Как оценить здоровье школьника
Методы оценки здоровья школьников
Уровень функционального состояния основных систем организма проводится с помощью морфофункциональных индексов (Кетле, Робинсона, Скибински, Шаповаловой, Руфье). Для оценки индексов применяется формализованная бальная система (С.В.Хрущев, 1995).
Индекс Кетле. Данный индекс позволяет вычислить степень соответствия массы тела и роста, определить избыток или недостаток массы тела человека.
Инвентарь: ростомер и электронные весы.
Ростомер представляет собой укрепленную на подставке вертикальную линейку с подвижной планкой, откидным сидением для измерения роста стоя. На вертикальной линейке имеется две шкалы: светлая шкала используется для измерения показателя «рост стоя», отчет ведется от площадки подставки. Подвижная горизонтальная планка свободно перемещается по вертикальной линейке. Показания роста следует считывать по нижнему краю планки.
Методика измерения. Обследуемый человек становится босыми ногами на площадку ростомера, выпрямляет осанку, касается вертикальной линейки ростомера пятками, ягодицами и спиной. Наружный угол глаза и козелки ушных раковин должны находиться на горизонтальной линии. Затем горизонтальную планку опускают на темя и слегка прижимают, чтобы преодолеть упругое сопротивление волос. Отсчет ведется по шкале с точностью до 0,5 см.
Вес тела определяется взвешиванием на электронных весах. Исследуемый человек без обуви встает на середину площади весов. Точность измерения должна быть на уровне 50 г.
Индекс Кетле определяется по формуле:
ИК = Вес / Рост, г/см.
Индекс Робинсона представляет собой показатель резерва сердечно-сосудистой системы — двойное произведение. Характеризует систолическую работу сердца, основываясь на закономерности формирования «экономизации функции сердечно-сосудистой системы» в покое.
Инвентарь: секундомер и электронный тонометр.
Методика измерения. Частота сердечных сокращений измеряется за первые 10 с первой минуты, а затем полученное число умножается на 6. Артериальное давление измеряется с помощью электронного тонометра.
Индекс Робинсона определяется по формуле:
ИР = ЧСС x АДс / 100, усл.ед., где
ЧСС — частота сердечных сокращений в мин, с;
АДс — систолическое артериальное давление, мм. рт. ст.
Индекс Руфье свидетельствует об уровне адаптационных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем, по которому можно судить о физических возможностях ребёнка.
Методика проведения. После отдыха в положении «сидя» у обследуемого регистрируют пульс за 15 с. (Р1) и предлагают выполнить 30 глубоких приседаний за 45с., выбрасывая руки вперед; затем он тотчас садится, и вновь регистрируется пульс за первые 15 с. (Р2) и последние 15 с. (Р3) первой минуты восстановительного периода.
4 ( P 1+ P 2+ P 3)-200 /10
Индекс мощности Шаповаловой характеризует развитие силовой и скоростной выносливости мышц спины и брюшного пресса.
Методика измерения. Подъемы (сгибания) туловища в сед, проводятся из исходного положения «лежа на спине», ноги согнуты в коленных суставах под углом 90 градусов, стопы на ширине плеч, руки за головой, локти разведены в стороны, касаются пола, напарник удерживает ступни. Необходимо выполнить за 60 с. максимально возможное число подъемов туловища, сгибаясь до касания локтями бедер и возвращаясь обратным движением в и.п. Исследуемый, опуская тело в и.п., должен касаться ковра или мата последовательно: сначала лопатками, затем затылком, потом локтями.
(Вес тела (г) /рост (см)) × (количество наклонов за 1 мин / 60)
Индекс Скибински характеризует функциональные возможности системы дыхания, устойчивость организма к гипоксии и волевые качества.
Инвентарь: спирометр и электронные весы.
1. Подсчитать частоту сердечных сокращений за одну минуту в покое.
2. Необходимо обработать мундштук спирометра раствором антисептика. Подвижную шкалу прибора необходимо установить на ноль. Для измерения жизненной емкости легких нужно сделать максимально глубокий вдох, а затем, зажав нос, в течение 4-6 с. выдыхать воздух через мундштук спирометра с равномерной скоростью до максимального глубокого выдоха. Измерение повторяют три раза с интервалами не менее 30 секунд, лучший результат вносится в протокол.
