Меню

Как оценить здоровье врачей

Как оценить здоровье врачей

Состояние и перспективы динамичного развития здравоохранения Российской Федерации во многом определяются уровнем здоровья населения и социально-экономическими преобразованиями, происходящими в обществе. Главной целью реформирования системы здравоохранения является повышение качества оказания медицинской помощи и удовлетворённость ею пациентов [1]. Сохранение и повышение уровня здоровья населения одна из важнейших государственных задач, где определяющим фактором формирования здоровья населения являются медицинские работники, которые, как социальная группа, не только сами подвержены действию общих популяционных стрессов, но и должны определенным образом смягчать их в ходе профессиональных контактов с населением [2; 3]. Таким образом, одним из ключевых звеньев в оказании высококачественной медицинской помощи населению, несомненно, является состояние здоровья медицинских работников [4; 5]. В своей трудовой деятельности врачи сталкиваются с влиянием на их организм огромного спектра профессиональных неблагоприятных факторов, негативно влияющих на их здоровье [6]. Особенно это приобретает все большую актуальность в специальности «функциональная диагностика», где достаточно быстро появляются новые методики, происходит интенсивная компьютеризация и интеграция высокотехнологичных методов исследования, что приводит к резкому возрастанию темпа и интенсивности рабочей активности специалиста 8. Данная ситуация требует дальнейшего детального изучения социально-гигиенических показателей здоровья у врачей функциональной диагностики с целью определения профилактических мероприятий для последующего устранения выявленных отрицательных факторов, оказывающих наибольший вред здоровью данного контингента.

Цель исследования – изучить здоровье врачей функциональной диагностики на основе углубленного многофакторного анализа.

Материалы и методы

Удмуртская Республика является промышленным регионом Приволжского федерального округа. Численность населения составляет порядка 1 517 472 человек. Город Ижевск — столица Удмуртской Республики, имеет высокий уровень развития здравоохранения, сильный научный и промышленный потенциал. Медицинское лечение гражданам республики оказывают 75 муниципальных медицинских организаций.

Для решения поставленной цели объектом исследования явились 104 врача функциональной диагностики, работающих в государственных медицинских организациях Удмуртской Республики в возрасте от 27 до 64 лет. Средний возраст составлял 46,0±4,1 года. Среди опрошенных преобладающее большинство были женщины (85,1%). Уровень здоровья врачей функциональной диагностики оценивался объективными и субъективными методами исследований. Объективным методом исследования явились данные по заболеваниям с временной нетрудоспособностью (ЗВУТ) и результаты профилактических медицинских осмотров. Субъективным методом исследования был самоанализ здоровья и самочувствия по данным анкетирования. Материалом сбора статистических данных о ЗВУТ явились листы временной нетрудоспособности. Полученные данные подвергались логической проверке, алфавитизации, компьютерному анализу и статистической обработке с последующим занесением в комбинационные статистические таблицы. Систематизация полученных данных проводилась согласно Международной классификации болезней десятого пересмотра (ВОЗ). Основой анализа ЗВУТ была оценка числа случаев и дней нетрудоспособности на 100 обследованных и средняя длительность одного случая. Инструментом изучения субъективного анализа показателей здоровья врачей функциональной диагностики явилась специально разработанная нами «Анкета медико-социального изучения здоровья врачей». Разработанная карта в своей структуре содержала разнообразные модули вопросов, позволяющие выявить наличие хронических заболеваний у врачей функциональной диагностики, их заинтересованность к своему здоровью, наличие и уровень сформированности самосохранительного поведения. Объект исследования был сформирован методами случайной и типологической выборок. Теоретический расчет объема наблюдения осуществлен при 95,0% вероятности при максимальной ошибке 5,0% по формуле бесповторного отбора с поправкой на конечность генеральной совокупности. Объектом наблюдения явились лица, принявшие условия участия в проводимом исследовании и обработку персональных данных согласно законодательству Российской Федерации. При статистической обработке данных были использованы методы расчета средних, относительных величин, корреляционный, регрессионный анализы.

