Меню

Как оценить свое здоровье по трем составляющим таблица

Как оценить свое здоровье по трем составляющим таблица

Как уже говорилось в статье «Как можно похудеть без диет?», чтобы избавиться от лишних килограммов, совсем не обязательно придерживаться каких — либо специальных рационов питания. Вес можно скорректировать и без них.

Но перед тем, как приступить к процессу самосовершенствования, предлагается определиться с точкой начала отсчета и конечной целью.

Для этого нужно объективно, а не по самочувствию, провести оценку состояние физического здоровья в настоящий момент. И понять, каких показателей добиваться для оздоровления организма.

К основным критериям оценки состояния здоровья, которые можно использовать даже в режиме самонаблюдения, относятся:

состояние вестибулярного анализатора;

уровень возбудимости вегетативной нервной системы;

объем талии и бедер;

жизненная емкость легких;

сила правой и левой кистей;

наличие болевых ощущений;

уровень (объем) потоотделения;

нарушение режима труда и отдых (очень важный показатель);

сон — характеризуется следующими показателями — длительность, качество и наличие нарушений;

настроение — если оно плохое, это приводит к ухудшению физического состояния, снижению силы и выносливости;

аппетит — может быть хорошим, удовлетворительным, повышенным или отсутствовать.

желание заниматься физкультурой — характеризуется терминами «большое», «безразлично», «нет желания».

Подробнее рассмотрим некоторые позиции.

Приведение массы тела в норму очень важно для людей, страдающих заболеваниями опорно — двигательного аппарата, в том числе — подагрой

Существует несколько способов определения нормального веса, т.е. того показателя, к которому нужно стремиться. Самый простой — по формуле Брока:

если рост человека находится в пределах от 155 до 165 сантиметров, то нормальный вес в килограммах равняется величине роста за вычетом 100;

при росте от 165 до 175 сантиметров вычитать нужно 105;

у высоких мужчин выше 175 см нужно минусовать 110.

Заметим, что эта формула считается более справедливой для мужчин. Женщине желательно иметь несколько меньший вес:

при росте 155 см её идеальный вес составит 53,5 кг;

для среднего роста — от 165 см — 61 килограмм;

у высоких женщин выше 175 см нормальный вес будет близок к отметке в 65 кг.

Женщинам «за пятьдесят» можно позволить себе более снисходительную арифметику.

Для исследования состояния вестибулярного анализатора при самоконтроле обычно используется проба Яроцкого. Заключается она в выполнении круговых поворотов головой в одну сторону (вправо или влево) в темпе 2 поворота в секунду.

Определяемым показателем является время сохранения равновесия. У нетренированных людей оно составляет в среднем 28 секунд. У спортсменов — может увеличиться до 40 — 80 секунд. Выполнять данные замеры желательно парами: испытуемый выполняет пробу, контролер фиксирует время сохранения устойчивости и страхует испытуемого (потеря равновесия может привести к падению).

Кроме того, во избежании травм шейного отдела позвоночника и мышц шейно — воротникового отдела перед таким испытанием желательно разогреть мышцы шеи, выполнив в течение пяти — десяти минут различные повороты головой. При чем, выполнять их нужно сначала в медленном темпе с каждым разом постепенно увеличивая амплитуду и слегка растягивая мышцы шейного отдела.

О состоянии еще одного критерия оценки состояния здоровья — уровня возбудимости вегетативной нервной системы можно получить некоторое представление по реакции сосудов кожи (дермографизму). Проявляется она при проведении по коже каким — либо тупым предметом (например, тупым концом карандаша) несколько полосок.

При этом вскоре на коже появляются линии:

розовая — в норме;

белые — при повышенной возбудимости симпатической иннервации;

красные или выпукло — красные — при повышенной возбудимости парасимпатической иннервации сосудов кожи.