3. Сделать максимальный вдох и задержать дыхание максимально долго, данные занести в протокол.
(ЖЕЛ мл ×время задержанного дыхания на вдохе (с)) / ЧСС уд/мин, где
ЧСС — частота сердечных сокращений в мин.,
ЖЕЛ – жизненная емкость легких
Методика «Таблицы Шульте»
Шкалы: устойчивость внимания, эффективность работы, степень врабатываемости, психическая устойчивость.
Назначение теста: Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. Используется для обследования лиц разных возрастов.
Описание теста: Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.
С помощью этого теста можно вычислить показатели (по А.Ю.Козыревой):
· эффективность работы (ЭР)
ЭР = (Т1+Т2+Т3+Т4+Т5)/ 5, где Т i – время работы с i -той таблицей.
Оценка ЭР (в секундах)
5 баллов — 30 и меньше; 4 балла — 31-35; 3 балла — 36-45; 2 балла — 46-55; 1 балл -56 и более.
· степень врабатываемости (ВР)
Результат меньше 1,0 – показатель хорошей врабатываемости, выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.
· психическая устойчивость (ПУ)
Результат меньше 1,0 хорошая психическая устойчивость, чем выше показатель, тем хуже психическая устойчивость.
Карта методики САН
Класс _______ Возраст ________
1. Самочувствие хорошее
2. Чувствую себя сильным
Чувствую себя слабым
6. Хорошее настроение
22. Желание отдохнуть
27. Соображать трудно
29. Полный надежд
Необходимо соотнести свое состояние со шкалой 3 2 1 0 1 2 3 каждой пары признаков. Например, между парой утверждений «Самочувствие хорошее» и «Самочувствие плохое» расположены цифры 3 2 1 0 1 2 3. Цифра «0» соответствует среднему самочувствию, которое обследуемый не может отнести ни к плохому, ни к хорошему. Находящаяся слева от «0» единица отражает самочувствие — выше среднего, а цифра три — соответствует прекрасному самочувствию. Те же цифры в этой строке, стоящие справа от цифры «0», аналогичным образом характеризуют самочувствие исследуемого, если оно ниже среднего. Таким образом, последовательно рассматривается и оценивается каждая строка данного опросника.
Обработка и интерпретация данных.
При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в один балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары в семь баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные — низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.
Самочувствие (сумма баллов по шкалам): 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Активность (сумма баллов по шкалам): 3, 4, 9, 10, 15,16, 21, 22, 27, 28.
Настроение(сумма баллов по шкалам): 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Полученные результаты по каждой категории делятся на 10.
Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют о неблагоприятном состоянии.
Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0-5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение.
Определение тотальных признаков физического развития
Длину тела (рост) измеряют при помощи складного металлического антропометра. Измерение проводят спереди. Голова обследуемого находится в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край козелка уха расположены в одной горизонтальной плоскости.
Горизонтальная линейка антропометра выдвигается на 15 — 20 см и подводится к наиболее высокой точке головы, при этом инструмент находится в строго вертикальном положении. Точность измерения — до 0,5 см.
Массу тела (вес) определяют при помощи медицинских весов. Обследуемый стоит на середине весовой площадки, при этом входить и сходить с нее он должен при неподвижно закрепленном коромысле весов. Точность измерения — 100 гр.
Оценка физического развития
При оценке физического развития ребенка в соответствующей полу и возрасту таблице находят его рост, затем строго по горизонтально строке – диапазон «нормы» массы тела для данного роста. В зависимости от того, попадает ли фактическое значение массы тела в этот диапазон, окажется ли ниже минимальной или выше максимальной его границы, оценивается физическое развитие.
Выделяются следующие варианты физического развития:
1. Нормальное физическое развитие – масса тела в пределах нормальных вариантов (от M-1σ до M+1σ относительно конкретного роста).
2. Дефицит массы тела — масса тела меньше значений минимального предела «нормы» относительно роста (меньше M-1σ).
3. Избыток массы тела — масса тела больше значений максимального предела «нормы» относительно роста (больше M+1σ).
