Меню

Как медсестре сохранить свое здоровье

Стресс в профессиональной деятельности медицинской сестры

Одной из важнейших задач при создании безопасной больничной среды является определение, выявление и устранение различных факторов риска для медицинского персонала в ЛПУ.

В работе медицинской сестры важное значение имеет режим эмоциональной безопасности. Работа, связанная с уходом зa больными людьми, требует особой ответственности, большого физического и эмоционального напряжения. Психологические факторы риска в работе медсестры могут приводить к различным видам нарушения психоэмоционального состояния.

Психоэмоциональное напряжение у медицинской сестры связано с постоянным нарушением динамического стереотипа и систематическими нарушениями суточных биоритмов, связанных с работой в разные смены(день-ночь). Работа медицинской сестры связана также с человеческими страданиями, смертью, колоссальными нагрузками на нервную систему, высокой ответственностью за жизнь и благополучие других людей. Сами по себе эти факторы уже приводят к физическому и эмоциональному перенапряжению. Кроме того, к психологическим факторам риска относятся: опасение профессионального инфицирования, частые ситуации, связанные с проблемами общения (обеспокоенные пациенты, требовательные родственники).

Начинать проводить меры по профилактике развития нервного истощения необходимо как можно раньше.

Профессия медсестры является одной из самых сложных в мире, так как требует повышенной самоотдачи, постоянного совершенствования собственных навыков, предельной концентрации внимания, эмоциональной устойчивости, постоянного чувства личной ответственности за жизнь и здоровье своих пациентов.

Стресс медсестры на рабочем месте: закономерность или случайность?

Стресс в работе медсестры, нередко приводящий к эмоциональному выгоранию, в значительной степени обусловлен личностными особенностями.

Существует три типа медсестер, наиболее подверженных стрессу:

Люди этого типа обычно являются перфекционистами, испытывают болезненную тягу к аккуратности и идеальному порядку (часто во вред себе).

Даже в случае небольшой неудачи или незначительного отклонения от задуманных результатов работы эти люди почти перестают испытывать удовлетворение от процесса деятельности.

К данному типу поведения склонны личности, у которых преобладают лидерские качества, желание держать первенство даже в самых незначительных вещах, неумение уступать, несговорчивость.

Страх быть обойденными другими коллегами и боязнь потери собственного авторитета из-за мелкой неудачи постоянно сопровождают этих людей.

Люди этого типа настолько близко принимают все к сердцу, что это в буквальном смысле становится патологией: чужая боль для них сродни собственной, отзывчивость не знает границ, а смерть пациента может привести к глубокой депрессии и суицидальным мыслям.

Чем опасен стресс в работе медсестры?

Частое эмоциональное перенапряжение приводит к увеличению вероятности возникновения соматических заболеваний, мигреней, повышению артериального давления, снижению устойчивости иммунитета к простудным заболеваниям.

Кроме того, большинство медсестер испытывают колоссальные производственные нагрузки по причине круглосуточной вовлеченности в процесс приема пациентов, число которых нередко превышает нормативные показатели. Влияет на интенсивность стресса и низкая техническая оснащенность рабочих мест.

Каким образом можно снизить стресс медсестры на рабочем месте?

Огромное значение в профилактике стресса в работе медсестры занимает правильная психологическая подготовка к выполнению профессионального долга:

  • тренинги, обеспечивающие постоянный личностный и профессиональный рост;
  • обучение действенным стилям коммуникациии методам разрешения конфликтов;
  • программы, направленные на повышение эмоциональной устойчивости, уверенности в своих силах, позитивное мышление;
  • помощь в формировании доброжелательной атмосферыв коллективе.

Дополнительные способы снижения стресса в работе медсестры:

1) Поиск интересов, не относящихся к профессиональной деятельности

Сюда входят хобби, приносящие положительные эмоции, чтение развивающей литературы, вышивание, рисование, игра на музыкальных инструментах, посещение концертов, выставок, фестивалей.

2) Забота о своем здоровье

Работа медсестры напрямую зависит от физических возможностей ее организма, поэтому необходимо придерживаться правильного режима питания и сна, здорового образа жизни в целом.

