Меню

Как нам организовать школу способствующую здоровью

Организация деятельности школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
статья по зож по теме

Совершенно справедливо в народе говорят, что девять десятых счастья человека зависит от его здоровья.

В настоящее время необходимость изменения приоритетов в образовательном процессе, не только выдвигает на первый план традиционную задачу повышения качества образования, но и требует в первую очередь педагогических усилий для решения проблем адаптации и сохранения здоровья учащихся.

Скачать:

Вложение Размер
organizaciya_deyatelnosti_shkoly_po_sozdaniyu_usloviy_dlya_sohraneniya_i_ukrepleniya_zdorovya_uchashchihsya.doc 60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация деятельности школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Российский учитель XXI века только в том случае выполнит свою ответственную миссию, если его педагогическими приоритетами станут духовность, здоровье и творчество.

Совершенно справедливо в народе говорят, что девять десятых счастья человека зависит от его здоровья.

В настоящее время необходимость изменения приоритетов в образовательном процессе, не только выдвигает на первый план традиционную задачу повышения качества образования, но и требует в первую очередь педагогических усилий для решения проблем адаптации и сохранения здоровья учащихся.

Качество здоровья подрастающего поколения — важный показатель качества жизни общества и государства.

Так, например, за последние 5 лет первичная заболеваемость детей увеличилась в среднем по стране на 12%, подростков — на 35%. В России сейчас лишь менее 10% выпускников школ могут считаться здоровыми.

Ежегодный медицинский осмотр учащихся нашей школы показывает, что в среднем 74 % имеют 2-ю группу здоровья, 25,2 % — 3-ю, 4-ю группы здоровья. Основные отклонения в здоровье — это:

  • нарушение опорно-двигательного аппарата,
  • нарушение органов зрения,
  • заболевания желудочно-кишечного тракта,
  • вегетососудистая дистония.

Причиной резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста являются:

— падение уровня жизни, социальные потрясения, неблагоприятная экологическая обстановка в России;

— ухудшение состояние здоровья матерей;

— дефицит двигательной активности;

— недостаточная квалификация педагогов в вопросах охраны здоровья и физической активности, а порой просто нежелание уделять этим вопросам внимание;

— массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

— частичное разрушение служб врачебного контроля;

Одним из перспективных направлений развития образования является разработка методик обучения, способствующих не только решению образовательных задач, воспитанию личностных качеств и гармоничному физическому развитию, но и развитию индивидуальности учащихся.

Средства физического воспитания являются важным звеном в системе образования.

Важность оптимизации физического воспитания в начальной школе трудно переоценить, поскольку в данном возрасте закладывается фундамент всего дальнейшего образования.

В настоящее время существует большое количество методик физического воспитания детей, основанных на различных методологических подходах особенно в начальной школе. Однако они требуют изменения организации не только уроков физической культуры, но и всего учебно-воспитательного процесса в школе.

Учитывая недостаточную материально-техническую обеспеченность большинства школ города, недостаток квалифицированных кадров и характер финансирования школьного образования, оптимизация физического воспитания младших школьников на данный момент возможна в основном в рамках действующих организационно-методических условий обучения.

Таким образом, существует противоречие между современными условиями и требованиями к организации и содержанию физического воспитания учащихся младших классов. Здоровье подрастающего человека — это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.

Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего процесс социализации — воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.

Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.

Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, специалистов имеющих подготовку по основам валеологии формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.

Для решения задачи сохранения здоровья учащихся в нашей школе №2 реализуется программа «Школа, содействующая сохранению здоровья».

Всё это заставило нас внести конкретные изменения в УВП, охватывающие урочную и внеурочную деятельность, и определить для себя основным направлением формирование, сохранение и укрепление здоровья учащихся, обеспечение правильного физического и психического развития, повышение качества образования в целом.

Для установления причин, влияющих на отклонения в здоровье учащихся, нами был разработаны и проведены мониторинги, позволяющие изучить уровень мотивации к учению, адаптации к школе. Данные мониторингов позволили сделать вывод о том, что главными причинами, ухудшающими психофизическое состояние школьников, являются:

  • большая недельная нагрузка,
  • неудовлетворительная организация просветительской деятельности профилактической направленности,
  • двигательный дефицит.