Формула индекса массы тела

Еще один способ оценить вес тела — определить так называемый индекс массы тела по формуле:

ИМТ = вес (кг) / рост2 (м2)

Например, этот показатель для мужчины ростом 1,7 м и весом 70 кг равен:

ИМТ = 70 / 2,89 = 24,2

Формула индекса массы тела для мужчин и женщин одинакова.

Таблица идеального веса

Приблизительная оценка весовых показателей приведена в так называемой таблице идеального веса.

ИМТ (кг/м2) Вес
Меньше 18,5 Недостаточный
18,5 — 24,9 Нормальный
25 — 29,9 Лишний вес
30 — 34,9 Ожирение первой степени
35 — 39,9 Ожирение второй степени
40 и более Ожирение третьей степени

Индекс массы тела не применяется в отношении:

— детей и подростков. Для них критерием оценки состояния здоровья является уровень физического развития;

— людей старшего возраста, когда расчет по приведенной выше формуле индекса массы тела может дать некорректный результат по причине сложности в измерении точного роста;

— спортсменов, имеющих хорошо развитую мускулатуру;

Объем талии и бедер

С помощью таблицы идеального веса мы определили один из показателей оценки состояния Вашего физического здоровья. Сделали для себя соответствующий вывод. В любом случае он должен быть оптимистичным (не все еще потеряно, есть над чем работать), но не окончательным.

У нас есть еще один достаточно объективный критерий — это соотношение объема талии и бедер. Рассчитывается он по формуле:

ОТ / ОБ = объем талии (см) / объем бедер (см), где ОТ — объем талии, ОБ — объем бедер.

Анализ соотношения объемов талии и бедер представлен в приведенной ниже таблице.

Объем талии Отношение объема талии к объему бедер Лишний вес Ожирение Увеличенный объем талии Женщины

> 88 cм > 0,85 см Мужчины 94 — 102 см > 102 см >1,0 см

Читайте также:  Как здоровье тимура сегодня

Противостоять полноте, держать в норме объем талии и бедер и легко, и трудно. Легко потому, что позицию «противостояние» нужно заменить на «оздоровление». Борьба всегда утомляет. Трудно потому, что как и в любом деле нужны самодисциплина, настойчивость, терпение.

Помните, что в каждом возрасте хороши свои пропорции. Но именно пропорции, а не их отсутствие.

Источник

Проект:«Оценка состояния здоровья. Валеологический самоанализ».

Цель работы: Научиться объективно, оценивать состояние своего здоровья

Задачи:

  1. Обучение методам самопознания, самоконтроля.
  2. Программирование своей деятельности по укреплению здоровья.
  3. Развивать умения давать физиологическое обоснование гигиеническим правилам.
  4. Развивать гигиеническое, экологическое воспитание.

Скачать:

Вложение Размер
khristenko.docx 43.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа №7

Номинация: «Проблемы здоровья и здорового образа жизни в

Тема: « Оценка состояния здоровья. Валеологический самоанализ».

Христенко Павел Сергеевич

учащийся 10 класса

МКОУ Бутурлиновская СОШ №7

Руководитель проекта: учитель биологии

МКОУ Бутурлиновская СОШ №7

Климова Светлана Витальевна

2. Тема 1.Оценка состояния здоровья

а) Практическая работа «Подсчёт пульса»……………………………………. 5

б) Практическая работа « Определение уровня физиологического состояния

человека математическим методом»…………………………………………..5

в) Практическая работа « Оценка подготовленности организма к занятиям

г) Практическая работа « Оценка правильности осанки»……………………. 7

д) Практическая работа « Влияние условий труда на работоспособность»…. 8

е) Практическая работа « Оценка пропорций телосложения»…………………..9

3. Тема 2. Оценка состояния сердечно – сосудистой системы

а) Практическая работа « Определение стрессоустойчивости сердечно –

б) Практическая работа « Ортостатическая проба»……………………………..11

в) Практическая работа « Реакция сердечно – сосудистой системы на физическую

4. Тема 3. Оценка состояния дыхательной системы

а) Практическая работа « Определение времени максимальной задержки дыхания

после дозированной нагрузки»………………………………………………….13

5. Тема 4. Оценка состояния пищеварительной системы

а) Практическая работа «Оценка качества продуктов питания по информации,

6. Валеологический самоанализ……………………………………………………..19

Тема моего проекта на прямую связана с изучением нашего здоровья. А что же такое здоровье? Мы неоднократно задумываемся над этим вопросом и не находим однозначного ответа.