  • Желательно спать не менее 8 часов в сутки, делать зарядку, совершать пробежки.
  • Дыхательная гимнастика, йога, плавание бассейн, баня, массаж– все это является прекрасным помощником в борьбе со стрессом и эмоциональным выгоранием.

3) Открытость всему новому

Крайне желательно не замыкаться на достигнутом, встречаться с коллегами для обмена профессиональным опытом, посещать различные семинары и конференции, где можно почерпнуть передовой опыт и современные знания о профессии.

4) Коррекция собственного поведения

Включает навыки ухода от стрессов, избегание общения с неприятными людьми по мере возможности, смена способа взаимодействия с коллегами.

  • Люди данной профессии должны вести диалоги с собой и окружающими, чтобы быть способными проводить достаточно полный самоанализ;
  • разумно использовать самовнушение в случае необходимости;
  • также необходим поиск грамотных путей преодоления психологической несовместимости с коллегами.

Важно: медсестрам следует преодолевать в себе излишний перфекционизм, понимать, что они такие же люди, как и все остальные. В запущенных случаях человек вообще перестает говорить о своих личных проблемах, прочно слившись с образом «железного работника».

Читайте также:  Поздравление министра с днем здоровья

В работе медицинской сестры важное значение имеет режим эмоциональной безопасности. Работа, связанная с уходом за больными людьми, требует особой ответственности, большого физического и эмоционального напряжения. Психологические факторы риска в работе медсестры могут приводить к различным видам нарушения психоэмоционального состояния.

Причинами усталости и нервозности можно также назвать превышение нормативного числа пациентов, большой объем канцелярско-оформительской работы, низкую техническую оснащенность рабочих мест

Работа медсестры связана с человеческими страданиями, смертью, колоссальными нагрузками на нервную систему, высокой ответственностью за жизнь и благополучие других людей. Сами по себе эти факторы уже приводят к физическому и эмоциональному перенапряжению. Есть еще ряд факторов, усиливающих перенапряжение: неудовлетворенность результатами труда (отсутствие лекарственных средств для оказания помощи, отсутствие материальной заинтересованности) и завышенные требования к медсестре, необходимость сочетания профессиональных обязанностей с семейными обязанностями.

Действие постоянного стресса ведет к развитию нервного истощения. В здравоохранении нервное истощение определяется, как потеря интереса и отсутствие внимания к людям, с которыми вы работаете. Эмоциональное истощение, выражается в том, что медсестра больше не выражает ни каких позитивных, симпатий или уважения к пациенту.

Нервное истощение характеризуется следующими признаками:

  1. Физическое истощение, частые головные боли, боли в пояснице, снижение работоспособности, ухудшении аппетита, проблемы со сном (сонливость на работе, бессонница ночью).
  2. Психическое напряжение: негативное отношение к себе, работе, окружающим, развивается депрессия. В своем развитии нервное истощение проходит несколько стадий: Энтузиазм. Застой. Неудовлетворенность. Уход (депрессия).

Осуществлять меры по профилактике развития нервного истощения необходимо как можно раньше. Основная роль принадлежит организации труда: постановка реальных задач и целей.

С целью профилактики отрицательного воздействия стрессовых ситуаций в своей деятельности опирайтесь на следующие принципы:

  1. Изучайте свои служебные обязанности и постарайтесь ответить себе на вопросы: В чем состоит моя работа? Хорошо ли я работаю? Куда могу обратиться за помощью? Мои конкретные действия и взаимодействия с другими членами команды.
  2. Планируйте свой день. Определите цели и приоритеты, используя характеристики «срочно» и «важно».
  3. Сосредоточитесь на успехи. В любом случае подход должен быть только положительным.
  4. Не стремитесь делать больше, чем можете. Главное – стремитесь не к абсолютному совершенству, а к совершенству в рамках ваших возможностей.
  5. Не забывайте об отдыхе. Короткие, но регулярные периоды отдыха, более ценны, чем пара часов расслабления в конце дня. 2 часа работы – 15 минут отдыха.

Борьба с психологическими стрессами.

