Как режим дня помогает сохранить здоровье
Современная жизнь диктует ребёнку активный образ жизни. Всё более усложняющаяся школьная программа, эксперименты взрослых по улучшению образования увеличивают нагрузку на детей. Дополнительные занятия: плавание, танцы, музыка, рисование и другие занимают много времени. Человек из последних сил старается всё успеть, не спит ночами, днями и получает результат – снижается иммунитет, начинаются частые заболевания. В последние годы состояние здоровья учащихся ухудшается. Растёт число хронических заболевания, стрессовых и депрессивных состояний, физических отклонений подростков. Эти негативные процессы могут быть обусловлены нарушениями режима дня. При соблюдении режима дня образуются условные рефлексы. Например: установленное время пребывания ребенка на свежем воздухе создает у него привычку гулять именно в эти часы, привычка ложиться спать и вставать в одно и то же время способствует быстрому засыпанию и пробуждению. Актуальность темы обусловлена тем, что состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость ребёнка в школе зависит от того, насколько правильно организован режим дня школьника.
Цель исследования – выяснить значение режима дня младшего школьника для поддержания здоровья и работоспособности.
Задачи:
– сформировать представления о режиме дня и его компонентах;
– развивать познавательное отношение и интерес к изучаемой теме;
– воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.
Объект исследования – режим дня.
Предмет исследования – отношение младших школьников к режиму дня.
Методы исследования:
1. Обработка литературных источников.
2. Анкетирование учащихся.
3. Статистическая обработка результатов.
1. Режим дня, как один из элементов здорового образа жизни и его влияние на организм
1.1. Основные элементы здорового образа жизни
Многим кажется, что здоровье будет постоянно, что оно будет всегда. Большая часть людей пользуется своим здоровьем, а не производит и поддерживает его, негативное влияние вносит также и загрязнение окружающей среды, и высокие уровни стрессовых состояний. Однако общеизвестно, что главной и самой серьёзной причиной являются нерациональный образ жизни, неоптимальное использование достижений в науках о человеке, о его резервах, физических возможностях.
Здоровье человека зависит от:
– состояния медицины – на 10 %;
– влияния экологических факторов – на 20–25 %;
– генетических факторов – на 20 %;
– условий и образа жизни – на 50 %.
Здоровый образ жизни усиливает адаптацию возможностей организма, способствует восстановлению, поддержанию и развитию его резервов, а так же выполнению нагрузок.
Одним из факторов, влияющих на среднюю продолжительность жизни человека, считается уровень культуры и благосостояния общества, а физическая культура – часть общей культуры.
Важнейшим правилом сохранения здоровья – является соблюдение правильно организованного режима дня!
1.2. Режим дня и биоритмы человека
Современная жизнь диктует человеку активный образ жизни, несмотря на то, что в его организме заложена собственная программа жизни – биологические ритмы. Распорядок дня для здорового образа жизни связан с этим явлением. Всё живое на земле подвержено влиянию биоритмов.
Биоритмы – это периодическая динамика интенсивности физиологических процессов. У человека с ними могут быть связаны и психоэмоциональные колебания. Ритмы поддерживают функционирование нашего организма. Механизм биоритмов сложен, нужно знать, что биоритмы – «внутренние часы», обеспечивающие развитие и гармонию жизни в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды.
Суточные ритмы человека
Фаза замедления биоритмов.
Повышение психической активности, сердце работает с полной нагрузкой.
Повышение активности, период мобилизации всех сил.
Энергетический спад, организм нуждается в отдыхе.
Время подъёма активности, максимальная частота сердечных сокращений.
Психическая стабильность на нуле, скорость реакции организма минимальная.
Время нормализации психического состояния, продуктивного запоминания текстов, обострения памяти.
Организм готовится к отдыху, работа по восстановлению клеток.
Между ритмом жизни и здоровьем прямая и тесная связь. Ритм – это бодрость и высокая работоспособность, нарушение ритма – потеря здоровья. Можно увидеть колебания биоритмов в течение суток и года.
В течение суток: динамика работоспособности формируется физиологией.
