Как появились школы здоровья
Черных Светлана Анатольевна,
постдипломного педагогического образования
«ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Перед современной школой поставлена серьезная государственная задача: дать качественное образование подрастающему поколению с низким потенциалом здоровья. Для минимизации потерь необходимо изменить не только условия обучения детей, но и создать в целом благоприятную образовательную среду, создать «школу здоровья». Однако понятие «школа здоровья» недостаточно определено. В решении этого вопроса может помочь понимание исторических аспектов отношения к здоровью и его реализации в образовании.
В условиях первобытного общества соблюдался главный принцип существования человека – выжить в условиях особой опасности: молодежь должна была перенять опыт старшего поколения, научиться терпеть лишения и боль, проявлять храбрость и выносливость.
Античность — первый этап в процессе создания основ по формированию здоровья подрастающего поколения в педагогической деятельности. Мыслители Древней Греции и Древнего Рима считали, что природные задатки «облагораживаются» путем усвоения знаний, необходимых привычек и применением умений и навыков на практике [1]. В трудах Демокрита, Эрилла Карфагенского, Ксенократа и др. в наследство нам оставлено большое количество жизненных правил и полезных истин, направленных на формирование нравственно и физически здоровой личности.
В полном соответствии с античным идеалом человека педагоги позднего Ренессанса (Томмазо Кампанелла, Франсуа Рабле и др.) обратились к необходимости гуманизации физического воспитания. Основой воспитания в это время являлась религия и длительная трудовая жизнь.
В эпоху Просвещения вопрос о возможности нравственного и физического совершенствования стал практическим вопросом формирования личности. Ян Амос Коменский считал, система нравственного воспитания должна учитывать три группы нравственных черт личности помимо религиозных: гуманистические, жизненно-практические, правила культурного поведения. Во внешкольных занятиях значительная роль отводилась телесным и гигиеническим упражнениям, прогулкам, процессу трудового обучения. Физическое воспитание рассматривалось как важнейшая часть педагогического процесса в целом.
В педагогической теории XVIII века были заложены основы индивидуального подхода к учащемуся. Принципом воспитания стал считаться принцип полезности. Задачей школы считалась подготовка растущего человека к жизни, к трудовой деятельности, к выполнению им гражданских обязанностей и общественного долга.
XIX век – век промышленного развития, время формирования индустриального общества, поэтому физическое развитие ребенка рассматривалось через труд, появились первые педагогические рекомендации по методике обучения разумному образу жизни в целом – диэтетики. Диэтетика впервые упоминается в трудах древнегреческого философа и врача Эмпедокла (V в. до н. э.) как учение о достижении физического совершенства через умеренное отношение к потребляемой пище. Из этого учения впоследствии сформировались два различных направления: диетология и религиозно-философская диэтетика. В России данная методика получила распространение благодаря выходу в свет на русском языке книги И. Венцеля «Диэтетика человеческой души» (1802): появились «школы трезвости», опыт работы которых был описан в 1913 году Л. Линдрумом, а в 1915 году – Г.Ф. Марковым.
Тогда же появились основы школьной гигиены. Основоположниками этой области науки в России являются А.П. Доброславин и Ф.Ф. Эрисман, впервые применившие методы естественных наук в области гигиенических исследований.
На рубеже XIX-XX вв. В.М. Бехтерев в своем труде «Личность и условия развития ее здоровья» первым представил зависимость формирования здоровья от условий работы ребенка в школе. Он подчеркивал, что индивидуальный опыт, нравственные позиции и ценности, накопленные индивидом в процессе жизнедеятельности, являются той внутренней средой, благодаря которой сознание опосредует все внешние воздействия. Позднее П.Ф. Лесгафтом в основу педагогики физического воспитания введен антропологический принцип [3].
В начале XX века развитие наук о человеке позволило сформировать важное теоретическое положение о необходимости комплексного изучения ребенка как сложной развивающейся системы, что заложило основы развития российской педологии (П.П. Блонский и др.).
В период становления советской педагогики здоровье ребенка рассматривалось в его развитии через выполнение физического труда (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко и др.). Была создана широкая сеть детских учреждений нового типа, оздоровительные площадки, школы на открытом воздухе — лесные, степные, приморские, санаторные. В школах составлено твердое расписание и распорядок дня.
