Привитие культуры здоровья младших школьников в процессе урочной и внеурочной деятельности
статья по зож на тему
В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
privitie_kultury_zozh.rar | 2.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Окунева Елена Александровна
учитель начальных классов
средняя общеобразовательная школа»
Омского муниципального района
Привитие культуры здоровья младших школьников в процессе урочной и внеурочной деятельности
В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Современная образовательная и воспитательная ситуация акцентируют внимание на создании условий для более полной реализации возможностей обучающихся, их роста и развития в условиях сложной социальной действительности.
Особенно чувствительны к неблагоприятным факторам окружающей среды, гиподинамии, стрессовым ситуациям дети. Поэтому обучение здоровому образу жизни и воспитание привычки поддерживать себя в естественном здоровом состоянии надо начинать с детства, совершенствовать в юности и сохранять всю жизнь.
Факторы, определяющие здоровье школьников:
— образ жизни человека;
Здоровье детей — это общая проблема педагогов, медицинских работников и родителей. Главными причинами ухудшения здоровья детей школьного возраста является перегрузка учебным материалом, медицинская и психологическая неграмотность части учителей, недостаточное внимание к двигательной активности и валеологической культуре ребенка. Поэтому медицинские работники, педагоги и родители должны активизировать деятельность по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения.
Формирования целостного «Я» ребенка, где здоровье является неотъемлемой частью, должно происходить в такой системе образования, в которой здоровье будет содержанием и нормативным результатом.
Роль воспитательной работы заключается в том, чтобы помочь обучающимся в формировании себя как личности, осознающей, что главная ценность жизни есть здоровье человека, которое он обязан беречь и поддерживать в естественном энергическом состоянии.
Основные задачи привития культуры здоровья младших школьников:
- Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
- Профилактика вредных привычек.
- Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
- Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
- Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
- Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Основные направления привития культуры здоровья младших школьников:
– организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);
– организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе;
– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
– организация питания обучающихся;
– проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;
– организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
– организация и проведение профилактической работы с родителями;
– организация встреч обучающихся с медицинскими работниками;
– организация и проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья обучающихся.
Формы организации мероприятий направленных на привитие культуры здоровья у младших школьников в процессе урочной и внеурочной деятельности:
— физкультминутки во время уроков,
— динамические паузы во время перемен,
— спортивные кружки подвижных оздоровительных игр.
— прогулки, совместно со взрослыми,
— самостоятельная двигательная деятельность.
В учреждениях дополнительного образования:
— детские спортивные секции.
В школьном оздоровительном лагере:
— разные виды спортивно-оздоровительной деятельности в соответствии с программой работы лагеря.
В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.
Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В данном учебном материале выявляются оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие формированию основ читательской компетентности младших школьников,обобщается .
Данная статья отражает опыт работы учителя начальных классов по нравственному воспитанию младших школьников. В ней показаны разные формы работы: работа с родителями, материал уроков литературного чтен.
Выступление на семенаре учителей начальных классов.
Формирование экологической культуры населения рассматривается в качестве важнейшей сферы национальной экологической политики России. Решение проблем экологического благополучия сегодня зависит не толь.
Данный материал раскрывает понятие «культура поведения».
ВЫСТУПЛЕНИЕНА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ МАОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЦЕНТР ДЕТСТВА»на тему: «Воспитание культуры здоровья младшего школьника в образовательном процессе».
Источник
Новости Здоровье
23.09.2020
Новости , Кратко , Популярное
«Древний мозг» играет с нами злую шутку: как привить культуру здоровья
В России рост заболеваний сердечно-сосудистой системы во многом связан с отсутствием культуры здоровья. Как считает семейный психолог, кандидат социологических наук Анетта Орлова, многие россияне безалаберно относятся к себе и до сих пор ждут, что их будут заставлять соблюдать режим дня и уровень физической активности. Выступая на пресс-конференции в Москве, эксперт рассказала, как «древний мозг» играет с человеком злую шутку и почему взрослые не могут приучить детей к спорту.
Как передает корреспондент РИА «Новый День», комментируя результаты последних исследований о проблемах сердечно-сосудистых заболеваний в России, Орлова отметила, что к решению проблемы нужно подходить не только с медицинской точки зрения, но и использовать знания психологии.
«Если мы посмотрим на портреты больных сердечно-сосудистыми заболеваниями, то увидим, что есть определенная группа людей с коронарным типом личности. Это люди с высоким уровнем эмоциональных реакций. Это отдельная проблема для кардиологов. Такие пациенты, даже имея проблемы, отказываются менять образ жизни», – сказала психолог.
