Что такое мониторинг физического здоровья и как он осуществляется
учебно-методический материал по физкультуре
Что такое мониторинг физического здоровья и как он осуществляется
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_monitoring_fizicheskogo_zdorovya_i_kak_on_osushchestvlyaetsya.docx | 21.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Управленческая пирамида XXI века направлена на созидание и формирование технологий, методик, приемов, тренажеров, способствующих укреплению здоровья человека, продление его жизни, устранение болезней. Отсюда наиболее актуальным становиться рассмотреть проблемы, связанных с развитием технологий, позволяющих делать свое тело более здоровым, а свою душу более стрессоустойчивой и спокойной.
Проблема здоровья человека уже давно привлекает внимание мировой научной, медицинской, педагогической общественности. Между тем стабильно ухудшаются физические и нравственные кондиции молодежи. К основным причинам, негативно влияющих на состояние их здоровья, следует отнести снижение уровня жизни, ухудшение условий учебы, труда, отдыха, качества и структуры питания, увеличение чрезмерных стрессовых нагрузок, в том числе снижение физической подготовленности физического развития.
Современная стратегия оздоровления нации основана на том, что вместо пассивного принятия проводимых органами здравоохранения мер формируется индивидуальная активность самого населения, направленная на заботу о своем здоровье, физическом совершенствование среды обитания, всего образа жизни, искоренение вредных привычек и внедрение полезных. Физическая культура, являясь составным элементом культуры личности, мощной предпосылкой здорового образа жизни, значительно влияет не только на повышение физической подготовленности, улучшение здоровья, но и на поведение человека в быту и в процессе учебы.
Ретроспективный анализ состояния здоровья показывает, что существует статистически достоверная тенденция ухудшения здоровья и физического состояния детей и учащихся в процессе их воспитания и обучения на этапах от начальной к средней, а затем и старшей школы.
Совокупное количество детей и учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе и полностью освобожденных от физкультуры по состоянию здоровья, в среднем составляет 12%. Это значит, что в среднем каждый восьмой школьник не только имеет плохое здоровье, но и не получает профессиональной помощи и навыков по правильной организации здорового образа жизни.
Сегодня у нас отсутствует система постоянного, динамического мониторинга за здоровьем и физической подготовленностью детей и учащихся. В связи с этим процесс физического воспитания плохо поддается управлению, контролю и анализу. Отсутствует полная и объективная информация о фактическом состоянии физического развития и физической подготовленности детей, подростков.
В настоящее время проблемами физического здоровья и физической подготовленности детей и учащейся молодежи занимаются различные организации: комитеты по физической культуре и спорту, управления образования, здравоохранения, отделы по делам молодежи и т.д. Эти организации действуют изолированно друг от друга, отсутствуют унифицированные и стандартизированные программы контроля над состоянием физического здоровья и физическим развитием детей и учащихся.
Решать указанные проблемы можно с помощью мониторинга, так как он позволяет на основе комплексного тестирования школьников, используя современные информационно-диагностические технологии, оперативную информацию об уровне развития физических качеств каждого ребенка на протяжении всех лет учебы. Кроме этого, принимать управленческие решения по совершенствованию, обновлению организации учебного процесса содействующего здоровью учащихся.
1. Сущность и содержание мониторинга
Первоочередными мероприятиями в рамках Плана действия Правительства РФ в области социальной политики, модернизации экономики и мерами по повышению роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян, является создание и реализация общероссийской системы мониторинга, оценки и прогнозирования состояния здоровья населения, а так же физического развития детей и подростков.
Мониторинг рассматривается с двух сторон: во-первых, как способ исследования реальной действительности, используемый в различных науках, во-вторых, как способ обеспечения различными материалами для принятия решений посредством предоставления, современной и качественной информации. В общем виде, мониторинг можно определить как «постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному положению».
Мониторинг, как способ научного исследования, может, применятся в качестве инструментария различных научных дисциплин. Наиболее значимым аспектом практического применения мониторинга следует рассматривать информационное обслуживание потребности управления в различных областях научной и практической деятельности. Принципиально важной позицией представляется открытость и доступность предоставляемой мониторингом информации.
