Меню

Как определить уровень здоровья по э н вайнеру

Дневник здоровья школьника

Невозможно приохотить ребенка к здоровому образу жизни, если не заинтересовать его и если он сам в конце концов не будет принимать участие в этом процессе. Работая с дневником здоровья, школьник сможет понять задачи, которые стоят перед ним, и станет относиться к своему здоровью совершенно осознанно

Основные показатели

Здоровье – это состояние полного благополучия организма, которое позволяет человеку жить счастливой жизнью и достигать поставленных целей, соответствующих его возможностям.
Основными показателями здоровья являются:

1. Стремление и умение поддерживать и укреплять собственное здоровье и строить свое поведение без ущерба для здоровья и благополучия других людей.

2. Высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям, для чего должны нормально работать все органы и системы организма.

3. Уверенность в себе, умение контролировать и управлять своими поступками, чувствами и мыслями.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это повседневная жизнедеятельность, соответствующая наследственным особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленная на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.

Основными условиями построения ЗОЖ являются:

1. Настрой на здоровый образ жизни.

2. Достаточная двигательная активность.

3. Умение регулировать свое психическое состояние.

4. Правильное питание.

5. Закаливание и тренировка иммунитета.

6. Четкий режим жизни.

8. Выполнение гигиенических требований.

9. Умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении.

10. Отказ от вредных привычек.

11. Потребность больше узнать о своем организме, о средствах и методах поддержания и обеспечения своего здоровья.

Чтобы разработать такой образ жизни, каждому человеку надо как можно точнее определить свои индивидуально-типологические черты. Для этого следует возможно точнее заполнить приведенную ниже форму 1.
Там, где могут возникнуть затруднения, можно обратиться к учителю физкультуры, школьному психологу, родителям.

Карта индивидуального развития

Пол ________________________________________
Возраст (дата рождения)_____________________
Количество членов семьи _____________________
Жилищные условия __________________________
Перенесенные заболевания ___________________
Перенесенные травмы ________________________
Имеющийся диагноз _________________________

Физическое развитие

Для оценки состояния здоровья учитывается значительное число показателей состояния человека и его образа жизни, что позволяет определить уровень здоровья. Благодаря ему можно:
– найти в организме человека самую слабую систему, которая ограничивает его уровень здоровья, и разработать программу образа жизни, помогающую укреплению ослабленной системы;
– контролировать успешность воплощения в жизнь этой программы и в случае необходимости вносить в нее нужные изменения.

Оценку уровня здоровья проводят по показателям физического развития, физической подготовленности (по двигательным качествам – силе, быстроте, выносливости, ловкости и гибкости), по состоянию иммунитета и образу жизни в настоящее время. Все эти данные вносят в специальную таблицу (на с. 20) и каждый из показателей оценивают в баллах, что позволяет сделать вывод о сильных и слабых сторонах здоровья данного человека и наметить меры для улучшения показателей.
Для того чтобы лучше выполнить задание, можно воспользоваться следующими рекомендациями. Чтобы измерить у себя частоту сердечных сокращений, необходимо кончиками 2-, 3-го и 4-го пальцев (указательный, средний и безымянный) нащупать пульс в одном из мест, где артерии расположены прямо под кожей. Лучше всего пульс прощупывается на внутренней стороне предплечья возле запястья (ближе к большому пальцу), на височной или сонной артерии (на шее). А можно подсчитать частоту сердечных сокращений, просто приложив пальцы чуть слева от грудины (в промежутке между 4-м и 5-м ребрами), где хорошо прощупывается сердечный толчок.
Чтобы получить правильные данные, которые потом можно будет сравнить между собой, пульс всегда надо измерять в спокойном состоянии и в одной и той же позе (лежа или сидя).
Более того, желательно подсчитывать пульс в одно и то же время суток (лучше всего утром после пробуждения).
Артериальное давление. Для его измерения требуются специальное оборудование и определенные навыки, поэтому этот показатель необходимо взять в медицинском кабинете школы.
Время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 сек. – это показатель, который характеризует способность кровообращения нормализоваться после физических нагрузок. Его выполняют вместе с преподавателем физкультуры.
Жизненный показатель отражает состояние дыхательной системы человека. Чтобы его определить, необходимо знать массу тела и жизненную емкость легких (ЖЕЛ). ЖЕЛ определяют в медицинском кабинете. Полученную величину ЖЕЛ (в мл) необходимо разделить на массу тела (в кг).
Динамометрию кисти (силу мышц – сгибателей пальцев) можно определить специальным динамометром в медицинском кабинете. Там же помогут уточнить и тип осанки.
Соответствие массы тела росту. Для оценки этого показателя массу тела в килограммах делят на квадрат роста в метрах.
Двигательные качества школьника (показатели: бег 30 м с ходу и на выносливость) обычно определяют на занятиях физической культурой, поэтому свои результаты можно уточнить у преподавателя физкультуры. Не страшно, если какие-либо тесты отличаются от приведенных в таблице, – важно лишь, чтобы они были неизменными в течение всего времени обучения.
Показатели, которые характеризуют эффективность работы иммунной системы организма (закаливание, количество простудных заболеваний в год), отражают устойчивость организма человека к простудным и другим заболеваниям. Количество же хронических заболеваний отражает состояние здоровья ученика.