В 1980 году И.И. Брехманом был предложен термин «валеология», который обозначил направление в науке, связанное с изучением и формированием здоровья, выявлением методов активного формирования его.
С 90-х годов XX века идет формирование научных направлений по сохранению, укреплению и развитию здоровья детей. В 1981-1983 годах И.П. Березин и Ю.В. Дергачев создали «школу научных основ здоровья», где апробировали целостную систему комплексной индивидуальной профилактики, направленную на мобилизацию внутренних резервов организма человека и борьбу с факторами риска [2].
В 1991 году Европейской Комиссией, Советом Европы и Всемирной организацией здравоохранения было принято решение о реализации проекта по созданию «школ здоровья», включающих следующие компоненты: 1) включение информации по проблемам здоровья в учебные курсы; 2) совершенствование школьной медицинской службы, призванной обеспечивать профилактику проблем, связанных, со здоровьем, и оказывать конкретную помощь в условиях образовательного учреждения; 3) оздоровление образовательной среды, создание условий для сохранения и совершенствования физического и психического здоровья учащихся.
В 1997 г, в Греции состоялась первая европейская конференция, на которой было официально утверждено понятие «школа, содействующая здоровью» или «оздоравливающая школа» и принята ее восьмикомпонентная модель, включающая: 1) образование в области здоровья как необходимую составляющую общей культуры человека; 2) физическое воспитание; 3) школьную медицинскую службу, ориентированную на профилактику и раннее вмешательство; 4) организацию системы питания; 5) психолого-диагностическую службу; формирование здоровой школьной среды; 7) вовлечение родителей и широкой общественности в работу по сохранению и укреплению здоровья школьников.
В рамках проекта «школа, содействующая здоровью» на территории России была создана образовательная программа «Здоровье» под общей редакцией В.Н. Касаткина и Л.А. Шеплягиной. В дальнейшем опыт работы этих школ был проанализирован, и в результате появился отечественный проект «школа здоровья», концепция которого была разработана сотрудниками научно-методического центра «Диагностика. Адаптация. Развитие» (ДАР) им. Л.С. Выготского. В настоящее время этот проект известен педагогам под названием «школа, формирующая здоровую образовательную среду».
В ноябре 2008 года состоялся Всероссийский съезд школ, содействующих укреплению здоровья «Здоровое поколение — здоровая Россия», который впервые позволил изучить и рассмотреть региональный опыт создания «школ здоровья». Разнообразны формы реализации здоровьесозидающих проектов: это школы санаторного типа, школы-полупансионы, школы-лаборатории, центры содействия здоровью, школы здоровья.
По данным коллегии Минобрнауки России по вопросам укрепления здоровья школьников в системе образования Российской Федерации с 2009 года действует более трех тысяч «школ здоровья», в которых создана «жизнеформирующая» образовательная среда.
Таким образом, в мировой педагогике в различные исторические периоды в зависимости от целей и задач образования подрастающего поколения менялись и требования к реализации учебного процесса. В настоящее время актуальность проблемы здоровья сохраняется, что приводит к необходимости создания «школ здоровья» с условиями образования, оказывающими развивающее и формирующее влияние на здоровье всех участников образовательного процесса, способствующими повышению их культуры здоровья.
Необходимо, чтобы современное образование следовало следующим критериям его результативности: здоровье человека – критерий его личного успеха, здоровье педагога – критерий качественного образовательного процесса, здоровье школьника – критерий качества образования в школе [4].
1. Лаэртский Д. О жизни, учениях знаменитых философов.- М.: Мысль, 1979. – 620с.
2. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. — СПб.: Петроградский и К°, 1995.- 184с.
3. Шевелев А.Н. Отечественная школа: история и современные проблемы. Лекции из истории российской педагогики. – СПб: КАРО, 2003. – 426с.
4. Здоровая школа: проектирование программы здоровьесозидания. Настольная книга для руководителей образовательных учреждений и педагогов. Учебно-методическое пособие / Под ред. С.В.Алексеева. – СПб: СПбАППО,2010.- 178с.
