«Формирование ценностного отношения к здоровью – залог успешного обучения в школе»
статья по теме
Статья посвящена проблеме формирования ценностного отношения к здоровью дошкольников. Автор рассматривает теоретический аспект вопроса и описывает опыт педагогического коллектива муниципального дошкольного образовательного учреждения «Золотая рыбка»г. Ноябрьска по формированию ценностного отношения к здоровью детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_zhurnal.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование ценностного отношения к здоровью – залог успешного обучения в школе»
Краткая аннотация: Статья посвящена проблеме формирования ценностного отношения к здоровью дошкольников. Автор рассматривает теоретический аспект вопроса и описывает опыт педагогического коллектива муниципального дошкольного образовательного учреждения «Золотая рыбка»
г. Ноябрьска по формированию ценностного отношения к здоровью детей.
Самой большой ценностью для человека является его здоровье. Всемирной организацией здравоохранения принято следующее определение «Здоровье — это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений». Чаще всего здоровье зависит от самого человека. По выражению Н.Амосова «Для того, чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя». С этим трудно не согласиться. В последнее время состояние здоровья детей вызывает у специалистов большую тревогу. Несомненно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс. Однако результаты медицинского осмотра детей говорят о том, что здоровыми можно считать лишь 10% первоклассников, у остальных же имеются различные нарушения состояния здоровья.
Для успешного усвоения школьной программы необходимо хорошее самочувствие ребёнка. Наблюдения психологов, педагогов, физиологов, статистические данные показывают, что уровень состояния здоровья детей дошкольного возраста ежегодно падает. Причин этому много, в том числе, увеличение умственной нагрузки и уменьшение возможности для двигательного и эмоционального отдыха детей, низкий уровень знаний о ребёнке родителей и педагогов. Поэтому в системе образования проблема здоровья становится всё более актуальной Необходимо помнить, что бережное отношение к своему здоровью, а следовательно и установка на здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а вырабатываются в результате целенаправленного педагогического воздействия.
Современная педагогика на первый план выдвигает проблему целостного развития личности, а не только формирование знаний, умений и навыков воспитанников. В этих условиях одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогам является формирование ценностного отношения к здоровью детей в процессе образовательной деятельности.
Здоровье детей дошкольного возраста зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения.
Не следует забывать, что основы здорового образа жизни закладываются в дошкольном возрасте, когда ребенок приобретает многие привычки, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Однако нередко эти привычки складываются, без осознания ребенком их значимости. Поэтому важно сформировать у ребенка здоровьесберегающее поведение. Включение самого ребенка в заботу о своем здоровье, в развитие сознательного контроля за своим поведением, предусматривает вооружение дошкольников здоровьесберегающими знаниями и умениями. Известно, что педагогические усилия, направленные на формирование здоровья, всегда рассматривались как важнейшие в работе выдающихся педагогов и лучших образовательных учреждений. Достаточно вспомнить В. А. Сухомлинского, который писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течение первых четырех лет обучения, то добрая половина их — о здоровье».[5, с.87]
Одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольного учреждения является формирование ценностного отношения к собственной жизни и жизни окружающих людей, воспитание потребности в здоровом образе жизни детей. При этом очень важно поддержание интереса и создание условий для накопления первичных представлений о себе и своем организме. Знания должны приходить к ребенку как бы, между прочим. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.
Приобщение детей к здоровому образу жизни предполагает организацию педагогами режима дня, двигательной активности, закаливания, рационального питания; снятие напряжения, соблюдение личной гигиены, разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы, а также использование эффективных здоровьесберегающих педагогических технологий.
Приоритетным направлением деятельности нашего учреждения является реализация Программы «Здоровье», цель которой – создание единой системы оздоровления детей в учреждении и семье. Главная задача — подготовить здоровых детей к обучению в школе.