В результате по сумме баллов можно сделать вывод:

Уровень здоровья ________________ баллов.
Самая слабая система__________________баллов.
Что надо изменить в своем образе жизни ______________ _____________________________

Читайте также:  Товары для здоровья аппликатор

Теперь появляется возможность получить свою собственную оздоровительную программу, но разрабатывать ее следует только вместе с валеологом, учителем физкультуры, врачом и другими специалистами. Желательно, чтобы в разработке оздоровительной программы принимали участие и родители – ведь они самые заинтересованные в здоровье ребенка люди, и от них во многом зависит создание здоровой среды и ЗОЖ в семье.
Спустя некоторое время (например, через полгода) при повторном обследовании можно установить, есть ли результат от предпринятых усилий. Если ответ положительный, то следует продолжать выполнять разработанную программу образа жизни; если нет, то в эту программу необходимо внести определенные изменения (разумеется, после консультации у специалиста). И так шаг за шагом можно добиться, что слабое звено в организме, как и уровень здоровья в целом, будет постепенно укрепляться.

Экспресс-оценка уровня здоровья школьников
в возрасте 7–16 лет (абсолютные данные и баллы)

Источник

Тест «Самооценка уровня здоровья учащимися» (Вайнер Э.Н., Волынская Е.В.)

Какие из перечисленных условий ты считаешь наиболее важными для счастливой жизни? Оцени их, поставив от 8 (самое важное) до 1 (наименее важное для тебя).

Иметь много денег.

Иметь хороших друзей.

Быть самостоятельным (самому принимать решения и обеспечивать себя)

Много знать и уметь

Быть красивым и привлекательным.

Жить в счастливой семье

Какие условия для сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными?

Из перечисленного выбери и отметь 4 наиболее важных для тебя.

Регулярные занятия спортом.

Знания о том, как заботиться о своём здоровье.

Хорошие природные условия.

Возможность лечиться у хорошего врача.

Деньги, чтобы хорошо питаться и отдыхать.

Отказ от вредных привычек.

Выполнение правил здорового образа жизни.

Что из перечисленного присутствует в твоём распорядке дня?

Режимные моменты Ежедневно Несколько раз в неделю Очень редко, никогда
Утренняя зарядка
Завтрак
Обед
Ужин
Прогулка на свежем воздухе
Занятия спортом
Душ, ванна
Сон не менее 8 часов

Можно ли сказать, что ты заботишься о здоровье? (отметь нужное)

Интересно ли тебе узнавать о том, как заботиться о своём здоровье?

Да, очень интересно и полезно.

Интересно, но не всегда.

Не очень интересно.

Откуда ты узнаёшь, как заботиться о здоровье?

