Меню

Как обеспечить охрану здоровья детей

Охрана жизни детей и педагогического персонала

Директор школы обеспечивает работу всего коллектива по охране прав и жизни учащихся. С этой целью он проводит с учителями и обслуживающим персоналом занятия по охране жизни детей, знакомит с основными законами и требованиями. Обеспечивает условия для нормальной деятельности .всех работников школы и детей.

Деятельность руководителя школы по данному аспекту проводится в трех направлениях:

1) Обеспечение медицинского осмотра детей и лечения тех школьников, которые в этом нуждаются (особенно лишенных родительского внимания).

2) Создание необходимого санитарного режима в школе (тепло, свет, вода, чистота), недопущения перегрузки и перенапряжения, проведение спортивных занятий.

3) Строгое соблюдение правил техники безопасности в лабораториях, мастерских, физзале, во время походов, соревнований и т.д.

С этой целью важно выполнять следующие важнейшие положения:

а) школа должна иметь самостоятельный огражденный земельный участок с площадью озеленения не менее 40— 50%. Спортивная зона по возможности должна создаваться со стороны спортивного зала;

б) в школе должны быть учебные секции для 1—3 и 4— 5 классов, а также для трудового обучения, учебноспортивного и культурномассового назначения, организации продленного дня, общешкольного назначения (столовая, библиотека, медицинские кабинеты);

в) естественное и искусственное освещение должно соответствовать санитарным нормам (75100 люксов), для окраски парт и столов рекомендуется зеленая гамма цветов;

г) в школе предусматривается определенный тепловой режим: в классах и кабинетах 17—20 градусов, в мастерских — 16—18 градусов, в спортивном зале 15—17 градусов;

д) оборудование помещений должно соответствовать гигиеническим нормам: парты и столы устанавливаются с учетом возраста детей и их роста вдоль классов в дватри ряда, с проходом шириной 0,6—0,7 м;

е) уборка проводится: спален — утром, классов — после окончания уроков, коридоров и рекреаций после каждой перемены, умывальных и уборных после каждой перемены с применением дезсредств;

ж) строго выполняется учебновоспитательный режим: продолжительность перемен — 10 мин., большой перемены — 30 мин (вместо одной большой перемены допускается устраивать две перемены по 20 мин каждая).

з) необходимо налаженное питание учеников и учителей в столовых и буфетах, соответствующее санитарным нормам по калорийности и качеству.

Директор школы лично проверяет и совместно с завучем, завкабинетами, завхозом обеспечивает:

— состояние, размеры и техническую оснащенность спортсооружений, площадок и физкультурного зала;

— готовность учебных кабинетов, их укомплектованность и выполнение техники безопасности;

— готовность к занятиям учебных мастерских, их характеристика и обеспечение техники безопасности;

— наличие технических средств обучения, их состояние и хранение;

— наличие и состояние буфета или столовой;

— организацию питьевого режима;

— наличие медицинских кабинетов и документации;

— состояние школьной мебели;

— сведения о книжном фонде библиотеки;

— готовность школы к зиме. Характер отопительной системы, ее опрессовка, состояние, запас топлива;

— освещение школы и классных помещений;

— состояние электросети и заземление;

— наличие и состояние противопожарного оборудования;

— водо и газоснабжение;

— предоставление сельским учителям льгот и преимуществ, предусмотренных законом;

— выполнение решений о подвозе детей, проживающих на расстоянии 3 км и более от школы, наличие интерната, его состояние.

Лично директор вместе с заместителем по хозяйственноадминистративной части систематически проверяет электрооборудование, противопожарный инвентарь, выходы из помещений, лестничные площадки, хозяйственные помещения. Еще нередко в ряде школ устраиваются под лестничными площадками у запасных выходов небольшие складские помещения, загромождающие дверные проемы, запасные двери запираются висячими замками, фактически исключающими возможность выхода.

В каждой школе должен быть план эвакуации на случай пожара, назначены ответственные, проинструктированы дежурные и все учащиеся.