Полученные результаты

Данные оценки ЗВУТ выявили, что у врачей функциональной диагностики по сравнению с врачами терапевтического профиля по всем видам нетрудоспособности показатели были ниже. Так, у врачей функциональной диагностики количество случаев ЗВУТ было меньше по болезни – в 1,6 и по всем причинам в 1,7 раза (рис. 1).

Читайте также:  Оформление паспорта здоровья для детского сада

Рис. 1. Число случаев ЗВУТ на 100 работающих

Обращает на себя внимание, что число дней нетрудоспособности у врачей функциональной диагностики было выше по сравнению с врачами терапевтического профиля как по болезни, так и по всем причинам — в 1,3 раза (рис. 2).

Рис. 2. Число дней ЗВУТ на 100 работающих

Длительность одного зарегистрированного случая ЗВУТ в среднем составляла 13,3 дня и была выше, чем у врачей-терапевтов, почти в 3 раза (5,8 дня). Полученные в ходе исследования данные по ЗВУТ могут быть оценены как условно благополучные, что может быть связано с невысоким стремлением получения листка нетрудоспособности врачами функциональной диагностики, аргументированным (по данным социологического опроса) способностью оказать медицинскую помощь собственными силами, большой персональной нагрузкой на рабочем месте, отсутствием профессиональных кадров для замены на период болезни. Это, в свою очередь, приводит к осложнению болезней, прогрессированию патологического процесса и увеличению длительности течения заболеваний.

При сравнении состава заболеваний по различным нозологическим группам установили, что у врачей функциональной диагностики первые три места по числу случаев заболеваний приходилось на заболевания сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и дыхательной системы, тогда как у врачей терапевтического профиля ведущие позиции в структуре болезней занимала патология дыхательной системы, сердечно-сосудистой системы и органов желудочно-кишечного тракта. Болезни мочеполовой системы и костно-мышечной и соединительной ткани в обеих группах занимали четвертое-пятое место, новообразования были на десятом и восьмом месте соответственно. Обращает на себя внимание, что шестое и седьмое места у врачей функциональной диагностики занимали соответственно болезни органов зрения и болезни нервной системы, тогда как у медицинских работников они занимали десятое и шестое места соответственно, это говорит о наличии повышенной зрительной и нервно-эмоциональной нагрузки у врачей функциональной диагностики (таблица).

Структура заболеваемости врачей функциональной диагностики на основании медицинских обследований (на 100 обследованных)

Классы, группы, нозологические формы болезней

Источник

Медицинские интернет-конференции

Андриянов С.В.
Научный руководитель: д.с.н., доцент Чернышкова Е.В.

Резюме

Исследование профессионального здоровья врача относится к комплексным проблемам, направленным на изучение физического, психологического и социального аспектов реализации профессиональной деятельности. Междисциплинарный характер исследований профессиональной деятельности врача позволяет интегрировать научные результаты, полученные в медицине, психологии, социологии медицины для эффективного решения задач в рамках ее совершенствования. Актуальность темы определяется тем, что исследование профессионального здоровья врачей создает новое междисциплинарное проблемное поле, имеющее социальную значимость с точки зрения безопасности института медицины и здоровья нации в целом.

Ключевые слова

Статья

Категория «профессиональное здоровье» наиболее полно разработана в психологии профессиональной деятельности, где она раскрывается через соотношение с такими категориями как профессиональная пригодность, работоспособность, функциональные состояния, надежность и безопасность работника [1]. Психологический вектор изучения профессионального здоровья врачей в последнее время был направлен на исследование проблем профессионального выгорания. В контексте профессионального здоровья, эмоциональное выгорание рассматривается как деструктивное изменение значимости личных ценностей, выражающееся в неадекватных эмоциональных реакциях в процессе выполнения профессиональной деятельности [2, 3, 4]. В психологии труда ресурс здоровья рассматривается как фактор саморегуляции профессиональной деятельности, источник купирования эмоционального выгорания [5].

В рамках социологии медицины получили продвижение лишь некоторые аспекты изучения профессионального здоровья медицинских работников [6, 7]. Так, например, представлена проблема влияния негативных поведенческих практик на профессиональное здоровье врачей, распространенность табакокурения как формы аддиктивного поведения. Н.С. Алпатовой было проведено масштабное социологическое исследование, результаты которого позволили не только определить особенности распространенности табококурения как формы аддиктивного поведения среди врачей, но и разработать рекомендации по профилактике табококурения в профессиональной группе медицинских работников [8].