Педагогический коллектив большое значение уделяет формированию, сохранению и укреплению здоровья детей и осуществляет выполнение следующих функций:
- здоровьесберегающей – оптимизации здоровья дошкольников;
- развивающей – всестороннее развитие личности;
- социально-педагогической – работа с семьёй.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни осуществляется по следующим основным направлениям:
— привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
— развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
— обучение уходу за собственным телом;
— формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
— формирование элементарных представлений об окружающей среде;
— формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
— развитие потребности семьи в здоровом образе жизни.
Формирование осознанного отношения дошкольников к своему здоровью ведётся в процессе непосредственной образовательной деятельности, в повседневной жизни с помощью наглядных пособий, книг и практической деятельности. В основе знаний ребенка о здоровье и здоровом образе жизни должны находиться представления об организме, потому что здоровье — это, прежде всего, здоровый организм. Поэтому детей знакомят с его внешним и внутренним строением, ролью отдельных органов и систем в жизни человека, влиянием физических упражнений на их работу, правилами поведения, способствующими сохранению и укреплению всех систем организма.
Для оздоровления детей очень важен психологический климат в группе, эмоциональное состояние ребёнка. Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие во многом зависят от среды, в которой он живет и воспитывается. Наш детский сад работает по системе Марии Монтессори, которая предполагает наличие в группах детей разного возраста. Во всех разновозрастных группах созданы специальные зоны для разнообразной деятельности детей: игровой, театрализованной, изобразительной, конструктивной, двигательной, для самообучения под наблюдением педагога на материале М.Монтессори. Все центры оснащены необходимыми материально-техническими ресурсами. Коллектив учреждения ориентирован в своей работе на ребёнка, его самочувствие, нужды и интересы.
Соблюдение принципов построения предметно-развивающей среды, соответствующей личностно-ориентированной модели воспитания дошкольников, позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими. В то же время такая предметная среда позволяет педагогу решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности.
Педагогами и специалистами дошкольного учреждения осуществляется диагностирование общей физической подготовленности детей. Для объективной оценки состояния здоровья детей ежегодно узкими специалистами детской поликлиники (окулист, хирург, отоларинголог, невропатолог, эндокринолог, стоматолог) проводятся профилактические осмотры детей. Врач-педиатр подводит итог осмотров, оценивает физическое, нервно-психическое развитие детей, определяет группу здоровья, затем составляет индивидуальный план оздоровления, даёт рекомендации родителям, педагогам.
Педагоги заполняют листы здоровья и диагностические карты состояния физического и двигательного развития детей. Это позволяет учесть индивидуальные особенности каждого воспитанника и обеспечить его психофизическое развитие. Комплексная диагностика позволяет спроектировать индивидуальный маршрут развития ребёнка, содействующий сохранению и формированию здоровья.
Положительная динамика показателей здоровья и физического развития
произошла за счет проведения системы оздоровительных технологий: дыхательной гимнастики, элементов самомассажа, психогимнастики, ароматерапии, занятий в сенсорной комнате и на тренажёре биологической обратной связи. В дошкольном учреждении проводится комплекс закаливающих мероприятий:
- воздушное закаливание;
- хождение по «дорожкам здоровья»
- обширное умывание;
- солевое закаливание;
- полоскание горла и рта;
- максимальное пребывание детей на свежем воздухе
Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка. Двигательная культура дошкольников начинается с формирования естественных движений и развития двигательных способностей.
В группах созданы уголки физической культуры, где располагаются различные физкультурные пособия, в том числе и для профилактики плоскостопия. В детском саду оборудован физкультурный зал для занятий с разнообразным физкультурным оборудованием. Всё это повышает интерес детей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.
Повышение двигательной активности детей происходит благодаря разным формам работы по физическому воспитанию: утренней гимнастики, занятий по физической культуре, подвижных игр, двигательных разминок, спортивных упражнений, гимнастики пробуждения, закаливающих мероприятий, индивидуальной работы в режиме дня, праздников, развлечений. Для детей с нарушением осанки, свода стопы работает кружок «Здоровячок».
