ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
Здесь собраны публикации воспитателей и преподавателей-дефектологов, имеющих опыт работы с детьми, имеющими различные ограниченные возможности здоровья. Это, прежде всего, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, отставание в речевом развитии, аномалии в поведении и т.д. Готовые планы и конспекты развивающих, познавательных, развлекательных занятий по самым разным темам, с комментариями педагогов. Конкретные советы из собственного опыта работы в группах компенсирующей направленности.
Решаем коррекционные задачи в комплексе с образовательными и воспитательными.
Содержится в разделах:
Конспект занятия для детей с РАС по речевому развитию «Любимые сказки» Цель: Продолжать развивать у детей интерес к сказкам. Задачи: Обучающие: Закреплять представление о героях сказок. Побуждать повторять наиболее интересные, выразительные фразы, восклицания из сказок. Развивающие: Развивать умение сопереживать героям сказок. Развивать речь детей.
Конспект занятия с детьми ОВЗ «Мои любимые фрукты» Цель: Закреплять обобщающие понятия: овощи и фрукты Обучать детей составлять описательные рассказы с опорой на схемы. Развивать устную речь, активизировать словарь детей по теме овощи и фрукты. Создать двигательную активность детей. Учить слушать стихотворения, отвечать на.
ОВЗ. Конспекты занятий, НОД — Проект совместной деятельности учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Публикация «Проект совместной деятельности учителя-дефектолога с детьми старшего. » Технология по использованию метода проектов. «Семья-это… , когда все вместе… , мама, папа и я» (или приключение маленького Мамонтенка)» Учитель — дефектолог Тельнова Ольга Степановна Цель: • Учить решать интеллектуальные и личностные задачи. • Находить способы решения в.
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи Разработала: педагог-психолог МБДОУ детского сада №1 г. Иркутска Леонтьева Ксения Николаевна Возрастная группа: 5-7 лет. Цель: оптимизация функционального статуса глубинных образований мозга и межполушарной организации процессов развития ребенка дошкольного возраста. Задачи.
Конспект открытого комплексного занятия «Колобок потерялся» с детьми с ОВЗ в средней группе Тема занятия: «Колобок потерялся» Цель: Развитие у детей сенсорной культуры. Задачи: 1.Выявить у детей умения вычленять свойства предметов: цвет, форму, величину, пространственный ориентир. 2.Упражнять в развитии слухового, зрительного, двигательного восприятия. 3.Учить детей.
Социализация детей с ОВЗ. Сюжетно-ролевая игра «Туристическое агентство» Современные реалии требуют новых сюжетно-ролевых игр. Идея организовать игру «Туристическое агентство» возникла в ходе знакомства с вновь пришедшими в группу детьми. Несмотря на юный возраст, практически все они уже путешествовали: отдыхали вместе с родителями на море, ездили по.
ОВЗ. Конспекты занятий, НОД — «Поможем бабушке Федоре. Посуда». Интегрированное занятие в средней группе с ЗПР
Статья ««Поможем бабушке Федоре. Посуда». Интегрированное занятие в средней. » «Поможем бабушке Федоре» Интегрированное занятие в средней группе с ЗПР Лексическая тема «Посуда». Занятие «Поможем бабушке Федоре» Цель: систематизация и обобщение знаний о посуде, ее многообразии и назначении. Задачи: Коррекционно–развивающие: Активизировать и расширять.
Конспект интегрированного занятия с детьми группы с ЗПР «Экскурсия в зоопарк» по теме «Животные жарких стран» Конспект интегрированного занятия с детьми группы с ЗПР «Животные жарких стран», «Экскурсия в зоопарк» Лексическая тема: «Животные жарких стран». «Экскурсия в зоопарк». Предварительная работа: Просмотр слайдов о животных жарких стран. Рассматривание иллюстраций в книгах.
Тематическая беседа «Космическое приключение» для детей с ТМНР Беседа на тему: «Космическое приключение». Цель: познакомить детей с праздником День Космонавтики. Задачи: — способствовать формированию у детей первичных представлений о космонавтах и космосе; — учить детей группировать предметы по заданному признаку; — развивать мелкую и.
Конспект занятия по РЭМП в группе для детей с ЗПР подготовительного к школе возраста «Состав числа 4» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 131 Красносельского района Санкт-Петербурга Конспект непрерывно-образовательной деятельности по образовательной области: «Познание» На тему: «Состав числа 4» для детей с ЗПР подготовительного к школе возраста.
