Методические рекомендации «Как организовать День здоровья»
методическая разработка по физкультуре на тему
В помещенном материале учителя, педагоги — организаторы, воспитатели и родители найдут полезные рекомендации к организации и проведению Дня здоровья. Вы найдете советы : с чего начать организацию Дня здоровья, что необходимо учесть при составлении сценария, техника безопасности, которая необходима при проведении мероприятия на улице. Интересным будет размещенный тест для взрослых и старших школьников о здоровом образе жизни,самостоятельно можно оценить свое отношение к здоровому образу жизни. Так же предлагаю вам сценарий » Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
практические советы и рекомендации по организации дня здоровья | 53 КБ |
сценарий » Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема « Как организовать День Здо ровья».
в школе, классе, группе д/с
Составила: Самойлова Е.В.
В системе оздоровительной физической культуре выделяют несколько основных направлений: оздоровительно-реабилитационное, спортивно — реабилитационное, гигиеническое и оздоровительно — рекреативное направление. Сегодня нас интересует оздоровительно — рекреативное направление. Рекреация — означает активный отдых. «День здоровья» — это одна из форм физкультурно — массовых мероприятий, оздоровительные программы рекомендуют проводить их 4 раза в год по сезонам зима, весна, осень и лето. Проводится «День здоровья» на улице. Эти мероприятия, при условии активного участия всех присутствующих, приобретают большое оздоровительное и воспитательное значение.
Уже по названию понятно, что данное мероприятие начинается с самого утра и тема « здоровья» должна проходить через все режимные моменты. Пусть все они будут проведены необычно: в сопровождении музыки, стихов. Можно проявить фантазию и изготовить плакат «Режим дня в день здоровья», или каждый режимный момент отобразить на отдельных карточках и вносить постепенно, прикрепляя на стенку или окно.
Можно приготовить сюрпризный момент с внесением сказочного героя: Доктора Айболита или Незнайки, который ничего не знает и мы должны его научить и т.д.
Комплекс утренней гимнастики провести с яркими ленточками и под музыку. Это создаст радостное настроение на весь день.
Ключевым событием этого дня, должна быть прогулка, организованная с активным участием всех детей в подвижных играх, игровых заданиях с ярким красочным оборудованием. Детям готовим угощение, но не конфеты, а фрукты или сок.
В обед хорошо включить полезные продукты в виде зелени — петрушки, укропа, чесночка и зеленого лука и обязательно комментировать все словами о пользе для здоровья.
Если есть возможность, можно организовать дневной сон на свежем воздухе, но здесь продумать, чтобы дети не простудились.
Во второй половине дня организовать просмотр мультфильма «Мойдодыр» или почитать книгу. Организовать вечернюю прогулку с самостоятельными играми с мячами и другим спортивным оборудованием.
Рекомендуем каждый режимный момент сфотографировать, а потом сделать стенд «День здоровья в нашей группе». Это поможет закрепить в памяти детей яркие впечатления.
Не одно мероприятие невозможно организовать без предварительной работы. В сетку занятий рекомендуем включать каждый месяц занятия по теме здоровья, типа «Уроки Мойдодыра», где рассказывать о значении всех частей тела человека, гигиенический уход за ними, рассказывать о значении факторов солнца, воздуха и воды для здоровья, о пользе физических упражнений.
Пишем сценарный план, где указываем :
- Место и время. Например, на площадке или на стадионе. Обязательно согласовать с помощниками.
- Продумать начало праздника, он должен быть торжественным и содержать сюрпризный момент.
- Нужно помнить, что «День здоровья» для всех детей!
При составлении игровых заданий и подборе подвижных игр
обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка
Подбираем необходимые пособия, музыку.
Техника безопасности на прогулке:
1.При организации праздника на улице необходимо заранее обследовать территорию: трава должна быть скошена, убрать камни, палки и стекла. Продумать где дети будут сидеть, а где двигаться. Хорошо если есть затененное место.
2.Физические упражнения требуют специальной одежды и обуви. Если детям придется бегать, то необходима спортивная обувь, спортивные костюмы, головной убор.
3.Обязательно продумать питьевой режим.
- Необходимо так же иметь аптечку первой помощи (комплектуют медики).
Примечание: за помощью в составлении сценарного плана и оборудования для «Дня здоровья» обращайтесь к педагогам по физической культуре.
Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов. С помощью данного теста вы сможете оценить можно ли ваш образ жизни назвать здоровым?
ТЕСТ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ :
« МОЖНО ЛИ ВАШ ОБРАЗ ЖИЗНИ
(В.И. Ковалько «Здоровье — сберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы. М.;»ВАКО»,2004»)
- Какие из приведенных симптомов не требуют визита к врачу .