Коллектив нашего детского сада постоянно совершенствует систему работы с семьей по вопросам физического воспитания детей. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй строится на основе доверительных отношений, показа эффективности педагогической работы коллектива в рамках охраны и укрепления здоровья детей. На информационных стендах для родителей в каждой возрастной группе размещены рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств: такие как: «Растим детей здоровыми», «Это интересно» и т.п. Родителям предлагаются комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, пальчиковые игры. Совместно с этим мы проводим наиболее активные формы взаимодействия взрослых с детьми: Недели здоровья, День открытых дверей, спортивные досуги «Мама, папа, я — спортивная семья». Родители всегда служат примером для ребенка, в каком бы возрасте он ни был. Поэтому, если родители хотят, чтобы их дети вели здоровый образ жизни и четко понимали, что хорошо и плохо для их здоровья, необходимо самим подавать пример.
Эта работа ориентирована на создание в дошкольном учреждении и семье такой здоровьесберегающей среды, которая не наносила бы вреда ребёнку, но полноценно и гармонично развивала его, формируя потребность быть здоровым.
Здоровье является необходимым условием активной жизнедеятельности человека и формируется на протяжении всего жизненного пути личности. Семья и дошкольные учреждения — это те социальные институты, одной из главных задач которых наряду с воспитанием и обучением является и формирование здоровья развивающейся личности.
Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать педагоги, родители, общественность.
1.Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребёнка – М.,1993
2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. — М., ФИС, 1987
3. Вавилова Е.Н. Укрепление здоровья детей. — М., Просвещение, 1986.
4. Змановский Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми. — М.: Медицина, 1989
5. Нестерова З.И. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста заботы о своём здоровье/Новые педагогические технологии в работе дошкольных образовательных учреждений и начальной школы. Межвузовский сборник научных трудов. — Шадринск: Изд-во ШГПИ, 1997
6.Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников – Мозаика-Синтез, 2010
7. Сухомлинский В.А. О воспитании. — М., 1973
Источник
«Здоровье – через образование»
статья по теме
Здоровье – великое благо. Здоровье – категория общечеловеческая. Оно не знает межнациональных и межгосударственных границ. Оно не признает идеологических стереотипов и религиозных догм.
Здоровье – желанный гость в каждой семье. Гость, которому всячески угрожают, стремясь подольше удержать у себя.
Почему же в таком случае человечество деградирует? Почему рост расходов на медицинское обслуживание рассматривается как благо, как один из важнейших показателей социально справедливого устройства общества? Почему хронические заболевания стали, вопреки желанию человека, его неразлучными спутниками?
Ответ очевиден: только потому, что мы сами, по доброй воле превратили здоровье в разменную монету. Мы придали техническому прогрессу однобокий, уродливый характер, и он платит нам той же монетой: лишая данного от природы разума, усыпляя инстинкт самосохранения, изнеживая, убивая волю к жизни, превращая физическую немощь едва ли не в отличительный знак высокой духовности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_zdorovyu.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Здоровье – через образование»
Здоровье – великое благо. Здоровье – категория общечеловеческая. Оно не знает межнациональных и межгосударственных границ. Оно не признает идеологических стереотипов и религиозных догм.
Здоровье – желанный гость в каждой семье. Гость, которому всячески угрожают, стремясь подольше удержать у себя.
Почему же в таком случае человечество деградирует? Почему рост расходов на медицинское обслуживание рассматривается как благо, как один из важнейших показателей социально справедливого устройства общества? Почему хронические заболевания стали, вопреки желанию человека, его неразлучными спутниками?
Ответ очевиден: только потому, что мы сами, по доброй воле превратили здоровье в разменную монету. Мы придали техническому прогрессу однобокий, уродливый характер, и он платит нам той же монетой: лишая данного от природы разума, усыпляя инстинкт самосохранения, изнеживая, убивая волю к жизни, превращая физическую немощь едва ли не в отличительный знак высокой духовности.
Проблема охраны и укрепления здоровья детей и подростков очень многогранна и сложна. Успешное ее решение возможно только при совместном усилении всех заинтересованных министерств и ведомств. Улучшение здоровья школьников является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества. Приоритетная роль образования – это здоровье нации.
