«Здоровые воспитатели — здоровые дети!»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Консультация для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovye_vospitateli-zdorovye_deti.docx | 22.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная автономная дошкольная образовательная организация «Детский сад №8 «Малинка» комбинированного вида города Звенигород
Консультация для воспитателей на тему:
«Здоровые воспитатели — здоровые дети!»
Инструктор по физической культуре
Чуклинова Валерия Андреевна
г. Звенигород, 2018
Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.
Предлагаю вашему вниманию консультацию, цель которой звучит так: «Способствовать формированию у педагогов установки на здоровый образ жизни, желание заботится о своём здоровье и благополучии как залоге успешности в профессиональной деятельности и личной жизни».
Тема нашей консультации выбрана не случайно. Ведь, одной из общих целей программы «От рождения до школы», которая реализуется в нашем детском саду, является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни. Поэтому сегодня я бы хотела затронуть проблему здоровья не детей, а педагогов, значимость которой и как одно связанно с другим можно доказать. Попытаюсь убедить вас, что выражение «Здоровые воспитатели — здоровые дети» верно.
Роль образовательных организаций и воспитателя многопланова и чрезвычайно значима. По своему положению, своей профессиональной и социальной роли воспитатель не только носитель специальных знаний, но и воплощение нравственных норм, образец поведения, здорового образа жизни и адекватного отношения к здоровью.
Его труд отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто – дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обуславливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.
Основным видом деятельности воспитателя, как известно, является воспитательно-образовательная. Именно она, занимающая в структуре рабочего времени значительное место, предъявляет к перцептивной (глазомер, цветоощущения, тепловые ощущения и др.), когнитивной (познавательной), интеллектуальной, мотивационной и эмоциональной сферам личности воспитателя наиболее высокие требования. К этому надо добавить большие нагрузки на голосовой аппарат, большое статическое напряжение при проведении занятий, необходимость постоянного самоконтроля.
Кроме этого, в обязанности воспитателя детского сада входит подготовка к образовательной деятельности на следующий день, написание перспективных и календарных планов, разработка и реализация проектной и инновационной деятельности, работа с родителями, а так же выполнение административно-хозяйственных функций и необходимость профессионального взаимодействия с коллегами и руководством образовательной организации. Всё это предполагает большие временные затраты, зачастую в ущерб семейным, личным делам и отдыху.
Поэтому воспитатель испытывает постоянное переутомление, а невротические, психосоматические и вегетативные расстройства, снижающие сопротивляемость организма к внешним негативным факторам, хронические заболевания создают постоянную угрозу их здоровью.
По данным Ю.П. Лисицина (советский и российский специалист в области социальной гигиены, доктор медицинских наук, профессор) удельный вес всех факторов, обуславливающих здоровье населения, в 20% случаев зависит от наследственности, в 15-20% – от состояния внешней среды и в 50-55% – от образа жизни. И воспитатели здесь не исключение.
Каждый день, из месяца в месяц показатели физического и психического здоровья воспитателя снижаются и по мере увеличения стажа работы в образовательной организации, у педагогов случаются «кризисы», «истощение», «сгорание».
Давайте поразмышляем, «Что же такое здоровье? И как его сохранить и приумножить, понимая, что я педагог?»
Здоровье – это состояние полного
3. социального благополучия.
Здоровье, по определению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней и физических дефектов.
Физическое благополучие – это способность человека к повседневной активности, к полноценному труду, требующему физических усилий.
Цитата: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».
Психологическое благополучие – это состояние эмоционально-познавательного комфорта, обеспечивающего умственную работоспособность и адекватное поведение человека.
Цитата: «Судите о своём здоровье по тому, как вы радуетесь утру и весне».
Генри Дейвид Торо
Социальное благополучие – это адекватность взаимодействия с внешней средой (биологической и социальной), способность эффективно трудиться, общаться и т.д.
Цитата: «Работа, которую мы делаем охотно, исцеляет боли».
Давайте сейчас попробуем изобразить себя в виде сосуда ( нарисовать на чистом листе ).
Участникам даётся время на выполнение задания, по ходу ведущий вносит свои комментарии. Он указывает на то, что кто-то изобразил себя в виде вазы, причём у одного эта ваза изящная, а у другого проста и понятна, у третьего с узким горлышком, но широким «содержанием». Кто-то видит себя в виде гранёного стакана, третий в виде «уютного» чайника и т.д.
Но наш сосуд необычный. С одной стороны – левой, давайте дорисуем ему трещину, а с другой – краник. Сам же сосуд, то есть себя, наполним водой – нашим здоровьем. Давайте возьмём тот уровень здоровья, который был у вас на момент рождения за полный сосуд. Подумайте и отметьте тот уровень здоровья, которым вы можете похвастаться на сегодняшний день.