Здоровье – это состояние полного благополучия, которое включает в себя следующие компоненты, или составляющие части:

  1. Высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям. Основа этого – нормальная работа всех органов и систем организма (физиологический компонент).
  2. Уверенность в себе, основанная на умении управлять своими чувствами и мыслями (психологический компонент).
  3. стремление и умение управлять своим здоровьем и строить собственное поведение без ущерба для благополучия других людей (нравственный компонент).

Врачи регулярно проводят осмотры детей в школах. Делается это для того, чтобы оценить состояние их здоровья и предупредить распространение болезней.

Так вот, медицинские осмотры показывают, что здоровье детей стало резко ухудшаться. Сегодня совершенно здоровым является один ученик из десяти.

У остальных девяти обнаруживаются различные отклонения в здоровье, в том числе хронические заболевания.

Первые два места в «школьном списке болезней» занимают болезни, о которых большинство ребят даже не догадываются. Это болезни позвоночника и нервные расстройства. Опасны они, прежде всего тем, что ухудшают работу многих других органов (особенно сердца, лёгких, желудка). На третьем месте – нарушения зрения. В будущем все эти болезни школьников могут заметно ограничить их возможности при выборе профессии. К болезням позвоночника относиться, прежде всего, его различные искривления. Основная причина искривления – привычка сидеть, сгорбившись или согнувшись набок. В результате появляются боли в спине, а также нарушается кровоснабжение внутренних органов и мозга. Вот почему так важно учиться держать правильную осанку.

Многие школьники жалуются на головные боли, раздражительность и плохой сон. Это первые признаки нервного расстройства, которое возникает, прежде всего у тех ребят, которые постоянно испытывают страхи, сильно переживают свои неудачи и мучатся сомнениями.

Очень важно учиться управлять своими чувствами и воспитывать в себе уверенность.

Нарушение зрения (чаще всего близорукость) наблюдается у каждого 4-го ученика. Главная причина этого – переутомление глаз, которое возникает от чрезмерной нагрузки и несоблюдения правил ухода за глазами.

Кроме перечисленных болезней у школьников встречаются и другие отклонения в здоровье. Чтобы не подвергать своё здоровье опасности нужно научиться управлять им.

Для того чтобы оценить моё здоровье, и здоровье окружающих людей и была проведена моя работа.

Цель работы: Научиться объективно, оценивать состояние своего здоровья

  1. Обучение методам самопознания, самоконтроля.
  2. Программирование своей деятельности по укреплению здоровья.
  3. Развивать умения давать физиологическое обоснование гигиеническим правилам.
  4. Развивать гигиеническое, экологическое воспитание.

Тема 1. Оценка состояния здоровья

Цель: Научиться объективно, оценивать состояние своего здоровья.

Пульс (частота сердечных сокращений)- это ритмические колебания стенок артериальных сосудов, вызываемые повышением давления в период систолы (сокращения сердца).

В основе регистрации пульса лежит пальпаторный метод. Он заключается в прощупывании и подсчёте пульсовых волн. Обычно принято определять пульс на лучевой артерии у основания большого пальца, для чего 2-й, 3-й, и 4-й пальцы накладываться несколько выше лучезапястного сустава. Нащупывается артерия и прижимается к кости.

Пульс подсчитывают в течении 10 секунд, а затем результат умножают на 6.

А л г о р и т м д е й с т в и й.

1. Подсчитайте свой пульс (ЧСС) за 10 секунд.

2. Умножить результат умножить на 6.

1) ЧСС за 10 с = 11

Вывод: мой пульс соответствует физиологическим нормам.

Определение уровня физиологического состояния человека

(УФС) математическим методом (методом регрессии).

