Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
Федеральный проект «Укрепление общественного здоровья» — ПРЕСС-ЦЕНТР
Федеральный проект «Укрепление общественного здоровья»
Федеральный проект «Укрепление общественного здоровья»
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Роспотребнадзор реализует проект «Здоровое питание».
Проект является частью федеральной программы «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» («Укрепление общественного здоровья») национального проекта «Демография».
Миссия проекта «Здоровое питание» — улучшение качества жизни и здоровья граждан благодаря обеспечению безопасными и качественными продуктами, а также внедрение норм здорового питания в каждую российскую семью.
Ключевая задача проекта – создать в нашей стране среду, способствующую ведению здорового образа жизни, включая здоровое питание.
Одна из целей федерального проекта – формирование системы научно достоверного информирования населения о принципах правильного питания и постоянного мониторинга пищевой продукции с точки зрения качества, безопасности и полезности.
Чтобы увеличить число людей, осознанно выбирающих здоровый образ жизни, Роспотребнадзор разработал и реализует образовательные программы, обеспечивая граждан базой знаний, которая необходима для формирования бережного отношения к своему организму. Образовательными программами могут воспользоваться люди разных возрастных категорий: дети, подростки, взрослые и пенсионеры. При этом в каждом блоке программ учтены как интересы каждой целевой аудитории, так и национальные особенности питания. Программы построены исключительно на результатах научных исследований и лабораторных испытаний и имеют модульное строение, что позволит гражданам выбирать наиболее интересную для них тему и изучить ее максимально подробно. Разработка программ курировалась лучшими специалистами в области питания.
Питаться правильно — сложно или просто?
Тема здорового питания окружена околонаучными мифами, историями о чудодейственных диетах и суперпродуктах. Однако в основе научного подхода к питанию лежат всего два базовых закона — усвоив их, вы в любой момент сможете контролировать, правильно ли вы питаетесь и что вам необходимо изменить.
Питание в раннем детстве и в школьные годы.
От того, что ребенок ест, с какой частотой и в каком количестве, зависит его здоровье в будущем. Для того чтобы растущий организм успешно справлялся с физическими и эмоциональными нагрузками, необходимо правильно питаться.
Принципы здорового питания во время беременности
В это время стоит задуматься об образе жизни и привычках. И прежде всего это касается питания. Ведь в период беременности и кормления грудью мама – главный источник питательных элементов для ребенка. Правильно подобранный рацион поможет женщине не только вырастить здоровое дитя, но и самой чувствовать себя здоровой и энергичной.
Здоровое питание для лиц с повышенным уровнем активности
Здоровым в медицине называется питание, которое обеспечивает рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствует укреплению его здоровья и профилактике заболеваний.
Как рацион человека должен меняться с годами?
С годами обмен веществ замедляется, снижается физическая активность, а с ней потребность в белках, жирах, углеводах. Однако после 60 лет остается высокой и даже возрастает потребность в минеральных веществах, таких как кальций, магний, калий, железо, и витаминах А, D, Е, В₁₂.
Здоровое питание для работающих в тяжелых и вредных условиях труда
В условиях производственной среды и трудового процесса особенно возрастает значение гигиенических и медико-биологических мероприятий, среди которых важное место отводится оптимизации питания, лечебно-профилактическому питанию.
Дополнительная информация о федеральном проекте «Укрепление общественного здоровья», рекомендации Роспотребнадзора, полезные статьи и интервью экспертов по здоровому питанию уже доступны на портале «Здоровое питание»
Источник
Сохранение и укрепление здоровья
Сохранение и укрепление здоровья человека – первоочередная задача человечества. Сегодня, на фоне неблагоприятной экологической обстановки, экономической и социальной нестабильности, проблема здоровья стоит особенно остро.
Выше перечисленные факторы непосредственно влияют на количество заболеваемости, продолжительность жизни, уровень физического развития, а также неблагоприятно сказываются на состоянии психического здоровья, что в свою очередь влечет негативные изменения в области создания здоровых стабильных семейных отношений.
