Меню

Как называется технологии обеспечивающие ребенку возможности сохранения его здоровья

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка- стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Скачать:

Вложение Размер
dzdoroveoc1.docx 18.67 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Ритмопластика . Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показаниям ребенка.

Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, а также на прогулке, в групповой комнате — малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.

Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Гимнастика для глаз проводится в любое свободное времяв зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в нашей группе -это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Цель этих технологий — становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог « взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.

Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю по 30 мин. в соответствии программой, по которой работает ДОУ . Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.

Серия занятий «Азбука здоровья». Как бы много воспитатели и родители ни делали для здоровья наших детей, результат будет недостаточен, если к этому процессу не подключить самого ребенка. Он может многое сделать для себя самого, нужно только научить его этому. Для этого у нас проводятся занятия по познанию и индивидуальная работа по следующим темам: «Я и мое тело», «Мой организм», «Глаза — орган зрения», и т.д.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребёнком .Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.

Активный отдых . При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.

На участке детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.

Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения,помогает быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения. С детьми, имеющие дефекты звукопроизношения, занимается логопед.

Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети. При использовании музыки помню об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей. Широко использую музыку для сопровождения учебной деятельности дошкольников (на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром и т.д.) Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Также музыку использую перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающим детям успокоиться и расслабиться. Когда дети лягут в постель, включаю спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и прошу их закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у них положительные эмоции. Обращаю внимание детей на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть их тела.

Сказкотерапия – используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы — основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

Семья и детский сад связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, используем разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы на родительских собраниях; консультации; Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, анкетирование. Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с возрастными физиологическими особенностями детей, широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Развитие ребёнка и его здоровье», «Игры с движениями», «Движение — основа здоровья», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений», «Зимние игры с ребенком» и т.д.).

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка- стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Источник

Использование современных технологий сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста в образовательном процессе.

Елена Черкасова
Использование современных технологий сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста в образовательном процессе.

Для всех людей на всей планете главной ценностью является здоровье. А здоровье наших детей – это двойная ценность, потому что дети – самое дорогое, что у нас есть в жизни. К сожалению, практически здоровых детей в нашем современном мире очень мало. Виноваты плохая экология, неправильное питание, недостаточные физические нагрузки, генетические факторы, система здравоохранения. Мы, взрослые, несем ответственность за детей, находящихся под нашей опекой. За своих собственных детей. А воспитатели еще за детей, которых им каждый день доверяют родители. И детское здоровье – это главный пункт, находящийся под ответственностью воспитателей. В детском саду дети проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранять и стимулировать здоровье было бы не профессионально и бездушно. Здоровый ребенок – счастливый и успешный ребенок а, значит, в какой-то мере, счастье детей и их успехи, настоящие и будущие, – в наших руках, руках педагогов.

В связи с недостаточным уровнем физического развития современных детей возникла необходимость совершенствования двигательного режима в дошкольном учреждении путем применения здоровьесберегающего воспитания.

Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки,так и для практики: как эффективно организовать воспитательно-образовательный процесс без ущерба здоровью дошкольников? Чтобы решить эту проблему, необходимо создавать такую системы работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге будет способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

Сегодня во всех дошкольных учреждениях огромное внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни и коррекционные технологии. Первоосновой в выборе оздоровительных технологий является принцип «Не навреди», т. е. все виды педагогических и оздоровительных воздействий в образовательной деятельности выбираются с учетом их безопасности для здоровья и развития ребенка. Очень важную роль играют технологии сохранения и стимулирования здоровья, которые используются в непосредственно образовательной деятельности. Цель педагога здесь– построить образовательную деятельность оздоровительной направленности. То есть существует необходимость организации образовательной деятельности с акцентом на использование технологий сохранения и стимулирования здоровья, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.

Технологии сохранения и здоровья детей дошкольного возраста, применяемые в образовательной деятельности:

1. Стретчинг – комплекс упражнений на растягивание определенных мышц, связок и сухожилий, полезный и необходимый всем, независимо от возраста и степени развития гибкости, применяемый в системе массажа, в лечебной физкультуре. Стретчинг повышает двигательную активность, выносливость, снижает эмоциональное, психическое напряжение, улучшает настроение, создает ощущение комфорта и спокойствия, вырабатывает естественную сопротивляемость организма различным заболеваниям. В образовательной деятельности используются элементы игрового стретчинга.

2. Динамические паузы, физкультминутки, минутки здоровья — проводятся во время образовательной деятельности по 2-5 минут, по мере утомляемости детейи выполняют следующие функции: развлекательную, релаксационную, коммуникативную, воспитательную, обучающую, развивающую, коррекционную, лечебло-профилактическую.