Особо важно позаботиться о технике безопасности в учебных мастерских, на сельскохозяйственных работах, в спортзалах, о знаниях учащимися и руководителями правил безопасности во время походов, купаний, изучении в школе правил уличного движения и т.д. Нормативные и инструктивные акты по вопросам организации общественно полезного труда учащихся общеобразовательной школы ясно указывают, что директор несет ответственность за несчастные случаи в школе, происшедшие в результате нарушения правил безопасности. Важно, чтобы учителя труда, физкультуры, химии, физики, биологии, классные руководители инструктировали по технике безопасности каждого учащегося.

Читайте также:  Вред здоровью при дтп перелом грудины

Директор школы обеспечивает наблюдение за здоровьем детей, работу врача и медицинских сестер, помогает детям, нуждающимся в специальном лечении. Особую заботу проявляет о детях, потерявших родителей, изучает условия их жизни, защищает их права на жилплощадь, имущество, наследство.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какую роль играет личность руководителя школы? Какие важные качества необходимы директору современной школы? 2 Составьте циклограмму управления школы.

3. Как организовать труд руководителя школы?

4. Как сберечь время учителя? Что зависит от руководителей школы, а что от самого учителя?

5. Каковы права и обязанности должностных лиц школы?

6. Как совместить единоначалие и коллегиальность в управлении современной школой.

7. Как обеспечить охрану здоровья и жизнь детей. Перечислите основные задачи и действия директора.

Литература для самостоятельной работы

Бабанский Ю.К Оптимизация учебновоспитательного процесса. М., 1982.

Березняк Е.С. Руководство современной школой. М., 1988.

Горбунова В.В. Внутришкольное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций. М., 1995.

Горская Т. И. Организация учебновоспитательного процесса. М., 1977.

Захаров М.Б. Организация труда директора школы. М., 1971.

Колесников Л.Ф. Резервы эффективности педагогического труда. Новосибирск, 1985.

Кондаков М.И. Теоретические основы школоведения. М., 1982.

Кондратенков А.Е. Труд и талант учителя. М., 1989.

Пикельная B.C. Содержание и организация руководства учебно воспитательным процессом в училище. М., 1985.

Портнов М.Л. Азбука школьного управления. М., 1991.

Портнов М.Л. Труд руководителя школы. М., 1984.

Раченко ИЛ. НОТ учителя. М., 1989.

Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором. М., 1973.

Шакуров Р.Х. Социальнопсихологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М., 1992.

Фролов П. Т. Школа молодого директора. М., 1988.

Источник

Консультация «Обеспечение охраны жизни и здоровья детей»
материал (подготовительная группа) на тему

Вместе с родителями поможем детям избежать травматизм .

Скачать:

Вложение Размер
материалы для родителей 23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

С участием всех субъектов образовательного процесса (педагоги, дети, родители). В детском саду мероприятия по профилактике травматизма у воспитанников проводятся по двум направлениям:

  1. Устранение неблагоприятных условий среды, в которой протекает жизнь ребенка.
  2. Направленное воспитание у детей и окружающих их взрослых умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их.

В своей работе по профилактике травматизма у детей мы руководствуемся следующими нормативными документами:

— Федеральным законом «Об образовании»;

— инструкцией по охране жизни и здоровья детей;

— планом работы ДОУ по предупреждению травматизма.

В целях предупреждения детского травматизма в ДОУ и вне детского сада, предупреждения дорожно-транспортного травматизма, с использованием современных педагогических технологий в ДОУ создана система профилактической работы по предупреждению травматизма

В ДОУ ведется работа с педагогическим составом, медицинским персоналом, воспитанниками и их родителями по профилактике травматизма детей.

Работа с родителями по профилактике детского травматизма.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Именно предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. В этой связи родители должны подумать о безопасности. Поэтому необходим тесный контакт с родителями.

Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания.

С целью формирования у дошкольников знаний, умений навыков безопасного поведения на улице в ДОУ проводятся следующие формы взаимодействия и общения с родителями:

  • · на родительских собраниях воспитатели рассказывают родителям о проводимых в дошкольном учреждении дидактических занятиях по воспитанию и обучению безопасному поведению;
  • · ознакомление проводятся через материал, представленный на стендах в родительских уголках, раскладушках, заметках в уголках «Шалость детей с огнем», «Безопасность ребенка», «Внимание, дорога!», «Соблюдай правила дорожного движения», «Использование ремня безопасности и детских кресел»;
  • · показ выставок детских рисунков по тематике дорожной безопасности и пожарной безопасности;
  • · встреча с инспекторами ГИБДД;

Детский травматизм и его предупреждение – очень важная и серьезная проблема.

Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их, типичны. Прежде всего, это не благоустроенность внешней среды, халатность, недосмотр взрослых, неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом. Естественно, возникновению травм способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности.

Взрослые обязаны предупреждать возможные риски и ограждать детей от них. Наиболее часто встречающийся травматизм у детей – бытовой.

Очень важно для взрослых – самим правильно вести себя во всех ситуациях, демонстрируя детям безопасный образ жизни. Не забывать, что пример взрослого для ребенка заразителен!

Детский травматизм является одной из актуальных проблем здравоохранения и МЧС, занимая значительный (до 25%) удельный вес в общей заболеваемости детей. Ежегодно в детские травматологические пункты за амбулаторной помощью обращается свыше 500000 детей с различными травмами. Причем реальное количество детей с травмами значительно выше. В случае легких травм большинство за помощью не обращаются и поэтому статистически не могут быть учтены.

Беспечность взрослых – поведение человека, который предвидит, что может быть несчастье, но ошибочно считает, что оно не произойдет (до 45% всех случаев). В присутствии взрослых произошло 98,7% всех автотравм. В 78,9% случаев ребенок получил травму дома, причем в 44% случаев это произошло в присутствии родственников. 23,4% всех случаев асфиксий бывает у детей в возрасте до года явно из-за беспечности взрослых.

По характеру повреждения , в которой выделяют следующие виды травм:

1. Утопления и другие виды асфиксий.

2. Дорожно-транспортные происшествия.

3. Кататравмы (падение с высоты).

4.Травмы от воздействия температурных факторов (ожоги, обморожения, солнечный и тепловой удар и т. п.).

5. Отравления (лекарствами, угарным газом). Чаше всего дети травятся лекарствами из домашней аптечки, причем в 70% случаев – это дети до 5-ти лет. Отравление угарным газом по статистике считается самым опасным, т. к. при этом в 85% наблюдается смертельный исход.

Классификация детского травматизма по типовым ситуациям

I группа ситуаций, или травмы грудничков.

II группа ситуаций обозначается как зимний травматизм.

III группа включает разнообразные ожоги, которые могут иметь любую этиологию: открытое пламя, кипяток, водяной пар, горячая вода из-под крана, раскаленные предметы, взрыв пороха, сведение в точку солнечных лучей.

IV группа включает ушибы, переломы, сотрясения головного мозга – самая распространенная.

V группа – дорожно-транспортные происшествия (ДТП).

VI группа включает укусы животных.

VII группа – инородные тела. Чаще всего инородные тела попадают в бронхиальное дерево и пищеварительный тракт. Возможно внедрение инородных тел в кожу и мягкие ткани (например, заноза), при этом может произойти инфицирование ребенка.

VIII группа – водяной травматизм.

IX группа включает отравления.

X группа – жестокость, или синдром избитого ребенка, когда ребенок получает физическую и психическую травму от своих родителей .

В дошкольном возрасте большинство детей первую половину дня проводят в детском саду под наблюдением воспитателя, а вторую половину — в кругу своей семьи. Любознательность детей в этом возрасте беспредельна: они непоседливы, все время в движении, однако у них уже есть некоторый опыт соприкосновения с окружающей средой. Все же число ожогов вследствие недосмотра взрослых сохраняется еще на высоком уровне (до 26,2 %). Изменились только причины термических поражений: шалости во время приема горячей жидкой пищи, игры в помещениях, где приготовляется пища, проводится стирка белья, легкий доступ к спичкам и использование их в игре и т.п.

В весенне-летний период отмечается увеличение числа падений из неогороженных и незащищенных сетками окон, с балконов и лоджий. Эта травма отличается наибольшей тяжестью и часто приводит к летальному исходу. Возрастает частота ссадин, ушибов, переломов, повреждений органов грудной и брюшной полостей, черепно-мозговой травмы, полученных во дворах, на лестничных клетках, на улице при падениях и авто -травмах.

