Меню

Как обеспечить обучение здоровью учащихся

Сохранение здоровья учащихся — основная задача школы
статья на тему

Статья посвящена проблеме сохранения и укрепления здоровья современного школьника.

Скачать:

Вложение Размер
sokhranenie_zdorovya_uchashchikhsya_-_osnovnaya_zadacha_shkoly.doc 40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сохранение здоровья учащихся — основная задача школы

Проблема сохранения здоровья детей в условиях современной школы уверенно лидирует среди других актуальнейших проблем в образовании.

Каковы же причины, негативно влияющие на здоровье учащихся? Что должен делать учитель, чтобы сохранить здоровье детей, укрепить его, а не ухудшить на протяжении всех лет обучения в школе?

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время,

нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного

процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних

заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи

информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика,

характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится

приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

Успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок

пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности. От того насколько органичен образовательный процесс, насколько педагоги учитывают

специфику возможностей ребенка того или иного возраста, насколько полно учитываются

все отрицательно влияющие на здоровье ребенка факторы обучения, напрямую зависит, сумеем ли мы сохранить здоровье современного школьника.

Задумываясь о здоровье школьников, нужно признать, что традиционная классно-урочная система организации учебного процесса устарела, она неблагоприятно влияет на здоровье детей. Особенно отрицательно влияют на физическое и психическое здоровье детей следующие факторы:

  • интенсификация учебного процесса;
  • нерациональная организация процесса обучения;
  • несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников.

С негативным влиянием данных факторов специалисты связывают до 40 % детской

патологии. Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения, обеспечения условий успешного обучения

школьников, сохранения их здоровья. Сохранить и укрепить здоровье школьников

помогает умение применять здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – совокупность всех

используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только

сберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов

образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры

здоровья. Применение этих технологий способствует созданию специальных условий, обеспечивающих развитие сильных, знающих о своем здоровье, умеющих его беречь и подготовленных для жизни личностей.

Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для

учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации

и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и

. Цель здоровьесберегающего сопровождения — создание безопасного для здоровья образовательного пространства на уроках, а также создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и самореализации индивидуальных способностей ребёнка, сохранения и укрепления его здоровья.

Требования к учителю просты и естественны: не допускать переутомления учащихся на уроках и перегрузки их домашними заданиями. Одним из факторов, содействующих утомлению детей, являются однообразные организационные формы обучения. Пусть даже передовые формы, но если они повторяются из урока в урок, из месяца в месяц, то они, безусловно, «приедаются», детям становится неинтересно, а это верный путь к повышенной утомляемости. Домашняя подготовка к одному уроку не должна занимать в среднем более 20 минут, т.е. более половины времени урока. Этого можно добиться, если полностью и эффективно использовать для обучения всё время урока.

Исследованиями гигиенистов установлено, что построение учебного дня без учета

возрастных особенностей детей даже при внедрении всех форм физкультурно-

оздоровительной работы приводит к выраженному утомлению учащихся в течение дня, недели, года. Это, в свою очередь, вызывает неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии различных органов и систем и в конечном итоге ведет к ухудшению здоровья учащихся в конце учебного года.

Рациональный режим, прежде всего, предусматривает четкое чередование

различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток и строгую регламентацию

разных видов деятельности. Подавляющее число функциональных отклонений в

организме учащегося за время обучения в школе связано с увеличением учебной нагрузки, условиями протекания учебно-воспитательного процесса, особенностями построения уроков.

Каждый учитель должен видеть главную свою задачу в том, чтобы инициировать,

продвигать вперёд и контролировать учебный процесс так, чтобы учащиеся учились

искусству учёбы. Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания взрослых, учителей-практиков и родителей. Хорошее здоровье только благоприятным образом способствует полноценному развитию детей, способствует безболезненной адаптации к новой для школьника учебной деятельности, связанной с напряженной умственной нагрузкой.

Сбережение и укрепление здоровья тесно связано с применением в школе информационно-коммуникативных технологий обучения, при которых дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. Однако внедрение компьютерных технологий в нашу жизнь неминуемо сказывается на здоровье. Что должен сделать учитель для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером? В первую очередь, создать соответствующие условия работы. Очень важно соблюдать температурный режим, грамотно оформить кабинет, подобрать удобную мебель, следовать санитарным нормам и правилам.

Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность

учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Работа за компьютером во

время выполнения практических заданий и тестирования дает возможность укрепить

здоровье учащихся, так как в этот момент в работу включаются различные группы мышц,

происходит развитие мелкой моторики рук, пальцев.

На уроках нужно учить строить взаимоотношения с компьютером грамотно и технологично, чтобы максимально уменьшить риск для здоровья, развивать интерес к занятиям и мотивацию учения, ведь они привлекают внимание ребят к учебным занятиям, делают их желанными, комфортными, приятными, привлекательными, исключают угнетение, стрессы, различные негативные реакции, плохо влияющие на психику подростков. А все это помогает сберечь и укрепить здоровье подрастающего поколения.

Основной путь к здоровью — воспитание культуры здоровья, формирование убежденности ребенка в том, что нет другого правильного образа жизни, кроме здорового. Задача системы образования — добиться, чтобы здоровый образ жизни стал основой нового мировоззрения нового времени.

«Забота о человеческом здоровье — тем более о здоровье ребенка, — это не только комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» — говорил Сухомлинский.

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — М., Просвещение,1987.

2. Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. — Сергиев Посад, 1995.

3.Макарова В. И., Дегтева Г. Н., Афанасенкова Н. В. и др. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса // Российский педиатрический журнал. 2000. № 3. С. 60—62.

4.Юсупова Н. П., Плетнева Е. Ю. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования // Сибирский учитель. Научно-методический журнал. 2005. № 4 (40).

Источник

Здоровье учащихся как основа эффективного обучения. Теория сохранения здоровья младших школьников.
статья по теме

Выступление на ШМО о необходимости сохранеия здоровья учащихся.

Скачать:

Вложение Размер
dokument_microsoft_word_3.docx 25.92 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье учащихся как основа эффективного обучения. Теория сохранения здоровья младших школьников

Школа призвана дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, выработать необходимые навыки и умения, формировать мировоззрение, обеспечить всестороннее развитие личности. Одновременно школа должна выполнять и оздоровительную роль, так как обществу становится небезразлично, какой ценой для здоровья подрастающего поколения приобретаются знания.

Здоровье в обществе в последние годы начинает занимать одно из первых мест в иерархии потребностей человека. Учебный процесс в школе совершенствуется с учетом возрастных, половых и индивидуальных возможностей детей. Содержание, методы и темп общения детей в школе не должны вызывать перегрузку, а в конечном итоге нарушения в состоянии их здоровья. Поэтому учет психофизиологических особенностей учащихся при организации обучения в начальных классах становится все более актуальной задачей в связи с широким экспериментированием в школе, введением инновационных режимов, изменением содержания и методики обучения. Оптимальным является обучение, обеспечивающее максимальный учебно-воспитательный эффект при сохранении благоприятной динамики работоспособности и функционирования ребенка.

Актуально также воспитание у каждого члена общества отношения к здоровью как главной человеческой ценности при сочетании с валеологическим образованием каждого человека, начиная с самого раннего возраста, и просвещение родителей в области строительства здоровья детей и подростков в семье.

Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья:

  1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивает индивидуализацию этого процесса.
  2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
  3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.
  4. Нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связанно с общечеловеческими истинами добра и красоты.

В упрощенном виде можно считать, что критериями здоровья являются:

  1. для соматического и физического здоровья — я могу ;
  2. для психического — я хочу ;
  3. для нравственного — я должен .

Признаками здоровья являются:

  1. специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;
  2. показатели роста и развития;
  3. функциональное состояние и резервные возможности организма;
  4. наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
  5. уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

По мнению С. В. Попова, если принять уровень здоровья за 100%, то 20% зависят от наследственных факторов, 20% — от внешнесредовых условий, т. е. в конечном итоге от экологии, 10% — от деятельности системы здравоохранения. А что же остальные 50% ? Они зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

Формирование мотивации к здоровому образу жизни у ребенка, прежде всего, зависит от родителей, но немаловажную роль может сыграть и школа, в частности учителя начальных классов. Ведь не секрет, что для старшеклассников в подходе к собственному здоровью характерна стратегия предупредительного характера (сохранить здоровье) и почти совсем не прослеживаются вопросы, связанные с формированием здоровья, решение которых, как известно, требует от человека значительных волевых усилий. И именно школа с 1-го класса должна способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Учителям начальных классов необходимо учитывать основное требование педагогической валеологии – видеть единство между здоровьем, работоспособностью, утомляемостью и уровнем усвоения знаний.

Под работоспособностью понимают способность человека развивать максимум энергии и, экономно ее расходуя, выполнять работу качественно и эффективно.

