Определение витамина С в соках и фруктах
Исследовательская работа имеет теоретическую и практическую направленность.Большое место в работе отведено эксперименту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Определение витамина «С» в соках и фруктах | 1.67 МБ |
Презентация к исследовательской | 2.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МКОУ ТОГУЧИНСКОГО РАЙОНА БОРЦОВСКАЯ СОШ Исследовательская работа по химии на тему : «Определение витамина С в соках и фруктах». Работу выполнил учащийся 10-го класса Картавцев Станислав Руководитель учитель (химии-биологии) первой категории Савенкова И.Г. с.Борцово 2013-2014 гг
Актуальность проблемы Витамин С повышает иммунобиологическую сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям, а также снижает риск возникновения заболеваний ОРЗ, ОРВИ. Нет темы более актуальной чем здоровье человека.
Цель: Определить в условиях школьной лаборатории наличие витамина С в отдельных продуктах питания(фруктах и соках) и рекомендовать их для употребления.
Задачи: Изучить основы теории о витаминах. Провести тестирование «Есть ли у меня авитаминоз?» среди учащихся и учителей нашей школы. Методом йодометрии , выяснить в каких именно фруктах и соках содержится наибольшее количество витамина С и рекомендовать их для употребления. Провести игровой классный час в начальной школе « Витамины-наши друзья»
Гипотеза : если выяснить, в каких продуктах содержится наибольшее количество витамина С , то эти продукты можно рекомендовать для регулярного употребления. Поставленные цель и задачи, выдвинутая гипотеза определили: Предмет исследования: витамин С. Объект исследования : фрукты и соки. Были использованы методы исследования: метод эксперимента – йодометрия ; тестирование (в котором приняло участие –49 человек,15 учителей и 34 учащихся).
История открытия витаминов Джеймс Линд (1716-1794) Джеймс Кук (1723-1779) Лунин Н.И. (1853-1937) Казимир Функ (1884-1967)
Классификация витаминов 1.Витамины,растворимые в воде (С,В1,В2,РР,Н) 2.Витамины,растворимые в жирах (А,Д,Е,К)
Биохимические свойства аскорбиновой кислоты Белый кристаллический порошок Кислая на вкус Легко растворима в воде и спирте Синтезируется растениями (из галактозы), животными (из глюкозы), за исключением человека и приматов и некоторых других животных, которые получают аскорбиновую кислоту с пищей.
Значение, норма потребления. Суточная потребность : 75-100 мг. Биологическая роль аскорбиновой кислоты связана с участием в окислительно-восстановительных процессах клеточного дыхания. Влияет на различные функции организма: проницаемость капилляров, рост и развитие костной ткани, повышает иммунобиологическую сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям, стимулирует продукцию гормонов надпочечников, способствует регенерации. С 6 Н 8 О 6
ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ ВИТАМИНА С.
Источники витамина С Цитрусовые Черная смородина Сладкий перец Петрушка Цветная капуста Картофель Батат Брокколи Брюссельская капуста Земляника Гуава и др. В зависимости от сезона в одном стакане среднего размера (т. е. 100 г) свежеприготовленного сока содержится от 15 до 35 мг витамина С.
ОПРОС-АНКЕТА №1. «Есть ли у меня авитаминоз?» 1-ая группа 1-2 балла «Риск авитаминоза невысок» 2-ая группа 3-5 баллов «Небольшой витаминный голод налицо» 3-ья группа 6-8 баллов «Авитаминоз – фон вашей жизни»
№1.Определение витамина С в свежевыжатом соке зеленого яблока Масса яблока 210 г. На окисление аскорбиновой кислоты потребовалось 7,5 мл (203 капли) иода . 1 мл р-ра иода – 0,88 мг аскорб . к-ты 7,5 мл р-ра иода – Х мг аскорб . к-ты Х = 7,5х0,88= 6,6 мг 6,6 мг аскорб . к-ты — 40 г яблока Х мг аскорб . к-ты – 100г яблока В 100 г яблока содержится 16,5 мг аскорбиновой кислоты, а в целом яблоке массой 210 г содержится 34,65 мг
