Меню

Как оценивать детей с ограниченными возможностями здоровья

Индивидуальная оценочная система для детей с ОВЗ.
методическая разработка на тему

В наше время все больше внимания уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ – это дети, здоровье которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. При нашей школе давно работает отделение индивидуального обучения на дому. Часто, дети, переведённые к нам из массовой школы, имеют большие психологические проблемы.

Первая моя задача снять с ребёнка клеймо неудачника, заставить поверить в свои силы, настроить родителей на позитивный контакт с ребёнком и со мной. И вот тут, наряду с другими приёмами, начинает действовать индивидуальная оценочная система. Её задача мягко и безболезненно для ребёнка вывести его из психологических проблем и привести к общепринятой оценочной системе.

Скачать:

Вложение Размер
individualnaya_ocenochnaya_sistema_dlya_detey_s_ovz.doc 37 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная оценочная система для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Беляева Елена Олеговна ГБОУ школа №594 Санкт-Петербурга (индивидуальное обучение)

В наше время все больше внимания уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья. Не может не радовать, что, наконец, наше общество делает попытки «развернуться» к этой проблеме лицом.

С отклонением в развитии можно родиться, а можно «приобрести» его, стать инвалидом уже в преклонные годы. От недееспособности никто не застрахован. Ее причинами могут выступать различные неблагоприятные факторы внешней среды и наследственные влияния. Степень тяжести расстройств психофизического здоровья человека может варьировать от легкой (почти незаметной со стороны) до тяжелой, ярко выраженной (например, церебральный паралич, синдром Дауна).
В настоящее время в России насчитывается более 15 млн. лиц с отклонениями в развитии, что составляет около 11% населения страны. Из них 1 млн. 800 тыс. — дети (5% всей детской популяции).

Дети с ОВЗ – это дети, здоровье которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учётом специфики психики и здоровья каждого ребёнка.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Очень важно в работе получить поддержку родителей и, если необходимо, консультативную помощь врача. Связка учитель – родитель – врач является одним из секретов успеха педагога. Ключевым моментом ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспособлены к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество должно принимать и учитывать.

Дети страдают от осознания своей несостоятельности в чем-то, что является нормой для других. Они переживают из-за многочисленных запретов и непрерывных увещеваний со стороны взрослых. Публичная покорность и показное смирение таких детей может сменяться тяжелыми истериками и капризами, когда они остаются один на один с родными и близкими. Их грубые, порой агрессивные выходки в адрес родителей являются реакцией на их гиперопеку, озабоченность и страхи. Дети, о которых идет речь, нуждаются не в запретах, а в стимуляции приспособительной активности, познании своих скрытых возможностей, развитии специальных умений и навыков

При нашей школе давно работает отделение индивидуального обучения на дому. Работать учителем на этом отделении интересно, но и достаточно сложно. Основная сложность в том, что все детишки с разными медицинскими диагнозами и каждому ребёнку нужно подобрать свою программу, свой психологический подход, свое расписание занятий и индивидуальную оценочную систему. Да-да, не пугайтесь, в уставе школы это не прописано, но я считаю для индивидуального подхода это необходимо. Дело в том, что наши дети разные. Это как ребятишки из общеобразовательных школ, оказавшиеся у нас временно (компрессионный перелом позвоночника и т.п.), так и дети с органическими поражениями головного мозга, ЦНС, нарушениями психики (их большинство). Диагнозы, с которыми мне приходилось встречаться в своей практике: ММД, ДЦП, ЗПР, тугоухость, аутизм, энцефалопатия, нарушение зрения, общие заболевания.

Часто, дети, переведённые к нам из массовой школы, имеют большие психологические проблемы. В школе они чувствовали свою неспешность, не верили в свои силы, боялись отвечать на уроках, получали, зачастую, только плохие отметки, чувствовали по отношению к себе недовольство и раздражение учителей, родителей, насмешки одноклассников. Придя к нам, они боятся перемен, не верят в себя.

Первая моя задача снять с ребёнка клеймо неудачника, заставить поверить в свои силы, настроить родителей на позитивный контакт с ребёнком и со мной. И вот тут, наряду с другими приёмами, начинает действовать индивидуальная оценочная система. Её задача мягко и безболезненно для ребёнка вывести его из психологических проблем и привести к общепринятой оценочной системе.