Основы современных взглядов на проблему сохранения и укрепления здоровья человека и общества были заложены ещё древними философами и врачами. В частности, Пифагор определял здоровье как гармонию всех элементов человеческого организма, составляющих его духовную и телесную жизнь.
Основные факторы, влияющие на здоровье:
— биологические (возраст, наследственность, пол, тип конституции и т.п.);
— геофизические (температура и влажность воздуха, ландшафт, флора и т.п.);
— социально-экономические (состояние окружающей среды, условия труда, быта, образ жизни и т.п.);
— психофизиологические.
Судите сами, если на биологические и геофизические факторы человек не может повлиять, то влияние социально-экономических, а значит, и психофизиологических факторов, в силах корректировать как общество в целом, так и каждый человек индивидуально.
Способы сохранения и укрепления здоровья
Основным условием укрепления и сохранения здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ).
ЗОЖ подразумевает целый комплекс норм поведения: сбалансированное питание, двигательная активность, отказ от вредных привычек, контроль над эмоциями, повышения уровня медицинских знаний, соблюдение правил гигиены, здоровое сексуальное поведение, жизнь в соответствии с суточными ритмами, гармония с природой, позитивное мышление и многое другое. Здоровый образ жизни – залог крепкого физического и психологического здоровья.
Научные данные свидетельствуют о том, что при условии соблюдения выше перечисленных норм поведения, большинство людей может сохранить здоровье и существенно увеличить продолжительность жизни.
Факторы отрицательно влияющие на здоровье:
- курение и злоупотребление алкоголем;
- неправильное питание;
- наркотики;
- частое употребление лекарств;
- условия труда, вредные для здоровья;
- стрессовые ситуации (они также отрицательно влияют на здоровье);
- неблагоприятные материально-бытовые условия.
Если человек избавляется от факторов риска возникновения и развития многих заболеваний, то он сохраняет и укрепляет свое здоровье.
В разных культурах существует многочисленные системы оздоровления, способы и методы укрепления здоровья. На востоке традиционно большее значение придается духовной, психологической составляющей, на западе значительное внимание уделяется укреплению физического здоровья человека.
Способы сохранения здоровья человека:
- оптимальная двигательная активность (ходьба, бег, во время которых работают все мышцы, вентилируются легкие, ритмично сокращается сердце);
- закаливание и парная (это система специальной тренировки процессов терморегуляции организма, повышающая устойчивость организма к переохлаждению или перегреванию);
- периодическое очищение организма;
- отказ от химических препаратов;
- цигун – китайская система оздоровления организма;
- йога;
- ароматерапия;
- морская вода и горный воздух.
Укрепление здоровья – это процесс, дающий людям возможность влиять на свое самочувствие и улучшать его, прикладывая все необходимые усилия по коррекции образа жизни для повышения уровня физического и душевного благополучия.
Это основные способы сохранения здоровья. Применяя эти методы и системы сохранения и укрепления здоровья, любой человек может успешно противостоять негативным факторам современности.
Актуальную информацию по вопросам сохранения и укрепления здоровья можно получить на сайтах:
— Борьба с допингом в Российском спорте:
Информационное письмо.pdf Информационное письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.07.2017 № 14-4/10/1-4715 «Рекомендации по установлению требований к публикации на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья перечней субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте, а также нормативных правовых актов, регламентирующих ответственность за нарушение антидопинговых правил, и профессиональных стандартов для специалистов по антидопинговому обеспечению».
Источник
Методические разработки игр по сохранению и укреплению здоровья
Проблема сохранения и укрепления здоровья своих детей касается не только семьи, но и учителей. Действительно, если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем больше внимания обращать на их здоровье, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут в большей степени здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Поэтому мы в своей школе часто стараемся проводить разные мероприятия, направленные на укрепление здоровья.
Игра «В здоровом теле — здоровый дух!»
Возраст участников: 7-8 лет
Цель:
- закрепление знаний о правилах личной гигиены, укрепления здоровья;
- воспитание осознанного отношения учащихся к собственному здоровью;
- формирование мотивации к ЗОЖ.
Оформление: воздушные шары, плакаты о ЗОЖ.
