Системы управления здоровьем
Прежде чем говорить о том, для чего нужны системы управления здоровьем, напомним, что ранее говорилось о здоровье как зоне ответственности самих граждан. Мы должны сами брать ответственность за собственное здоровье в свои руки. Хорошая персональная диета, физические упражнения и здоровый образ жизни (ЗОЖ) – являются основными факторами здоровьесбережения. Работа с эмоциональной и духовной составляющей человека, в некоторых случаях, позволяют избавиться от хронических заболеваний и является ещё одними важным моментом к улучшению здоровья и снижению заболеваемости. Это тот минимальный уровень, который доступен каждому.
Следующим уровнем становится управление своим здоровьем, т.е. создание системы, в которой здоровье является объектом управления. Это означает, что по отношению к нему нужно ставить цели и задачи управления, тогда как сейчас управление здоровьем у большой массы населения происходит «в режиме автопилота» и «управленческие» воздействия начинаются только в критических ситуациях, кроме Нealth management для корпоративных клиентов, что недоступно обычным гражданам.
Под управлением здоровьем человека в самом общем смысле понимаются, прежде всего, формирование и поддержание здорового образа жизни с учетом экологических факторов, а также регулярная оценка результатов управления и при необходимости внесение корректировок в план мероприятий управления.
Принципы системы управления здоровьем
А чтобы системы управления здоровьем стали возможными, выделяют следующие основные принципы[1]:
- Индивидуальная ответственность человека (субъекта управления) за управление своим здоровьем (объект управления);
- Ключевая роль образования человека в сохранении и управлении здоровьем, его непрерывность в течение всего процесса управления и контролируемость его усвоения;
- Выполнение каждого из последовательных этапов процесса управления здоровьем для достижения поставленных целей;
- Периодический мониторинг состояния здоровья человека и применение мер по его профилактике с целью предотвращения необратимых последствий;
- Регулярный контроль за результатами управления для оценки качества управления и обоснования изменения способов воздействия на объект управления.
Попробуем «расшифровать» эти принципы.
Принцип 1.
Необходимость индивидуальной ответственности за управление своим здоровьем прямо вытекает из общей ответственности за свое здоровье. Хотя этот принцип можно рассматривать и с точки зрения экономии расходов, и готовности населения взять ответственность за управление здоровьем на себя, и недостатка необходимых компетенций.
Хотя в группе факторов, влияющих на здоровье, медицине отводится только 10%, все-таки, когда человек заболевает и не в состоянии себе сам помочь, то нет другого выхода, как обратиться к врачу. Постарайтесь в этом случае сделать так, чтобы врач стал вашим союзником, а не равнодушным механизмом, выписывающим рецепты.
Принцип 2.
Мудреная формулировка этого принципа сводится к тому, что необходимо постоянно повышать уровень своих компетенций по здоровьесбережению и ключевая роль здесь отводится образованию. Слово «Образование», на наш взгляд, здесь оказалось потому, что тот, кто формулировал принципы, забыл или не знает слово «Просветительство». Именно «просветительству» должна принадлежать ключевая роль, а не системе образования, а уж тем более не здравоохранению, т.к. все потуги медицины по профилактике заболеваний находятся на уровне благих пожеланий. Посмотрите на существующие «Школы диабета», «Школы здоровья» — ведь там уже люди с диагнозами.
В Зеленограде при кардиоцентре в 2016 открылась «Школа инфаркта миокарда» с целью профилактики заболеваний сердца. Потом медики либо сами догадались, либо кто-то подсказал, что так называть школу нельзя и ее быстренько переименовали в «школу здоровья», но суть от этого не изменилась. Люди приходили на занятия уже с конкретными заболеваниями и задавали одни и те же вопросы: «Как лечиться?» и «Что принимать?». Так и ответ был стандартный «А вы приходите к нам на прием, мы вас осмотрим, сдадите анализы, тогда мы сможем сказать!» Просветительство – не удел медицины. Медики это не умеют делать. Да к тому же профилактика плохо продается.
Остается некоммерческий сектор. ЗОЖ – одно из главных направлений НКО и здесь немалая роль отводится именно просветительской деятельности. Кстати, эта статья и адресована в первую очередь НКО, особенно тем, кто подает заявки на конкурсы субсидий. Вот вам практически готовая заявка! В соответствии с разработанным нами модульным принципом написания проектов, система управления своим здоровьем может быть встроена как модуль в любой проект по ЗОЖ. Поскольку мы сами являемся НКО, то все, о чем здесь написано уже прошло многократную проверку в наших проектах на практике.