Оценочная система имеет три этапа:

  1. Продолжительность этапа зависит от ребёнка, насколько быстро ему удалось адаптироваться к новым условиям обучения, выйти из психологического кризиса. На этом этапе не ставится «3» и «2» , оценки слегка завышаются, даются дополнительные задания, с которыми ребёнок точно справится и сможет получить хорошую отметку. Проводится беседа с родителями, объясняется принцип оценочной системы. Только когда ребёнок раскрепостился и поверил в себя, переходим ко второму этапу.
  2. Перестаю завышать оценки, добавляю «3». Обязательно сохраняю дополнительные задания, посильные ребёнку, делая тем самым переход более мягким.
  3. Пользуюсь всей оценочной шкалой, сохраняя возможность ребёнку проявить себя в дополнительных заданиях, творческих работах.

К сожалению не всех детей удается провести по такой схеме, встречаются и очень сложные дети, работу которых не удается оценить в условиях современной оценочной системы. Ребёнок может очень стараться и выполнять порой титанический для себя труд, но никогда не дотянется до обычного ребёнка с сохранным интеллектом. В этом большая проблема нашей оценочной системы, мы должны дать всем детям общее среднее образование и выпустить как минимум из 9 класса, но как оценить ребёнка, который стараясь изо всех сил, никогда не сможет из-за ограниченных способностей получить четвёрку таково качества, как обычный ребёнок. Значит, либо он погрязнет в тройках и двойках и потеряет всякий интерес к обучению, либо его отметки не будут соответствовать действительности. Можно и из этой ситуации найти выход. Например, совместно с родителями разработать систему оценок и поощрений, с которой будет ознакомлен ребёнок, и которая будет достаточно мотивировать его к обучению. При этом родители должны быть в курсе, что оценки в журнале не будут совпадать с теми, про которые знает ребёнок.

Оценивание работы ученика это лишь часть большой работы, проводимой учителем по обучению и коррекции ребёнка. Но процесс, на мой взгляд, требует большой продуманности и такта, особенно при работе с нашими детьми.

Источник

Система оценки достижения обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения Аооп НОО

Федюнина Юлия
Система оценки достижения обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения Аооп НОО

Система оценки достижения обучающимися

с задержкой психического развития планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы

начального общего образования

Внедрение нового федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ОВЗ, предъявляющего новые требования к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы, повлекло за собой изменение подходов к оцениванию учащихся. Педагоги должны использовать такие методы, формы и приемы оценивания, которые позволят им оценивать не только предметные, но и метапредметные результаты учащихся на различных этапах образовательной деятельности. Оценивание должно проводиться как с целью итоговой фиксации достижений учащихся, так и с целью формирования и развития предметных и метапредметных навыков и умений.

В соответствии со ФГОС обучающихся с ОВЗ основным объектом системы оценки, е содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Нами определены основные направления и цели оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по следующим основаниям:

оценочная деятельность понимается как разнонаправленный процесс, определяемый структурой и содержанием ООП и связанный со следующими направлениями оценивания:

— урочная и внеурочная деятельность;

— выявление и анализ уровня подготовки обучающихся;

— изучение уровня достижения планируемых результатов реализации ООП.

В связи с тем, что оценочная деятельность рассматривается как разнонаправленный процесс, определяемый структурой и содержанием образовательной программы, нами определены следующие цели Системы оценки:

— объективное оценивание личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебных предметов, курсов внеурочной деятельности и курсов коррекционной работы;

— комплексный подход к анализу личностных и метапредметных результатов внеурочной деятельности;

— изучение (с учетом планируемых результатов) эффективности реализации программы воспитания и социализации обучающихся, коррекционной программы.

Критерии оценивания образовательных достижений обучающихся взаимосвязаны с требованиями к результатам освоения ООП, сформулированными в ФГОС.

Следовательно, при разработке и реализации Системы оценки мы обратили внимание на существующие планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО и представили их в критериях (показателях) оценивания.

Критерий 1 – уровень сформированности у обучающихся личностных результатов освоения образовательной программы.

Критерий 2 – уровень сформированности и развития у обучающихся метапредметных результатов освоения ООП.

Критерий 3 – уровень сформированности у обучающихся предметных результатов освоения ООП.

Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения.

Согласно этому подходу за точку отсчта мы приняли не «идеальный образец, а реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребнка, как исполнение им требований ФГОС с ОВЗ.

А оценка индивидуальных образовательных достижений ведтся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение, т. е. динамика образовательных результатов.

Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учтом зоны ближайшего развития.

Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии, представленных в разделе «Личностные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательной деятельности, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьей и школой.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока: самоопределение, смыслоообразование, морально-этическая ориентация.

Напоминаем, что личностные результаты выпускников на уровне начального общего образования в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО с ОВЗ не подлежат итоговой оценке.

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на уровне начального общего образования, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах подпрограммы «Чтение. Работа с текстом».

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счт основных компонентов образовательной деятельности — учебных предметов.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на уровне начального общего образования строится вокруг умения учиться, т. е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур.

В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, именно в ходе текущей оценки целесообразно отслеживать уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнером»: ориентация на партнера, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.

Оценка уровня сформированности ряда универсальных учебных действий, овладение которыми имеет определяющее значение для оценки эффективности всей системы начального образования (например, обеспечиваемые системой начального образования уровень «включенности» детей в учебную деятельность, уровень их учебной самостоятельности, уровень сотрудничества и ряд других, проводится в форме неперсонифицированных процедур.

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.

Достижение этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательной деятельности — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

Система предметных знаний — важнейшая составляющая предметных результатов. В ней можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов.

При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые обучающимися, с предметным содержанием.

Поэтому объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Состав инструментария оценивания включает в себя разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга, в том числе:

— в рамках промежуточной и итоговой аттестации и текущего контроля: уровневые итоговые контрольные работы по русскому языку, математике, включающие проверку сформировнности базового уровня (оценка планируемых результатов под условным названием «Выпускник научится») и повышенного уровня (оценка планируемых результатов под условным названием «Выпускник получит возможность научиться»); комплексные работы на межпредметной основе и работе с информацией.

Методы оценки: стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, (самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

— письменные и устные работы, тесты; комплексные работы на основе текста (контрольные работы: стартовые, тематические, итоговые; диктанты, сочинения, изложения);

— проекты, учебные мини – проекты, проектные задачи, практические и творческие работы;

— формы оценивания, связанные с промежуточной и итоговой аттестацией (итоговые комплексные работы (предварительные и контрольные, направленные на выявление уровня сформированности у обучающихся УУД; входной контроль (стартовая работа) — проводится в начале сентября с целью определения готовности школьника к освоению АООП, организации коррекционной работы для адаптации ребенка к процессу обучения. Полученные предметные результаты фиксируются учителем в классном журнале или других материалах);

— портфолио достижений, другие материалы для самоанализа, самооценки, диагностические карты наблюдения за уровнем сформированности УУД у обучающихся с ОВЗ

Формы промежуточной аттестации в учебном году (УП)

Учебный предмет/Форма промежуточной аттестации

Период освоения АООП НОО с ОВЗ

Обязательная часть УП НОО с ОВЗ

1.1. Годовая контрольная работа по пройденно-му материалу + + —

1.1.1. Диктант с грамматическим заданием + + —

1.2. Итоговая контрольная работа по пройден-ному материалу — — +

1.2.1. Диктант с грамматическим заданием — — +

2. Литературное чтение

2.1. Годовая контрольная работа на основе тек-ста + + —

2.2. Итоговая контрольная работа на основе текста — — +

2.3. Проверка техники чтения + + +

3. Иностранный язык

Годовая комбинированная работа + + +

4.1. Годовая контрольная работа по пройденному материалу + + —

4.2. Итоговая контрольная работа по пройден-ному материалу — — +

5. Окружающий мир

5.1. Годовая контрольная работа по пройденному материалу + + —

5.2. Итоговая контрольная работа по пройден-ному материалу — — +

6. Основы религиозных культур и светской этики

Итоговый коллективный творческий проект — — +

Итоговый коллективный творческий проект + + +

8. Изобразительное искусство

Итоговый коллективный творческий проект + + +

10. Физическая культура

Итоговая оценка выпускника и ее использование при переходе от начального к основному общему образованию

На итоговую оценку на ступени начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности (или невозможности) продолжения обучения на следующий уровень, выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов начального образования.

На уровне начального общего образования особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку, родному языку и математике и овладение следующими метапредметными действиями:

— речевыми, среди которых следует выделить навыки осознанного чтения и работы с информацией;

— коммуникативными, необходимыми для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки, зафиксированной в портфолио достижений, по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трех (четырех) итоговых работ (по русскому языку, родному языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).

При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют, как минимум, уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по русскому языку, родному языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями.

На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, как минимум, с оценкой «зачтено» (или «удовлетворительно», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причем не менее, чем по половине разделов, выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня.