Исследования показали, что: 8.00–12.00 – наибольшая работоспособность у человека, с 2.00 до 16.00 – период наименьшей работоспособности. Кроме того, суточные биоритмы сказываются на отдельных сторонах работоспособности. Например, выяснилось, что в первой половине дня (до 13.00) лучше удаются действия, связанные с выносливостью, с запоминанием бессмысленной информации, во второй (до 21.00) – с гибкостью. При этом время 13.00 и 21.00 – это критические точки, когда физическая нагрузка становится вредной для системы кровообращения.
Изменение работоспособности в течение суток представлено на рис. 1.
Динамика недельной работоспособности определяется психологическими механизмами, то есть «усталостью от работы».
В течение недели: понедельник-вторник – вхождение в рабочий режим «врабатывание»; среда-четверг- устойчивая работоспособность; пятница-суббота – период снижения результатов и работоспособности.
Соблюдение режима дня позволяет рационально планировать свои дела максимально приблизив их к биологическим возможностям организма.
Режим дня – это правильное распределение времени на работу и отдых или можно сказать – это рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток.
Рис. 1. Динамика работоспособности
1.3. Соблюдение режима дня и последствия его нарушения
Чтоб здоровье сохранить
Организм свой укрепить
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня!
Для младших школьников соблюдение режима дня имеет особое значение. Необходимо приучаться соблюдать режим дня. Это понятие включает в себя следующие моменты:
1) достаточный и полноценный сон со строго установленным временем подъема и отхода ко сну;
2) рациональное питание в одни и те же часы;
3) определенное время для приготовления уроков, отдыха на свежем воздухе, занятий физическими упражнениями, свободных занятий и помощи семье.
Соблюдение режима дня способствует:
– нормальному росту и развитию детей;
– восстановлению нервной системы;
– бодрое состояние в течение длительного времени;
– помогает выработать полезные привычки и навыки;
– способствует укреплению воли.
Несоблюдение режима дня приводит к:
– отставанию в физическом и умственном развитии;
– заболеваниям сердечно-сосудистой системы;
Отсутствие четкого, строго соблюдаемого режима самым неблагоприятным образом влияет на организм. Работоспособность уменьшается, успеваемость снижается, а с течением времени появляются и признаки расстройства здоровья. Соблюдая режим дня – мы формируем условные рефлексы следования здоровому образу жизни и внутренне готовим организм к выполнению определённых видов работы.
Например, если мы в одно и то же время делаем уроки, организм привыкает и к этому времени вырабатывает способность собраться, сконцентрироваться, происходит не только психологический, но физиологический настрой – усиливается дыхание, кровообращение, активность мозга, это позволяет быстрее и лучше выполнить необходимое задание.
Если питаемся в одно и то же время, происходит интенсивное выделение пищеварительного сока, повышается перистальтика кишечника, что повышает эффективность пищеварения. Усвоение питательных веществ, в данном случае максимальное, что особенно важно для растущего организма. Если человек ежедневно, в одно и то же время ложится спать и просыпается, завтракает и обедает, выполняет утреннюю гимнастику, проводит закаливающие процедуры, что вырабатывает рефлекс на время, этих действия формируют динамический стереотип нервных процессов в коре головного мозга.
Важна последовательная повторяемость действий в определённое время. Таковы биологические и физиологические основы режима дня.
Нужно помнить, что состояние организма зависит от колебательных ритмических явлений внешней среды – смены света и темноты, метеофакторов, смены времени года, солнечной активности на примере магнитного поля земли.
1.4. Определение и структура рационального режима дня
Необходимо учитывать вышеперечисленные факторы и соблюдать простые, но необходимые требования:
– выполнение различных видов деятельности строго в определенное время;
– рациональное чередование работы и отдыха;
– регулярное и полноценное питание, не менее 3 раз в день и в одни и те же часы;
– занятия целенаправленной двигательной (физической) нагрузкой, не менее 6 часов в неделю;
– пребывание на чистом воздухе, не менее 2–3 часов в день;
– строгое соблюдение гигиены сна, не менее 8 часов в сутки, желательно ночной сон в одно и то же время.
В табл. 1. представлена примерная структура режима дня для школьников разной возрастной категории.
