Меню

Как не навредить своему здоровью обж 5 класс

О здоровом образе жизни

В предыдущих главах учебника мы познакомились с основными правилами обеспечения вашей личной безопасности, которая тесно связана с понятием основы здорового образа жизни. К изучению основных составляющих здорового оораза жизни мы и приступаем в этой главе.

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, душевного, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье тесно связано с вашей повседневной жизнедеятельностью, а значит, и личной безопасностью. От того, как вы организуете свою жизнедеятельность, зависит ваше благополучие, а значит, и здоровье.

Наверное, каждому хочется быть сильным, ловким, быстрым и выносливым, быть умным, грамотным и эрудированным. Каждому хочется, чтобы к нему с пониманием относились родители и учителя, чтобы его уважали сверстники.

Всё это зависит в первую очередь от вашего образа жизни, от желания и стремления достичь задуманного.

Здоровый образ жизни — это образ жизни, способствующий профилактике заболеваний и повреждений и обеспечению благополучия.

Здоровый образ жизни обеспечивает каждому человеку хорошее настроение и самочувствие, желание заниматься умственным и физическим трудом, высокую умственную и физическую работоспособность. У человека, ведущего здоровый образ жизни, всегда хороший аппетит и крепкий освежающий сон.

В этой главе мы рассмотрим некоторые составляющие здорового образа жизни, наиболее необходимые в вашем возрасте. Это режим дня, двигательная активность и закаливание организма, рациональное питание и профилактика вредных привычек.

Первая составляющая здорового образа жизни определяется умением правильно распределять своё время, планировать свой режим дня.

Человек постоянно распределяет своё время. Частично — по индивидуальному плану, частично — в зависимости от общественно необходимой деятельности.

Источник

§ 31. Здоровье человека и безопасность жизни — Рабочая тетрадь по биологии 5 класса (Н.И.Сонин, А.А.Плешаков)

218. Дайте определения
Здоровый образ жизни – это образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.
Вредная привычка – это привычка, приносящая вред здоровью человека и окружающих его людей.

219. Запишите правила здорового образа жизни
• Соблюдать режим дня
• Заниматься физкультурой
• Не курить и не пить алкогольные напитки
• Не употреблять наркотики
• Быть с гармонии с собой и окружающими

220. Сформулируйте и запишите правила поведения
Во время грозы: нельзя укрываться под высокими деревьями, переждать грозу можно в
зарослях кустарника, яме, траншее. Нельзя купаться, находиться возле
металлических предметов.
Во время сильного ветра. Если дома: плотно закрыть окна и двери, перейти в комнату, где меньше
всего окон. Если на улице: укрыться в ближайшем здании, овраге, канаве. Не
стоят под деревьями.
Во время града: нужно спрятаться под крышей.

221. Подпишите названия ядовитых растений и животных

222.Используя дополнительные источники информации, составьте список ядовитых растений, грибов и животных, встречающихся в вашей местности.
Бледная поганка, мухомор.
Осы, пчелы, шершни, гадюка.
Белладонна, борщевик Сосновского, паслен сладко-горький, чистотел, волчьи ягоды.

223. Перечислите правила оказания первой помощи

224. Используя материал учебника и дополнительные источники информации, найдите факты, доказывающие опасность вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков). Запишите их.

225. Придумайте и нарисуйте эскизы плакатов, призывающих бороться против вредных привычек.

Источник

§ 31. Здоровье человека и безопасность жизни2 — Рабочая тетрадь по биологии 5 класса (Н.И.Сонин, А.А.Плешаков) — 2013 год

1. Обсудите в классе, что такое здоровый образ жизни. Чем опасно курение, употребление алкогольных напитков, наркотиков?
Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

Читайте также:  Чем опасны слаймы для здоровья

При курении сигарет это никотин и вещества, образующиеся при сгорании табака. В табачном дыму содержится свыше 4000 вредных химических веществ. В легких курильщика вязким слоем оседает смола (табачный деготь). От заболеваний, вызванных курением, в мире умирает около 2,5 млн человек в год. Табачный дым опасен и для некурящих людей, которые находятся в накуренном помещении.
Когда человек употребляет алкоголь, он не может адекватно воспринимать различную информацию, алкоголь убивает клетки мозга .
С каждой выпитой рюмкой в головном мозге увеличивается количество таких умерших клеток. Их восстановление не происходит. На месте гибели образуются рубцы, а при обширных поражениях – кисты (образования, имеющие оболочку и заполненную жидкостью).

2. Почему курящий человек не может быть хорошим спортсменом?
Курение и спорт– вещи не совместимые! Легкие у курильщика забиты смолой, не насыщаются кислородом в должной мере, сосуды слабые и ломкие, сердечно-сосудистая система повреждена, так как сердце качает «отравленную» кровь. Организм не может работать в полную силу.

