«Как сохранить здоровье дошкольников» консультация для педагогов
консультация (старшая группа) на тему
Деньги потерял – ничего не потерял,
время потерял-многое потерял,
здоровье потерял – все потерял.
(русская народная пословица)
Укрепление и сохранение здоровья дошкольников в условиях детского сада является одной из главных целей родителей и работников ДОУ. Ведь от того насколько наши дети растут здоровыми, зависит будущее всей страны. Особенно важен в этом отношении период детства, когда ребенок еще не пошел в школу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_na_temu_kak_sohranit_zdorove_doshkolnikov.docx | 157.11 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2 «Рябинка»
«Как сохранить здоровье дошкольников»
консультация для педагогов
Деньги потерял – ничего не потерял,
время потерял-многое потерял,
здоровье потерял – все потерял.
(русская народная пословица)
Укрепление и сохранение здоровья дошкольников в условиях детского сада является одной из главных целей родителей и работников ДОУ. Ведь от того насколько наши дети растут здоровыми, зависит будущее всей страны. Особенно важен в этом отношении период детства, когда ребенок еще не пошел в школу.
Проанализировать результаты проведенных исследований, медики пришли к выводу, что первое место среди заболеваний дошкольников занимают заболевания органов дыхания, ОРЗ. Второе место занимают паразитарные инфекционные болезни, аллергические проявления, заболевания пищеварительной системы. В последнее время количество детей с близорукостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата возросло в 5 раз, с психоневрологическими отклонениями в 1,5-2 раза. В уставе Всероссийской организации здравоохранения отмечается: здоровье — это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного духовного благополучия. Здоровье-совокупность физических, психических и социальных качеств человека, которые составляют основу его долголетия и осуществления творческих планов, создание крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладения достижениями культуры. Физическое развитие – один из наиболее важных показателей здоровья ребенка. Основной задачей ДОУ является развитие программ физического воспитания двигательного режима, направленных на формирование правильной осанки. Педагоги и родители должны прилагать все усилия на регулирование двигательной активности дошкольников, которая им необходима, например, при повышении активности детей, следует принимать все меры к сдерживанию, торможению изменений подвижности; Для детей с пониженной активностью нужно уделять больше времени для интенсивных физических упражнений.
Укрепление дошкольников также состоит в методах пропорционального развития у детей различных мышечных групп. Для этого подбираются необходимые физические упражнения с постепенным увеличением нагрузки. Нужно подсказать ребенку, чтобы он не сутулился, стоял прямо, расправлял плечи и т.д. Это очень важное замечание, так как ребенок, в силу своего возраста не осознает значимости таких указаний взрослого. Поэтому он меняет позу только на короткое время, а потом забывает о нем. Навыки дошкольников складываются при многократном механическом повторении. Далее это войдет в привычку, и хорошая осанка окажет положительное влияние на функционирование всего организма.
Взрослые должны создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности. И важных здесь является правильно организованный режим дня – это оптимально сочетаемые периоды бодрствования и сна детей в течение суток. Он удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности. Режим дисциплинирует детей, приучает их к определенному ритму. Работники ДОУ считают понедельник «тяжелым днем», так как многие дети быстро утомляются, капризничают. А все дело в том, что в выходные дети не гуляли, не спали днем, вечером поздно легли – словом режим был нарушен.
Полноценное питание – включение в рацион продуктов, богатых витаминами А, В, С, Д, минеральными солями (кальцием, фосфором, железом, магнием, медью), а также белком. Обязательное условие рационального питания детей – разнообразие рациона, как за счет разных продуктов, так и способов их приготовления. Закаливать и укреплять организм можно и продуктами. Есть пищевые продукты и вещества помогающие ребенку стать более здоровым. Это черная смородина и шиповник. Морковные сок до половины стакана в день повышает устойчивость организма к заболеваниям верхних дыхательных путей и легких. Это свежевыжатые соки – они быстро усваиваются организмом, в них много воды, но это поистине живая вода – она обогащена биологически активными веществами растительных клеток.