Источник
Глава 1. О Школе здоровья
Роль медицинской сестры в реализации программ Школ здоровья
В амбулаторно-поликлинических учреждениях
Исполнитель: Иконникова Анастасия
Студентка: группы: 301 МС
Руководитель: Пархоменко Татьяна Борисовна
главная медицинская сестра МБУ «ЕКДЦ»
Введение
Глава 1. О Школе здоровья
1.1 Положение, структура, организация Школ здоровья
1.2 Методика проведения занятий в Школе здоровья
1.3 Местоположение Школ Здоровья город Екатеринбург
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность: наиболее из перспективных направлений в профилактике и лечении неинфекционных заболеваний для достижения контроля над основными проявлениями заболеваний и предупреждения осложнений является обучение пациентов в форме Школ здоровья.
Показатели здоровья и уровня знаний населения, в целом, находятся на неудовлетворительном уровне. Среди причин, негативно отражающихся на состоянии здоровья населения, большое влияние оказывает снижение качества жизни большей части населения (низкий уровень заработной платы, ухудшение условий жизни, труда, отдыха, состояния окружающей среды, качества и структуры питания и т.д. ), чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, в том числе санитарно-гигиенической, что способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни.
Учитывая, что здоровье человека в большей частности определяется образом жизни, то есть поведением и отношением его к собственному здоровью и здоровью окружающих, одним из приоритетных направлений деятельности в охране здоровья является формирование у людей навыков здорового образа жизни, и полезных навыков для в жизни в целом, увеличение уровня санитарно-гигиенической культуры.
Хорошо спланированные и организованные мероприятия по формированию здорового образа жизни среди населения в Школах Здоровья способствует снижению заболеваемости и смертности. Сохраняется высокая потребность в обучении пациентов с артериальной гипертонией, сахарным диабетом, бронхиальной астмой, пациентов, желающих отказаться от курения, а также будущих родителей.
Цель: оптимизация, совершенствование доступности и улучшение качества оказания медицинской профилактической помощи населению.
— обучение пациентов по типовым программам;
— контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у обученных в Школе здоровья;
— оценка организации и качества обучения в Школе здоровья;
Объект: роль медицинской сестры в амбулаторно-поликлинических учреждениях
Предмет: реализация программ Школ здоровья
Глава 1. О Школе здоровья
1.1 Положение, структура, организация Школ здоровья
Школа здоровья – организационная форма группового консультирования, гигиенического обучения и воспитания, являющаяся комплексной медицинской профилактической услугой.
Школа здоровья создается на базе амбулаторно-поликлинического отделения (учреждения), в том числе кабинета (отделения) медицинской профилактики, центра здоровья, дневного стационара или специализированного (терапевтического, кардиологического, эндокринологического, пульмонологического) отделения стационара учреждения здравоохранения, санатория-профилактория, санатория.
Школа организуется приказом главного врача учреждения здравоохранения для каждого вида Школ в рамках штатного расписания. В приказе утверждается руководитель Школы, порядок и формы направления пациентов на обучение в Школе, график проведения Школы на год.
Занятия в Школе имеют право проводить медицинские работники, в т.ч. врач, фельдшер, инструктор по гигиеническому воспитанию, медицинская сестра, имеющие документ о прохождении цикла тематического усовершенствования, дающего право на обучение пациентов. Периодичность обучения на цикле тематического усовершенствования – не реже 1 раза в 5 лет. Ответственность за подготовку специалистов для проведения Школ несет руководитель ЛПУ.
В Школу для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями направляются пациенты с неосложненным течением:
— бронхиальной астмой вне выраженного обострения;
— сахарным диабетом 2 типа без инсулинопотребности и в отсутствие декомпенсации заболевания.
А так же: — для психологической подготовки семьи к рождению ребенка направляются женщины во 2–3 триместре беременности.
— курящие пациенты направляются желающие бросить курить.
Рекомендуемая численность пациентов в группе – 10–12 человек. Пациенты направляются на занятия в Школе лечащим врачом, врачом центра здоровья или специалистами любого профиля. Обучение по групповой методике не проводится больным со значительной потерей зрения, слуха, с интеллектуально-мнестическими и эмоционально-психическими расстройствами.
Цикл обучения в Школе для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями и в Школе психологической подготовки семьи к рождению ребенка включает в себя 5 занятий по 90 минут. В амбулаторно-поликлиническом учреждениях, рекомендуемая частота занятий – 1–2 раза в неделю.
