Ответственность в сфере охраны здоровья (административная ответственность)
В предыдущих материалах была рассмотрена уголовная и гражданско – правовая ответственность медицинского работника.
Предметом настоящего материала является административная ответственность.
Если уголовное наказание наступает за совершение преступления, предусмотренного особенной частью Уголовного кодекса РФ, то административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения, предусмотренного Кодексом об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ) или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.
Понятие административного правонарушения содержится в ч.1 ст.2.1. КоАП РФ.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административная ответственность в отличие от уголовной может применяться как в отношении медицинского работника, так и в отношении медицинской организации как юридического лица. Это следует из ч.ч.2, 3 ст. 2.1. КоАП РФ. Уголовная ответственность наступает только в отношении физического лица – медицинского работника.
При этом, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Составы административных правонарушений, посягающие на здоровье, санитарно – эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность предусмотрены в главе 6 КоАП РФ.
Перечислим составы данных правонарушений:
- Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст.6.3. КоАП РФ);
Ответственность по данной статье наступает в отношении граждан, должностных лиц, юридических лиц. Ответственность наступает в виде предупреждения, штрафа, приостановления деятельности.
- Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст.6.16. КоАП РФ);
Ответственность по данной статье наступает в отношении юридических лиц. Ответственность наступает в виде штрафа с конфискацией или приостановления деятельности.
- Нарушение установленных правил в сфере обращения медицинских изделий (ст.6.28. КоАП РФ);
Ответственность по данной статье наступает в отношении граждан, должностных лиц, юридических лиц. Ответственность наступает в виде штрафа.
- Невыполнение обязанностей о представлении информации о конфликте интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности (ст.6.29. КоАП РФ);
Ответственность по данной статье наступает в виде штрафа. Ответственность применяется в отношении медицинского работника (ч.1), руководителя медицинской организации (ч.2), индивидуального предпринимателя, занимающегося медицинской деятельностью (ч.3).
- Невыполнение обязанностей об информировании граждан о получении медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ст.6.30.КоАП РФ);
Ответственность по данной статье наступает в отношении должностного лица и юридического лица. Ответственность наступает в виде назначения административного штрафа.
- Нарушение законодательства о донорстве крови и ее компонентов (ст.6.31КоАП РФ);
Ответственность по данной статье наступает в отношении должностного лица и юридического лица. Ответственность наступает в виде предупреждения или назначения административного штрафа.
- Нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья при проведении искусственного прерывания беременности (ст.6.32. КоАП РФ);
Ответственность по данной статье применяется в отношении граждан, должностных лиц, юридических лиц. В целях статьи 6.32. КоАП РФ под гражданами понимаются медицинские работники, не являющиеся должностными лицами. Ответственность наступает в виде штрафа.
Ответственность по данной статье применяется в отношении должностных лиц и юридического лица. Ответственность наступает в виде штрафа (ч.1), в виде административного приостановления деятельности (ч.2).
Таким образом, в отношении составов административных правонарушений, установленных главой 6 КоАП РФ, ответственность наступает:
- в отношении медицинских работников по составу правонарушения ст. 6.29 КоАП РФ и ст.6.32. КоАП РФ;
- в отношении должностных лиц медицинской организации по всем составам, кроме 6.29. КоАП РФ и ст.6.32. КоАП РФ;
- в отношении медицинской организации по всем составам, кроме 6.29.КоАП РФ и ст.6.32. КоАП РФ.
Составы административных правонарушений, предусмотренные главой 6 КоАП РФ – это далеко не полный перечень оснований для административной ответственности должностных лиц медицинской организации и медицинской организации как юридического лица.
Административная ответственность в отношении должностных лиц медицинской организации, а также медицинской организации как юридического лица также может наступать по отдельным статьям раздела 14 КоАП РФ, например, по ст.14.1 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)»; ст.14.8 КоАП РФ «Нарушение иных прав потребителей».