4. Низкий рост – варианты роста меньше минимальных, указанных в таблице (меньше M-2σ).
Методика выполнения тестовых упражнений для оценки физической подготовленности
Тест «Подтягивание на перекладине» (для оценки силы и силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса). В весе на перекладине, руки прямые, выполнить максимально возможное число подтягиваний. Подтягивание считается выполненным правильно, когда руки сгибаются, подбородок выше перекладины, затем разгибаются полностью, ноги не сгибаются в коленных суставах, движения без рывков и махов. Неправильно выполненные подтягивания не засчитываются.
Тест «Подъем туловища за 30 или 60 секунд» (для измерения силовой выносливости мышц сгибателей туловища). Из И.П. лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах строго под углом 90 градусов, стопы на ширине плеч, руки за головой, локти разведены в стороны, касаются пола, партнер прижимает ступни к полу. По команде «Марш!» выполнять, рационально распределяя усилия, а 30 или 60 секунд (с 11 лет) максимально возможное число подъемов туловища, сгибаясь до касания локтями бедер и возвращаясь обратным движением в И.П., разводя локти в стороны до касания пола локтями, лопатками и затылком. Упражнение выполняется на гимнастическом мате или ковре. Для безопасности под голову кладут невысокую (не выше 10 см) подушечку или свернутую в валик мягкую ткань.
Тест «Прыжок в длину с места» (для измерения динамической силы мышц нижних конечностей). Из исходного положения стоя стопы вместе или слегка врозь, носки стоп на одной линии со стартовой чертой, выполнить прыжок вперед с места на максимально возможное расстояние. Участник предварительно сгибает ноги, отводит руки назад, наклоняет вперед туловище, смещая вперед центр тяжести тела и махом рук вперед, и толчком двух ног выполняет прыжок. Тест необходимо проводить на мате (толстом ковре) или мягком грунтовом покрытии (можно использовать песочную яму). Участнику дается три попытки. В зачет идет только лучший результат.
Источник
Определение состояния здоровья школьников
Просмотр содержимого документа
«Определение состояния здоровья школьников»
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ
Показатели здоровья школьников являются на сегодняшний день актуальной проблемой современного общества. Но мало об этом говорить и писать, следует, наконец, начинать что-то делать. Именно поэтому мы решили опробовать некоторые приемы из системы доктора В.Ф.Базарного на практике в обычной средней школе. Гипотеза нашего исследования такова: если нет возможности работать по данной здороровьесберегающей системе официально, поскольку она не включена в программу работы школы, то можно использовать отдельные элементы программы и приемы оздоровления детей в отдельно взятом классе у конкретного учителя.
Для проверки данного утверждения мы провели специальное исследование на базе 3 класса, в Прогимназии №15, г. Дербент Р. Дагестан. Испытуемыми явились ученики этого класса в количестве 24 человек. Данные исследования получены с помощью комплекса методов: наблюдений, бесед с учителями, анкетирования, анализа данных о состояния здоровья школьников.
При проведении анализа состояния здоровья детей, мы взяли за основу три наиболее легко определяемых параметра: состояние осанки у школьников, определение остроты зрения и определение показателей гибкости позвоночного столба.
Определяя нарушения осанки, проверяли высоту размещения плечевых линий, нижних углов лопаток и отставание их от грудной клетки. Асимметрию лопаток легко определить с помощью сантиметровой ленты, измерив
«треугольник» на ребенке, стоящем в непринужденной позе. Определяются следующие расстояния: между шестым шейным позвонком и нижним углом правой лопатки; между нижними углами лопаток.
При физиологически нормальной осанке или осанке, исправленной при помощи физических упражнений, данные первого измерения равны данным второго.
Ассиметрия нижних углов лопаток свидетельствует о сколиотической
осанке. Показатели измерений оказались неутешительными: у всех учеников класса в большей или меньшей степени начинает развиваться искривление позвоночника, причем на правую сторону, поскольку при неправильной посадке во время письма, ребенок опирается на рабочую руку — ту, которой он пишет.