Только здоровый педагог может убедительно транслировать установки на здоровый образ жизни.
Какие же факторы можно отнести к трещине , то есть тому, что независимо от нашей воли или нашего поведения и образа жизни, может ухудшить наше здоровье? То есть то, что фатально, неизбежно влияет на него.
Участники высказывают свои предположения,
которые в итоге должны свестись всего лишь к двум вариантам:
ВОЗРАСТ и НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ.
По ходу дискуссии ведущий вносит некоторые комментарии.
ВОЗРАСТ: Что касается возраста, хочется отметить следующее. Может быть такое, что пятидесятилетний мужчина здоровее и крепче восемнадцатилетнего подростка. Сравнивать физическое благополучие разных людей не уместно. Но всё же между возрастом и состоянием здоровья человека существует определённая зависимость, которая характеризуется тем, что с увеличением возраста здоровье постепенно угасает. Один и тот же человек скорее был более здоров в 18, нежели в 50 лет.
ГЕНЕТИКА: Генетика и здоровье так же имеет тесную взаимосвязь. Науке уже известны несколько тысяч заболеваний, собственно генетических, на 100% зависящих от генотипа особи (муковисцидоз, фенилкетонурия, синдром Дауна и т.д). Существуют так же заболевания, зависящие и от среды и от генотипа (сахарный диабет, ревматоидные заболевания, ишимическая болезнь и т.д).
Теперь давайте подумаем, каким образом человек может влиять на своё здоровье? Что относится к нарисованному нами крану? Что будет этот кран открывать, а что, наоборот, будет закручивать покрепче?
Участники, называя свои варианты, записывают их рядом с краником. Беседа относительно факторов здоровья, зависящих от самого человека, может идти в самых различных направлениях.
Участники могут назвать и обсудить следующие факторы:
— полезные и вредные привычки,
— режим труда и отдыха,
Ведущий раскрывает содержание каждого из факторов различными интересными фактами.
СТРЕСС является неотъемлемой частью человеческого существования. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Проблему для здоровья создаёт чрезмерный стресс. Бытует мнение, что все болезни от стресса. Великий философ древности Сократ 2400 лет назад сказал: «Нет телесной болезни отдельно от души». Установлено, что 90% всех жалоб на здоровье в той или иной мере связанны со стрессом! Стресс может способствовать развитию практически любого заболевания, от головной боли и бессонницы до артериальной гипертонии и инсульта.
ЗАКАЛИВАНИЕ укрепляет иммунитет, увеличивает сопротивление организма отрицательным воздействиям, укрепляет дух, повышает выносливость и работоспособность. Чётко соблюдая принципы систематичности, постепенности и последовательность закаливания, можно укрепить своё здоровье.
СОН. Без достаточного, нормального сна немыслимо здоровье человека. Сон нельзя заменить ничем, он ни чем не компенсируется. Но, как отмечал И.П. Павлов, сон – это не просто отдых, а активное состояние организма, которому свойственна особая форма деятельности мозга. В частности, во время сна происходит анализ и переработка информации, накопленной человеком за предшествующее время. Если такая сортировка прошла успешно, то мозг оказывается освобождённым от чрезмерной информации, накопленной накануне, и вновь готов к работе. Благодаря этому у человека нормализуется нервно-психическое состояние, восстанавливает работоспособность. Сон обеспечивает процессы программирования в мозгу и выполняет целый ряд других функций.
Правила здорового сна:
1. Перед сном отдыхайте, выполняйте расслабляющие действия, настраивайтесь на позитив.
2. Проветривайте помещение. Чтобы сон был глубоким и спокойным, держите температуру около18-20 градусов.
3. Помните, что самый полезный сон начинается в 9-10 вечера и заканчивается в 5-6 утра.
Теперь, я предлагаю Вам, поставит в Ваш сосуд цветы. Причём не просто цветы. Пусть каждый из них будет означать то, чего Вы хотите достигнуть в жизни, о чём Вы мечтаете, Ваши планы, цели и ценности.
Важно, чтобы на данном этапе каждый из участников сформулировал свои цели, подписал их рядом с цветами. Проговаривать их не обязательно.
Ну, и что мы видим? Вода из трещины капает по чуть-чуть, задержать её не в наших силах. Область, за которую ответственны лично мы – это кран, открыв который, мы выпустим всю воду, и цветы засохнут. То же самое произойдёт и с нашими планами без здоровья. Даже больной зуб или мозоль мешает человеку развлекаться, работать, общаться. Но, как правило, в багаже человека есть заболевания и гораздо серьёзнее.