А) непривычная утомляемость;
Б) зимняя простуда;
В) хроническое несварение в желудке.
- Как вы защищаете уши, слушая музыку?
А) не включаю на полную громкость;
Б) в этом нет нужды — звук из наушников не достигает громкости, раздражающей слух;
В) не ставлю на такую громкость, при которой не слышно внешних разговоров.
3. Как часто Вы меняете зубную щетку?
А) два раза в год;
Б) каждые 3 -6 месяцев;
В) как только она обретет потрепанный вид.
4. Что менее всего защищает Вас от простуды и гриппа?
А) частое мытье рук;
Б) противогриппозная прививка;
В) отказ от прогулок в холодную погоду?
5. В какое время Вы предпочитаете прибыть на место назначения, чтобы избежать перехода времени?
Б) с восходом солнца;
В) в середине дня.
6. Как часто Вы даете отдых глазам после пользования компьютером, читая или занимаясь делами, требующими зрительного внимания?
Б) каждые полчаса;
В) каждые 10 мин.
7. Какое из утверждений соответствует истине?
А) можно загореть даже в облачный денек
Б) если я хочу позагорать, мне следует пользоваться солнцезащитными средствами с фактором ниже 10
В) смуглым людям не нужна защита от солнца.
8. Что из перечисленного наиболее эффективно, чтобы сбросить вес?
А) отказ от завтрака, обеда или ужина
Б) сокращение потребления алкоголя
В) исключение из рациона крахмалосодержащих продуктов.
9. Как правильно дышать?
В) ни один из вариантов не хуже и не лучше другого.
10. Что из перечисленного принесет наименьший вред волосам?
А) химическая завивка
В) обесцвечивание волос.
ПОДВЕДИТЕ ИТОГ: Запишите себе по 1 очку за каждый из следующих правильных ответов 1(б), 2 (В), 3 (Б), 4 (В), 5 (А), 6 (В), 7 (А), 8 (Б), 9 (Б), 10 (Б). Сложите полученные очки.
8 -10 баллов — Вы прекрасно знаете, что способствует здоровому образу жизни, дело лишь за применением этих знаний на практике.
5 — 7 баллов — Возможно, Вы обладаете хорошими знаниями основ большинства аспектов здорового образа жизни, однако кое- какие вопросы вам неплохо было бы освежить в памяти.
4 и менее баллов — Не отчаивайтесь, еще не все потеряно.
Источник
ОРГАНИЗАЦИЯ ДНЕЙ ЗДОРОВЬЯ, СПОРТА И ТУРИЗМА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
методическая разработка по теме
Современная школа предполагает многолетнее планирование и проведение разнообразных мероприятий, направленных на профилактику, сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся, формирование у них здорового, физически активного образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._razrabotka.docx | 54.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ДНЕЙ ЗДОРОВЬЯ, СПОРТА И ТУРИЗМА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Методические рекомендации для студентов специальности 050720 Физическая культура
Преподаватель Ивонинская Н.Н.
Современная школа предполагает многолетнее планирование и проведение разнообразных мероприятий, направленных на профилактику, сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся, формирование у них здорового, физически активного образа жизни.
Одной из наиболее эффективных форм работы с учащимися в указанном направлении является организация и проведение в течение учебного года в каждом учреждении образования страны ежемесячных дней здоровья, спорта и туризма. Перед организаторами данных мероприятий поставлена задача использования разнообразных активных форм отдыха, снимающих накопленное в процессе обучения психическое, интеллектуальное и физическое утомление, и способствующих улучшению физической и умственной работоспособности учащихся.
Содержание дней здоровья, спорта и туризма тесно связано с учебно-воспитательным процессом и является продолжением действующих учебных программ по физической культуре. В процессе подготовки и проведения дней здоровья, спорта и туризма происходит закрепление и совершенствование учебного материала, изученного на уроках физкультуры. Кроме этого, у учащихся расширяются и углубляются знания о видах спорта и физкультурно-спортивной деятельности. В условиях спортивных соревнований формируется стойкая мотивация для занятий тем или иным видом спорта.
Нельзя не учитывать еще один существенный фактор — привлечение к участию в физкультурно-оздоровительных мероприятиях и спортивных соревнованиях практически всех учащихся, в том числе отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе и группе лечебной физической культуры. Данный контингент учащихся с успехом привлекается к оформлению мест соревнований, участию в мероприятиях в качестве членов жюри, судейству спортивных соревнований, а также участию в различных конкурсах, например, рисунков на спортивную тему, семейных фотографий на тему «Здоровый образ жизни» и др.