Физическое развитие – один из наиболее важных показателей здоровья ребенка. Правильная организация занятий, оптимальное чередование разных видов деятельности оказывает большое влияние на работоспособность, утомляемость и в целом на функциональное состояние всего организма. Один из приемов, способствующих снижению утомляемости – использование физкультминуток. Они проводятся в паузах на занятиях по развитию речи, рисованию. Их цель – поддержать умственную и физическую работоспособность на высоком уровне. Продолжительность физкультминуток 2-3 минуты. Интересно проходят физкультминутки под музыку. Дети могут выполнять под музыку несколько видов танцевальных движений. Для проведения физминуток предлагаются следующие упражнения:
- «растирание ушных раковин и пальцев рук» — активизирует все системы организма: разогреть руки, потирая их, помассировать мочки ушей, ушную раковину, в конце растереть уши ладонями.
- «перекрестные движения» — активизируют оба полушария головного мозга, под спокойную музыку выполнять перекрестные координированные движения, одновременно с правой рукой двигать левой ногой и наоборот, ставить руку и ногу вперед, в сторону, назад.
- «качание головой» — улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращение: головой медленно покачивать из стороны в сторону, подбородком «вычерчивать» на груди слегка изогнутую линию, дышать глубоко, плечи опустить вперед.
- «ленивые восьмерки» — активизируют структуры обеспечивающие запоминания: в воздухе в горизонтальной плоскости «рисовать» цифру восемь по три раза сначала одной рукой, потом другой рукой, затем обеими руками.
- «симметричные рисунки» — улучшает зрительно-моторную координацию: в воздухе обеими руками рисовать симметричные фигуры.
- «медвежьи покачивания» — расслабляет позвоночник, мышцы шеи и глаз: покачиваться из стороны, в стороны изображая медведя.
- «поза дерева» — снимает статическое напряжение с позвоночника: сесть, ноги вместе, руки опустить, спину выпрямить, сделать глубокий вдох и выдох, руки плавно поднять вверх ладонями друг к другу, потянуться, удерживать позу 15-20 секунд.
- «медуза» — снимает психофизическое напряжение: сидя, совершать плавные движения руками подражая медузе, плавающей в воде.
В работе с детьми используются здоровьесберегающие технологии:
- Воздушные ванны (облегченная одежда, сон без маек).
- Полоскание полости рта и горла кипяченной водой комнатной температуры.
- Обмывание лица и рук до лица прохладной водой.
- Босохождение во время подготовки ко сну.
- Оздоровительный бег.
- Зрительная гимнастика.
- Пальчиковая гимнастика.
- Дыхательная гимнастика.
- Гимнастика для ног, ходьба по рефлексогенным дорожкам.
- Релаксационные паузы.
- Точечный массаж.
У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни.
-Сегодня я принесла вам скакалки. История современной скакалки началась с обычной веревки. Еще древние египтяне крутили веревки и канаты из пеньки, им постоянно приходилось перепрыгивать через них, чтобы они не путались. Дети, понаблюдав за взрослыми, стали прыгать через куски веревки для забавы. Через скакалку можно не только прыгать, но и играть в разные игры.
Игра «Ловкие руки, быстрые ноги» (сложить скакалку пополам, взять за концы, перепрыгивать).
Игра «Дружная семейка» (двое крутят, третий прыгает).
Игра «Неуловимая скакалка» (ставятся стулья спинка к спинке, под стул кладется скакалка, участники бегают, по сигналу садятся и вытягивают из под них скакалку).
Игра «Движущаяся скакалка» (натянуть скакалку на высоте 20 см. затем выше, дети перепрыгивают через скакалку).
Игра «Неделька» (натягивается скакалка на высоте 5 см. – понедельник, 10 см. – вторник, 15 см. – среда и т. Дети перешагивают или перепрыгивают).