  1. Вычислите уровень физиологического состояния человека (УФС) по следующей формуле:
  2. УФС= 700 – 3*ЧСС -2,5*артериальное давление – 2,7*возраст + 0,28 * масса
  3. Результат разделить на: 350 – 2,6 * возраст + 0,21 * рост
  4. Таблица.

Определение УФС человека по шкале регрессии

Источник

Практическая работа по ОБЖ на тему Здорового образа жизни «ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ»

специалист в области арт-терапии

Оцен ить состояни е здоровья организма.

Определ ить причин ы снижения уровня здоровья, связанны е с образом жизни.

Оборудование: секундомер, ростомер, весы, сантиметровая лента.

В содержание понятия «физическое развитие» входит совокупность морфологических и функциональных признаков, которые определяют физическую работоспособность человека на определенном этапе его жизни. В процессе индивидуального развития на физическое развитие существенное влияние оказывают условия питания и быта, а также воспитания и обучения.

Для оценки физического развития используются данные измерений человека, которые принято именовать антропометрическими . В их число входят показатели: соматометрии — измерений тела (рост, масса тела, окружность груди и др.), физиометрии — измерений функций организма (сила мышц, артериальное кровяное давление, жизненная емкость легких и др.), соматоскопии — оценки строения тела по внешним признакам (форма позвоночника, осанка и др.).

Недавно появились сведения, позволившие медикам выделить три типа людей, имеющих свое особое строение внутренних органов и систем, которые и определяют характер, поведение и структуру болезни.

Тип «А» (их около 16%) – полные, солидные люди, с короткой шеей, широкой грудной клеткой, повышенной массой тела. Они, как правило, спокойны, медлительны, склонны к анализу и тугодумы. Это «тип накопитель» (причем они и в жизни любят копить).Они копят в организме шлаки, вот почему чаще всего именно у этих людей бывают камнеобразования в органах, ожирение, склероз..И все это за счет того, что они любят поесть, поспать, все делать обстоятельно, не торопясь. Сосудистые спазмы у этих людей, возникающие под действием сильных нервно-эмоциональных раздражителей, носят очень стойкий характер. В медицине этот тип людей получил статус «инфарктного».

Люди второй группы «Б» — «излучатели» (их 27%).Это часто одаренные люди, стройные, худые, импульсивные, с преобладанием процессов возбуждения в нервном обеспечении организма. Это люди порыва, эмоциональные, часто некоммуникабельные, склонные к конфликту с социальной средой. Они же высокомнительные, быстро «схватывающие», с хорошей памятью. Главный характерный признак их – преобладание духовного начала. Они чувствуют себя в психологическом комфорте лишь при наличии комплекса внешних и внутренних раздражителей высокой интенсивности и силы.

Однако люди «Б»-типа часто бывают беспомощны в обычных жизненных ситуациях, жалостливы, легко ранимы.Следствием этого может произойти быстрое нервное истощение, срыв нервной деятельности; здоровье уносят, как правило, такие болезни, как неврастения, и другие психосоматические заболевания.

Самая большая группа(46-48%)- люди типа «АБ». Их типовой портрет: средний рост, правильные черты лица, хорошая приспосабливаемость к различным жизненным ситуациям. Они любят жить в «контрастном» режиме, уверенны во всем, и процессы возбуждения и торможения у них сбалансированы. Поэтому, только с учетом возрастной и индивидуальной конституции подбирается питание, средства оздоровления, нагрузка и многое другое, от чего зависит ваше здоровье.

Задание №1. Определение индивидуальной конституции.

Определите тип своей конституции, исходя из вышесказанного.

Дайте краткое описание этого типа.

Задание №2. Определение типа телосложения.

Измерьте, с помощью сантиметровой ленты, окружность запястья в самом узком месте лучезапястного сустава.