Остроту зрения, за неимением специальных таблиц, определяли по методу «зрительных горизонтов», взятой из системы Базарного. Он заключается в максимальном удалении от глаз учебного материала. Каждому ученику определяют свою зрительную рабочую дистанцию. Определяется она тем расстоянием, с которого ребенок может различать буквы, равные по высоте 1 см. Для этого используется касса букв и слогов. Например, ученик увидел глазами букву, размером 1 см с расстояния 6 м., следовательно, его рабочее место должно находиться на том же расстоянии от классной доски.
Гибкость позвоночного столба измеряется по степени наклона туловища вперед при несогнутых в коленях ногах испытуемого. Для этого он становится на гимнастическую скамейку и наклоняет туловище вперед до возможного предела, оставляя колени несогнутыми. Определение показателя гибкости производится путем измерения расстояния от края скамейки между ступней ног до кончика среднего пальца руки с помощью сантиметровой ленты или установленной линейки с показателями в сантиметрах.
Если испытуемый при наклоне вперед не может дотянуться до поверхности скамейки, то величина гибкости обозначается знаком «=», если опускает руки ниже верхней плоскости скамейки — знаком «+».
Полученный материал послужил отправной точкой для использования на уроках в классе приемов здоровьесохраняющих технологий.
Обеспечить ребенка знаниями, умениями и навыками, сохранив и приумножив его здоровье, можно только в условиях серьезной заинтересованности учителя.
Мы провели анкетирование среди учителей начальных классов, чтобы выяснить, насколько валеологична их работа с учениками.
Возраст учителей составил промежуток от 30 до 55 лет. Педагогический стаж — от 11 до 32 лет. При анализе ответов на вопросы анкеты выяснялся уровень валеологических знаний у преподавателей. Знания учителей о влиянии факторов среды на организм проверялись по следующим параметрам: влияние на детей шума (41% считает, что это нормальная рабочая обстановка, 59% — что шум способствует быстрому утомлению); цветового оформления кабинета (в том же процентном соотношении предпочтения разделились на светло-желтые или спокойно-зеленые цвета); влажной уборки в кабинете (единодушное мнение о необходимости ее каждый день); и присутствии в помещении живых комнатных цветов (создают благоприятную экологическую обстановку 100% — ное мнение). 41% учителей считают, что освещенность в кабинете должна быть строго по санитарным нормам, 59% — что чем больше света, тем лучше. 100% учителей проветривают помещения после каждого урока, впрочем, этот ответ подвергается большому сомнению. Ученик должен сидеть прямо, чтобы не было нарушения осанки — 100%-ное единогласие. Рассаживают детей, учитывая состояние слуха и зрения учеников лишь 66% учителей. Физкультминутки проводят 75% учителей, а 25% «знают, что это необходимо, но забывают проводить». 50% учителей считают, что накричать на учеников — это недопустимо, 41%признаются, что «иногда нервы не выдерживают», а 9% считают это одним из педагогических приемов воздействия на учащихся (!).
Далее мы провели опрос учителей и выяснили, что на практике имеет место как объяснительно-иллюстративный, так и деятельностный подход к обучению. 86% учителей осознают эффективность и здоровьесберегающий потенциал деятельностной модели и понимают, насколько важна активизация интереса к обучению посредством собственного опыта ребенка, но работают с детьми в объяснительно-иллюстративном режиме. На долю уроков с репродуктивными методами обучения приходится более 70% учебного времени. Преобладание в их практике таких уроков, иногда называемых традиционными, педагоги объясняют следующими причинами:
65% указывают на недостаток времени;
20 % ссылаются на отсутствие поддержки со стороны руководства школы;
16% говорят, что сменить привычную для них модель обучения не позволяет состояние здоровья;
13% разочаровались в результате, столкнувшись с неудачами;
43% ответили, что им ничто не мешает работать в деятельностной модели обучения, однако работать продолжают по традиционной системе.
Мы полагаем, что факторы, препятствующие инновационной педагогической деятельности, носят как объективный, так и субъективный характер, причем субъективные, психологические моменты играют решающую роль.
Профессиональные стереотипы, установки, штампы, эталоны, прочно утвердившиеся в сознании, мешают учителю изменить свои профессиональные позиции. Мы решили проверить, действительно ли так сложно осуществить переход к организации здоровьесберегающего пространства на уроке, хотя бы в некоторой степени, как об этом думают учителя.
Источник