Меню

Как обозначить группу здоровья у ребенка

Группы здоровья у детей: комплексная оценка состояния здоровья

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Комплексную оценку состояния здоровья детей проводят с 3-летнего возраста.

Система комплексной оценки состояния здоровья основана на четырёх притих критериях:

  1. наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учётом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);
  2. уровень функционального состояния основных систем организма;
  3. степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
  4. уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

Основной метод получения характеристик, позволяющих комплексно оценить состояние здоровья, — профилактический медицинский осмотр.

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребёнка или подростка с формализацией результата в виде определения группы здоровья происходит с обязательным учётом всех перечисленных критериев.

[1], [2], [3], [4]

Основные группы здоровья детей

В зависимости от состояния здоровья детей можно отнести к следующим группам:

  • 1-я группа здоровья — здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;
  • 2-я группа здоровья — дети, у которых нет хронических заболеваний, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, реконвалесценты, особенно перенёсшие тяжёлые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела (масса менее М-1σ) или избыточной массой тела (масса более М+2σ). Также в данную группу включают детей, часто и/или длительно болеющих острыми респираторными заболеваниями; детей с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранно соответствующих функций;
  • 3-я группа здоровья — дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания. Так в эту группу относят детей с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, причём степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребёнка, в том числе подросткового возраста;
  • 4-я группа здоровья — дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсации функциональных возможностей, с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии. Также в эту группу относят детей с физическими недостатками, последствиями травм операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определённой мере ограничивает возможность обучения или труда ребёнка;
  • 5-я группа здоровья — дети, страдающие тяжёлыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличии осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.

Отнесение больного ребёнка или подростка ко 2-, 3-, 4- или 5-й групп здоровья осуществляет врач с учётом всех приведённых критериев и признаков. Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребёнка, медицинской карте ребёнка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований выносит (по своей специальности) точный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний либо заключение «здоров».

Комплексную оценку состояния здоровья ребёнка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.

Детям с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями (а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, (появление осложнений) по результатам профилактического медицинского осмотра комплексную оценку состояния здоровья не дают. В таких случаях необходимо проведение диагностического обследования в полном объёме. После получения результатов обследования выносят уточнённый диагноз и дают комплексную оценку состояния здоровья.

Все дети, независимо от группы здоровья, ежегодно проходят скрининговое исследование, по результатам которого уточняют необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.

Читайте также:  Понятие здоровье по педагогике

Дети, отнесённые к 1-й группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объёме в сроки, определённые действующими нормативно-методическими документами.

Контроль состояния здоровья детей, отнесённых ко 2-й группе здоровья, осуществляет врач-педиатр при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно.

Дети, отнесённые к 3-4-й группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль состояния их здоровья и оценку эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляют на основании результатов диспансерного наблюдения.

Результаты комплексной оценки состояния здоровья в качестве скрининга могут сыграть роль в решении прикладных задач поддержания здоровья детей — отнесение к определённым группам для занятия физической физкультурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов в отношении их профессионального выбора, военной службы и др.

Комплексная оценка состояния здоровья детей до 3 лет жизни происходит в соответствии с приказом М3 СССР № 60 от 19.01.1983 г. и дополнениями 2002-2003 гг. При этом учитывают:

  • особенности онтогенеза (данные генеалогического, биологического.
  • социального анамнеза);
  • физическое развитие;
  • нервно-психическое развитие;
  • уровень резистентности;
  • функциональное состояние организма;
  • аличие или отсутствие хронических заболеваний или врождёнж пороков развития.

Генеалогический метод — сбор родословных, т.е. прослеживание признака или болезни в семье, в роду с указанием типа родственных связей меж членами родословной.

Для скрининговой количественной оценки отягощённости генеалогического анамнеза используют показатель, называемый индексом отягощённости наследственного анамнеза (Jor), который можно рассчитать по формуле Jor = общее число больных родственников (о заболеваниях которых есть сведения, включая пробанда) / общее число родственников (о состоянии здоровья которых есть сведения, включая пробанда).

  • 0-0,2 — отягощённость генеалогического анамнеза низкая;
  • 0.3-0.5 — отягощённость умеренная;
  • 0.6-0.8 — отягощённость выраженная;
  • о 0,9 и выше — отягощённость высокая.

Дети с выраженной и высокой отягощённостью относятся к группе риска по предрасположенности к тем или иным заболеваниям.