Использование многообразных форм организации и проведения дней здоровья, спорта и туризма в практике работы учреждений образования активизирует пропаганду регулярных занятий физической культурой и спортом среди учащихся, приобщает их к систематическим занятиям в физкультурных кружках и спортивных секциях.
Одним из важнейших требований, предъявляемым к дням здоровья, спорта и туризма, является достижение максимального оздоровительного эффекта для учащихся. Выбор и использование упражнений, подвижных и народных игр, спортивных соревнований должны соответствовать возрастно-половым особенностям учащихся и проводиться при безусловном соблюдении действующих правил безопасности занятий по физической культуре и спорту в учреждениях образования.
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ДНЕЙ ЗДОРОВЬЯ, СПОРТА И ТУРИЗМА
В каждом учреждении образования планируются и проводятся для учащихся каждую вторую субботу месяца в течение учебного года дни здоровья, спорта и туризма. Сроки их проведения определяет администрация учреждения образования по согласованию с отделом (управлением) образования.
Дни здоровья, спорта и туризма проводятся в качестве физкультурно-спортивного праздника с участием всех учащихся учреждения образования. При этом рекомендуется планировать и проводить мероприятия одновременно со всеми классами по подгруппам — отдельно для учащихся начальной, базовой и средней школы.
Продолжительность мероприятий, как правило, не должна превышать трех часов для учащихся I — IV классов, четырех часов для учащихся V — IX (X) классов и пяти часов для учащихся X (XI) — XI (XII) классов.
Тематика дней здоровья, спорта и туризма должна учитывать возраст учащихся, климатические и погодные условия, традиции учреждения образования, наличие спортивных сооружений, оборудования и инвентаря, участие родителей, классных руководителей, других педагогических работников. В организации физкультурно-оздоровительных мероприятий с учащимися могут участвовать представители спортивных обществ и организаций. Большой воспитательный эффект на учащихся оказывает присутствие и участие в спортивных праздниках знаменитых спортсменов, чемпионов Европы, мира, Олимпийских игр.
В содержание дней здоровья, спорта и туризма следует включать подвижные, народные и спортивные игры, игры на местности, туристские походы (пешие, лыжные и др.), соревнования по смотру уровня физической подготовленности учащихся в рамках молодёжного физкультурно-спортивного движения «Олимпийские надежды», открытые старты (дни рекордов) на лучшего бегуна, прыгуна, метателя и т.д. Особой популярностью у учащихся пользуются такие соревнования, как «Олимпийская снежинка», «Золотая шайба», «Неделя лыжника», «День бегуна», «День метателя», а также внутришкольные соревнования по гимнастике, баскетболу, волейболу, гандболу, теннису настольному, туризму.
Для учащихся начальных классов рекомендуется проводить детские спортивные игры «Вас вызывает Спортландия!», «Весёлые старты», «Папа, мама, я — спортивная семья», а в зимний период — различные мероприятия с катанием на коньках, лыжах, санках, метанием снежков и др.
Подготовка и проведение дней здоровья, спорта и туризма требует участия не только учителей физической культуры, но и всего педагогического коллектива, а также членов совета коллектива физкультуры и родительского актива учреждения образования.
На этапе организации и подготовки физкультурно-оздоровительного мероприятия или соревнований по виду спорта на учителя физической культуры возлагается организация тренировок и репетиций с учащимися,
проведение семинаров для членов жюри и судей по спорту, проведение совещаний с классными руководителями, физоргами, капитанами команд, судьями, обсуждение и корректировка содержания положения о днях здоровья, спорта и туризма, соблюдение спортивных ритуалов (парад открытия соревнований, подъем флага под гимн Республики Беларусь, награждение победителей и т.д.). При организации и проведении дней здоровья, спорта и туризма необходимо красочно оформить места проведения соревнований.
Как правило, общее руководство организацией и проведением общешкольных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий осуществляет заместитель директора общеобразовательного учреждения по воспитательной работе.
При подготовке мест соревнований необходимо соблюдать не только санитарно-гигиенические нормы, но и действующие «Правила безопасности проведения занятий физической культурой и спортом».
Организаторам внутришкольных спортивных соревнований и физкультурно-оздоровительных мероприятий следует помнить, что школьники, не прошедшие медицинский осмотр и не получившие допуск врача, заверенный подписью и личной печатью врача или печатью медицинского учреждения, не допускаются к участию в названных мероприятиях.
При проведении дней здоровья и спорта, а также различных соревнований врач или медсестра обязаны присутствовать на месте соревнований и, при необходимости, оказывать медицинскую помощь.