Примеры из судебной практики
Решение Верховного суда республики Коми № 21-822/2016 от 30 ноября 2016 г. по делу № 21-822/2016.
Постановлением руководителя территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Абрамовой М.Е. от 23 августа 2016 года № . АО «Комиавиатранс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.30 КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
В ходе проверки надзорным органом выявлено, что АО «Комиавиатранс» не размещает информацию для граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Коми на 2015 г. и плановый период 2016 и 2017 года. Программа утверждена Постановлением Правительства Республики Коми от 25.12.2014 № 545. Тем самым нарушаются требования пункта 3 части 1 статьи 79 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011.
При рассмотрении дела об административном правонарушении Верховный суд республики Коми согласился с тем, что действия АО «Комиавиатранс» надлежит квалифицировать по ч.1 ст. 6.30 КоАП РФ.
Интерес представляет также Решение № 7-556/2016 от 5 декабря 2016 г. по делу № 7-556/2016 Верховного суда Удмуртской республики. Суд рассматривал обоснованность привлечения к административной ответственности за отсутствие информации о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи и пр. В ходе рассмотрения данного дела судом сделан вывод о необходимости переквалификции правонарушения с ч.1 ст.14.8 КоАП РФ на ч.1 ст. 6.30 КоАП РФ.
Решение Кировского районного суда г.Томска № 12-447/2016 от 23 декабря 2016 г. по делу № 12-447/2016.
Постановлением руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Томской области Чиняева М.Ф. от 12.10.2016 г. главный врач ООО «Здоровье» Калинкин Д.Е. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
В силу ч.ч.2, 3 ст.56 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» искусственное прерывание беременности по желанию женщины проводится при сроке беременности до двенадцати недель. Искусственное прерывание беременности проводится не ранее 48 часов с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности а) при сроке беременности четвертая — седьмая недели; б) при сроке беременности одиннадцатая — двенадцатая недели, но не позднее окончания двенадцатой недели беременности.
Как следует из материалов дела и установлено руководителем Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Томской области в ходе проведения внеплановой документарной проверки главный врач ООО «Здоровье» Калинкин Д.Е. допустил нарушение установленного законом срока с момента обращения пациента и проведения искусственного прерывания беременности.
Совершенное Калинкиным Д.Е. деяние, по мнению суда, не может быть признано малозначительным, поскольку создает угрозу для жизни и здоровья граждан.
Постановление руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Томской области признано законным.
Источник
Актуальные проблемы защиты конституционного права на охрану здоровья
Румянцева А.В.
студентка 2 курса магистратуры
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»
(Приволжский филиал)
«Здравоохранение — самая чувствительная и значимая отрасль для каждого человека и, одновременно, основополагающая стратегическая отрасль для всей страны. Она всегда есть и будет «на острие» истории и судьбы народа» [1] .
На современном этапе развития Российского государства проблемы, связанные с обеспечением охраны здоровья, выходят на первый план. Приоритетный характер здоровья нации виден невооруженным глазом. Во всем мире проводятся различные мероприятия как на государственном, так и на социальном уровне, направленные на ориентирование населения на здоровый образ жизни, чтобы увеличить статистику продолжения жизнедеятельности, обеспечить государству достойную социальную подушку и так далее.
В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) Россия — это социальное государство, политический строй которого направлен на грамотное создание условий, которые будут обеспечивать населению достойную жизнь, свободное развитие личности и право на охрану здоровья [2].
Таким образом, можно отметить, что именно Основной закон Российской Федерации, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие, формирует своеобразный институт охраны здоровья и медицинского обеспечения граждан, полностью формулируя и закрепляя систему данных гарантий. Кроме того, Конституция Российской Федерации закрепляет два главных, общепринятых социально-экономических права гражданина Российской Федерации, а именно:
- право на медицинскую помощь;
- право на охрану здоровья.
Однако факт наличия проблем в современном российском здравоохранении и даже в процессе защиты конституционного права на охрану здоровья имеет место быть, а вопросы по данной тематике остаются открытыми и по сей день.