№2.Определение витамина С в свежевыжатом соке красного яблока Масса яблока 180 г. На окисление аскорбиновой кислоты потребовалось 6,7 мл (180 кап.) иода . 1 мл р-ра иода – 0,88 мг аскорб . к-ты 6,7мл р-ра иода – Х мг аскорб . к-ты Х = 6,7х0,88= 5,9 мг 5,9мг аскорб . к-ты — 40 г яблока Х мг аскорб . к-ты – 100г яблока В 100 г яблока содержится 14,7 мг аскорбиновой кислоты, а в целом яблоке массой 180 г содержится 26,6 мг
№3. Определение витамина С в свежевыжатом соке апельсина Отмеряем 20 мл отжатого сока апельсина Расчёты : 1 мл р-ра иода – 27 капель р-ра иода Х мл р-ра иода — 326 кап. р-ра иода . На окисление аскорбиновой кислоты потребовалось 12,1мл (326 кап) иода . 1 мл р-ра иода – 0,88 мг аскорб.к-ты 12,1мл р-ра иода – Х мг аскорб . к-ты Х = 12,1×0,88=10,6мг×5=53,1мг в 100 мл
№4. Определение витамина С в свежевыжатом соке лимона Отмеряем 20 мл отжатого сока лимона Расчёты : 1 мл р-ра иода – 27 капель р-ра иода Х мл р-ра иода —214 капель р-ра иода . На окисление аскорбиновой кислоты потребовалось 7,9 мл (214 кап) иода . 1 мл р-ра иода – 0,88 мг аскорб . к-ты 7,9 мл р-ра иода – Х мг аскорб . к-ты Х =7,9 ×0,88 = 7мг×5=35мг в 100 мл
№5. Определение витамина С в свежевыжатом соке мандарина Отмеряем 20 мл отжатого сока мандарина Расчёты : 1 мл р-ра иода – 27 кап. р-ра иода Х мл р-ра иода —281кап. р-ра иода . На окисление аскорбиновой кислоты потребовалось 10,4 мл 281кап.) иода . 1 мл р-ра иода – 0,88 мг аскорб.к-ты 10,4 мл р-ра иода – Х мг аскорб . к-ты Х = 10,4×0,88 = 9,1мг×5=45,8 мг в 100 мл
№ 6.Определение витамина С в готовом соке «Витамин» яблоко. Отмеряем 20 мл сока Расчёты : 1 мл р-ра иода – 27 капель р-ра иода Х мл р-ра иода —296 капель р-ра иода . На окисление аскорбиновой кислоты потребовалось 10,9 мл иода . 1 мл р-ра иода – 0,88 мг аскорб . к-ты 10,9мл р-ра иода – Х мг аскорб.к-ты Х = 10,9×0,88 = 9,6мг×4= 38,4мг в 100 мл
№7.Определение витамина С в готовом соке «Витамин» яблоко-персик. Расчёты : 1 мл р-ра иода – 27 капель р-ра иода Х мл р-ра иода —216 капель р-ра иода . На окисление аскорбиновой кислоты потребовалось 8 мл иода . 1 мл р-ра иода – 0,88 мг аскорбиновой кислоты 8мл р-ра иода – Х мг аскорбиновой кислоты Х = 8×0,88 =7,04мг×4=28,2мг в100мл
№8. Определение витамина С в готовом соке «Витамин» апельсин. Расчёты : . 1 мл р-ра иода – 27 капель р-ра иода Х мл р-ра иода —625 капель р-ра иода . На окисление аскорбиновой кислоты потребовалось 23,1мл иода . 1 мл р-ра иода – 0,88 мг аскорбиновой кислоты 23,1 мл р-ра иода – Х мг аскорбиновой кислоты Х = 23,1×0,88 =20,3мг×4=81,2 мг в 100 мл
№9.Определение витамина С в готовом соке «Витамин» томат. Расчёты : 1 мл р-ра иода – 27 капель р-ра иода Х мл р-ра иода —511капель р-ра иода . На окисление аскорбиновой кислоты потребовалось 18,9мл иода . 1 мл р-ра иода – 0,88 мг аскорбиновой кислоты 18,9мл р-ра иода – Х мг аскорбиновой кислоты Х = 18,9×0,88 =16,6мг×4=66,6мг в 100мл
№10. Определение витамина С в домашнем компоте из кураги. Расчёты : 1 мл р-ра иода – 27 капель р-ра иода Х мл р-ра иода —223 капли р-ра иода . На окисление аскорбиновой кислоты потребовалось 8,3мл иода . 1 мл р-ра иода – 0,88 мг аскорбиновой кислоты 8,3 мл р-ра иода – Х мг аскорбиновой кислоты Х = 8,3×0,88 =7,3мг×4=29 мг в 100мл
Дополнительно.Определение витамина С в горячем чае с лимоном. Расчёты : 1 мл р-ра иода – 27 капель р-ра иода Х мл р-ра иода —96 капель р-ра иода . На окисление аскорбиновой кислоты потребовалось 3,6 мл иода . 1 мл р-ра иода – 0,88 мг аскорбиновой кислоты 3,6 мл р-ра иода – Х мг аскорбиновой кислоты Х = 3,6×0,88 =3,1мг в 250мл, т.е.1,25мг в 100 мл