Начальная школа требует при обучении обращаться к разнообразной форме мышления и чередованию видов деятельности, т. е. выполнять определенные дела в определенное время и создавать систему занятости.

Это облегчает работу мыслительного аппарата ребенка, снижает утомление в динамике дня и способствует успеху в освоении учебного материала.

Необходимо учитывать и индивидуальные особенности учащихся. Ситуативная тревожность разрушает динамику мозга. Ребенок становится рассеянным, и уровень усвоения знаний падает.

Особенно низкой и крайне неустойчивой оказывается умственная работоспособность детей, перенесших нервные заболевания, страдающих функциональными психологическими отклонениями. Низкая умственная работоспособность диагностируется у детей с пониженным содержанием гемоглобина, с низким физическим развитием и у часто болеющих. По мере увеличения учебной нагрузки работоспособность таких учащихся становится ниже.

Работоспособность зависит от ряда факторов:

  1. психофизилогия личности учащегося:
  1. время реакции на сигнал, с
  2. память,
  3. внимание,
  4. скорость переработки информации;
  1. функциональное состояние (ЦНС, ССС, дыхательной системы и т. д.);
  2. возраст и год обучения;
  1. социально-бытовые;
  2. воздушно-тепловой режим в учебных помещениях;
  3. психологический климат, совместимость, нейротизм;
  4. режим дня;
  5. методология;
  6. учебный фактор.

Внутренние факторы обучения связаны с состоянием головного мозга, от его возможностей зависит выполнение любых видов работ и обучения.

Так как обучение связано с речевой деятельностью учителя и предметными возможностями (схемы, таблицы и т. д.), то следует учитывать возможность учащихся усваивать речь учителя при оптимальном темпе, а также предметное иллюстрирование по теме урока.

Эффективность работы зависит от внимания и памяти школьника, посредством которых он ведет сравнительный анализ изучаемого материала. А скорость переработки поступающей информации может определять временные возможности школьника в обучении.

Нарушение функционального состояния систем организма отрицательно влияет на работу мозга. У детей с ослабленным функциональным состоянием организма сокращается время работоспособности и увеличивается время утомления и восстановления.

Если такой ребенок учится в школе с достаточно хорошей успеваемостью, то говорят, что он “работает на резервах организма”

Внешние факторы могут оказать как положительное влияние на ребенка, так и отрицательное, затрудняя и усложняя процесс обучения, среди которых значительную роль играют социально-бытовые условия и моральные устои семьи, проявляющиеся в отношении ученика к обучению и в общении с одноклассниками.

И такой фактор, как воздушно-тепловой режим , в учебном процессе играет большую роль, так как вентиляция помещения связана с обеспечением учащихся кислородом, достаточная освещенность не утомляет зрительный аппарат, температура воздуха сказывается на процессах теплорегуляции тела школьника. Если же обратиться к интенсивности шума , он при 80 децибелах разрывает связи между пунктами осмысления происходящего и пунктами исполнения видов деятельности. Ученик понимает, что нужно сделать, но при выполнении допускает ошибки.

У детей, больных ревматизмом, тонзиллитом, туберкулезной интоксикацией, проявляется высокая утомляемость и низкая работоспособность в течение учебного дня.

Резко сниженная по сравнению со здоровыми детьми умственная и мышечная работоспособность сочетается с низкими функциональными возможностями сердечно-сосудистой системы.

Всякое заболевание, даже непродолжительное, и в периоде своего течения, и в периоде выздоровления изменяет реактивность организма, ухудшая функциональное состояние центральной нервной системы, обусловливая высокую утомляемость, низкую работоспособность и неблагоприятные реакции функциональных систем.

Нарушения санитарно-гигиенических требований к организации режима дня, нормативам трудовой, учебной и внешкольной нагрузок, к санитарному состоянию и содержанию основных и вспомогательных помещений школ неблагоприятно влияют на здоровье учащихся: от младших к старшим классам увеличиваются частота и степень нарушений в осанке, зрении, более высокой становится текущая заболеваемость.

Решение основной задачи здоровьесберегающей педагогики — сохранение высокой работоспособности и исключение переутомления школьников.

Под влиянием интенсивной или длительной учебной работы у детей возникает и развивается утомление, т.е. наблюдается временное снижение функциональных возможностей организма. Это отражается в ухудшении количественных (объем работы) и качественных (ошибки) показателей умственной работоспособности, неблагоприятных изменениях в деятельности некоторых органов и систем.

