Рособрнадзора от 07.08.2018 N 05-283 «Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении»
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
от 7 августа 2018 г. N 05-283
ОБ ОБУЧЕНИИ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ДОМАШНЕМ ОБУЧЕНИИ
Законодательство Российской Федерации в сфере образования предусматривает возможность организации обучения детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на дому или в медицинской организации. Статьей 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение может быть организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Минздравом России пересмотрен перечень заболеваний, наличие которых дает право детям на обучение на дому по основным общеобразовательным программам. Он утвержден приказом Минздрава России от 30 июня 2016 г. N 436н. В перечень внесены 60 групп наиболее часто встречающихся заболеваний у детей с указанием течения заболевания, препятствующих получению образования в условиях образовательной организации. Вместе с тем врачебная комиссия медицинской организации, в которой наблюдается ребенок, может принять решение о наличии медицинских показаний у ребенка для обучения по основным общеобразовательным программам на дому исходя из индивидуальных особенностей состояния здоровья вне зависимости от того, внесено заболевание или нет в указанный перечень. Соответствующие разъяснения Минздрава России были направлены в адрес руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья (письмо от 14.09.2016 N 15-3/10/2-5810).
Рособрнадзор обращает особое внимание на количество часов недельной нагрузки для обучающегося при организации его обучения на дому или в медицинской организации. Ранее она регламентировалась письмами Министерства просвещения СССР от 05.05.1978 N 28-М «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому» и Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988 N 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» и составляла в I — III (IV) классах — до 8 часов; в IV (V) — VII (VIII) — до 10 часов; в VII (IX) — до 11 часов.
Приказом Минобрнауки России от 02.09.2013 N 1035 указанные письма признаны недействующими на территории Российской Федерации и отменены.
В настоящее время учебная нагрузка определяется индивидуально согласно учебному плану, разработанному в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии. Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки обучающихся установлен СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья — СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 N 26. Для получения качественного образования для обучающихся на дому или в медицинской организации предусмотрена, в том числе, сетевая форма реализации образовательных программ, реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и различные формы организации образовательного процесса (приходящий на дом учитель, дистанционное обучение, посещение предметов в школе).
На основании вышеизложенного рекомендуем:
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, направить разъяснения в муниципальные органы управления образования и образовательные организации об организации обучения детей на дому или в медицинской организации, обратив особое внимание на основания перевода на обучение на дому или в медицинской организации и соответствие объема недельной образовательной нагрузки обучающегося федеральным государственным образовательным стандартам;
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования проверять соблюдение норм законодательства в сфере образования в части обоснованности перевода обучающихся на обучение на дому или в медицинской организации и освоения ими в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом.
Кроме того, просим в срок до 01.11.2018 представить в Управление надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (yavkina@obrnadzor.gov.ru) информацию согласно таблице:
Организация обучения на дому
Субъект Российской Федерации
Количество обучающихся по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (по состоянию на начало 2018/2019 уч.г.), из них:
Типичные нарушения, выявляемые при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования в части соблюдения прав обучающихся при организации их обучения на дому
получающих образование на дому, из них:
по форме «приходящий на дом учитель»
Только с применением дистанционных образовательных технологий
По комбинированной форме (приходящий на дом учитель, дистанционное обучение, посещение предметов в школе и т.п.)
Источник
Перевод на домашнее обучение: пошагово и по закону
Всего пару лет назад учить ребенка дома разрешалось лишь при наличии серьезных проблем со здоровьем. Благодаря последним поправкам обучать ребенка вне школы допускается и без медицинских проблем. Многих интересует, как перевестись на домашнее обучение. Главные принципы этого прописаны на законодательном уровне. Дети, которые учатся на дому, допускаются к сдаче государственных экзаменов. Благодаря этому они имеют возможность наравне с обычными школьниками претендовать на дальнейшее получение образования. Прежде, чем начать подготовку бумаг на перевод на домашнее обучение, следует определиться какой из видов образования следует выбрать: семейное или домашнее.
Семейное обучение
Как перевести школьника на домашнее обучение, при отсутствии медицинских противопоказаний? Учащегося, имеющего удовлетворительное здоровье возможно самостоятельно учить дома на семейной форме обучения. От ученика требуется изучение школьной программы без регулярного посещения школы. За качество получаемого образования отвечают родители, приглашенные учителя или репетиторы. Школьник приходит в школу, в которой числится лишь, чтобы сдать аттестацию или экзамены.
Кто может
Родители вправе осуществить перевод на семейное обучение по таким причинам:
- Учащийся регулярно пропускает школу, поскольку на профессиональном уровне занимается спортом, танцами, музыкой или подобными видами деятельности;
- Работа его родителей предполагает частую смену места жительства. Многие дети сложно привыкают к новому коллективу. Это может повлиять на уровень знаний учащегося;
- Родители не планируют отдавать ребенка в школу по религиозным или иным соображениям.