Кстати, системы управления здоровьем легко встраиваются и в образовательный проект.
Принцип 3.
Здесь нечего комментировать, кроме того, что весь процесс управления здоровьем состоит из последовательных этапов (пошаговая инструкция) для достижения поставленной цели.
Принцип 4.
Периодический мониторинг (объективный контроль) состояния здоровья возможен только при наличии приборов диагностики сертифицированных для домашнего применения.
Принцип 5.
Результаты управления должны сопоставляться с заданными целями и в случаях их несоответствия необходимо производить коррекцию.
Схема системы управления здоровьем
Тогда можно предложить следующую схему системы управления
Основной контур управления:
Цель -> Программа -> Исполнение -> Здоровье -> Диагностика.
В принципе программа оздоровления может загружаться любая, лишь бы она была согласована с целями и давала конкретные рекомендации к исполнению, и есть объективные приборы, которые оценивают влияние этой программы здоровья на наш организм. А еще есть внешняя среда, которая влияет на все, и в которой все это находится.
Кстати, образование, в первую очередь школы, пока тоже не сильно торопятся взять на себя эту роль повышения ключевых компетенций по здоровбесбережению. Хотя предпосылки для этого есть. Например, в виде занятий по ОБЖ «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». В некоторых школах создаются различные кабинеты здоровья, даже медицинские классы, но все это носит фрагментарный и не системный характер. Про медицинские классы в московских школах мы уже писали. Основная проблема в том, что пока никто не рассматривает здоровье, как систему управления в том виде, в котором она здесь описана. Поэтому, например, есть донозологическая диагностика, но нет программ оздоровления, нет коррекции результатов, поэтому и поставленные цели по здоровью повисают в воздухе, т.е. не могут быть реализованы. Или другой пример, есть программы по здоровью, но не поставлены цели и не используются доступные приборы для объективного контроля состояния здоровья. В этом случае обучение является неким процессом без видимого результата.
Обучение только тогда станет эффективным, когда все элементы системы управления здоровьем будут соединены воедино.
Далее мы опишем, как эта схема реализуется в конкретных программах здоровья. Вернее, как программы по оздоровлению могут быть представлены в виде этой системы управления здоровьем.
Литература
1. Нефедов О.Ю. Принципы управления здоровьем и информатизация российского здравоохранения // Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление. 2013. Т. 9. № 4 (21). С. 95–103.
Источник
Медико-психологический
центр Доктора Корниенко
Психосоматика как способ управлять своим здоровьем
Эта статья написана для психически здоровых людей, которые хотят:
- понять, как мысли и эмоции влияют на здоровье
- вылечиться от болезней
- научиться жить без лекарств
- предупредить появление болезней и быть здоровыми
Итак, ПСИХОСОМАТИКА – это раздел психологии и медицины
Психосоматика изучает:
- влияние психики на возникновение болезней
- методы нелекарственного лечения болезней через воздействие на мысли и чувства
- способы профилактики заболеваний через адекватное выражение эмоций и формирование эффективного мышления
Под заболеваниями в психосоматическом подходе понимаются все заболевания, а вовсе не только психические.
Каждый слышал фразу «Все болезни от нервов». И во многом это правда. Посмотрите на людей вокруг. Когда у человека жизнь налажена и стабильна, то и болеет он реже. Когда происходят события, которые не устраивают человека, он испытывает «неприятные, нежелательные» эмоции – возникают болезни. В нашем обществе принято делить болезни на физические и душевные. Однако, все болезни имеют душевную «базу», предпосылку. Например, В основе любого заболевания лежит психический процесс (здесь будем понимать мысли, убеждения и эмоции человека).
Человек, профессионально помогающий другим решать вопросы со здоровьем через психосоматику – врач-психотерапевт или психолог. Эта работа для клиента/пациента — всегда обучение. Получение и закрепление нового навыка.
Как можно это делать: на индивидуальных консультациях, на тренингах, и наконец – самостоятельно!
Кроме тренингов и индивидуальной работы на консультациях полезно получать информацию о своей физиологии и при необходимости о своей болезни из дополнительной литературы. Обычно консультанты и тренеры приводят список литературы или рекомендуют конкретную книгу для изучения.