Педагогический совет образовательного учреждения на основе выводов, сделанных по каждому обучающемуся, рассматривает вопрос об успешном освоении данным обучающимся с ОВЗ адаптированной основной образовательной программы начального общего образования и переводе его на следующую ступень общего образования.

В случае если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о переводе на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом с учетом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.

Решение о переводе обучающегося с ОВЗ (ЗПР) на следующий уровень общего образования принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики обучающегося, в которой:

— отмечаются образовательные достижения и положительные качества обучающегося;

— определяются приоритетные задачи и направления личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем развития ребенка;

— даются психолого-педагогические рекомендации, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующей ступени обучения.

Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами портфеля достижений и другими объективными показателями.

Предметом оценки в ходе данных процедур является также текущая оценочная деятельность образовательных учреждений и педагогов и, в частности, отслеживание динамики образовательных достижений выпускников начальной школы данного образовательного учреждения, таковым является является регулярный мониторинг результатов выполнения трех (четырех) итоговых работ: по русскому, родному языку, математике и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.

Формы представления результатов оценивания и их разнообразие

К формам представления результатов относятся:

— электронный журнал успеваемости по предметам;

— тетради для контрольных, проверочных, творческих и самостоятельных работ на уроке и во внеурочной деятельности;

— тексты промежуточных и итоговых (предметных и метапредметных) контрольных работ, тестов, диктантов и результаты анализа их выполнения;

— портфолио и аналитические справки с анализом характеристики их заполнения;

— результаты психолого-педагогических исследований в соответствии с планом работы психологической и логопедической службы, иллюстрирующих динамику развития достижений обучающихся с ОВЗ (ЗПР);

— протокол динамического наблюдения обучающихся с ОВЗ (ЗПР);

— текстовый анализ результатов оценочной деятельности, рекомендации по работе с учащимися с ОВЗ (ЗПР, не достигшими планируемых результатов и другие.

Решение о переводе обучающегося с ОВЗ (ЗПР) на следующий уровень общего образования принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики обучающегося, в которой:

— отмечаются образовательные достижения и положительные качества обучающегося;

— определяются приоритетные задачи и направления личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем развития ребенка;

— даются психолого-педагогические рекомендации, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующей ступени обучения.

Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами портфеля достижений и другими объективными показателями.

Проектирование уроков в начальной школе в соответствии с требованием ФГОС (Из опыта работы) Учитель начальных классов: Привалова Инна Валентиновна — 2018 год – В связи с новыми требованиями, предъявляемыми ФГОС.

Система дидактических игр направленных на коррекцию внимания в средней группе у детей с ОВЗ ПРОЕКТ Тема проекта: «Система дидактических игр направленных на коррекцию внимания в средней группе у детей с ОВЗ.» Состав участников:.

Научные представления о результатах образования, путях их достижения и способах оценки «Все мы хотим, все без исключения, чтобы наши дети были лучше, чем мы», – сказал Владимир Путин. А этого, по его мнению, невозможно добиться.

Изменение образовательной среды для достижения новых образовательных результатов в ДОО №1 «Снегурочка» п. Шушенское. Направления практики: «Изменение образовательной среды для достижения новых образовательных результатов в.

Положение «Индивидуальный учет результатов освоения воспитанниками образовательных программ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №69» Энгельсского муниципального района Саратовской области 413124, Саратовская.

Расширение образовательной среды для достижения новых образовательных результатов в области физической культуры Расширение образовательной среды для достижения новых образовательных результатов в области физической культуры (из опыта работы) В соответствии.

Система оценки достижений ребёнка с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости Система оценки достижений ребёнка. Критерии оценивания и измерения уровня знаний, умений и навыков у учащейся с умеренной и тяжелой умственной.

Участие в акции «Береги дерево» и коллаж, сделанный обучающимися 2 класса с ОВЗ Экологическое воспитание остается одним из приоритетных. Какие мероприятия можно и следует проводить в ОУ? Проект «Золотая осень», День.

Внутренняя система оценки качества образования в дошкольном образовательном учреждении Сегодня управленческий функционал руководителя ДОУ определяют новые ценности, категории и понятия, такие как конкурентоспособность, компетентность,.

Здоровьесберегающие технологии, используемые на логопедических занятиях с обучающимися с ОВЗ Известно, что школьный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период.

Источник

Читайте также:  Влияние наркомании токсикомании здоровье человека
Adblock
detector