3. Релаксация -– это состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий. Это особенно актуально в современном образовательном процессе, когда у детей идет активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

4. Пальчиковая гимнастика выполняет следующие функции.

Способствует овладению навыками мелкой моторики.

Помогает развивать речь.

Повышает работоспособность коры головного мозга.

Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.

К пальчиковой гимнастике не остается равнодушным ни один ребенок любого дошкольного возраста.

5. Дыхательная гимнастика. Важное место в физической культуре дошкольников занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. От дыхания во многом зависят здоровье ребенка, его физическая и умственная деятельность.

Дыхательная гимнастика играет огромную роль в закаливании детей.

В образовательной деятельности используются отдельные доступные упражнения, органично вплетающиеся в образовательный процесс и способствующие насыщению кислородом каждой клеточки детского организма, стимулирующие работу сердца, головного мозга и нервной системы, развивающие еще несовершенную дыхательную систему детей, укрепляют защитные силы организма. В основном, эти упражнения основаны на носовом дыхании. Если дети не будут дышать через нос, то не получат достаточно умственного развития, так как носовое дыхание стимулирует нервные окончания всех органов, находящихся в носоглотке.

6. Гимнастика для глаз. Глаза – важнейший орган, который надо беречь с раннего детства. В современных условиях это очень сложно. Телевизор, компьютер, а в старшем дошкольном возрасте и мобильный телефон — все это неотъемлемая часть жизни дошкольника. Мы, педагоги, понимаем, что оградить от этого дошкольника совсем нельзя, поэтому стараемся приспособиться к сложившимся обстоятельствам. Именно в таких условиях и необходимо научиться беречь зрение.

Зрительная гимнастика – замечательный помощник в борьбе за хорошее зрение. Главной задачей гимнастики для глаз у детей-дошкольников является формирование у малышей правильного представления о том, что о зрении необходимо заботиться. Регулярная гимнастика для глаз, так называемая физминутка, позволяет дать необходимый отдых глазам, повышает работоспособность зрения, улучшает кровообращение, предупреждает развитие некоторых заболеваний глаз, является профилактикой близорукости и дальнозоркости. Кроме того, любой учебный материал усваивается более эффективно.

Упражнения следует выполнять 2-3 раза за день по несколько минут. Комплекс гимнастики составляется с учетом возраста ребенка, проводится в игровой форме. При выполнении гимнастики для глаз прежде всего необходимо научиться расслабляться и снимать напряжение глаз. Детей уже с 2-х лет надо обучать различным упражнениям для глаз, превратив их в игры, а затем — в привычку в них играть.

Гимнастика для глаз может проводиться с предметами, например, работа с расположенными на стенах карточками. Дети отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т. д. Могут использоваться специальные поля, например, изображение каких-либо цветных фигур (овал, восьмерка, волна, спираль, ромб и т. д.). Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобно месте. Дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Можно на кончик указки прикрепить бабочку, пчелку или персонажа по теме и отправиться в путешествие).

Существуют специализированные электронные программы, направленные на снятие напряжения и коррекцию зрения.

7. Кинезиологические упражнения. Кинезиологические методы позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями. В случае, когда детям предстоит интенсивная нагрузка, педагог может начать работу с кинезиологических упражнений.

Главное в работе педагога по сохранению и стимулированию здоровья дошкольников в образовательной деятельности – это комбинация элементов инновационных здоровьесберегающих технологий, позволяющей превратить саму образовательную деятельность в здоровьесберегающую.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья в образовательной деятельности являются неотъемлемой составляющей всей здоровьесберегающей работы ДОУ и решают задачу комплексного подхода к формированию здоровья воспитанников.

Самое главное, чтобы каждая непосредственно образовательная деятельность перемежалась с активным отдыхом, происходила постоянная смена деятельности. Благодаря использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья, у детей появляется устойчивая положительная мотивация к сохранению и укреплению своего здоровья. К тому же дети с большим интересом занимаются познавательной деятельностью, становятся более усидчивыми, внимательными, дольше сохраняют работоспособность и намного лучше усваивают материал.

Применение таких технологий развивает дружеские взаимоотношения, коллективизм. Вся работа проходит с позитивным настроем, дети становятся более улыбчивыми, доброжелательными, открытыми, жизнерадостными и раскрепощенными. Дети с большим желанием приступают к образовательному процессу, потому что они знают, что их ждут разные виды деятельности.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья в образовательной деятельности, входя в целостную систему образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанную на классических образцах и педагогических инновациях, способствуют гармоничному физическому развитию детей.

Источник

Читайте также:  Как принимать продукцию сибирского здоровья
Adblock
detector