Источник
Как режим дня помогает сохранить здоровье
- Главная
- Список секций
- Окружающий мир
- Режим дня и его влияние на организм
Режим дня и его влияние на организм
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Современная жизнь диктует ребёнку активный образ жизни. Всё более усложняющаяся школьная программа, эксперименты взрослых по улучшению образования увеличивают нагрузку на детей. Дополнительные занятия: плавание, танцы, музыка, рисование и другие занимают много времени. Человек из последних сил старается всё успеть, не спит ночами, днями и получает результат – снижается иммунитет, начинаются частые заболевания. В последние годы состояние здоровья учащихся ухудшается. Растёт число хронических заболевания, стрессовых и депрессивных состояний, физических отклонений подростков. Эти негативные процессы могут быть обусловлены нарушениями режима дня. При соблюдении режима дня образуются условные рефлексы. Например: установленное время пребывания ребенка на свежем воздухе создает у него привычку гулять именно в эти часы, привычка ложиться спать и вставать в одно и то же время способствует быстрому засыпанию и пробуждению. Актуальность темы обусловлена тем, что состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость ребёнка в школе зависит от того, насколько правильно организован режим дня школьника.
Цель исследования — выяснить значение режима дня младшего школьника для поддержания здоровья и работоспособности.
Задачи: — сформировать представления о режиме дня и его компонентах;
— развивать познавательное отношение и интерес к изучаемой теме;
— воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.
Объект исследования — режим дня.
Предмет исследования – отношение младших школьников к режиму дня.
1. Обработка литературных источников.
2. Анкетирование учащихся.
3. Статистическая обработка результатов.
Глава 1. Режим дня, как один из элементов здорового образа жизни и его влияние на организм.
Основные элементы здорового образа жизни.
Многим кажется, что здоровье будет постоянно, что оно будет всегда. Большая часть людей пользуется своим здоровьем, а не производит и поддерживает его, негативное влияние вносит также и загрязнение окружающей среды, и высокие уровни стрессовых состояний. Однако общеизвестно, что главной и самой серьёзной причиной являются нерациональный образ жизни, неоптимальное использование достижений в науках о человеке, о его резервах, физических возможностях.
Здоровье человека зависит от:
— состояния медицины – на 10%;
— влияния экологических факторов – на 20-25%;
— генетических факторов – на 20%;
— условий и образа жизни – на 50%.
Здоровый образ жизни усиливает адаптацию возможностей организма, способствует восстановлению, поддержанию и развитию его резервов, а так же выполнению нагрузок.
Одним из факторов, влияющих на среднюю продолжительность жизни человека, считается уровень культуры и благосостояния общества, а физическая культура — часть общей культуры.
Важнейшим правилом сохранения здоровья – является соблюдение правильно организованного режима дня!
Режим дня и биоритмы человека.
Современная жизнь диктует человеку активный образ жизни, несмотря на то, что в его организме заложена собственная программа жизни – биологические ритмы. Распорядок дня для здорового образа жизни связан с этим явлением. Всё живое на земле подвержено влиянию биоритмов.
Биоритмы – это периодическая динамика интенсивности физиологических процессов. У человека с ними могут быть связаны и психоэмоциональные колебания. Ритмы поддерживают функционирование нашего организма. Механизм биоритмов сложен, нужно знать, что биоритмы – «внутренние часы»,
обеспечивающие развитие и гармонию жизни в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды.
Между ритмом жизни и здоровьем прямая и тесная связь. Ритм – это бодрость и высокая работоспособность, нарушение ритма – потеря здоровья. Можно увидеть колебания биоритмов в течение суток и года.
Суточные ритмы человека
Фаза замедления биоритмов.
Повышение психической активности, сердце работает с полной нагрузкой.
Повышение активности, период мобилизации всех сил.
Энергетический спад, организм нуждается в отдыхе.
Время подъёма активности, максимальная частота сердечных сокращений.
Психическая стабильность на нуле, скорость реакции организма минимальная.
Время нормализации психического состояния, продуктивного запоминания текстов, обострения памяти.
Организм готовится к отдыху, работа по восстановлению клеток.
В течение суток: динамика работоспособности формируется физиологией.