Следующий важный критерий здоровья – психофизическое состояние ребенка. Детский сад – не только учреждение, куда он ходит на протяжении нескольких лет, но и еще особый мир, в котором он проживает значительную часть своей жизни, где радуется и огорчается, принимает решения, выражает чувства. Воспитателям следует обратить внимание на решение вопросов психогигиены учебно-воспитательного процесса: нет ли психотравмирующих ситуаций. Предложенные вам памятки будут полезны воспитателям и родителям.
Здоровье ребенка можно считать достигнутой нормой если он:
— в физическом плане – умеет преодолевать усталость.
— в социальном – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить.
— в интеллектуальном – проявляет хорошие умственные способности.
-в нравственном – уравновешен, способен удивляться.
Известный педагог В.А. Сухомлинский утверждал, что забота о здоровье ребенка – это непросто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… Это прежде всего, забота с гармоничной полнотой всех физических и духовных сил и венцом этой гармонии является радость творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья о здоровьесбережении дошкольников с памятками для детей и родителей.
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка.
Как сохранить здоровье дошкольников.
Как сохранить здоровье дошкольников.
В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами: политическим, социально-экономическим и др. Но прежде всего причиной является культурный кризис обще.
Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылки экологического сознания.
Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.
Источник
Консультация для родителей «Как обеспечить здоровье ребенку?»
Ирина Тимофеева
Консультация для родителей «Как обеспечить здоровье ребенку?»
Болеет без конца ребёнок.
Мать в панике,в слезах: и страх и грусть.
— Ведь я его с пелёнок
Всегда в тепле держать стремлюсь.
В квартире окна даже летом
Открыть боится — вдруг сквозняк,
С ним то в больницу, то в аптеку,
Лекарств и перечесть нельзя.
Не мальчик, словом, а страданье.
Вот так, порой, мы из детей
Растим тепличное создание,
А не бойцов — богатырей.
В. Крестов «Тепличное создание»
Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции. Прежде всего, давайте определимся, а что же такое — здоровье? В настоящее время существует несколько определений этого понятия. Наиболее простое и понятное обычному обывателю, мы и возьмем на вооружение. Здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
От каких же факторов оно будет зависеть?
10% — развитие здравоохранения
50% — образ жизни
Исходя из данной статистики, понятно, что на первом месте оказывается, то, что зависит только от нас. Конечно, образ жизни у каждого свой, но при желании, его возможно сделать здоровым.
Что же поможет нам обеспечить здоровый образ жизни себе и детям?Это прежде всего:
Оптимальный двигательный режим
Здоровая гигиеническая среда
Благоприятная психологическая атмосфера
Рассмотрим подробнее все аспекты.
Рациональное питание –включаем в рацион продукты, богатые витаминами А, В, С и Д, минеральными солями (кальцием, фосфором, железом, магнием, медью, а также белком. Для детей всех возрастов необходимо разнообразие рациона, за счёт разных продуктов, а также и способов их приготовления. Конечно, мамам сейчас приходится много работать, и времени на приготовление полноценного завтрака, обеда и ужина, катастрофически не хватает. Однако, не поддаёмся маркетинговым уловкам супермаркетов и используем готовые полуфабрикаты только в случае крайней необходимости. Отдаем предпочтение простым блюдам, и продуктам не требующим долгой термической обработки. Помним, что улучшению детского аппетита способствует забавное оформление предложенного блюда.
Режим дня– это оптимально сочетаемые периоды бодрствования и сна детей в течение суток. Он удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Режим дисциплинирует детей, приучает их к определённому ритму. При составлении домашнего режима, опираемся на режим, утвержденный в детском саду — он составлялся профессионалами исходя из рекомендаций разных специалистов. Таким образом, мы не только охраняем детский организм от вредных влияний, но и создаем условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребёнка, его работоспособности.
Оптимальный двигательный режим — выбираем не требующие материальных затрат и ваших каких-то специальных спортивных навыков — ходьбу и бег. Помним, что эти доступные физические нагрузки способствуют повышению общей выносливости, укрепляют сердечнососудистую и дыхательные системы, различные группы мышц, суставы и связки. Доказано, что бег улучшает кровоток во всех внутренних органах, включая мозг. Кроме того ходьба и бег обладают выраженным тренирующим эффектом и способствуют закаливанию организма.