Сделайте вывод о типе телосложения, исходя из следующих данных: если у женщин окружность запястья менее 14 см, можно говорить о хрупком телосложении, если от 14 до 16,5 см — о среднем, а если свыше 16,5 см — о плотном. У мужчин окружность запястья менее 16,5 см свидетельствует о хрупком телосложении, от 16,5 до 18 см — о среднем, свыше 18 см — о плотном.

Задание №3. Определение нормального веса по номограмме (приложение №1).

Определите идеальный вес для вашего роста. Для этого соедините линейкой точку, соответствующую вашему росту, и точку «23года» на возрастной шкале.

Определите значение нормального веса для вашего возраста и роста. Для этого соедините на шкале ваш рост со значением вашего возраста на возрастной шкале.

Соединяя значение роста и реального веса сделайте вывод: соответствует ли ваш вес вашему возрасту.

Задание №4. Сравнение веса (М) со средним возрастным показателем ( приложение№2).

Измерьте свой вес.

Сравните свой вес с полученным результатом в таблице.

Сделать вывод насколько ваш вес соответствует возрасту.

Задание №5 Сравнение роста (Р) со средним возрастным показателем ( приложение№2).

Измерьте свой рост.

Сравните свой рост с полученным результатом в таблице.

Сделать вывод насколько ваш рост соответствует возрасту.

Задание №6 Сравнение окружности груди (ОГр) со средним возрастным показателем ( приложение№2).

Измерьте свою окружность грудной клетки.

Сравните свою окружность груди с полученным результатом в таблице.

Сделать вывод насколько ваша окружность груди соответствует возрасту.

Задание №7 Определение подвижности грудной клетки

Разница величин окружностей грудной клетки на высоте вдоха и выдоха отражает подвижность грудной клетки, которую правильнее называть экскурсией грудной клетки во время дыхания. Формула расчета этого показателя приведена ниже.

Если полученный результат равен 4 см и менее, его расценивают как низкий. Если он равен 5 — 9 см — средним, а если 10 см и более -высоким.

Измерьте свою окружность груди на высоте вдоха.

Измерьте свою окружность груди на выдохе.

Рассчитайте экскурсию грудной клетки.

Сделать вывод насколько подвижна ваша грудная клетка.

Задание №8 Сравнение окружности головы (ОГ) со средним возрастным показателем ( приложение№2).

Измерьте свою окружность головы.

Сравните свою окружность головы с полученным результатом.

Сделать вывод насколько ваша окружность груди соответствует возрасту.

Задание №9 Определение гармоничности развития согласно индексу Эрисмана.

Сделайте расчет индекса крепости согласно формуле.

Индекс Эрисмана (индекс крепости): ОГр — 1/2 роста

Сравните полученные результаты с нормой (в норме в 9 — 18 лет = 1 — 3 см).

Сделайте вывод учитывая, что гармоничным развитие наблюдается в том случае, если три параметра (масса, рост, окружность грудной клетки) соответствуют возрасту, или они все одинаково повышены, или понижены более чем на 10%. При дисгармоничном развитии наблюдается их несоответствие друг другу.

Задание №10 Определение гармоничности развития с помощью центильного метода ( приложение№3)..

Спомощью центильных таблиц оценить свои антропометрические параметры в процентах.

Сделать вывод о гармоничности развития.

Центильный метод. Лучший способ оценки физического развития с помощью центильных таблиц, он прост в работе, так как исключаются расчеты. Центильные таблицы широко применяется за рубежом с конца 70-х годов XX века. Выше были приведены таблицы для таких антропометрических показателей как рост, вес, окружности головы, груди.

Центильные таблицы позволяют сравнить индивидуальные антропометрические величины со стандартными табличными, получаемыми при массовых обследованиях. Составляют эти таблицы следующим образом: антропометрические данные 100 человек (100%) одного возраста выстраивают в порядке возрастания. Затем показатели 3, 10, 25, 50, 75, 90, 97 обследуемых вносят в таблицы, в которых сохраняют вышеуказанную нумерацию (или процент, или перцентиль, или просто центиль).