Биологический анамнез включает сведения о развитии ребёнка в различные периоды онтогенеза.

  • Антенатальный период (раздельно течение 1-й и 2-й половины беременности):
    • токсикозы 1-й и 2-й половины беременности;
    • угроза выкидыша;
    • экстрагенитальные заболевания у матери;
    • о профессиональные вредности у родителей;
    • отрицательная резус-принадлежность матери с нарастанием титра антител;
    • хирургические вмешательства;
    • вирусные заболевания во время беременности;
    • посещение женщиной школы матерей по психопрофилактике родов.
  • Интранатальный и ранний неонатальный периоды (первая неделя жизни):
    • характер течения родов (длительный безводный период, стремительные роды);
    • пособие в родах;
    • оперативное родоразрешение (кесарево сечение и др.);
    • оценка по шкале Апгар;
    • крик ребёнка;
    • диагноз при рождении и выписке из родильного дома;
    • срок прикладывания к груди и характер лактации у матери;
    • срок вакцинации БЦЖ;
    • время отпадения пуповины;
    • состояние ребёнка при выписке из родильного дома;
    • состояние матери при выписке из родильного дома.
  • Поздний неонатальный период:
    • родовая травма;
    • асфиксия;
    • недоношенность;
    • гемолитическая болезнь новорождённого;
    • острые инфекционные и неинфекционые заболевания;
    • поздний перевод на искусственное вскармливание;
    • пограничные состояния и их длительность.
  • Постнатальный период:
    • повторные острые инфекционные заболевания; наличие рахита;
    • наличие анемии;
    • расстройства питания тканей в виде дистрофии (гипотрофия или паратрофия);
    • наличие диатезов.

Сведения о биологическом анамнезе участковый врач-педиатр получает из выписок родильного дома и других медицинских учреждений, бесед с родителями.

При наличии одного и более факторов риска в каждом из пяти перечисленных периодов онтогенеза следует говорить о высокой отягощённости биологического анамнеза. Наличие факторов риска в 3-4 периодах свидетельствует о выраженной отягощённости (группа высокого риска по биологическому анамнезу); в двух периодах — об умеренной отягощённости (группа риска по биологическому анамнезу); в одном периоде — о низкой отягощенности (группа внимания по биологическому анамнезу). Если факторы риска отсутствуют во всех периодах развития ребёнка, то биологически анамнез считают неотягощённым.

Степени неблагополучия в периодах внутриутробного развития ребёнка можно косвенно судить по уровню его стигматизации. К стигмам дизэмбриогенеза относятся малые аномалии развития соединительной ткани (МАР), не приводящие к органическим или функциональным нарушениям определенного органа. В норме количество стигм составляет 5-7. Превышение порога стигматизации следует расценивать как фактор риска ещё не проявившейся патологии.

  • полнота семьи;
  • возраст родителей;
  • образование и профессия родителей;
  • психологический микроклимат в семье, в том числе в отношении к ребёнку;
  • наличие или отсутствие в семье вредных привычек и асоциальных форм поведения;
  • жилищно-бытовые условия;
  • материальная обеспеченность семьи;
  • санитарно-гигиенические условия воспитания ребёнка.

Данные параметры могут быть использованы для выделения социально неблагополучных семей и детей групп социального риска.

В форме 112/у в случае благополучного анамнеза следует писать кратко «Социальный анамнез благополучный». В случае неблагополучного aнaмнеза следует указать параметры, имеющие отрицательную характеристику. Неблагополучный социальный анамнез негативно сказывается на нервно-психическом развитии ребёнка, в дальнейшем может привести к неправильному формированию личности человека.

Читайте также:  Доступное дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья

Источник

Что значат группы здоровья детей при усыновлении? Таблица по заболеваниям

Когда возникает мысль об усыновлении ребенка, потенциальный усыновитель представляет себе прелестного малыша из рекламы подгузников. У ребенка гладкие розовые щечки, кудрявые белые волосы, голубые глаза, а главное, он полностью здоров. Поэтому, когда этот усыновитель сталкивается с детьми из детских домов, он испытывает шок. Дети не только не похожи на придуманную картинку, но у них есть еще какие-то страшные группы здоровья. Что делать с этой информацией, что означают группы здоровья и как найти здорового ребенка, читайте в нашей статье.