Оборудование: столы, таблички с названиями станций, маршрутные листы, сводная таблица, 5 конвертов с вопросами и заданиями.
1. Выход ведущего.
2. Представление жюри.
3. Представление команд и выдача маршрутных листов.
4. Путешествие по станциям.
5. Подведение итогов, награждение.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сейчас я не только поприветствовала вас, но и пожелала вам доброго здравия. Здоровье — это то, без чего невозможны ни радость, ни счастье, ни успех.
Вы хотите быть здоровыми? Крепкими? Быстрыми, умелыми? (Ответы детей)
Я вам предлагаю отправиться в путешествие в страну Здоровья, где живут счастье, успех, хорошие привычки. После того, как вы побываете на всех станциях, вы должны будете вернуться ко мне. Итак, командиры классов, подойдите и получите карты- задания. Приложение 1
(Каждый класс имеет своё название, девиз).
После прохождения всех станций я жду вас в этом зале. Отправляйтесь в путь, желаю вам успехов.
Звучит музыка, классы расходятся по станциям.
1. Конкурс «Доскажи словечко». Детям предлагается закончить предложения о здоровье.
- Холода не бойся, сам по пояс :
- Кто спортом занимается, тот силы.
- Солнце, воздух и вода — наши верные.
- Пешком ходить — долго::
2. Конкурс «Отгадай-ка». Отгадать загадки о спортсменах, занимающихся определённым видом спорта. Приложение 2
1. Вступительная часть. Рассказ о книге рекордов Гиннеса.
Рекорд — наивысший успех, достижение в какой-либо области труда, хозяйства, спорта. Тот, кто превзошёл высший показатель, называется рекордсмен.
— Самый меткий (3 чел. — попасть в цель) (Дартц, дротики) — 2 мин
Каждый бросает по три раза, общий результат записывается на доску.
— Самый набивной (теннис.ракетка, шарик, секундомер) — 2 мин
Каждому из участников даётся 30 сек для набивания. Учитывается общий результат
— Самый стойкий (5 чел, простоять ласточкой) (Секундомер) — 2 мин
Пять человек от класса принимают по команде позу «Ласточка». Надо простоять в течение 1 мин, не сходя с места. Засчитывается количество детей, не нарушивших правила до истечения времени.
— Самый глазастый (предмет, секундомер) — 1мин
Один участник от класса должен найти глазами предмет по описанию и сказать, где он лежит. Побеждает тот, кому потребовалось для этого наименьшее время.
Ведущий на станции (учащиеся старших классов) читает стихотворение:
Кто зубы не чистит, не моется с мылом,
Тот вырасти может болезненным, хилым,
Дружат с грязнулями только грязнули,
Которые сами в грязи утонули.
Из них вырастают противные бяки,
За ними гоняются злые собаки.
Грязнули боятся воды и простуд,
А иногда вообще не растут.
— Итак, вы на станции «Гигиена». Как называется ваша команда? Ваш девиз? (Ответы детей)
1. Скажите, что обозначает слово «гигиена»? (В переводе с греческого «гигиенос» значит «здоровый». В наше время гигиена — это наука, которая занимается охраной здоровья, предупреждением заболеваний).
1 ведущий: Отгадайте наши загадки. Приложение 3
2 ведущий: А теперь поиграем. Игра » Это только для меня».
Я вам буду показывать предметы личной гигиены. Вы выберите только те, которые нельзя передавать другим, которые предназначены только для личного пользования.
(Ученица показывает следующие предметы: зубная щётка, мочалка, полотенце, расчёска, носовой платок, крем, щётка для обуви, шампунь, детский порошок и др.)
Ведущий 1: Здравствуйте, ребята. Как называется ваша команда?
Вы прибыли на станцию «Аппетитная».
Мы предлагаем вам выполнить первое задание. На картинках изображены продукты, которые полезны или вредны для здоровья. Разделите их на две группы: полезная еда, неполезная еда. Итак, играем:
В продуктовом магазине
Положу в свою корзину
(хлеб, огурцы, рыба, кефир, геркулес, подсолнечное масло, морковь, лук, капуста, яблоки, чипсы, фанта, «сникерс», сало, мороженое, газированная вода, пирожное, торт.)
