них придет к зрелости с крепким здоровьем.

Проблема вторая: ухудшение зрения

О повсеместном влиянии сотового телефона на здоровье школьника врачи говорят не случайно: о резком ухудшении зрения статистика просто «кричит». И если еще 5 лет назад специалисты фиксировали факты формирования близорукости у детей-третьеклассников, то сегодня дефекты зрения «молодеют» и быстро прогрессируют: по 1,5-2 диоптрии ученик младших классов в среднем теряет за год. В результате около 50% старшеклассников имеют проблемы со зрением. Во что это «выливается» к зрелости? У мужчин — к ограничению выбора профессии, у женщин — к проблемам с естественными родами по причине риска отслойки сетчатки глаза.

Проблема третья: дефекты костно-мышечной системы

Плоскостопие, о котором в советское время сочиняли анекдоты по поводу недопуска к службе в армии, сегодня стало чуть ли не национальной проблемой. Впрочем, как и сколиозы, статистика которых растет ежегодно.

Результаты исследований

По результатам многолетнего лонгитудинального исследования, проведенного специалистами НИИ гигиены среди московских школьников, в первые классы школ поступают примерно 4% здоровых детей, около 55% — с отклонениями функционального характера и 40% – с хроническими заболеваниями.

В средней школе абсолютно здоровыми остается примерно 1% детей, а к выпускному классу эта категория исчезает как «вид». Группа детей с функциональными отклонениями докращается до 34%, а группа с хроническими заболеваниями растет до 61,5%. Кроме того, среди выпускников появляется новая группа — хронических больных, которым необходима постоянная поддерживающая терапия и регулярное лечение в стационаре (дети с язвенной болезнью, диабетом, бронхиальной астмой, неврозами). Статистика показывает, что среди мальчиков (которые чаще бывают нацелены на карьеру и в которых родители обычно вкладывают больше надежд) стало на 70% хронических заболеваний больше, в сравнении с аналогичной статистикой 25-летней давности. У девочек доля хронических заболеваний выросла на 20% за тот же срок.

Читайте также:  Национальный проект здоровье этапы реализации

Исследования на протяжении четверти века проводились по единой методологии.

В чем причина «болезней нации»?

Специалисты утверждают, что экономическая и политическая нестабильность последних 30 лет сделали общество нервным и напряженным. И эти настроения, в которых сформировалось сегодняшнее поколение родителей, передались детям. Однако, кроме того, что родительское сообщество стало нервным и мнительным, оно еще и перестало прививать детям элементарные навыки личной гигиены. Как ни странно, в цивилизованном современном обществе нередко можно наблюдать проблемы, связанные не только с регулярным мытьем рук, чисткой зубов и интимной гигиеной, но и с обилием вшей среди школьников. А ведь обучать ребенка необходимым правилам обязаны вовсе не врачи и педагоги, а родители.

О чем еще забывают родители?

О сменной обуви, которую школьник носит 6-8 часов в день. «Сменка» должна быть сделана из натурального материала, хорошо проветриваться, иметь небольшой каблучок и фиксированный задник, для многих актуальна ортопедическая стелька. Вариант «доносить за братом или сестрой» для ребенка просто неприемлем — обувь с чужой ноги способна принести серьезные проблемы с костно-мышечной системой.

Об одежде. Многие современные родители уже научились читать этикетки с составом продуктов питания и стали избирательнее относиться к покупке еды, бытовой химии и косметики. А вот к грамотной покупке детской одежды готовы пока не многие. Посмотрите вокруг: сколько школьников вы увидите одетыми в хлопковые рубашки и блузки, в шерстяные брюки и юбки, на ком есть хлопковые или льняные носки и колготки из натуральных материалов? Увы, лидируют в этом списке «симпатичные» изделия из синтетики, требующие минимального ухода и немнущиеся. А тот факт, что кожа не дышит под ними в течение половины дня мало кто задумывается.

О ранцах. Рюкзаки сегодня в моде, и это правильно. Но многие ли сегодня ищут для школьника функциональный ранец с ортопедической спинкой, обязательным кармашком для напитка и перекуса, с неоновыми знаками, которые светятся в темноте и видны водителям, а не бесформенный модный рюкзачок?