Если полученные результаты соответствуют 25 — 75 центилю, то рассматриваемый параметр соответствует среднему возрастному уровню развития. Если же показатель соответствует 10 центилю, это говорит о развитии ниже среднего; а если 3 — о низком развитии. Если показатель входит в пределы 90 центиля, развитие оценивают выше среднего; а если в 97 — как высокое.

Определение гармоничности физического развития

Физическое развитие считается гармоничным, если все исследуемые антропометрические показатели соответствуют одному к тому же центильном ряду, либо допускается отклонение их между собой в пределах соседнего центиля. Большая разница свидетельствует о негармоничном развитии.

Антропометрическая оценка методом центилей почти всегда совпадает с оценкой состояния здоровья у детей, подростков и молодежи. данный метод имеет преимущества перед другими, он объективен, корректен, сопоставим, прост в использовании и позволяет следить за динамикой антропометрических данных, увидеть изменения показателей — зависимости от возраста. При этом сразу будут получены данные, характеризующие качество развития (средний уровень, выше среднего, высокое, или ниже среднего, низкое).

Пример: юноша 17 лет имеет рост 181,2 см, вес 70,6 кг, окружность груди 92,2 см, окружность головы 58 см. Все «антропометрические параметры находятся в центильных таблицах в пределах 75 центиля, что соответствует среднему гармоничному уровню физического развития.

Или другой пример: юноша 17 лет имеет рост 187,9 см (97 центиль), массу 46,4 кг (3 центиль), окружность головы 58 см (75 центиль), окружность груди 80,1 см (10 центиль). Из последнего примера видно, что рост молодого человека высокий, масса низкая, окружность головы соответствует среднему возрастному уровню развития, а окружность груди ниже среднего. Физическое развитие негармоничное.

Гармоничность физического развития можно оценить, используя двухмерный квадрат гармоничности в котором имеются шкалы длины и массы тела, необходимо лишь найти место пресечения центильных рядов массы и длины тела.

Физическое развитие считается:
Гармоничным, и соответствующим возрасту — если все антропометрические показатели находятся в пределах 25 — 75 центиля.
Гармоничным, опережающим возраст — если полученные результаты соответствуют 90 — 97 центилю.
Гармоничным, но с отставанием от возрастных нормативов — если данные обследуемого находятся в пределах 3-10 центиля. Все остальные варианты говорят о негармоничном развитии.

Обладателю любого варианта вне центрального квадрата гармоничности, надлежит обследоваться у врача с целью выяснения причины этого явления.

Квадрат гармоничности (Вспомогательная таблица для оценки физического развития).

Все системы организма человека взаимосвязаны. Некоторые из них играют самую важную, ключевую роль. Какие это системы? Сердечно-сосудистая и дыхательная. Попробуем с помощью практических методов научиться оценивать их состояние и резервные возможности.

Задание № 11 Экспресс-метод определения частоты сердечных сокращений (ЧСС).

Определите ЧСС по пульсу. Пульс прощупывается на лучевой артерии, чуть выше запястья на внутренней стороне руки (после нагрузки – на сонных артериях). Для этого пульс подсчитывается за 10 секунд.

Полученный результат умножить на 6, что позволяет уменьшить ошибки в течении одной минуты.

Сравните полученные результаты со среднестатистическими:

Норма ЧСС в состоянии покоя:

Реже 55 – отлично;

Реже 65 – хорошо;

65 – 75 – посредственно;

-Для женщин и юношей: примерно на 5 ударов чаще.

4) Сделайте вывод.

Задание № 12 Функциональные пробы для определения состояния системы дыхания.

Определите состояние системы дыхания согласно пробе Штанге: сделайте полный вдох и задержите дыхание на сколько это возможно, время измеряется в секундах.

Сравните полученные результаты с нормой.

Норма – задержка дыхания не менее чем на 40 секунд;

Отличный показатель – 1 минута и более.

Сделайте общий вывод о проделанной работе!

Таблица 1 Средние возрастные показатели роста, массы тела и окружности грудной клетки.

Источник

Adblock
detector