Главная English Биологический кружок ВООП Гостю кружка Планы кружка Экспедиции и выезды Исследовательская работа Программа «Parus» История кружка Контакты кружка Полевой центр Фотогалерея Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские работы Учебные программы Полевые практикумы Методические семинары Вебинары Исследовательская работа Проектная деятельность Экспедиции и лагеря Экологические тропы Экологические игры Публикации (статьи) Методические материалы Наглядные определители Карманные определители Определительные таблицы Энциклопедии природы России Компьютерные определители Мобильные определители Учебные фильмы Методические пособия Полевой практикум Природа России Минералы и горные породы Почвы Грибы Лишайники Водоросли Мохообразные Травянистые растения Деревья и кустарники Ягоды и сочные плоды Насекомые-вредители Водные беспозвоночные Дневные бабочки Рыбы Амфибии Рептилии Птицы, гнезда и голоса Млекопитающие и следы Фото растений и животных Систематический каталог Алфавитный каталог Географический каталог Поиск по названию Галерея Природные ландшафты мира Физическая география России Физическая география мира Европа Азия Африка Северная Америка Южная Америка Австралия и Новая Зеландия Антарктика Рефераты о природе География Геология и почвоведение Микология Ботаника Культурные растения Зоология беспозвоночных Зоология позвоночных Водная экология Цитология, анатомия, медицина Общая экология Охрана природы Заповедники России Экологическое образование Экологический словарь Географический словарь Художественная литература Международные программы Общая информация Полевые центры (Великобритания) Международные экспедиции (США) Курс полевого образования (США) Международные контакты Интернет-магазин Карманные определители Цветные таблицы Компьютерные определители Энциклопедии природы Методические пособия Учебные фильмы Комплекты материалов Контакты Гостевая книга Ссылки Партнеры Наши баннеры Карта сайта
Если Вам понравился и пригодился наш сайт — кликните по иконке «своей» социальной сети:
Бесплатные экскурсии в музей Пиявки! Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом. Подробнее >>>
АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает! Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе «Введение в природопользование» Подробнее >>>
Зимние учеты птиц России! Приглашаем биологические кружки, профессиональных орнитологов и просто любителей птиц принять участие в программах зимних учетов птиц «Parus» и «Евроазиатские Рождественские учеты» в зимний сезон 2020-2021 годов. Подробнее >>>
Биологический кружок ВООП приглашает! Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>
Соревнования по полевой ботанике «ВЕСЕННЯЯ ФЛОРА» пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографиям). К участию в соревновании приглашаются школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе Европейской части России. Подробнее >>>
Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>
Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>
Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации
Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы! Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:
Глава 3. Технология обустройства троп*
3.3. Обустройство экотроп для людей с ограниченными физическими возможностями
Официальных (нормативных) документов, касающихся благоустройства маршрутов для людей с ограниченными физическими возможностями применительно к рекреационным территориям, нет, или они дают очень общие рекомендации. Но мировой опыт позволяет сформулировать несколько основных принципов решения этого вопроса.
При этом следует разделить людей с ограниченными физическими возможностями передвижения и людей с ограниченными физическими возможностями восприятия окружающего мира (слабовидящие, незрячие, глухие).
Посетители с ограниченными физическими возможностями передвижения
Для этой категории посетителей важна прежде всего комфортность передвижения. Ширина дорожки, по которой передвигаются инвалиды-колясочники, должна составлять 1,5 м и более (для обеспечения разъезда колясок). Следует избегать сильных уклонов – предельный уклон следует принимать в 4–6% (4–6 см на 1 погонный метр). В случае необходимости устройства пандуса (очевидно, что лестницы для инвалид ной коляски почти непреодолимы) за 5–10 м до него следует поставить предупреждающий знак, например: «Осторожно! Впереди пандус длиной 6 м!». Почему следует указать длину пандуса и, может быть, дополнительно его характеристику: «крутой», «пологий»? Потому что только при этом условии инвалид – колясочник, если он следует один, без со провождающего, сможет рассчитать свои силы, особенно на подъеме по пандусу.
Покрытие тропы должно обеспечивать нормальный проезд инвалидной коляски. Колеса у этого вида транспорта обычно узкие, и во избежание их пробуксовывания рекомендуется применить наиболее твердое из возможных покрытий. Так, подходят асфальт, плитка, природный камень по бетону, очень хорошо утрамбованная ПГС (песчаногравийная смесь).
Не подходят: торцовые дорожки, деревянные настилы с продольным расположением досок, пошаговые дорожки.
Использование информации инвалидом-колясочником также имеет свои особенности. Стенды должны располагаться таким образом, что бы при подъезде к ним коляска освобождала дорогу, а не становилась поперек нее, так как это может затруднить проезд тех, кто следует за посетителем. Для этого стенды следует размещать не у самой тропы, а в специально устраиваемых «карманах» площадью 5–6 м2, также имеющих твердое покрытие.