Источник информации Часто Иногда Никогда
В школе
От родителей
От друзей
Из книг и журналов
Из передач радио и телевидения

7. Какие мероприятия по охране и укреплению здоровья проводятся в школе:

Уроки, обучающие здоровью.

Беседы о том, как заботиться о здоровье в ГПД.

Показ видеофильмов о том, как заботиться о здоровье.

КЛЮЧ К АНКЕТЕ (Вайнер Э.Н., Волынская Е.В.)

ВОПРОС №1. Показатель: личностная ценность здоровья

Если бальная оценка составляет:

-8 — высокая личностная значимость здоровья

-5 — недостаточная личная значимость здоровья

менее 4 — низкая значимость здоровья

ВОПРОС №2. Показатель: оценка роли поведенческого фактора в охране и укреплении здоровья.

Регулярные занятия спортом (2)

Знания о том, как заботиться о своём здоровье (2)

Хорошие природные условия (0)

Возможность лечиться у хорошего врача (0)

Деньги, чтобы хорошо питаться и отдыхать (0)

Выполнение правил здорового образа жизни (2)

Если сумма баллов составляет:

-8 — понимание роли поведенческой активности в сохранении и укреплении здоровья.

— недостаточное понимание роли активности в сохранении и укреплении здоровья

или менее — отсутствие понимания роли активности в сохранении и укреплении здоровья

ВОПРОС №3. Показатель: соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

Режимные моменты Ежедневно 2 балла Несколько раз в неделю 1 балл Очень редко, никогда 0 баллов

Если сумма баллов составляет:

-14 — полное соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

— 9 — неполное соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

и меньше — несоответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

ВОПРОС №4. Показатель: адекватность оценки учащимся своего образа жизни и его соответствие ЗОЖ

Если бальная оценка составляет:

балла — адекватная оценка учащимся своего образа жизни

балла — недостаточно адекватная оценка учащимся своего образа жизни

балла — неадекватная оценка учащимся своего образа жизни.

ВОПРОС №5. Показатель: отношение к информации, связанной со здоровьем.

Да, очень интересно и полезно. (4)

Интересно, но не всегда. (3)

Не очень интересно. (2)

Если бальная оценка составляет:

— очень интересная и полезная

— довольно интересна и полезна

— не очень интересна и полезна

Тест «Мотивы занятий спортивным скалолазанием»

Методика предназначена для выявления доминирующих целей (личностных смыслов) занятий спортивным скалолазанием и включает в себя 10 мотивов-категорий, соответствующих определенным высказываниям (суждениям), приведенным в опроснике.

Инструкция

Перед вами 10 пар суждений, которые отражают различные причины занятия спортом и спортивным скалолазанием. Сначала выберите из пары то высказывание, которое больше всего подходит вам. Затем уточните, в какой степени оно вам больше подходит. В соответствующих графах бланка для ответов поставьте знак «+». Долго задумываться не надо, отмечайте первое подходящее суждение.

Текст опросника

1.«Я получаю радость от спортивного скалолазания, так как могу двигаться и испытывать напряжение. Это меня воодушевляет и поднимает настроение».

.«Я занимаюсь спортивным скалолазанием, так как добиваюсь успехов». Мои товарищи по школе и команде уважают меня за это.

.«Я активно занимаюсь спортивным скалолазанием потому, что хочу развиться физически и закалить свой характер. Не хочу потолстеть и стать ленивым, хочу быть здоровым».

.«Мне нравятся занятия спортивным скалолазанием, потому что соревноваться очень интересно, потому что радуют достигнутые успехи. Я люблю атмосферу соревнований».

.«Моя команда должна занимать лидирующее положение. Я хочу внести свой вклад в это дело. Я не хочу подводить своего тренера и товарищей, это заставляет меня больше тренироваться».

.«Я регулярно тренируюсь, чтобы поддерживать и повышать достигнутые результаты, чтобы добиваться цели».

.«Я хочу разбираться в вопросах техники, тактики, принципах тренировочного процесса, знать, как правильнее тренироваться».