В статье расскажем:

Что такое группа здоровья

Группа здоровья – это условное разделение детей по уровню их физического и психического здоровья. Выделяют 5 групп здоровья. От первой – практически здоров, до пятой – имеет серьезные заболевания.

Алгоритм определения группы здоровья установлен Приказом министерства здравоохранения РФ от 30 декабря 2003 года № 621. Он предусматривает критерии для групп здоровья детей в возрасте от 3 до 17 лет.

Впервые усыновитель сталкивается с информаций о группах здоровья, когда начинает смотреть детей на Усыновите.ру. Это федеральная база данных детей, оставшихся без родителей. Каждая карточка содержит информацию о том, к какой группе здоровья относится ребенок.

Для начала нужно понять, как именно данная информация попадает в карточку о ребенке:

  1. Информация о ребенке появилась в отделе опеки.
  2. Специалисты пытаются вернуть его матери или отцу.
  3. Если это невозможно, то в течение 3 дней информация направляется в региональный банк. Соответственно карточка появляется на Усыновите.ру.

Как можно догадаться, за 3 дня сложно собрать полный и достоверный анамнез ребенка. Более того, это никому не нужно. Медицинские работники организации, в которую помещен ребенок, осматривают его и ставят диагнозы «на глаз». В дальнейшем ребенку будет проведено полное медицинское обследование, диагнозы будут уточнены. Но информация в карточке будет изменена только через 30 дней.

Итак, в соответствии с приказом № 621 критерии для групп здоровья устанавливаются для детей от 3 до 17 лет. Поэтому при поиске маленького ребенка через Усыновите.ру не стоит ориентироваться на группы здоровья, указанные в карточках.

Пример. Валентина искала ребенка через сайт. Ей понравилась девочка Ирина, 2020 года рождения. На фото девочка была нарядно одета и выглядела милой. В карточке указана третья группа здоровья. Валентина решила познакомиться с девочкой и взяла направление. При знакомстве выяснилось, что у девочки сложна родовая травма и врачи не дают положительных прогнозов, выживет она или нет. Через 10 дней информация на сайте изменилась, группа здоровья была изменена на пятую.

Зачем нужна группа здоровья

Гражданин, который принимает ребенка в семью, имеет право знать подробности о его состоянии здоровья. Более того, он подписывает заявление о том, что получил полную информацию о заболеваниях ребенка и уведомлен об их последствиях.

Если у ребенка выявляются другие болезни, кроме указанных в медицинских документах, опекун или усыновитель могут отказаться от ребенка. В этом случае отказ оформляется по вине отдела опеки и не несет негативных последствий для опекуна. Он не считается исполняющим обязанности ненадлежащим образом. А если отказ оформляет усыновитель, то с него не взыскиваются алименты.

Как показывает практика, чаще всего усыновители отказываются от детей, если выявляются наследственные психические заболевания, ВИЧ или гепатиты.

Оценка здоровья детей

Группы здоровья помогают замещающим родителям оценить общее состояние здоровья ребенка, чтобы оценить свои силы.

Например , если семья хочет принять только условно здорового ребенка без значительных патологий, то не стоит рассматривать детей с 4 и 5 группами здоровья. Но даже изучая анкету ребенка с 1-3 группами здоровья, не стоит им бездумно доверять. Каждого ребенка нужно рассматривать индивидуально, изучать каждый поставленный диагноз и прогнозы по нему. Разделение по группам здоровья устанавливается скорее в качестве общей информации. Не стоит на них полностью полагаться.

Кроме того, со временем группа может меняться:

  • при проведении дополнительного медицинского обследования;
  • при уточнении диагноза;
  • при длительном нахождении в организации.

Чтобы иметь представление об условном разделении детей по физическому и психическому здоровью, рассмотрим, что включает в себя каждая из групп здоровья.

Читайте также:  Молитвы для новорожденных детей для здоровья

Что значит 1 группа здоровья у ребенка

Первая группа здоровья устанавливается абсолютно здоровым детям. Они не имеют хронических заболеваний.

Не стоит искать таких детей в федеральном банке данных. Первая группа здоровья, указанная в карточке ребенка, означает, что он не был обследован или результаты обследования еще не поступили.

Что значит 2 группа здоровья у ребенка

Вторая группа здоровья ставится детям, которые имеют риск формирования хронических заболеваний.