Профилактические мероприятия, направленные на снижение травматизма у детей в дошкольном возрасте, состоят в проведении разъяснительной работы с родителями, воспитателями и сотрудниками детских садов. Необходимо добиться того, чтобы лестничные пролёты и открывающиеся окна были недоступны детям, создать специальные игровые площадки для детей во дворах, но обязательно под контролем старших..

Причиной повреждений от транспорта являются нарушения элементарных правил поведения на улице. Из всех видов детского травматизма транспортный приводит к наиболее тяжёлым повреждениям, иногда со смертельным исходом. Особого внимания заслуживает травматизм при езде на велосипедах. Характер травм разнообразен: от лёгких ссадин при падении до крайне тяжёлых сочетанных повреждений, в ряде случаев заканчивающихся смертью. Непосредственной причиной этих тяжёлых увечий являются наезды и столкновения с движущимся транспортом.

Профилактика детского травматизма

Конечно, полностью искоренить детский травматизм невозможно — от несчастного случая, увы, не застрахован никто. Но задача родителей — максимально обезопасить своего ребенка. Ведь большинство травм происходят именно по вине родителей — недоглядели, не объяснили.

Способы профилактики детского травматизма зависят от возраста ребенка.

Ребенок растет, гуляет с вами на улице, так что теперь ваша задача — максимально оградить его от травмоопасных предметов. Дома — спрятать от него хрупкие и острые предметы, спички, нагревательные электроприборы, химикаты (чистящие средства, краски, лаки и пр.). Розетки закрываются специальными заглушками. Нужно закрывать окна (или хотя бы снабдить их прочными сетками) и не подпускать ребенка к плите и другой опасной бытовой технике.

Кроме того, в этом возрасте нужно уже учить ребенка самостоятельно определять степень опасности. Расскажите ему, что спичками и утюгом можно обжечься, ножом — порезаться, а кипятком — ошпариться. В этом возрасте дети уже вполне способны воспринимать аргументацию, и лучше пусть он узнает об опасности с ваших слов, чем на собственном опыте. Только рассказывайте спокойно, не надо запугивать ребенка.

Чем старше становится ребенок, тем большую важность приобретает объяснение правил техники безопасности.

У вас только один ребенок — и в ваших силах сделать так, чтобы он не пытался выбежать на проезжую часть или еще что-нибудь опасное.

Охрана здоровья детей — важнейшая задача, как воспитателей, так и родителей. В связи с этим остро встает вопрос о профилактике детского травматизма.

Невозможно водить ребенка все время за руку. Необходимо своевременно объяснить ему, где, когда и как он может попасть в опасную ситуацию. В первичной профилактике детского травматизма большая роль отводится родителям. Обыденность ситуации притупляет бдительность родителей, и не внимательность детей часто приводит к печальным результатам. И чтобы это произошло надо объяснить детям в доступной форме, как надо беречь себя, защищать.

Очень часто травма — результат ушиба. На ребенка может случайно упасть картина, если она плохо закреплена; цветочный горшок, если он неудачно поставлен на полке; вешалка, если дети во время игры прячутся там, где висят вещи. Серьезные ранения можно получить при ушибе качелями.

Ранения обычными предметами очень частая травма, которые получают дети. Дети любят мастерить, рисовать, но у них не хватает умения, движения их размашисты. Они могут нанести травму не только себе, но и рядом сидящему ребенку. Утром, отправляя своего ребенка в детский сад, необходимо проверить, не взял ли он предметы: мелкие игрушки или пуговицы, острые игрушки и т.д. Даже мелкие заколки для волос у девочек могут привести к печальным последствиям. Мелкие предметы дети очень часто толкают в нос, уши, проглатывают их. У девочек бывают травмы ушей и из-за длинных сережек, которые мешают при одевании или снимание вещей. А так же, может зацепиться, во время игры (другим ребенком или самой) и также нанести травму.

Детский травматизм — серьезная проблема, но если родители будут следить за своим ребенком и научат его правилам безопасности, многих травм удастся избежать.

Источник

Adblock
detector