В соответствии с полученными результатами деятельность школы направлена:

  • на формирование у обучающихся и их родителей здорового образа жизни;
  • создание здоровой и безопасной среды (микроклимат, освещенность, соответствующая мебель, технические средства, современное оборудование нашей школьной столовой позволяет организация здоровое питания);
  • совершенствование материально-технической базы для физического развития и воспитания;
  • совершенствование психической поддержки школьников, профилактику девиантных форм поведения;
  • внедрение здоровьесберегающих компонентов в образовательный процесс через современные педагогические технологии.

В школе организована работа по следующим направлениям:

  • профилактика утомляемости школьников, охрана зрения, опорно-двигательного аппарата;
  • работа с обучающимися и их родителями по формированию здорового образа жизни;
  • проведение дней и уроков здоровья;
  • спортивные мероприятия;
  • ПРОГРАММА « Спасибо, нет», отказ от негативных привычек;
  • лечебно-профилактические мероприятия по укреплению здоровья школьников;
  • проведение общей утренней гимнастики;
  • летнее оздоровление в школьном лагере.

Для достижения поставленной цели — создание условий, содействующих сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья школьников — важное значение имеет повышение уровня профессионализма педагогов в области оздоровительных технологий, на протяжении несколько лет в школе проводятся семинары для учителей, педсоветы:

  • семинар по теме «Организация работы с детьми группы риска: формы работы, содержание, диагностика, ведение документации»,
  • педсоветы
  • теоретический семинар «Актуальные проблемы развития здоровья и профилактики значимых заболеваний среди детей».

С целью создания педагогических и социально-психологических условий, позволяющих учащимся успешно учиться, функционировать и развиваться в новой системе школьных отношений, действует программа «Преемственность».

Разработана и внедрена в учебный процесс программа «Одарённые дети», основной целью которой является создание условий для развития познавательных интересов наиболее одарённых детей, расширения их кругозора.

Данная работа дает положительные результаты.

Учащиеся в полной мере реализуют свой интеллектуальный и творческий потенциал, эрудицию и навыки коммуникативной культуры, толерантность в поведении: активное участие принимают в городских, областных олимпиадах.

Создание разнообразной школьной среды не исчерпывается только уроком. Педагогический коллектив успешно решает данную проблему через введение спецкурсов, направленных на формирование потребности в здоровом образе жизни. Это курс «Человек в глобальной экосистеме» (9-й классы), «Экология современного человека» (10 — 11-й классы), «Уроки здоровья» (в 1- 11х классах).

Одним из условий сохранения здоровья является ЗОЖ и занятием спортом.

Что есть в школе №2 ?

  • Новый современный спортзал с раздевалками и душевыми.
  • Тренажёрный зал.
  • Спортивный стадион с футбольным полем и беговыми дорожками.
  • 3 спортивные игровые площадки .
  • Зал для игры в настольный теннис.
  • Зал для лечебной физкультуры.

В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем общей физической подготовленности, все дети в школе разделены на три медицинские группы — основную, подготовительную и специальную.

В школе организованы занятия по лечебной физкультуре. К средствам ЛФК относятся физические упражнения, подвижные игры, закаливание. ЛФК посещают учащиеся со 2 по 11 класс.

Большое внимание в целях укрепления здоровья уделяется внеурочным и внеклассным формам работы. В школе постоянно работают спортивные секции и кружки: баскетбола, волейбола, футбола, шахмат, лыжи.

80 % учащихся занимаются в кружках и секциях.

Не менее значимой является психологическая служба. И хотя в штате школы нет психолога, мы активно сотрудничаем с Городским Центром Диагностики и консультирования.

Это позволяет нам владеть психологической ситуацией в школе, определять перспективы развития, стратегию и тактику взаимодействия между учителями, учащимися и родителями.

Большое внимание уделяется профилактической работе с учащимися и их родителями. В школе создана и успешно реализуется программа «Спасибо, нет!» профилактики вредных привычек и содействия здоровому образу жизни. В различных формах учащиеся получают информацию о вреде табакокурения, наркомании, правонарушений, о безопасном поведении в лифте, на воде, на дороге. В школе регулярно проводятся конкурсы, отражающие вредные привычки и методы борьбы с ними. Индивидуальная работа проводится с учащимися, состоящими на внутришкольном учете: беседы, лекции, работа со специалистами.

