Как называется самостоятельное наблюдение за состоянием своего здоровья
Самоконтроль — регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой и их изменениями под влиянием регулярных занятий упражнениями и спортом.
1) расширить знания о физическом развитии;
2) приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки;
3) ознакомиться с простейшими доступными методиками самоконтроля. Определить уровень физического развития, тренированности и здоровья, чтобы корректировать нагрузку при занятиях физической культурой и спортом.
Самоконтроль позволяет своевременно выявить неблагоприятные воздействия физических упражнений на организм.
Основные методики самоконтроля: инструментальные, визуальные.
Цель самоконтроля — самостоятельные регулярные наблюдения простыми и доступными способами за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений или конкретного вида спорта.
Чтобы самоконтроль был эффективным, необходимо иметь представление об энергетических затратах организма при нервно-психических и мышечных напряжениях, возникающих при выполнении учебной деятельности в сочетании с систематической нагрузкой, важно знать временные интервалы отдыха и восстановления умственной и физической работоспособности, а также приемы, средства и методы, с помощью которых можно эффективно восстанавливать функциональные возможности организма.
Особое значение имеет самоконтроль для студентов, имеющих ослабленное здоровье и занимающихся в специальной медицинской группе.
Эти студенты обязаны периодически показывать своему преподавателю физического воспитания и врачу результаты своих наблюдений, советоваться по различным вопросам двигательного режима, режима питания, дня и т.д., что в значительной мере помогает их рациональному физическому воспитанию, способствует эффективному использованию средств физической культуры, естественных факторов природы для закаливания, укрепления их здоровья и повышения физической и общей работоспособности.
Результаты самоконтроля записываются в специальный дневник.
В дневнике рекомендуется регулярно регистрировать субъективные (самочувствие, сон, аппетит, работоспобность и др.) и объективные данные
(вес, пульс, тренировочные нагрузки и др.).
При занятиях физической культурой по учебной программе, а также в группах здоровья и при самостоятельных занятиях, можно ограничиться такими показателями, как самочувствие, сон, аппетит, болевые ощущения, пульс, вес, тренировочные нагрузки, нарушение режима, спортивные результаты.
Квалифицированным спортсменам, кроме того, рекомендуется учитывать настроение, желание тренироваться, ортостатическую пробу, ЖЕЛ, силу кистей рук, работоспособность. При самоконтроле можно также использовать те приемы и показатели, которые были приведены в разделе о контроле за физическим развитием.
Для ведения дневника самоконтроля достаточно подготовить небольшую тетрадь и разграфить ее по показателям самоконтроля и датам (табл. 36.1).
Таблица 36.1.
Примерная форма ведения дневника самоконтроля
Источник
Размещено на реф.рф
К объективным — показатели, которые имеют цифровое выражение, например частота пульса, вес, сила мышц, жизненная емкость легких, спортивные результаты и др.
Некоторые из указанных показателей определяют утром в день занятий (сразу после сна), затем перед тренировкой наряду с другими показателями, сразу после её окончания и на другой день утром или перед следующим занятием. Некоторые показатели (например самочувствие, пульс) рекомендуется учитывать также в процессе занятия. До и после него целесообразно проводить взвешивание, измерение силы мышц, жизненной емкости легких и др.
Спортсмен должен вести дневник самоконтроля. Он должна быть частью дневника тренировок или ведется отдельно от него. Врач и тренер или преподаватель, просматривая этот дневник, могут провести анализ данных самоконтроля, проследить зависимость изменений здоровья и функционального состояния организма от характера режима и интенсивности тренировок.
Содержание и построение дневника самоконтроля, который ведется отдельно от дневника тренировок, должна быть различным. В табл. 7 приведена одна из возможных ᴇᴦο схем.
Самоконтроль — это самостоятельное регулярное наблюдение за состоянием своего здоровья, физическим развитием и их изменениями под влиянием занятий физическойкультурой и спортом. — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Самоконтроль — это самостоятельное регулярное наблюдение за состоянием своего здоровья, физическим развитием и их изменениями под влиянием занятий физическойкультурой и спортом.» 2015, 2017-2018.
Источник
Физическая культура. 5 класс
Конспект урока
Физическая культура, 5 класс
Урок № 15. Самонаблюдение и самоконтроль
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Самонаблюдение за индивидуальным физическим развитием по его основным показателям (длина и масса тела, окружность грудной клетки).
- Самонаблюдение за индивидуальными показателями физической подготовленности (самостоятельное тестирование физических качеств).
- Самоконтроль за состоянием организма и изменением частоты сердечных сокращений (пульса) во время занятий физическими упражнениями. Определение режимов физической нагрузки.
Глоссарий по теме:
Самонаблюдение – длительный процесс постоянной и регулярной регистрации показателей физического развития и физической подготовленности.
Самоконтроль – один из базовых элементов самонаблюдения, включающий в себя регистрацию показателей состояния организма во время занятий.
Физическое развитие – изменение форм и функций организма человека в течение его жизни.