Порядок перевода
В законодательстве отмечено, как перейти на домашнее обучение ребенку, имеющему удовлетворительное здоровье. Это довольно просто. Родителям или лично ученику, если он уже получил паспорт, следует подать заявление с просьбой перевода на выбранную форму обучения. Вся последовательность действий подробно описана ниже.
Выбрать подходящее образовательное учреждение
Прикрепить ребенка к определенной школе следует, чтобы он мог сдавать там аттестации. Как поступить, если вас не устраивает ближайшее учебное заведение? При выборе не обязательно отталкиваться от фактического места проживания семьи. Родители вправе отдавать предпочтение обычной школе возле своего дома или выбрать заведение, углубленно изучающее определенные предметы. Сдавать аттестацию потребуется по программе, которая утверждена в выбранной школе.
Ученики в итоге получают аттестат такого же образца, как и другие школьники. В нем не указывают форму получения образования.
Узнать у администрации учебного заведения допускается ли в ней семейное обучение
Следует уточнить у директора или завуча школы, прописана ли в уставе заведения возможность семейного обучения школьников. Кроме этого рекомендуется выяснить, обучается ли кто-то из учеников по данной системе. Нет ничего плохого, если первопроходцем окажитесь вы. Но все же будет проще, если администрация уже сталкивалась с подобной ситуацией. В таком случае вам будет гораздо проще организовать учебный процесс и находить решения при возникновении разногласий.
Написать уведомление в местное самоуправление с выражением желания перевода ученика на семейное обучение
Определившись с подходящей школой, следует уведомить о принятом решении органы местного самоуправления. Для этого заполняют заявление в двух экземплярах. Один останется в департаменте, а второй после подписания останется у родителей.
Заявление на перевод на имя директора
В нем указывается причина перевода ученика. Кроме заявления требуется подготовить:
- Ксерокопию свидетельства о рождении или паспорта ребенка, при его наличии.
- Ксерокопию паспорта мамы или папы ребенка. Если планируется перевести ученика, оставшегося без родительской опеки, готовят ксерокопию паспорта его попечителя.
- Фотографию школьника размером 3*4 см.
Заключение договора со школой
В данном документе прописывается:
- Порядок взаимодействия сотрудников учебного заведения, родителей и самого ученика.
- Возможность проведения консультаций с преподавателями заведения.
- Сведения о предстоящих проверках знаний.
Согласовать с учителями график сдачи ребенком аттестаций
При семейном обучении ответственность за качество полученных знаний ложится исключительно на родителей или опекунов ребенка. При возникновении трудностей допускается обращение к сотрудникам школы за методической помощью. Кроме того ученику обязаны разрешить записаться в библиотеку и выдавать необходимые для обучения пособия.
Если родители не способны самостоятельно обеспечить изучение ребенком утвержденной программы, школа вправе расторгнуть подписанный договор и вернуть ученика к очному образованию.
Важные моменты, касающиеся перевода на семейное обучение:
- Осуществить перевод ученика на семейное обучение можно перед началом учебного года либо в любое другое время.
- Утверждение количества и дат проведения аттестаций происходит после их согласования между сотрудниками школы и родителями. Обычно в учебном заведении самостоятельно утверждают график и редко соглашаются, если родители выражают желание приводить ребенка на аттестации реже четырех раз за год.
- График обучения, его программу и учебники родители могут самостоятельно выбирать на свое усмотрение.
Домашнее обучение
Дети, имеющие проблемы со здоровьем имеют право получить образование без обязательного посещения учебного заведения. По окончании обучения им выдадут аттестат. Во время составления плана занятий учитывается здоровье ребенка. Обучение допускается проводить по общей школьной программе или по плану, специально разработанному для этого ребенка. Продолжительность урока допускается сокращать или увеличивать. В любой ситуации школьник получит аттестат того же образца, что и остальные школьники. Предлагаем более подробно разобраться с тем, что нужно для перехода на домашнее обучение.
Кому положено
Как перевестись на домашнее обучение в школе стоит разобраться родителям, чьи дети имеют инвалидность, нуждаются в продолжительном лечении или не способны ходить в школу по состоянию здоровья. Причиной перевода могут быть такие заболевания, как:
- Эпилепсия с регулярно повторяющимися приступами.
- Шизофрения или психозы разного происхождения в остром периоде.
- Тяжелые неврозы, например, психастения или неврастения.
В случае, когда у ребенка обнаружено наличие отклонений в развитии, его тоже можно забрать на домашнее обучение.
Временный перевод будет уместен в том случае, когда ребенку предстоит проведение операции. Особенно это важно в том случае, когда после нее потребуется длительная реабилитация.