Как правило, человек, заинтересованный темой психосоматики:
- уже обследовался или лечился по поводу какой-то своей болезни у врачей
- как правило, это лечение было малоуспешным, либо заболевание возвращается вновь
- лечения не предлагали, а предлагали обратиться к психологу/психотерапевту
- обеспокоен вопросами здоровья своих детей, родителей или других родственников
- хочет знать, как лечиться без лекарств
Как происходит процесс обучения?
На первом этапе человек на своей собственной практике убеждается, что сам влияет на свои эмоции, телесные ощущения и состояние своего физического тела. Проще говоря, признаёт, что он сам может управлять своим здоровьем.
На втором этапе обучающийся вместе с консультантом, тренером разбирает свои конкретные заболевания или симптомы для того, чтобы понять, какие мысли, эмоции и убеждения помогли ему сформировать в теле тот болезненный процесс, с которым он обратился.
На третьем этапе с помощью изменения убеждений, трансформации привычек и хода мышления, проживания заблокированных, накопленных эмоций человек получает результат: симптомы или заболевания видоизменяются или совсем исчезают.
Четвертый этап. Для того, чтобы закрепить эффект, формируется длительный навык
- повышается чувствительности к собственным телесным проявлениям (симптомам, заболеваниям)
- фиксация взаимосвязи этих проявлений с эмоциями, событиями жизни, мыслями, действиями
- практическое проживание эмоций, выражение чувств в адекватной форме
- управление мыслительной деятельностью, создание убеждений, приводящих к оздоровлению
Примеры из практики:
1. Молодая женщина 30 лет, в течение 10 лет сильные головные боли, мигренеподобные. Приступы могут длиться до 2 дней. Обезболивающими препаратами снимаются плохо. Во время приступа лежит, ни с кем не общается. В процессе психотерапии выяснилась тесная взаимосвязь между возникновением симптома и привычкой пациентки ставить интересы близких людей превыше своих. Она «наступала себе на горло», «перешагивала через себя», «жертвовала собой». Это проявлялось в том, что она не умела отстаивать свои интересы, не смотря на усталость заставляла себя выполнять домашнюю работу, вместо того, чтобы немного отдохнуть, а потом приняться за дело. Считала себя обязанной сначала удовлетворить потребности своих родных, а потом «забывала про себя». После чего испытывала сильнейшее раздражение на членов своей семьи из-за того, что лишала себя всех удовольствий и «проживала их жизнь» вместо своей. Однако, выразить своё недовольство не решалась из-за страха, что родные осудят её, скажут, что она «недостаточно заботливая мать, нелюбящая жена, плохая хозяйка». Что пациентка делала на консультациях для того, чтобы головные боли сначала уменьшились и стали реже, а затем и вовсе перестали её беспокоить:
- составила список того, что приносит ей удовольствие (прогулки, ванны, массажи, чтение книг и т.п.)
- каждый раз, когда она понимала, что делает что-то в ущерб своим интересам или вопреки собственным желаниям, компенсировала это себе одним из пунктов списка (см. выше)
- научилась в адекватной форме выражать свое несогласие и возмущение тому, что другие люди требуют от неё
- поняла, что наполненная удовольствием, принятием себя, она хочет дарить своим близким заботу, делает это с радостью.
2. Женщина 33 лет. В течение 2 недель беспокоили боли в области горла. Описывала их «как будто кто-то ударил по горлу снаружи», а теперь «я не могу что-то проглотить». Женщина находится в процессе развода. Муж ушёл к другой. Специалистом было сделано предположение, что женщина не может «проглотить» обиду на мужа. Клиентка увидела связь между разводом и симптомами. Во время психологической работы она научилась адекватно выражать эмоции, смогла пережить душевную боль. Сразу после этого клиентка смогла глотать и перестала чувствовать боль в горле.
Результат обучения психосоматическому подходу
- самостоятельное лечение заболеваний без лекарств
- навык адекватного выражения чувств
- изменение привычек действовать и мыслить себе во вред или вопреки природе человека
Софья Витальевна Зеленкова — врач психотерапевт, зам.главного врача по психологической и социальной работе.
Источник
Управляйте своим здоровьем… Вы будете управлять своей жизнью!
Здравствуйте! Дорогие друзья!
Быстрый ритм нашей жизни не позволяет порой посмотреть на себя со стороны — как мы выглядим? Какое на данный момент здоровье? Как складываются отношения в семье… развиваются ли они или, как обычно, — двадцать лет назад.