Источник
Родителям: как организовать досуг для ребенка с особенностями здоровья
Особая ценность жизни в семье, совместных занятий, игр состоит в том, что в них задействованы различные механизмы общения: взрослые — дети, взрослые — взрослые, дети — дети, дети — подростки — взрослые. Когда в общении участвует вся семья, досуг становится эмоционально привлекательным, душевным, теплым.
«Открытое сердце, любовь к своему ребенку и желание сделать дни самоизоляции счастливыми — это слагаемые успеха для каждого родителя. Ведь только любящие родители могут дома создать необходимую психологическую атмосферу, в которой ребенок с ОВЗ смог бы почувствовать себя в безопасности. А мы, педагоги, всегда рядом: посоветуем, поможем, подскажем», — отмечает методист.
ИДЕИ ДЛЯ СЕМЕЙНОГО ВРЕМЯПРОВОЖДЕНИЯ
- «Наше Дерево добра»
Особенностью этой формы взаимодействия является вовлечение всей семьи в марафон добрых дел. За каждое доброе дело ребенок прикрепляет к нарисованному дереву листочек. Важно научить ребенка радоваться не только своим добрым делам, но и делам взрослых. К концу семейного проекта должно получиться дерево с листочками.
- «Презентация мира»
Родители предлагают взглянуть на любой предмет с точки зрения пользы и ценности для людей.
- «Приглашение к чаю»
Основная идея заключается в алгоритме проведения: ребенок выбирает, кого из членов семьи он желает пригласить на чай, о чем с ним хотел бы поговорить, что ему хотел бы рассказать и что бы он хотел услышать в ответ. «Приглашение к чаю» обладает большой силой гуманизации психологической атмосферы в семье, смягчения взаимных отношений детей и взрослых. Не отказывайте ребенку при приглашении.
- «Театр-экспромт»
Экспромт освобождает от страха перед неуспехом, предполагает сиюминутное созидание, несовершенное, с ошибками, смешными ситуациями. Театр-экспромт в качестве ведущей имеет не только воспитательную, но и социальную задачу. Она состоит в отработке и принятии социальных ролей. Сценарий придумывают все члены семьи. Это может быть известная сказка «Репка», но абсолютно на новый лад. Действие может происходить не только в российской глубинке, но и в других странах. И, конечно же, герои должны себя вести в соответствии с традициями этих стран.
- «Пять минут с искусством»
Занятие подходит для приобщения детей к искусству. Суть этой игры — не в изучении шедевров, а в развитии способности воспринимать увиденное, поэтому акцент ставится больше на процессе представления произведений искусства, чем на самом содержании.
- «Шкатулка желаний»
На крышке красивой шкатулки или коробочки сделайте надпись: «Все, что здесь, для нас очень важно!». Каждый из членов семьи, и взрослый, и ребенок, может положить условный предмет, который обозначает: «У меня есть желание, и я хочу им поделиться с вами». Эта семейная традиция позволит слышать желания близких и очень сплотит семью.
- «Открытая сцена»
Эта форма представляет пространство свободного творчества: пения, чтения стихотворений, игры на инструментах и так далее. «Сценой» может стать гостиная, кухня вашей квартиры. Такая активность — это и поддержка талантов внутри семьи.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
- «Игры для язычка»
Показываем ребенку, как можно весело «играть» с язычком, представляя его хозяином домика, где нужно хорошо навести порядок: побелить стены, потолок (движение язычка по внутренней стороне щек, небу), помыть полы и порожки (движения язычка вправо и влево за нижними зубами и по нижней губе). Потом язычок радуется наведенному порядку и делает «болтушку» — интенсивно двигается вверх, вниз, что сопровождается голосом, то тихим, то громким, то низким, то высоким.
- «Лисичка»
Дети с удовольствием показывают Лисичку голодную (сильно втягивают щеки), лакающую молоко (сильно высовывают язык, двигая им вниз к подбородку и обратно), напившуюся и довольную (облизывают губы), сытую и счастливую (раздувают щеки).
- «Чистоговорки»
Са-са-са — это хитрая лиса.
Су-су-су — и живет она в лесу.
Сы-сы-сы — много дела у лисы.
Со-со-со — она крутит колесо.