В завершении хотелось бы сказать – БЕРЕГИТЕ СЕБЯ, берегите своё самочувствие – физическое и психологическое. Постарайтесь оградить себя от всякого рода негатива. И пусть цветы в Вашей вазе, Ваши начинания и мечты никогда не увядают.
Источник
«Работа воспитателя с детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС: вопросы сохранения и укрепления здоровья детей»
Кузнецова Т. В. воспитатель
ГБДОУ детский сад №97 Красногвардейского района
Консультация для родителей
«Работа воспитателя с детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС: вопросы сохранения и укрепления здоровья детей»
В статье 64 Закона РФ «Об Образовании в РФ» сказано: «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста…»
Сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
От чего же зависит здоровье ребенка?
Учёные считают, что на 20 % – от наследственных факторов, на 20 % – от условий внешней среды, то есть экологии, на 10 % – от деятельности системы здравоохранения, а на 50 % – от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50 % здоровья, педагоги повлиять не могут, то на другие 50 % -могут и должны.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям – все это зависит от того, насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще не осознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.
Здоровый образ жизни – это не просто усвоенные знания, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Главной задачей педагогов является развитие у детей самостоятельности и ответственности, так как они могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома.
Необходимо привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная организация здоровьесберегающего процесса в детском саду, а совместная творческая деятельность детей и педагога является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.
Что это-здоровьесберегающие образовательные технологии? Это – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, направленная на укрепление и сохранение здоровья детей.
Формы организации здоровьесберегающей работы:
· непосредственно образовательная деятельность;
· самостоятельная деятельность детей;
· подвижные игры в течении дня;
· утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая);
· гимнастика после дневного сна;
· дни здоровья, прогулки;
- спортивные праздники и развлечения.
Для выполнения поставленных оздоровительно-воспитательных задач используются следующие здоровьесберегающие образовательные технологии:
-технологии сохранения и стимулирования здоровья (дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, закаливание, т. д.)
-технологии обучения здоровому образу жизни (самомассаж, игротренинги, др.)
-коррекционные технологии (артикуляционная гимнастика, сказкотерапия, занятия с использованием тренажёров, цветотерапия, др.)
Здоровьсберегаюшие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья.
Подвижные и спортивные игры. Проводятся ежедневно для всех возрастных групп: как часть непосредственно образовательной деятельности, на прогулке, в групповой комнате. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем проведения. Бывают малой, средней и высокой степени подвижности. В детском саду используются лишь элементы спортивных игр.
Физкультминутки (динамические паузы) Проводятся по мере утомляемости детей, во время занятий (2–5 мин.) Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной и других гимнастик в зависимости от вида деятельности.
Гимнастика пальчиковая. Ежедневно проводится в любое удобное время, начиная с младшего возраста. Воспитатель работает индивидуально или с подгруппой. Важна для всех детей, особенно с речевыми проблемами.
Гимнастика дыхательная Используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Педагог должен обеспечить проветривание помещения, а также дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3–5 мин в любое свободное время, начиная с младшего возраста. Воспитатель показывает, использует наглядный материал.
Гимнастика ортопедическая. Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
Релаксация. Под спокойную музыку, звуки природы проходит в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп.
Физические упражнения после сна – ежедневно после дневного сна, 5–10 мин
. Закаливание – важное звено в системе физического воспитания детей.
Технологии обучения здоровому образу жизни.
Непосредственно образовательная деятельность.
2–3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст –8–10 мин. Младший возраст – 15 мин, средний возраст – 20 мин, старший возраст – 25–30 мин. Перед образовательной деятельностью необходимо хорошо проветрить помещение.
Организованная деятельность строится по определенной схеме и состоит из нескольких частей. В нее входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, рисование, лепка и др. Проводятся 1–2 раза в неделю по 30 мин со старшего возраста.
Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия).
Могут проходить в свободное время, и во второй половине дня, время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Деятельность может быть организована незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Коррекционные технологии.
Артикуляционная гимнастика, занятия с использованием тренажёров, цветотерапия, технологии музыкального воздействия (используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.), сказкотерапия и др.
Направления работы с родителями.
Педагогами ведётся просветительская работа по изучению и распространению положительного семейного воспитания. Традиционные формы работы с родителями: родительские собрания, семинары, консультации, анкетирование, педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые), педагогические советы с участием родителей и др.
Для приобщения родителей к здоровому образу жизни в дошкольной организации проводятся совместные оздоровительные мероприятия, занятия, развлечения, досуги, соревнования, выставки, выпуск стенгазеты, конкурсы, викторины и т.д.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Источник