X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Физическая культура является важным аспектом взросления и становления человека как личности. Этот вид воспитания обучает движениям, выносливости, дает возможность овладеть физкультурными знаниями. Физическая культура и спорт в целом очень важны как для обычных студентов вузов России, так и для студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Адаптивная физическая культура (АФК) — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, нацеленных на реабилитацию и адаптацию к стандартной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических преград, тормозивших ощущению полноценной жизни, а также пониманию потребности своего личностного вклада в социальное развитие общества. Постоянные занятия адаптированной физической культурой значительно расширяют спектр функциональных возможностей студентов с инвалидностью, улучшают состояние опорно-двигательного аппарата, положительно влияют на психику. Адаптация таких студентов к физическим нагрузкам является актуальной проблемой всех вузов страны, требующая решения на протяжении всех лет обучения.
Адаптивная физкультура для студентов с ограниченными возможностями здоровья формирует:
— понимание собственных физических возможностей;
— способность преодолевать физические и психологические барьеры, препятствующие ведению полноценной жизни;
— выработку у студентов-инвалидов стремления вести здоровый образ жизни;
— желание улучшать свои навыки и физические возможности;
— способность адаптироваться в обществе.
Целью адаптивной физкультуры является не только повышение навыков физической подготовки, но и социализация студента с ограниченными возможностями здоровья, улучшение уровня качества жизни личности, наполнение жизни новыми эмоциями, знакомствами, общением. [1]
Организация занятий и всего учебного процесса адаптивной физкультуры для студентов-инвалидов значительно отличается от стандартной программы занятий физкультурой в вузах и имеет свои особенности. В программу курса для студентов специальной медицинской группы входит: изучение теории, практического материала, адаптивная физическая активность.
Занятия адаптированной физкультурой обязательно должны начинаться с подготовительного периода. Его длительность напрямую зависит от состояния здоровья студента. Далее идет основной период: 30% уходит на лечебную физическую культуру (ЛФК) и 60% на специальную подготовку и 10% на занятия ЛФК с полным медицинским обследованием. Программа адаптивной физкультуры ограничивает упражнения на развитие силы и выносливости. Завершает цикл переходный период. Его основная задача — постепенное снижение нагрузок, улучшение развития технических приёмов.
Для обучения адаптивной физической культуре студентов с ограниченными возможностями существуют различные требования, зависящие от самого диагноза. Например, для обучения студентов с ограничением по зрению поверхность покрытия в спортивном зале обязательно должна быть ровной и гладкой; необходимо предусматривать звукопоглощающие потолки, а также обеспечение акустической изоляции. Эффективность физических занятий обусловлена структурой движений, последовательностью, частотой и продолжительностью занятий, индивидуальным подходом к выбору физических упражнений. При ДЦП уделяют внимание не только развитию мышц, суставов, координации движения, но и зрению, речи и другим обнаруженным проблемам со здоровьем. Профилактическая задача заключается в проведении мер, направленных на общее улучшение самочувствия человека, повышение сил и возможностей, укрепление иммунитета. [2]
В настоящее время многие вузы России осуществляют проведение курса адаптивной физической культуры. Однако относительно быстрое развитие данной дисциплины и внедрение ее в образовательные программы высших учебных заведений породили множество трудностей и противоречий, обусловленных недостаточным уровнем разработки этой программы, ее методологии, принципов и т.д.
Можно выделить несколько причин недостаточной развитости программы адаптированной физической культуры для студентов с ограниченными возможностями здоровья:
Отсутствие социально-экономических условий для выполнения данной задачи;
Недостаточное понимание важности адаптивной физической культуры среди государственных деятелей России;
Совершенствование физической культуры и спорта для студентов с ограниченными возможностями не является приоритетной задачей государства;
Отсутствие условий для привлечения студентов-инвалидов к занятию спорта;
Недостаточный профессионализм тех, кто осуществляет обучение адаптивной физической культуре, отсутствие у этих людей медицинского образования;
Отсутствие желания занятия спортом среди самих студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Все эти факторы препятствуют достижению высокого уровня развитости адаптивной физической культуры среди высших учебных заведений России. Решение данных проблем является очень важной задачей, так как физическая активность необходима не только основному проценту здоровых студентов, но и студентам с ограниченными возможностями здоровья. [3]
Повышение эффективности занятий адаптивной физической культурой позволит поднять на новый качественный уровень социальной практики физическую культуру, образование, всю систему именно комплексной реабилитации студентов с проблемами со здоровьем, наладит уровень жизни и коммуникаций в обществе. Наличие у студентов различных диагнозов требует постоянного осведомления и внимательной и кропотливой работы от преподавателя, который должен периодически изучать новые и подходящие варианты обучения, проведения аттестаций, пересматривать нормативы и задания.