Наиболее важным с точки зрения приобретения исходных материалов на различных уровнях управления, является мониторинг, построенный на статистических данных, вследствие наличия стабильных источников их получения. Практическая работа по осуществлению мониторинга состоит в систематическом накоплении вторичной информации и анализа совокупности показателей и статистических характеристик, определяющих состояние какого-либо явления и как следствие, позволяющих выявить перспективы его развития.
Принципы современного управления включают в себя ориентацию на постоянный учет человеческих потребностей, поддержку постоянного контакта с потребителем, тесную связь с жизнью, рассмотрение людей как главной силы экономического прогресса. Для реализации этих принципов необходима развернутая информация, важнейшая часть которой составляет мониторинг.
2. Мониторинг в сфере физической культуры и спорта: проблемы, методология, цели и задачи
Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных, оздоровительных задач. Одной из важнейших государственных задач является организация регулярного контроля динамики развития физических качеств детей дошкольного и школьно возраста, так как уровень физической подготовленности подрастающего поколения является отражением эффективности функционирования всего физкультурного образования в стране и результативности действующих программ физического воспитания.
Именно поэтому в настоящее время особое значение приобретает осуществление мониторинга физической подготовленности и физического развития детей и подростков. Принятое Правительством РФ постановление № 916 от 29 декабря 2001г. «Об общероссийской системе мониторинга физического здоровья населения и физического развития детей, подростков и молодежи» подтверждает своевременность и необходимость этого. Результаты комплексных мониторинговых исследованиях, позволяющих отслеживать динамику показателей физического развития и физической подготовленности различных возрастных групп населения РФ, могут использоваться как эффективное средство для осуществления мер по сохранению и укреплению здоровья, в этом числе за счет профилактики заболеваемости.
Опыт работы по организации и проведению мониторинга показывает, что наиболее успешно эта работа осуществляется при тесном взаимодействии органов образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, при наличии соглашения об информационном взаимодействии этих структур, образования специального аналитического центра мониторинга, который координирует работу заинтересованных структур, собирает, обобщает и анализирует данные мониторинга.
Наиболее актуальными проблемами дальнейшего развития системы мониторинга физического состояния здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи являются разработки унифицированного программного обеспечения обработки данных мониторинга по стандартным показателям физической подготовленности с единой нормативной шкалой оценки, совершенствование системы показателей и отработка передачи данных на всех этапах сбора и обработки информации.
В сфере физической культуры и спорта понятие мониторинга определено и принимается большинством научного сообщества, статус его закреплен на законодательном уровне. Мониторинг состояния физического здоровья населения и физического развития детей, подростков и молодежи представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков, молодежи и является частью социально гигиенического мониторинга.
Цель мониторинга – получение информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья населения.
Задачи по достижению цели:
- выявление причинно-следственных связей между состоянием физического здоровья населения, физического развития детей, подростков, прогнозирование состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков, молодежи;
- установление факторов оказывающих негативное воздействие на состояние физического здоровья и физического развития населения.
Ретроспективный анализ состояния здоровья и параметров физического развития и физической подготовленности детей и учащихся молодежи последних десятилетий указывает на достоверно выраженную тенденцию к ухудшению этих жизненно важных для растущего организма составляющих. Многочисленные исследования целого ряда ученых (П.А. Виноградов, С.И. Изак, Б.Х. Ланда и др.) свидетельствуют о том, что существует достоверная тенденция ухудшения здоровья и физического состояния детей и учащихся в процессе их воспитания и обучения, начиная от начальной к средней и старшей школе.
А.А. Семенов, в своих исследования подчеркивает, что для решения задач, стоящих перед образовательными учреждениями в связи с проведением мониторинга необходимо привлечение разных специалистов образовательного учреждения и рациональное упорядочение их деятельности.
Мониторинг состояния физического здоровья становится системообразующим основанием для управления здравосберегающей деятельностью образовательных учреждений.
Источник
Мониторинг здоровья как средство формирования здоровьесберегающего компонента развивающей образовательной среды
Мониторинг — процесс систематического или непрерывного сбора информации о параметрах сложного объекта или процесса.
Мониторинг здоровья – это процесс систематического непрерывного отслеживания здоровья ребенка.
Цель: cоздание системы непрерывного наблюдения, измерения и оценки со стояния здоровья участников образовательного процесса.