.«Я занимаюсь спортивным скалолазанием, чтобы отдохнуть от умственной (сидячей) работы, чтобы получить прилив сил, поэтому спортивным скалолазанием для меня — хобби.

.«Достичь хороших результатов в учебе и работе возможно, только если я буду здоров и физически развит. Этому содействует спортивным скалолазанием».

.«Если я буду регулярно тренироваться то смогу показывать высокие спортивные результаты, защищать честь своего коллектива, спортивного общества, нашей страны».

Источник

Определение уровня физического здоровья

Определение уровня физического здоровья можно провести методами, используемыми в практике физического воспитания. Рассмотрим два из них: интегральная оценка адаптивного потенциала системы кровообращения (АПСК) и методикуопределения уровня физического здоровья по трем основным критериям, характеризующим здоровье.

Из многочисленного количества показателей и тестов, предлагаемых для оценки уровня здоровья, на­иболее приемлемым для практического использования представля­ется индекс функциональных изменений (ИФИ) системы кровообра­щения, или интегральная оценка адаптивного потенциала системы кровообращения. ИФИ рассчитывается без проведения нагрузочных тестов, при этом позволяет дать количественную оценку уровня здоровья.

Интегральная оценка адаптивного потенциала системы кровообращения рассчитывается по формуле:

где ЧСС — пульс (уд/мин),

СД и ДД — систолическое и диастолическое давление (мм. рт. ст.),

В — возраст, полных лет,

Мm — масса тела (кг),

В норме величина ИФИ находится в пределах от 1,5 до 4,5 условных баллов и обратно пропорциональна адаптационному потенциалу, т. е. чем выше адаптационные возможности системы кровообращения, тем меньше значение ИФИ.

По величине ИФИ про­изводится оценка функционального состояния с выделе­нием четырех групп (таблица 4.1).

Т а б л и ц а 4.1 — Оценка АПСК по величине ИФИ (по Р. М. Баевскому, 1979 г.)

Группа Величина ИФИ (условные баллы) Функциональное состояние
Первая Удовлетворительная адаптация Ниже 2,5 баллов Лица с достаточными функциональными возможностями системы кровообращения. Категория здоровых людей
Вторая Напряжение механизмов адаптации 2,5—3 балла Лица с функциональным напряжением механизмов регуляции кровообращения. Категория практически здоровых людей с низкой вероятностью наличия скрытых заболеваний
Третья Неудовлетворительная адаптация 3—3,49 балла Лица со сниженными функциональными возможностями системы кровообращения, с недостаточными приспособительными реакциями организма. Категория людей, у которых имеются скрытые, недиагностированные заболевания. Нуждаются в дополнительном обследовании
Четвёртая Срыв адаптации 3,5 балла и выше Лица с резким снижением функциональных возможностей системы кровообращения, с явлениями срыва адаптационных механизмов организма. Категория больных людей

Дляопределения уровня физического здоровья по трем основным критериям на первом этапе необходимо определить степень своей физической подготовленности по результату 12-минутного теста К.Купера и данных таблицы 4.2.

Читайте также:  Организация работы с детьми с ослабленным здоровьем

Т а б л и ц а 4.2 — 12-минутный тест (по К. Куперу), для возрастной группы 20—29 лет

Степень физической подготовленности Дистанция, км
юноши девушки
Очень плохая 1,95 1,55
Плохая 1,95 —— 2,10 1,55 —— 1,80
Удовлетворительная 2,10 —— 2,40 1,80 —— 1,90
Хорошая 2,40—2,60 1,90 —— 2,10
Отличная 2,60 —— 2,80 2,15—— 2,30
Превосходная 2,80 2,30

На следующем этапе провидится количественная оценка своего здоровья по трем критериям, представленным в таблице 4.3.