Образование следует рассматривать сегодня как технологию построения будущего нашей страны, как технологию, которая обеспечивает и закладывает сегодня здоровье наших детей и формирует культуру здоровья.
Одна из причин пассивного отношения человека к своему здоровью – недостаточный уровень объективной системы знаний о здоровье. Поэтому тезис «Здоровье – через образование!» заслуживает серьезного осмысления.
В настоящее время современная российская школа не обеспечивает всех необходимых условий, которые позволили бы ей стать местом формирования здоровья школьников. Помимо объективных причин такая ситуация объясняется недостатками в системе гигиенического обучения и воспитания детей и подростков по формированию у них умений и навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья.
Здоровый образ жизни – поведение, стиль, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья данной популяции. Здоровый образ жизни – это не только медицинская, но и социально-экономическая категория, которая зависит от развития производства и производственных отношений. Здоровый образ жизни связан с выбором личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни, что предполагает высокий уровень гигиенической культуры отдельных социальных групп и общества в целом.
В последние годы, как в нашей стране, так и за рубежом, в сознании людей активно формируется качественно иное отношение к понятию «здоровье». Через познание и улучшение социально-психологической составляющей здоровья, мы имеем шанс не только предупреждать возникновение болезней, но и совершенствовать всего человека в целом, т.е. сохранение здоровья выступает в качестве процесса сохранения и развития психических, физических потенций человека, а не просто его состояний, как это сказано в определении Всемирной организации здравоохранения. Постоянно изменяющиеся социально-психологические условия окружающего мира заставляют подчас пересматривать даже самые хорошие понятия и определения.
Все эти основополагающие концептуальные понятия должны быть в первую очередь адресованы детству и школе, так как сфера образования является на сегодняшний день важнейшим институтом общественного воспитания и формирования личности, охватывающим в течение длительного периода (3-18 лет) всё детское население.
Объединение общей части детей и подростков в учебные коллективы создаёт благоприятные условия для организации диспансерного наблюдения на базе образовательных учреждений и проведения оздоровительных мероприятий для обучающихся и воспитанников, реализации самых современных и эффективных профилактических программ.
В последние годы в качестве позитивных моментов организации мер, направленных на сохранение здоровья в современной школе. Можно отметить:
- внедрение в практику современной школы научных основ диагностики отклонений в состоянии здоровья, санитарно-гигиенических основ профилактики отклонений в состоянии здоровья детей и подростков и современных способов противостояния недугам;
- оснащение большинства учреждений образования современным медицинским оборудованием и создание условий для профилактики и предупреждения развития болезни на ранних стадиях ( фитобары, оздоровительные, массажные, стоматологические кабинеты и пр.);
- обращение к проблемам формирования и сохранения здоровья со стороны педагогических работников и родителей, лиц их заменяющих, обучающихся, воспитанников.
Однако результаты многолетних исследований состояния здоровья различных контингентов школьников показывают, что отчётливой положительной динамики в состоянии здоровья детей и подростков, к сожалению, не наблюдается за последние 10-15 лет, и этот факт становится предметом острой общественной тревоги.
По данным ежегодных медицинских обследований, выросло число детей с близорукостью, нервно-психическими и аллергическими заболеваниями, хроническими болезнями органов пищеварения. Стабильно высоким сохраняется уровень острой заболеваемости, велика группа часто болеющих детей. По некоторым данным, эта группа составляет 15-23% от общего количества детей, обучающихся в конкретном образовательном учреждении. С переходом из класса в класс состояние здоровья, как правило, ухудшается, возрастает доля детей, имеющих те или иные отклонения в состоянии здоровья. Большая учебная нагрузка, изменение содержания и методов обучения. Интенсификация процессов обучения ведут к учащению заболеваний и патологических состояний в школьном возрасте. К сожалению, приходится констатировать факт, что плата за обучение на современном этапе развития общества предельно высока и это прежде всего-здоровье.
Всё это заставляет специалистов, работающих как в системе образования, так и в системе здравоохранения, искать иные пути решения проблемы охраны здоровья подрастающего поколения. На сегодняшний момент можно отметить три модели или три подхода к пониманию, а, следовательно, и к формированию собственного здоровья.