Задачи:
- Разработать оптимальную структуру мониторинга;
- Разработать механизм взаимодействия структурных подразделений по оценке состояния здоровья;
- Разработать диагностический инструментарий.
Мониторинг рассматривается как средство управления здоровьем. С помощью мониторинга мы можем указать недостатки нашей работы, а также сформулировать основные направления нашей деятельности. Он позволяет на основе сравнительных характеристик установить причинно- следственные связи различных педагогических действий и динамики состояния здоровья учащихся. Разработка и внедрение мониторинговых технологий – одно из обязательных условий создания благоприятной для развития учащихся среды со здоровьесберегающими функциями
Основными задачами нашего мониторинга является отслеживание эффективности работы Центра по сохранению здоровья учащихся в образовательном процессе, коррекция и определение ведущих направлений развития программы «Школа здоровья», координация медицинской и педагогической работы с целью обеспечения сохранности здоровья учащихся в учебном процессе и повышения качества образования в целом.
Мониторинг здоровья в нашей школе носит комплексный характер. В его разработке и проведении задействованы все участники образовательного процесса: учителя, учащиеся, специалисты-медики, физиологи, родители.
Мониторинг мы проводим по следующим направлениям:
- соматическое здоровье (заложенные генетические признаки, заболеваемость до школы)
- физическое здоровье-
- психологическое
- социальное
Для получения и обработки информации было налажено взаимодействие с разными специалистами, работающими как в ЦО так и во внешних организациях: школьной медицинской сестрой, врачами ФД №17, специалистами НИИ гигиены, школьными психологами, логопедами, социальными педагогами.
Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального здоровья. Ключевой задачей данного исследования явилось оценка морфофункциональных показателей (вес, рост, ЖЕЛ, АД, ЧСС, мышечная сила) и составление обобщённого паспорта соматического здоровья ребенка по технологии «Навигатор здоровья».
Информация о физическом состоянии ребенка собирается по определенным параметрам, необходимым школе для анализа динамики развития учащихся и влияния качества образовательного пространства на состояние их здоровья:
- группы здоровья – определяется специалистами в соответствии с общепринятыми параметрами и критериями оценки;
- физкультурные группы – их выделение сопровождается рекомендациями педагогам и родителям по дозировке и режиму двигательной активности;
- наличие хронических заболеваний – определяется по медицинским картам учащихся, результатам диспансеризаций. По итогам мониторинга заполняется последняя страничка классных журналов, информация передается классным руководителям, школьному врачу, медицинской сестре.
По результатам такой работы выявлены следующие заболевания:
- Опорно-двигательного аппарата
- Органов зрения
- Органов дыхания
- Органов пищеварения
- Мочевой системы
- Нервной системы
- Сердечно-сосудистой системы
Заболеваемость за учебный год – определяется по результатам анализа журнала посещений, которые ведут классные руководители, дежурный администратор и медицинская сестра школы. Учитывается количество дней, пропущенных по болезни. В конце каждой четверти классный руководитель проводит анализ и подсчитывает результаты. Завучи сводят результаты по итогам года, делают сравнительный анализ с прошлым учебным годом. Медицинская сестра в конце года делает анализ заболеваемости.
Уровень физического развития отслеживается специалистами ФД №17; физиологом – специалистом НИИ гигиены Макаровой А.Ю. по программе «Оценка соответствия паспортного возраста учащихся физическому развитию». Он помогает определить направленность коррекции средствами арттерапии (коррекция здоровья средствами искусства); является руководством к действию учителя физкультуры, школьным специалистам – медикам, родителям учащихся.
Зная картину здоровья каждого ученика, я могу планировать свою деятельность как учитель и классный руководитель. Систематическое использование оздоровительных технологий на уроках, переменах, во внеурочной деятельности (утренняя зарядка, физкультурные паузы на уроках, массажеры для ног, для рук, питьевой режим, смена положения ученика «стоя- сидя», смена видов деятельности на уроке, прогулки) способствует поддержанию здоровья, снижению утомляемости, повышению физической, интеллектуальной работоспособности.
Психологическое здоровье учащегося мы связываем с развитием индивидуально-психологических особенностей личности, способствующих успешной социальной адаптации.