3. Объясните, по какой причине запрещено водить автомобиль в нетрезвом состоянии.
Во-первых, нарушается работа мозжечка, отвечающего за координацию движения. Во-вторых, пьяный человек не может адекватно воспринимать действительность и не может себя контролировать.Все это приводит к авариям и смертельным исходам на дорогах.

4. Почему очень опасно даже пробовать наркотики?
Любые наркотики вызывают нарушение всех функций организма, нарушение работы нервной системы и вызывают привыкание. Приводят к смертельному исходу.

5. Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым? Что нужно в нём изменить, чтобы он таким стал?
Да, можно, но мне нужно наладить режим дня, больше двигаться и высыпаться.

6. Какие правила безопасности надо соблюдать: а) при сильном ветре; б) при грозе; в) при граде?
Во время грозы: нельзя укрываться под высокими деревьями, переждать грозу можно в зарослях кустарника, яме, траншее. Нельзя купаться, находиться возле металлических предметов.

Во время сильного ветра. Если дома: плотно закрыть окна и двери, перейти в комнату, где меньше
всего окон. Если на улице: укрыться в ближайшем здании, овраге, канаве. Не
стоят под деревьями.
Во время града: нужно спрятаться под крышей.

7. Какие животные опасны для человека? Как избежать этой опасности?
Находясь в природе, нужно соблюдать осторожность, чтобы избежать укусов или уколов ядовитых животных. Также опасны хищные животные, но встреча с ними в природе для большинства людей маловероятна.

8. Назовите изображённые на рисунке растения и грибы. Чем они опасны для человека?
На рисунке изображены мухомор, бледная поганка, ландыш майский, бузина, волчьи ягоды. Все эти растения и грибы являются ядовитыми для человека и вызывают тяжелые отравления и смерть.

9. Как оказать первую помощь: а) при кровотечении; б) при растяжении связок?

Первая помощь при кровотечении

1. Обработать кожу вокруг раны настойкой йода;
2. закрыть рану чистой марлевой салфеткой или кусочком бинта;
3. наложить давящую повязку;
4. если кровотечение не останавливается, необходимо вызвать «скорую помощь».

При растяжении связок

1. налить в резиновую грелку или полиэтиленовый пакет небольшое количество холодной воды и охладить с их помощью поврежденный сустав (в течение 15—20 минут);
2. туго забинтовать сустав;
3. вызвать «скорую помощь».

Источник

32. Правила здорового образа жизни

Здоровье каждого человека во многом зависит от того, как он к себе относится.

К сожалению, ты уже когда-то болел или ощущал недо-могание. И наверняка вспоминал своё состояние, когда был здоров и чувствовал себя комфортно.

Читайте также:  Сценарий беседы спорт это здоровье

Что такое здоровье?

Здоровье — это нормальное и естественное состояние человека, а также любого живого организма, когда у него отсутствуют недуг и болезни.

Здоровье человека определяется многими параметрами, например, его весом и объёмом грудной клетки, частотой пульса и температурой тела, составом крови и т.д.

На здоровье человека влияют условия и образ жизни, питание и качество окружающей среды, выносливость и тренированность организма (занятия физкультурой).

Отрицательно влияют стресс и болезни, загрязнение окружающей среды, а также вредные привычки — курение, алкоголь, наркотики.

Человек всегда стремится чувствовать себя комфортно, ощущать прилив сил, быть работоспособным. Уклад жизни здорового человека направлен также и на профилактику болезней.

Во многом здоровье человека зависит от режима дня. Режим дня — это рациональное распределение времени на все виды деятельности в течение суток. Разумный и правильный режим дня помогает сохранить бодрость, высокую работоспособность на протяжении всего периода бодрствования. Режим каждого человека строится на основе его биологического ритма работы организма. Так, например, подъём работоспособности отмечается с 11 до 13 часов и в 16—18 часов дня.

Для тебя, школьника, основными элементами режима дня являются: учебные занятия в школе и дома, активный отдых на свежем воздухе, регулярное и достаточное питание, полноценный сон, личное свободное время.

Начать день необходимо с утренней зарядки, которая облегчит переход от сна к бодрствованию и поможет организму легко включиться в работу. Утренняя разминака должна включать такие упражнения, которые воздействуют на разные группы мышц: туловища, рук, ног, брюшного пресса и спины, а также должны быть упражнения на гибкость позвоночника и подвижность тазобедренных суставов. Выполнять их надо в определённой последовательности: вначале потягивания, затем упражнения для рук и плечевого пояса, затем туловища и ног. Заканчивают зарядку прыжками и бегом на месте, после чего делают упражнения, успокаивающее дыхание. Продолжительность зарядки может быть от 10 до 30 минут, в зависимости от возраста. Комплексы упражнений желательно менять каждые 7—10 дней. Во время зарядки помещение должно хороню проветриваться. После утренней разминки хорошо принять душ. Это хорошая закаливающая процедура.

Перед выходом из дома обязательно нужно позавтракать. Завтрак должен быть горячим и сытным. Даже если есть совсем не хочется, надо всё равно перекусить и попить чаю, иначе уже после первого урока ты будешь чувствовать себя голодным, а что-то жевать в сухомятку на перемене вредно для желудка.