Исследования показали, что: 8.00-12.00 — наибольшая работоспособность у человека, с 2.00 до 16.00 – период наименьшей работоспособности. Кроме того, суточные биоритмы сказываются на отдельных сторонах работоспособности. Например, выяснилось, что в первой половине дня (до 13.00) лучше удаются действия, связанные с выносливостью, с запоминанием бессмысленной информации, во второй (до 21.00) — с гибкостью. При этом время 13.00 и 21.00 — это критические точки, когда физическая нагрузка становится вредной для системы кровообращения.
Изменение работоспособности в течение суток представлено на рисунке 1.
Динамика недельной работоспособности определяется психологическими механизмами, то есть «усталостью от работы».
В течение недели: понедельник-вторник – вхождение в рабочий режим «врабатывание»; среда-четверг- устойчивая работоспособность; пятница-суббота – период снижения результатов и работоспособности.
Соблюдение режима дня позволяет рационально планировать свои дела максимально приблизив их к биологическим возможностям организма.
Режим дня – это правильное распределение времени на работу и отдых или можно сказать — это рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток.
Рисунок 1. Динамика работоспособности.
Соблюдение режима дня и последствия его нарушения.
Чтоб здоровье сохранить
Организм свой укрепить
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня!
Для младших школьников соблюдение режима дня имеет особое значение. Необходимо приучаться соблюдать режим дня. Это понятие включает в себя следующие моменты:
1) достаточный и полноценный сон со строго установленным временем подъема и отхода ко сну;
2) рациональное питание в одни и те же часы;
3) определенное время для приготовления уроков, отдыха на свежем воздухе, занятий физическими упражнениями, свободных занятий и помощи семье.
Соблюдение режима дня способствует:
— нормальному росту и развитию детей;
— восстановлению нервной системы;
— бодрое состояние в течение длительного времени;
-помогает выработать полезные привычки и навыки;
— способствует укреплению воли.
Несоблюдение режима дня приводит к:
— отставанию в физическом и умственном развитии;
— заболеваниям сердечно-сосудистой системы;
Отсутствие четкого, строго соблюдаемого режима самым неблагоприятным образом влияет на организм. Работоспособность уменьшается, успеваемость снижается, а с течением времени появляются и признаки расстройства здоровья. Соблюдая режим дня – мы формируем условные рефлексы следования здоровому образу жизни и внутренне готовим организм к выполнению определённых видов работы.
Например, если мы в одно и то же время делаем уроки, организм привыкает и к этому времени вырабатывает способность собраться, сконцентрироваться, происходит не только психологический, но физиологический настрой – усиливается дыхание, кровообращение, активность мозга, это позволяет быстрее и лучше выполнить необходимое задание.
Если питаемся в одно и то же время, происходит интенсивное выделение пищеварительного сока, повышается перистальтика кишечника, что повышает эффективность пищеварения. Усвоение питательных веществ, в данном случае максимальное, что особенно важно для растущего организма. Если человек ежедневно, в одно и то же время ложится спать и просыпается, завтракает и обедает, выполняет утреннюю гимнастику, проводит закаливающие процедуры, что вырабатывает рефлекс на время, этих действия формируют динамический стереотип нервных процессов в коре головного мозга.
Важна последовательная повторяемость действий в определённое время. Таковы биологические и физиологические основы режима дня.
Нужно помнить, что состояние организма зависит от колебательных ритмических явлений внешней среды – смены света и темноты, метеофакторов, смены времени года, солнечной активности на примере магнитного поля земли.
1.4. Определение и структура рационального режима дня.
Необходимо учитывать вышеперечисленные факторы и соблюдать простые, но необходимые требования:
— выполнение различных видов деятельности строго в определенное время;
— рациональное чередование работы и отдыха;
— регулярное и полноценное питание, не менее 3 раз в день и в одни и те же часы;
— занятия целенаправленной двигательной (физической) нагрузкой, не менее 6 часов в неделю;
— пребывание на чистом воздухе, не менее 2-3 часов в день;
— строгое соблюдение гигиены сна, не менее 8 часов в сутки, желательно ночной сон в одно и то же время.
В таблице 1. представлена примерная структура режима дня для школьников разной возрастной категории.
Источник