В задачи психологического мониторинга включены:
- Организация и проведение мониторинга психологического здоровья учащихся ЦО по направлениям:
- изучение уровня психических функций (внимание, память, мышление);
- диагностика сформированности навыков учебной деятельности;
- выявление учебной мотивации;
- выявление уровня тревожности;
Такая диагностика проводится во всех классах начальной школы 2 раза в год (на входе и выходе). Помогает выявить учащихся, нуждающихся в психологическом сопровождении и коррекции.
- Организация и проведение анкетирование учащихся, родителей по различным направлениям помогает выделить психологические проблемы, возникающие в процессе обучения, определить учащихся на коррекционные занятия.
- Разработка и проведение различного рода тренинговых занятий.
- Организация консультативной помощи учащимся, родителям.
Для того, чтобы грамотно выстраивать отношения с учеником, необходимо иметь представление о социальном здоровье, а именно, хорошо знать его семью, его окружение, друзей.
Для составления целостной картины состояния здоровья учащихся в образовательном учреждении – имеет значение социальный паспорт учащегося, класса и школы. В социальный паспорт учащегося собраны сведения об учащемся и его семье (модель семьи, тип семейного воспитания, стиль семейного общения, круг общения, характеристика бытовых и материальных условий). На основании этой информации составляется паспорт класса, школы. Это позволяет проанализировать и оценить негативные и положительные стороны социальной среды, в которой формируется и развивается ребенок. Потенциал данного ресурса неоценим для формирования компетенций, определяющих социальную адаптацию учащихся вне стен образовательного учреждения.
Для меня как для учителя начальной школы важна любая информация по здоровью ребенка, так как каждый показатель будет являться одним из направляющих выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка и индивидуальной работы с ним.
Первое знакомство с ребенком я начинаю:
- с изучения соматических показателей ребенка, которые использую при посадке ребенка, распределении нагрузки в течение дня, организации питания, определении его в студии;
- изучая совместно с психологами особенности развития психических процессов (памяти, внимания), психологического развития (особенности адаптационного периода, включаемость в классный коллектив), особенности общения с взрослыми, сверстниками, мотивацию, корректирую свою работу, выбираю комфортные формы работы, мотивирующие детей на дальнейшую социализацию.
Например:
- Дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата направляются в хореографическую студию, ЛФК, массаж;
- с нарушениями зрения или пограничным зрением обязательно проходят через кабинет коррекции зрения;
- логопедические нарушения – рекомендуется посещение хоровой студии для постановки правильного дыхания, развития органов дыхания; в театральной студии — для автоматизации звуков в разговорной речи
- для детей с гиперактивностью и девиантным поведением рекомендуется посещение театральной студии, где происходит эмоциональная разрядка ребенка и самовыражение, что способствует снятию агрессивности, тревожности, факторов способствующих гиперактивности и девиантного поведения.
Из опыта работы:
Семён Я. (1 класс) 2 группа здоровья, нарушение осанки, плоскостопие, физ. группа – основная, преобладает зрительная память; интеллект — в норме, высокая интеллектуальная мобильность, дислалия, отношение к школе — положительное, визуал, воспитывается в неполной семье, стиль семейного воспитания – демократический, гиперактивен, занимается (по рекомендациям специалистов) в хореографической и театральной студиях, посещает логопедические занятия, ЛФК, учится успешно.
Варвара К. (1 класс) 2 группа здоровья, пролапс МК, гипертрофия миндалин, плоскостопие, физ. группа – основная, преобладает слуховая память, интеллект — в норме, высокая интеллектуальная мобильность, аудиал, отношение к школе — положительное, воспитывается в полной семье, стиль семейного воспитания – демократический, учёба даётся легко, занимается хореографической и театральной студиях, посещает хоровую студию, ЛФК, учится успешно.
Здровьесбережение является системообразующим фактором всех компонентов развивающей среды, а именно:
- непосредственно процесса обучения,
- процесса воспитания;
- студий дополнительного образования;
и только при детальном, серьёзном изучении здоровья возможно выстроить план формирования личности.
Такой полный анализ различных сторон здоровья учащегося позволяет выстраивать индивидуальную траекторию дальнейшей работы с конкретными учащимися, осуществлять индивидуальный подход, продумывать методы воспитательной работы и работы по сохранению здоровья ребенка с учетом всех его возможностей и склонностей.
Источник