У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Помним, что воспитывают поступки, а не слова. А это значит, что все гигиенические, закаливающие и оздоровительные процедуры выполняете вместе с ребенком и Вы сами. Чем раньше ребёнок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщён к здоровому образу жизни.
Создаем благоприятную психологическую атмосферу — обеспечиваем ребенку спокойный, доброжелательный психологический климат. Перебранки, выяснение отношений в присутствии ребёнка не допускаем, помним, что они способствуют возникновению у него невроза или усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы. А всё это существенно снижает защитные возможности детского организма. Отрицательный результат дают и неумеренные запреты – «нельзя», «не бегай», «не шуми». Жёстко авторитарное воспитание столь же мало способствует нормальному развитию детей, сколь и противоположная крайность в виде вседозволенности.
Закаливание — для многих это слово ассоциируется с обливанием холодной водой. Но на самом деле не только это. Различают такие виды закаливания, как закаливание воздухом, солнцем и водой.Активно используем целебные природные факторы окружающей среды: чистая вода, ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистый воздух, фитонцидные свойства растений. Воздушные ванны — это наиболее приятная и безопасная для ребенка процедура, во время которой рекомендуется физическая активность. Как это обеспечить? Хорошо проветриваем комнату и делаем элементарную зарядку или активно прогуливаемся с пробежками по лесу. Летом, само собой, дополняем воздушные ванны солнечными — выбираемся на пикники, дачи, пляжи. Не забываем солнцезащитные и антимоскитные средства, мячи, скакалки, бадминтон и т. п., и активно двигаемся, И, наконец, самый приятный вид закаливания – купание. Все дети любят купаться в открытых водоемах. Начинаем сезон тогда, когда вода прогревается до +20°C. И заканчиваем сезон по самочувствию.
Следуя этим нехитрым рекомендациям, обеспечиваем здоровый образ жизни детям. Который, в свою очередь, обеспечит гармоничное развитие личности ребенка в целом. Ведь в современном обществе предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку, к его знаниям и способностям. Любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.
«Помогите ребенку укрепить здоровье». Круглый стол для родителей Цель: Помочь родителям построить игровую деятельность ребенка дома, с учетом его двигательной активности. Показать родителям значение.
«Помогите ребенку укрепить здоровье». Круглый стол для родителей Цель: Помочь родителям построить игровую деятельность ребенка дома, с учетом его двигательной активности. Показать родителям значение.
Консультация для родителей «Как помочь ребенку заговорить?» В жизни малыша до достижения им возраста трех лет происходит много знаковых событий, дарящих незабываемые впечатления его близким, таких,.
Консультация для родителей «Как стать другом своему ребенку» Как стать другом своему ребенку Дружба родителей и детей — это особые отношения, которые требуют, прежде всего, взаимного уважения, умения.
Консультация для родителей «Как научиться отказывать ребенку?» Консультация для родителей на тему: «Как научиться отказывать ребенку?» В последнее время родители стали разрешать детям приносить в детский.
Консультация для родителей «Что почитать ребенку 4–5 лет» Детская литература — весьма широкое понятие. Оно включает в себя сказки, повести, рассказы и стихи для детей разного возраста. В понятие.
Консультация для родителей «Для чего ребенку игра?» Игра – это средство познания окружающей жизни; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения.
Консультация для родителей «Как помочь ребенку укрепить здоровье в стенах квартиры» Консультация для родителей «Как помочь ребенку укрепить здоровье в стенах квартиры» Все родители хотят, чтобы их ребенок рос сильным, крепким.
Консультация для родителей «Профилактика и помощь тревожному ребенку» Все дети разные. Одни тихони, другие – забияки, третьи – задиры и шалуны. Все они нуждаются в любви, ласки, заботе. Все они достойны похвалы.
Консультация для родителей «Пора ли ребенку в школу?» Вашему ребенку пора идти в школу. И, конечно, вас тревожат сомнения: справится ли он со школьными нагрузками? Не повредит ли новый режим.
Источник