На этих площадках-карманах следует предусмотреть скамейки для сопровождающих лиц и навес достаточной длины и ширины, чтобы под ним можно было укрыть коляску инвалида в непогоду.
Восприятие информации инвалидом-колясочником также имеет свои особенности – формат надписей на стендах, размер и стиль шрифтов следует предусматривать такими, чтобы даже самые мелкие из них читались без напряжения из сидячего положения и с расстояния 2–2,5 м.
Одна из важнейших задач – обеспечение безопасности инвалидов-колясочников и, прежде всего, ориентирование их на территории. Желательно сделать частый пикетаж – указание расстояния от начала маршрута. Повторение на каждой развилке схемы тропы с указанием местонахождения посетителя в данный момент и перечислением телефонов служб экстренной помощи, в том числе и дежурного ООПТ или другого ответственного лица. Об отсутствии мобильной связи на той или иной части территории должно быть вывешено предупреждение как у входной группы с указанием таких районов на план-схеме, так и на самой тропе на границе сети, например: «Осторожно! На протяжении следующих 700–800 м может отсутствовать мобильная связь!» В идеале следует вести учет инвалидов-колясочников, выезжающих на экотропу, и контролировать их безопасное возвращение.
При проектировании специализированной тропы для инвалидов-колясочников необходимо стараться сделать ее закольцованной. Она не должна быть длиннее 3–4 км. При большей длине тропу стоит рекомендовать к прохождению только с сопровождающим лицом.
Требования, предъявляемые к стендам, с целью обеспечить удобство восприятия для людей с ограниченной подвижностью
По возможности стенды должны устанавливаться в местах, доступных для людей с ограниченной подвижностью.
Высота и угол наклона при размещении информационного стенда должны обеспечивать удобство восприятия для всех посетителей, в том числе и для людей, перемещающихся в инвалидных колясках. В соответствии с рекомендациями Службы национальных парков США, высота расположения стандартных стендов должна быть 75–85 см от земли, тогда как вертикальные стенды и доски объявлений должны быть расположены на высоте 60–70 см, в зависимости от размера стенда.
Высота и угол наклона при размещении информационного стенда должны обеспечивать удобство восприятия для всех посетителей, в том числе и для людей, перемещающихся в инвалидных колясках.
В соответствии с рекомендациями Службы национальных парков США, высота расположения стандартных стендов должна быть 75–85 см от земли, тогда как вертикальные стенды и доски объявлений должны быть расположены на высоте 60–70 см, в зависимости от размера стенда.
Стенды должны быть установлены на ровных площадках с твердым покрытием.
Вне зависимости от своих физических возможностей посетители должны иметь возможность видеть все особенности и красоты представляемого участка природного объекта, описываемые на стендах.
Настоящие требования разработаны сотрудниками Центра «Харперс Фери» Отдела маршрутных стендов Службы национальных парков США.
Большое значение имеет и снабжение инвалидов-колясочников бук летами с внятно исполненной картой-схемой территории и также снабженной перечнем телефонов.
Помните: проектируя тропу, вы в большей степени отвечаете за безопасность тех, кто будет ею пользоваться!
Посетители с ограниченными физическими возможностями восприятия
Слабовидящие и незрячие люди воспринимают окружающий мир прежде всего на слух и тактильно. Это сильно ограничивает их возможности ориентирования в пространстве, и именно это, в первую очередь, должно учитываться при проектировании. Задачу устройства специализированных троп для этой категории посетителей можно разделить на 2 части.
1. Трассировка тропы, обеспечение удобства ориентирования, необходимое благоустройство
Прежде всего, следует рекомендовать устраивать тропы для незрячих и слабовидящих людей на охраняемых участках, максимально защищенных от вандализма. Связано это с необходимостью установки специальных устройств – информационных и ориентировочных, стоящих значительно дороже, чем носители информации для зрячих людей.
Трассировка не должна быть запутанной или усложненной: хорошо, если трасса запомнится незрячему посетителю с первого знакомства с ней на рельефном плане входного стенда.
Закольцованная тропа, с одним или двумя диагональными ходами, общей протяженностью 1–2 км, – вот хорошая придержка для проектирования.
Конечно, из этого правила могут быть исключения: так, вместо протяженной тропы можно создавать учебно-экологические площадки с четко обозначенной внешней границей.
Граница тропы или площадки должна быть четкой и внятной для человека, который нащупывает ее концом трости. Бортовой камень, если он необходим, следует укладывать под углом 45 градусов и более к вертикали, так как при этом сложнее споткнуться о выступающее препятствие. Ширина должна быть не менее 1 м, что обеспечивает удобное передвижение незрячего человека с сопровождающим.
Большие возможности для ориентирования незрячих и слабовидящих дает правильный выбор дорожного покрытия.