ИГРЫ С ВОДОЙ
Такие занятия вызывают у детей радость, позволяют им выразить себя и ощутить свою значимость. Советуем провести опыты:
- «Магия предметов в воде». Для игр с водой требуется специальное оборудование: большая емкость, наполненная водой, множество мелких предметов — бутылочки, стаканы или миски. Во время игр обязателен комментарий: родитель обращает внимание на то, как ведут себя в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями или без. Экспериментируем с тонущими и плавающими предметами. Игрушки не только опускают в воду, но и вылавливают из нее те, которые плавают на поверхности. Попробуйте вместе с детьми проделать этот опыт с предметами из разных материалов. Металл — обычная ложка или другие предметы (по окончании опыта главное — не забыть высушить их и положить на место). Дерево — ложка, мисочка и др. Пластмасса — любые предметы или игрушки. Резина. Ткань — кусочки разных тканей, разного размера, по-разному впитывающие воду. Бумага и картон разной плотности, разного размера, по-разному впитывающие воду: целиком или с краев, быстрее или медленнее. Губки разных размеров — поролоновые, резиновые: плавающие, впитывающие воду, тонущие. Дети могут набирать ими воду, отжимать их, вытирать ими мокрую поверхность.
- «Переливание воды». Приготовьте пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки и другие емкости различных размеров, вся посуда должна быть небьющейся. Вместе с ребенком наполняйте их водой из-под крана: «Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь полная». Переливайте воду из одной посуды в другую.
ИГРЫ С КРАСКАМИ
Смешивая краски в различных сочетаниях, получая новые цвета и оттенки, дети открывают новые свойства цвета, их новые возможности. Однако для этих игр потребуется специальный материал: краски, кисточки, клеенчатые фартуки, стаканчики, наполненные водой, клеенки на стол.
- «Цветная вода». Для проведения этой игры потребуются акварельные краски, кисточки, пять прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов можно увеличить). Расставьте стаканы в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов — красную, желтую, синюю, зеленую (можете начинать с любимого цвета ребенка, если такой есть, это поможет вовлечь ребенка в игру) — и разведите в одном из стаканов. Комментируя вслух свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребенка, внесите элемент «волшебства»: «Сейчас возьмем на кисточку твою любимую желтую краску, вот так. А теперь. опустим в стакан с водой! Интересно, что получится? Смотри, как красиво!»
ЮНЫЙ САДОВОД, ИНТЕРНЕТ-ГИД И СЕМЕЙНЫЕ АКЦИИ
- «Экспериментальное выращивание». Можно вырастить зеленый лук, очень полезный и богатый витаминами. Учите ребенка сажать луковицы в землю. Расскажите, что для роста зелени нужна вода и свет. Ребенок не просто знакомится с разными свойствами материалов и веществ, он экспериментирует. Таким образом он самостоятельно добывает ответы на многие вопросы.
«Основной принцип работы педагогов в нашем ЦССВ — ребенок должен и может обслуживать себя сам, пусть даже лежа на полу, но сам. В результате этого у него повышается самооценка, появляется уверенность в том, что завтра он сможет добиться большего. Ведь для успешной социализации ребенку важно быть готовым к сотрудничеству с другими людьми. И быть способным проявлять самостоятельность, инициативу, справляться с трудностями, уметь договориться и поддержать товарища», — рассказывает Ирина Солянова.
- «Выполнение простых бытовых инструкций». Цель этого упражнения — сформировать способность ребенка понимать часто используемые в быту слова, выполнять простые словесные инструкции. Нужно предложить ему выполнить соответствующие действия: например, поцеловать маму, обнять папу, поиграть в ладушки, закрыть глаза, помахать ручкой, взять маму за руку и идти к столу и так далее.
Постепенно идем от простого к сложному. Обыграть можно очень важные социально-бытовые действия и провести семейные акции: «Каждой вещи — свое место», «Порядок в шкафу», «Уход за комнатными растениями», «Генеральная уборка спальни», «Обувь и уход за ней», «Волшебный утюг».
В досуге детей с ОВЗ рекомендуется также использовать интернет-ресурсы. При этом мы делаем акцент на то, что живое общение взрослого и ребенка гораздо важнее, чем использование гаджетов. Советуем использовать ресурсы, направленные на ознакомление с российскими и мировыми культурными ценностями, — музеями и галереями, театрами.
«С помощью этих игр и развивающих занятий можно не только уменьшить воздействие инвалидизирующих факторов и условий, но и создать возможности для социальной интеграции детей с ОВЗ, их адаптации к жизни», — говорит Ирина Солянова.