(Слова напечатаны на карточках).
Ведущий 2: Эта станция для тех, кто любит отгадывать загадки, и очень любознателен. Приложение 4
Молодцы! Правильно. А ещё мы вам даём памятку «Как правильно питаться» (Приложение 5).
Ведущий: Я рад приветствовать вас на самой занимательной станции. Кто из вас любит читать сказки? (ответы детей)
Назовите сказки, которые вы читали? (ответы детей)
Вы готовы ответить на мои вопросы из сказок?
— В какой сказке для спасения от Бабы Яги героям пришлось съесть молочка с киселём?
— В сказке «Каша из топора» солдат варил кашу. Что и в какой последовательности давала ему старуха?
— Что несла Красная Шапочка своей бабушке?
— Если поскрести по сусекам и помести по амбарам что, можно испечь?
— Как в сказке «Петушок и бобовое зёрнышко можно было добыть маслице?
— Чем угощали друг друга герои сказки «Лиса и Журавль»?
— Что любил Винни — Пух?
— Что посадил Дед и не мог вытянуть один?
Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие в Страну Здоровья. Здоровье — неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, энергию и достичь долголетия.
Надеемся, что сегодня встреча не прошла даром, и вы многое почерпнули из нее.
Подведение итогов игры. Награждение.
Игра «Я забочусь о своем здоровье»
Возраст участников: 9 — 10 лет
Тема занятия: Здоровье и его компоненты
Цели и задачи: закрепление знаний о правилах личной гигиены, режима дня, укрепления здоровья; воспитание осознанного отношения учащихся к собственному здоровью; формирование мотивации к ЗОЖ.
Форма проведения: командная игра среди учащихся 3-4 классов. От каждого класса формируются команды по 5 человек. Для каждой команды заранее готовится нарисованная яблоня и прикрепляется на магнитную доску. Это дерево называем «Дерево здоровья». В ходе выполнения задания дети получают баллы — яблоки, которые крепят на дерево. После каждого конкурса на доску прикрепляются таблицы с рекомендациями, по сохранению здоровья, таким образом составляется схема «Чтобы быть здоровым, нужно:»
Оборудование: нарисованные яблони, яблоки (красные, зелёные, жёлтые), вырезанные зелёные листочки, магниты, предметы личной гигиены, фломастеры.
Под музыкальное сопровождение в зал входят команды учащихся (в каждой команде по 5 человек).
Добрый день!
Ну, а что это значит?
Значит, день был по-доброму начат.
Значит, день принесёт и удачу,
И здоровье, и радость нам всем.
— О чём мы будем сегодня говорить, вы узнаете, если разгадаете ребус.
— Что должен делать человек, чтобы быть здоровым?
(Каждый член команды на зеленом листочке пишет ответ, на магнитной доске прикреплены деревья, участники команд прикрепляют листья на деревья).
Ведущий обобщает ответы детей.
— Много знаете ребята, но всё ли? Наша игра поможет вам узнать ещё больше о том, что такое гигиена, как правильно выполнить зарядку, какой режим сохраняет здоровье, какое питание считается полезным, как сохранить здоровье.
За каждый правильный ответ команда будет получать 3 яблока, за неточный ответ (1-2 ошибки) — 2 яблока, и 1 яблоко, если ошибок больше. Каждый из вас будет членом команды. От работы каждого из членов команды зависит результат.
Мини-разминка «Математика и здоровье»
Дети пишут ответы на отдельных листах и приносят ведущему.
- Сколько часов должен спать человек в сутки?
- Сколько времени ребёнок должен смотреть телевизор?
- Сколько времени ребёнок может играть в компьютер?
- Сколько раз в день нужно чистить зубы?
- На каком расстоянии от глаз должна находиться книга при чтении?
- Сколько времени ребенок должен гулять на улице?
Ведущий даёт правильные ответы и подводит итоги этапа.
Конкурс «Предметы личной гигиены».