Проблемы защиты нарушенного права на охрану здоровья и дальнейшие перспективы совершенствоваsния данного процесса в современной России встают в условиях глобализации общественных отношений.
Глобализация — это процесс усиления взаимосвязанности мира, всевозрастающего воздействия на социальную действительность отдельных стран, различных факторов международного значения: экономических и политических связей; культурного и информационного обмена и т.п. [3].
Таким образом, глобализация является объективной реальностью, которая оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека и выражается во взаимосвязи национальных социально-экономических образований и единой экономической и общественной системы. Указанная взаимосвязь проявляется в создании единого правового поля, которое, в свою очередь, образуется за счет норм международного права, интернационализации системы национального права государств.
Здесь особое внимание следует уделять вопросам, связанным с международным сотрудничеством. Поскольку в настоящее время существуют пробелы в современных международных нормативно-правовых актах, которые не обеспечивают гражданам, находящимся за территорией собственного государства, должной охраны собственного здоровья и здоровья своих близких. Соответственно, люди не могут себе позволить полностью положиться на собственное государство и должны, как и прежде, возлагать надежду только лишь на себя.
Проблемы защиты нарушенных прав пациентов в России обусловлены состоянием здоровья населения, которое возможно оценить как кризисное. Стоит заметить, что в последнее десятилетие резко увеличилась инвалидизация населения. В России 12 млн инвалидов, из них 1 млн — в результате врачебных ошибок. В Российской Федерации ежегодно имеет место около 1,5 млрд случаев обращения населения за медицинской помощью, миллионы пациентов госпитализируются в медицинские учреждения. При этом количество случаев оказания медицинской помощи ненадлежащего качества ежегодно составляет около 150 тыс. Причиной врачебных ошибок чаще всего становится: в 20-22 % случаев — недостаточное обследование пациента, в 16 % — невнимательное изучение медицинской карты, в 6 % — неправильное истолкование результатов лабораторных анализов [4].
Пациент — это человек со специфическим правовым статусом. Данный статус приобретается в момент, когда человек пересек порог медицинского учреждения либо вступил в контакт с медицинским работником. В данном вопросе следует различать общий и специальный правовой статус пациента. Общий правовой статус характерен для всех пациентов вне зависимости от заболевания или учреждения, в которое пациент обратился за помощью, а специальный правовой статус включает права и обязанности пациента, а также юридические гарантии реализации прав пациента.
История врачебных ошибок и врачебной ответственности насчитывает не одну тысячу лет. При особо тяжелых последствиях оказанной медицинской помощи к виновному лицу может применяться уголовная ответственность, установленная соответствующими нормами уголовного законодательства Российской Федерации.
Кроме того, не стоит упускать из виду одну из главных проблем современности, выражающуюся в необходимости защиты права на жизнь от ее необоснованного лишения в корыстных или иных целях. Особую опасность здесь представляют случаи принуждения к изъятию органов или тканей с целью последующей их трансплантации, которые все чаще имеют место как в зарубежных странах, так и в России. К слову сказать, это и явилось главной причиной введения нового состава преступления в Уголовный кодекс РФ.
На сегодняшний день защитой прав пациента в России в той или иной мере занимаются более десяти ведомств и видов организаций. Однако многообразие данных субъектов, которые способны осуществлять защиту прав пациента, еще не свидетельствует о том, что сама система защиты прав существует и действует на 100 %.
Так, можно выделить два классических уровня защиты прав пациента: досудебный и судебный. Каждый из них имеет свои особенности. К примеру, наиболее часто встречаемые проблемы на досудебном уровне таковы: превалирование ведомственных интересов в сфере медицины; неразвитость системы независимой экспертизы; незнание прав пациента руководителями и юрисконсультами учреждений здравоохранения и даже органов управления здравоохранения.