Источник
Методические рекомендации по организации и содержанию занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка на тему
Методические рекомендации позволяющие организовать работу по художественному творчеству с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Здесь подробно рассматривается каждый этап занятия с точки зрения арт-терапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art.docx | 18.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по организации и содержанию занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Организация занятий с детьми с ограниченными возможностями имеет особую структуру, благодаря чему процесс становиться радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого. Такие занятия позволяют снизить эмоциональное напряжение, способствуют развитию самосознания, развить коммуникативные навыки, улучшить детско-родительские отношения.
С точки зрения предупреждения перегрузок занятие имеет особую структуру.
Распределения общего времени на отдельные этапы:
- Этап «Приветствие» (5%),
- Этап «Подготовка к работе» (15%),
- Этап «Практическая работа» (45%),
- Этап «Игра» (20%),
Этап «Подведение итогов» (15%).
Этап 1. Организационный момент. Приветствие .
Большое значение уделяется настрою ребенка на работу, созданию положительного эмоционального фона на занятии. Поэтому этап «приветствие» занимает больше времени, чем при обычном занятии и предполагает небольшую беседу педагога с детьми о том, как обстоят их дела, о произошедших недавних событиях в их жизни. Педагог «направляет» беседу, следит, чтобы все участники имели возможность высказаться. Дети рассказывают о себе и слушают, что рассказывают другие. Если ребенок затрудняется сам начать рассказ, задайте ему несколько наводящих вопросов, предопределяющих ответ. Пусть каждый ребенок скажет совсем немного о себе, всего 2-3 предложения, но это будет иметь несколько положительных моментов. Вы диагностируете психологическое состояние, настрой ребенка на работу, общение; можете сразу своим вниманием скорректировать этот настрой в благоприятную сторону; формируете у него чувства значимости, а также развитию монологической речи, что является одним из факторов психологического развития личности. Приветствие можно провести в игровой форме, если на занятии присутствуют дети, которые мало знают друг друга. К концу этого периода должна сформироваться доверительная и доброжелательная атмосфера в группе.
Этап 2. Подготовительный этап. «Разогрев».
В начале этого этапа педагог предлагает детям тему занятия, сообщает цель, проводит мини-беседу, показывает образец причем этот момент носит скорее предлагающий характер, нежели директивы. Подготовительный этап очень важен, целью которого является заинтересовать детей и вызвать желание выполнить работу. Для этого педагог уделяет внимание оценке настроения, которое передает образец, выясняет, как его воспринимают дети и какое бы они хотели передать настроение в своей работе. Педагог активизирует познавательную деятельность детей, задавая вспомогательные вопросы: Что изображено? Что происходит на картинке? Можно ли туда что-нибудь добавить? Что при этом изменится? Внося свои чувства и эмоции в замысел, мотивация к выполнению работы возрастает. Далее, проведите анализ образца с технологической точки зрения. Спросите детей, в какой технике выполнено изделие, какой материал при этом использован, какие детали составляют изделие, можно ли работу выполнить по-другому, какие умения, материалы и инструменты потребуются для ее выполнения. Здесь важно учитывать возможности детей и предложить им варианты его выполнения (выбор уровня сложности, материала, способа изготовления). Предложите детям самостоятельно определить свои возможности для достижения цели, какие этапы работы ребенок сможет сделать самостоятельно, наметьте план действий. Вселите в ребенка уверенность, что у него обязательно все получится. Задавая логически последовательно вопросы, вы учите детей логически мыслить, в частности развиваете навыки самостоятельного анализа, которые необходимы и в других видах деятельности. К концу этого периода у детей должно появиться желание выполнить работу.
Выполнение работы самим педагогом, хотя и требует значительной затраты времени, весьма желательно. Изготовление образца помогает разрешению целого ряда методических вопросов, педагог получает возможность предусмотреть различные ошибки, которые могут допустить дети в процессе изготовления того или иного изделия, определить время, требуемое на выполнение каждой операции. Здесь необходимо учесть, что детям на выполнение этих же операций потребуется больше времени. Изделие, выполненное руками педагога, используется на уроке в качестве наглядного пособия.
Этап 3. Практическая работа. Воплощение замысла.
Следует с особым вниманием отнестись к ТБ. Дети с нарушением произвольных движений требуют пристального внимания и индивидуального контроля.