Каждой команде выдаются предметы гигиены: мыло, расческа, зубная паста, зубная щётка, полотенце, мочалка, тапочки, шампунь, жидкое мыло, носовой платок. Учащиеся должны разложить эти предметы на две группы: предметы, общего пользования (зубная паста, шампунь, жидкое мыло); личного пользования (расческа, мыло, зубная щётка, полотенце, мочалка, тапочки, носовой платок)
Подведения итогов этапа.
Схема:
- соблюдать личную гигиену
- соблюдать режим сна
- как можно больше времени проводить на свежем воздухе
- как можно меньше времени проводить у телевизора и компьютера
Конкурс «Здоровье в порядке — спасибо зарядке».
Утром рано поднимайся,
Прыгай, бегай, отжимайся.
Для здоровья, для порядка
Людям всем нужна : (зарядка)
Каждой команде необходимо собрать картинку из пазлов с изображением зарядки. Приложение 8
-Зарядку мы делаем не только в начале дня, но и на уроках. Какие зарядки? (для пальчиков, для глаз, для расслабления).
Команды показывают одну из зарядок.
— Что же мы должны делать, чтобы быть здоровыми?
Схема:
- выполнять комплекс утренней гимнастики
- выполнять зрительные зарядки
- Конкурс «Режим дня».
Командам выдаются листы, на которых написаны пункты режима дня. Учащиеся должны расположить пункты режима дня в правильной последовательности. В данном режиме дня пропущена прогулка. Команда, которая догадается, получает дополнительный балл. (Приложение 9)
Итоги этапа. Выводы.
Схема:
- соблюдать режим дня
- Конкурс «Здоровое питание».
Игра, в которую мы будем играть, называется «Четвертый лишний». Вам нужно вычеркнуть продукт, который не является для организма полезным.
- Рыба, жевательная резинка, кефир, яблоко.
- Кола, молоко, творог, персики.
- Чипсы, лук, геркулес, морковь.
Каждой команде надо будет отгадать по две загадки, команда, которая не знает ответ на загадку, передает право на отгадку другой команде. Приложение 10.
Схема:
- правильно питаться
- Конкурс «Спорт и мы».
Команды должны разгадать кроссворд, Если вы правильно ответите на вопросы, то узнаете что ещё необходимо для человека, чтобы он был здоров. Ключевое слово СПОРТ. (Приложение 11)
Хочешь ты побить рекорд?
Так тебе поможет : (спорт)
Чтоб большим спортсменом стать,
Нужно очень много знать.
Вам поможет здесь сноровка
И, конечно, : (тренировка)
Конкурс «Где мы были, не расскажем, а что делали, покажем».
Каждая команда получает задание изобразить жестами и мимикой вид спорта, а другая команда должна назвать этот спорт. Показать синхронное плавание, борьбу сумо, фехтование.
Подведение итогов 2 этапов
Схема:
- заниматься спортом и физкультурой
- Конкурс «Собери пословицу».
Команды получают листы с заданием, на которых они должны стрелками соединить пословицы. Одну из пословиц на выбор команды должны объяснить.
В здоровом теле здоровым быть Чисто жить не купишь Здоровье за деньги богатства Здоровье дороже здоровый дух Чистота — залог здоровья
Дети считают количество яблок, заработанные командами. Подводятся итоги игры.
Пока мы с вами выполняли задания, на доске появилась схема. Что же должен делать человек, чтобы быть здоровым? (Дети читают ответы в схеме)
У каждого из вас по три яблока: красное, жёлтое, зелёное. Если вы будете выполнять эти рекомендации, чтобы быть здоровыми прикрепите на нашу «Яблоню здоровья» красное яблоко, если вы будете частично выполнять рекомендации, то прикрепите — жёлтое яблоко, а если считаете, что и так здоровы и не будете выполнять эти рекомендации, то прикрепите — зелёное яблоко.
Здоровье — неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, энергию и достичь долголетия.
Надеемся, что сегодня встреча не прошла даром, и вы многое почерпнули из нее. Ведь «Здоров будешь — всё добудешь!»
Так что будьте здоровы!
Команды выходят под музыку «Спортивный марш».
Источник