В первую половину дня ты активно трудишься в школе. Вернувшись домой после занятий, обязательно должен пообедать и отдохнуть час-полтора, но не смотреть телевизор и не играть на компьютере. Такой отдых отбирает силы.

Начать выполнение домашнего задания лучше всего в 16 часов, когда ты отдохнул и начинается второй естественный подъём сил в организме. Сколько времени займёт подготовка уроков, зависит от того, как много задано, насколько эти задания сложны и насколько легко тебе даётся тот или иной предмет. Выполнение домашнего задания лучше начать с более простых для тебя предметов, переходя к более сложным. Если тебе что-то не понятно, то надо подготовить вопросы учителю, чтобы вместе с ним разобраться в учебном материале. За два часа ты наверняка справишься со всеми уроками и тогда можно заняться своими делами — пообщаться с друзьями, почитать книгу или поиграть, или пойти погулять. Вернувшись с прогулки, необходимо снять верхнюю одежду, переодеться в домашнюю, вымыть руки, почистить обувь. Если ты один, то надо разогреть ужин. Ужин должен быть лёгким.

Читайте также:  Компливит хондро для здоровья суставов

Чтобы как следует отдохнуть и набраться сил, в твоём возрасте спать нужно примерно по 10 часов в сутки. Не стоит сидеть у телевизора или за компьютером до ночи, ведь завтра тебе рано вставать и трудиться на уроках в школе. Мы тебе рассказали примерный план дня школьника твоего возраста.

Возможно, ты учишься во вторую смену или ходишь на продлёнку. Поэтому ты должен организовать себе свой режим дня с учётом твоих личных особенностей. Помни, режим дня должен поддерживать твоё хорошее настроение и нормальную работоспособность.

При составлении распорядка дня надо учитывать время года. Например, зимой темнеет рано, а значит, на прогулку следует отправляться, пока ещё светло. А если ты очень устал, то спать можно лечь и раньше, чтобы восстановить силы.

Источник

Основы безопасности жизнедеятельности
5 класс

Урок 13
Здоровый образ жизни

Как вести здоровый образ жизни

Что влияет на здоровье

Обсудим вместе

Что влияет на здоровье? Выскажите своё мнение. Рассмотрите диаграмму. Сделайте вывод.

Красный сегмент: наше здоровье зависит от образа жизни.

Зелёный сегмент: наше здоровье зависит от условий жизни.

Синий сегмент: наше здоровье зависит от врождённых особенностей организма.

Коричневый сегмент: наше здоровье зависит от качества медицинского обслуживания.

Здоровый образ жизни — это осознанное поведение, которое направлено на сохранение и укрепление своего здоровья. Такое поведение непременно включает правильное питание, физическую активность, пребывание на свежем воздухе, крепкий и продолжительный сон, закаливание, соблюдение определённых гигиенических процедур, отсутствие вредных привычек.

Обратите внимание и запомните!

Состояние здоровья зависит в основном от самого человека.

Организованность и здоровье

Знате ли вы себя?

Организованность облегчит вашу жизнь, сделает вас спокойным и уверенным в себе.

1. Ответьте на вопросы.

1) Составляете ли вы устный или письменный план своей работы (отдыха, домашнего труда)?
2) Анализируете ли вы, как прошёл ваш день?
3) Считаете ли вы, что организованность — качество, необязательное для человека: сегодня насорил, накидал, а завтра, если нужно, всё убрал?
4) Как часто вы теряете свои вещи и опаздываете?
5) Хватает ли вам времени на все дела?
6) Знаете ли вы, сколько времени в день разговариваете по телефону?

2. Оцените, как ответил на эти вопросы Костя. Он ответил положительно на вопросы 3, 4, а отрицательно — на вопросы 1, 2, 5, 6. Сделайте вывод: организованный он человек или нет?

3. Подумайте, организованный ли вы человек.

Обсудим вместе

Проанализируйте ситуации. Кого из детей можно назвать организованным и почему? Кто больше расстраивается, нервничает, переживает — человек организованный или тот, который всё делает на бегу?

• Все друзья знают, что с 15 до 17 часов звонить Коле нельзя: он в это время делает уроки и не подходит к телефону.
• Марина заранее договаривается с подругой, в котором часу они будут звонить друг другу.
• Едва Олег берётся за домашнее задание, как начинаются звонки. Он злится, но к телефону подходит: вдруг мама звонит?
• Миша приходит домой и долго ничего не делает. Он называет это время «расслабухой»: лежит на диване, смотрит телевизор, играет с кошкой. Потом садится делать уроки.

Обратите внимание и запомните!

Состояние здоровья человека, его настроение зависят от его организованности, умения планировать свою жизнь.

Домашнее задание

Подготовьте сообщение на тему «Режим дня и его значение для здоровья человека».

Источник

Adblock
detector