Список литературы:
Основы адаптивной физической культуры: Учебн. пособие. – М. Физкультура и спорт, 2007. – 192 с.;
Аксенова О.Э., Евсеев С.П. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре//Учебное пособие. -М.: Советский спорт, 2004. -296 с.
Курдыбайло С.Ф., Евсеев, С.П., Герасимова Г.В. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре//Учебное пособие. -М.: Советский спорт, 2004. -184 с.
Источник
Физическое воспитание студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья
педагогические науки
- Вяткина Анастасия Андреевна , бакалавр, студент
- Омский государственный технический университет
- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- МЕТОД
- СРЕДСТВО
- УПРАЖНЕНИЕ
- ТРЕНИРОВКА
- СТУДЕНТ
- ЗДОРОВЬЕ
- ВОСПИТАНИЕ
- ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
- ГИМНАСТИКА
- ЗАБОЛЕВАНИЕ
Похожие материалы
Физическое воспитание — неотъемлемый компонент всестороннего развития личности, поэтому занятия физической культурой важны и являются обязательными в колледжах и высших учебных заведениях.
Исследования показывают, что студентов с ослабленным здоровьем растет из года в год, примерно в разных регионах нашей страны их численность составляет от 20 до 40% [3].
Стандартная программа организации занятий физической культурой для таких студентов не подходит, так как они не способны ее освоить из-за существующих отклонений в здоровье. В связи с этим преподавателям кафедр физической культуры рекомендовано самостоятельно заниматься методическими разработками для проведения занятий с данным контингентом учащихся, учитывая характер заболеваний, индивидуальные и физические особенности.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что организация физического воспитания студентов, относящихся к специальной медицинской группе, вызывает определенные трудности, которые заключаются в том, что функциональные возможности таких учащихся слабы из-за наличия хронических заболеваний, поэтому требуется дифференцированный подход, а следовательно разработка инновационных методов в построении учебного процесса.
При организации физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем ставятся определенные задачи, которые должны учитывать как проблемы социума (проблема охраны здоровья молодежи), так и мотивацию самих студентов к занятиям физической культурой.
К основным задачам можно отнести следующие:
- Для укрепления и восстановления здоровья использовать все возможные средства физической культуры;
- Обеспечить не только общую, но и профессионально-прикладную физическую подготовленность, необходимую для будущей профессии;
- Ликвидировать остаточные явления после перенесенных заболеваний с помощью корригирующей гимнастики;
- Освоить жизненно важные физические качества, двигательные умения, навыки; в процессе занятий осуществлять врачебно-педагогический контроль и самоконтроль.
Также необходимо придерживаться определенных принципов для осуществления поставленных задач. К таким принципам относятся:
- Систематичность и последовательность;
- Доступность и вариативность;
- Оптимальность нагрузки.
При современном подходе к физическому воспитанию студентов с ослабленным здоровьем важно реализовывать и следующие принципы:
- Уметь и быть готовым получать теоретические знания, владеть компьютерными технологиями;
- Самостоятельно готовить творческие задания, представлять аудитории результаты своих исследований;
- Расширять знания о своем заболевании, о путях сохранения стойкой ремиссии, о способах укрепления своего здоровья.
В процессе занятий с такими студентами важно не только учитывать дидактические принципы, но и методические особенности.
В процессе анализа методической литературы было установлено, что тренировочная деятельность подразделяется на общефизическую и специальную [2, 5, 6].
Для общефизической деятельности используются разнообразные динамические, статические общеразвивающие упражнения. Они в основном направлены на общее развитие организма, на укрепление здоровья в целом.