Успех любого спортивного мероприятия зависит от его правильного и своевременного планирования. В годовом плане физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий учреждения образования, который утверждается руководителем общеобразовательного учреждения, предусматриваются ежемесячные дни здоровья, спорта и туризма, определяется их тематика, устанавливаются сроки их проведения, регламентируется участие в них школьников различных классов. С целью освещения хода подготовки и проведения дней здоровья, спорта и туризма используются школьные стенгазеты, объявления, бюллетени, организуются радиопередачи на спортивные темы.
Положение о проведении соревнований по видам спорта в учреждении образования должно включать в себя следующие главы:
- общие положения;
- субъекты (участники) спортивных соревнований;
- условия участия в спортивном соревновании;
- программа спортивного соревнования;
- условия проведения спортивного соревнования и определения победителей;
- награждение победителей спортивного соревнования;
- условия финансирования спортивного соревнования;
- протесты.
Для организации и проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий с учащимися разрабатываются сценарные планы, в которых, как правило, указываются:
• описание организации начала мероприятия, например, торжественное построение учащихся, подъём флага, вступительное слово представителя администрации общеобразовательного учреждения, представление членов жюри, выступления знаменитых спортсменов, родителей, приглашенных и т.п.;
- перечень участвующих команд, их капитаны и классные руководители;
- порядок участия команд в конкурсах и прохождения этапов эстафет;
- место и время показательных выступлений лучших спортсменов школы, города, района, номера художественной самодеятельности и т.п.;
- описание организации закрытия мероприятия, т.е. торжественное построение учащихся, заключительное слово представителя администрации общеобразовательного учреждения, подведение итогов мероприятия, награждение победителей, призёров, классных руководителей и т.п.
Накануне дней здоровья, спорта и туризма спортивным активом общеобразовательного учреждения проводится в каждом классе организационная и воспитательная работа по максимальному привлечению всех школьников к участию в физкультурно-оздоровительных мероприятиях. Классный руководитель совместно с учащимися и членами родительского комитета определяют задачи каждому ученику, разрабатывают и рисуют эмблему, выбирают девиз, определяют спортивную форму и др. Отдельно оговариваются условия участия в мероприятии учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе и группе лечебной физической культуры.
Большую помощь в организации и проведении спортивных соревнований и праздников может оказать физкультурный актив учреждения образования (физорги классов, учащиеся старших классов, активно занимающиеся различными видами спорта в детско-юношеских спортивных школах и внешкольных учреждениях.)
Учителя физкультуры проводят с физкультурным активом семинары, методические занятия, на которых вырабатываются практические навыки организации и проведения физкультурно-спортивных мероприятий.
Из сложившейся практики, физкультурный актив может работать в следующих направлениях:
— оказывает помощь администрации учебного заведения, классным
руководителям и учителям физической культуры в организации и проведении
общешкольных дней здоровья, спорта и туризма;
— помогает учителю физической культуры в организации и проведении внутриклассных дней здоровья, спорта и туризма;
- проводит агитационную работу по вопросам физической культуры,
спорта и туризма, используя для этого стенную печать, радио учебного
заведения, фотовитрину, плакаты, альбомы; - обеспечивает подготовку физкультурного инвентаря и оформление мест
соревнований.
Большую профессиональную помощь в подготовке учащихся к предстоящим дням здоровья, спорта и туризма могут оказать тренеры ДЮСШ и СДЮШОР. Они, при необходимости, разработают положение о спортивном соревновании или сценарий физкультурно-оздоровительного праздника, предоставят для судейства соревнований тренеров по видам спорта, проведут организационно-пропагандистскую работу по широкому привлечению учащихся и их родителей к участию в соревнованиях.
Соревнования по видам спорта, входящие в программу дней здоровья, спорта и туризма, а также физкультурно-оздоровительные мероприятия могут планироваться и проводиться в рамках внутришкольной круглогодичной спартакиады.
Спортивные соревнования и физкультурно-оздоровительные мероприятия могут проводиться в следующих формах:
- соревнования по видам спорта между классами;
- матчевые встречи между классами, командами параллелей классов;
- дни бегуна, метателя, прыгуна, спринтера, многоборца, гимнаста,
баскетболиста и т.д. (проводятся как лично-командные, так и личные); - первенства учреждения образования по видам спорта (проводятся как
лично-командные, так и личные, в которых могут принимать участие учащиеся
близлежащих учебных заведений, например, малокомплектных школ); - туристские слёты и соревнования;
- комплексные соревнования по народным, подвижным и спортивным
играм, лёгкой атлетике, лыжным гонкам, гимнастике, допризывной подготовке;
конкурсы в отдельных упражнениях (метания снежков, набивных мячей,
броски баскетбольного мяча по кольцу и др
Источник