К традиционным субъектам, защищающим нарушенные права пациента, относятся: сам пациент (его представитель либо адвокат), суд общей юрисдикции и прокуратура. Нетрадиционные субъекты защиты прав пациентов: страховые медицинские организации, Фонды обязательного медицинского страхования, должностные лица учреждений здравоохранения и органов управления здравоохранением. Таким образом, получается, что в случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь; в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации либо в суд.
Сложность процедуры защиты нарушенных прав пациента связана с рядом проблем. К примеру, узкопрофессиональный характер предмета правового спора, нередко даже терминологически труднопонимаемый традиционными субъектами правозащиты. Кроме этого, следует отметить специфику защищающегося субъекта: пациент в силу заболевания не обладает достаточными волевыми характеристиками для самозащиты.
На судебном уровне защиты нарушенных прав пациента возможно выделить наиболее частые и сложные проблемы, а именно: проблему выбора подсудности; отсутствие у суда опыта в рассмотрении всегда сложных «медицинских» дел (у судей, как правило, завышены оценки действий медицинских работников и занижены оценки степени нарушения прав пациента).
На сегодняшний день в России созданы конституционно-правовые предпосылки для того, чтобы система здравоохранения начала действовать в интересах граждан, а не в интересах государства. Однако наиболее существенной проблемой в данной сфере является разбросанность оснований для защиты нарушенных прав пациентов по многим нормативным актам, что требует создания единого стержня. Именно поэтому актуальным и целесообразным в этой связи представляется систематизация норм, которые смогли бы отрегулировать правоотношения в сфере здравоохранения посредством принятия Медицинского кодекса. Впервые данная идея была выдвинута в 1999 г. на Международной научно-практической конференции «Правовые и социально-экономические аспекты заболеваний опорно-двигательного аппарата. Боль в спине (диагностика, лечение, профилактика)» проф. Сергеем Корсаковым [5].
Необходимость создания такого сводного законодательного акта вполне дает толчок к совершенствованию законодательства о здравоохранении в России в настоящее время. Кроме того, актуальность создания Медицинского кодекса РФ можно объяснить следующими положениями:
- Необходимостью комплексного реформирования отечественного здравоохранения, в том числе его правового обеспечения.
- Отсутствием в настоящее время научно-проработанной стратегии законотворчества в сфере медицины.
- Несогласованностью нормативной базы здравоохранения федерального масштаба, субъектов федерации и муниципального уровня.
- Стремлением обеспечить повышение уровня правовых знаний и правовой культуры медицинских работников.
- Необходимостью отчетливой правовой регламентации разных систем здравоохранения (государственной, муниципальной и частной).
Создание кодекса — громадная, очень тяжелая, но жизненно необходимая работа, выполнение которой значительно облегчит профессиональную деятельность медицинских работников и, самое главное, станет еще одной гарантией здоровья наших граждан.
Немаловажным этапом развития российского законодательства в сфере защиты нарушенных прав пациента также является завершение приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами международного права, сближение норм российского законодательства в области защиты прав пациента с международными документами, поскольку современное национальное законодательство будет эффективным только в том случае, если оно сможет адекватно учесть влияние европейских и международных стандартов в сфере прав пациента. При соблюдении обозначенного условия государство будет иметь реальную возможность по налаживанию механизмов регулирования актуальных проблем, связанных с защитой конституционного права на охрану здоровья.
[1] Доклад Министра здравоохранения Российской Федерации В.И. Скворцовой на заседании итоговой коллегии Минздрава России «Об итогах работы Министерства здравоохранения Российской Федерации в 2015 году и задачах на 2016 год» // URL: https://static-1.rosminzdrav.ru (дата обращения – 14.12.2016).
[2] Ст. 7 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. 04.08. № 31. Ст. 4398.
[3] Санжаревский И.И. Политическая наука: Словарь-справочник. Изд.6-е, испр. и доп. Тамбов, 2015.
[4] Трошкина О.Н. Государственно-правовая политическая жизнь в условиях глобализации // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2014. №3 (7).
Источник