№ Название исследуемого продукта Количество иодной настойки, капли Содержание витамина С, мг 100 г продукта ФРУКТЫ 1 Апельсин 326 53,1 2 Мандарин 281 45,8 3 Лимон 214 35 4 Зеленое яблоко 203 16,5 5 Красное яблоко 180 14,7 СОКИ 1 Сок «Витамин»-апельсин 625 81,2 2 Сок «Витамин»-томат 511 66,6 3 Сок «Витамин»-яблоко 296 38,4 4 Компот дом.из кураги 223 29 5 Сок «Витамин» яблоко-персик 216 28,2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ На основании полученных данных исследования, можно сделать вывод , выдвинутая мной гипотеза не подтвердилась, наиболее богатые витамином С являются купленные соки. Свежие фрукты: апельсин, мандарин, лимон (к моему сожалению, не на первом месте, вероятно, кислый вкус ему придает лимонная кислота), яблоко зеленое и красное так же содержат достаточное количество витамина С. Мне очень хотелось проверить наличие витамина С в горячем чае с лимоном, не разрушается ли аскорбиновая кислота в горячей воде? Может быть, мы пьем «мертвый» чай? Однако эксперимент показал, что витамин С содержится в напитке, хотя в малых количествах, значит, чай с лимоном пить полезно. Проведя эксперименты, доказывая наличие витамина С в продуктах, мы хотим порекомендовать употреблять фрукты, соки и компоты.Особенно , в зимний и весенний период, когда иммунная система ослаблена, и тогда хорошее здоровье и настроение Вам обеспечено !
Классный час во 2-ом…
Перспективы работы 1.Расширить спектр исследуемых продуктов ( овощи,др.фрукты ) в разные времена года. 2.Изучить влияние условий хранения на сохранность витамина С. 3.Научиться определять другие витамины в наших продуктах.
Источник
Когда пора «попить» йод
О значении йода для организма вы, наверняка, неоднократно слышали с экранов телевизора, и не зря. Ведь недостаток микроэлемента имеет место на абсолютно всей территории России, в то время как йододефицит значительно снижает умственные способности и физическую выносливость, негативно отражается на состоянии кожи и волос, сердечно-сосудистой и пищеварительной системах, а также способствует поглощению онкогенного радиоактивного йода из окружающей среды.
Как «работает» йод
Йод, как и все остальные микроэлементы, всасывается в нижних отделах тонкого кишечника, откуда с током крови и поступает в клетки щитовидной железы (тироциты).
Здесь йод сначала «захватывает» тиреоглобулин, который трансформирует микроэлемент до «приемлемой» формы и затем, как на конвейере, передает его дальше – на синтез гормонов щитовидной железы: Т3 и Т4.
Гормон Т3 содержит 3 атома йода и по сути является прогормоном, превышая биологическую активность своего «потомка» Т4 примерно в 90-100 раз. Однако, как раз ввиду чрезвычайной активности, к транспорту по организму Т3 «допускается» в ограниченном количестве, а к клеткам отправляется в основном более безопасная Т4 форма гормона (тетрайодтиронин или тироксин).
Таким образом, йод представляет собой «опорный» элемент гормонов щитовидной железы, без которого их синтез совершенно невозможен. Поэтому микроэлемент «умеет» запасаться (все в тех же тканях щитовидной железы), а его запасов может хватить примерно на 2 месяца полного прекращения «йодных поставок».
Признаки «йодного» голода
Недостаток гормонов щитовидной железы имеет название «гипотиреоз», а его основными признаками являются:
- слабость и повышенная утомляемость,
- апатичность, вялость,
- сонливость, даже после достаточного сна,
- снижение памяти и внимания,
- частые головные боли и головокружение,
- снижение артериального давления и частоты сердцебиения,
- нарушения пищеварения (например, склонность к запорам),
- ослабление иммунитета,
- набор веса при нормальном питании,
- отечность,
- сухость кожи,
- выпадение волос.
Как видно, тироксин (Т4) имеет довольно широкий круг «влияния», поскольку он является природным «стимулятором», а в его отсутствии значимо замедляются все обменные, энергетические и восстановительные процессы. Что чаще всего обусловлено дефицитом йода или аутоиммунным поражением железы.