В основе массовой внеклассной работы лежат такие активные формы обучения:

  • экскурсии,
  • «Круглый стол с острыми углами»,
  • акции «Нет наркотикам!»,
  • викторины, познавательные игры.

Работа с родителями:

  • родительские собрания: «Приоритет семьи в воспитании ребёнка», «Семья и школа — партнёры в воспитании ребёнка»;
  • спортивные мероприятия «Папа, мама, я — спортивная семья».
  • Индивидуальные консультации по вопросам развития ребёнка.

Чтобы получить представления о реальных знаниях школьников, мы предложили им написать сочинения на тему «Что такое здоровье?»

Любое мероприятие в школе носит положительный эмоциональный характер, в результате дети получают положительный эмоциональный заряд, который благоприятно сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии ребёнка в целом. Таким образом, система внеурочной занятости детей, складывающаяся в нашем образовательном учреждении, направлена на то, чтобы школьная жизнь стала для них интересной, полезной.

В этом году наши ученики сдавали нормы ГТЗО. На школьном этапе приняло участие 354человека. 79 из них (22,3%) участвовали в городском этапе, 34% превысили нормативы, получив отличную оценку. И это только начало.

Достойное участие и победы в конкурсах разного уровня вселяют в нас уверенность в том, что реализация здоровьесберегающих технологий приносит свои плоды в деле укрепления и сохранения здоровья учащихся и педагогов.

Учащийся в образовательном учреждении находится солидную часть своей жизни, то понятно, сколь значимо влияние школы на его здоровье.

А сохранение здоровья обучающихся детей — главный критерий качества образования.

Источник

«Создание благоприятной образовательной среды, способствующей раскрытию индивидуальных особенностей обучающихся, обеспечивающей возможности их самоопределения и самореализации и укрепление здоровья школьников».
статья на тему

«Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Эти хорошо известные слова В. Г. Белинского не только не теряют своей актуальности, но и приобретают ещё большую значимость в наше тревожное и нестабильное время. Ведь, действительно, сейчас как никогда ранее судьба человека зависит от того, как он воспитан. Поэтому сегодня школа призвана оставаться для детей родным домом, второй семьёй, в которой не только дают образование, но и создаются условия для формирования, развития и реализации личности.

Скачать:

Вложение Размер
sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii_dolzhny_predotvrashchat_obrazovatelnuyu_peregruzku_uchashchihsya.doc 35.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Создание благоприятной образовательной среды, способствующей раскрытию индивидуальных особенностей обучающихся, обеспечивающей возможности их самоопределения и самореализации и укрепление здоровья школьников».

«Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Эти хорошо известные слова В. Г. Белинского не только не теряют своей актуальности, но и приобретают ещё большую значимость в наше тревожное и нестабильное время. Ведь, действительно, сейчас как никогда ранее судьба человека зависит от того, как он воспитан. Поэтому сегодня школа призвана оставаться для детей родным домом, второй семьёй, в которой не только дают образование, но и создаются условия для формирования, развития и реализации личности.

Современные образовательные технологии должны предотвращать образовательную перегрузку учащихся, т.е. должно быть здоровьесберегающим.

Это означает, что образовательный процесс должен организован так, что должны выполняться следующие требования:

1) учет индивидуальных особенностей ребенка: интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных, его темперамента, характера восприятия и усвоения им учебного материала, типа памяти..

2) исключение чрезмерной нагрузки учащихся при освоении ими учебного материала, а также оптимизация, т.е. получение наилучших, из возможных для конкретного ребенка, результатов образования

3) обеспечение благоприятного климата в классе и в школе, сохранение, поддержка и укрепление психического и физического здоровья детей, исключение факторов, негативно влияющих на психическое состояние ребенка,

4) “научение” ребенка способам самозащиты от стрессов, обид, оскорблений и психологической самозащите.

Cледующие задачи воспитательной деятельности:

Развитие познавательных, интеллектуальных способностей интереса к учебе;

Формирование у детей гражданско-патриотического сознания, духовно- ∙ нравственных ценностей гражданина России;

Совершенствование оздоровительной работы с учащимися и привитие -навыков здорового образа жизни;

Развитие коммуникативных навыков и формирование методов бесконфликтного общения;

Поддержка творческой активности учащихся во всех сферах деятельности,

Совершенствование системы семейного воспитания, повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей,

Формирование уважения к труду и создаваемым материальным ценностям. При составлении плана воспитательной работы были учтены все виды деятельности.