1 модель – это модель устрашения или модель запугивания.
Пафос этой модели сводится к запугиванию, устрашению теми или иными недугами, неминуемо подстерегающими всякого, кто злоупотребляет, например, алкоголем, никотином или жирной пищей. Эта группа концепций отличается как малой эффективностью с одной стороны. Так и появлением в последствии невротических расстройств, с другой.
2 модель строится на обращении к разуму человека.
«Если ты достаточно разумен, то стоит позаботиться о своём здоровье, ибо здоровье- это не всё, но без здоровья – всё ничто». ( Сократ). В свете этой модели предоставляется объективная статистика, разъясняются патогенные механизмы воздействия, предлагаются различные модели здорового образа жизни. Например, известно, что влияние на здоровье подрастающего поколения социальных, экономических и генетических факторов, прежде всего обучающего характера, это направление, видимо, не сможет, стать достаточно успешным в позиции формирования собственного здоровья подрастающего поколения.
3 модель. Суть её заключается в формировании мотивации на здоровье в условиях современного образования. Построение мотивации на здоровье в образовательной среде невозможно без:
- междисциплинарного характера взаимодействия различных специалистов (психологи, педагоги, врачи, валеологи т.д.);
- принятия протокола согласованных действий всех работающих в школе;
- определения здоровья как многократного понятия, которое включает в себя различные составляющие ( физическая культура, культура питания, культура общения, сексуальная культура, духовность).
Процесс воспитания, развития и совершенствования формирующейся личности должен способствовать привитию психологии здорового образа жизни.
Работа психологов, педагогов, родителей, самих детей должна быть направлена на формирование моды, на здоровье, физическую красоту, отказ от вредных привычек. Роль СМИ в этом процессе очень велика. Как и создание для этого инфраструктуры и в школе, и вне её.
Одним из решительных шагов, предпринимаемых Министерством образования России, стали внедрение и развитие здоровьесберегающих педагогических технологий. Совершенствуется нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность по охране детей школьно возраста.
Законодательная и нормативная база регламентирует деятельность по охране здоровья детей и подростков, существуют законы Российской Федерации, которые декларируют охрану их прав и прежде всего здоровья. В то же время она не обеспечивает в должной степени ,лечебно-профилактических, образовательных учреждений и учреждений Госсанэпиднадзора. Например, задача гигиенического образования и воспитания детей и формирования здорового образа жизни решаются министерствами здравоохранения в отрыве друг от друга.
По официальным данным, уровень заболеваемости детей в России очень высок. Существуют объективные проблемы, ухудшающие здоровье детской и подростковой популяции. Среди них можно выделить тяжелое экономическое положение в ряде регионов, которое приводит к нарушению рациона питания детей, что серьезно сказывается на их нормальном росте и развитии. Очень серьезными являются экологические проблемы.
Принятие Национальной доктрины образования – шаг вперед. Рекомендации Федерального совета в настоящее время выполняются:
- переход на пятидневную учебную неделю;
- запрещение домашних заданий на субботу и воскресенье при организации досуговой и консультативной работы на базе школ;
- увеличение часов на занятиях физической культурой.
Введены в действие Санитарные правила и нормы в соответствие с новыми реалиями. Обязательные условия – совместная разработка и поэтапное введение.
Но само механическое ограничение учебной нагрузки еще не решает большого количества «дидактогенных» проблем здоровья школьников, поскольку не учитывает многих социально-психологических факторов школьной среды. Малоизученным, с точки зрения здоровья, остается вопрос о том, как влияют та или иная образовательная технология и система отношений в школьном коллективе на физическое и психическое состояние школьника. Возрастающие учебные нагрузки не всегда адекватны физиологическим и психологическими возможностям детей, но уточнить уровень их соответствия на сегодняшний день затруднительно, так как отсутствуют согласованные критерии определения уровня здоровья. Большой процент нездоровых детей и подростков обусловлен отчасти тем, что в определении состояния здоровья суммируются дети с хроническими заболеваниями (третья группа здоровья) и морфофункциональными отклонениями (вторая группа здоровья). Учитывая то, что вторая группа здоровья не всегда имеет четкое согласование с международным классификатором болезней (МКБ-10), в котором группы здоровья вообще не предусмотрены, возможны известные расхождения при оценке состояния здоровья школьников в популяции.