О перекусах и напитках. Родители любят жаловаться: в школе плохие завтраки, нет кулера и т.д. В советских школах вообще не знали слова «кулер», а завтраки в столовой ограничивались кексом, коржиком и чаем. Однако родители заботливо клали в портфель яблоко или мандарин, а особо заботливые — термос с чаем и бутерброд.

Блага цивилизации предлагают сегодня в супермаркетах готовые полезные перекусы — от батончиков мюсли и кранчей до сформированных и упакованных сандвичей. Не говоря уже о наличии в продаже термокружек и прочих емкостей для напитков. Если нет времени готовить — купите готовый продукт, налейте воды в бутылку, положите в ранец яблоко. И объясните ребенку важность своевременного перекуса. Этого достаточно, чтобы провести профилактику гастрита.

О профилактике

Возвращаясь мыслями в СССР, хочется вспомнить о профосмотрах, которыми тогда была охвачена вся страна. Да, все было грубо: никто не брал разрешения у родителей на прививки, групповое лечение зубов, физиотерапию и заглядывание в самые разные части тела ребенка. Однако такие повсеместные и регулярные профосмотры делали свое дело: раз в год всех детей осматривали педиатры и основные специалисты, которые давали направления на исследования для тех детей, у которых были обнаружены проблемы.

Сегодня школьные профосмотры проводятся время от времени и, в основном, выглядят как устное послание ребенку: «У тебя проблемы со зрением. Передай родителям, чтобы срочно отвели тебя к офтальмологу» или как записка родителю: «Вашему ребенку необходимо сделать такие-то прививки. Проведите вакцинацию по месту жительства и принесите в школу справку об этом». Работу школьного психолога тоже вряд ли можно назвать эффективной: обычно он либо читает лекции по теме, что «всем надо дружить», либо проводит анкетирование, где черным по белому задается вопрос: «Бьют ли тебя родители?».

Несколько лет назад, в 2012 году, российские поликлиники попытались подключить к профосмотрам, издав приказ Минздрава РФ №1346н, регламентирующий профилактические обследования. Но на практике поликлиники оказались не способны вести такую работу, ведь, занявшись профосмотрами, врачам попросту некогда некогда было бы лечить многочисленную армию больных детей. Кроме того, профосмотром дело не решишь, ведь после него необходимо что-то предпринимать, исправлять ситуацию. Это означает, что после проведения профосмотра врач просто обязан лечить, корректировать и наблюдать за здоровьем ребенка. Для этого нужны не только средства, но еще и кадры, и присутствие родителей на осмотрах и при лечении, поскольку Закон «Об охране здоровья граждан РФ» и приказ Минздрава РФ №1346н настаивают, чтобы несовершеннолетний ребенок до 15 лет посещал врача с родителем. Словом, очень маловероятно, что современный родитель специально оформит отпуск, чтобы пройти с отпрыском профосмотр в поликлинике (время полного осмотра занимает около 10 дней), а врачи легко справятся с потоком этой профилактики.

Читайте также:  Валенки полезны для здоровья

К тому же, если снова обратиться к закону, то за здоровье детей сегодня несет ответственность вовсе не врач, учитель или государство, а родитель. И это правильно, потому что именно родителям следует учиться наблюдать за своим потомством, прививать им хорошие привычки, настраивать их не только на карьерные высоты и хорошую успеваемость, а, прежде всего — на здоровый образ жизни. Потому что, пока в родителе сильна привычка отдавать здоровье ребенка на откуп школе и медучреждению, пока он не осознал степень собственной ответственности за положение потомства в мире — вряд ли что-то изменится.

Конечно, большинство родителей резонно скажут о том, что «каждый должен заниматься своими делами: врач — лечить, учитель — учить и т.д.». Да, это так. Но это при условии, что вы с самого рождения ребенка постоянно консультируетесь у специалиста, задаете ему вопросы о домашней профилактике, о питании, о сне, прогулках, одежде, физической активности, образовании и прочих жизненных вещах. Но даже в такой ситуации врач и учитель не сможет проводить с вашим ребенком дни и ночи. И в конце концов вам придется остаться с отпрыском наедине и принимать собственные решения. Не говоря уже о вашем личном отношении к выбору образовательного учреждения для ребенка, вакцинопрофилактике, занятиям спортом и воспитанию.