По сути, это физически здоровые дети, но:

  • у родителей были хронические заболевания;
  • они часто болеют простудными заболеваниями;
  • есть незначительные отклонения в весе, росте, развитии согласно возраста;
  • есть физические недостатки;
  • были проведены операции, но все органы и системы функционируют хорошо;
  • были травмы или переломы.

При второй группе здоровья психическое состояние здоровья у ребенка в норме.

Вторая группа здоровья редко устанавливается новорожденным детям и детям в возрасте до 5 лет. Если в карточке ребенка указана вторая группа здоровья, скорее всего он не был обследован или уже находится в семье.

Что значит 3 группа здоровья у ребенка

Третья группа здоровья ставится детям, у которых:

  • есть нетяжелые хронические заболевания;
  • установлен диагноз R75 (мать была больна ВИЧ);
  • есть основное хроническое заболевание, осложненное дополнительным (есть бронхиальная астма и дополнительно часто бывает ОРВИ);
  • отклонение в одной из систем организма (нарушение слуха).

Если ребенку установлена 3 группа, нужно внимательно изучать каждый из диагнозов. Часть из них может быть установлена ошибочно, другие могут быть не выявлены.

Что значит 4 группа здоровья у ребенка

К четвертой группе здоровья относятся дети:

  • с часто обостряющимися хроническими заболеваниями;
  • с ограниченными возможностями здоровья;
  • с подтвержденной ВИЧ-инфекцией;
  • нуждающиеся в операции.

Чтобы установить четвертую группу, у ребенка должна быть нарушена не только система организма по хроническому заболеванию, но и некоторые другие.

Что значит 5 группа здоровья у ребенка

Пятая группа здоровья устанавливается тяжело больным детям. У них два и более серьезных заболевания. Они нуждаются в постоянном постороннем уходе, имеют инвалидность.

Как правило речь идет и о психических отклонениях, и о физическом заболевании.

4 и 5 группа здоровья – это приговор?

Каждую ситуацию нужно рассматривать индивидуально. Группа здоровья может быть выставлена ошибочно.

Кроме того, в отношении детей от 0 до 3 лет критериев установления групп здоровья вообще нет.

Если ребенок долго находится в детском доме, то его состояние здоровья всегда ухудшается. Поэтому всегда стоит ориентироваться на конкретные диагнозы.

5 советов для поиска здорового ребенка

В процессе поиска ребенка рекомендуется изучать состояние ребенка следующим образом:

  1. При получении информации о ребенке, нужно позвонить региональному оператору. У него нужно узнать диагнозы, которые установлены ребенку на текущий момент. Значение непонятных диагнозов нужно уточнить у специалистов школы замещающих родителей.
  2. Для расшифровки диагнозов используется таблица заболеваний по классификации МКБ-10. Найти ее можно по ссылке.
  3. Не нужно спрашивать значение диагнозов у людей на форумах. Вы не знаете, имеют ли они медицинское образование по педиатрии или неонтологии. А знания других специалистов могут быть неполными или неточными.
  4. Получить подробную информацию о здоровье ребенка нужно у главврача дома ребенка или медицинского сотрудника центра помощи семейному устройству. Они покажут медицинскую карту, расскажут о состоянии здоровья родителей. Но к ним можно обратиться только после получения направления.
  5. Даже если главврач говорит о серьезном заболевании, но ребенок понравился, лучше провести независимое обследование. В этом случае вы точно будете уверены в что ребенок был осмотрен и какие диагнозы ему установлены.

Обратите внимание! Если вы усыновляете ребенок в возрасте до 3 лет, то оценить его состояние здоровья можно только приблизительно. Часть заболеваний выявляются в более старшем возрасте. Поэтому нужно быть готовым к неприятным сюрпризам.

Ответы юриста на частные вопросы

Заключение эксперта

  1. Группы здоровья детям в детских домах устанавливаются условно.
  2. Чтобы оценить состояние здоровья ребенка нужно узнать его диагнозы.
  3. Более точную информацию о детском здоровье сообщает главврач дома ребенка или медик детского дома.
  4. Если информация не кажется точной, лучше повести независимое исследование.
  5. При обследовании ребенка в возрасте до 3 лет, сведения о состоянии здоровья всегда будут не точными. Впоследствии могут выявится новые заболевания.

Если у вас остались вопросы о проведении независимой экспертизы или о правилах знакомства с медицинскими документами ребенка, то юристы нашего сайта готовы прийти на помощь. Опишите ситуацию в форме связи и получите полную информацию.

Источник

Adblock
detector