Необходима работа по уточнению и выработке основных критериев состояния здоровья школьников с 1 по 11 классы, методов их определения, а также уточнение технологии организации школьной медицинской службы в связи с этими критериями.
Действующие в настоящее время отраслевые стандарты объема бесплатной медицинской помощи детям предусматривают осмотры детей и подростков врачами различных специальностей в «декретируемые» периоды времени, диспансерное наблюдение и восстановительное лечение детей с хронической патологией (приказ Минздрава России от 07.05.98 № 151). Объем медицинской помощи, регламентируемый временными отраслевыми стандартами здравоохранения для детей школьного возраста, не включает активных профилактических (за исключением вакцинации) и оздоровительных мероприятий для здоровых детей и школьников, имеющих функциональные отклонения в состоянии здоровья. Совместным приказом Министерства здравоохранения России и Министерства образования России от 30.06.92 № 186/272 предусмотрено проведение оздоровительных и реабилитационных мероприятий на базе образовательных учреждений. Однако нормативные документы, регламентирующие объем медицинской помощи детям в образовательных учреждениях, отсутствуют. Имеющийся объем гарантированной бесплатной помощи недостаточен для преодоления негативных тенденций в состоянии здоровья детей. Рост числа детей, имеющихся отклонения в состоянии здоровья уже к началу обучения в школе, требует проведения активных мероприятий первичной и вторичной профилактики.
Следует определить минимально достаточные медицинские меры по активной первичной и вторичной профилактике для здоровых детей школьного возраста.
Необходимо внести в курс подготовки и переподготовки педагогических кадров методики преподавания с учетом здоровьесберегающих технологий. Одной из наиболее важной проблемы является организация учебного процесс: обеспеченность необходимой мебелью, медицинским оборудованием, спортивным инвентарём и т.д.
Существующую и действующую программу «Школа здоровья» важно довести до каждой школы. В рамках данной программы необходимо создание службы содействия здоровью в образовательном учреждении, в основе которой лежат понятия «согласованного протокола действий» и «консилиума». Необходима разработка новой специальности, такой, как «школьный врач», обучать которой можно если не в ВУЗе, то в системе переподготовки.
Здоровье самих учителей иногда становится фактором, угрожающим здоровье школьников. Поэтому, мы считаем, что совершенно необходимо межведомственная программа «Здоровье учителей».
Проблем для совместного решения много: специальное образование; дети – сироты; дети группы «риска»; непрерывная программа содействия здоровью.
Забота о здоровье школьников является первоочередной задачей как для системы образования, так и для системы здравоохранения. В настоящее время во многих регионах страны созданы высокоэффективные технологии, позволяющие осуществлять наблюдение за состоянием здоровья учащихся. Внедряются новые технологические программы профилактики, которые дают возможность уменьшить заболеваемость и укрепить здоровье школьников, а также персонала образовательных учреждений. Создаются интересные и оригинальные модели школ, содействующих здоровью.
Заслушав и обсудив доклады по актуальным вопросам здоровья детей и подростков предлагаю:
- Необходимо разработать междисциплинарные критерии мониторинга здоровья школьников с учетом не только физических, но и социально-психологических и средовых факторов. Обязательной составляющей такого мониторинга должно стать исследование поведенческих факторов риска, опасных для здоровья.
- Уделить приоритетное внимание укреплению материально-технической базы физического воспитания школьников.
- Тиражировать передовой опыт работы школ по укреплению здоровья учащихся.
- Обратиться к СМИ, хотя бы на местном уровне, о необходимости запрещения рекламы алкогольных напитков и табачных изделий, а также публикаций и телевизионных передач о насилии и других сцен, провоцирующих агрессию и рискованное для здоровья поведение детей и подростков.
Источник