По ее словам, проблему нужно решать комплексно, в том числе, возрождая в стране культуру здорового образа жизни. При этом эксперт подчеркнула, что современным взрослым нужно воспитывать не только ребенка, но и себя. «Ребенок со школьных лет должен видеть, что заботиться о своем здоровье важно. Он должен видеть не реактивный поход, когда уже есть проблемы со здоровьем и их надо решать, а проактивный – предупредительный. Мы, как родители, являемся примером», – напомнила она.
«Культура сна откуда идет? Из семьи. Культура физической активности, те же самые 10 тысяч шагов в день? Тоже из семьи. Сегодня культура заботы о себе постепенно возвращается. Человек должен завести совершено банальные привычки. Первое, что нужно сделать – взять ответственность, принять, что взрослый человек отвечает за себя сам. У нас люди и в 50 лет иногда говорят, как неправильно их воспитали родители. Еще один момент, нужно понять, что здоровым быть выгодно. Если ты здоров, у тебя другое качество жизни, эмоциональное состояние. Когда ты болеешь, это затратно», – добавила Орлова.
Тем, кто готов принимать такую базовую мотивацию, психолог посоветовала начать формировать у себя новые привычки. «И начинать нужно прямо сейчас, не с понедельника, а услышали, прочитали – вперед! У нашего мозга есть особенность, он не хочет ничего менять. Он пытается удержать тот способ взаимодействия с миром, который у него был. Вот умом человек понимает, что если он сегодня будет 10 тысяч шагов ходить, то через 10 лет, возможно, у него не будет инфаркта. Но это понимает неокортекс, наш новый мозг (области коры головного мозга, которые у низших млекопитающих только намечены, а у человека составляют основную часть коры), а древний мозг думает: «А зачем мне ходить сегодня? Опасность-то через 10 лет». Идет отказ от эфемерного будущего. Мы должны тренировать префронтальную кору, неокортекс, который понимает, что, трудиться нужно сегодня, даже если опасность может возникнуть только через 10 лет», – сказала эксперт.
Психолог также отметила, что прививать себе все полезные привычки одновременно не следует, лучше всего начать с двух-трех. «Иначе это станет чрезмерным напряжением на волю. Привычку надо вводить постепенно и тренировать на протяжении 20-30 дней. К сожалению, нет другого способа проявлять силу воли. На каждую новую привычку, которую вы хотите внедрить, вы должны написать 10 причин, для чего вы это делаете, так вы поможете префронтальной коре понимать, что дальше есть бонусы», – сказала Орлова.
«При этом вас всегда будет что-то отвлекать, поэтому надо записывать все достижения. Нужно завести дневник, в котором вы будете писать: «Сегодня я прошел 10 тысяч шагов», – а дальше отмечать, сколько было соблазнов, чтобы вы этого не сделали. На каждый преодоленный соблазн – ставить плюсик, таким образом даем себе положительное подкрепление», – посоветовала психолог.
По ее словам, лучше всего найти единомышленников, которые станут для социальной поддержкой. «Чтобы сформировать хорошую привычку нужны люди вокруг, которые хотят того же. Интересы определяют наши привычки. Но когда кто-то вам начнет говорить, что то, чем вы занимаетесь, ерунда, вы должны помнить, что у большинства людей есть защитный механизм отрицания. Когда они сталкиваются с информацией, которая требует от них конкретных действий, они говорят, все это обесценивают, потому что не готовы перестраиваться. Но я напомню, выживает не тот вид, который сильнее и умнее, а тот, который быстрее реагирует на изменения», – заключила Орлова.
Как сообщал «Новый День», академик РАН, президент Российского кардиологического общества, главный внештатный специалист-кардиолог минздрава РФ Евгений Шляхто сообщил, что шесть месяцев 2020 года в России от острого коронарного синдрома скончались почти 40 тысяч человек, а от ишемической болезни сердца – свыше 220 тысяч человек.
По его словам, одновременно с объявленной пандемией коронавируса в мире на 10% увеличилось число внезапных смертей людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями в домашних условиях.
Москва, Мария Вяткина
Москва. Другие новости 23.09.20
Домашние заготовки на зиму могут быть смертельно опасны. / В Крыму установлен антирекорд по смертности от коронавируса. / Вернувшихся из-за границы граждан не пустят на работу без анализа на Covid-19. Читать дальше
Источник