Необходимо научиться вести себя в конфликтной ситуации, бороться с влияниями стресса.

  1. Снять напряжение помогает сознательное отношение к « психологическому осадку», чтобы отбросить его нужно идти быстро, не « копаться» в себе
  2. Не пугать себя. Помните, что никто не является совершенством. Совершенство – это идеал. Гордитесь тем, что прилагаете все усилия для достижения совершенства.
  3. Улыбнитесь, сделайте вид, что ничего не произошло. Спросите себя, какой опыт вы приобрели.
  4. Ваше постоянное самопожертвование никому не поможет.
  5. Вы не смогли сделать все. Похвалите себя, сосредоточившись на том положительном, что вам удалось сделать за день.
  6. Умыться, подержать под водой руки с мыслью, что вода смывает и уносит все негативные мысли и чувства.

Источник

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2021

Присоединяюсь, довольно интересный вопрос.

Как вы считаете как есть ли необходимость интеграции в школьные учебные заведения робототехники?

Советую опубликоваться в МЦИИ Омега Сайнс https://os-russia.com Быстро, качественно, недорого

Я являюсь студентом ВУЗа, подскажите где я могу опубликовать свою статью в коротки сроки?

Усложняется термообработка, также и механическая обработка данных сплавов

Инагамов С.Я. — д.т.н., проф. Очень интересная работа. Влияние климатических условий на содержание белка в листьях лекарственного растения полыни беловатого. Желаю удачи.

Спасибо ,очень интересна ваша работа .

Организация психоэмоциональной разгрузки медицинских сестер как средство сохранения психического здоровья

Проблема обеспечения здоровья медицинских работников требует поиска путей оптимизации и сохранения здоровья. В «Энциклопедическом словаре медицинских терминов» понятие «здоровье» определяется как «… состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков». В основу данного определения положена категория состояния здоровья, которая оценивается по трем основным уровням:

Читайте также:  Ребусы про здоровье для детей

— физическому (совершенствование саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде);

— психическому (основная стратегия жизни человека, степень господства человека над обстоятельствами);

— социальному (мера трудоспособности, социальной активности человека; его активное, деятельное отношение к миру).

Психическое здоровье тесно связано с базисными характеристиками, в том числе наследственно обусловленными и описанными в литературе явлениями, темпераментом, личностными особенностями, духовным миром, самопониманием. На него обязательно будут влиять проявления аффективных состояний, которые невозможно избежать в профессиональной сфере для медицинской сестры, например, расстройств депрессивного спектра. Крайне важно понятие удовлетворенности своим состоянием, мотивация к успеху как на работе, так и в семейных делах, философское понимание жизни, медицины и своей роли в ней, действия, которые осуществляет медицинская сестра для поддержания и укрепления своего здоровья.

Для того, чтобы медицинская сестра профессионально работала на высоком уровне, необходимо физическое и психическое здоровье, положительные эмоции и адаптационные возможности: как физиологические, так и поведенческие. В связи с тем, что среда для медицинской сестры часто меняется, а условия работы предполагают постоянную встречу с непредвиденными ситуациями, болезнями пациентов, критическими состояниями, то и адаптация может быть разноплановой. В зависимости от соотношения резервных возможностей и режима работы функциональных систем выделяют три состояния адаптации:

Истощение резервов приводит к состоянию истощения и дезадаптации, которая также может быть как физической, так и психоэмоциональной.

Медицинская сестра — это медицинский работник, который больше всего времени уделяет непосредственной работе с пациентами, часто дежурит без права ночного сна в период дежурства и первым встречается с больными, в том числе с тяжелобольными в стационаре.

Медицинские сестры в профессиональной деятельности могут подвергаться воздействию различных неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса. В большей степени профессиональные риски среднего медицинского персонала присутствуют в повседневном труде сестер онкогематологических, онкологических, реанимационных, инфекционных, реабилитационных, психиатрических отделений, а также скорой помощи.

Научные исследования в сфере рисков здоровья среднего медицинского персонала, возникающих в процессе профессиональной деятельности, позволяют выделить определенные группы факторов риска:

1. Социально-психологический фактор характеризуется наличием утомления, напряженности во время трудового процесса; в результате появляется снижение работоспособности, что приводит к эмоциональному выгоранию и иногда к деформации личности.