Основная задача специальной тренировочной деятельности заключается в том, что она направлена на оптимизацию функций организма, нарушенных в связи с заболеванием или травмой, когда основной целью является избирательное действие на отдельные органы и системы человеческого организма.
При организации занятий физической культуры важно учитывать нагрузку, которая должна дозироваться с учетом индивидуальных особенностей заболеваний учащихся. При этом должны учитываться: сложность выполнения физических упражнений; количество повторений; общая плотность занятия; объем выполнения упражнений.
Рассмотрим основные средства физической культуры, которые применяются к студентам с отклонениями в здоровье. К ним можно отнести:
- Специальные дыхательные упражнения;
- Физические упражнения статистического характера;
- Спортивно-прикладные упражнения (ходьба, плавание, бег прыжки, катание на лыжах, коньках, велосипеде и др.);
- Игры (на месте, малоподвижные, подвижные и спортивные, которые применяются в зависимости от поставленной цели);
- Массаж и самомассаж;
- Закаливание (в процессе использования естественных природных факторов (солнечные ванны); аэрация в процессе занятий и воздушные ванны; частичные и общие обливания, обтирания и гигиенические души, купание);
- Механотерапия (занятия на тренажерах, блоковых установках);
- Эрготерапия (трудотерапия).
Немаловажное значение имеют и методы, которые применяются на занятиях в специальных медицинских группах.
К самым распространенным относятся:
- Коррекция (комплекс лечебно-профилактических мероприятий (гимнастика, массаж, коррекция поз, механотерапевтические меры и др.);
- Дозированные восхождения (терренкур): сочетает ходьбу с восхождениями по холмистой местности и спусками в пределах 3-15 градусов;
- Аутогенные тренировки (расслабление (релаксация) мышц, пассивный отдых, снижение нервного напряжения [2].
Особое место занимают нетрадиционные методики, которые также используются при физическом воспитании студентов с ослабленным здоровьем. В качестве примеров можно привести следующие:
- Китайская оздоровительная гимнастика — комплексы упражнений, основанные на рекомендациях Джавэн Мао:
- Использование игровых видов спорта:
- Комплексы упражнений гимнастики для рук и ладоней;
- Дыхательная гимнастика йогов;
- Элементы гимнастики Хатха-йога (повышает функциональную подготовленность сердечно-сосудистой, дыхательной систем и общую сопротивляемость организма);
- Гимнастика для глаз (повышает эластичность и тонус мышц и нервов, иннервирующих глаз) [5].
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что процесс организации занятий со студентами с ослабленным здоровьем основывается на использование разнообразных форм, методик, методов и средств, применяющихся в совокупности. Реализуются принципы индивидуализации и дифференциации, которые отражают интересы учащихся и направлены на их оздоровление.
Список литературы
- Алексюк С. Н. Об особенностях организации занятий по физической культуре студентов вузов, отнесенных к специальной медицинской группе / Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта — Харьков, 2007 — № 5.
- Детков Ю. Л., Платонова В. А., Зефирова Е. В. Теория и практика физической культуры для студентов с ослабленным здоровьем / [Детков Ю. Л., Платонова В. А., Зефирова Е. В.] — СПб: СПбГУИТМО, 2008 — 96с.
- Загревская А. И., Игнатова А.Д., Жукова Н.И., Чуйко Л.Н.. Физическое воспитание студентов с ослабленным здоровьем в педагогических вузах: Учебное пособие. Томск: Центр учебно-методической литературы Томского государственного педагогического университета, 2003. 104 с.
- Матухно Е. В. Концепция образования в сфере физической культуры и развития профессионально важных качеств студентов с ослабленным здоровьем — Красноярск: Сибирский педагогический журнал, 2009 — № 12 — с.86.
- Скупченко Е. А., Бурбыгина В. В Физическое воспитание студентов специальных медицинских групп: проблема и пути решения / Мир науки, культуры, образования — Горно-Алтайск: Уральский государственный университет, 2014 — № 3 — с.46
- Хисматулин Р. Р. Физическая культура для студентов с ослабленным здоровьем / Молодежь и наука: сборник материалов IX Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 385-летию со дня основания г. Красноярска [Электронный ресурс]. — Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2013. — Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2013/section026.html, свободный.
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Источник