Читайте также:  Удачи здоровья много силы

Для продвижения исследований профессионального здоровья врачей в рамках социологии медицины следует учитывать тот факт, что реальные трудовые функции врачей стандартизированы и, соответственно, уместно говорить о готовности выпускников медицинских вузов к их реализации. Стандарты профессиональной деятельности определяют требования к формированию компетенций выпускников вузов по направлениям подготовки. В этой связи, рассматривая систему высшего медицинского образования, нужно иметь в виду компетенции в сфере профессионального здоровья, которые выступают наряду с другими компетенциями основаниями профессиональных достижений, способов совершенствования, накопления опыта и карьерного продвижения. Как указывает Ю.М. Забродин, основу профессиональных стандартов составляют трудовые действия, отдельные единицы, каждая из которых описывает требования к выполнению конкретной функции [9]. Целесообразно при создании профессиональных стандартов в здравоохранении проектировать и соответствующие компетенции поддержания профессионального здоровья адекватные сложности трудовых действий. В этой связи активно обсуждаются вопросы формирования установок здорового образа в процессе профессиональной социализации в вузе [10, 11]. Формирование личности профессионала, начатое на этапе вузовского обучения, включает в себя активные внешние и внутренние формы воздействия. Внешнее воздействие определено социальными параметрами периода обучения. Внутренние формы воздействия определяются профессиональной средой формирования личности врача, заданными воспитательными и обучающими ресурсами медицинского вуза. Способ включенности студента в профессиональную деятельность и изменение его внутренней позиции относительно профессиональной деятельности не просто формируют внутренние установки относительно здоровья, но и определяют стратегии его поддержания. Профессиональное здоровье становится элементом формирования у обучающегося образа «Я-профессионал» в его стремлении достичь эталонную модель профессионала в медицине [12].

Исходя из рассмотрения профессионального здоровья как потенциала субъекта трудовой деятельности, возможно определить его как совокупность индивидуальных физических и психологических качеств субъекта, адекватных виду профессиональной деятельности, и позволяющих надежному и безопасному достижению возможности реализовывать профессиональную деятельность по сохранению здоровья человека.

Литература

1. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.

2. Денисов А.А., Терехина Н.В. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности (на примере эмпирического исследования эмоционального выгорания у стоматологов) // Развитие личности. № 4. 2015. С. 99.

3. Девличарова Р.Ю., Андриянова Е.А., Акимова Н.А., Клоктунова Н.А. Исследование профессиональных рисков среднего медицинского персонала как вариант реализации междисциплинарного подхода к изучению рисков здоровья // Саратовский научно-медицинский журнал. 2014. Т. 10. № 4. С. 674-680.

4. Чернышков Д.В., Андриянов С.В. Личностный рост специалиста в контексте профессиональной социализации // Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые решения: Сб. науч. трудов по итогам междунар. науч.-практич. конф. Екатеринбург, 2015. С. 97-100.

5. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР СЭ, 2006. 525 с.

6. Андриянова Е.А., Алешкина О.Ю., Порох Л.И. Динамика социального статуса системы повышения квалификации среднего медицинского персонала (на материалах интервью) // Саратовский научно-медицинский журнал. 2012. Т. 8. № 1. С. 023-027.

7. Чернышкова Е.В. Медико-социальные механизмы пролонгирования активного образа жизни в пожилом возрасте: Дис. … д-ра социол. наук. Волгоград, 2013. С. 325-328.

8. Алпатова Н.С. Социологическое исследование табакокурения среди врачей г. Волгограда // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. 2009. № 1(9). С. 234-238.

9. Забродин Ю.М. Профессиональные стандарты работников социальной сферы, имеющие межведомственный характер – их роль в повышении качества профессионального труда // Психологическая наука и образования. 2016. Т. 21. № 1. С. 123.