Физическая подготовленность – результат занятий физическими упражнениями, обеспечивающий формирование двигательных умений, навыков, развития физических качеств, повышения уровня работоспособности.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Физическая культура. 5 кл. Учебник для общеобразовательных организаций. / А. П. Матвеев. — М.: Просвещение, 2019. – 127 с.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):
1.Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: www.prosv.ru [электронный документ]. http:// school-collection.edu.ru.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Для оценки эффективности занятий физической культурой необходимо регулярно наблюдать за теми изменениями, которые происходят в организме под влиянием физических нагрузок. Самонаблюдение и самоконтроль помогают не только узнавать об индивидуальных возможностях организма, но и целенаправленно их развивать.
Самонаблюдение – это регулярная регистрация показателей здоровья и самочувствия человека, уровней его физического развития и физической подготовленности. Самонаблюдение проводят 4 раза в год, т.е. каждую четверть.
При регулярных занятиях физическими упражнениями, кроме самонаблюдения, проводят самоконтроль, который позволяет проверить, как организм переносит физическую нагрузку. Самоконтроль осуществляется не только по внешним признакам, а также по настроению и желанию тренироваться. Наиболее доступным средством самоконтроля является измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС), или пульса. Чем больше нагрузка, тем выше показатели ЧСС (чаще пульс).
ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ
Выберите тип интерактивного теста:
1. Единичный / множественный выбор
Информация о тестовом вопросе:
Текст задания: Что такое самонаблюдение?
Выберите все правильные ответы.
а) наблюдение за своим поведением и поступками;
б) регулярная регистрация показателей состояния здоровья и самочувствия человека, уровня его физического развития и физической подготовленности;
в) наблюдение за своими результатами в учебе;
г) наблюдение за техникой выполнения физических упражнений в зеркале;
д) регистрация показателей состояния организма во время занятий.
Информация об ответах
Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):
Правильный вариант: Б
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): А, В, Г, Д
Выберите тип интерактивного теста:
12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;
Информация о тестовом вопросе:
Вставьте пропущенные слова:
«Наиболее доступным средством самоконтроля является измерение ________, или пульса. Чем больше ______, тем выше показатели ЧСС (чаще пульс)».
Информация об ответах
Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):
Правильный вариант: «Наиболее доступным средством самоконтроля является измерение частоты сердечных сокращений, или пульса. Чем больше нагрузка, тем выше показатели ЧСС (чаще пульс)».
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты являются не правильными
Источник
Основы врачебного контроля и самоконтроля
Занятия физической культурой и спортом приводят к изменениям функционального состояния организма, в связи с чем необходимо постоянное наблюдение за здоровьем занимающихся как со стороны преподавателя физкультуры или тренера, так и со стороны врача.
Врачебный контроль рассматривается как компонент гигиенического воспитания и осуществляется в следующих направлениях:
– регулярные медицинские обследования занимающихся физической культурой и спортом (первичные, повторные, дополнительные);
– врачебно-педагогические наблюдения за студентами во время занятий и соревнований;
– медицинское обеспечение физического воспитания студентов в учебных группах;
– санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий и спортивных соревнований;
– предупреждение спортивного травматизма и заболеваемости;
– медицинское обслуживание массовых оздоровительных и спортивных мероприятий, а также мероприятий, проводимых в оздоровительно-спортивных лагерях, на базах и т.п.;
– санитарно-просветительская работа и пропаганда физической культуры и спорта.
Все, имеющие отношение к занятиям физической культурой и спортом, без исключения проходят медицинские обследования, результаты которых являются основой для распределения студентов по группам заболеваемости («А», «Б», «В»), для занятий на специальном, основном и подготовительном отделениях.
Первичные обследования проводятся до начала занятий, повторные — для занимающихся в зависимости от отделения: студенты специального отделения — 2 раза в учебный год, основного — 1 раз, спортивного — 1-2 раза, дополнительные — после перенесенных травм, заболеваний, длительных перерывов в обучении, по просьбе самого студента и направлению тренера, преподавателя.
К внут-ривузовским массовым физкультурно-оздоровительным мероприятиям, соревнованиям по шахматам, стрельбе, дартсу, городкам студенты могут быть допущены на основании первичного медицинского осмотра.
Первичное освидетельствование проводится врачом по физконтролю по следующей апробированной схеме с занесением всех данных в специальную карточку или компьютерную программу:
1. Общий и спортивный опрос (анамнез).
2. Наружный осмотр.
3. Антропометрические данные.
4. Обследование нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, органов брюшной полости и т.п.
5. Тестирование функциональными пробами с дозировкой физической нагрузки и исследованием ЧСС (пульсо-метрия), дыхания, давления крови (в покое, после физической нагрузки и реституции -восстановительном периоде).
При необходимости для комплексного обследования могут быть приглашены и другие специалисты.