На самом деле, если родитель действительно внимателен к ребенку, он вряд ли пропустит признаки опасного заболевания. И, кроме того, ежедневное общение — это не просто фраза, брошенная, пробегая мимо: «не читай в темноте», «хватит чатиться в телефоне», «ты сделал уроки?», «есть хочешь?» и т.п., а постоянное наблюдение, терпеливое объяснение — почему и зачем надо читать при нормальном освещении, ежедневно есть овощи, гулять, заниматься спортом и минимизировать время за гаджетами.

Однако сегодня пока ситуация такова, что родитель (а чаще — врач или учитель) случайно обнаруживает у ребенка признаки уже перешедшего в хроническое заболевания. И лечить его начинают уже в очень запущенной стадии.

Комментарий эксперта:

Исправить ситуацию с детскими проблемами можно и на уровне школы. Но для этого необходимо активизироваться и родительскому сообществу, и директорам школ, и учителям. К примеру, чтобы улучшить ситуацию со зрением у детей, необходимо провести замеры освещенности в школьных классах. Если освещения недостаточно — заменить светильники, обустроить правильное освещение досок. Плюс — обязательное разместить офтальмотренажер в классе: на зарядку для глаз уйдет минута-полторы, а результат будет значительным.

Для профилактики сколиозов, помимо парт, следует поставить в классах конторки, позволяющие ребенку сменить позу в течение урока. Кроме того, сами парты должны соответствовать росту ребенка: на современном рынке существуют парты-трансформеры, которые позволяют менять высоту стульев и столешниц.

Родителям необходимо серьезно задуматься о выборе обуви для школы и ежедневного ношения. И, конечно, о выборе удобного ранца, который надо грамотно подогнать по фигуре. В отношении влияния двигательной активности на здоровье школьников следует отметить необходимость включения в план уроков физкультуры упражнений с элементами ЛФК, а для некоторых школьников – возможность проведения лечебного массажа.

Источник

Как сберечь здоровье школьников
статья на тему

По прогнозам некоторых учёных, в текущем столетии при приёме на работу наряду с образованием и коммуникативностью важным критерием будет состояние здоровья, поскольку это экономически выгодно работодателю. Официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья учащихся общеобразовательных школ.

Скачать:

Вложение Размер
данный материал подготовлен для выступления на районом МО 16.65 КБ

Предварительный просмотр:

(к районному методическому объединению)

По прогнозам некоторых учёных, в текущем столетии при приёме на работу наряду с образованием и коммуникативностью важным критерием будет состояние здоровья, поскольку это экономически выгодно работодателю. Многие сегодняшние подростки не смогут выдержать этой конкуренции, потому что в силу низкой общей культуры населения здоровье не стоит на первом месте в иерархии человеческих ценностей.

Официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья учащихся общеобразовательных школ. Так, на сегодняшний день, по данным Министерства здравоохранения России, 90% детей имеют существенные отклонения в состоянии здоровья, у 60-70% наблюдаются мозговые дисфункции, а 35% вовсе хронически больны, и лишь 5-10% детей приходят в школу с диагнозом «з д о р о в». Ребёнок, рано утративший здоровье, — это человек с комплексом проблем, ибо на пути его развития и самореализации возникает непреодолимая преграда – болезнь, борьба с которой может отнять все силы. Бесстрастная статистика заявляет, что до 90% выпускников покидают стены школ хронически больными, хотя пришли в школу относительно здоровыми. К томе же и больных детей приходит в школу всё больше и больше с самыми различными заболеваниями: от желудочно-кишечных до сердечно-сосудистых, от нарушения осанки до слепоты. Исследования медиков утверждают, что только за год пребывания в первом классе школьник теряет 20% своего здоровья. Не редкой для учителя стала просьба ученика дать ему таблетку от головной боли, а снижение памяти, усталость и невозможность сосредоточиться в конце учебного дня стали непременным атрибутом современного школьника. Почти все нынешние дети повышенно нервновозбудимы, чаще всего физически ослаблены вследствие неполноценного питания, экологического и социального неблагополучия условий жизни. Возникает вопрос: почему в школе ребёнок теряет здоровье? Причин много.