Цикл обучения в Школе для желающих бросить курить составляет 2 занятия по 145 минут с периодичностью – 1–2 занятия в неделю и телефонное консультирование (160 минут).
Организационные модели Школы здоровья могут включать две схемы:
– обучение пациентов на всех занятиях курса проводит один специалист;
–обучение пациентов проводится различными специалистами в зависимости от их наличия и квалификации. В соответствии с тематикой Школы здоровья и конкретного занятия могут принимать участие участковый (семейный) врач, кардиолог, диетолог, врач или инструктор по ЛФК, пульмонолог, эндокринолог, акушер-гинеколог, психотерапевт или психолог.
Анализ деятельности и контроль качества обучения пациентов в Школе осуществляется руководителем Школы. Отчет о работе Школы ежегодно предоставляется в период сдачи годового статистического отчета ЛПУ в форме № 30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении» и в форме «Сведения о деятельности ЛПУ по медицинской профилактике», утвержденной приказом Министерства здравоохранения Свердловской области № 856-п от 17.09.2007 г.
Обязательное оборудование Школы:
— помещение для занятий площадью 4 м2 на 1 место, не менее 24 м2 ;
— столы и стулья в количестве 15 штук;
— доска, мелки, бумага, фломастеры, ручки, карандаши;
— информационные материалы для пациентов (дневники, памятки, буклеты, плакаты и др.).
Дополнительное (желательное) оборудование Школы:
— проектор (мультимедиа), компьютер, экран;
— принтер, ксерокс, программное обеспечение для создания и обновления базы данных на прошедших обучение пациентов;
— аудио- и видеоаппаратура и аудио- и видеоматериалы;
Обязательное оснащение в зависимости от профиля Школы:
— Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией – тонометры – не менее 5 (желательно автоматические), фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров); напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии; препараты для лечения гипертонического криза (каптоприл, клонидин) и приступа стенокардии (нитроглицерин).
— Школа здоровья для пациентов с бронхиальной астмой – пикфлоуметры – не менее 5, мундштуки (загубники) картонные одноразовые; различные формы доставки лекарственных препаратов – дозированные аэрозольные ингаляторы, порошковые ингаляторы, спейсер, небулайзер.
— Школа здоровья для пациентов с сахарным диабетом 2 типа – визуальные тест-полоски для определения сахара в крови и/или глюкометр с тест-полосками, скарификаторы (ланцеты) автоматические одноразовые стерильные, салфетки спиртовые для инъекций одноразовые, ватные шарики; тонометры – не менее 5 (желательно автоматические), фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров); напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии; продукты (или упаковки от продуктов), содержащие легкоусвояемые углеводы (кусочки сахара, сладкие напитки, фруктовые соки), препарат, содержащий глюкагон.
— Школа психологической подготовки семьи к рождению ребенка – кукла, набор пеленок.
— Школа для желающих бросить курить – газоанализатор окиси углерода в выдыхаемом воздухе с определением карбоксигемоглобина или смокелайзер, загубники картонные одноразовые.
1.2 Методика проведения занятий в Школах здоровья
1. Для пациентов с артериальной гипертонией:
Обучение пациентов с артериальной гипертонией (АГ) в Школе здоровья является комплексной медицинской профилактической услугой (отраслевой классификатор «Сложные комплексные медицинские услуги» — 91500.09.0002-2001, приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001 г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации») и классифицируется 04.015.01:
04 – медицинские услуги по профилактике;
01 – Школа для больных с АГ.
Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут, посвященных основным наиболее важным проблемам контроля АГ.
Занятие 1. Что надо знать об артериальной гипертонии?
Занятие 2. Здоровое питание. Что надо знать пациенту о питании при артериальной гипертонии?
Занятие 3. Физическая активность и здоровье.
Занятие 4. Стресс и здоровье.
Занятие 5. Медикаментозное лечение артериальной гипертонии.
2. Для пациентов с бронхиальной астмой:
Обучение пациентов с бронхиальной астмой (БА) в Школе здоровья является комплексной медицинской профилактической услугой (отраслевой классификатор «Сложные комплексные медицинские услуги» — 91500.09.0002-2001, приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001 г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации») и классифицируется 04.037.03:
04 – медицинские услуги по профилактике;
03 – Школа для больных бронхиальной астмой
Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут, посвященных основным наиболее важным проблемам контроля бронхиальной астмы.