2. Санитарно-эпидемиологический фактор (лекарственные препараты, моющие и дезинфицирующие вещества, загрязнение воздуха в помещениях для работы).

3. Химический фактор связан с взаимодействием с различными химическими веществами, что приводит к физиологическим изменениям в организме.

4. Биологический фактор (риск заражения различными инфекциями).

5. Физический фактор (несчастные случаи, травмы, порезы, проколы).

6. Преформированный фактор связан с облучением медицинских сестер электромагнитными токами и полями.

7. Постуральный фактор (нарушения, связанные с заболеваниями опорно-двигательного аппарата).

Высокая степень утомляемости среднего медицинского персонала, трудовая деятельность в условиях эмоциональной напряженности приводят к истощению нервной системы и, как следствие, развитию синдрома профессиональной деформации личности, «невозможности сострадать».

Профессиональный стресс снижает качество работы, удовлетворение профессиональной деятельностью и благополучие работника, увеличивает количество дней нетрудоспособности и порождает личностную профессиональную стагнацию. В медицинских организациях профессиональный стресс является определяющим фактором снижения качества медицинской помощи, увеличения медицинских ошибок и финансовых затрат. Стресс является одним из главных факторов психосоциального риска, специфика которого связана с повышенной напряженностью профессиональной деятельности, постоянным характером взаимодействия с пациентами, особенностями профессионального положения и организации процесса сестринского труда. Профессиональная группа среднего медицинского персонала, как отмечают многие исследователи, подвергнута высокому уровню давления и стресса.

Комплексное междисциплинарное изучение профессиональных рисков среднего медицинского персонала возможно при условии интеграции теоретических и эмпирических данных как естественнонаучного, так и гуманитарного знания. При этом как на этапе оценки, так и этапе управления риском необходимо осуществление социологической оценки риска здоровью (специфики профессии, социально-демографических и социально-экономических условий осуществления труда); психологического анализа личностных качеств и подверженности сотрудника стресс-факторам; эпидемиологической оценки внешних условий трудовой деятельности; медико-биологического анализа риск-индикаторов потенциальной угрозы здоровью.

Понимание человеком собственных эмоциональных переживаний и переживаний других людей, способность регулировать свои эмоциональные состояния, контролировать их внешние проявления, влиять на интенсивность эмоций и актуализировать те или иные эмоции в ситуациях взаимодействия лежат в основе эмоциональной компетентности личности.

Анализ факторов стресса, снижающих эффективность профессиональной деятельности сестринского персонала, указывает на ряд имеющихся у медицинских сестер трудностей: недостаток психических и физических ресурсов, дефицит коммуникативных умений, высокую напряженность рабочей смены. Все это приводит к нестабильности психоэмоционального состояния медсестры, негативно отражается на ее общении с пациентами и качестве выполняемых медицинских манипуляций. Действенной помощью медицинской сестре в направлении профилактики стресса и повышения качества профессиональной деятельности является обучение ее навыкам управления своим психологическим состоянием, здоровьесберегающему (саногенному) поведению.

Читайте также:  Камни для здоровья зубов

Профилактика психического стресса (психопрофилактика) заключается в следующих мероприятиях:

— повышении устойчивости к стрессу заключается в психологической подготовке человека к встрече со стрессовыми ситуациями, вооружение его соответствующей философией, приобретение навыков управления состоянием психики;

— отреагирование отрицательных эмоций может быть непосредственным либо в позже смоделированной ситуации. Формы реагирования: агрессия с двигательным возбуждением (чаще у холериков), речевое возбуждение с руганью (чаще у сангвиников), слезы (у людей меланхолического склада).

Среди основных средств и методов саморегуляции психических состояний можно выделить:

методы прямой регуляции психического состояния;

трудотерапию, деловые игры как методы опосредованной регуляции;

методы психического самоуправления — нервно-мышечная (прогрессивная) релаксация; аутогенная тренировка; идеомоторная тренировка; сенсорная репродукция (метод образных представлений).