Дети, кстати, нуждаются в йоде ничуть не меньше, чем взрослые.
Так, недостаток микроэлемента в раннем детском возрасте может закончиться значимым снижением интеллекта. А у более старших детей провоцирует проблемы с обучением и повышенную утомляемость.
Нужно проверить
Разумеется, наличие одних только симптомов «щитовидных» проблем, обоснованием для приема препаратов йода и йодированной соли не является. Более того, принятое «наугад», такое решение может значимо навредить здоровью, спровоцировав гиперфункцию железы и избыток ее гормонов.
Так что перед приемом йода следует проверить уровень, как минимум:
А также сделать УЗИ щитовидной железы.
И если ТТГ повышен, а Т4 и Т3 в норме или на нижней границе норма, или на УЗИ выявлены «целевые» отклонения речь уже идет о субклиническом гипотиреозе и является обоснованием для приема препаратов.
Йодированные соли, согласно рекомендациям Роспотребнадзора, лекарственными средствами не являются, поэтому рекомендованы к применению в том числе в профилактических целях. Правда опять же с оговоркой, что нет симптомов гиперфункции железы (симптомы, обратные перечисленным выше).
При этом средняя рекомендуемая суточная доза препаратов для профилактики недостаточности иода для взрослого человека составляет 150-200 мг, для беременных – 200 мг, для детей старше 12 лет – 100 гр, а младше – рассчитывается на кг веса.
Источник
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИТАМИНА «С» МЕТОДОМ ЙОДОМЕТРИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИТАМИНА «С» МЕТОДОМ ЙОДОМЕТРИИ
Борисова Л.Р. , Михайлов А.С., Тачкова М.А., 8 класс
МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №28»
Бондаренко В.В., учитель химии
МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №28»
Пикулина Н.Ю. – научный руководитель, магистрант 1-го года обучения
ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет»
В Эдинбурге в XVIII веке студент-медик обнаружил, что цитрусовые эффективно лечат от цинги. Лишь спустя 2 столетия выяснили, что веществом, лечащим мучительную болезнь, является аскорбиновая кислота или витамин С. Синтезировать удалось его только в 1928 году из лимонного сока .
Аскорбиновая кислота представляет собой органическое соединение, родственное глюкозе, в виде белого кристаллического порошка кислого вкуса. Выполняет биологические функции восстановителя и кофермента некоторых метаболических процессов, является антиоксидантом.
Организм человека не может самостоятельно синтезировать аскорбиновую кислоту, она поступает в наш организм вместе с пищей. Основной источник витамина С для человека – овощи, фрукты и ягоды.
Определение витамина «С» методом иодометрии
Анализ основывается на взаимодействии витамина «С» с иодом [2; 5 ; 6 , с. 270 – 276]. Раствор иода (I 2 ) способен окислять аскорбиновую кислоту с образованием бесцветной дегидроаскорбиновой кислоты, ионов водорода и иодид-ионов I — .
Иод витамин С дегидроаскор- ионы иодид-ионы
Избыток иода определяют титрованием раствором тиосульфата натрия в присутствии крахмала:
Анализ выполнялся методом титрования: постепенное добавление известного количества одного из реагентов к другому до тех пор, пока определяемое вещество не прореагирует полностью. В этот момент происходит изменение цвета или какой-либо другой характеристики. Таким образом, появление устойчивой синей окраски означает конец титрования [ 6 , с.275 – 276].
А) Определение коэффициента пересчета (количество витамина «С», реагирующее с 1 мл раствора иода).
Сначала оттитруем раствор витамина «С» известной концентрации. Это поможет определить коэффициент пересчета, который выражает массу аскорбиновой кислоты, реагирующей с 1 мг используемого нами раствора иода. На основании этих данных можно рассчитать, сколько витамина «С» содержится в 25 мл исследуемого раствора.
Отмер яем 25 мл раствора витамина «С» в колбу емкостью 125 мл.
Добав ляем 10 капель 1%-ной суспензии крахмала.
Б юретку н аполн яем раствором й ода. Запис ываем начальный объем.
Медленно, по каплям, добавля ем раствор й ода к анализируемому раствору, постоянно его взбалтывая. Добавляем , пока не достигнем конечной точки титрования (синяя окраска устойчива более чем 20 с). Для удобства наблюдения под колбу под ложим лист белой бумаги.
Запис ываем конечный объем жидкости в бюретке. Рассчит ываем , какое количество й ода израсходовано.