Полный список заболеваний, позволяющих получить разрешение на перевод ребенка на домашнее обучение, утвержден в Министерстве здравоохранения РФ. В этом случае родители не могут выбирать школу, которая им нравится. Обучать ребенка будут сотрудники того заведения, которое ближе всего находится к месту жительства ребенка.
Ученик, получающий образование на дому, имеет право при желании приходить на уроки в школу, однако основное обучение проводится дома.
Как перевести
Многих родителей интересует вопрос, что нужно, чтобы перейти на домашнее обучение. Эта процедура не очень сложная. При последовательном выполнении следующих действий, перевод школьника на новую форму получения образования будет простым:
- Необходимо сходить на прием к педиатру, на учете которого находится ребенок. Он выдаст справку, подтверждающую, что его состояние здоровья требует обучения на дому.
- С полученной справкой необходимо обратиться за решением в медико-социальную экспертизу. Комиссия должна подтвердить необходимость перевода ученика на домашнее обучение.
- Написать на имя директора школы, в которой числится ребенок, заявление установленного образца. Если необходимо предоставить домашнее обучение ребенку, который собирается пойти в первый класс, заявление пишут начальнику городского образовательного департамента.
- Для ребенка может быть составлена индивидуальная программа. Она продумывается и утверждается совместно родителями ученика и директором школы. При ее составлении обязательно прописывается, какие предметы будет учить школьник и количество занятий по ним в неделю.
- В администрации школы рассматривают правильность оформления заявления и медицинской справки. После этого подписывают приказ о переведении ученика на домашнее обучение. Он включает в себя:
- список учителей, которые должны учить ребенка;
- частоту, с которой будет проверяться качество полученных на протяжении учебного года знаний.
- Родителям выдают журнал. В нем учителя обязаны сделать отметки об изученных темах, часах, выделенных на них. Туда же вносят оценки ребенка. По окончании учебного года родители должны сдать журнал в школу.
Разобравшись с тем, что нужно для перехода на домашнее обучение, следует выяснить обязанности учебного заведения. Сотрудники обязаны:
- Консультировать ученика и помогать ему разбираться в учебном материале.
- Обеспечить доступ к учебникам и справочникам, которые имеются в библиотеке школы.
- Выполнять проверку знаний с помощью промежуточных и итоговых аттестаций.
- Выдать ребенку документ, подтверждающий получение образования после того, как он подтвердит качество своих знаний на итоговой аттестации.
Родители ученика при желании имеют право приглашать для обучения сотрудников других учебных заведений. Они же смогут попасть на аттестации, которые будут проводить для оценки полученных знаний.
В Федеральном законе об образовании No 273-ФЗ описано, как уйти на домашнее обучение. Кроме этого в него внесены ключевые моменты, помогающие сделать получение образование на дому максимально эффективным и удобным:
- В пункте 3 статьи 7 отмечается, что домашнее обучение ребенка выполняется на основе подписанного договора между школой и родителями либо законными представителями ребенка.
- Согласно пункту 4 статьи 7 ученикам, обучающимся с использованием дистанционных технологий, предоставляют компьютерную технику, средства связи и необходимые программы на время обучения абсолютно бесплатно.
- В пунктах 1 и 2 статьи 14 указано, что дети, имеющие ограниченные возможности зачисляются в школу наравне с другими учащимися. Добиться зачисления такого ребенка очень просто, поскольку сотрудники учебного заведения не имеют права отказать в этом из-за состояния здоровья.
- Согласно пункту 1 статьи 14 ребенка, имеющего ограниченные возможности, могут перевести в другую школу или на другую форму обучения только при наличии соответствующего медицинского заключения и при не усвоении им учебной программы заведения. Родители или законные представители ученика должны дать свое разрешение на этот перевод.
- В пункте 1 статьи 16 указано, что итоговую аттестацию детей на домашнем обучении проводят согласно с федеральными и городскими законами. Процедура должна проходить в обстановке, которая исключает воздействие на здоровье ребенка вредных факторов. Аттестацию организуют в соответствии с индивидуальными особенностями психического и физического развития ученика.
Согласно пункту 3 статьи 16, если ребенок не смог освоить все утвержденные в программе предметы, ему выдают свидетельство об окончании школы с перечислением вех успешно изученных дисциплин по каждому году обучения.
Поправки в Федеральный закон об образовании No 273-ФЗ вносят почти каждый год. Это объясняется несоответствием требований закона фактической ситуации в системе образования страны. В последнее время в Закон не вносили серьезных поправок. Наиболее важным изменением является закрепление семейного обучения на законодательном уровне. Благодаря этой поправке возможность обучаться дома получили не только дети, имеющие медицинские показания, но и здоровые ученики, которые по каким-то причинам не могут регулярно посещать школу.
Источник