Техники психической регуляции для поддержания психологической устойчивости и оптимальной активности — это метод отвлечения, метод самоубеждения, метод самоприказа, метод самовнушения.

К первой группе методов можно отнести различные фармакологические средства, имеющие успокоительный эффект; музыкотерапия, чтение литературы или библиотерапия; ароматерапия; цветотерапия.

Во вторую группу методов входят имитационные игры: ролевые, деловые. Их суть заключается в проигрывании человеком определенных ролей и ситуаций, благодаря чему снижается уровень напряжения, человек прорабатывает возможные варианты действий в разных ситуациях. Также в эту группу относят трудотерапию или физические нагрузки.

В третьей группе методов особое значение принадлежит аутогенной тренировке, прогрессивной релаксации из-за их нарастающей популярности. Наряду с аутогенной тренировкой большую популярность приобрела так называемая «прогрессивная релаксация» (мышечное расслабление) для снятия эмоциональной напряженности (тревоги, страха) предлагает расслаблять мышцы.

В четвертую группу методов входят метод отвлечения, самоубеждения, самоприказа и самовнушения. Метод отвлечения заключается в переключении внимания на деятельность, не имеющую отношения к проблемным ситуациям; метод самоубеждения основан на представлении человеком предстоящей ситуацию и мысленной проработке вариантов действий.

Для успешного выполнения профессиональной трудовой деятельности должна быть развитой способность к актуальному «включению» адекватных конкретных рабочих ситуаций, способствующих формированию профессионально важных качеств в процессе обеспечения профессиональной деятельности. Такая возможность возникает благодаря эффективному функционированию системы, состоящей из средств саморегуляции, что и способствует формированию соответствия человека самым объективным требованиям профессиональной должности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Акимова, Н.А. Психосоциальные факторы риска профессиональной деятельности среднего медицинского персонала / Н.А. Акимова, Е.А. Андриянова, Р.Ю. Девличарова, Е.Н Медведева. // Вестник. – 2018. — №4. – С. 420–438.

Липатова, Е.Е. Психологическое здоровье сестры стационара / Е.Е. Липатова, Э.Н. Ахмадеева, Л.Р. Ахмадеева. // Медико-фармацевтический журнал «Пульс». – 2018. – № 7. – С. 57–61.

Марищук, В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса: учеб. пособие / В.Л. Марищук, В. И. Евдокимов. – СПб.: Сентябрь, 2001. – 259 с.

Масляков, В.В. Организация создания благоприятного микроклимата в коллективе медицинских сестер с целью предупреждения конфликтных ситуаций / В.В. Масляков, В.А. Левина, И.В. Романова, Н.М. Нехотящая. // Вестник новых медицинских технологий. – 2014. – № 1. – 168 с.

Никифоров, Г.С. Практикум по психологии здоровья / Г.С. Никифоров. – СПб.: Питер, 2005. – 350 с.

Овчинников Б.В, Профессиональный стресс и здоровье. Психология профессионального здоровья. / Б.В. Овчинников, А.И. Колчев. – СПб.: Речь, 2015. – 437 с.

Покровский В.И Энциклопедический словарь медицинских терминов / В.И. Покровский. — М.: Медицина, – 2005. – 960 с.

Программа развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010 –2020 годы [Электронный ресурс] / Электронный фонд правовой и нормативно технической документации. – 2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901786320 (дата обращения: 20.12.2020).

Скворцов, В.В. Профилактика нарушений психического здоровья в работе медицинской сестры. / В.В. Скворцов, А.В. Тумаренко, Е.М. Скворцова, А.А. Луговкина. // Медсестра – 2017. – № 2. – С. 10–13.

Спивак, И.М. Обучение сестринского персонала здоровьесберегающему (саногенному) поведению / И.М. Спивак, Е.Г. Бирюкова, И.Л. Артамонова. // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2014. – №43. – С. 139–148.

Шилова, Л.С. Ресурсы модернизации здравоохранения // Риск исследования и социальная практика. — М.: ИС РАН, 2011. – С. 69–89.

Источник

Adblock
detector