10. Андриянова Е.А., Чернышкова Е.В. Роль мотивационной составляющей профессиональной социализации в процессе подготовки медицинских кадров // Основные вопросы теории и практики педагогики и психологии: Сб. науч. трудов по итогам междунар. науч.-практич. конф. Омск, 2015. С. 176-179.

Читайте также:  Шелтон голодание ради здоровья

11. Чернышков Д.В., Андриянов С.В., Ширшова Т.А. Основные детерминанты профессиональной социализации современной молодежи // Актуальные вопросы и перспективы развития общественных наук: Сб. науч. трудов по итогам междунар. науч.-практич. конф. Омск, 2015. С. 46-48.

12. Чернышков Д.В., Проценко О.Ю. Основные аспекты здоровья и здоровьесбережения студентов-медиков // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 5. С. 738.

Источник

Как оценить здоровье врачей

Чем позже было посещение, тем весомее для рейтинга будет отзыв. Например, клиника в один день получила два отзыва:
— один о посещении, которое было полгода назад;
— второй о посещении, которое было три дня назад.
Большее влияние на рейтинг окажет второй отзыв.

Если в отзыве дата посещения не указана, то при расчёте рейтинга вместо этого параметра учитывается день, в который пациент оставил отзыв.

Влияние отдельного отзыва на рейтинг со временем становится всё меньше. Отзыв полностью перестаёт влиять, если со времени посещения прошло 15 лет.

Новые отзывы, оставленные сразу после посещения, оказывают самое большое влияние на рейтинг.

Авторизованность пользователя

На ПроДокторов есть отзывы от авторизованных пользователей и от неавторизованных. Пользователи могли оставлять отзывы как гости портала, т.е. без авторизации, до 2019 года. Сейчас публикуются только те отзывы, авторы которых подтвердили свой номер телефона. При этом отзывы от гостей всё ещё остаются на портале.

Что в итоге:
Рейтинг врача будет расти, если как можно больше пациентов будут оставлять отзывы с высокими оценками по всем критериям сразу после посещения.

Рейтинг клиники будет расти, если как можно больше пациентов будут оставлять отзывы о самой клинике и о её врачах сразу после посещения и ставить высокие оценки по всем критериям.

Опыт доктора складывается из стажа работы, квалификационной категории и учёной степени. Чем выше эти показатели, тем выше рейтинг доктора.

Половину звезды в рейтинге врач получает

  • за каждые 5 лет стажа до 15 лет (т.е. максимум 1,5 звезды за стаж);
  • за каждую ступень категории (вторая, первая, высшая);
  • за каждую ступень учёной степени (кандидат наук, доктор наук, профессор).

При этом максимальное количество звёзд в рейтинге за опыт доктора – 2,5.
Например, если у врача 25 лет стажа, высшая категория и степень доктора наук, это даст ему не 4 звезды, а 2,5 звезды – максимальная составляющая в рейтинге за опыт.

В рейтинге врача

Отзывы пациентов и опыт врача влияют на его рейтинг в равной мере.
Т.е. 2,5 звезды отводятся для показателя отзывов, другие 2,5 для показателя опыта.

В рейтинге клиники

Звёздный рейтинг клиники устроен сложнее, чем рейтинг врача. При формировании звёздного рейтинга сначала рассчитывается народный рейтинг. Его значение отображается на странице клиники в баллах по шкале от 1 до 100.

Если в клинике 100 и больше врачей, то при большом количестве отзывов с высокими оценками о самой клинике и о её врачах её рейтинг будет высоким.

Если в клинике 5 врачей, то даже с большим количеством положительных отзывов у неё не будет слишком высокого рейтинга.

Клиники часто сталкиваются с такой ситуацией: у клиники «А» в городе показатели по отзывам немного выше, чем у клиники «Б», а рейтинг при этом ниже. Дело в том, что у клиники «А» на ПроДокторов 5 врачей, а у клиники «Б» – 10 врачей. Именно из-за количества врачей рейтинг клиники «Б» будет выше. Клинике «А» нужно добавить на ПроДокторов больше врачей. Если пациенты будут оставлять о них положительные отзывы, рейтинг клиники повысится.

Источник

Adblock
detector