Врачебно-педагогические наблюдения и контроль осуществляются врачом по физконтролю, тренером, преподавателем, и проводятся в процессе учебно-тренировочных занятий, физкультурно-массовых мероприятий, соревнований для выяснения организации и условий проведения занятий, использования методики, объемов и интенсивности нагрузки, соответствия ее уровням подготовленности студентов, гигиенических требований к одежде и обуви, выполнения мер по профилактике травматизма.
Но оценка состояния здоровья, динамики положительных и отрицательных изменений не будет объективной, если она не будет дополнена данными самоконтроля — самостоятельными наблюдениями за результатами влияния физических нагрузок на организм занимающегося.
Обучение технологии слежения за своим здоровьем — одна из главных задач вузовской физической культуры, и достаточный уровень умений и навыков самоконтроля (ведение дневника самоконтроля, правильная самооценка на основе анализа данных дневника) — достижение одной из целей вузовской физической культуры.
Регулярно анализируя состояние своего здоровья, данные тестирования и проведения различных проб, студент получает возможность корректировать объемы труда и отдыха, время для восстановления, выбирать средства повышения физической и умственной работоспособности, вносить необходимые изменения в собственный стиль и, возможно, образ жизни.
Все данные обязательно должны фиксироваться в журнале (дневнике) самоконтроля для дальнейшего анализа через определенные промежутки времени: в начале и конце месяца, семестра, учебного года.
Основное требование: проведение проб и тестирования должно осуществляться в одни и те же часы суток, за 1,5-2 часа до и после приема пищи. Как правило, количество показателей самонаблюдения не превышает двадцати и не должно быть менее 5-8. Информативность показателей зависит от вида спорта, системы занятий.
Для занимающихся циклическими видами спорта важны акцентированные наблюдения за частотой сердечных сокращений, артериальным давлением, жизненной емкостью легких, выносливостью.
Для занимающихся ациклическими видами спорта (тяжелая атлетика, единоборства и т.п.) важно следить за массой тела, развитием силовых качеств и т.п.
К субъективным показателям следует отнести оценку самочувствия, настроения, сна, аппетита, болевых или других, ранее не проявлявшихся отклонений. Их краткие характеристики находятся в пределах: плохо, удовлетворительно, хорошо и оцениваются по пятибалльной системе.
К объективным параметрам относятся те, которые можно оценить и выразить количественно, что очень важно для слежения за динамикой: антропометрические данные, показатели физического развития, подготовленности, функционального состояния.
Студентам, занимающимся физическим воспитанием по учебной программе или самостоятельно в оздоровительных целях, рекомендован набор субъективных показателей, что не означает запрета на увеличение их количества. К ним следует отнести: самочувствие, сон (часы), аппетит, пульс за 1 минуту (лежа после 8—15 минут отдыха или сразу после сна, стоя, разница между этими показателями), масса (вес в кг), нарушение режима (да, нет), болевые ощущения, спортивные результаты.
Самонаблюдения проводятся ежедневно, кроме параметра «спортивные результаты». Консультация, полученная у тренера, преподавателя физического воспитания, врача по физконтролю, может намного расширить возможности самонаблюдения, самооценки, самоконтроля.
Альпинисты часто пользуются пробой (тестом) Озерецкого для оценки функционального состояния нервной системы, ее уравновешенности, вестибулярного аппарата: необходимо простоять не менее 15 секунд с закрытыми глазами на одной ноге — другая поставлена пяткой на колено опорной ноги, руки на поясе.
При показателе ниже нормы (15 секунд) не рекомендовано идти на восхождение, участвовать в сложных горных, водных, лыжных, велопоходах. Не мене интересен комплексный самоконтроль при помощи «Биоритмотеста», в основе которого наблюдения за циклическими изменениями самочувствия и работоспособности, разработанного учеными-биоритмологами.
Убедиться в существовании многодневных циклических изменений самочувствия и работоспособности можно довольно просто. Для этого предлагаем читателям провести в течение нескольких недель наблюдение за своим организмом.
Назовем это для краткости так: биоритмотест. Но прежде чем заполнять табличку, надо ознакомиться с некоторыми «правилами игры». Пусть они не пугают вас — сложными они кажутся лишь на первый взгляд.
Итак, биоритмотест. Каждый вечер, лучше в одни и те же часы, предстоит ответить на десяток простых вопросов, указанных в таблице. При этом не будем ограничиваться односложными «да» или «нет», а введем семибалльную шкалу от плюс трех (+3), включая нулевое значение.
Например, вопрос: как вам прошлой ночью спалось? Он предусматривает два критерия — оценку продолжительности (количества) и глубины (качества) сна. Если выспались прекрасно — смело ставьте плюсовую тройку, причем для наглядности красным карандашом; если нормально — +2 или +1 (тоже «красные»), ни то, ни се, или, говоря научно, отсутствие определенного ответа — ноль. А если встали, не отдохнув, как следует, с тяжелой головой — оценка должна быть отрицательной (синий или черный цвет), в зависимости от состояния — от -1 (выспался плохо) до -3 (ночь провел хуже некуда).
Источник