Задания должны быть подобраны таким образом, чтобы они заинтересовывали и привлекали внимание учащихся. Существует немало работ, которые не сложны в выполнении, но при этом остаются яркими, оригинальными и занимательными. Но это не значит, что все работы должны носить примитивный характер. Нельзя лишать детей возможности участвовать в создании более сложных работ в разных видах художественного творчества. Они могут наблюдать за отдельными стадиями процесса и внести в соответствии со своими возможностями пусть небольшой, но свой посильный вклад, который может стать либо отдельными этапами основной практической работы, либо дополнить общий сюжет, стать «изюминкой». Образец, представленный педагогом, должен быть выполнен аккуратно, но не должен быть перегружен элементами и дополнениями. Это ограничивает фантазию детей. Здесь уместны методы проблемной ситуации и эвристической беседы , которые помогут детям самостоятельно прийти к выводу, какими элементами можно дополнить сюжет. Пусть работы детей будут носить более эмоционально выраженный характер. Это вселит в детей уверенность в себе и поставит в позицию творца, которая от занятия к занятию будет укрепляться.
Во время работы ребенка над воплощением замысла, не следует преждевременно оценивать работы детей, так как это может смутить автора и вывести его из состояния погружения в творческий процесс и помешать искреннему выражению чувств. В то же время в некоторые случаи предполагают ту или иную степень вербальной коммуникации и физического взаимодействия между участниками. Авторы могут и лишь показать свою работу или ограничиться всего несколькими словами. Педагог может задать вопросы автору, направленные на уточнение содержания его работы, а также его переживаний и мыслей.
Игра происходит обычно в «чистой» зоне рабочего кабинета, например, на ковре и представляет собой «переменку», где ребенок меняет вид деятельности, проявляя определенную физическую активность. Проводится любая игра: на внимание, сценическую деятельность, ассоциативное мышление, воображение и др. Игровая деятельность является обязательной составляющей каждого занятия. Она способствует решению ряда психолого-педагогических задач. Во-первых , это снятие психологического напряжения, которое влияет в свою очередь на координацию движений детей с нарушением произвольных движений. Во-вторых , это установление положительно эмоционального климата на занятии, влияющего на эффективность учебно-воспитательного процесса. И, наконец, в-третьих , игра выступает одним из элементов, способствующих социальной компенсации, а также удовлетворяет потребность детей в общении, коллективном сотрудничестве и является одним из факторов развития высших психических функций. Игры, приведенные в приложении, подобраны таким образом, что при повторном и даже многократном использовании, остаются неповторимыми и разнообразными в своем проявлении. Эти игры можно несколько модифицировать в зависимости от характера группы детей, и сделать их вполне приемлемыми для детей с ограниченными возможностями.
Этап 5. Подведение итогов. Обсуждение
Подведение итогов тоже имеет свои особенности и представляет собой обсуждение воплощенного замысла каждым участником. Здесь можно применять метод сказкотерапии . В зависимости от подготовки учащихся дети могут только показать свою работу и ограничится всего лишь несколькими словами, а могут и придумать небольшой рассказ, обосновать внесенные изменения, охарактеризовать настроение воплощенного замысла. Если у ребенка возникают трудности, педагог может задать уточняющие вопросы и помочь ребенку выразить свои мысли. Если работа связана с эмоциональной выразительностью, например, при изготовлении композиции из засушенных листьев, аппликации «Листопад», то здесь уместно спросить у детей, какое настроение передает изображение, можно предложить детям придумать название работе или даже рассказ к ней (помогите детям – начните рассказ сами).
Можно использовать и другие варианты подведения итогов, например — сделать коллективную выставку из работ. Спросите детей, понравилась ли им собственная работа, понравились ли работы других учащихся, какая понравилась больше всего, попросите объяснить почему. Критика со стороны педагога как таковая недопустима. Если ребенок сам высказался о недостатках своей работы, можете согласиться с ним, обязательно найдите за что похвалить его, посоветуйте, как можно избежать подобных недостатков в будущем, выкажите уверенность в том, что следующие работы у него будут еще лучше. Обратите внимание — не просто «лучше» (т.е. эта плохая), а именно «еще лучше» (т.е. — это тоже хорошая). Помните, дети с ограниченными возможностями очень чувствительны, одно малое замечание не по существу лишает ребенка радости, может вызвать нежелание продолжать работу. Поэтому оценка работ должна носить объективный, обоснованный характер.
Источник