Рассчит ываем коэффициент пересчета, разделив 25 мг витамина «С» (столько его было в колбе) на объем (в мл) используемого раствора иода.
Запи шем это значение в соответствующий столбик таблицы (размерность: мг витамина «С»/ мл раствора й ода).
Б) Определение витамина «С» в растительных объектах
Отмерить 25 мл образца в колбу емкостью 125 мл.
Выполн яем пункты 2 – 3 первой части методики. Уч итываем , что окраска анализируемого раствора может изменять цвет комплекса крахмала с й одом. Так , красный цвет раствора в сочетании с синей окраской комплекса приведет к тому, что в конце титрования появится фиолетовое окрашивание.
Запис ываем количество миллилитров использованного раствора й ода в таблицу. Т уда же впишем и величину коэффициента пересчета, определенную выше.
Выполн яем расчеты, необходимые для определения массы витамина «С» (в мг), находящегося в 25 мл образца.
Расположить исследованные образцы в порядке уменьшения содержания витамина «С».
В) рекомендации В.Н. Волкова и М.Л. Давтяна [2, c.50].
Отмерить 10 мл сока, добавить 10 мл 2%-ной соляной кислоты и 20 мл раствора иода (0,005 моль-экв/л). Оставить в темном месте на 3–5 мин, добавить 2 мл крахмала, разбавляя водой до 100 мл. Титрование провести раствором тиосульфата натрия (0,01 моль-экв/л) до обесцвечивания.
Содержание аскорбиновой кислоты (ω,%) вычислить по формуле:
где: V 1 – объем раствора тиосульфата натрия, пошедшего на титрование холостой пробы (10 мл раствора иода), мл; V 2 – объем раствора тиосульфата натрия, пошедшего на титрование пробы с соком, мл; С – концентрация раствора тиосульфата натрия, моль-экв/л; 88 – молярная масса эквивалента аскорбиновой кислоты, г/моль-экв.
1%-ный раствор крахмала готовили непосредственно перед опытом;
спиртовой раствор иода – к 10 мл 5%-ного раствора иода приливали 25 мл спирта и 25 мл дистиллированной воды;
спиртовую растительную вытяжку разбавляли 10 мл дистиллированной воды.
Заключение и выводы:
1. В результате проведения научно-исследовательской работы изучена информация о витамине С (аскорбиновой кислоте) в литературных источниках и Интернете.
2. Для количественного определения содержания витамина С использовали один из вариантов титриметрического анализа – метод йодометрии.
3. Экспериментальным путем определили содержание аскорбиновой кислоты в наиболее востребованных овощах, фруктах, ягодах и фруктовых соках: яблоке, груше, цитрусовых фруктах, шиповнике (свежем и сушеном), капусте белокочанной (свежей и квашенной), свекле столовой, моркови, а также в соках: яблочном, грушевом, гранатовом и д.р.
Результаты исследования показали, что методы окислительно-восстановительного титрования являются наиболее значимыми, дешевыми и безопасными, а так же методические рекомендации возможно использовать в практике определения качественного состава овощей, фруктов, фруктовых соков.
1. Васильева П.Д. Химический эксперимент в проектах школьников: Учебно-методическое пособие / П.Д. Васильева, Э.Ф. Матвеева, Т.В. Хондяева, Н.В. Багрова; под общ. ред. П.Д. Васильевой – Астрахань: Издатель: Сорокин Р.В., 2015. -128 с.
2. Волков В.Н., Давтян М.Л. Фруктовые соки: определение химического состава и качества // Химия в школе,2013. – №3. – С.45 – 51
3. Коренман Я. И. Практикум по аналитической химии: анализ пищевых продуктов. М.: КолосС, 2005. – 295 с.
4. Матвеева Э.Ф. Обучение студентов химического факультета приемам техники безопасности и охраны труда / Э.Ф. Матвеева, Т.А. Колесникова // Безопасность жизнедеятельности.– 2013. – №10. – С.47 – 52
5. Солодова В. И., Волкова Л. А., Волков В. Н. Определение витамина C в овощах и фруктах. // Химия в школе. – 2002. — №6. – С. 63-66.
6. Химия и общество: пер. с англ. /Под ред. М.Ю. Гольдфельда. – М.: Мир, 1995. – 560 с.
7. Харитонов Ю.Я. Аналитическая химия (Аналитика). В 2 кн. Кн. 2. Количественный анализ. Физико-химические (инструментальные) методы анализа: Учеб. для вузов. – 2-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 2003.–559с.: ил.
Источник