Современная школа порой сама способствует ухудшению здоровья детей. К примеру, в течение учебного года у учащихся наблюдается снижение веса и содержания гемоглобина в крови. Сложившаяся в 19 веке организация школьного образования несёт в себе угрозу, потому что для учителя, работающего традиционными методами, встреча с имеющим отклонение от нормы учеником становятся неразрешимой проблемой. Между тем в последнее время ведётся активный поиск здоровьесберегающих технологий , обеспечивающих необходимые условия для образования большинства детей. Одной из здоровьесберегающих технологий является рациональное сбалансированное питание наших детей, которого они лишены.

Сейчас на улице весна и все мы знаем как в этот период и детям и взрослым необходимы витамины, которые были растрачены нашим организмом за длинную зиму. Люди давно заметили: если в питании человека отсутствуют свежие овощи и фрукты, у него развиваются тяжёлые заболевания. В 1911 году польскому учёному Казимиру Функу удалось получить из рисовых отрубей вещество, которое излечивало от паралича голубей, питавшихся очищенным рисом. Он дал ему название витамин (от латинского «виталис» — животворный). В настоящее время известно около 80 витаминов. В большинстве случаев это различные органические вещества. Обозначаются витамины большими латинскими буквами: А, В, С, Д, Е. Большинство витаминов образуется в растениях, и только очень немногие имеют животное происхождение. Вы знаете недостаток витаминов приводит к различным нарушениям в работе организма. Такие заболевания называются авитаминозами.

Вот некоторые примеры влияния витаминов на организм:

Витамин А участвует в обмене белков, углеводов, минеральных солей, усиливает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. Этот витамин содержится в животных жирах, особенно в рыбьем жире, в яичном желтке. Морковь, помидоры, абрикосы содержат растительный пигмент – каротин, который способствует самостоятельной выработке витамина А печенью.

Витамины группы В участвуют в клеточном дыхании, в белковом обмене, уменьшают отложение на стенках кровеносных сосудов особого вещества холестерина , ведущего к развитию атеросклероза, ожирению печени и появлению камней в желчном пузыре. Содержится этот витамин в хлебе грубого помола, дрожжах, капусте, печени, шпинате.

Витамин С участвует в обмене белков и углеводов; при недостатке витамина у людей повышается утомляемость, появляется слабость, уменьшается сопротивляемость к инфекциям. Содержится этот витамин в лимоне, шиповнике, чёрной смородине, капусте.

Витамин Д особенно необходим растущему организму, так как он участвует в обмене кальция и фосфора. Его недостаток приводит к размягчению костей, их деформации – рахиту. Детям необходимо как можно больше бывать на солнце, т.к ультрафиолетовые лучи способствуют выработке в коже этого витамина. Много витамина Д в рыбьем жире.

Итак, мы поговорили сегодня с вами только о некоторых витаминах. Функции их разнообразны, но в их действии на организм много общего. Например, все они влияют на организм в ничтожно малых количествах: ежесуточная потребность в витаминах – всего 2-3 мг.

Счастливый человек это тот человек, который здоров. Свои представления о счастливой полноценной жизни я выразила в виде дерева жизни (показать рисунок). Листья этого дерева – дни жизни человека. Каждый лист будет свеж и зелен, если поддерживать крону будут равноценные ветви: «я могу», «я хочу», «я должен». Это ведь замечательно, что человек делает в жизни то, что он может, и это не противоречит тому, что он должен, не противоречит интересам других людей; когда то, что человек должен делать, он и может, и хочет. Эти ветви поддерживает ствол «здоровый образ жизни» , питаемый корнями – составляющими здоровый образ жизни.

Источник

Adblock
detector