Т а б л и ц а 4. 3 — Критерии здоровья и их оценка

Критерии Количественная оценка здоровья в баллах
Вес Идеально
Превышение более 5 ——25%
Превышение более 25%
Тест Купера Отлично или хорошо, тренируется систематически
Удовлетворительно, тренируется систематически
Неудовлетворительно
Работоспособность и заболеваемость Человек активен, работоспособен (профессионально), нет нарушений сна, редко болеет, устойчив к холоду
Работоспособность удовлетворительная, периодически болеет (средняя частота), устойчивость к холоду умеренная
Работоспособность плохая, часто болеет, к холоду неустойчив

Определить степень своего здоровья можно по количеству баллов набранных в результате количественной оценки. Если в результате тестов набираются не более одного балла, человек относится к первой степени здоровья и ему рекомендуется поддерживать собственное здоровье на прежнем уровне. Если набираются не более трех баллов, определяется вторая степень здоровья с необходимой консультацией специалиста; более трех баллов — третья степень с рекомендацией углубленного медицинского обследования и получения соответствующих рекомендаций.

Существует отчётливая зависимость между приведенными критериями здоровья и продолжительностью жизни, а в частности, активной деятельности. Следует отметить, что все люди, прожившие более 90 лет, имели по указанной классификации первую степень здоровья [2007, с. 193].

Оценка физического развития и физической

Подготовленности

Физическое развитие выступает ведущим фактором, определяющим гармоничное развитие человека, поэтому при проведении самоконтроля важно владеть методами его оценки.

Оценка физического развития основывается на измерении морфологических параметров, антропометрических показателей, функциональных показателей и двигательных способностей человека. С помощью наружного осмотра можно определить тип телосложения, осанку, состояние опорно-двигательного аппарата; форма и объем грудной клетки, свидетельствующие о здоровье органов респираторной системы; изменение формы стопы, обусловленное опущением ее сводов, т. е. степень плоскостопия.

Дополняют данные наружного осмотра антропометрические измерения: рост (длину тела), вес, окружность грудной клетки, жизненную емкость легких, динамометрия, спирометрия. По антропометрическим данным можно сделать оценку физического развития методом индексов.

Еще один способ оценки физического состояния — использование нонограмм.На рисунке 4.1 показана нонограмма определения жизненной емкости легких в зависимости от роста, возраста и пола. Соединив точки, обозначающие возраст и рост линией, получим место пересечения, которое означает должную для данного возраста жизненную емкость легких.

Р и с у н о к 4.1 — Нонограмма для определения должной жизненной емкости легких в зависимости от пола, возраста и роста (по Сорисону)

Для оценки физической подготовленности применяют тестирование — принятие контрольных нормативов. Для комплексной оценки физической подготовленности (уровня развития физических качеств) студентов в РБ применяют вариант, в котором при постоянном количестве тестов оценивают изменения по каждому из тестов, характеризующему отдельные стороны подготовленности. Как правило, эти тесты прошли испытание на валидность и могут быть рекомендованы для контроля уровня развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости). Тестирование студентов основного и подготовительного отделений проводится по шести тестам программы с помощью контрольных упражнений представленных в таблице 4.4.

Т а б л и ц а 4.4 — Тесты для определения уровня ОФП

Тесты для определения уровня ОФП Двигательные способности
Прыжок в длину с места Скоростно-силовые способности
Наклон вперед из положения, сидя ноги врозь Гибкость
Подтягивание в висе на перекладине (юноши) Поднимание туловища из положения, лежа на спине (девушки) Силовые способности
Челночный бег 4 х 9 м Координационные способности
Бег 30 м с низкого старта Скоростные способности
Бег 1500 м (девушки), 3000 м (юноши) Общая выносливость

Далее определяют уровень физической подготовленности (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий) по каждому тесту (таблица 4.5).

Т а б л и ц а 4.5 — Оценка уровня физической подготовленности

Уровень физической подготовленности Соответствие 10-бальной шкале
Низкий 0 — 2
Ниже среднего 3 — 4
Средний 5 — 6
Выше среднего 7 — 8
Высокий 9 — 10

Данные тестирования уровня физической подготовленности в период обучения в вузе позволяет проследить 4-летнюю динамику двигательных способностей каждого студента, и используются для индивидуализации и коррекции содержания образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура».

Источник

Adblock
detector