Занятие 1. Что такое бронхиальная астма?
Занятие 2. Причины развития бронхиальной астмы. Пикфлоуметрия.
Занятие 3. Лечение бронхиальной астмы.
Занятие 4. Обострение бронхиальной астмы. Как контролировать болезнь?
Занятие 5. Контроль полученных знаний, навыков и умений.
3. Для пациентов с сахарным диабетом 2 типа:
Обучение пациентов с сахарным диабетом 2 типа (СД) в Школе здоровья является комплексной медицинской профилактической услугой (отраслевой классификатор «Сложные комплексные медицинские услуги» — 91500.09.0002-2001, приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001 г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации») и классифицируется 04.012.01:
04 – медицинские услуги по профилактике;
01 – Школа для больных с сахарным диабетом.
Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут, посвященных основным наиболее важным проблемам контроля сахарного диабета 2 типа.
Занятие 1. Что надо знать о сахарном диабете 2 типа?
Занятие 2. Самоконтроль при сахарном диабете 2 типа.
Занятие 3. Питание при сахарном диабете 2 типа.
Занятие 4. Физическая активность при сахарном диабете. Медикаментозная терапия при сахарном диабете 2 типа.
Занятие 5. Осложнения сахарного диабета.
4. Для психологической подготовки семьи к рождению ребенка:
Обучение беременных женщин и их семей в «Школах здоровья» является комплексной медицинской профилактической услугой (отраслевой классификатор «Сложные комплексные медицинские услуги» — 91500.09.0002-2001, приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001 г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации») и классифицируется 04.001.03:
04 – медицинские услуги по профилактике;
001 – акушерство и гинекология;
03 – Школа для беременных.
Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут, посвященным основным наиболее важным вопросам периода беременности и родов.
Занятие 1. Изменения в организме женщины, связанные с беременностью.
Занятие 2. Психологические особенности женщины в период беременности и родов. Послеродовые психологические кризисы.
Занятие 3. Роды. Возникновение и подавление боли в родах.
Занятие 4. Грудное вскармливание. Питание женщины во время беременности и кормления грудью.
Занятие 5. Ребенок первого года жизни.
5. Для желающих бросить курить:
Полный цикл включает 2 занятия по 145 минут, телефонное и индивидуальное консультирование (160 минут).
Занятие 1. Курение и здоровье.
Занятие 2. Как отказаться от табачной зависимости.
1.3 Местоположение Школ Здоровья город Екатеринбург
Заключение
Здоровье человека — одна из первостепенных тем человечества. К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим пациента, беречь и укреплять свое здоровье, если мы не будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то мы не вправе надеяться, что будущее будет более здорово и развито.
Школы здоровья – это реальный шанс научиться приносить пользу своему здоровью. Здесь подробно расскажут о факторах риска неинфекционных заболеваний, а также научат практической профилактике, с радостью ответят на любые вопросы, касающиеся здоровья, причем не только физического, но и психологического. Здесь можно не только получить исключительно полезные знания о своем здоровье, даются индивидуальные заключения и рекомендации. но и пообщаться с новыми интересными людьми. Образование в школе здоровья — процесс и результат усвоения пациентом систематизированных навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения, познавательных процессов, основанных на ценности здоровья.
С помощью определения цели, задач и тематик школы здоровья, работа должна быть организована таким образом, чтобы все пациенты имели возможность проходить в ней обучение. С этой целью необходимо учитывать ряд показателей. В частности, показатель охвата обучением, показатель способности к самоконтролю. Из данной проделанной работы следует, что нужна реальная, продуманная система мер по изменению отношения общества и каждого его члена к проблеме здоровья. Необходимо, чтобы сохранение и укрепление здоровья стали элементом национальной культуры, важнейшей задачей экологического, нравственного, патриотического воспитания и рассматривались в логике сохранения благополучия нации и государства.
Список литературы
1. Приказ МЗ Свердловской области 250-п от 19 марта 2012г «Об организации школ здоровья в ЛПУ Свердловской области»
2. Приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации»
3. Приказ МЗ РФ № 455 от 23.09.2003г. «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в РФ»
4. ФЗ -323 от 21.11.2011г. «Об охране здоровья граждан в РФ»
Источник