Приоритетами направлениями воспитательной работы стали:

2. Основы гражданского и патриотического самосознания.

3. Личностное развитие. Основы социализации и общения.

4. Трудовая деятельность.

5. Спортивно-оздоровительная деятельность; основы жизнеобеспечения. 6.Творчество и досуг.

На современном этапе необходимым звеном является воспитание многогранной личности, при которой дети могли бы развивать свой творческий потенциал и адаптироваться в современном обществе. Если ребенок живет содержательной жизнью, социально реализует себя, то у него больше шансов достичь успехов в будущем. Главная идея- это идея успеха. Школа ставит своей целью стать для ребенка местом, в котором ему хорошо, комфортно и интересно. В связи с этим вся работа направлена на всестороннее развитие детей, а вместе с тем на учёт состояния и, соответственно, на укрепление здоровья ребёнка.

По каждому из указанных выше направлений была проделана определенная работа. В основу тематики мероприятий была положена идея развития личностных начал каждого воспитанника, формирование у него мотивации к осуществляемой деятельности и развитие определенных отношений к тому, что он осуществляет. Воспитательная работа заключалась в педагогически целесообразной организации жизни детей. Невозможно воспитать в ребёнке какое – либо качество, не обладая им самому. Таким образом, педагога – воспитателя школы должны отличать следующие личностные качества и характеристики:

— гуманизм – любовь к детям, построение отношений на гуманистической основе, приверженность идеям гуманистической педагогики;

а) педагогическая готовность: способность и желание работать с детьми, умение привнести воспитывающее начало в свою деятельность, умение увлечь детей, организовать их деятельность;

б) методическая готовность: работа над методическим обеспечением воспитательного процесса, владение разнообразными формами воспитательной работы и поиск новых; знание современных воспитательных технологий и т.д..

в) технологическая готовность: знание психологии как науки, возрастной психологии, психологии общения, творчества, развитие в себе рефлексивной культуры, умение видеть, чувствовать, анализировать состояние другого человека;

— креативность – способность к творчеству, умение находить нестандартные решения, новые подходы в деятельности, желание создавать новое, лучшее;- саморазвитие – способность к адекватной самооценке, самопознанию, саморегуляции, самоанализу, самоконтролю, самообразованию; — патриотизм – любовь к своей малой родине, любовь к Отечеству, ответственность за подрастающее поколение, за судьбу Родины;

. В ходе проведения воспитательных мероприятий, учащиеся могут проявить свою индивидуальность, творчество, показать интеллектуальный уровень. Они учились жить в коллективе своих сверстников, демонстрируя при этом свои коммуникативные умения и навыки.

Большое место в воспитательной системе занимает внеурочная деятельность. Цель — развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, способной впоследствии на участие в духовном развитии общества.

Внеурочная деятельность включает следующие направления: 1) эстетическое — в этом направлении работают школьные кружки: вокальные группы «Светлячок», «Капельки», «Весёлые нотки», «Сделай сам». Занятия в кружках способствуют развитию у учащихся коммуникативных навыков, успешной социальной адаптации в современном обществе. Детям интересно там, где они могут показать свои знания и умения. Практический выход кружка должен быть как можно чаще, чтобы учащиеся видели результаты своего труда.

Ведётся индивидуальная работа с каждой семьёй, детьми. Со стороны школы родителям учащихся постоянно оказывается возможная помощь. Это, прежде всего, педагогические консультации, родительские собрания, индивидуальные беседы о воспитании ребенка. В системе проводятся родительские собрания. В школе созданы все условия для творческого развития личности, благоприятная среда для дружбы и взаимопонимания между детьми и взрослыми.

Цель- создание условий для формирования человека – гражданина, умеющего ориентироваться в современных социальных условиях, здорового, физически развитого.

1. Нацеливание учащихся на получении глубоких и прочных знаний с постановкой перспективных задач через систему внеурочной деятельности. 2. Продолжить работу по формированию у детей гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина России.

Таким образом, современные подходы к организации здоровьесберегающей среды направлены на создание эмоционально – комфортных условий пребывания ребенка в школе и содействуют его физическому, духовному и социальному благополучию.

Источник

Читайте также:  Рефераты по обж здоровье составляющие здоровья
Adblock
detector