Иногда правда задаём себе вопрос — что-то не так делаю? Появились отёки под глазами, лишний вес, «болячки» разные… Больших достижений в жизни почему-то нет?
А ведь когда-то подавал надежды и пророчил себе прекрасное будущее… В чём дело?
Ответов на этот вопрос много. Главное — что иногда вы задаёте себе этот вопрос. Поведение. Культура. Общение. Постоянное развитие. На все эти темы есть много информации. Я же хочу поговорить о режиме дня и работе вашего организма, которым вы и только вы управляете. И если идёт сбой в биологическом ритме организма — сбой идёт и во всех сферах вашей деятельности.
Проанализируйте. Как вы просыпаетесь утром? С каким настроением. С каким настроем на новый день?
И скажу вам — это напрямую зависит от того, во сколько вы встаёте утром! Ну и, естественно, во сколько вы ложитесь вечером спать?
Есть в организме биологические часы, которые настроены на ритм работы природы. И изменить в этом ритме мы ничего не можем. Вы не заставите солнышко вставать позже или задержать закат… А вот над своим организмом мы можем издеваться по-всякому — ложиться спать далеко за полночь, когда по биологическим ритмам организма должны отдыхать… Вставать после десяти часов утра, когда биологические часы человека подсказывают — идёт активный обмен — а обмениваться нечем. Кушать на ночь, а утром выпить только чашку кофе… А чем же, прикажете, работать организму полдня, до обеда…
А вот теперь я всё объясню. И речь пойдёт о влиянии биологических ритмов природы на работу организма. О том, как связаны биологические ритмы человека с процессами жизни на Земле.
По расписанию биологических часов человека, наш организм должен просыпаться не позднее пяти часов утра. И это время активной работы энергетического канала лёгких. И в это время ему надо помочь. Часто у людей с бронхиальной астмой, если причина именно в лёгких, астматические приступы по утрам. Если вы в это время просыпаетесь — знайте, хорошо подойдут упражнения для восстановления энергетики организма. И эта же энергия пойдёт на вашу трудовую деятельность целого дня. Могу подсказать простое упражнение — «возрождение Око». На самом деле, упражнений на эту тему много. Не зря во всех религиях приветствуется утреннее время молитвы.
Следом активируется кишечник — он обязательно должен опорожниться до 07:00 часов. Японцы утверждают, если этого не происходит — это запор.
С 07:00 — время работы канала желудка. Надо обязательно позавтракать, чтобы организму было чем заниматься и нормально функционировать, тем более, что следом включается в работу энергетический канал поджелудочной железы и селезёнки. Он ответственен за иммунную систему, выработку ферментов, транспорт жидкости в организме, мышечную систему, кровь. Побалуйте их витаминами и микроэлементами. Это соки, фреши… тем более, что организм может съесть один-два плода, а по содержанию витаминов в них будет значительно меньше полезных веществ, чем в стакане сока.
С 11:00 часов — время работы меридиана сердца, отвечающего и за работу сердца и за восстановление психической энергии. В это время желательно исключить физические и эмоциональные нагрузки. Не назначайте значимых встреч с 11:00 до 13:00. даже обед желательно перенести на попозже, хотя бы на 30 минут. Это время займите себя простой, работой, не требующей значительных энергетических затрат… А вот с 13:00 до 15:00 — время работы канала тонкого кишечника, можете активно включаться в работу. Подойдёт и хороший, качественный обед. Хорошо всасываются все минеральные вещества, организму есть чем компенсировать затраты.
Вот так, на позитивной ноте закончу эту половину статьи. В следующей части — расскажу о ритме работы других органов, и каким можно помочь, чтобы весь организм работал «как часы».
Энергетические каналы начинают включаться в работу несколько раньше обозначенного времени. А к окончанию периода — они практически не работают, так как включается в работу следующий энергетический канал. Поэтому, если вам необходимо принять какой-либо препарат, для восстановления этого органа, лучше сделать это заранее.
Так и лечение травами. Чтобы они дали выше результат, лучше принимать их во время работы того органа, который вы восстанавливаете. И достаточно будет одного приёма.
И ещё… Время заката и восхода зимой и летом отличается. Есть на это свои расчёты. О них и расскажу в следующей статье.
И если вы считаете эту статью познавательной, и она будет полезна вашим друзьям — просто поделитесь с ними информацией. Возможно, им важна ваша помощь и подсказка.
Я желаю вам здоровья! И берегите себя!
Источник