Сам процесс утомления — это совокупность изменений, происходящих в организме в период выполнения работы и приводящих, в конце концов, к невозможности ее продолжения. Утомление проявляется субъективным чувством усталости. Чаще всего утомление и усталость развиваются параллельно, однако это происходит не всегда. Это зависит от интереса к работе. Преодоление ранней усталости — задача сложная и решение ее должно быть комплексным — педагог, семья, коллектив школы.

Утомление нарастает постепенно и в основном проявляется на последних уроках. У школьников начальных классов утомление нарастает в значительной степени уже к третьему — четвертому уроку.

УТОМЛЕНИЕ — это нормальный физиологический процесс, который выполняет определенную защитную роль в организме и предохраняет его отдельные физиологические системы от перенапряжения.

Различают две фазы утомления:

I фаза проявляется признаками возбуждения, повышенной двигательной активностью, дефицитом внимания (это охранительное возбуждение является защитной реакцией организма).

II фаза в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка может проявляться в сильном перевозбуждении или вялости, сонливости (указывает на резкое напряжение ЦНС, напряженное охранительное торможение).

В охране здоровья ребенка важно не исключение утомления как такового, а его профилактика или отдаление на более поздние сроки, чтобы не допустить переутомления, поскольку переутомление не является нормальным физиологическим состоянием, оно занимает промежуточное положение между нормой и патологией, т.е. между здоровьем и болезнью, предрасполагает к не

Необходимо дозировать деятельность, чтобы возникающее в ее результате утомление полностью исчезло за время отдыха; если этого не происходит, то оно ведет к переутомлению — длительному глубокому снижению работоспособности, сопровождающемуся нарушением деятельности систем жизнеобеспечения.

В начальной школе утомление связано с формированием основных школьных навыков. Максимальная продолжительность письма в начальных классах не должна превышать 8—12 минут.

Максимальная продолжительность чтения (непрерывного) в начальных классах должна быть не более 15—25 минут.

На последующих этапах обучения, в более старших классах, когда основные двигательные навыки уже приобретены и упрочнены, на первое место выступают трудности, связанные с интенсивной умственной деятельностью, учебный процесс требует от учащихся высокой активности как возбудительных, так и тормозных процессов, хорошего их уравновешивания в коре больших полушарий головного мозга.

  1. ослабление активного торможения — потягивание, отвлекаемость;
  2. ослабление процессов возбуждения — снижение активного внимания.

Принимая во внимание показатели работоспособности, утомляемости, переутомляемости и функционального состояния учащегося начальной школы и их влияние на уровень, и качество знаний, необходимо учитывать продолжительность урока, учебного дня, учебной недели, организацию самого урока, расписание уроков, перемены.

С учетом динамики работоспособности школьников урок можно разделить на 3 части:

  1. 1-я часть — вырабатывание (3—5 минут урока) — нагрузка невелика,
  2. 2-я часть— устойчивая работоспособность (15— 20 минут) — нагрузка максимальная,
  3. 3-я часть — упадок (утомление) — полная компенсация, конечный прорыв и прогрессивное падение.

Отсюда понятно, что не всегда оправдана та практика, когда учитель первую часть отводит на опрос домашнего задания.

Фазу вырабатывания можно сократить ситуацией игры.

Сохранить высокую работоспособность помогают чередование различных видов деятельности, интерес. После фазы интенсивной работоспособности необходимо дать детям отдохнуть, отвлечься — тогда прибавится еще 5—10 минут эффективной работы и не будет резкого спада работоспособности.

Кроме того, в начальной школе преподавание должно в большей мере строиться на чувственном восприятии. Доказано, что слабые и умеренные эмоции являются организующими, а сильные — дезорганизующими. Следовательно, необходимо знать, что психоэмоциональное напряжение очень сильно истощает организм и приводит к падению работоспособности на уроке.

Поэтому необходимо учитывать все факторы учебного процесса — радость, удивление, длительность работы, объем материала и смену видов деятельности.

Большую роль в поддержании работоспособности на уроке играют физкультминутки. В 1-х классах в 1-ю четверть рекомендуется проводить физминутки дважды за урок на 10—15-й и 25—30-й минутах. Во время проведения физкультминуток желательно осуществлять дополнительное проветривание класса. Средняя продолжительность физкультминуток — 40—60 секунд.

Источник

Читайте также:  Важность чистого воздуха для здоровья человека
Adblock
detector