В некоторых европейских странах стало правилом снабжать перекрестки дорог специальной плиткой, рельеф которой показывает незрячему человеку оптимальное направление движения (обычно это плитка с продольными полосками).
На поворотах устанавливаются плитки с другим (обычно пупырчатым) рельефом. В легкой обуви рельеф хорошо чувствуется ступней, кроме того, полоски на плитке хорошо «ловятся» концом трости и она скользит по ним, как по полозьям. Плитка обычно выбирается белого цвета, который выглядит контрастно среди обычных дорожных покрытий и достаточно заметен для слабовидящих людей.
Другой вариант подходящих покрытий обращен к обостренному слуху незрячих людей. Сыпучее, «хрустящее» покрытие из гравия, мраморной крошки, гранитной крошки, ракушечника подсказывает посетителю, правильной ли тропой он идет. Здесь также следует стараться предусмотреть контрастную по отношению к окружающим дорожным покрытиям или газону окраску.
Ориентирующую роль играет также и специализированный бортик (обычно с правой стороны), также нащупываемый концом трости.
Такой бортик может быть устроен из досок или синтетического матери ала в виде полосы шириной 10–15 см «на ребре». Если трасса дорожки хорошо чувствуется ногой (по характеру покрытия), то допустимо в качестве предупреждающего знака вводить спецэлементы (бортик или отрезок доски) только перед поворотами, стендами, площадками отдыха и т.д. Следует принять за правило, что везде, где может возникнуть неясность в дальнейшем направлении движения или расположении информационных элементов, необходимо устанавливать специальные указатели с информацией азбукой Брайля.
Фото 3.10. Белая рифленая плитка у входа на экотропу для незрячих людей (Гилмор Арборетум. Голландия)
Лестницы следует заменять пандусами, при этом подход к ним за 2–3 м должен предупреждаться заранее оговоренным образом – сменой покрытия или указателем.
Желательно, чтобы пространственная структура территории, на которой устраивается тропа для незрячих людей, представляла собой открытое или полуоткрытое пространство и контролировалась зрячим ответственным лицом, готовым оказать помощь незрячему.
Фото 3.11. Дорожка из ракушечника и указательные столбики с надписью азбукой Брайля. Отрезок ствола справа показывает, что впереди указатель (Гилмор Арборетум. Голландия)
В идеале, тропа может быть оборудована аудиоустройствами – говорящими «маяками».
Незрячим посетителям могут выдаваться путеводители с текстами Брайля. Так как такие буклеты заметно дороже, чем печатные, обычно оговаривается возвращение путеводителя после завершения экскурсии.
2. Специализированная подача информации об окружающей среде
Что можно рассказать незрячему или слабовидящему человеку об окружающей природной среде? Основная задача – перевести зрительные образы в форму, доступную для тактильного или аудиовосприятия, и связать определенные образы с экопросветительской информацией.
Так, для этого контингента посетителей можно подготовить ряд стендов, рассчитанных на восприятие осязанием: там можно разместить, например, ветки и плоды деревьев, кору деревьев разных видов. Вся ин формация о них должна подаваться текстами Брайля или рельефными изображениями. Наиболее комфортная для посетителей форма подачи в виде наклонного невысокого стенда – от 70 см до 1 м, габариты стенда должны быть такими, чтобы до дальней его стороны можно было дотянуться без труда. Это примерно 60–70 см.
Следует учитывать, что материал для тактильного (осязательного) восприятия недолговечен (за исключением фрагментов стволов деревьев и т.п.), и требуется иметь достаточный запас, чтобы в оперативном порядке возобновлять и восстанавливать экспозиции.
Важную роль играют аудиообразы. Прежде всего это голоса птиц – специальные прикормочные площадки, оборудованные стендами с ин формацией о «лесных певуньях» и образцами голосов птиц (аудио стенд). Это позволят незрячему человеку выделить отдельные из них в общем хоре.
Фото 3.12. Искусственное гнездо на дереве соединено пневматикой с помпой на дорожке. Наступив на помпу, посетитель слышит голос птицы. (Гилмор Арборетум. Голландия).
Приятной для незрячих людей может стать возможность кормить с руки белок.
Учебно-экологические площадки для незрячих людей обычно содержат стенды и специальные столы, на которых можно тренироваться в посадке растений. Они должны снабжаться необходимыми орудиями труда.
Восприятие зрячего и незрячего человека сильно отличается. В связи с этим, проектные предложения должны быть согласованы с местным отделением Всероссийского общества слепых и экспертами из числа незрячих людей.
* Данная страница содержит информацию из сборника [«Тропа в гармонии с природой«. Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. М.: «Р.Валент», 2007. — 176 с.], подготовленного нашими коллегами из экологического центра «Заповедники», любезно предоставившего нам возможность размещения этой чрезвычайно полезной для всех педагогов-экологов информации на нашем сайте. Читайте также статью педагогов из города Старый оскол «Экологическая тропа как средство экологического образования и просвещения».